Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Когда нуар был ещё жив. История нуара


Когда нуар был ещё жив. История нуара

Сообщений 141 страница 150 из 175

141

Какие «мутации» скрываются за вашим телевизором?

Мы уже не раз говорили о фильмах, показывавших изнанку Голливуда. Пришло время поведать о кинокартине, которая пытается явить зрителю закулисье телевидения. Если сравнивать фильм 2006 года «Телевизор» с какими-то лентами, то в нём есть что-то от «Игрока» (1992) или «Однажды в Голливуде» (2006) – это не который тарантиновский, а который с Робертом Де Ниро в качестве продюсера в главной роли.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Телевизор" (2006)

Мы имеем нечто среднее между производственной драмой и маркетинговым триллером, но поскольку зрителю представлены страдания сценариста, работающего на ТВ, то это ещё и печальная комедия. Хотя, конечно, в данном случае жанр не так важен, как актерский состав. Когда в главных ролях Дэвид Духовны, Сигурни Уивер, Иоан Гриффит и Джуди Грир, то уже невольно хочется посмотреть.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Афиша фильма "Телевизор" (2006)

Задумал как-то сценарист Майк Кляйн сделать качественный сериал. Нечто вроде «Звоните Солу» (хотя, конечно, он слыхом не слыхивал ни про Сола, ни про «Во все тяжкие», так как лента появилась на свет за два года до их «рождения»). Казалось бы, хорошая затея. Но только не для американского телевидения.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Телевизор" (2006)

Проект начали изрядно менять уже на самой начальной стадии. А, может быть, обойдемся без смерти брата главного героя? Но это же определяет суть его характера. Да, но зритель такое не любит. Чтож… (как говорили котики в одном меме).

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Телевизор" (2006)

А затем пришло время исполнителей. Не важно, что думает на этот счет сценарист. Ведь планируется же комедия… А потому главный герой должен быть прикольным. И так в сюжете появляется персонаж не слишком-то ещё известного широкой публике Френа Кранца (до культовой «Хижины в лесы» осталось всего каких-то семь лет).

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Телевизор" (2006)

И это (обратите внимание!) ещё не начались съемки пилотной серии. Появление оной на свет тоже ничего не гарантирует. Как пошутил один персонаж: «Наша штрафная стоянка уставлена Мерседесами актеров, которые наивно решили, что после пилота сериал непременно возьмут на ТВ». К слову сказать, тема «пилотов» весьма популярна в криминальном кино. Вспоминайте, например, «Криминальное чтиво» (сцена с анекдотом от Мии Уоллес)

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Телевизор" (2006)

По мере того, как дело идёт к финалу от изначальной идеи сериала ничего не остается. Напоминает опять же анекдот с финальной фразой про Некрасова на берёзе. А вообще у меня складывается такое ощущение, что наши (то есть российские) телевизионщики решили использовать данный фильм как пособие. Видимо, им забыли сказать, что это сатира. Причем, телевидение обличающая. Иначе никак не объяснишь качество вручаемого нам «продукта». Большую часть коего ни фильмами, ни сериалами язык не поворачивается назвать…

НУАР-NOIR (с)

0

142

Эрофото в одном из последних советских детективов, снятых в Прибалтике

В советское время в Прибалтике делалось достаточно много детективных фильмов. Например, ленты Рижской киностудии, которая в данном вопросе едва ли не лидировала, можно полагать почти отдельным «жанром» («Шах королеве бриллиантов», «Смерть под парусом», «Мираж», «Малиновое вино» и т.д.)

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Фотография женщины с ружьем и диким кабаном» (1987)

Однако фильм, о котором сегодня мы будем рассказывать, стоит особняком даже в среде прибалтийских криминальных лент. Он уже не совсем советский, хотя ещё не перестроечный. В фильме «Фотография женщины с ружьем и диким кабаном» (1987) остро ощущается межвременье, тёмная тоска которого невольно напоминает ленты об эпохе «декаданса» («Первая встреча – последняя встреча», «Черная вуаль»).

