Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Когда нуар был ещё жив. История нуара


Когда нуар был ещё жив. История нуара

Сообщений 131 страница 140 из 175

131

Конгениальная импровизация на тему «Секретных материалов»

Сразу же обозначим, конгениальный - это не «сверхталантливый», но «созвучный», если угодно, «находящийся на одной волне» (о чём мы говорили в своё время в связи с фильмом «Мисс конгениальность»). То есть заглавие этой статьи надо трактовать следующим образом: хотя фильм «Реликт» и является совершенно самостоятельным произведением, но полностью соответствует духу первых сезонов культового сериала «Секретные материалы».

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Реликт" (1997)

Мы даже укажем на серию, с которой данная кинокартина проникнута «духовным родством» - это 18-й эпизод 3-го сезона, более известный как «Обитель духов» (он увидел свет в марте 1996 года). А 10 января 1997 года один из ведущих криминальных режиссеров современности Питер Хайамс (вспоминайте «Соглядатая», «Разумное сомнение» и «Грянул гром») явил публике фильм «Реликт».

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Афиша фильма "Реликт" (1997)

С формальной точки зрения это была экранизация романа «Реликварий», авторами коего были Дуглас Престон и Чайлд Линкольн. Однако отличия от литературной основы оказались настолько большими, что в итоге фильм было бы правильнее рассматривать как совершенно самостоятельное произведение.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Реликт" (1997)

Это один из тех вариантов, когда пугающие события происходят в музее (о схожих сюжетах мы расскажем несколько позже). Музеи как хранилища древностей вообще таят множество тайн, а потому грех не сделать их площадкой для триллера или хоррора. В данном случае своё согласие на сотрудничество дал Чикагский музей природы, руководство которого рассматривало фильм как своего рода промоушен, хотя в сюжете ленты было больше пугающего и трагического, нежели привлекательного.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Реликт" (1997)

История началась в Южной Америке, откуда в музей прибыло несколько ящиков с экспонатами. Какие-то из них были отправлены на корабле, а какие-то по воздуху. Команде корабля повезло меньше; подобно тому, что произошло в классическом «Носферату» (1922) все моряки пропали. Корабль был найден дрейфующим. Впрочем, экипаж обнаружили в трюме, точнее говоря, то, что от него осталось.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Реликт" (1997)

А затем аналогичное преступление произошло в подвале музея. И лейтенант полиции Винсент Д‘Агоста, как человек в известной степени суеверный, не очень верит в то, что это дело рук простого человека. Кого именно, он не знает, а потому мучается разного рода догадками. В расследовании злодеяния ему помогает доктор Марго Грин. Её играет Пенелопа Энн Миллер – не совсем для неё характерная роль, так как данная актриса в большей степени специализировалась на нео-нуаре и ретро-детективах.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Реликт" (1997)

Вдобавок ко всему в музее была открыта новая выставка, на которую прибыло всё «городское начальство», равно как состоятельные люди, которые спонсировали проект. И вот тут началось форменное светопреставление. Вы представляете, что такое массовая паника в помещении, которое буквально утыкано стекленными витринами? «Ходынка» в отдельно взятом музее была изображена пугающе убедительно, хотя не это было самой главной опасностью.

НУАР-NOIR (с)

0

132

Пифагорейский нуар или фильм про Пи (в смысле число)

Когда про дебютный фильм Дарена Аронофски «Пи» (подразумевается число 3,14…) говорят, что это - нумерологический триллер, это сравни оскорблению. Нумерология – это всего лишь дешевая оккультная подделка, возникшая на фундаменте некогда могущественного пифагорейства. Да и триллер – это только упрощенная производная от классического нуара.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Пи" (1997)

