ВМЕСТИЛИЩЕ ДУШИ
...Продолжаем разговор об эпифизе – маленьком шишковидном органе мозга, не без оснований называемом и мистиками, и биологами «третьим глазом».
В предшествующей теме мы узнали, что третий глаз воспринимает нечто, недоступное обычному зрению, и служит детектором излучений за пределами видимого света. Однако это еще далеко не все, на что способна крохотная железа.
Почему брамины считали эпифиз органом ясновидения и «средним глазом Шивы», а братство Вольных Каменщиков - «Всевидящим Оком»? Что подразумевалось под [i]«единым глазом Одина»[/i], проникавшим во все тайны, в нордических мифах; под «оком Господним, прозревающем все сущее» в откровениях Якова Бёме? Наконец, что имел в виду Иисус, говоря о едином органе зрения, благодаря которому просветляется все существо человека («Аще убо будет око твое просто, все тело твое светло будет», Мф, 6:22)?
Глаз Шивы, прозревающий в то, что недоступно обычным глазам - за пределы физического. Фрагмент 34-метровой статуи ведического бога Шивы в штате Тамилнад, Индия
ДУШЕВНАЯ ЖЕЛЕЗА
Леонардо да Винчи считал шишковидную железу местом, где обитает душа. Философ, физиолог и математик Рене Декарт также полагал ее «вместилищем души» и той локацией в мозге, где формируются мысли. В трактате «О человеке» он писал: «Часть тела, посредством которой душа напрямую исполняет свои функции, - это вовсе не сердце или мозг. Скорее это внутренняя часть мозга – очень маленькая железа, расположенная в середине мозговой субстанции... Малое давление чувственных стимулов (души) в виде образа появляется на поверхности шишковидной железы».
Хотя эпифиз и является неотъемлемой частью мозга, он все же независим от него в своих функциях, полагал Декарт. В то время как другими органами человека управляет животная душа, над шишковидным телом надстоит единый дух – наш Божественный аспект. Одним из аргументов в пользу такого утверждения являлось то, что эпифиз, в отличие от всех остальных частей мозга – непарный орган, чуждый двойственности.
(В этом Рене Декарт был и прав, и неправ. Будучи цельным, эпифиз все же несет в себе черты двудольного органа).
Расположение шишковидного тела в мозге. Хорошо видно срединное положение этого органа
Интересно отметить, что в старорусских лекарских руководствах шишковидное тело также именовалось «душевной железой».
Поскольку дух и душа не ограничены рамками трех измерений, традиционно третий глаз считался своего рода порталом за пределы линейного пространственно-временного восприятия, а его активацию связывали с развитием таких способностей, как ясновидение, прямое знание, общение с нефизическими сущностями-Водителями, путешествия в иные времена и миры. Видения всякого рода, приходящие вне обычного зрения, ассоциировали с этим уникальным органом.
БИНДУ И ТОНЗУРА
О необычных свойствах шишковидного тела знали индийские брамины, отмечавшие его проекцию в межбровье красной точкой - бинду. В месте же проекции шишковидного тела на темя средневековые монахи выбривали тонзуру. Изначально, когда те, кто делали тонзуру, еще понимали ее значение, она была совсем небольшим кружком, выполнявшим роль маркера для медитации (как и точка в межбровье у йогов).
Тонзуры на раннехристианских мозаиках представляют из себя лишь небольшие кружки на темени.
Тонзуру выбривали примерно в том месте, где расположен родничок у младенцев – пульсирующая область на темени, хорошо заметная до тех пор, пока не срослись кости черепа. Родничок как бы напоминает о далеких предшественниках млекопитающих, у которых теменной глаз был прикрыт лишь кожистой пленкой. Хотя чаще всего черепные швы у детей срастаются до достижения ими пяти лет, в исключительных случаях бывает, что это отверстие не закрывается никогда.