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Фотография женщины с ружьем и диким кабаном» (1987)

Опять же в фильме поразительно часто вспоминают «буржуазное время», то есть период, когда прибалтийские республики уже перестали быть частью Российской Империи, но ещё не вошли в состав Советского Союза. Хотя отсылки по формальному признаку вполне уместны, ибо отдельным персонажам в указанный период могло быть в 18-20 лет.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Фотография женщины с ружьем и диким кабаном» (1987)

Фильм был экранизацией повести Андреса Колбергса «Обнаженная с ружьем» (1983). Если не обращать внимания на некий элемент провокационности, то название опирается на то обстоятельство, что действие вращается вокруг работы одного модного фотохудожника – Рудольфа, в студии которого всегда полным-полно симпатичных и легко одетых девиц. Опять же он делает серию про игривых охотниц, которые не обременены лишней одеждой, но всё-таки вооружены.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Фотография женщины с ружьем и диким кабаном» (1987)

И в какой-то момент фотографа убивают. Причем, не в самом начале фильма, а где-то посередине. В него стреляют из двустволки с чердачного помещения, когда Рудольф идет через двор. Казалось бы, что это какая-то нелепость. Многие отзываются о фотографе сугубо положительно, мол, очень приятный молодой человек. Всегда был готов помочь, да и знакомым делал фото подешевле.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Фотография женщины с ружьем и диким кабаном» (1987)

Однако человек оказался не слишком-то хорошим, ибо в какой-то момент на сцене появились действующие лица, которые добровольно были готовы взять на себя вину за преступление. В частности, потерявший здоровье на афганской войне Карлис. Хотя по причине того, что он прикован к инвалидной коляске, подозрения с него были сразу сняты; дескать, товарищ себя оговорил, куда ему скакать по чердакам с ружьем.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Фотография женщины с ружьем и диким кабаном» (1987)

И важным в деле становится фотография очень приятной девушки, упоминание которой как раз вынесено в заголовок фильма. В связи с этим объектом есть даже внутренняя ирония. По поводу фото следователь задает вопрос: кто не нём запечатлен? Некто отвечает: очень похоже на актрису Мирдзу Мартинсоне. Хотя по сюжету это была учительница Юдита Жирака, которую в фильме как раз играет… Мирдза Мартинсоне.

НУАР-NOIR (с)

0

143

«Монтекки vs. Капулетти» в американской глуши

Скажем честно, в 2013 году фильм «Руины прошлого» привлек редких зрителей. Хотя лента достойна много большего. И после очередного просмотра ни разу не удивляешься, что её режиссер Джереми Солнье работал над третьим сезоном «Настоящего детектива».

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Руины прошлого» (2013)

Это творец мрачного криминального кино («Придержи тьму», «Зелёная комната») вообще чужд какого-либо пафоса. А потому проблему отмщения он подает зрителю с предельно неромантическим натурализмом. Если прибегать к каким-то расхожим формулам, то в его случае: месть – это блюдо, которое протухло. Именно так. Никакой привлекательности, никакого позёрства. Всё в известной степени коротко, отталкивающе и местами нелепо.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Афиша фильма «Руины прошлого» (2013)

Опять же весьма интересна подача истории, в которую вы как зритель попадаете откуда-то посередине. Вы понятие не имеете, с чего всё началось и чем всё закончится. Ответы вы будете получать по мере того, как двигаетесь к финалу. То есть получается своего рода параллельное повествование, но без всякого рода флешбэков. Режиссер словно говорит вам, что жизнь есть только здесь и сейчас.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Руины прошлого» (2013)

Это по российским меркам глушь – болота, да сумерки. В США вполне можно устроиться на берегу океана в машине и успешно бомжевать, отращивая бороду. В итоге главный герой наводит на мысль о том, что ему захотелось обратно в эпоху хиппи, кою он не застал даже ребенком. Опять же явно – он бежит от мира. Что стало причиной трагедии, вы ещё не знаете. Для него всё меняется, когда местный коп показывает газетную вырезку.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Руины прошлого» (2013)

Оказывается, на свободу (по сделке со следствием) выходит некий субъект, осужденный за двойное убийство. И бородач решает, что ему пора в дорогу. По пути он мучительно пытается решить проблему оружия. Это в боевиках оно почти валяется на дороге. В реальной жизни с этим могут возникнуть проблемы. Опять же именно из этого фильма узнал, что есть специальные «замки» для револьверов. И те много крепче, чем сам револьвер.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Руины прошлого» (2013)

