Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Когда нуар был ещё жив. История нуара


Когда нуар был ещё жив. История нуара

Сообщений 111 страница 120 из 175

111

«Незамеченный» у нас фильм с Бельмондо, который предсказал поведение «Европы акул»

О том, что Европейский союз скатится в подобие диктатуры, европейского, в частности французского зрителя предупреждали уже давно. Едва ли не на заре реальной европейской интеграции, ещё в 1973 году. Уже в силу многих ныне актуальных политических причин фильм «Наследник» сейчас представляет немалый интерес.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Наследник" (1973)

Начнем с очевидного. Это схожесть «Наследника» с дилогией «Ларго Винч», хотя последняя - более приключенческая. Опять же оригинальные французские комиксы про Ларго Винча возникли в 1977 году явно под влиянием фильма «Наследник», который был явлен зрителю четырьмя годами раньше. Однако в комиксах был иной герой, да и заметно изменилась политическая подоплека.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Наследник" (1973)

И вот здесь мы подходим к самому интересному. В начале 70-ых годов европейские историки смогли добыть факты и документы, что планы европейской интеграции в своё время разрабатывались в Главном управлении СС. Уже после войны реализация идей «единого европейского сообщества» шла точь-в-точь по планам прошлого, с участием тех же финансовых и промышленных структур. Только вот идеологическую «начинку» несколько «подправили».

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Наследник" (1973)

Фильм «Наследник» нельзя назвать самой увлекательной криминальной лентой, хотя в нём главная роль досталась Бельмондо, а режиссером был один из мэтров – Филип Лабро (про его фрейдистский нуар «Без видимых причин» мы рассказывали накануне). «Наследник» – мрачный политический триллер, в котором сложно рассчитывать на хорошую концовку.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Наследник" (1973)

Барт Кордел унаследовал от своего отца самую настоящую империю: заводы, газеты, верфи, банки и т.д. Однако постепенно он всё чаще сталкивается с намеками, что его отец погиб не случайно, а был убит преднамеренно. И герой Бельмондо сам берется за расследование. В итоге он выходит на евроцентричные структуры, которые хотят заполучить контроль над его концерном. Это ещё полбеды. Выясняется, что евроинтеграцией заведуют не просто бывшие пособники и коллаборационисты, а самые настоящие нацисты («Европа акул»).

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Наследник" (1973)

Казалось бы, что этот фильм с мощным криминально-пропагандистским посылом непременно надо было в своё время показать в СССР. Однако этого не случилось в силу нескольких причин. Во-первых, режиссер Лабро считался в Советском Союзе «сомнительным», не исключалась его работа с западными спецслужбами. Во-вторых, поведение персонажа Бельмондо было далеким от «идеального».

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Наследник" (1973)

Барт Кордел - наследник сотен миллионов и ведёт себя не просто как капризный барчук, но ещё как беспринципный ловелас. Скажем так, облик у него был совершенно аморальным. Показывать «такое» советскому зрителю было предосудительным. Однако нас должен интересовать иной вопрос: кто же мог быть заказчиком этого «разоблачительного» триллера?

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Наследник" (1973)

В одной из сцен мы видим, как персонаж Жана Рошфора читает книгу Франсуазы Жиру. В мире кино она известна как автор словосочетания «Новая Волна». Однако в мире политики она приобрела популярность как один из руководителей Радикальной партии и Союза за французскую демократию. К слову сказать, в фильме ярко читается мысль: национальный суверенитет против интеграции, ведущей к диктатуре. Так что не надо удивляться реакции всякого рода евроструктур и европарламента – во Франции об их подлинной природе говорили ещё в 70-ые годы.

НУАР-NOIR (с)

0

112

Почему в кино опасно быть «одинокой белой женщиной»?

