Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Цвета отношений в трактовке Кесьлевского


Цвета отношений в трактовке Кесьлевского

Сообщений 1 страница 10 из 21

1

На днях мне порекомендовали посмотреть французский минисериал, но ошиблись в названии. В поисках рекомендованного я вышла на трилогию Кисьелевского и... не смогла оторваться. Запоем посмотрела все три истории. Как-то так получается, что пространство постоянно со мной на связи, постоянно дает какие-то подсказки и рекомендации. Другое дело, что я не всегда это вижу и понимаю. Ну да это уже трудности моего личного восприятия, все дело во мне... В благодарность к тем тонким структурам, что беседуют со мной, я решила поделиться своим открытием... может это еще кому-то пригодиться и доставит такое же эстетическое удовольствие, как и мне. Итак...

Три цвета отношений в трилогии Кесьлевского «Три цвета: Синий, Белый,

В этом эссе проанализирована трилогия польского режиссера Кшиштофа Кесьлевского, которого его cо-автор Кшиштоф Песевич вдохновил на создание трех фильмов, связанных с цветами французского флага и лозунгом французской революции: Свобода, Равенство и Братство. Фильмы «Синий», «Белый» и «Красный» были сняты соответственно во Франции, Польше и Швейцарии.

Первый фильм, «Синий» - о свободе, которую, наверное, обрести невозможно. Если мы любим или скорбим - мы перестаем быть свободными. Мы живы, но не свободны. Жюли замужем за богатым и известным композитором Патрисом, у них есть маленькая дочь, Анна. В начале фильма муж и ребенок Жюли гибнут в автомобильной катастрофе. Ее жизнь, ранее счастливая и размеренная, теперь пуста, и Жюли предстоит научиться жить дальше. Ее первая реакция - исчезнуть, скрыться. Она покидает дом в поместье и просит продать всю мебель; снимает квартиру в Париже и проводит время в кафе – пьет кофе и пытается забыть.

Но ей не скрыться от музыки мужа. Как раз перед смертью он работал над музыкальным произведением для большого симфонического хора, которое должно быть исполнено на фестивале Объединенной Европы. Незаконченная музыка настигает ее, как и воспоминания о дочери. Она отчаянно пытается оставить всё это в прошлом.

Позже Жюли узнает, что у покойного мужа была любовница, Сандрин, и что она беременна от него. Наконец, Жюли вынуждена смириться с тяжелой утратой - она заканчивает музыку для хора и делает так, что будущий ребенок, плод любви ее мужа, будет носить его имя и жить в поместье, которое ранее принадлежало их семье.

«Белый» - о равенстве, которого не существует, - ни на личном, ни на социальном уровне.

Фильм рассказывает историю Кароля Кароля, парикмахера из Польши, живущего во Франции. Он женился на француженке Доминик, но когда оказался неспособным выполнять супружеские обязанности, она с ним развелась. Кароль теряет все: жену, дом, салон причесок и даже кредитные карточки. В метро он знакомится с поляком Миколаем, который контрабандой переправляет Кароля в Польшу – в его же чемодане. По стечению обстоятельств, в Варшавском аэропорту чемодан с Каролем внутри украли. Но когда воры обнаружили, что вместо ожидаемого добра в чемодане – бедняга Кароль, они бросают его на мусорной свалке.

Кароль приезжает к брату, Юреку, тоже парикмахеру. Не довольствуясь ролью служащего у брата, Кароль перепродает участки земли; он разбогател. Чтобы отомстить Доминик, он инсценирует собственную смерть, потому что знает - Доминик приедет на его похороны. Во время похорон Кароль следит за ней, потом приходит к ней в гостиницу и выполняет супружеский долг.
На следующее утро, проснувшись, она не находит Кароля, он исчез, и полиция арестовывает ее за убийство мужа. В конце фильма мы видим Кароля стоящим перед окном её тюрьмы, а Доминик жестами показывает, что все еще его любит. Это заставляет Кароля плакать. Ясно, что они любят друг друга, но попали в ловушку и разлучены из-за плана мести Кароля.