Противостояние нарастает постепенно. Застарелая вражда двух семейств, поводом для которой стал, казалось бы, пустяк, подобно пожару на торфяном болоте – долгое время тлела, невидимая для сторонних людей, но в какой-то момент вырвалась наружу. Но не мощными всполохами подлинного пламени, а удушливым дымом, накрывающим всю округу.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Руины прошлого» (2013)

Этот тот случай, когда не хочешь «подводить черту», но надо. Опять же главный герой напрочь лишен какой-то героичности. Например, он так и не смог вынуть стрелу из своей ноги. А какой-нибудь Рембо сделал бы это с весёлой ухмылкой. Да и стрелять он толком не умеет, а потому даже найдя оружие, он не может толком решить свои проблемы.

НУАР-NOIR (с)

0

144

Возвращение в юность как криминальное переживание

В оригинале фильм «Город тайн» (2020) назывался «Засуха». И это более точно передает его тяжелую и неспешную атмосферу, когда из-за жары обнаружились русла высохших рек, исчезли некогда существовавшие озёра, а вместе с тем предельно накалились страсти в одном небольшом австралийском городке, расположенном где-то в глуши континента. Здесь не было дождя почти целый год.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Город тайн» (2020)

Надо сказать, что австралийский нео-нуар заметно превосходит по качеству своего скандинавского собрата. Хотя бы по причине осмысленности происходящего в кадре. Можно вспомнить сериалы «Джейк Айриш», «Старая закалка» или же кинокартину «Голдстоун».

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Город тайн» (2020)

В данном случае использована характерная для многих криминальных произведений завязка – возвращение главного героя в город юности. Если вы знакомы с принципами мрачного жанра, то понимаете, что ничего хорошего подобное действие не сулит. Речь пойдет вовсе не о романтических волнениях. Например, на это указывают фильмы «Убрать Картера», «Ядовитая роза», «Руины прошлого», а также сериал «Острые вещи» и т.д.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Город тайн» (2020)

С самого начала вы знаете, что повод для возвращения полицейского детектива Арона Фалька ничего радостного в себе не несёт. Он едет на похороны друга. События выглядит и вовсе минорными, так как погибли его жена и маленький сын. И основная версия – что это дело рук «отца семейства», который, не вынеся сделанного в приступе гнева или же депрессии, покончил с собой.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Город тайн» (2020)

Впрочем, подобная трактовка устраивает не всех. В первую очередь - пожилых родителей обвиненного во всех смертных грехах Люка, который теперь уже не может ничего сказать в свою защиту. И главный герой решил помочь местной полиции, тем более что у сержанта из крошечного селения опыта в ведении подобных дел нет никакого.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Город тайн» (2020)

Создатели фильма умело манипулируют настроениями зрителей, давая массу ложных подозрений, равно как самых невероятных версий, ибо в фильме оказались переплетены между собой два преступления: совершенное «сейчас» и бывшее «в юности двадцатилетней давности». И в неспешном темпе повествования (собственно как и положено нуару) возникают всё новые и новые вопросы, которые буквально повисают в густом от пронзительной жары воздухе.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Город тайн» (2020)

Не побоимся сказать, что «Город тайн» - это один из лучших криминальных фильмов последнего года. В нём нет ничего лишнего, хотя сюжет выглядит несколько запутанным. Однако именно по этой причине подлинные тайны, которые осторожно хранит маленький провинциальный городок, вы узнаете лишь в самом финале.

НУАР-NOIR (с)

0

145

«Сумерки», но не с вампирами, а с легко одетой Уизерспун

Хотя на самом деле формы юной (на момент 1998 года) актрисы – это, так сказать, вишенка на торте. Подлинная привлекательность этого неонуара в его мега-звездном основном актерском составе: Пол Ньюман, Джин Хэкмен, Сьюзан Сарандон. Разве это ли не повод, чтобы посмотреть данный фильм?