Триллер «Одинокая белая женщина», вышедший на экраны в 1992 году, достоин просмотра хотя бы ради актерской игры двух знаковых фигур Голливуда 90-ых: Бриджит Фонды и Дженнифер Джейсон Ли. Причем, первая очень долго выбирала, какую именно роль ей всё-таки предпочесть. Так что не надо говорить, что Ли была обречена играть «плохих девочек», а потому, дескать, она стала заложницей амплуа. Если и так, то не в данном конкретном случае.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Одинокая белая женщина" (1992)

Если Вы попытаетесь что-то прочитать об этом в высшей мере качественном триллере, то в основном столкнетесь с охами и ахами, мол, такого сейчас не делают, вот ведь как кино тонко передавало дух начала 90-ых годов. На счет деградации нынешней голливудской продукции говорить не будем, ибо это более чем очевидно. Хотя на счет «духа 90-ых» согласимся лишь отчасти.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Афиша фильма "Одинокая белая женщина" (1992)

Конечно, триллер передает и даже стараниями его режиссера Барбе Шрёдера активно эксплуатирует подспудные страхи городской жительницы, то есть пытается явить опасения некого психотерапевтического уровня. «Одинокая белая женщина» опасается вовсе не уличных грабителей, а предательства своих близких. Хотя мотивы для фильма были извлечены всё-таки из прошлого кинематографа. Более того - из его криминальной классики.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Одинокая белая женщина" (1992)

С оной стороны мы видим тему нездоровой опеки, которая перерастает в стремление к контролю, а затем и вовсе в садистическое доминирование. В качестве примера можно указать на «британскую» ленту от классика нуара Отто Премингера, а именно «Банни Лейк исчезает» (1965). Опять же тема страхов, что просыпаются в большом городе.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Одинокая белая женщина" (1992)

Однако куда более важна откровенная готичность большей части сцен из «Одинокой белой женщины», действие которой происходит в старом, некогда шикарном нью-йоркском здании, с давними лифтами и квартирами с высоченными потолками. А это уже вызывает в памяти гениальное творение Тони Скотта - «Голод» (1983).

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Одинокая белая женщина" (1992)

Это не просто невольная ассоциация. В «Голоде» Тони Скотт специально подбирал похожих друг на друга актрис (Катрин Денёв и Сьюзен Сарандон). Однако для него это было всего лишь намеком. В «Одинокой белой женщине» внешняя схожесть превращена в особую криминальную тему.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Одинокая белая женщина" (1992)

Дело в том, что пригласив компаньонку к себе квартиру, Элли с ужасом осознает – новая подруга пытается превратиться в неё саму. Она копирует её образ, манеры, даже запахи от парфюмерии. И подобное «отражение» является не совсем безобидным. Начинают пропадать письма, удаляются с автоответчика сообщения. Постепенно, шаг за шагом, нагнетается обстановка и близится трагедия.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Одинокая белая женщина" (1992)

Заслуга Шрёдера состоит в том, что он, по сути, впервые ясно и четко обозначил в криминальном кино тему – «опасного хамелеона». Позже сюжеты, базирующиеся на криминальных «двойниках», можно было обнаружить в триллерах: «Забирая жизни», «Глаза смотрящего», «Некому неизвестный» и т.д. А это и есть главный суеверный страх: увидеть самого себя – к смерти.

НУАР-NOIR (с)

0

113

Криминальный фильм о конфликте миров, который так и не получил «Оскар»

Ведь было же время, когда на «Оскар» номинировались действительно хорошие фильмы! Один из них - «Свидетель» (1985). Хотя «Оскар» он так и не получил, но статусной фигурки были удостоены его сценарий и монтаж (всего было восемь номинаций!) На счет сценария оговоримся сразу, что сейчас его преподносят едва ли ни как эталонное творение. Но, как говорится, задним числом все умны.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Свидетель" (1985)

На самом деле в 1984 году ситуацию спасло личное вмешательство Харрисона Форда, который после первых частей «Звездных войн» и «Индианы Джонса» находился на пике неслыханной популярности. Именно он убедил продюсеров, что есть хороший материал и отличный режиссер. Он подразумевал Питера Уира, одного из лучших творцов «странного кино» («Последняя волна», «Машины, которые съели Париж» и т.д.) Он как раз работал вместе с Фордом над фильмом «Побережье москитов», который выйдет в прокат несколько позже «Свидетеля».

