Весьма необычная и качественная импровизация на тему «Леона»
Если прибегать к метафорам и сравнительным образам, то можно было бы сказать, что это - греческий приквел легендарного фильма. И что хорошо - ни разу не повторение сюжета про то, как убийца спасет девочку («Леон», «Красная сирена», эпизод из Револьвера» и т.д.) Что весьма важно, если в фильме Люка Бессона в основной действующей паре всё-таки главным персонажем является Матильда, то в греческом фильме «Небеса» (в некоторых вариантах «Рыбка») с точностью до наоборот.
Кадр из фильма "Небеса" - "Рыбка" (2014)
Зачем собственно нужен такой персонаж как Леон во французском фильме? Чтобы через его фигуру помочь рассказать историю девочки, которую он спас, раскрыть её характер. После этого случилась самая настоящая лавина «леоноподобных» фильмов, и почти никто не задавался вопросом: с чего это вдруг безжалостный убийца будет помогать попавшему в беду ребёнку?
Афиша фильма "Небеса" - "Рыбка" (2014)
Греческий фильм как раз пытается ответить на этот вопрос. На выходе получился весьма неспешный нео-нуар, который во всех деталях рассказывает о жизни наёмного убийцы Стратаса, во имя заработка денег берущегося за любой «заказ». Весьма интересное наблюдение. Днем (для прикрытия) он работает в пекарне. Создатели кинокартины, наверное, специально выбрали для контраста самую мирную и безобидную профессию из всех возможных.
Кадр из фильма "Небеса" - "Рыбка" (2014)
Впрочем, деньги киллеру нужны не сами по себе. Он хочет «вернуть долг» чести спасшему его некогда криминальному авторитету Леониду, помогая на «кровавые финансы» организовать его побег из тюрьмы. Опять же весьма удачное решение. Стратас весьма похож (внешне) на Леона, но только выглядит смертельно уставшим. Иногда даже кажется, что он тяжело болен. Хотя на самом деле он утомлен окружающим его миром.
Кадр из фильма "Небеса" - "Рыбка" (2014)
Он до предела вымотан бесконечными «заказами», которые он выполняет механически бесчувственно; столь же монотонно он месит тесто. В такой же мере равнодушно выслушивает бурные и даже нервные разглагольствования местных гангстеров. Не менее безразлично внимает рассуждением соседа про то, почему сестра оного вынуждена торговать собой и отчего это якобы вполне хорошее дело.
Кадр из фильма "Небеса" - "Рыбка" (2014)
На лице Стратаса буквально написано: когда же всё это закончится? Он предполагает, что сможет зажить «по-иному», когда будет организован побег Леонида из тюрьмы. Для этого даже роется тоннель, сооружение которого превратилось в некоторое коммерческое предприятие. Однообразная «двойная жизнь» невольно вызывает вопросы: для чего это всё? Прибегая к философским категориям, в данном случае можно сказать, что нуар (как криминальную драму) скрестили с экзистенциальной драмой.
Кадр из фильма "Небеса" - "Рыбка" (2014)
Однако Стратас далеко не «маленький человек», как может показаться на первый взгляд. Его постоянно приглашают на работу в местное преступное сообщество, мол, нам нужны такие решительные и злобные парни. Главный герой сторонится гангстерских структур, делая вид, что не заметил приглашений, которые с каждым разом становятся более агрессивными.
Кадр из фильма "Небеса" - "Рыбка" (2014)
Всё меняется в одночасье, когда мир рухнул, точнее говоря, оказался фикцией. Всё, во имя чего страдал Стратас, оказалось выдумкой, своего рода разводкой. И он махнул рукой: пропади оно всё пропадом… И в итоге решил совершить в своей жизни хотя бы одно хорошее дело – спасти дочку весьма непутевых соседей.
НУАР-NOIR (с)