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Сумерки» (1998)

«Сумерки» - самый что ни на есть типичный неонуар, который открыто апеллирует к стилистике криминальных фильмов 40-50-ых годов. Как в манере подачи материала, так и в самом сюжете, который многим показался неспешным. Однако в мрачном мета-жанре, это несомненный плюс, а не вовсе не недостаток. Опять же режиссер Роберт Бентон («Крамер против Крамера») знал толк в криминальном кино. Можно вспомнить, например, его триллер «В ночной тиши (1982)» или гангстерскую драму «Билли Батгейт» (1991)

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Афиша фильма «Сумерки» (1998)

Опять же свою карьеру в кинематографе он начал как сценарист прославленной ленты 1967 года «Бонни и Клайд», в котором как раз одну из ролей исполни Джин Хэкмен. На сей раз он играет немолодого и тяжело больного голливудского деятеля, который из дружеских соображений поселил у себя в имени старого приятеля.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Сумерки» (1998)

Гарри Рос (в исполнении Ньюмана) когда-то был полицейским, затем стал частным детективом. А потом основательно «залез в бутылку». А теперь он выполняет небольшие поручения Джейка Эймса, становясь своего рода «решалой». То сбежавшую в Мексику дочурку вернет домой. То избавит оную от предосудительной и неподобающей компании. А поскольку та отдыхает на мучачо-пляжах, то в данной ситуации сможете увидеть её фигуру.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Сумерки» (1998)

В какой-то момент было поручено ещё одно небольшое и, казалось бы, совершенно элементарное дельце. Надо вручить пакет некой особе. Хотя каноны нуара заповедуют, что именно с таких пустячков и начинаются серьезные неприятности. Гарри вместо пышнотелой блондинки по указанному адресу обнаруживает изрядно продырявленного частного детектива, который, отходя в мир иной, тычет в персонажа Ньюмана пистолетом.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Сумерки» (1998)

Собственно, что происходит на самом деле интересно и полиции, и самом Россу. Выясняется, что всё не так просто в доме Эймсов. И это милое семейство может хранить в своем далеком прошлом очень мрачные тайны. А потому перед главным действующим лицом стоит нелегкая задача: и самому выпутаться из неприятностей, и правду узнать, и обезопасить своего шефа, к жене которого он питает не совсем дружеские чувства.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Сумерки» (1998)

А ещё для фильма характерен типичный нуарный юмор: «Вот не надо мне о желаниях. Я, например, хотела бы быть натуральной блондинкой». « - Я иногда бываю вредной… - Это не так страшно по сравнению с тем, когда ты в меня стреляешь»

НУАР-NOIR (с)

0

146

Прибалтийские красавицы в советском детективе со «сладким» названием

Мы продолжаем рассказывать о криминальных фильмах, которые в советское время были сняты на Рижской киностудии, и стали своего рода визитной карточкой этого творческого предприятия. Лента «Малиновое вино» (1984) в известной степени предваряет кинокартину «Фотография с женщиной и диким кабаном», про кою мы недавно рассказывали вам.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Малиновое …» (1984)

Опять мы можем видеть тему мещанства, одержимого вещами и показным комфортом. Весьма показательно, что в обоих фильмах звучат слова про оранжерею цветов, «доставшуюся от отца». Хотя в случае с фильмом 1984 года очевидным символом мнимого процветания становится двухэтажный дом, находящийся на одном из латвийских хуторов.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Афиша фильма «Малиновое …» (1984)

Тот хотя и не отремонтирован до самого конца, но действительно напоминает усадьбу, в которой современная техника (многоуровневый проигрыватель «Электроника») соседствует с подлинным антиквариатом. Да и сам владелец дома чувствует себя небольшим помещиком, но никак не инженером. Друзья, которых он пригласил на день рождения, даже подшучивают, мол, тебе тетушка-миллионер оставила наследство?

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Малиновое …» (1984)

Несмотря на то, что повод собраться у нескольких человек вполне радостный, с самого начала фильм наполнен мрачными тревогами и смутными намёками. Малина, которую прокручивают, напоминает кровавые следы. Супруга инженера бросает в шутку: убить тебя мало – когда падает банка с протертыми ягодами. Во время игры в прятки один из гостей прячется под ветками и весьма напоминает труп. В лесу раздаются странные звуки и вой волков. Сцены в доме полны пугающих красных отсветов.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Малиновое …» (1984)

И в какой-то момент хозяина дома находят убитым в подвале, куда он спустился за очередной порцией угощения. Наряд может прибыть на хутор только утром. Впереди ночь. И импровизированное следствие начинает вести майор милиции - старый друг погибшего, которого убитый будто бы специально пригласил на празднование.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Малиновое …» (1984)