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Свидетель" (1985)

На первый взгляд «Свидетель» напоминает такие триллеры как «Клиент» (1994) и «Меркурий в опасности» (1998). То есть история о мальчике, который становится «ненужным свидетелем», и именно ему помогает главный герой. Однако Питер Уир решил выйти за узкие рамки триллера и предпочёл вернуться к изначальной идее нуара о столкновении миров: злого городского и идеального деревенского.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Свидетель" (1985)

Однако американскую глухомань уже никто не идеализировал, а потому криминальный город оказался противопоставлен общине амишей. Если вы не знаете, то это своего рода «американские старообрядцы», с одной стороны являющиеся потомками немецких переселенцев, с другой стороны продолжающие жить как-бы-реалиями XIX века (американцев они до сих пор полагают «англичанами»). Именно один из мальчиков случайно становится свидетелем жесткого убийства. К слову сказать, именно «Свидетель» является своего рода связующим звеном между ироничным вестерном «Меня зовут Троица» (1970) и мрачнейшим нуаром-сериалом «Банши» (2013)

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Свидетель" (1985)

Итак, полицейский инспектор с говорящим именем Джон Бук (почти Иоанн Книжник) пытается узнать детали преступления. И мальчик опознает одного из убийц. Правда, его фото он видит не в криминальном досье, а на доске почёта в полицейском участке. Дело оказывается весьма запутанным. И в итоге «грязные копы» начинают охоту и на мальчика, и спасающего его инспектора.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Свидетель" (1985)

Те укрываются в общие амишей, где раненый Бук на время погружается в мир, диаметрально противоположный мрачному криминальному городу. И триллер на некоторое время становится социальной драмой. Хотя мрачные щупальца города могут дотянуться даже в общину «иных». Здесь мы видим игру смыслов. Амиши для всего окружающего мира – своего рода «инопланетяне». Однако в их общине именно герой Форда ощущает себя «инопланетянином».

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Свидетель" (1985)

Чем ещё интересна эта лента, кроме бесподобно выстроенных кадров и исключительного качества сценария? Вы можете видеть только-только появившегося на экране Вигго Мортенсона (кажется, его персонаж не сказал ни слова). А в качестве мальчика-свидетеля предстал один из нынешних символов криминального кино, совсем юный Лукас Хаас («Кирпич», «Хроники ломбарда» и т.д.)

НУАР-NOIR (с)

0

114

Итало-нуар с Делоном, напоминающий наши криминальные фильмы 90-х

Фильм «Крупный калибр», явленный публике в 1973 году, нельзя назвать самой прославленной криминальной лентой с участием Алена Делона. По большому счету она известна лишь самым большим поклонникам этого актера, да специалистам по криминальному кинематографу, к коим можно отнести команду канала «Нуар».

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Крупный калибр" (1973)

Если смотреть эту кинокартину, не вдаваясь в детали, то она может показаться незамысловатой, а сюжет подобен клише на гангстерскую тему. Профессиональный убийца Тони Ардзента по кличке «Охотник» решил уйти на покой. Что категорически не устраивает международный преступный синдикат, заказы которого он выполнял. В итоге строптивого киллера решено убрать. Однако по ошибке гибнут его жена и сын-школьник. В итоге главный герой выходит на «тропу охоты» и начинает устранять всех подряд, одного за другим.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Крупный калибр" (1973)

Создателем фильма был весьма успешный, но всё-таки в большей степени ремесленник, нежели творец итальянский режиссер Дучче Тессари. Если бы с не снятый некоторое время спустя «Зорро» с участием того же Делона, то наверняка так и остался бы в истории кино как один из «производителей» спагетти-вестернов (вспоминайте фильмы про Ринго).

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Крупный калибр" (1973)

В «Крупном калибре» обращает на себя внимание не только и не столько Делон, сколько в буквальном смысле легенда нуара - актер Ричард Конте, который предстал в образе преступного босса Ника Гасто. По большому счету тому было не привыкать изображать из себя криминальных воротил «крупного калибра». Достаточно вспомнить мистера Брауна из «апогейного» нуара «Большой ансамбль» (1955) или же Эмилио Барзини из «Крестного отца» (1972).

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Крупный калибр" (1973)

Опять же бросается в глаза, что фильм очень похож на криминальную кино-продукцию, что выпускали у нас в стране в 90-е годы. Иногда «желание пострелять» явно превалирует над смыслом. «Охотник», начав мстить, проявляет крайнюю небрежность «в ведении дел». В реальности его не представляло большой проблемы выследить. Он появляется у могилы жены и сына, долгое время живет на старой квартире и т.д. И это не считая того, что он разъезжает по всей Европе (от Милана до Копенгагена) с оружием в своем саквояже (!!!)