А потому «Пи» - это в первую очередь пифагорейский нуар. Фильм, снятый в 1997 году тогда ещё никому не известным режиссером, оказал глобальное воздействие на всю современную кино-культуру. Его следы можно найти во многих выдающихся лентах современности. Одержимость каким-то определенным числом мы видим в «Роковом числе 23» (2003). Математику как науку, которая стирает грань между «нормальностью» и безумием, обнаруживаем в «Играх разума» (2001)

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Афиша фильма "Пи" (1997)

А ещё есть фатальные числовые ряды, которые играют центральную роль в «Знамении» (2009). Опять же в «Областях тьмы» (2011) наличествует инструмент, который расширяя границы сознания, обладает обратным эффектом, то есть в итоге угрожает жизни конкретного человека. И ведь что удивительное в этой истории? Все указанные ленты обладали бюджетами, измеряемыми суммами с шестью нулями. А лента «Пи» была снята всего лишь за полусотню тысяч долларов.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Пи" (1997)

Более того, Аронофски решил прибегнуть к приему, который в своё время использовался во время работы над блистательным полицейским фильмом «Французский связной» (1971), а именно он снимал на улицах Нью-Йорка без специального разрешения. А потому фильм получился не просто излишне мрачно реалистичным, а в некоторой степени «подпольным». Что очень точно передает ту тревожную атмосферу, которая по мере развития сюжета перерастает в подлинное безумие.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Пи" (1997)

Талантливый математик Макс Коэн находится на грани глобального открытия, он может высчитать коэффициент, позволяющий прогнозировать («предвидеть») события будущего. То есть он находится на пороге получения «философского камня», только который является не «пятой эссенцией» (отсюда слово квинтэссенция), но числовым рядом, включающим в себя 261 символ.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Пи" (1997)

Понятное дело, подобное открытие начинает привлекать множество заинтересованных структур. В фильме явлены формальные антагонисты: биржевые воротилы и каббалисты. И обе эти группировки готовы пойти на всё во имя обладания указанным числом (каждая во имя собственной цели). Указанный числовой ряд превращается в характерный для нуара макгаффин, то есть предмет нелогичного, но поголовного преступного желания.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Пи" (1997)

Для самого же Макса подобное знание оказывается фатальным. Ибо как завещано: познание умножает скорби. Главный герой неуклонно сходит с ума. Не случайно в фильме не раз повторяется рассказ из детства, с запретом смотреть на Солнце, что чуть было ни стоило юному Максу зрения. Ведь ещё в своё время многие мистики говорили об Абсолюте, как «ослепляющем мраке».

НУАР-NOIR (с)

0

133

Внезапно ставший актуальным испанский триллер в духе «Бегущего по лезвию» и «Я – робот»

Испанский фильм 2014 года «Страховщик» для нас делается злободневным, так как в нём говорится о кастовом обществе: тех, кто живет в Городе, и тех, кто обитает на помойке за его пределами. И когда надо принимать важное решение, главным героям с лукавой угрозой задают вопрос: «Вам же нравится жить в Городе? И вам нравится Ваша служба?»

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Страховщик" (2014)

А ещё есть роботы, которые послушно трудятся на «благо Города», выполняя самую грязную работу. Это ведь много дешевле, чем нанимать «ненужных людей». Хотя известное количество зрителей в этом фильме привлечет то, что главного героя было поручено сыграть Антонио Бандерасу. Более того, тот настолько впечатлился идей картины, что привлек к съемкам Мелани Гриффит, тогда ещё его жену.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Афиша фильма "Страховщик" (2014)

И это при всём том, что фильм не обладал фантастическими бюджетами, как то полагается лентам подобного жанра. В данном случае идея была важнее спецэффектов, хотя с оными всё нормально. Несмотря на то, что ленту в своё время критиковали, на фоне нынешних однодневных блокбастеров, держащихся лишь на единственном сюжетном повороте, «Страховщик» выглядит подлинным шедевром.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Страховщик" (2014)