Например, согласно китайским историографам, Конфуций родился с заметной впадиной на темени, которая так и не выровнялась к зрелому возрасту. Подобный тип головы, согласно мифам, был присущ и другим родомыслам Древнего Китая – императорам Шэнь-Нуну и Фу-Си – и являлся признаком небесного существа.
.
Если предположить, что эти легенды основаны на реальных фактах, то Конфуций и другие китайские патриархи просто могли иметь незаросшее родничковое отверстие на макушке (вид генетической мутации). Была ли эта мутация случайной, и давало ли такое строение черепа доступ космических энергий в центральную эндокринную систему мозга (или Хрустальный Дворец, как называют ее даосы)? Кто знает...
Легендарный император древности Фу-Си, изображаемый в китайских трактатах с характерной выемкой на темени.
Некоторые люди, занимающиеся духовными практиками, говорят, что в строении их черепа со временем начинают происходить изменения. Например, по свидетельствам йогов, их теменные кости со временем истончаются или заменяются более податливой соединительной тканью, и, таким образом, воздействие пространственных волн на шишковидное тело в этом месте не экранируется черепной коробкой.
Хотя я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть утверждение йогов, мой опыт дает основания как минимум не считать их абсурдными. Через несколько лет регулярных духовных практик в маленькой точке у меня на темени в районе черепного шва появилось едва заметное углубление диаметром с горошину, которое можно, тем не менее, прощупать пальцами. А обнаружила я его, поскольку в этом месте стали появляться покалывающие ощущения.
.
Вначале они были редкие и слабые, так что их можно было перепутать со случайным раздражением, однако потом покалывания стали появляться чаще, ощущаться сильнее и продолжаться дольше, особенно во время медитаций. Их нельзя назвать неприятными или болезненными, хотя они бывают достаточно интенсивными. В отличие от других физиологических явлений, связанных с приспособлением тела к более мощным потокам энергии, покалывания в темени меня никогда не пугали. Можно сказать, что они похожи на ощущение пробивающегося вверх потока, тоненького, как иголочка, как бы давящего на черепную коробку изнутри, вдоль межкостного шва. С ними связано чувство высвобождения чего-то.
.
Прямо сейчас, при написании заметки, я отчетливо чувствую эти покалывания. Я не знаю их источника, но предполагаю, что подобные сигналы тела могут быть связаны с трансформацией эпифиза и других элементов центральной эндокринной системы.
Конечно, шишковидная железа не трансформируется сама по себе – нечто в нас заставляет перестроиться материальный носитель, который уже не соответствует повысившимся требованиям того, что находится за его пределами.
Что представляет из себя это «нечто»?
НЕФИЗИЧЕСКИЙ ОРГАН
В мистической Традиции «третьим глазом» считают не столько анатомический орган, называемый шишковидной железой, сколько его тонкоматериальную сущность. Косвенным свидетельством в пользу такой идеи служит факт, что при удалении эпифиза люди не теряют способности мыслить, хотя и испытывают проблемы со сном, когнитивными функциями и ощущение «потери себя». Тонкоматериальная сущность эпифиза находит возможность, хотя бы частично, компенсировать отсутствие физического носителя посредством других частей мозга; благо, что наш организм создан с большим запасом прочности, а функции органов часто пересекаются и дублируются.
Член братства Вольных Каменщиков Мэнли Холл в книге «Оккультная анатомия. Человек: великий символ Мистерий» назвал эпифиз «связующим звеном между сознанием человека и невидимыми мирами Природы». В другой книге, «Мелхиседек и мистерия огня» этот же автор пишет: «Этот третий глаз есть циклопический глаз древних, он был органом сознательного видения до того, как сформировались обычные глаза; впрочем, в те давние времена такое видение было скорее средством познания, нежели зрения».
Всевидящее Око. Роспись на фронтоне православной церкви Варвары Великомученицы, Москва
Созвучная мысль выражена в «Тайной Доктрине» Елены Блаватской: «Шишковидная железа сама по себе не является третьим глазом. Она - лишь отражение этого органа, его двойник. Даже в глубоком сне третий глаз остается открытым».