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Крупный калибр" (1973)

Однако смысл в этом фильме всё-таки есть. Эта лента о предательстве во всём его разнообразии. Предает любой – вопрос лишь давления и «сопутствующих факторов». «Охотник» предает синдикат («Никто не уходил просто так? Значит - я буду первым»). Самого «охотника» не сразу, но предают его приближенные. Сандра в исполнении Карлы Гравино предает своего «покровителя». В итоге и сам Тони Ардзенто предает своих погибших близких, отказавшись от мести. Что не может не повлечь за собой «воздаяния».

НУАР-NOIR (с)

Отредактировано Алина (2021-05-21 08:35:52)

0

115

«Зеркало для героя» на французский манер: красотка, серийный преступник и провал во времени

В случае с фильмом «Другая жизнь Ришара Кемпа» (2013) сходство с поздне-советской лентой «Зеркло для героя» (1987) более чем очевидно. Мы уже не раз говорили о том, что западный кинематограф в поиске идей обращался к нашему кино-наследию. Хотя обычно это касалось Голливуда, но в данной ситуации речь идёт о французской кинокартине.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Афиша фильма "Другая жизнь Ришара Кемпа" (2013)

Мы уже упоминали «Другую жизнь Ришара Кемпа» в связи с французской моделью и актрисой Мелани Тьерри. Сразу же приносим извинения, в прошлом материале мы назвали её героиню из фильма Хелен, хотя, конечно же, правильнее говорить на французский манер - Эллен (вспоминайте сериал «Эллен и ребята»).

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Другая жизнь Ришара Кемпа" (2013)

Отметим, что рассматриваемый нами фильм был не только дебютом, но и единственной полнометражной лентой, созданной Жерминалем Альварезом. Он так же являлся сценаристом этого проекта. В данном случае он создал нечто среднее между психологическим триллером и социальной фантастикой, базирующее на истории, весьма и весьма напоминающей сюжет фильма из СССР.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Другая жизнь Ришара Кемпа" (2013)

Итак, дело происходит в 2010 году. Ришар Кемп сталкивается с преступлением, которое является точной копией злодеяний, происходивших в 1989 году. К слову сказать, в фильме его почему-то именуют полковником; судя по всему, подразумевался дивизионный комиссар. Преступника в своё время прозвали «уховёрт», за специфику совершаемых страшных преступлений.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Другая жизнь Ришара Кемпа" (2013)

Нельзя не отметить, что в самом фильме почти не будет ни крови, ни насилия, хотя в гибели людей нет ничего оптимистичного. Странным образом Кемп переносится в прошлое. Если в «Зеркале для героя» персонаж запнулся, то в данном случае упал в воду. Это не первый случай, когда водная стихия в кино показана как «проводник» между мирами. Примеров тому есть великое множество.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Другая жизнь Ришара Кемпа" (2013)

Как ответственный полицейский, оказавшись в 1989 году, Кемп решает предотвратить преступления, расследованием которых он когда-то занимался. А заодно исправить некоторые ошибки, допущенные им молодым. Например, успеть попрощаться со смертельно больной мамой. Однако расследованию в известной степени мешает он сам, только моложе на двадцать лет.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Другая жизнь Ришара Кемпа" (2013)

Опять же исключительное внимание к преступлениям делает Кемпа-старшего подозреваемым, а поскольку совпадают отпечатки пальцев, оставленные на месте преступления, то под подозрение попадает и Кемп-младший. Во всей этой истории пытается также разобраться и помочь психолог Эллен, которая в фильме опять же явлена в двух возрастах (вот когда выгодно быть обладательницей почти детского личика).

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Другая жизнь Ришара Кемпа" (2013)

Вдобавок фильм интересен тем, что показывает многоуровневую взаимосвязь «прошлого» и «настоящего». Хотя в части подобного едва ли могут быть какие-то сомнения.

