Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Когда нуар был ещё жив. История нуара


Когда нуар был ещё жив. История нуара

Сообщений 161 страница 170 из 175

161

"Странная любовь Марты Айверс" (The Strange Love of Martha Ivers), или Нуар и первая роль Керка Дугласа

Практически каждый кадр из этого фильма можно в рамочке вешать на стенку, настолько это красиво. И неудивительно: жанру нуар присуща высокая контрастность изображения и интересные ракурсы. Ну, и кроме того есть у нуара есть еще одно качество, которое привлекает зрителей: чаще всего до самого конца непонятно что ждет героев в итоге.

Интересные факты о фильмах

Начинается эта история в 1920-х годах, когда Марта Айверс, сирота, которую воспитывает тетка, в четвертый раз попыталась сбежать из своего родного города Айверстауна. Да, название намекает на то, что основан он был ее предками. Казалось бы: не дом, а полная чаша, чего еще было надо девочке? Любви. Ибо миссис Айверс, безусловно, племянницу приютила, но не более. Она для нее не дочь и даже не воспитанница, лучшем случае - девочка для битья. Ни одного ласкового слова, тотальный контроль над личностью, куча запретов. И тут в дело вмешивается судьба. Когда миссис Айверс бьет тростью котенка Марты, та толкает тетку. Лестница была крутая и в результате - труп. Казалось бы: чистый несчастный случай. Но... Все не так просто. Наследница огромного состояния не может быть замешана в скандале, поэтому учитель Марты делает все, чтобы скандала не было. Ведь свидетелей происшествия всего двое: его сыр Уолтер и друг Марты Сэми, уехавший в тот же вечер с бродячим цирком.

Интересные факты о фильмах
Марта Айверс в юности (Д. Вилсон).

Проходит 20 лет и вот Сэм Мастерсон, демобилизовавшись из армии, случайно оказывается в тех местах, где прошло его детство. У него вовсе нет желания ворошить прошлое, но поломка машины приводит к тому, что он возвращается в Айверстаун. Но происходят два события: он узнает, что Марта вышла замуж за Уолтера, и встречает симпатичную девушку Тони. Слово за слово и вот уже Сэм предлагает ее подвезти, когда машину починят. Вероятно, тут бы всем дело и закончилось, если бы Сэму ясно не дали понять, что в городе он - нежеланный гость.

Интересные факты о фильмах
Тони (Л. Скотт) и Сэм (В. Хефлин).

Осознав это, Сэм уперся и вместо того, как спокойно уехать, как он планировал, решил обязательно понять что происходит и кому он перешел дорогу. Он встречается с Мартой Айверс, ставшей миссис О`Нил, и с самим Уолтером О`Нилом, который как раз выставил свою кандидатуру на пост окружного прокурора. И становится ясно, что прошлое до сих пор очень много значит для всех троих.

Интересные факты о фильмах
Марта (Б. Стэнвик), Сэм и Уолтер (К. Дуглас).

Этот фильм до самого последнего момента будет держать зрителей в напряжении. Кого выберет Сэм, Тони или Марту? На чью сторону встанет Уолтер? Поможет ли он Марте скрыть еще одно убийство или же он это убийство предотвратит? Кто такая Марта Айверс, жертва обстоятельств или хладнокровная стерва?

Интересные факты о фильмах

Очень хороши актерские работы. И если Барбара Стэнвик - безусловно, не только гениальная, но и опытная актриса, уже сыгравшая в "Мордашке", "Горьком чае генерала Йена", "Познакомьтесь с Джоном Доу" и пр.) то для Керка Дугласа это была первая роль в кино. И он справился с ней блестяще. Его герой - исключительно сложный человек. Сломленный, но еще способный на поступки, безумно влюбленный в свою жену, но сумевший увидеть ее истинный облик.