Последний фильм трилогии – «Красный» - рассуждение о возможности создания некоего братства, становясь ближе, разрушая стены, которые мы сами вокруг себя возводим.

«Красный» повествует о молодой швейцарской студентке и модели, Валентине. Однажды она ехала с репетиции домой и сбила собаку. Когда Валентина возвращает собаку ее законному владельцу, судье на пенсии, он остается равнодушным. Впервые встретив его Валентина чувствует жалость к одинокому печальному старику, но в то же время его привычка подслушивать телефонные разговоры соседей вызывает у нее отвращение. Он говорит ей, что ему нужно прикосновение к правде, к тому, что было недоступно ему как судье. Судья вынуждает Валентину обнаружить некоторых из ее собственных демонов и поверяет ей свои воспоминания, часто посещавшие его в течение долгих десятилетий. Со временем их близость растет, становясь чем-то вроде нежных отношений отца и дочери. Своего рода подлинное братство.

Параллельная история рассказывает о недавно получившем диплом студенте юридического факультета Огюсте и его подруге, гармонично продолжая линию отношений между Валентиной и судьей. Мы сознаем, что жизненный опыт молодого человека отражает неудачи старика.

Настроение «Красного» метафизично; у судьи бывают вещие сны, но даже и без них он знает, что именно должно случиться.

Валентину тоже посещают предчувствия. На протяжении фильма присутствует тема предзнаменований. Фотография Валентины для рекламного биг-борда тоже предвещает нечто, что произойдет в ее жизни позже.

Два главных героя, Валентина и Огюст, в течение фильма ни разу по-настоящему не встретились. Мы ни разу не слышим, как они разговаривают друг с другом. И всё же в конце, когда видим их стоящими рядом после спасения с затонувшего парома, мы понимаем, что они будут жить вместе долго и счастливо. Они были соседями и в течение фильма несколько раз почти встретились

Все фильмы трилогии – истории характеров, истории разных конфликтов и их решения (или нерешения) посредством случая или выбора. Течение историй очень естественно, хотя в их основе - происходящее почти случайно или по воле судьбы. Незначительные на первый взгляд случаи навсегда меняют жизни людей. Некоторые пробуют управлять собственными жизнями, но зачастую это им не удается. На планы людей влияет нечто, находящееся вне контроля. Весь фильм снят таким образом, будто зритель подсматривает за происходящим. Камера движется от одного персонажа к другому, показывая связь между ними.

Цель и метод

В книге «Кесьлевский о Кесьлевском» он говорит, что важнейшая деталь фильма «Красный» в том, что этот цвет присутствует, но фильтры не использованы. Кесьлевский приводит в пример красную одежду, красный поводок собаки и красный фон. Красный цвет в фильме не декоративен, но несет определенную смысловую нагрузку. Для примера он говорит о том, как Валентина спит с красной курткой возлюбленного – в этом случае красный цвет символизирует воспоминания, тоску по ком-то.

Весной 1998 года, вдохновившись вышеприведенным высказыванием, я написала эссе о символике в «Красном». Я смотрела фильм снова и снова, кадр за кадром, находя каждый красный предмет, и пробовала объяснить их возможное значение. Я поняла, что мне придется изучить символику красного цвета в различных культурах, а также связанные с цветами метафоры и архетипы. Это была большая работа, но оно того стоило. Я нашла то, что искала - фильм исполнен символов.

Несколько раз посмотрев «Красный», я вдруг заметила не только то, что в драматургии был использован красный цвет, но и то, что Кесьлевский во многих эпизодах фильма показывает телефоны и окна, явно неслучайно. Почти каждая сцена в фильме начинается с изображения телефона или окна, а в нескольких эпизодах присутствуют оба. Они могут быть использованы как способы подглядывания за жизнью других людей.