НУАР-NOIR (с)

0

116

Криминальная мелодрама из 90-х, за которую не стыдно, что редкость

Читатели, что постарше, помнят начало 90-ых годов, кои в нашей стране очень сложно было назвать «эпохой процветания». Аналогичное относились и к культуре. За большую часть фильмов, что возникли в то время, сейчас весьма неудобно. И актерам, и режиссерам, и нам как зрителям. Однако даже в те смутные времена были свои исключения.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Чёрная вуаль" (1995)

Одним из таких оказался фильм 1995 года «Чёрная вуаль». Эту безусловно талантливую ленту сейчас почему-то очень редко вспоминают, хотя это было едва ли не лучшее, что возникло то время. Наверное, это во многом заслуга нашего выдающегося режиссера Александра Прошкина, который оставил заметный след в криминальном кинематографе в том числе. Достаточно вспомнить « Инспектора Гулла» (1979) или «Холодное лето пятьдесят третьего…» (1987).

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Чёрная вуаль" (1995)

В «Чёрной вуали» он самым органичным образом соединил наследие русской классики, элементы европейского нуара и того, что принято именовать «детективом в стиле модерн». Действие происходит осенью 1913 года. Даже в советское время на этот год указывали как «эталонный», все достижение сравнивали именно с показателями этого года. Однако в фильме превалирует не «хруст французской булки», а тоскливое ожидание чего-то трагического.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Чёрная вуаль" (1995)

Явленная в кадре жизнь аристократии и чиновников проникнута черной меланхолией. «Чёрная вуаль» - это не только элемент женского наряда, но и метафора лицемерия, мрачных помыслов и сомнительности намерений, которыми буквально одержимы некоторые из персонажей. Такое ощущение, что отдельные из них сошли со страниц романов Достоевского, хотя фильм был экранизацией повести Амфитеатрова «Отравленная совесть» (насколько понимаю, в фильме 1995 года есть отсылки к ленте 1915 года «Тени греха»)

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Чёрная вуаль" (1995)

Главным персонажем, причем далеко не положительным, является миллионер Андрей Рокшин (его блистательно сыграл Абдулов), который живет в своё удовольствие, оставляя на своем «пути» десятки разбитых женских сердец. Он - «блистательный негодяй», который даже не стесняется в выражениях относительно погубленных им «возлюбленных дам»: «Липа, тебе подобных в любом провинциальном городе по четырнадцать на дюжину». Или ещё: «Хватит слез, ты не Сара Бернар, твоё место в цирке»

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Чёрная вуаль" (1995)

Однако в какой-то момент его убивают, и следователь в исполнении Сергея Маковецкого шаг за шагом исследует жизнь «этого нечистоплотного типа». Что надо ещё сказать об этом фильме? Во-первых, это блестящая игра актеров, в том числе Ирины Метлицкой, для которой фильм стал последним. Во-вторых, именно эта лента является как бы переходным мостиком между «советским нуаром» на дореволюционную тематику «Первая встреча, последняя встреча» (1987) и эксцентричной криминальной комедией «под ар-нуво» «Китайский сервиз» (1999).

НУАР-NOIR (с)

0

117

Когда якудза – почти зомби, а криминальные разборки ведут к концу света...

Есть в Японии неутомимый как концерн «Хонда» кино-графоман, которого зовут Такаси Миике. Начал он творить лишь только в девяностые, однако на его режиссерском счету уже более сотни лент. Причем, одна другой бредовее. В хорошем смысле слова. Ведь если бы он снял один-два ТАКИХ фильма, то можно было бы подумать о госпитализации. Но более сотни!!! Это уже талант, граничащий с сумрачным гением.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Якудза-апокалипсис" (2015)

Обычно Миике отпускает бразды управления своей фантазией и дает ей полную, не совсем вменяемую волю. А потому получаются фильмы, по большей части находящиеся за гранью добра из зла. Их увлекательно смотреть хотя бы ради постижения основ человеческого безумия. Впрочем, оные оказывают известное влияние на массовую культуру. Взять, например, матрешек-убийц из «Черновика» (2018). А до этого они красочно прыгали у Миике в «Страшной воле богов».

Когда нуар был ещё жив. История нуара
фильма "Якудза-апокалипсис" (2015)

В случае с фильмом «Якудза-апокалипсис» на первый взгляд идея хотя и несложная, но весьма причудливая. Режиссер исходил из известного хоррор-мифа, если человека укусит вампир (зомби), то тот сам станет вампиром (зомби). И задумался Миике над главным вопросом мировой культуры: что будет, если человека укусит якудза? Простой гражданин тоже станет якудза?