Опять же в фильме есть как бы две части, каждая из которых завязана на традиции нуара. Поначалу вы видите киберпанк-импровизацию, как раз отсылающую нас к унылому миру «Бегущего по лезвию». А затем следует нуаро-вестерн, проистекающий в постапокалиптической пустыне. Именно сюда уходят жить обретающие самосознание роботы. И вовсе не потому, что им нравится пустыня, а потому что здесь нет человека.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Страховщик" (2014)

Главной темой фильма является страх. Но не как проявление хоррор-напряженности, когда хочется вскрикнуть, а страх в большей степени метафизический. Страх, вызванный допущением, что человек является всего лишь «озлобленным приматом», которому когда-то посчастливилось слезть с дерева. Хотя один из героев справедливо замечает: «А нам вообще стоило слезать с ветки, чтобы в итоге оказаться вот ЗДЕСЬ?»

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Страховщик" (2014)

Это и есть главный вопрос фильма. Человек в итоге показан не как существо, стремящееся к гармонии, а лишь озадаченное вопросами деления, создания препон и поддержки режима дискриминации. Ещё какие-то семь лет назад эти темы казались надуманными, а сейчас мы уже стоим на пороге «нового кастового общества», девизом которого становится фраза: «Так вы не живите – никто не неволит!»

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Страховщик" (2014)

Если же говорить о сюжете фильма, то он нас отсылает к нуарной традиции, когда главный герой является страховым следователем («Двойная страховка», «В пасти безумия» и т.д.). Жак Вокан в исполнении Бандераса должен найти «Часовщика», подпольного мастера, который снимает ограничения второго протокола, то есть роботы могут чинить себя и создавать себе подобных. Именно это задание становится для него фатальным (собственно для нуара ход не самой неожиданный).

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Страховщик" (2014)

Что показательно, в одной из сцен можно обнаружить дату – 6 июня (6.6), что есть начало апокалипсического числа. А ещё это - отправная точка «нового гуманизма», боюсь, постижением основ которого нам придется заняться в ближайшее время.

НУАР-NOIR (с)

0

134

«Углерод», но не «видоизмененный», а просто. Или при чём здесь бюрократия ЕС?

Французский криминальный фильм «Углерод» (2017) прошёл фактически незамеченным в России. И это - печальное упущение, так как в данной ленте есть весьма интересные моменты. Взять хотя бы критическое отношение к «бюрократии Евросоюза», стремление которой к «новой диктатуре» и стало поводом для сюжета (к слову сказать, имеющего в основе свое вполне реальные события).

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Углерод" (2017)

Или же весьма интересна и непривычна для современного европейского кино плохо замаскированная, но всё-таки социально-культурная ксенофобия. Причем, в «арабо-израильском конфликте» (выразимся предельно аккуратно), который разразился в Париже, одна сторона - другой краше. И, например, персонаж Депардье вызывает неподдельную неприязнь (вот что означает «великая сила искусства»!!!)

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Афиша фильма "Углерод" (2017)

Если говорить об общем стиле фильма, то можно было бы сказать, что «Волка с Уолт-стрит» сняли в манере френч-нуара. В части последнего сомневаться не приходится, так как создателем ленты был некогда сам служивший полицейским Оливье Маршаль (вспоминайте «Набережную Орфевр» и «Всё ради неё»). А потому он не понаслышке знает, что такое «продажные копы», гангстеры и финансовые махинации.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Углерод" (2017)

Если же говорить о структуре истории, показанной в фильме, то она напомнила «Области тьмы» (2011). А именно внезапный взлет неудачника, пребывание на Олимпе, а затем не менее стремительное падение. Только во французском варианте получилось всё многократно жестче и мрачнее. Ну и, конечно же, без каких-либо намеков на фантастику.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Углерод" (2017)

Пытаясь спасти доставшуюся ему по наследству транспортную фирму, бизнесмен Антуан Рока внезапно для себя обнаруживает «лазейку» в многочисленных распоряжениях бюрократии Евросоюза. И это позволяет ему зарабатывать деньги буквально из воздуха. Хотя для рисковой операции, которая может принести суммы с восьмью и даже девятью нулями, нужны первоначальные инвестиции. И такие ему предоставляют «арабские гангстеры».

