ЛЮДИ КРОВА
Путь суфиев дошел до нас через Людей Крова (потомков Пророка Мухаммада). Все же нельзя сказать, что он был передан просто по линии кровного родства. В этом заключается парадокс. Поэтому одни скажут: «Значит, он передавался как тайна и становился достоянием лишь немногих избранников Людей Крова?» Все же и это будет не совсем верно. Тогда, скажет логик, он передавался Людьми Крова, которые вновь открывали его из другого источника? Но не таков был истинный метод его передачи. Да, он дошел до нас, и передается по-прежнему, с помощью Четвертого Метода - посредством «пребывания» вне всех этих вещей. Поняв это, вы овладеете Тайной. Говорю это вам в помощь, а не ради мистификации.
«Слуга Людей Крова», в книге «То, что Наиболее Сокровенно»
Идрис Шах, включивший данный отрывок в свою книгу «Путь суфиев», был одним из «Людей Крова» и принадлежал к священному роду, поэтому к его имени прибавляли восточные титулы «сейид» и «Хашимит». В вышеприведенном тексте говорится о потомках Пророка Мухаммада ﷺ (сейидах и шарифах), однако племя Курайш и клан Хашимитов, Бану Хашим, выходцем из которого был Мухаммад ﷺ, считались священными задолго до возникновения ислама. Очевидно, понятие «Люди Крова» все же намного более широкое и не ограничено племенными рамками.
Курайшиты – хранители Каабы - согласно традиционной генеалогии, являются продолжением родового древа библейского патриарха Авраама (Ибрагима) через его старшего сына Исмаила. Вторая ветвь авраамического древа через Исаака (Ицхака), младшего сына Авраама, дала начало другому роду первосвященников – иудейским коэнам или коаним. Связанные общим генетическим корнем семитские жреческие сословия – курайшиты и коэны, - подобно браминам Индостана, тысячелетиями имели исключительное право на распоряжение святынями и отправление богослужений.
Коэны проводили священнослужения в Скинии при Ковчеге Завета, а затем в Иерусалимском храме; курайшиты были хранителями Каабы, построенной, согласно коранической легенде, патриархами Авраамом и Исмаилом. Хотя потомки Мухаммадаﷺ, рожденные от брака его дочери Фатимы и его двоюродного брата Али – их называют сейиды, шарифы или алиды – не стали, строго говоря, жреческой кастой, они по сей день являются духовными руководителями общин верующих. Наконец, многие из суфийских Учителей – сейиды.
Традицией негласно признается, что священные роды являются передатчиками не только сакральных знаний, но и тонкой преобразующей силы, Божьей благодати или, как говорят суфии, бараки. Время от времени, когда демиургические силы, ведающие процессом эволюции на Земле, считали необходимым дать преобразующий импульс духовному развитию человечества и вернуть людей на прямой путь Единобожия, они способствовали воплощению Высших Индивидуумов среди представителей «генетического древа пророков». Мы не можем сказать почти ничего о природе демиургического Разума – познаваем он или нет, материален или находится вне воплощений, - поскольку понятийный аппарат для суждения о нем в нас отсутствует.
Если полагаться на Евангелия от Матфея и Луки, один из Высших Индивидуумов, Иисус Христос, также был потомком Авраама, то есть был рожден в том священном роду, который дал всех трех мировых провозвестников Единого Бога, направляемых демиургическим Разумом.
Древо Иессеево - аллегорическое изображение родословия Иисуса Христа и его происхождения от ветхозаветных пророков. Икона 1567-68 гг.
Есть ли нечто объективное за понятием священного рода? Действительно ли существуют генеалогические линии, избранные Богом, и «гены святости»?
Поскольку мой Учитель, племянник Идриса Шаха, как и его дядя, принадлежит к роду сейидов и Хашимитов, а значит, является ветвью древа всех основателей религий Книги по мужской линии, начиная от Авраама, мне интересно было разобраться в вопросе: гены духовности – это миф или реальность?
*****
Однажды Ходжу Насреддина спросили:
- Уважаемый, не подскажешь ли самый короткий путь во дворец?
- Самый короткий? – уточнил Насреддин.
- Да, самый-самый короткий.
- Родиться принцем крови, - ответил Насреддин.
Выражение «путь во дворец», как нередко бывает в обучающих историях дервишей, имеет смысл не только буквальный. Скрытое значение его может указывать на преимущество, которое дается человеку, когда он рождается в семье, где множество поколений посвятили жизнь духовной стезе. Ведь, в то время как вина отцов оплачивается детьми до третьего и четвертого колена (Исход, 20:5), дарованная роду «милость Бога человеколюбивого и милосердного» сохраняется в тысячи поколений (Исход, 34:6-7). Духовное усилие, сосредоточенное предками, создает задел для потомков, предоставляя им своеобразную «фору».
Если бы такого унаследованного преимущества не существовало, как объяснить ту неуклонность, с которой индийские брамины относились (и относятся!) к сохранению чистоты касты, или ту избирательность, с которой иудейские коэны подходят к выбору брачной партии? Брамины традиционно женятся и выходят замуж только за представителей своей касты; коэны могли жениться только на иудейках безупречной репутации, предпочтительно дочерях других коэнов.