Необычайно важно в «Красном» обретаемое нами ощущение того, что, несмотря на попытки персонажей управлять собственными жизнями, сделать этого им не удается. Это одна из основных тем «Красного»: руководит ли нашими жизнями судьба, фатум – или же случайность, выбор. Размышляя об этом я написала, как они влияют на героев фильма.

Когда моя работа о «Красном» была закончена, я была счастлива обретением того, что искала – но вместе с тем возникли новые вопросы. А как насчет синего цвета в «Синем» и белого в «Белом»? Играли ли они такую же драматическую роль? И что можно сказать о стекле и телефонах в этих фильмах? Имеют ли очевидное значение в «Синем» и «Белом» судьба, фатум, выбор и шанс? Стало любопытно, и я решила рассмотреть эти вопросы в дипломной работе по изучению кино (Film Studies).

Прошло два года, и я нашла ответы. Важность цветов, связанных с названиями фильмов, не подвергается сомнению. Символичны не только цвета - многие другие элементы: например, стекло, вода и технологии – служат похожим целям. Вода оказалось настолько важным элементом «Синего», что мне пришлось проверить, происходит ли то же самое в «Белом» и «Красном». Также я обнаружила, что концепция судьбы как основного фактора жизни, сыграла важную роль в «Синем» и «Белом», хотя и не столь очевидно, как в «Красном».

Чем больше я смотрела эти фильмы, тем больше релевантных тем обнаруживала, и написала короткие главы о значении вуайеризма, предзнаменований и библейских параллелей. Я нахожу новые пласты каждый раз, когда смотрю трилогию, и наверное не смогла бы исследовать их и за несколько лет. Я не написала о важных аспектах фильмов, например, о лозунгах французской революции применительно к историям, как не написала и об использовании музыки и звука в фильмах. Возможно, когда-нибудь я добавлю это к моему исследованию.

0

2

Три цвета: Синий / Trois couleurs: Bleu

Три цвета отношений в трилогии Кесьлевского «Три цвета: Синий, Белый,

История молодой женщины, чудом выжившей в автокатастрофе, но потерявшей мужа — известного композитора — и пятилетнюю дочь, и это не столько повествование о возвращении к жизни, сколько метафорическая притча об избавлении от власти губительных чувств.

Преодолеть трагедию — значит в каком-то смысле обрести свободу: от прошлого, от любви. Но такая свобода опустошает, лишает желания жить, а оно возвращается лишь с приходом новой любви…

Смотреть фильм онлайн

Шокированная смертью дочери и мужа в результате автомобильной аварии героиня Жюльет Бинош, не способная пересилить жизнь в сторону смерти, вынуждена заново научиться сосуществовать с миром. Полумёртвая-полуживая, она не способна больше плакать, а может, даже и чувствовать. Но когда что-то умирает, что-то обязательно рождается. Возможно, даже и на могиле умершего.

Первые кадры фильма сразу же говорят о визуальной скромности картины. Умеренность и преданность деталям, при этом режиссёр отказывается так же от темы горя в классическом его смысле. Перед нами лишь Жюльет Бинош, её трагедия и музыка, гениальная и требующая завершения. На протяжении фильма действия героини напоминают сознательную подготовку к последнему пути. Она не смогла окончить жизнь самоубийством, а значит, что-то осталось незавершённым, какие-то долги до сих пор открыты. И то, что должно быть найдено, даже если не искать, обязательно найдёт тебя.

Кино бесспорно бескомпромиссное и оригинальное, при этом трюки режиссёра с музыкой завораживают простотой находки. В ключевые моменты фильма Кесьлёвский просто выключает картинку на несколько секунд, оставляя лишь музыку. Что будит сознание зрителя и заставляет ещё больше и глубже проникать в фильм.

Фильм «Синий» — как старуха, закутанная в серый плащ, из под которого выглядывают полы шикарного синего платья. Таким образом, глухой цвет позволяет нам больше чувствовать и больше видеть, как надписи на голой стене, оставленные временем.

