ЖИЗНЬ ТАЙКОМ
Одна женщина переживала, что не оказала достойного гостеприимства подруге.
В том смысле, что без радости разрешила переночевать и без радости кормила ужином. Ей было неприятно, что подруга не принесла даже хлеба к ужину. Но еще более неприятно ей было чувствовать себя корыстной.
Так вот, подруга не принесла хлеба, съела ужин и завалилась спать, а женщина продолжала переживать о своей корысти и безрадостности. Потому что хорошие хозяйки – гостеприимные. И не думают о том, принесли ли гости что-то к чаю.
И еще ей хотелось бы, чтобы ее так же встречали. Радостно, приветливо и без условий.
Я осторожно ее спрашиваю: а что же тут необычного в том, что ты вклада ждала? Ну хотя бы хлебом? Ведь ты отдала куда больше.
А она отвечает: головой понимаю, что ничего, а вот в душе маюсь. Корыстная и эгоистичная я.
Очень живуча такая детская фантазия: нужно, чтобы меня принимали просто так, без условий, и чтоб я принимала просто так, без условий.
Но не очень-то получается так чувствовать. Потому что мы не можем ставить другого человека на первое место по определению. Потому что это место занято.
Мы сами для себя всегда на первом месте, и хорошо, если мы это присваиваем и признаем. Тогда получается жить открыто, а не тайком. Это когда ты стесняешься и боишься прослыть эгоистом, думая, в первую очередь, о своих интересах. Но себя «такого» не любишь, обвиняешь и стыдишь, заставляя играть другую, более правильную роль.
Вот давайте представим. Предположим, у вас есть разрешение быть всегда на первом месте для себя. Что вам представляется?
Падающие башни и конец света? Хмурые осуждающие лица окружающих вас людей? Остракизм, осуждение и одиночество?
На самом деле, вы просто будете исходить из того, как вам легче и лучше принять того же гостя. Вы самому себе честно признаетесь: могу принять, если принесет хлеба и бутылку вина.
И говорите также открыто ему: «Буду рада посидеть вместе: я приготовлю ужин, а ты купи для ужина вина и хлеба».
Вы не испытываете неудовлетворенности, что покормили кого-то своей энергией. Гость доволен, что ничего вам не должен. Если гость не доволен, и обидчив, то он не совсем повзрослел. Он все еще пребывает в иллюзии, что его должны любить и принимать просто так, без условий и вклада.
Интересно, как смешиваются ценности разного уровня. «Если я тебе дорог, ты должен принимать меня без условий». Ну нет же. Близость – это одна ценность, вклад в отношения – другая.
Вкладываясь в отношения, мы поддерживаем близость. Не вкладываясь, мы создаем условия, что вложиться должен Другой, причем за двоих.
По-человечески вы можете быть очень близки, но с точки зрения отношений должен быть баланс и энергообмен. Если кто-то всегда спонсор, а другой потребитель, такие отношения не выживают. Спонсор рано или поздно становится банкротом.
Другими словами, ставить себя на первое место и заботиться, в первую очередь, о своих интересах, не означает обесценивание Другого. Не означает, что вы его не цените, не любите и не принимаете. Это означает, что вы обеспечиваете себе тот уровень жизни, мироощущения, который вас не истощает.
И лучше, если вы признаете это открыто. Потому что вы все равно ставите себя на первое место, только нелегально. К тому же вам приходится тратить скудные запасы внутренней энергии на то, чтобы отмывать себя от вины и стыда. И еще оправдывать свое недовольство тем, что Другие не вкладываются так, как вы.
И, в таких условиях вам хочется выставить им счет побольше, чтобы восстановить понесенные потери.
Автор: Вероника Хлебова