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Якудза-апокалипсис" (2015)

А что это получается? Что если в обществе не будет простых граждан, а количество якудза будет множиться, то за счет чего же будут существовать эти «братки»? Работать они не привыкли, своё криминальное бытие вели за счет контроля всякого рода трудяг. В итоге жизнь зайдёт в тупик и случится конец света. В данном случае якудза-апокалипсис. Собственно об этом событии и повествует фильм.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Якудза-апокалипсис" (2015)

А чтобы вы не задавали всякого рода глупые и наивные вопросы, одного из главарей преступного клана сделали не просто якудза, а особым якудза-вампиром. Правда, свою натуру он скрывал как от подчиненных, так и горожан, чей бизнес успешно крышевал на протяжении десятилетий. Как это ему удавалось? Выдержка и воздержанность могут творить истинные чудеса.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Якудза-апокалипсис" (2015)

Всё изменилось, когда на горизонте появились охотники на вампиров, а-ля тайная организация «Ван Хельсинг». К слову, персонажи, показанные весьма неаппетитно. Ну и далее началась череда разборок. Старый босс, отправляясь на свои вампирские небеса, успел как следует куснуть смертельно раненого бойца из своего клана, чем продлили его бренное бытие.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Якудза-апокалипсис" (2015)

Однако забыл снабдить советом, как себя вести и вообще что делать, когда станешь вампиром. А тот, недолго думая, устроил массовый кусь-кусь. А поскольку (как выяснилось) якудза очень противные на вкус, то по большей части устроил охоту на гражданских. И вот случилось подлинное преображение общества. Школьницы, медсестры, риэлторы и прочие учителя стали активно гнуть пальцы, тыкать в лицо настоящим бандитам пистолетом и вести разговоры в стиле: «Ээээээ… Братишка, да ты попутался, я тебе сейчас голову отобью». Один словом, якудза-апокалипсис показался на горизонте.

НУАР-NOIR (с)

0

118

Искусствоведческий триллер для тех, кто любит куртуазную живопись

Французское кино – вещь сама о себе уникальная, хотя бы потому, что именно оное и стояло у основ кинематографа. Однако кинокартина «Тайна Антуана Ватто» (2007) – по сути, искусство в квадрате. Это, наверное, одно из ярчайших проявлений того, что принято именовать «искусствоведческим триллером».

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Тайна Антуана Ватто" (2007)

Если говорить о подобных, то в первую очередь вспоминаются «Девятые врата» Романа Полански. Хотя в этом прославленном фильме говорилось о книгоиздании. А если подразумевать живопись, то лучше указать на «Фламандскую доску» (1994) или же «Тайну Ночного дозора» (2007). Таинственные фильмы про загадки живописи вдвойне выразительны, так как изначально используют особенность классического нуара (то есть мрачного мета-жанра) – акцент на визуальной выразительности.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Тайна Антуана Ватто" (2007)

Впрочем, во многих триллерах искусство используется лишь как повод, как некая уловка – можно вспомнить и «Код Да Винчи» (2006), и «Убийство в стиле Гойи» (2019). К слову сказать, испанские триллеры как особое явление уделяют большое внимание именно искусству. Однако «Тайна Антуана Ватто» стоит особняком даже в череде этих кинокартин. Почему? Потому что в этой ленте живопись является не уловкой, а самоцелью.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Тайна Антуана Ватто" (2007)

Фильм посвящен вполне реальному французскому живописцу Антуану Ватто, который считается родоначальником живописи в стиле рококо, то есть подчеркивал праздную галантность и красоту вечной молодости. Однако это не экранизация его биографии, а попытка взглянуть на тайны, сокрытые в его полотнах, столетия спустя.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Тайна Антуана Ватто" (2007)

В центре сюжета - учащаяся факультета искусств Люси, которую играет Сильве Тестю, эдакая французская Сирша Ронан. Обладая незаурядным умом и неисчерпаемыми запасами любопытства, Люси обращается к одному сюжету в реальной живописи Ватто - повернутой спиной к зрителю девушке. Кто она? Почему этот мотив становится хотя и тайным, но всё-таки центральным в большинстве картин?