0

3

Символизм в трилогии Кесьлевского «Три цвета: Синий, Белый, Красный» - синий

Каждый цвет спектра несет зрителю молчаливое послание. Это восприятие - результат нашего видения, естественного окружения и влияния общества и культуры, в которых мы живем.

С самого начала истории различные культуры по-разному использовали цвета, - так же, как и мы сегодня.

Три цвета отношений в трилогии Кесьлевского «Три цвета: Синий, Белый,

Значение синего цвета в различных культурах

Самая сильная ассоциация синего цвета - с небом, морем и водой. Будучи холодным и ретроактивным, касающимся прошлого, синий действует умиротворяюще. Он символизирует мир, веру, созерцательность, правду и Рай, небеса. В геральдике синий используется для обозначения благочестия и искренности. Это цвет, наиболее полно символизирующий духовное. В отличие от красного, это холодный цвет, склоняющий людей к расслабленности и размышлениям.

Психологи связывают синий цвет с умственным/духовным расслаблением и со спокойным, словно свысока, отношением к жизни. Синий - цвет небес; в древнем Египте был связан с Богом небес, Амон Ра.

Синий - самый глубокий и наименее материалистический цвет, символ правды. Он отражает пустоту воздуха, воды, хрусталя и алмаза. Именно поэтому синий - цвет стабильности.
Зевс и Яхве утверждают истинность лазури. Считается, что амулеты синего цвета защищают от «дурного глаза».

Пелерина скандинавского бога Одина – синяя, как и плащ Девы Марии; на поэтическом языке ее также называют Синей Лилией. В индийской мифологии Бог Вишну в его инкарнации Кришны – синего цвета. Иисус часто изображается в синих одеяниях.

Синий цвет - символ Господней истины и вечности, и поэтому всегда будет означать бессмертие.

В древнем Китае существовали разные представления о синем цвете. В традиционном искусстве существа с синими лицами – это или демоны, призраки, или бог литературы, "K'ui-hsing", когда-то покончивший самоубийством из-за неосуществленных амбиций.

Первоначально для обозначения этого цвета в китайском языке даже не было слова, за исключением "ch'ing", которое передавало все оттенки - от темно-серого до сине-зеленого. Слово "ch'ing" использовалось и для обозначения «жизни/образа жизни» ученого или мудреца – ведь обучаясь, он пребывал в синем отсвете лампы. Современное китайское слово "синий" - "lan" - значит индиго, общепринятый цвет рабочей одежды в современном Китае.

В Китае с синим цветом были также связаны дерево и одна из четырех стран света, восток.

Синие цветы, синие глаза, синие полосы и ленты в некоторых культурах считаются уродливыми или приносящими неудачу. В Европе, наоборот, синий цветок символизирует романтику и связан с высокой духовностью человеческого сознания.

В древних мексиканских рукописях с иллюстрациями бирюзе и воде придавали легкий сине-зеленый цвет, но в символике Рая синий цвет никакой функции не выполнял.

В символике, традиционной для жителей Центральной Европы, синий цвет означает преданность, а также нечто таинственное. Например, выражение «синий свет» означает нечто вводящее в заблуждение и опасное.

Есть пословицы, связанные с синим цветом, например, it came out of the blue - о чем-то неожиданном. Это может быть связано с таинственностью синего цвета или с небесами – ведь дословно «это вышло из синего цвета» можно понимать как «нечто упавшее с неба», чего никто не ожидал и не знает, почему или откуда это появилось.

Синий цвет означает определенное настроение, обычно печаль, а грустная музыка называется блюзом.

Тот факт, что синий цвет в некоторых культурах связан с алкоголизмом, не так легко объяснить. Возможно, это происходит потому, что у людей, в течение многих лет пивших, носы и щеки бывают синеватого оттенка.