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Углерод" (2017)

Собственно кроме всего прочего фильм учит двум вещам. Во-первых, не быть должным кому попало, ибо это очень опасно не только для дела, но и здоровья. Во-вторых, не вести дел с теми, кто не умеет держать язык за зубами - ибо в некоторых ситуациях «трепло» хуже любого врага. Опять же не надо забывать, что «деньги любят тишину». В Россию эту прописную истину знают почти все. А вот во Франции она почему-то неведома.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Углерод" (2017)

А потому, когда у вас дела «идут в гору», не надо тратить сказочные суммы на «Порше», дорогущие костюмы и разгульные вечеринки. Удача, ведь, особа очень капризная, может и отвернуться от вас, если вы будете себя вести недостойно. Только если принять во внимание всё вышеперечисленное, то становятся понятыми слова главного героя: «Когда ты умираешь – деньги уже не важны». Хотя некоторые постигают это очень поздно…

НУАР-NOIR (с)

0

135

«Трагический резонанс» испанского триллера в духе осмысленного «Твин Пикс»

Фильм с названием «Ночь подсолнухов», казалось бы, не должен таить в себе ничего мрачного и угрожающего. Ведь подсолнух – это весьма позитивный символ. Однако на ночь он опускает свою голову, будто бы ложится спать. А потому это время, когда наступает пора трагичности и отчаяния.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Ночь подсолнухов» (2006)

Лента 2006 года «Ночь подсолнухов» лишь по формальному признаку является испанским триллером. Она очень сильно отличается от своих собратьев. Хотя бы тем, что в ней ни слова не говорится о высоком искусстве. Если таковое и встречается, то только на бытовом уровне. Например, в виде старых пластинок, которые слушает живущий на отшибе умирающей деревни пожилой мужчина.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Афиша фильма «Ночь подсолнухов» (2006)

Действие фильма происходит в испанской глуши. Там, где маленькие городки соседствуют с крошечными, даже не отмеченными на карте деревнями. И в близ одного из таких обнаруживают пещеру. Нет, не подумайте, что оттуда валом посыпалась какая-то нечисть. В кинокартине вообще нет ничего мистического или фантастичного. Это самый что ни есть реалистичный нуар. Только не американский, а испанский.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Ночь подсолнухов» (2006)

Мы не раз говорили, что нуар можно было бы охарактеризовать как «трагедию криминальных положений». В «Ночи подсолнухов» из массы случайностей складывается глобальная трагедия; драма, коснувшаяся почти всех; горе, мимо которого нельзя пройти. Именно поэтому мы говорим о трагическом резонансе. Если вы не знали, то воинским частям запрещено ходить по мостам строем и в ногу. Мост может выдержать сотни, даже тысячи человек. Однако если они одновременно ударят (топнут) по нему, то есть риск резонанса. И массивная конструкция может вмиг рухнуть.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Ночь подсолнухов» (2006)

Случись большая часть происшествий (от криминальных до просто нелепых) в разное время, жизнь персонажей фильма была бы совершенно иной. Однако инциденты складываются в цепочку событий, которая подобно лавине, вызванной маленьким камнем, сумраком отчаяния накрывает небольшой городок.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Ночь подсолнухов» (2006)

А ведь мнилось, что всё будет хорошо. В пещере, возможно, найдется наскальная живопись. В городок будет прибывать туристы и у местных жителей «дела пойдут в гору». Однако во все эти иллюзии мерзким пришельцем вмешался серийный преступник. И с этого момента жизнь в городе и прилегающих крошечных деревнях уже никогда не будет «прежней».