Интересные факты о фильмах

Минусы. Мне не понравился образ Тони. Этот персонаж похож на кого угодно, только не на девушку, утром вышедшую из тюрьмы. Чистая кожа, профессиональный макияж, только-только сделанная модная прическа, отличный маникюр, хорошо сидящая одежда... Именно так выглядят вчерашние зэчки, да. А когда я узнала, что продюсер Х. Уоллес самолично переснял сцены с ней, сделав более крупные планы и насмерть поссорившись из-за этого с режиссером Л Майлстоуном... В общем, похоже, что актриса Л. Скотт была девушкой не слишком тяжелого поведения и пребывала в связи с продюсорем. И ставка делалась исключительно на ее внешние данные, а не на актерский талант. А зря, потому что рядом со Стэнвик она смотрится щенком бесхвостым. Миленько, но не больше.

Резюме: фильм очень неплох. А уж если вы любите нуар, Барбару Стэнвик или Керка Дугласа, то вам точно сюда.

Картинки с сайта https://www.imdb.com/

catherine-catty (с)

0

162

"Убийцы" (The Killers), или Хемингуэй наполовину

Почему наполовину? Потому что начало фильма снято по одноименному рассказу знаменитого американского писателя. В маленькое кафе приходят два гангстера. Они ищут информацию о Шведе, Оле Андерсене. Хозяин посылает товарища предупредить Шведа. Но тот безразличен. Он "завязал с этой беготней" и ничего не будет делать. Собственно, все , текст Хемингуэй кончился и кончились первые 12 минут фильма. А как же остальные полтора часа?

Когда нуар был ещё жив. История нуара

В них будет рассказываться то, что случилось до этого рокового дня и это уже будет чистое творчество сценаристов. Дело в том, что в бумагах Андерсена нашли страховку на 2 тысячи долларов в пользу некой дамы. Сотрудник страховой компании Джим Риардон пытается узнать, почему убитый хотел, чтобы именно она получила деньги.

Когда нуар был ещё жив. История нуара

Фильм снимал признанный мастер нуара Роберт Сиодмак. Вообще-то он родился в Германии, но вы представляете что такое еврей в III Рейхе? Поэтому он перебрался сначала во Францию, а с началом второй мировой войны - в США. Там его карьера сложилась более, чем удачно, Сиодмак снял ленты, вошедшие в золотой фонд американского кино. В том числе и "Убийц", которые уже не один год состоят в Национальном реестре фильмов, хранящихся в Библиотеке Конгресса.

Когда нуар был ещё жив. История нуара

Главные роли сыграли еще малоопытные Берт Ланкастер (у него это был второй фильм) и Ава Гарднер. Молодые актеры были хороши, как ясный день. Он - мужественный и сильный, с телом атлета и лицом античной статуи. Она - "девушка в свитере" (то есть актриса, при съемке которой упор делался в основном на формы), но вполне умеющая играть.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Китти (А. Гарднер)

И, между тем, мне фильм не очень понравился. Дело в том, что нуары (а лента "Убийцы относится именно к этому жанру) иной раз бывают чересчур прямолинейны. У них потрясающей красоты кадры, интересные герои ( мужчины с твердым характером и женщины, которые очаруют любого), в них часто присутствуют детективные элементы, но...

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Швед (Б. Ланкастер) и Китти (А. Гарднер).

Но многие вещи уж очень предсказуемы. Вот смотрите, кадр с двумя девушками и нашим героем, Шведом. Сразу видно, что скромная блондинка Лили не имеет никаких шансов, герой увлечен яркой брюнеткой Китти. Честные работящие парни, бывает, влюбляются не в тех женщин. Но не все поголовно. В нуарах исключений нет. И вот эта неотвратимость меня напрягает.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Лили (В. Кристин), Швед и Китти.

Еще больше удивляет то, что сами герои не просчитывают события не то что на неделю вперед, даже на минуту. Ладно, что Швед, выйдя из тюрьмы наступил на те же грабли, то есть снова связался с Китти. Мужчины иной раз думают совсем не тем местом. Но то, что Риардон не увидел, что Дам-Дам его сейчас ударит, в то время как это заметила даже я... Это как-то уж совсем подтасовывание событий получается.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Сэм (С. Любински) и Джим Риардон (Э. О'Браейн).