В доисторическом искусстве синий цвет использовался редко. Причина этого, вероятно, в том, что приготовить краску синего цвета было нелегко; трудно достать материал для его создания.

Синий цвет в фильме «Синий» Кесьлевского

[отмечу постфактум, что автор данного эссе активно использует материал из книги Аннет Инсдорф "Двойные жизни. Вторые шансы", хотя источник ею не указан. - прим. перев.]

В начале фильма, как раз перед аварией, мы видим едущий синий автомобиль: машина цвета морской волны, семейный автомобиль Жюли, Патриса и Анны. Мы смотрим словно снизу, из-под автомобиля, но видим и картину окружающего; это, скорее всего, раннее утро. Цвет насыщенно синий, туманное утро. В кадрах, снятых крупным планом, заметно, что даже трасса кажется скорее синей, чем серой. Синий оттенок особенно ясно виден, когда Анне нужно выйти из машины в туалет.
В течение фильма мы видим много автомобилей - от серого до черного цвета, но всегда с синим оттенком. Даже у Сандрин серо-синяя машина. Оливье - единственный, у кого автомобиль коричневого оттенка, в этом его отличительная черта.

Жюли носит одежду в черно-синей гамме. Исключение – белый халат в больнице и белая футболка, в которой она спит. Во всех остальных случаях она надевает черное и синее – чаще всего синие джинсы, черные топ и пиджак. Она словно вся изранена, в ушибах и синяках – внутренне и внешне; и ее одежда словно напоминает об этом. Другие герои фильма носят одежду серых, синих и черных оттенков, но в отличие от Эюли, не постоянно.

В начале фильма, прямо перед аварией, Анна, дочь Жюли, выбрасывает из окна автомобиля обертку от леденца на палочке - синюю; она летит - незадолго до смерти девочки являясь предзнаменованием полета ее души к вечности, к синему небу.

Позже Жюли находит в своей сумочке такой же леденец; она съедает его – гневно, с чувством утраты – словно хочет проглотить боль своей жизни и начать сначала. Я всегда считала реакцию Жюли на найденный леденец одним из самых ярких указателей на невозможность для неё оградиться от воспоминаний.

Синяя лампа Анны - единственная вещь, которую она берет с собой на память о прошлом.

Следующая сцена происходит в больнице, когда Жюли просыпается и осознает, что ее муж и дочь погибли в автокатастрофе. Оливье приносит маленький портативный телевизор, чтобы она могла увидеть похороны. Когда он включает телевизор, на экране с синим оттенком видно небо и летящий дельтапланерист. Остальные эпизоды с кадрами экрана телевизора сняты похожим образом. Сначала – старик, прыгающий с высоты на эластичном тросе, на фоне синего неба. Потом - канатоходец; фон снова синий. Эти образы символизируют определенную свободу - человек всегда мечтает о том, чтобы быть свободным, как птица в полете.

На похоронах все одеты в синее, серое, черное или сочетания этих цветов - гости, музыканты, представители СМИ и человек, произносящий прощальную речь.

Когда Жюли думает/спит или мысленно слышит «Концерт для Европы», музыку, которую писал ее муж, синий свет внезапно ложится на ее лицо. Жюли сидит с закрытыми глазами, но вдруг услышав музыку открывает их. Она выглядит так, словно увидела призрак, как будто ее преследуют воспоминания. Свет почти сверхествествен, и кажется, что это всплывают воспоминания Жюли, которые она тщетно стремится подавить. Так случается дважды - во второй раз когда дверь квартиры захлопнулась и Жюли проводит ночь на лестнице. Кажется, что все происходит, когда она пребывает в промежуточном состоянии, где-то между бессонницей и сном.
Еще в одном эпизоде она проигрывает на фортепьяно несколько нот, но когда останавливается и захлопывает крышку, ударив пальцы, на ее лице появляется отражение синего света.