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Ночь подсолнухов» (2006)

Фильм вызывает ощущение острой, щемящей душу грусти. Если бы на кону не стояла человеческая жизнь, то некоторые сцены можно было бы найти забавными. Однако в данном случае цена беспричинных ошибок, следующих одна за другой, оказывается слишком уж велика. И что показательно, «трагический резонанс» затрагивает всех, кроме главного негативного персонажа, что как бы есть невольное указание: наш мир - не для хороших людей.

НУАР-NOIR (с)

0

136

Закат «лета любви» в пародии «под братьев Коэнов»

Если как-то характеризовать фильм «Смерть со спецэффектами» (2012), то представьте себе «Большого Лебовски», помноженного на оригинальный «Фарго», и перенесенный в реалии около-голливудской тусовки времён начала «эпохи буги». А поскольку Чарльз Меттоу хотя и делал весьма неплохие комедии (вспоминайте «Голоса травы»), но всё-таки уступает в таланте братья Коэнам, то добавьте к этому коктейлю «понижающий коэффициент».

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Смерть со спецэффектами» (2012)

В случае с фильмом «Смерть со спецэффектами» всё зависит от того, как вы будете смотреть это произведение. Если серьезно и ожидая увидеть шедевр, то разочаруетесь. Если как забавную пародию на братьев Коэнов, то хорошо проведёте время. В конце концов, если делают фильм про криминальную сторону Голливуда «под Тарантино» («Достать коротышку»), то почему бы не сотворить аналогичное в отношении известного родственного дуэта?

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Афиша фильма «Смерть со спецэффектами» (2012)

От братьев Коэнов фильму досталось несколько моментов. Во-первых, признание того факта, что жизнь полна неприятных сюрпризов и непредвиденных неожиданностей. Во-вторых, по этой жизни идут жадные люди. Нежадные – как раз исключение. В-третьих, поступать правильно это не просто «хорошо», но иногда и полезно для вашего здоровья и сохранения жизни.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Смерть со спецэффектами» (2012)

Эта история началась в «лето любви», когда пребывающие в эйфории некие представители модной тусовки, обитающие близ Голливуда, решили «выкинуть нечто эдакое». Не настолько чреватое последствиями как кровавый рейд «семьи Мэнсона», но всё равно нечто антиобщественное. И в итоге подняли на воздух машину одного копа. Это показалось им весьма революционным. А суд посчитал преступным. И часть персонажей отправилась в тюрьму…

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Смерть со спецэффектами» (2012)

Из оной они вышли на свободу уже на закате «лета любви». Судя по тому, что полицейские знают о «Грязном Гарри», а в кинотеатрах идет «Захват поезда Пелем», то на дворе стоит самое начало осени 1974 года. Нравы изменились. А вот желание разбогатеть осталось. И двое: специалист по пиротехнических эффектам и неразборчивая в связях красавица, пишущая дешёвые романы - решили, что некоторые внезапно разбогатевшие друзья им «должны» за годы, проведенные за решеткой.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Смерть со спецэффектами» (2012)

На их несчастье бывшего полицейского сапера за массу провинностей переводят в отдел, где разбираются с вопросами «обиженных девушек» (выразимся предельно аккуратно, дабы не шокировать публику громкими словами). И с этого момента у всех все планы спутались. А поскольку в действие введены известные запасы «пиротехники», то иногда некстати случается ба-бах. На выходе получилась криминальная комедия для выходных: не шедевр на все времена, но некоторые шутки вполне удачные.