В общем, фильм красив. Но мне как образец нуара куда больше нравится, к примеру, "Странная любовь Марты Айверс". Эта ленту более логична и психологизма там побольше.

Картинки с сайта https://www.imdb.com/

catherine-catty (с)

0

163

Когда «хрупкая девочка» - это не комплимент, а угроза

Благодаря фильму «Хрупкость» можно понять, как сериал «Королевство», созданный Ларсом фон Триером, превратился в иной сериал - «Королевский госпиталь», который продюсировал Стивен Кинг, а также создал к нему сценарий. Именно в «Хрупкости» отыскиваются все те недостающие элементы, которые «внезапно» появились в проекте-эпигоне.

Однако для нас на первом месте всё-таки находится то обстоятельство, что лента была создана классиком «испанского триллера», режиссером Жауме Балагеро. «Хрупкостью» он заявил, что испанские триллеры, это не просто сумрачные фильмы, отличительной чертой которых является место действия, а особая специфика подачи пугающего и загадочного материала.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Афиша фильма «Хрупкость» (2005)

По этой причине действие ленты происходит на одном из британских остров, расположенных в Атлантике. Поскольку по ходу сюжета сообщается о важности туристического бизнеса, то мы бы подумали, что подразумевается Бург, Сен-Мартен или Джерси. Однако это расположенный в Ла-Манше остров Вайт. И именно здесь размещена детская больница.

Это леченое заведение давно планировали закрыть, и большая часть помещений пустует, да и осталось лишь восемь детей, преимущественно с легочными болезнями. Но именно они становятся «заложниками» сумрачной лечебницы.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Хрупкость» (2005)

В фильме объединены воедино две традиции «мистических триллеров». С одной стороны, вам дают пугающую завязку сюжета, походящую на пролог, сопровождавший почти каждый эпизод «Секретных материалов». С другой стороны, вас не спешат испугать, медленно, почти меланхолично нагнетая обстановку.

Помните избитую фразу про «ожидание праздника»? В данном случае предчувствие чего-то страшного становится ещё более пугающим, нежели само ужасное деяние. Особенно, если учесть, что агрессия «тёмных сил» направлена на детей. Они не могут постоять за себя, а оставшийся медицинский персонал не спешит верить их рассказам, полагая оные выдумками.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Хрупкость» (2005)

О чём собственно говорят испуганные дети, с ужасом каждый день ожидающие наступления темноты? Они сообщают, что на заброшенном этаже больницы обитает «механическая девочка». Туда уже многие годы никто не заглядывал. Даже лифт не останавливается на том уровне. А потому всё это считается чем-то вроде «колоритной местной легенды».

В данном случае мы слышим отголоски мистических представлений о куклах как подобии человека. Ведь «механический ребенок» - это тоже пусть и своеобразная, но кукла (вспоминайте «Трех толстяков»). Однако режиссер ведёт вас по ложному следу.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Хрупкость» (2005)

Почти все знакомы с принципами мистических триллеров и хорроров, а потому ожидают, что речь идёт о гибели девочки, некогда лечившийся в этом учреждении. Однако история оказывается более чем запутанной. И девочки по имени Шарлотта (так зовут механического призрака) в больнице никогда не значилось. А потому новой сиделке против своей воли приходится стать частным детективом. Ибо она тоже слышит по ночам таинственные механические звуки...

НУАР-NOIR (с)

0

164

Испанский триллер в духе «Гаража» Рязанова

С некоторым оговорами беремся утверждать, что именно эта лента дала начало кинокартинам, которые можно было бы характеризовать как HR-триллеры («Экзамен», «Философы: урок выживания», «Эксперимент Офис» и т.д.) Однако если в «Экзамене» основой сюжета является «тест на порядочность», то в данном случае говорится о проверке не беспринципность.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Афиша фильма «Метод Гронхольма» (2005)

Фильм - будто бы телевизионное шоу, где надо выбирать и удалять «слабое звено». Хотя бы по этой причине в нём есть нечто от «смертельных игр на выбывание», а также от детективов, где случается преступление в закрытой комнате. И в итоге сыщику приходится собирать всех подозреваемых в одном месте, обычно за столом.