Снаружи больницы - синяя стена, которая привлекает наше внимание, когда Жюли навещает женщина-репортер, готовящая документальный фильм о жизни Патриса. На лице Жюли отражается синий цвет стены; стена заполняет половину кадра - держа репортера на том расстоянии, на каком Жюли хочет, чтобы она оставалась.

Когда Жюли впервые после катастрофы приходит в свой дом, ее первый вопрос - все ли вещи вывезли из синей комнаты. Вскоре мы обнаруживаем, что синяя комната принадлежала ее дочери Анне. Когда Жюли входит туда, она видит, что синяя люстра дочери все еще там.

Эмоционально, с болью, она отрывает несколько стеклышек и сжимает в руке. Стеклянные украшения люстры имеют форму слезы, подчеркивая печаль Жюли, когда каждый взгляд на люстру напоминает о смерти ее дочери. Синяя люстра из комнаты дочери - единственная вещь, которую она забирает с собой из прошлого в новый дом в Париже.

В фильме много эпизодов с отблесками от люстры – это красивые визуальные картины. Иногда отражения пляшут отсветом на лице или руке Жюли; иногда лампа видна на переднем плане. К люстре привлекает внимание рассказ Люси. Жюли немного нервничает, когда Люси касается люстры: она драгоценна, никто не смеет к ней приближаться. Лампа, несомненно, самое ценное, чем владеет женщина, которая стремится сбежать от прошлого, избавившись от всех вещей, кроме этой. Она - символ ее любви к Анне, любви и воспоминаний о ее ребенке, от которых ей никогда не убежать. В течение всего фильма душа Анны все еще с Жюли – это показано с помощью синей люстры.

Папка с записями и фотографиями, которую принес Оливье, тоже синяя.

Чернила, которыми написана музыка, иногда тоже синие – чернилами этого цвета пишет Жюли.

Жюли четыре раза показана в бассейне - каждый раз очень расстроена, в попытке задушить воспоминания. Три из этих четырех раз вода в бассейне насыщенно синяя - еще более синяя, чем обычно в бассейнах. Для получения такого эффекта использован фильтр. Единственный раз бассейн в его естественном цвете - когда приезжает Люси, чтобы говорить с нею: Жюли не одинока, следовательно, цвет естественен. Но когда она одна, синий цвет более ярок, заставляя нас думать, что в нем - причина ее душевного состояния. Мысленно услышав музыку - она погружается глубоко в воду.

Жюли идет в стрип-клуб, где работает Люси, и случайно видит по телевизору документальный фильм о Патрисе: вся сцена насыщенно синяя. Не только настроение грустное, не только экран телевизора синего оттенка - все остальное тоже синее. Появляется синий фон, когда говорит Оливье. Все люди на фотографиях из жизни Патриса одеты в синее, серо-синее и черное. Некоторые из фотографий, особенно фото Жюли, ясного синего оттенка. Наиболее поразительная синяя вещь из всех в этой сцене – платье Сандрин на фото, где Жюли видит, как та склонила голову Патрису на грудь.

Когда Оливье играет для Жюли музыку, написанную им, на фоне брезжит синяя тень. Синий цвет всегда связан с музыкой – всегда, когда мы слышим отрывки, написанные Патрисом, Жюли или Оливье, мы видим синий свет, его отражение или оттенок.

В заключительной сцене, где жизнь Жюли проносится в ее сознании, когда она занимается любовью с Оливье, экран телевизора, который смотрит ее мать, синий; Люси в синем свете видит двух танцовщиц; экран сонограммы, где Сандрин видит своего будущего ребенка, тоже синий. Сандрин касается экрана, будто пытаясь коснуться ребенка - это похоже на кадр, когда Жюли касается крошечного гроба ее ребенка на телевизионном экране.

Теплые золотисто-коричневые фильтры довольно часто использованы в «Синем» как контраст синему цвету. Этот золотисто-коричневый тон присутствует во всех фильмах трилогии, объединяя их.


