Полнолуние. Душная оттепель. Дождь без конца. Полусон-полуявь. Замечаю в беззимней тоске: Свет и тень на стене обозначили абрис лица – Блеск зрачков, лоб и челка – и, кажется, шрам на виске.
Мой полуночный гость – сочетание бликов и тьмы – Чуя пристальный взгляд, облекается в явную плоть. Обретает себя. И вокруг изменяется мир. Он – и здесь, и не здесь. Тщится небытие побороть.
Мы творим ему жизнь – и тропа меж мирами легка: Память кончиков пальцев – от мозга по нервной струне – Пластик клавиш. И кудри. И сталь спускового крючка. Что-то зреет в душе. Что-то станет понятным во сне.
Он впускает в себя так, как ветер впускают в окно. Я чужими глазами смотрю на чужие места. Я дышу его жизнью. Нам вместе пройти суждено Сотни, тысячи строк – начиная с пустого листа.
Мой придуманный брат, что родился от мыслей и слов! Мы умеем сказать – и словами творим чудеса, И пройдем этот путь – чтобы в месте, где будет светло, Повстречаться с поэтом, который меня написал.
Нам машет руками мужчина красивый. Прощается с нами. Прощайте, счастливо! Мы плачем зачем-то, мы смотрим куда-то, Где звёзды нам светят так ярко, так ярко, Ведь...
Припев: Космос нас ждёт. Космос нас любит. Космос живёт в каждой из судеб. Космос, привет! Космос нам верит. Выключи свет, закрой все двери. Космос нас ждёт.
Большие планеты сгорали со скуки - Здесь воздуха нету, а значит - нет звука. Не сказкой, не былью. Не звери, не люди, - Космической пылью мы были и будем.
Припев: Космос нас ждёт. Космос нас любит. Космос живёт в каждой из судеб. Космос, привет! Космос нам верит. Выключи свет, закрой все двери. Космос нас ждёт.
Хорошая литература плохо улавливается со слуха. Скользишь по поверхности, как пчела по банке меда. О самом прекрасном, когда слушаешь какую-нибудь запись из классики и сравниваешь по памяти услышанное с прочитанным, можно сказать: "Потеряно при прослушивании". То ли навязанный темп исполнителя мешает, то ли вздорные декламаторские акценты.
Но главное, видимо, в природе того или иного чувственного восприятия: - глаз "полифоничен", полиморфен, быстрее и богаче передает импульс сознанию; - ухо отдает в восприятии эхом и уплощает смысл.
Я уже не говорю, что звук почти всегда купирует другие чувственные ассоциации, они не успевает за звукообразом, или, скорее, поглощаются им, тогда как зрение – чтение – включает все ассоциативные потоки и развивает их.
Однако со слуха, бывает, яснее различишь фонетические неловкости, сбой дыхания и ритма.
Словом, музыке лучше молчать, а не говорить, она этого не умеет.
ПРИМЕР:
В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа, Как домашний, подъяремный скот, Потому что все оттенки смысла Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку Покоривший и добро и зло, Не решаясь обратиться к звуку, Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осиянно Только слово средь земных тревог, И в Евангелии от Иоанна Сказано, что Слово это - Бог.
Мы ему поставили пределом Скудные пределы естества. И, как пчелы в улье опустелом, Дурно пахнут мертвые слова.
/Николай Гумилев | "Слово"/
Проект "Живая поэзия". Николай Гумилёв. "Слово". источник
«В начале было Слово» — И вот уже одно препятствие готово: Я слово не могу так высоко ценить. Да, в переводе текст я должен изменить, Когда мне верно чувство подсказало. Я напишу, что Мысль всему начало. Стой, не спеши, чтоб первая строка От истины была недалека! Ведь Мысль творить и действовать не может! Не Сила ли — начало всех начал? Пишу — и вновь я колебаться стал, И вновь сомненье душу мне тревожит. Но свет блеснул — и выход вижу смело, Могу писать: «В начале было Дело»!
Гете "Фауст"
Иоганн Вольфганг Гёте / Iogan Vol'fgang Gete. Гении и злодеи.
В начале было слово. А, может быть, не слово, мысль?
Но чем полна она была? И что с собой она несла?
В начале должен смысл найтись, чтоб мысль продвинулась. Пройтись до слова важно ей и в мир пустить. Как воробей летят слова во исполнение Но понят ль смысл? И дан ли вектор направления? Bедь СЛОВО яд и СЛОВО - Возрождение...
В начале было слово!
...и третий стих главы Бытия на СЛОВО указал, что нету кнопки у него, так тихо подсказал: - и в мир оно пошло - творить, содействовать, произвести за все ответственность нести. Не зря же Он предупредил - пожнешь сам то, что насадил! источник
хотите, подарю Вам небо? нелепое и глупо-голубое? я положу его в конвертик, чтобы могли носить с собою…
Вы будете его носить в кармашке и доставать, чтобы поверить в чудо, и чтобы вспомнить, что была такая… а я? а я Вас и без неба не забуду…
отсыпать звезд Вам? мне ничуть не жалко… в кармашек или в руку? звезды-пепел… нет бесполезнее подарка, но мы из звездной пыли сердце слепим.
пусть неживое, пусть не бьется мерно пусть осторожнее, чем полевые мыши, но это тоже сердце, верно? я Вам его по почте вышлю….
что там еще? луна с ладошку? она поместится на полке сувениров… и между книжкой и стеклянной кошкой пускай желтеет и пылится с миром….
есть у меня две радуги и ливень. Вам будет мокро, я боюсь, возьмите зонтик и калоши… есть и туман молочно-бледно-белый, ну а к нему в придачу - еж и лошадь….
все забирайте….все осколки моей жизни, разбросанной по маленькой вселенной. я вам дарю фонтанов брызги, прекрасных мимолетностью мгновеной.
пусть все стоит в уютной теплой зале, на столиках и полках, в рамках и без них, в стекляшках ярких бусин, что на нитки нанизали… а после бросьте в урну, и сожгите этот стих…