Оттого групповое собеседование, учитывающее «коллективную динамику», напоминает знаменитый фильм «Ужин с убийством» (1976). Различие состоит лишь в том, что всякий из участников действа в любой момент может встать из-за стола и покинуть процесс соискания заветной должности.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Метод Гронхольма» (2005)

Хотя не так, в данном случае надо писать с большой буквы – Должности. Ибо имеющаяся вакансия в крупной корпорации видится многим как нечто несбыточно желанное. Эдакий макгаффин, облаченный в форму трудового контракта, или «кадровое Эльдорадо», если угодно.

Нескольким претендентам предстоит своего рода «ролевая игра» - выбирать тех, кто более всего не подходит корпорации. Напоминает многочисленные реалити-шоу, где различного профиля мастера борются между собой. Однако что примечательно. Не для того, чтобы стать первым в своей профессии, эдаким Олимпиоником в специальности, а лишь с целью попасть в «обойму» некого «небожителя».

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Метод Гронхольма» (2005)

Как вы можете догадаться, по мере того, как развивается сюжет, люди начинают демонстрировать далеко не самые лучшие свои качества. Как там говорилось? «В любви и на войне все средства хороши». Постепенно собеседование превращается в самую настоящую «холодную войну». Кажется, ещё немного и дело дойдет до рукоприкладства (мяч, брошенный Фернандо в лицо девушке).

Лично нам вспомнился второй слоган «Секретных материалов» (в той части, когда речь шла о т.н. «курильщике»): «Лгать. Изворачиваться. Вводить в заблуждение». И самым важным в этом фильме является его финал, который указывает на то, что Должность – это пустое место в постоянно меняющемся мире.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Метод Гронхольма» (2005)

Это подобно тому, как ни один уважающий себя специалист не будет участвовать в телевизионных конкурсах, где победителю дают работу в неком престижном заведении. Хороший специалист всегда будет стремиться трудиться сам на себя, дабы не идти на сделки с совестью.

НУАР-NOIR (с)

0

165

«Придет день, и я тебя узнаю»

Триллер «Лица в толпе» (2011), несмотря на преимущественно американский актерский состав, смотрится весьма по-европейски. Что вполне объяснимо - его снимал стараниями французских студий французский же режиссер Жюльен Манья.

Надо сказать, что это был в известной степени эксперимент, поскольку данный кино-творец известен как создатель ядовитой пародии на фильмы ужасов «Кровавая Мэлори». Но в данном случае не имелось ни намека на иронию. «Лица в толпе» - не только криминальный, но и пронзительно драматичный фильм.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Лица в толпе» (2011)

Отправной точкой сюжета стали две характерные для нуара как мрачного мета-жанра в целом предпосылки. Во-первых, действия серийного преступника, известного как «Плачущий Джек». Во-вторых, потеря памяти. Однако Манья решил, что бесконечное тиражирование темы амнезии утомило зрителя, а потому предложил несколько иной подход к «проблеме».

Учительница начальных классов, которую играет Милла Йовович, становится невольной свидетельницей злодеяния. Скрываясь от маньяка, она падает с моста, в прямом смысле слова ударившись головой. Сильное психологическое потрясение и физическая травма в сумме дали необычный результат – героиня перестает узнавать людей.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Лица в толпе» (2011)

Не то чтобы она вообще никого не помнит, дескать, из памяти удалили «список контактов». Нет. Просто её сознание отказывается от такого важного идентификатора личности, как узнавание образов. Наступает «слепота на лица». Говоришь с человеком, отвлекся, обвернулся, а того уже иная физиономия. Причем, не у какого-то одного конкретного, а у ВСЕХ ВОКРУГ.