...Кто помнит детскую сказку о Крошечке-Хаврошечке? В ней злая мачеха по очереди посылала своих дочерей – Одноглазку, Двуглазку и Триглазку - выведать, каким чудом ее падчерица Хаврошечка справляется с невыполнимыми заданиями. Но Хаврошечка успешно усыпила двух первых сестер: «Спи глазок, спи другой...» И все было бы хорошо, только с Триглазкой хитрость не прошла. Два глаза Триглазки уснули, а третий остался бодрствующим, и тайна Хаврошечки была раскрыта.
.
Что имели в виду наши предки, говоря об особом органе зрения, который остается неусыпно бдящим, даже когда два других глаза закрыты?
.
Сюжет сказки весьма древен, поскольку встречается не только в славянском, но и в западноевропейском фольклоре (например, в собрании братьев Гримм). В английской версии сказки об Одноглазке, Двуглазке и Триглазке фигурирует еще и фея – ангел-хранитель главной героини, и в финале истории выясняется, что у феи тоже есть третий глаз. Может быть, это и есть указание на тот самый надматериальный орган, обладающий не простым зрением, но всевидением?
Фея из сказки «Одноглазка, Двуглазка и Триглазка». Художник Герман Фогель изобразил третий глаз феи светящейся точкой над головой волшебницы
Связь шишковидного тела с психическими феноменами во многом остается загадкой, хотя с 90-х годов прошлого века она стала предметом внимания не только мистики, но и науки. В частности, психиатров заинтересовал эпифизарный гормон диметилтриптамин (ДМТ), действие которого ассоциируется с появлением необычных визуальных образов. Благодаря данному свойству ДМТ в научно-популярной литературе его даже окрестили «молекулой духа».
«МОЛЕКУЛА ДУХА»
Прежде чем продолжить разговор, хочу, как всегда, повторить, что я против применения психоделических и наркотических субстанций в развлекательных целях или из любопытства. Я никогда не использую эти вещества и никому не советую это делать. Все, что нам требуется на пути духовного развития, мы можем производить внутри своего организма.
ДМТ вырабатывается телом человека эндогенно при определенных условиях. Считается, что наряду с двумя другими психоактивными субстанциями – серотонином и мелатонином - ДМТ синтезируется шишковидной железой.
Мелатонин – гормон эпифиза, регулирующий циклы сна и бодрствования; серотонин, называемый «гормоном счастья», и «молекула духа» ДМТ – все они являются производными белка триптамина и имеют в своем составе одинаковую геометрическую матрицу сочетания пентагона и гексагона. Эта же матрица присутствует в других природных психоделиках вроде буфотенина, ибогаина и псилоцибина. Возможно, психоактивные свойства производных триптамина объясняются их геометрическим сродством с ДНК. Однажды мы говорили о том, что союз Пяти и Шести в геометрии жизни возникает там, где материя встречается с духом.
Хотя ДМТ производится не только в эпифизе, но и в других органах тела – в легких, печени, глазах и даже коже - головной мозг испытывает особенную тягу к «молекуле духа». Ставя преграды на пути проникновения в него других веществ, он беспрепятственно пропускает ДМТ через почти непроходимый щит гематоэнцефалического барьера.
Американский психиатр Рик Страссман (Rick Strassman), проводивший эксперименты по психофармакологии ДМТ на добровольцах, в написанной им по результатам исследований книге «Молекула духа» предполагает, что скачки выделения ДМТ происходят во время молитвы, медитации и сна, благодаря чему мы видим сновидения и испытываем мистические видения.
