Они не тряпки!
Прочитала на днях активно цитируемый на Фейсбуке текст, где автор со всей прямотой (на самом деле тут должно быть иное слово) обрушивается на героев позднесоветского кино, употребляя надоевшее мне (и всем) слово «тряпка». В категорию тряпок попали не только привычные Лукашин и Новосельцев, но и …та-дам! Шурик и Штирлиц. Досталось там и Гамлету в исполнении Иннокентия Смоктуновского. Этих я даже обсуждать не буду – и так ясно, что автор что-то не то употребил на завтрак. Мне хотелось бы поговорить о тех, кого постоянно именуют этими самыми «тряпками».
Прекрасный Андрей Мягков. / Скриншоты.
Итак, Новосельцев, который для автора того текста – «слизняк» и «мокрица». Отец-одиночка, сам тянет воз, умудряясь ещё и Пастернака читать, и за грибами шастать. Автор пробовал в одиночку воспитывать детей? К слову, Новосельцев отсудил их у супруги, что в советские времена было занятием хлопотным – суд в 99 из 100 оставлял детей именно матери. Далее, Женечка наш Лукашин. Практикующий хирург с ночными сменами, а не блогер на подтанцовках. Автор кого-то вылечил? А ещё, «тряпка» и «мамин сын» легко завалил респектабельного Ипполита, который выше и крупнее, а затем увёл блондинку. Умеете?
А то, что Лукашин живёт с мамой в свои 36 лет – оно не от инфантилизма; это жилищная проблема - всем и сразу дать квартиру не могла даже Советская Власть. Мог бы поехать на БАМ или на Севера – там получил бы трёшку, а в столице – только с мамой и в Тропарёво. Кто по курсу? Семён-Семёныч Горбунков. Фронтовик (фраза об оружии, которое не держал с войны), сделавший карьеру в серьёзном учреждении Гипрорыба (рыбная тема в СССР была связана с валютой), семьянин. Да, имеет средства на дорогущий круиз. Но это всё детали – Горбунков ходил в виде приманки и мишени, понимая, что могут убить. Автор смог бы? Не думаю.
Ещё? Юрий Деточкин! Для автора он – юродивый. А по мне так ловкий и умный парень, поставивший себе целью наказывать непойманных преступников. Робин Гуд эпохи всеобщей автомобилизации. Его бы и дальше не поймали – просто они со следователем оказались в одной самодеятельной труппе. И да – все деньги он перечислял не себе на счета, но сиротам. Автор кому-то помог? Если да – гран мерси от спасённого человечества. Там и объяснение этому «тряпичному» феномену имеется – мол, советский мир устал от сталинского насилия и выдумал себе прогибистого мужичка, работающего гипрорыбой.
Но вернёмся к нашим Лукашиным. Они были не тряпки – они были неказисты. Обыденны. Не сверхлюди. Не Рэмбо-2 и Рокки-4. И даже наш Терминатор был ребёнком, срисованным с троечника Сыроежкина. Но как показывает практика - в экстремальных ситуациях лучше всего проявляются обыкновенные мужики. Безусловно, в позднем СССР не хватало образа супермена – такого, как Иван Драго из уже упомянутого «Рокки-4», где хомо-советикус с лицом Дольфа Лугрена представал, как тюнингованный комсомолец первых пятилеток. Типажи были, но их не использовали.
Тот же Николай Ерёменко-младший великолепно дрался в «Пиратах XX века» - но, повторюсь, суперменских фильмов было очень и очень мало. (Меж тем, Пиратов сейчас вспоминают меньше, чем Надю и Калугину). Дефицит крутых и клёвых - уже претензия не к образам, воплощавшимся Андреем Мягковым и Юрием Никулиным (а мужчин-якобы «тряпок» играл, допустим Пьер Ришар, это было везде), но к киноиндустрии в целом. Важный элемент у нас, увы, отсутствовал – поэтому-то молодёжь 1980-х так полюбила Сильвестра и Арнольда, но любовь к ним не отменяет доброе отношение к Юрию Деточкину.
Zina Korzina (c)