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Тайна Антуана Ватто" (2007)

Девушка во имя поиска ответа на этот, казалось бы, отвлеченный вопрос ставит всё: личное счастье, благополучие, положение в обществе. Она подобна частному детективу, который хочет знать правду во что бы то ни стало. Несомненный плюс фильма: вы можете не опасаться, что в нём «проявятся» какие-нибудь «толерантные мерзости», коими грешит европейское кино последних лет.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Тайна Антуана Ватто" (2007)

Опять же весьма интересно, что и европейские «академические» круги бывают не слишком чистоплотными, проявляя не только глупую надменность, но и стремление «заполучить» чужие исследовательские результаты. Среди отечественных «академистов» подобная порочная практика процветает аж с советских времен (вспоминайте фильм 1966 года «Два билета на дневной сеанс»).

НУАР-NOIR (с)

0

119

Блистающий своим мраком киберпанк, предвосхитивший «Матрицу» и «Экзистенцию»

Фильм 1997 года «Нирвана» в среде специалистов считается не просто культовым, а своего рода средоточием киберпанка. По крайней мере, после его просмотра можно понять, чем вдохновлялись и откуда (в том числе) заимствовали идеи создатели «Матрицы», «Экзистенции» и «Тринадцатого этажа» (все три ленты увидели свет в 1999 году).

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Нирвана" (1997)

Однако «Нирвана» также дает возможность понять, как связана эта невольная «трилогия» с предыдущими мрачными фильмами. Именно «Нирвана» является переходным мостиком, который ведёт от сумрачной фантастики («Бегущий по лезвию», «Обед нагишом») к современному киберпанку. Опять же именно стараниями режиссера Габриеля Сальватореса киберпанк - ныне это смесь нуара и фантастики, а не только последняя. Для понимания этого тезиса надо вспомнить его фильмы «Я не боюсь» (2003) и «Сибирское воспитание» (2012).

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Нирвана" (1997)

Если говорить о сюжете фильма, то действие происходит в 2005 году (уже наше прошлое) в мрачном агломерате, где обитает программист Джимми (Кристофер Ламберт). В какой-то момент он понимает, что герой созданной им игры стал обладать «памятью прошлых жизней». То есть если игра дойдет до пользователей, то персонаж по имени Соло будет обречен проживать вновь и вновь миллионы мучительных эпизодов, дабы в итоге опять погибнуть. Это невольно отсылает к теме ответственности Творца за Созданное Им.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Нирвана" (1997)

Всего лишь прожив несколько «жизней», Соло смертельно устал, а потому просит «стереть его», что аналогично буддийской нирване. Кстати, именно так называется компьютерная игра, созданная Джимми. Однако стереть персонажа не так-то просто; для этого надо проникнуть в недра «директории корпорации», которая оберегается «дьяволами», то есть охранными программами (ну чем не агенты Смиты?) В итоге Джимми пускается в опасное путешествие, ведущее не только на задворки города, но и в недра сети.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Нирвана" (1997)

Что собственно было заимствовано последующими лентами? Границу действительности и конечность мира мы можем видеть в «Тринадцатом этаже». Возможность наличия мнимой реальности внутри опять же мнимой реальности была воспроизведена в «Экзистенции». В первой, собственно культовой части «Матрицы» (которая согласно апокрифам было создана не совсем Вачовски) мы можем обнаружить буддийский взгляд на явь, которая может оказаться декоративной и ложной.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Нирвана" (1997)

Если говорить о предшественниках, то из «Бегущего по лезвию» «пришёл» утопающий во мраке город и сцена с открытой закусочной под огнями неона. А из «Обеда нагишом» - появляющаяся по сюжету фильма реклама всякого рода «химии». Но есть и ещё один интересный момент. В «Нирване» мы можем обнаружить следы идей романа Яна Вайса «Дом в тысячу этажей» (1929), что может заметно расширить «временные границы» киберпанка как культурного явления.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Нирвана" (1997)

Например, такой персонаж как «Джойстик», который таскает черно-белые окуляры, заменяющие глаза, фактически идентичен слепому Орсагу, носившему на висках «стекляшки с регулировкой колёсиком». Опять же Ганди Симпсон, который мог уничтожить «директорию корпорации», но в итоге был лишен сознания, весьма напоминает «торговца звездами, старика Галио», который хотел сокрушить Муллер-дом, однако в итоге оказался в «камере для сумасшедших», так как мог писать лишь одни нули, то есть был «обнулен» («стал сплошным нулём»).