Это ли не выражение характерного для криминальных фильмов безумия, которое обычно передается через параноидальные симптомы? Представьте себе – целый мир незнакомых людей. Ни одного знакомого лица. А иногда целые ряды одинаковых обликов. И это было бы не так страшно (с подобным синдромом можно бороться), если бы не криминальная составляющая истории.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Лица в толпе» (2011)

Один из полицейских с горькой иронией замечает: «Чудесненько! У нас единственная выжившая свидетельница. И та толком не может ничего вспомнить». К слову сказать, в подобных условиях всякого рода «опознания» проводить бессмысленно. Суды нередко отклоняли свидетельства по причине близорукости или рассеянного склероза. Что уж говорить о таком сложном отклонении?

Впрочем, задача усложняется тем, что если Анна (так зовут героиню) не может узнать преступника, разгуливающего на свободе, то вот у него с этим проблем никаких нет. В итоге один из бесчисленных незнакомцев, населяющих планету, может быть смертельно опасным.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Лица в толпе» (2011)

Ещё очень интересно было смотреть титры этого фильма, там только одних женихов Анны было штук пятнадцать. Это ли не повод для паники? Ушла на кухню, а по возвращению в спальне уже другой персонаж. Или моргнула во время «личных игр», и уже иной партнер…

НУАР-NOIR (с)

0

166

Загадка триллера, в коем надо постараться найти криминал

Эту ленту Микеланджело Антониони разобрали в своё время по кадрам, проанализировали всевозможные аспекты, но всё равно кое-что укрылось от взора кинокритиков. Начнем с самого простого: места, которое этот фильм, занимает в недрах криминального жанра.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Фотоувеличение» (1966)

Его можно было бы назвать «переходным мостиком» от классического нуара к современным фильмам. Цепочка преемственности выглядит следующим образом. Рассказ Вулдрича «Наверняка, это было убийство» - фильм Хичкока «Окно во двор» - рассказ Хулио Кортасара «Слюни дьявола» - «Фотоувеличение» - триллер Копполы «Разговор» - триллер Брайана де Пальма «Прокол».

Если вы не видели этот фильм раньше, то скажем пару слов о сюжете. Томас - модный фотограф, в студию к которому длинной очередью стоят красивые девицы. Однако тот хочет создавать «жизненные фото». Один из снимков он сделал в парке. Позже, изучая многократно увеличенные детали, он приходит к выводу, что стал невольным свидетелем убийства.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Фотоувеличение» (1966)

Итак, самый важный момент в этой ленте, который так и не отметили обозреватели и кинокритики – это зыбкость конспирологических конструкций, многие из которых кажутся надуманными и даже просто бредовыми. И в приведенной выше «цепочке», составленной из произведений искусства, не хватает одного вполне реального события – покушения на президента Кеннеди.

На важность этой трагедии указывают некоторые моменты изысканий Томаса, которые повторяют аргументы в связи с «выстрелами в Далласе». Во-первых, фотограф обнаруживает в кустах фигуру человека с пистолетом, что аналогично предполагаемому «второму снайперу», которого многие «находили» на фото в листве (на фото с места трагедии)

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Фотоувеличение» (1966)

Во-вторых, испуганное выражение лица Джейн на фото сходно с гримасой ужаса у Жаклин Кеннеди. И самые важным в этой связи является «призрачность» аргументов. Многие исследователи десятилетия не могут дать ясного ответа, подобно тому, как Томас не уверен, что преступление было на самом деле.

Иллюзорность его построений показана через знаменитую сцену с мимами, которые якобы играют в теннис, используя «невидимые» ракетки и мячик.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Фотоувеличение» (1966)

То, что Томас согласился поднять несуществующий мяч, говорит о готовности принять правила игры и отказаться от лишних вопросов. Какая разница, было преступление или нет? Да и собственно, даже если было, я всё равно не знаю, кем был убитый...

НУАР-NOIR (с)

0

167

Плебойное трилл-фэнтези, в коем волки совершенно ни при чем

Уже при знакомстве с этой картиной выяснилось, что волков (ни био-, ни техно-) в ней не будет. Так как фирма, тиражировавшая фильмы, очень вольно обошлась с именем собственным. А именно, Беовульфом.