Но если этим правилам действительно следовали, ученые должны были бы наблюдать явную генетическую общность среди людей, относящих себя к жреческим сословиям по происхождению. Так ли это? Генетики в целом отвечают утвердительно. Хотя исследования в этой области начаты относительно недавно – в 90-х годах прошлого века, - и генетические банки данных обновляются непрерывно, полученная к настоящему времени статистика весьма интересна.
Например, доля носителей одной конкретной гаплогруппы (генетического маркера Y-хромосомы, свидетельствующего о происхождении от общего предка по мужской линии) – R1а1* - среди браминов намного выше, чем среди представителей других индийских каст (варн): в то время как до 72% браминов имеют этот маркер, в нежреческих кастах он встречается не чаще, чем в 7-20% случаев.
Группа браминов. Фото 1913 г. (источник Википедия)
Генетическая общность наблюдается в значительной степени и у другого жреческого сословия – коэнов, так что у генетиков в конце 90-х годов даже появился легендарный термин «модальный гаплотип коэнов». Сословие коэнов сохраняло свое значение в отправлении ритуалов иудейской религии вплоть до последних веков. Среди русскоязычных евреев, например, о коэнском происхождении могут свидетельствовать фамилии Кохен, Коган, Каганович, Каганцев, Кац, Каплан и другие. Исследования, проведенные на Y-хромосомном материале евреев из Северной Америки и Израэля показали, что одно определенное сочетание генетических маркеров – гаплотип J1e* - встречается приблизительно у половины коэнов, но не более чем у 10-20% обычных израэлитов. Причем присутствие гаплотипа является высоким в среде как коэнов-ашкенази, так и коэнов-сефардов, которые сильно отличаются друг от друга внешне. Генетики даже предположили время, когда жил гипотетический «Аарон, брат Моисея» - общий предок большинства коэнов: около 3000 лет назад.
Первосвященник Аарон. Художник Пьер Франческо Мола (17 в.)
Интересно, что носителями «коэнского» гаплотипа J1e* вполне могли быть Пророк Мухаммад ﷺ, а также его зять и двоюродный брат Али ибн Абу Талиб. (Уточню, что происхождение сейидов и шарифов отслеживается, строго говоря, не от самого Пророка ислама ﷺ, который не оставил сыновей, а по его мужской генеалогической линии. Отцы Мухаммада и Али были родными братьями, и таким образом, генеалогическая линия сейидов начинается от деда Мухаммада и Али, продолжается к сыновьям Фатимы и Али – Хасану и Хусейну - и так далее. Потомков Хусейна называют сейидами, потомков Хасана – шарифами).
Поскольку маркеры Y-хромосом, наследуемые только по мужской линии, у Мухаммада и Али были одинаковыми, сегодняшние сейиды и шарифы (при гипотетической непрерывности генеалогической линии) действительно являются носителями тех же генетических «отметин», что и Пророкﷺ, оставивший напутствие: «Среди вас я оставляю две весомые вещи, одна важнее другой. Это – Коран и мое семейство, Люди Крова. Не разъединятся они, пока не вернутся к райскому источнику (Каусар), так не отступайте от них».
Согласно генетическому исследованию сейидов, опубликованному российскими генетиками, одна из ветвей сейидов с гаплогруппой J1 действительно могла происходить от ДНК-линии общего мужского предка, жившего приблизительно в 7-м веке, что соответствует времени жизни Мухаммада и Али. Если предположение ученых верно, то родословные, записанные со слов предков семьями сейидов, могут подтверждаться генетически.
Генеалогическое древо рода Пророка Мухаммада согласно историческим источникам
*****
Еще раз заметим, что гаплотип не является показателем конкретных наследуемых качеств – это всего лишь маркер, метка, доказывающая факт преемственности по мужской линии. Подтверждение наличия «модального гаплотипа коэна» или принадлежности к сейидам у некоторого сообщества не даст ответа на вопрос: передается ли способность к духовному развитию по наследству, или это исключительно результат воспитания и социального окружения?
Еще четверть века назад академическое сообщество, не задумываясь, поддержало бы второе утверждение. Однако обнаруженный американским генетиком Дином Хеймером (Dean Hamer) общий ген у людей, имеющих склонность к мистическим и религиозным поискам, которому ученый дал название «ген Бога», хоть и вызвал бурные дискуссии, все же направил изучение вопроса в новое русло. Этой темой заинтересовались другие ученые, чьи исследования, в том числе на близнецах, воспитанных в разных семьях, показали, что вклад наследственных факторов в склонности к духовному развитию составляет порядка 40%. Хотя, при всей звучности термина «ген Бога», этот вклад уже не считается ограниченным одним-единственным геном, гены все же влияют на предрасположенность к духовности.