Страссман также выдвинул гипотезу, что опыт видений в пограничных состояниях вызывается выбросом ДМТ шишковидной железой. «Слепящий белый свет, встречи с демоническими и ангельскими сущностями, экстатические эмоции, отсутствие чувства времени, Божественные звуки, ощущения переживания смерти и возрождения, осознание сильного и любящего Присутствия, лежащего в основе действительности – все эти опыты аннулируют ценности нашей повседневной жизни. Они также являются составляющими полного психоделического опыта под воздействием ДМТ», - пишет Страссман, полагаясь на свидетельства тех, кто участвовал в его экспериментах. Многие из их видений напоминали опыт пограничных состояний.
Молекула ДМТ. Зарисовка американского художника-визионера Алекса Грея (Alex Grey), приведенная в книге «Молекула духа»
Интересно, что ученый и доктор медицины Страссман в результате своих исследований, как и Декарт, пришел к взгляду на эпифиз не как на простую железу, а как на окно в иные измерения сознания. Он пишет: «Производство ДМТ эпифизом является физическим отображением нематериальных, или энергетических, процессов. Таким образом нам предоставляется средство для того, чтобы осознать движение жизненной силы в ее экстремальном проявлении».
Однажды в разговоре об эндогенных опиатах мы уже затрагивали идею, что выделяемые организмом психоактивные вещества типа ДМТ – лишь посредники между информационным, или духовным, телом и физическим. ДМТ не «вызывает видения», - он лишь меняет «настройки» эпифиза (возможно, в этом задействованы микрокристаллы шишковидной железы, о которых мы говорили ранее). Психоделики открывают доступ - как ключ или переключатель каналов - к «базе данных» информационного тела за пределами пространства и времени.
Наша духовная сущность многомерна и взаимодействует с неисчислимым множеством параллельных «каналов» или жизнепотоков. Поскольку прошлое, будущее и настоящее в ее мире протекают одновременно, такие возможности, как ясновидение, пророчество или прозрение не составляют для нее проблемы вообще.
Третий глаз. Работа Алекса Грея
Спонтанное видение образа глаза во время медитации отмечают многие из практикующих духовные упражнения. Это считается хорошим знаком - символической манифестацией внутреннего существа человека. Йоги говорят, что такое видение свидетельствует о начале пробуждения третьего глаза. В моем собственном опыте видения увеличенного глаза, смотрящего прямо на меня, появились около двадцати лет назад. Затем они сменились появлением образа ангелической сущности, о которой я писала ранее.
«Ключ» принадлежит нашему внутреннему существу. При некоторых условиях оно поворачивает его в «замочной скважине» эпифиза, решая, сколько и какой информации человеку в данном теле позволено получить из высшего или параллельного канала. Тогда мы видим вещие сны, получаем интуитивные озарения и духовное водительство. Однако в повседневной жизни наше существо держит производство ДМТ под контролем, выделяя особый белок-ингибитор, который Рик Страссман назвал «анти-ДМТ».
Введение синтезированного ДМТ подобно ситуации, когда взломщик использует слепок с хозяйского ключа для проникновения в систему, куда вообще-то доступ лимитирован. Это нежелательная и опасная ситуация, поэтому за фактом, что к настоящему времени почти все исследования ДМТ на добровольцах прекращены, стоит веская причина.
С другой стороны, способность эпифиза к настройке на ноосферные каналы можно тренировать, естественным образом увеличивая количество эндогенного ДМТ. Это происходит в сочетании с развитием других элементов центральной нервной системы, как об этом пишет Мэнли Холл:
«Всякий раз, когда свод гипофиза входит в контакт с [шишковидной] железой, у человека случаются вспышки временного ясновидения. Однако для того, чтобы добиться согласованной работы данных органов, требуются многие годы посвящения этому всего себя, вкупе с особой физиологической и биологической подготовкой» (из книги «Мелхиседек и мистерия огня»).
В следующей теме мы затронем вопрос о некоторых практиках для пробуждения шишковидной железы, исторически используемых в Традиции, а также о том, каким образом они переосмысливаются современной наукой.
АсСалам (с)