Боль мужского. Боль женского. Маска.
Маска страдания, маска боли -
Мне не уйти из больничной неволи,
Осенним листом, трепеща на ветру,
Страшно, коль завтра внезапно уйду...
А, может, и лучше, ни с кем не прощаясь,
От бед и невзгод освобождаясь,
Не встретить рассвет, равнодушный взгляд,
Уйти и уже не вернуться назад?!
Маска страдания, маска боли -
Мне не уйти из больничной неволи...
Маска страдания
Автор: Ольга Кишкань
По улице спускался молодой парень. Через плечо он нёс две деревянные
бадьи для нечистот, голова его была обмотана грязным полотенцем, румяные
щёки сияли свежестью, глаза ярко блестели. Парень ступал осторожно, чтобы не
расплескать свой груз. Это был золотарь.
Он был одет в облегающие синие штаны и матерчатые рабочие тапочки.
Я, пятилетний, смотрел на незнакомца во
все глаза. Тогда впервые я ощутил притяжение некоей силы, таинственный и
мрачный зов - хотя, конечно, и не мог ещё уяснить значение произошедшего.
То, что сила эта в первый раз предстала передо мной в облике золотаря,
весьма аллегорично. Ведь нечистоты - символ земли. Эта сама Мать Земля
поманила меня своей недоброй любовью.
Меня охватило предощущение того, что в мире есть страсти, обжигающие не
меньше огня. Я смотрел на золотаря снизу вверх и вдруг подумал: "Хочу быть
таким, как он". И ещё: "Хочу быть им".
Отчётливо помню, что больше всего меня привлекли две вещи.
Во - первых, синие в обтяжку штаны. И, во - вторых,
ремесло этого парня. Штаны плотно облегали его ноги и нижнюю часть туловища.
Тело под ними жило и двигалось, приближаясь мне навстречу. Я ощутил прилив
невыразимой любви к этим узким штанам - сам не понимая почему.
А что до его ремесла... В тот миг во мне родилось жгучее желание
вырасти и стать золотарём. Я мечтал об этом с таким же пылом, как другие
мальчишки мечтают сделаться великими полководцами. Отчасти причиной моего
решения были синие штаны, но, конечно, не только они. Было и ещё нечто,
странным образом зревшее во мне по мере того как усиливалось желание стать
золотарём.
Я чувствовал в этом ремесле какую - то особую скорбь, именно к этой
испепеляющей скорби меня и влекло. Я очень осязаемо, даже чувственно ощущал
трагичность работы золотаря. Мне мерещилось в ней и самоотвержение, и
безразличие ко всему на свете, и родство с опасностью, и удивительная смесь
тщетности жизни с жизненной силой.
Все эти качества совершенно покорили пятилетнего мальчика.
Наверное, я неправильно представлял себе ремесло
золотаря. Скорее всего, мне рассказывали про какую - то совсем другую
профессию, а я перенёс услышанное на того парня, поражённый его нарядом.
Другого объяснения быть не могло.
Поэтому неудивительно, что со временем мной овладели иные мечты.
Сначала я хотел стать водителем "цветочного трамвая" (так назывались
разукрашенные трамваи, ездившие по улицам в дни праздников), потом -
контролёром в метро. А всё потому, что мне чудилось в их работе нечто
"трагическое", нечто такое, о чём я не имел понятия, от чего я был навечно
отстранён.
Вот, например, контролёр метро: разве не веяло ароматом трагедии
от того, как дисгармонировала его синяя, украшенная золотыми пуговицами
форма с резким запахом резины и мяты, которыми постоянно несло тогда из
подземки? Я был просто уверен, что жизнь человека, вынужденного находиться
среди такого запаха, непременно "трагична".
Итак, у меня было собственное определение "трагического":
нечто, происходящее в недоступном мне месте,
куда стремятся все мои чувства; там живут люди, никак со мной не связанные;
происходят события, не имеющие ко мне ни малейшего отношения. Я отторгнут
оттуда на вечные времена; и эта мысль наполняла меня грустью, которую в
мечтах я приписывал и той, чужой, жизни, тем самым приближая её к себе.
Моё детское увлечение "трагическим" было, наверное, предчувствием
грядущего несчастья: мне предстояла жизнь одинокого изгнанника.
Вот ещё одно из моих первых воспоминаний.
Я научился читать и писать в шесть лет. А ту книжку с картинками
прочесть я ещё не мог, - значит, мне было лет пять.
Из всех многочисленных книжек, имевшихся в нашем доме, я полюбил только
одну, да и в той всего лишь одну - единственную картинку. Когда я разглядывал
её, долгий и скучный день пролетал незаметно.
Если же кто - то ко мне приближался, я чувствовал непонятный стыд
и поспешно переворачивал страницу.
Назойливая опека нянек и горничных выводила меня из себя.
Мне хотелось рассматривать эту картинку с утра до вечера, день за днем, и так всю жизнь.
Каждый раз, когда я раскрывал заветную книгу, моё сердце сжималось; но лишь
одна страница действовала на меня подобным образом, остальные я проглядывал
равнодушно.
На картинке была изображена Жанна д'Арк с поднятым мечом, верхом на
белом коне. Конь свирепо раздувал ноздри и бил о землю мощным передним
копытом.
На серебряных доспехах Жанны д'Арк был какой - то красивый герб.
Сквозь забрало виднелось прекрасное лицо - лицо серебряного рыцаря, который,
занеся меч высоко - высоко в синее небо, мчался навстречу Смерти или, во
всяком случае, навстречу чему - то злобному и опасному.
Я был твёрдо убеждён, что в следующий миг воин погибнет. Мне казалось: если очень быстро
перевернуть страницу, то непременно увидишь картинку, на которой рыцарь
лежит уже убитый. Кто их знает, эти книжки с картинками, - вдруг есть
какая - то хитрость, позволяющая заглянуть в то, что случилось дальше...
Но однажды моя няня совершенно случайно открыла книгу именно на этом
месте (я исподтишка наблюдал за ней) и спросила:
- А ты знаешь, кто тут изображён?
- Нет.
- Наверное, ты думаешь, это - мужчина? А вот и нет, это - женщина. Она
переоделась в мужской наряд и отправилась воевать, чтобы спасти свою страну.
- Женщина?!
Я был сражён. Тот, кого я считал мужчиной, вдруг превратился в женщину.
Во что же можно верить, если такой прекрасный рыцарь оказывается женщиной?
(У меня и поныне вид женщины, переодетой в мужское платье, вызывает
глубокое, необъяснимое отвращение.)
Как долго и сладко мечтал я о гибели
рыцаря, и вот такое жестокое разочарование! Это была первая месть
реальности, испытанная мною в жизни.
из романа Юкио Мисимы - «Исповедь маски»