А значит, Ходжа Насреддин, сказавший, что родиться принцем крови - самый короткий путь «во дворец», был в чем-то очень даже прав. Мы знаем, что значительное число великих суфиев родилось в семьях суфиев – Аттар, Руми, Байазид Бистами, Ибн-Араби, Бахауддин Накшбанд, Ахмад Ясави и многие другие (не говоря уже о семье Шахов, с которых мы начали эту тему).
Однако кроме 40%, вносимых наследственными факторами, есть ведь и другие 60%? Значит, утверждение Слуги Людей Крова «все же нельзя сказать, что путь суфиев был передан по линии кровного родства» можно считать верным? Исследования подтверждают, что наследственность может оказывать существенное влияние на проявление духовности в человеке, но не является ее гарантией. Не каждый сейид станет суфийским Учителем: гены задают лишь предрасположенность - карту возможных маршрутов, но не сам маршрут. Тем более нет оснований утверждать, что существует прямая зависимость между ДНК и той духовной стадией, которой достигнет человек.
А значит, не геном единым... Просто родиться представителем священного рода недостаточно; полученную по наследству благоприятную предрасположенность и потенциал нужно еще реализовать. Для тех, кто происходил из священного сословия, первым учителем чаще всего становился родственник – дед или отец. Учителем моего Учителя был его отец, Омар Али-Шах; того, в свою очередь, с самого раннего детства вместе с братом обучал его отец – потомственный суфий ордена Накшбанди сейид Сирдар Икбал Али-Шах.
Обычное обучение – через священные тексты, участие в ритуалах и наставления - конечно, важно. Еще более важным компонентом обучения, однако, является неуловимый невербальный элемент, воспринимаемый всей сущностью ученика от человека, чье внутреннее существо полностью вызрело и «родилось заново».
У браминов есть термин двиджа – дваждырожденный – прошедший обучение и получивший посвящение. Первым рождением является физическое рождение, вторым – духовное. Только последнее считалось настоящим рождением в высшую касту в традиции Вед. Причем двиджей – истинно рожденным – мог стать не только брамин, но представитель любой из варн – кшатрий-воин, вайшья-торговец, даже шудра-чернорабочий, утверждает Махабхарата, - при условии, что адепт прошел весь путь духовной трансформации. Конечно, шудре потребуется в несколько раз больше усилий, чем брамину, но возможность есть у каждого, независимо от стартовых условий. В Упанишадах говорится, что рождение в той или иной варне не ограничивает право или возможность человека получать духовные знания.
Природа и функция дваждырожденного полностью трансформирована – как если бы клетка мышечной или костной ткани переродилась в нервную клетку. Двиджа становится частью совершенно особой общности людей, объединенных не кровной преемственностью, но чем-то гораздо более всеохватным. Выдающийся мыслитель прошлого века из сообщества Вольных Каменщиков Мэнли Холл писал:
«Как считали в древности, мудрецы были отдельной расой, и чтобы родиться в этой расе, необходимо было развить свое сознание до состояния просветленного разума. В старые времена философы учили, что физическое рождение - это случайность, поскольку мы рождаемся в разных расах и нациях в соответствии с происхождением наших предков; однако есть второе рождение, не являющееся случайностью - это следствие правильного намерения. Этим вторым рождением просветленный разум выводит нас за пределы наций, за пределы рас - в межнациональную нацию и межрасовую расу. Именно эта могущественная раса грядущего когда-нибудь унаследует землю. Но пока мы не родимся вновь свыше благодаря просветлению, мы не станем частью этой философской империи».
Такова реальность, стоящая за всеми легендами о Мастерах и Посвященных, Абдалах – Преображенных, Махатмах, Великой Белой Ложе, Иерархии Света и так далее. Под разными именами известны лишь те из них, кто оставил след в истории. Большинство же из них остается в безвестности. Эта группа развитых индивидуумов, достигших реализации всех эволюционных возможностей человека Земли, составляет единое целое – как единым целым являются клетки нервной системы. Контакт между частями целого - «клетками нервной системы», а также отдельных «клеток» с «мозгом» - планетарным демиургическим Разумом, направляющим развитие и трансформацию человечества - осуществляется на сверхчувственном уровне.
Именно идею вхождения в братство посвященных и возможность подключения к Высшему Разуму имеет в виду «Слуга Людей Крова», говоря о Четвертом Методе, «пребывании вне всех этих вещей»: наследуемых способностей, наставлений, попыток заново открыть знание из другого источника и т.д. Мы не сможем найти искомое – механизм преемственности Людей Крова, опираясь на логику; эта Тайна неподвластна объяснениям. Чтобы постичь ее, мы должны сделать интуитивный рывок в более захватывающую реальность, простирающуюся за пределы знакомого мира, отдельного потока жизни и судьбы.
Это нечто – более таинственное, чем судьба, более всеобъемлющее, чем душа. Оно направляет жизнепоток и проявляется непостижимым могуществом и мудростью. Когда приходит время человеку покинуть этот мир, связь с этим невыразимым нечто находит способ быть переданной, поскольку оно действует через людей. Лишь встав в цепь преемственности, искатель может сам стать частью Силы, которую суфии называют баракой. Такова Тайна священного рода и Четвертого Метода.
АсСалам (с)