Под подозрением оказываются буквально все, даже красивые гостьи, сыгранные чем-то внешне похожими друга на друга Мирдзой Мартинсоне и Инессой Паберза. Только первая несколько повыше ростом, чем вторая. Что интересно - опять использован прием игры со смыслами. Мартинсоне играет как бы саму себя, то есть актрису, задействованную в криминальных картинах. Ей говорят: а мы вас недавно видели - явно намекая на многосерийный телефильм «Мираж» (1983)

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Малиновое …» (1984)

А вообще невольно подумалось: что осталось ныне от заводов, подаренных «большим братом» прибалтийским республикам? Теперь вместо высокоточного технологичного производства (важный мотив в киноленте) наличествуют только пустые корпуса. Стремление на хутор, показанное в фильме, оказалось почти пророчеством.

НУАР-NOIR (с)

0

147

Японский нуар с самым мятежным писателем современности в главной роли

Многие сравнивали фильм «Загнанный волк» (1960), с легендарной лентой Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», тем более что они вышли почти одновременно. Премьера обоих фильмов состоялась в марте 1960 года. Хотя всё-таки было бы правильнее сопоставлять этот японский фильм с ранними кинокартинами Мельвиля. А именно, со «Стукачом» (1962). В части цинизма главного героя в обращении с женщинами.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Загнанный волк» (1960)

В подаче материала режиссером Ясудзо Масумура очень много «французского». Но не изящного и шикарного, а отсылающего нас к традиции «французского нуара», стилистически весьма отличного от своего американского собрата. Тут можно было бы вспомнить первые фильмы Клода Соте («Раскаленный асфальт», «Зверь выпущен»). Ведь японское криминальное кино ассоциировалось до поры лишь с «якудзе эйге» - весьма динамичным и жестким криминальным жанром. По сути давшим начало «стилю Тарантино».

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Афиша фильма «Загнанный волк» (1960)

Однако стараниями Курасавы возникает собственно уникальный японский нуар. Весьма показательно, что есть перекличка даже в названиях: «Бездомный пёс» (1949) и «Загнанный волк» (1960). Сочетание животного начала и безвыходности. Ставка, сделанная на драматизм криминальной ситуации, а не активное преступное действие. Что было продолжено Масумура в «чёрной трилогии» («Чёрный автомобиль», «Чёрный отсчет», «Чёрный экспресс»).

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Загнанный волк» (1960)

«Загнанный волк» интересен и сам по себе. Тем не менее, исключительную культурную ценность он представляет, так как в нём в качестве актера дебютировал самый мятежный писатель современности - Юкио Мисима. Тот самый, который стал одним из символов японской литературы, а в 1970 году поднял настоящий политический мятеж, намеренный вернуть полноту власти императору. Однако, не преуспев в этом начинании, литератор совершил ритуальный уход из жизни.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Загнанный волк» (1960)

Мисима играет беспринципного и циничного гангстера Такео, которому предстоит выйти из тюрьмы. И именно в этот момент происходит «криминальная накладка» - по ошибке расправляются с другим заключенным. Это эхо старых разборок, которые творились на свободе. И там молодого якудзу ждут вовсе не с распростертыми объятиями.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Загнанный волк» (1960)

Такео как может уклоняется от прямого столкновения с набирающей силу бандой, предводителя которой он когда-то ранил. Однако нельзя бежать всю жизнь. В какой-то момент судьба непременно настигнет тебя. И от неё не уйти, даже если вдруг показалось, что все недоразумения урегулированы.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Загнанный волк» (1960)

В фильме очень сильна тема личных отношений. В частности, показана неспособность главного героя начать нормальную жизнь, ибо воспитанный в преступной среде, он не может найти себя. Опять же лента оказала влияние на развития кинематографа. Например, следы её воздействия можно обнаружить и в «Крупном калибре» (1973), и в «Пути Карлито» (1998), и в первой части «трилогии о мести» - «Сочувствие господину месть» (2002)

НУАР-NOIR (с)

0

148

Шэрон Стоун и ножницы как субъект смутных желаний

«Ножницы» являются в высшей мере интересной лентой, хотя и не лишенной недостатков. В некоторых моментах сценарий кажется сырым, а отдельные сюжетные линии - просто лишними. Но это всё компенсируется несомненными плюсами данного весьма мрачного фильма. К числу таковых можно отнести собственно игру Шэрон Стоун и музыкальное сопровождение, невольно вызывающее в памяти «Девятые врата».