На староанглийском это означает «белый волк» - по этой причине персонажа Кристофера Ламберта сделали то ли акцентированным блондином, то ли героем, который стремительно и рано поседел от «всякого пережитого».

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Беовульф» (1999)

Надо сказать, что задумка была весьма неплохая. Смешать между собой элементы классического эпоса, триллера, фэнтези и постапокалипсиса. И всё это приправить всякого рода постиндустриальными штучками, происходящими под звуки весьма модного в те времена «техно».

Отметим, что в год выхода фильм не произвел особого впечатления на критиков (если мы говорим о положительных эмоциях). Однако сейчас смотрится весьма броско, вызывающе и даже эпатажно. Некоторые сцены и вовсе получились очень сильными. Чего того стоит эпизод с попыткой спасти детей, что в итоге наоборот обрекает их.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Беовульф» (1999)

Подобная «двойственность» в отношении неких архитектурных сооружений обнаруживается и самом начале кинокартины. Когда войска неких удельных «воевод» осаждают замок. Однако не для того, чтобы захватить его, а дабы откуда никто не вышел.

Невольно вспоминается старый анекдот про «высокие стены»: «- Чтобы жулики туда не залезли? – Нет, чтобы жулики оттуда не вылезли». Замок в округе считается проклятым, а потому туда не особо горят желанием попасть. Исключением является главный герой. Кажется, что ему плевать на всякого рода «россказни».

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Беовульф» (1999)

Однако на самом деле это не так. Он воспринимает борьбу с тёмными силами как своего рода миссию, помогающую ему самому не стать «тьмой». Очень похоже на фабулу «Ван Хельсинга», которого снимут пять лет спустя. Опять же некоторые локации напоминают «Игру престолов». Так что нельзя говорить, что фильм прошёл совершенно «незамеченным».

Нас же интересует то обстоятельство, что в условиях постапокалипсиса (причины заката цивилизации от зрителя сохранили в тайне) мир не внезапно оказался в первобытном состоянии, начав свою историю заново («час ноль»), а откатился лишь несколько назад. А потому пребывает в «осени средневековья» (если прибегать к формулировкам Хейзенги).

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Беовульф» (1999)

А для того, чтобы зритель не особо скучал (в случае хорошего знакомства с классикой) действие снабдили известной порцией тестостерона то ли в стиле «Зены – королевы войной», то ли видео-приложения самого известного «мужского журнала». Хотя в данном случае это не было самоцелью.

НУАР-NOIR (с)

0

168

Механическое презрение к человеческой жизни как смысл фильма

Несмотря на блистательных представителей мира кино, оказавшихся по разные стороны камеры в фильме «Механик» (1972), тот не очень любят вспоминать. Причина, наверное, кроется в том, что в ленте вообще нет положительных персонажей как таковых. Ни одного. Сочувствие не вызывают ни жертвы, ни преступники.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Механик» (1972)

«Механик» находился у самого начала творческого сотрудничества известного криминального режиссера Майкла Виннера («В яблочко!», «Скорпион», «Ночные пришельцы») и не менее прославленного Чарльза Бронсона. Хотя актеру казалось, что звёздный час прошел.

Однако именно Виннер реанимировал его известность. Постепенно сотрудничество превратилось в плодотворный творческий тандем, в котором от «Механика», через «Хладнокровного убийцу» Бронсон пришёл к трилогии «Жажда смерти», ставшей самым известным проектом в его послужном списке.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Афиша фильма «Механик» (1972)

А ещё «Механика» можно полагать завершением иной трилогии, на сей раз об «отстраненных убийцах». Этому фильму как бы предшествовали «Самурай» (1967) Мельвиля и «Убрать Картера» (1971) Ходжеса. Характерно, что персонаж Бронсона активно занимается восточными единоборствами.