НУАР-NOIR (с)

0

137

Подчас не знали, что нельзя доверять роковым красоткам

Когда будете смотреть фильм «Время не ждет» (2010), то, скорее всего, вы окажется во власти ощущения того, что американские кинематографисты вдохновлялись советской лентой «Деловые люди» (1962) По крайне мере, первыми двумя эпизодами: «Дороги, которые мы выбираем» и «Родственные души». Хотя советская кинокартина была экранизацией рассказов О’ Генри, а в основе ленты, про которую мы сегодня будем рассказывать – новеллы Джека Лондона.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Время не ждет" (2010)

Этот фильм попал в поле нашего зрения, когда недавно один из читателей спросил: а были ли нуарные экранизации Лондона? Вопрос вполне оправданный, если учесть, что этот великий литератор начинал свой творческий путь с публикаций рассказов в прадедушке палпа - журнале «Чёрный кот». Где собственно также печатались, в том числе, криминальные писатели, включая Дэшила Хэммета.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Афиша фильма "Время не ждет" (2010)

Фильм «Время не ждет» сделан в виде нуар-антологии (вспоминайте сериал 1993 года «Падшие англы») три эпизода которой объединены общей для всех историй фигурой – весьма коварной и привлекательной Джоан Сетлиф. В каких-то случаях она является наводчицей, когда-то - случайной свидетельницей. А в некоторых ситуациях «переиграла саму себя».

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Время не ждет" (2010)

Три разные истории, но в каждой из них есть оттенки мрачного криминала. Первая рассказывает о жуликах, которые успели ограбить мошенника. Из дома владельца ювелирного дома похищена уйма брильянтов, с которыми тот втихаря решил скрыться «за океаном», «кинув» своего делового партнера. Двое нищих грабителей внезапно стали обладателями фантастического для них состояния. И вы буквально чувствуете, как в воздухе повисает взаимное подозрение.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Время не ждет" (2010)

Ничто так не опасно, как изводящая душу мысль, что если бы не было подельников, то ЭТО ВСЕ было бы моим. Невольно вспоминается фраза из легендарного советского фильма «Свой среди чужих»: «Такое бывает лишь раз в жизни! И это нужно только одному, а не всем!» Понятное дело, добром подобные настроения не кончатся.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Время не ждет" (2010)

В высшей мере интересной кажется третья новелла, собственно и давшая название фильму. Точнее говоря, в «титул» обоих вынесено прозвище разбогатевшего на Клондайке Элама Харниша, который прибывает в Нью-Йорк. И здесь он выясняет, что на Уолт-стрит обитают персонажи не менее хищные, чем бандиты золотых приисков.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Время не ждет" (2010)

А теперь мы всё-таки дадим ответ на вопрос: почему эта кинокартина так напоминает советские фильмы? Дело в том, что хотя это и был дебют канадского режиссера, но вот ранее детство Санджар Султанов провел в СССР. Хотя в данном случае удивительно не это. А то обстоятельство, что бюджет в высшей мере качественного фильма (включая гонорар сериально-звездного Роберта Неппера) составил всего лишь 250 тысяч долларов (!!!) В данной части нашим кинематографистам есть чему поучиться.

НУАР-NOIR (с)

0

138

Самый популярный советский сыщик

Мы продолжаем говорить о советских криминальных фильмах, которые неизменно должны были вывести на сцену такую фигуру как «сыщик». Конечно, были весьма известны «знатоки» (следователь ЗНАменский, оперативник ТОмин и эксперт КИбрит). Также востребован был инспектор Александр Алёшин в исполнении Александра Збруева («Два билета на дневной сеанс», «Круг»). Однако подлинно народной любовью пользовался несколько иной персонаж.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из мультфильма "Ограбление по..." (1978)

Мы говорим о сельском участковом Федоре Анискине, который был героем нескольких повестей, а также центральным персонажем двух полнометражных кинокартин, телевизионного спектакля и одного многосерийного фильма. А на его исключительную популярность указывает хотя бы то обстоятельство, что Анискин появляется в завершающей части пародийного мультфильма «Ограбление по…»

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Деревнский детектив" (1968)

Хотя в данном случае есть небольшое смысловое противоречие. В указанном эпизоде мультфильма действие происходит в городе, где якобы строится сберегательная касса (а на самом деле - отделение милиции). Федор Анискин, напротив, персонаж сугубо сельский, на что указывает название первого фильма «Деревенский детектив» (1968), который (кстати) советским зрителем воспринимался исключительно как комедия.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Анискин и Фантомас" (1973)