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Ножницы» (1991)

И это отнюдь не единственная ассоциация, наводящая на мысль о творческом наследии Романа Полански. Например, грешно будет не вспомнить фильм ужасов «Отвращение» (1965). В обоих случаях очень важна тема «подспудных», так сказать, психотерапевтических символов, равно как проблема изоляции.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Ножницы» (1991)

Энжи Андерсон живет в Нью-Йорке, снимает квартиру в приличном доме, хотя и не имеет определенной работы. Но у неё есть вполне конкретное хобби – она реставрирует кукол. Одна из её комнат, наполненная пострадавшими от времени игрушками, напоминает кладбище или кунсткамеру. А ещё в ящике стола девушка хранит великое множество больших ножниц, которые продолжает покупать снова и снова.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Ножницы» (1991)

Вы с самого начала понимаете, что Энжи не совсем в себе, что подтверждается визитами девушки к психотерапевту. Тот диагностирует подавленные желания и тающуюся в детстве травму, от которой барышня отгородилась высокой стеной беспамятства. Казалось бы, ей уютно в её странном, замкнутом мирке.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Ножницы» (1991)

Всё категорически меняется, когда не неё нападают в лифте. Вот когда могут оказаться кстати только что купленные ножницы, которые находятся в сумочке. Это трагическое происшествие приводит в движение пласты воспоминаний, хотя девушки и противится этому. Окончательно она теряет связь с реальностью, когда получает разовую работу.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Ножницы» (1991)

Она оказывается в шикарных апартаментах городского застройщика – эдаком «умном доме» образца излёта 80-ых годов. Подобные помещения всегда таят скрытую угрозу. Девушка фактически замурована на отдельном этаже. И выбраться из ловушки представляется очень сложным.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Ножницы» (1991)

И именно в этот момент оживают её старые кошмары. Она уже не понимает, что есть реальное, а что выдуманное. Не случайно, надпись, сделанная помадой на окне («Помогите»), нередко напоминает вывеску «Ад». Хотя во всей этой истории не было случайных элементов: то, что сказалось стечением обстоятельств, было хитрым планом. Это позволяет сравнить «Ножницы» с ретро-хоррорами, которые делали в 50-ые годы.

НУАР-NOIR (с)

0

149

Чем вдохновлялись создатели самой удачной пародии на «Секретные материалы»?

Странный вопрос… – вскликнет возмущенно иной недовольный читатель. Так самими же «Секретными материалами» и вдохновлялись. Хотя на самом деле это не совсем так. Точнее говоря, совсем не так. Ибо комедийно-фантастический фильм «Эволюция» (2001) к легендарному проекту Криса Картера имеет (казалось бы) очень далекое отношение.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Эволюция» (2001)

Надо отметить, что в период с 1993 года было создано великое множество пародий на «Секретные материалы»: и мультяшные, и постмодернистские, и совсем взрослые (то есть обозначенные неким количеством иксов). Однако к 2001 году, когда выходил на экраны девятый сезон (завершающий «основной цикл»), то от инопланетян все устали. И режиссер, и актеры. Сам Картер возмущался, что сериал зашел в несообразный тупик.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Эволюция» (2001)

В итоге было решено показать нелепость ситуации. Своё согласие на новый проект сразу же дал Дэвид Духовны. Ему досталась роль профессора Кейна. Образ работающей на армию доктора Рид предполагалось вручить Джиллиан Андерсон. Но что-то не срослось. И роль отдали Джулианне Мур. Той было не привыкать «подменять» известных агентов ФБР. Можно, например, вспомнить «вторую» Клариссу Старлинг.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Эволюция» (2001)

Итак, «Секретные материалы» планировались лишь как объект для иронии. Однако собственно идея, определившая канву сюжета, была заимствована из эпопеи «Дрожь земли» («Толчки»), первые две части которой считаются среди любителей кино воистину «культовой вещью».