Сразу же отметим, что ремейк этой кинокартины с Джейсоном Стейтемом в главной роли в смысловой части оказался слабее оригинала, хотя и превосходил по части трюков и спецэффектов. Оригинальный «Механик» таил в себе важную мысль: что персонажи видят в этом на первый взгляд обычном слове?

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Механик» (1972)

Немолодой уже киллер воспринимает его как синоним изобретательности. Он трактует свою работу как некое сумрачное искусство, а потому он окружен картинами Босха и погружается в размышления под классическую музыку. Он одинок, а потому даже придумывает ролевую игру с любовными письмами. Но даже во время неё он остается отстраненным.

Его «молодой ученик» становится «механиком» по причине механического презрения к любой жизни. Он даже не человек в полном понимании слова. Он механизм, пропитанный цинизмом и стремлением жить в удовольствие. В то же время для героя Бронсона его «страшное призвание» - лишь возможность ни от кого не зависеть.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Механик» (1972)

Весьма показательной является сцена, в которой Луиза, подружка молодого человека, готового встать на преступный путь, грозит покончить с собой. Стив предвкушает «зрелище», в то же самое время находящийся поблизости Артур Бишоп наблюдает за Стивом. Они оба циничны и даже в некоторой мере обладают схожими чертами лица. Но их цинизм всё-таки различается.

Фильм очень сложно как-то классифицировать с точки зрения жанровой принадлежности. Он начинался как неспешный триллер, который затем стал походить на нео-нуар, а динамичный финал вызывает в памяти «бондиану», внезапно скатываясь в бешеную перестрелку, более характерную для еврокрайма. Хотя последний эпизод просто шикарный!

НУАР-NOIR (с)

0

169

Так кто же пришелец-камикадзе из фантастического нуара?

Если будете искать фильм «Пришелец», то ориентируйтесь на год выхода – 2001-ый. Ибо кинокартин с подобным и схожими названиями – пруд пруди. Тем удивительнее, что именно про эту вспоминают достаточно редко.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Пришелец» (2001)

Эта лента была детищем Гари Фледера - режиссера, известного своими качественными триллерами («Чем заняться мертвецу в Денвере», «Не говори ни слова», «Целую девушек»). Хотя справедливости ради отметим, что к фантастической тематике он почти не прикасался, хотя и дебютировал именно в оной малоизвестным фильмом «Спутник жизни» (1994).

В своё время интриги добавляла дискуссия между видевшими «Пришельца». Они разделились на два лагеря. Одни доверяли титрам и уверяли, что это была экранизация одного из рассказов Филипа К. Дика. Другие призывали не верить экрану и полагали, что в основе ленты была повесть Брэдбери «Я – инопланетянин».

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Афиша фильма «Пришелец» (2001)

Однако лично нас интересовало совершенно иное. Поначалу показалось, что в фильме были скрытые отсылки и иным фантастическим лентам, в частности, к «Звездному десанту» Пол Верховена. Нет, не показалось. Часть реквизита была общей. Опять же атмосфера фильма весьма напоминает «Бегущего по лезвию». Не случайно, в кинокартине рассуждают не об андроидах, а о репликантах.

Если говорить о жанровой принадлежности фильма, то он уже как бы покинул недра нео-нуара, но ещё не оказался в пространстве киберпанка. Причем, от нуара в киноленте много больше, включая сквозную тему «беглеца», которую можно выводить из «Отчаянного» (1947).

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Пришелец» (2001)

От фантастики здесь самый минимум. И тот построен на общих мрачных пейзажах и некоторых допущениях. Например, вы так и не увидите «центавров», с которыми ведут ожесточенную войну земляне. Все сведения будут доноситься до вас исподволь. Через вещание, от свидетелей. Даже тема «купола» не была нова – она наличествовала во втором «Горце».

