Мозголомка в невольном приквеле «Паранормального»
Для значительной части зрителей нашей страны фильм «Ломка» (2012) является не началом весьма странной истории одного места, которое оказалось локацией для развлечений в высшей мере недоброго сверхъестественного существа, а невольным приквелом фильма 2017 года «Паранормальное» («Бесконечное»).
Именно так: сначала все узнали, в чём собственно суть истории, а затем решили поинтересоваться, с чего она началась. В отличие от западной кинокритики, которая восприняла без особого восторга дающее ответы на многие вопросы продолжение фильма. В этом между нами и существенное различие. «Ломка» для многих будет интересна не сама по себе, а лишь часть как причудливой мозаики.
Однако если вы не видели оба эти фильма, то всё-таки рекомендуем идти в традиционном порядке: сначала кинокартина 2012 года, затем – 2017-го. Так у вас возникнет ощущение «растущей тайны», ибо в первой ленте (повторимся) ответов вы не получите. Хотя бы потому, что это была дебютная работа выдающегося творческого дуэта: Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда.
Они всего лишь пытались как-то реформировать такие жанры как хоррор и мистический триллер, что будут делать в последующих своих фильмах: «Весна» (2014), «Грань времени» (2019) и т.д. В «Ломке» же они начинают только-только развивать и импровизировать на тему Deus ex machina («Бог из машины»), предпочитая ориентироваться на буквальное прочтение этой фразы. То есть, воспринимая как свидетельство того, что некие отвлеченные и сугубо мистические элементы могут использовать современные технические достижения.
Ещё в своё время мистики указывали на то, что Бог не может общаться с человеком напрямую, для этого ему нужны «посредники». Зачем? Так как человеческое сознание не в состоянии будет выдержать подобной «беседы». Создатели фильма предлагают иную, но схожую конструкцию: некие порождения инфернальной сферы могут использовать для воздействия на человека «технические новинки эпохи».
Когда-то это могла быть фотография, затем - кинопленка, потом - видеокассета, а ныне сообщение в сети, так сказать, сохранная трансляция, стрим, если угодно. И посредством подобных «писем», форма которых постоянно меняется, но суть остается одной и той же, некое существо может воздействовать на поведение людей.
Сама история, показанная в фильме, начиналась как рассказ о дружбе. Майкл решает спасти своего старого приятеля Криса от «зависимости», для чего пристёгивает к трубе наручниками. Мол, когда тебя отпустит, ты мне еще спасибо скажешь. А пока пребывающий в смятении и ломке Крис шлёт проклятья небесам и своему другу, тот изучает местность.
В итоге он не только встречает множество весьма странных людей: от сходящих с ума исследователей фольклора до быковатых индейцев (оказывается домик, где «торчал» Крис, располагается на территории резервации) – но ещё ему попадаются необычные предметы: фото, пленки, записи, диапозитивы. На всех них запечатлены страшные сцены. И то, что кажется случайностью, в итоге начинает восприниматься как игра с предупреждениями.
НУАР-NOIR (с)