С одной стороны, это заслуга писателя Виля Липатова. С другой стороны, этот эффект обеспечил драматический талант актера Михаила Жарова, который вносил ироничность даже в серьезные моменты (вспоминайте образ Меньшикова из «Петра Первого»). Почему же именно Жарова утвердили на эту роль? Позволим себе выдвинуть одну версию.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Анискин и Фантомас" (1973)

Анискин (и в фильме, и в литературе) отрыто иронизирует надо всякого рода «детективными штучками», а потому «дедуктивный метод» подается комично, местами даже гротескно. Анискин делает ставку на знание психологии местных жителей. Он неспешен в своих действиях. Что его весьма роднит с таким персонажем как комиссар Мегре. А того в конце 50-х – начале 60-х годов во французском кино играл Жан Габен. Можно отметить некоторую схожесть фигуры и фенотипа актеров. А потому Анискина решили сделать своего рода «русским Мегре».

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "И снова Анискин" (1978)

В действиях Анискина очень силен дидактический момент. Для него важно не только найти правонарушителя, но и обеспечить мир в «местном сообществе». Что убедительно показано в фильме 1973 года «Анискин и Фантомас», когда было совершено ограбление кассиров, перевозивших несколько тысяч рублей. Предполагается, что это дело рук «банды фантомасов».

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "И снова Анискин" (1978)

Однако найдя непосредственных грабителей, Анискин пытается понять, что же произошло на самом деле. И в данном случае наглядно передана мысль о том, что законность и справедливость – не всегда одно и то же. Заканчиваем наш рассказ упоминанием того факта, что два года назад в Краснодаре был открыт памятник Анискину. Хотя, справедливости ради отметим, что этот персонаж всё-таки был связан с Западной Сибирью...

НУАР-NOIR (с)

0

139

«Негативный» дебют Марка Уолберга + Алисса Милано задолго до «Зачарованных»

Однако на самом деле в фильме «Страх» (1996) главная роль - всё-таки у Риз Уизерспун. Хотя бы по формальному признаку. Впрочем, здесь её образ не самый примечательный – милая-девочка, оказавшаяся в беде. Собственно и играть особо не надо.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Страх» (1996)

Сразу же скажем, что фильму «Страх» не очень повезло. Дело в том, что в 1996 году одновременно с ним вышел легендарный триллер «Первобытный страх», который открыл для кинематографа Эдварда Нортона. С другой стороны была криминальная импровизация на тему «Красной шапочки» - кинокартина «Шоссе», в которой Уизерспун сыграла (надо признать) очень хорошо. А потому мрачный дебют Марка Уолберга прошел как-то незамеченным.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Страх» (1996)

Почему же мрачный? – можете вы задать вполне оправданный вопрос, когда начнете смотреть эту киноленту. Действительно, первые полчаса «ничто не предвещает ужасного». Милейшая девочка Николь на вечернике встречает парня по имени Дэвид. Тот кажется очень хорошим. Одним словом, начальная треть фильма выглядит настолько «сладкой историей», что того гляди диатез заработаешь.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Страх» (1996)

Однако если прибегать к поэтическим формулировкам, можно утверждать: в каждом славном парне спит маньяк. Когда всё начинается прямо-таки до безобразия хорошо, то неизбежно чувствуешь подвох. Чем идеальнее является «избранник», тем опаснее могут быть его «незримые изъяны». И надо сказать, что драматический талант Уолберга (по уровню оного в данной картине он - главный актер) делает его в последней трети фильма реально страшным персонажем.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Страх» (1996)

Вообще в данном случае развитие сюжета строится на мысли одного из классических философов греческой античности, который учил, что есть семь видов любви. От вполне невинного «строге» (по сути дружбы) и безобидного «агапе» (то есть заботы) до тёмной одержимости, которая именуется «манией».