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Эволюция» (2001)

По сюжету, в течение нескольких фильмов, выясняется, что подземные существа грабоиды могут эволюционировать. Сначала они превращаются в бегающие окорочка – шрайкеров. А из тех уже трансформируются в реактивно летающих ассбластеров. И всё это приправлено изрядной долей иронии.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Эволюция» (2001)

Данная идея показалась в высшей мере забавной создателю фильма Айвену Райтману. Тот вообще понимал толк в около-криминальных и около-мистических забавностях: можно вспомнить «Детсадовского полицейского» или же «Охотников за приведениями». На этот раз в основу сюжета должна была быть положена фантастическая идея стремительной эволюции.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Эволюция» (2001)

Итак, где-то в Аризоне упал метеорит. И не просто обгорелый кусок железа, а со следами биологических образов, принесенных из глубин космоса. И тамошней клеточной жизни на Земле весьма понравилось. А потому она начала стремительно развиваться. Впрочем, с подачи своих студентов обнаруживший это профессор Кейн был более увлечен возможным получением Нобелевской премии, нежели созерцанием последствий.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Эволюция» (2001)

А между тем за какие-то несколько дней был пройден полный путь от червей через динозавров до опасных млекопитающих. Что создает как опасные, так и комичные ситуации. И справиться с непредвиденным очагом внеземной эволюции оказывается не так уж просто, как могло бы показаться.

НУАР-NOIR (с)

0

150

«Арабеска» с Софи Лорен или при чем здесь Индиана Джонс

Только после просмотра авантюрно-приключенческого фильма 1966 года «Арабеска» становится понятно, чем вдохновлялся Спилберг, когда создавал первые две части Индианы Джонса. Хотя на самом деле этого персонажа в 1973 году придумал Джордж Лукас. Но в любом случае оба (как и принято в киноиндустрии) хранили гробовое молчание относительно источников «подлинного вдохновения».

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Арабеска» (1966)

Но ведь даже фильм «Арабеска» изначально должен был быть совершенно иным. Вдохновленный успехом «Шарады» (1963) Стэнли Донен решил снять продолжение. Ему как комедийному режиссеру (вспоминайте «Поющих под дождем») очень понравилось снимать «увлекательные» криминальные ленты. Причем продолжение должно было быть непосредственным, то есть сиквелом.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Афиша фильма «Арабеска» (1966)

Главным героем «Арабески» предполагалось вновь сделать Питера Джошуа в исполнении Кэри Гранта. А его напарницей должна была быть Джин Симмонс (которая актриса, а не фронтмен группы «Кисс»). Однако Грант категорически заявил, что староват для подобной роли. И едва ли люди поверят в его авантюры, как криминального, так и амурного свойства.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Арабеска» (1966)

А потому в действие ввели Грегори Пека. Почему именно его? Потому что у них с Симмнос был весьма неплохой дуэт в «Большой стране» (1958). Однако актриса тоже выбыла из съемочного процесса. И её заменили на Софи Лорен (и не прогадали!) От «старой» задумки остались только некоторые отголоски. Например, очередная сцена с пребыванием в душевой в костюме (вспоминайте аналогичный эпизод в «Шараде»).

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Арабеска» (1966)

Опять же главного героя сделали профессором истории, которого зовут Дэвид Поллак. Он специалист по Древнему Египту. И в какой-то момент его пребывания в Оксфорде (сам профессор подобно Индиане Джонсу - американец) обращаются весьма таинственные субъекты, которые просят расшифровать надпись, сделанную иероглифами.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Арабеска» (1966)

Только не спрашивайте, почему в целой Британской империи не нашлось иного специалиста по египетским иероглифам. В противном случае не было бы сюжета. К слову сказать, начало ленты весьма напоминает «Код Да Винчи» (который фильм 2006 года). Там тоже имеет смысл задаться вопросом: неужели во всей просвещенной Франции с блистательной Сорбонной не обнаружилось иного специалиста по религиозной семиотике кроме как американец Лэнгдон?

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Арабеска» (1966)

В любом случае надпись оказалась «не просто так надписью». Это был шифр, который страсть как нужен разномастным тайным обществам, шпионам, ближневосточным политикам, нефтяным шейхам и прочим типам, коих без лишней на то надобности лучше не сердить. Что собственно и предполагает особенности сценического действия, передавать суть которого по большому счету не имеет смысла.

НУАР-NOIR (с)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Когда нуар был ещё жив. История нуара