НУАР-NOIR (с)

0

120

Многоуровневый «День сурка» в одном «заповеднике»

Мы как-то привыкли, что время существует само по себе, и это даже не совсем измерение, а некая данность, на которую многие и вовсе не обращают внимания (можно вспомнить фразу про «убивать время»). Однако время не только более материально, чем думаем, но даже может обладать некими политическими трактовками. Да-да… Не удивляйтесь!!!

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Паранормальное" (2017)

Например, классические левые рассматривают время как нечто восходящее, а потому история для них - это «прогресс». Классические правые, то есть консерваторы воспринимают время как нисходящее, а потому в историческом процессе видят «упадок». Язычники воспринимают время-историю как вечный повторяющийся цикл, в то время как католики как линейный процесс, что ведет от Создания мира к Страшному суду.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Афиша фильма "Паранормальное" (2017)

Православное мировоззрение предлагает иную модель – а именно через незыблемость традиций делать «отсрочку» гибели мира, что не есть обязательность, но лишь возможность. Хотя бы по этой причине западные деноминации в отличие от православных не признают «книгу Екклесиаста». Особо надо обратить внимание на античные конструкции, которые предполагаю Хроноса особым, причем, не самым добрым над-божеством

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Паранормальное" (2017)

Сей обширный экскурс в идейное содержание трактовок времени мы сделали не случайно. Эти идеи очень важны для понимания того, что изложено в фильме 2017 года «Паранормальное». На самом деле лента назвалась «Бесконечность» (Endless ). Однако наши прокатчики, видимо, решили, что схожесть с наименованием сериала «Сверхъестественное» будет выгодным аспектом. Опять же речь в фильме идет про дух братьев

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Паранормальное" (2017)

Оные, будучи подростками, покинули ряды некой секты, которая живет в неком подобии заповедника. Эдаком культовом пионерском лагере. Жизнь у братьев «на свободе» не ладится. И вдруг они получают послание – кассету, на которой некая девушка говорит о «близящемся Вознесении». Понимая, что корень всех психологических проблем настоящего, кроется в прошлом, а именно в указанной коммуне, братья решают вернуться. Но только на один день

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Паранормальное" (2017)

Надо отметить, что режиссерский дуэт Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда (они же исполнители главных ролей) не раз обращался к проблеме «послания», как особого вида сообщений, которые больше, чем простое информационное извещение («Ломка», «Грани времени»). Послание есть инструмент Времени и через оные то воздействует на реальность и даже меняет пространство. Опять же Время в кино нередко показано как фатальный персонаж-явление. Достаточно вспомнить дебютный фильм Гильермо дель Торо «Хронос» (1993)

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Паранормальное" (2017)

И в данной ситуации надо учитывать, что Хронос может быть опасным, особенно когда ему надоедает обычное положение вещей. Ультра-древние персонажи тоже желают своего рода развлечений. Так, что лагерь и прилегающие к нему заповедные места стали своего рода «парком аттракционов» для седого Хроноса. И вернувшиеся сюда братья понимают, что «здесь что-то не так». Несмотря на прошедшие многие годы, люди, живущие здесь, ни разу не изменились. И вообще происходит много всего загадочного и тревожащего.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Паранормальное" (2017)

В фильме дан ещё один убедительный взгляд на проблему «Вечной жизни», которая в данном случае не является «Вечным счастьем». Однако в отличие от «Голода» (1983) Тони Скотта всё-таки отчасти связана с «Вечной молодостью». Однако эта молодость напоминает возраст насекомого, что навечно застыло в глубине янтаря. Что возвращает нас к проблеме «Дня сурка».

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Паранормальное" (2017)

Оказывается, в фильме подобных «дней» (то есть «временных петель») может быть множество. Где-то цикл завершается через несколько часов, где-то - через несколько лет, а где-то длится всего лишь несколько секунд. И в итоге «Вечная молодость» превращается в «вечное страдание», страшную обреченность, когда ты даже не успеваешь выйти из палатки, это всё «случается заново».

НУАР-NOIR (с)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Когда нуар был ещё жив. История нуара