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Страх» (1996)

Зрителю буквально шаг за шагом, во всех переходных оттенках показано, как «милый парень» постепенно превращается в самого настоящего маньяка. Его одержимость - слепая и всепоглощающая. Она не имеет ни рационального, ни подлинно эмоционального основания, а только бездумное желание обладать. Не во имя чего-то и не для чего-то, а просто по факту. Сродни тому, как становились одержимыми Кольцом Всевластья персонажи Толкиена («моя прелесть»).

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Страх» (1996)

В определенный момент, когда хищник выпущен на свободу, то его уже не волнуют последствия. Он становится опасным для всех окружающих и просто тех, кто случайно попался ему на пути. В этой связи фильм обладает известным дидактическим посылом, и не было бы лишним его посмотреть некоторым молодым особам. Принимая во внимание пугающий рост уровня бытовых преступлений в юношеской среде, кому-то эта лента может спасти жизнь.

НУАР-NOIR (с)

0

140

Так почему пришелец не смог открыть деревянную дверь?

Собственно вопрос, вынесенный в название данного материала, и является едва ли не основной претензией к фантастическому триллеру «Знаки» (2002). Эта тема даже была обыграна в пародийном ужастике «Очень страшное кино», если не ошибаемся, третьей его части. А действительно, почему?

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Знаки» (2002)

Ну, может быть, пришельцы подобно вампирам ожидают особого приглашения, и без оного не могут перешагнуть через порог дома. А, может быть, у них аллергия на дерево. В данном случае это категорически неважно. Ибо фильм «Знаки» совершенно про иное. Его даже триллером можно назвать с некой натяжкой. Это в большей степени фантастическая драма.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Знаки» (2002)

Ведь были же времена!!! И Найт Шьямалан не снимал всякого рода попсу типа «Сплита» и «Стекла». Даже отмеченные признаками легкого упадка «Таинственный лес» и «Девушка из воды» смотрелись как вполне осознанное и качественное кино, в котором режиссер не заигрывал со зрителем и не потакал всякого рода дешёвым пристрастиям. Подобный подход ярче всего обозначился именно в «Знаках».

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Знаки» (2002)

Публика, сей фильм видевшая, разделились на два лагеря. Одним вообще не понравилось. Вторым очень понравилось. Мы из числа вторых. Хотя чего можно было ожидать от канала, в основной своей части посвященного мрачному и неспешному мета-жанру? «Знаки» действительно очень неспешные и чём-то по стилю напоминают ныне крайне популярное в сумрачном кинематографе явление - т.н. слоубернер.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Знаки» (2002)

Посреди бескрайних кукурузных полей Пенсильвании живет семья. Во главе её находится Грем Хесс (его играет Мэл Гибсон), который некогда служил священником. Однако мужчина переживает серьезный кризис веры, а потому кукуруза для него важнее, нежели, казалось бы, отвлеченные понятия. Что примечательно, несмотря на то, что поле кукурузное, на нём нет пугающего чучела. Что уже как бы выводит зрителя за рамки привычных понятий о триллере.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Знаки» (2002)

И именно на указанном поле появляются «знаки». И числа тех, что обычно видят в Англии и более известны как «ведьмины круги». Кому-то они кажутся забавными. Кому-то пугающими. А для пришельцев они являются частью навигационной системы. Хотя в фильме само вторжение показано очень бегло, почти вскользь.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Знаки» (2002)

Главной в фильме является идея перерождения через «страх». А потому в жизни надо видеть иные знаки, которые в будущем вам помогут. Например, случайно повешенная на стене бита. Последние слова умирающей супруги, мол, пусть брат этой битой махнет. Или же причуда девочки - везде ставить стаканы с водой. Или болезнь сына, которая в итоге спасает мальчику жизнь.

НУАР-NOIR (с)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Когда нуар был ещё жив. История нуара