Однако в сумме все эти компоненты производят самое благоприятное впечатление, ибо получилось очень загадочно и весьма мрачно. Причем, главная тайна органично дополняется сумрачной атмосферой. И базируется она (тайна) на попытке понять, кем же является «на самом деле» военный исследователь Спенсер Олем.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Пришелец» (2001)

Спецслужбы, с типично гестаповскими методами работы и неиссякаемым презрением к человеческой жизни полагают, что действительный Олем убит, а его место занял пришелец-камикадзе, который должен «устранить» канцлера планеты во время официального визита в специальную лабораторию, дабы увидеть оружие нового типа (оное, как и пришельцев в итоге не покажут).

Сам Олем категорически не согласен с тем, чтобы его вскрыли в поисках взрывного механизма. А потому стремится доказать свою невиновность, что становится действительно «вопросом жизни и смерти». И что интересно, обе стороны конфликта в известной степени заблуждаются. Хотя об этом вам сообщат в неожиданном финале.

НУАР-NOIR (с)

0

170

Что если на «Ноевом ковчеге» окажутся зомби?

В своё время кинокритики предрекали фильму «Пандорум» скорое забвение, однако он продолжает даже многие годы спустя после выхода на экраны привлекать внимание зрителей. Нам же хотелось бы обратиться к тем моментам картины, которые не были отмечены большинством обозревателей, а потому делают её вдвойне интересной.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Пандорум» (2009)

Многие отмечали перекличку этой ленты с космическим хоррором «Сквозь горизонт» (1997). Вполне предсказуемо - ведь продюсером в данном случае был Пол Андерсон, указанный «горизонт» некогда ставивший. Но куда более важным был творческий путь собственно режиссера, Кристиана Альварта, известного как мастер «германского триллера» («Антитела», «Звонок мертвецу» и т.д.).

По этой причине «Пандорум» - это отнюдь не фантастический боевик, герои которого спасаются от космических зомби. Это именно триллер, причем, снабженный очень мощной мифологической составляющей. Если же говорить об источниках вдохновения, то можно выделить две знаковых для мрачного кино киноленты.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Пандорум» (2009)

Ребенок-монстр и сцена «купания» в резервуаре с останками явно указывают на «Феномен» Дарио Ардженто. А есть принять к сведению, что в первоначальной версии сценария космический корабль предполагалось сделать тюрьмой, то очевидна аллюзия к третьей части «Чужих», которой впервые явил себе публике Дэвид Финчер.

Однако у «Пандорума» совершенно самостоятельный сюжет, привлекающий много больше, нежели какие-то визуальные решения. Во-первых, весьма необычно обыграна характерная для криминального кино тема амнезии. Она связана с выходом из анабиоза. Один из членов экипажа корабля приходит в себя, а собственно экипажа нет. Да и на корабле явно что-то неладное.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Пандорум» (2009)

Ни света, ни других представителей команды, которые должны сдать ему вахту. Да и сознание пребывает в полном тумане. Второй загадкой становится появление в высшей мере неприятных существ (нечто среднее между орками и зомби), которые ведут самую настоящую охоту на людей, оставшихся в живых.

Третья загадка, это сугубая миссия корабля, напоминающего «Ноев ковчег», ибо он должен принести жизнь на пригодную для жизни планету. В части переклички с мифами фильм наиболее интересен. Капрал Бауэр явлен как «культурный герой», которому предстоит совершить «путешествие на край». В данном случае пробраться к реактору и перезапустить его, дабы вернуть жизнь кораблю.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Пандорум» (2009)

Опять же действие происходит как бы в мифическое время, так как о событиях некоторого прошлого оставшиеся в живых свидетели повествуют в форме сказаний («три индейца»), ядром которых стало предание о «грехопадении короля». Традиционный миф как бы пытаются противопоставить новой этике Ницше, предполагающей, что с гибелью человечества происходит «смерть Бога».

Особой похвалы заслуживает финал, который во многих фантастических триллерах бывает стандартным, но только не в «Пандоруме» Забыли сказать, пандорум - это выдуманная космическая болезнь, а вовсе не название корабля. Тот именуется «Элизиум» - опять же прямая отсылка к мифам.

НУАР-NOIR (с)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Когда нуар был ещё жив. История нуара