Song for the Unification of Europe - Julie's version

0

4

Три цвета: Белый / Trois couleurs: Blanc

Три цвета отношений в трилогии Кесьлевского «Три цвета: Синий, Белый,

Притча о необходимости равенства между людьми во всем мире приобретает в этом фильме черты трагикомедии, саркастической истории о человеке, который теряется в цивилизованном мире — зато прекрасно чувствует себя в постсоциалистическом обществе. Лишь в финале этот сатирический набросок нравов превращается в щемящий рассказ о жажде любви…

Смотреть фильм онлайн

Грустна и трогательна, но одновременно по-авантюристки игрива история недотепы Кароля в исполеннии Збигнева Замаховского. Все тысячи неудач валятся на голову несчастного парикмахера, некогда выигрывавшего международные конкурсы, а психологический стресс от иммиграции в другую страну к чертям напрочь отшибает ему мужскую функцию, что естественно не вызывает, мягко говоря, одобрения или даже малейшей доли понимания и сочувствия у капризно-стервозной Доминик. Трагедия, казалось бы.

Но режиссер переворачивает все, как мне кажется, по очевидному желанию сострадательного зрителя, правда всего лишь на некоторое время — Кароль, как будто бы заново рождается, уже из чемодана, видавшим виды и разочарованным в любви, и что логично и приятно, доказывает себе и всем другим, что он мужчина, хозяин в доме, и в общем и целом — важный сереьзный человек. Персонажу Замаховского не получается не симпатизировать, так как его герой, прошедший сложности и унижения, собирает все-таки себя в кучу, начинает вести себя весьма обаятельно и харизматично, и играет уже в принципиально другую игру, свою, где он сам расставляет фигуры. И как говорится в известной примете об удачливых, неспроста тогда пролетел над Каролем тот самый голубь у здания Парижского суда.

0

5

Символизм в трилогии Кесьлевского «Три цвета: Синий, Белый, Красный» - белый

Психология цвета - одна из самых приблизительных наук, но также и одна из самых важных и популярных. Цвета ассоциируются с нашими эмоциями и могут влиять на подсознание. Большинство людей знакомо с влиянием определенного цвета на эмоции. Цвета, которые считаются теплыми или горячими, например, красный и оранжевый, вызывают ощущение скорости, волнуют или пробуждают яркие эмоции.

Цвета отношений в трактовке Кесьлевского

Значение белого цвета в разных культурах

Белый иногда описывают как отсутствие цвета, хотя у него есть разные оттенки, например, с бледно-желтыми или бледно-синими нюансами. Он наиболее тесно связан со светом, который позволяет нам видеть остальные цвета. Белый символизирует невинность, а в геральдике означает веру и чистоту.

Белый цвет можно считать как отсутствием цвета вообще, так и прекрасной смесью всех цветов; символом неразвращенной, неомраченной невинности в древнем Раю или стремлением человеческого духа вернуться к этому состоянию.

Во многих культурах священники носят белые одежды, символизирующие чистоту и истину. В христианстве те, кого крестят, надевают белое – как и невесты на свадьбах. Души мертвых на суде Божьем изображают в белом, поскольку они очистились, освободились от всех эмоций. Белое одеяние Папы Римского символизирует прославление Христа, милость и чистоту. Уже во времена Пифагора рекомендовалось, чтобы хор, исполняющий святые песнопения и гимны, был облачен в белое. Белые животные, как считалось, были связаны с небесами, а черные – с землей. Символ Святого Духа - белый голубь.

Но белый цвет имеет также отрицательные аспекты, главным образом из-за ассоциаций со смертью. Во многих культурах белая лошадь, увиденная во сне, связывается со смертью, а призраков изображают белыми существами. В традиционной китайской символике белый - цвет старости. Также он связан с одной из четырех сторон света, западом. Еще белый считают цветом неудачи; цветом девственности и чистоты. Когда-то существовало тайное общество в Китае, носившее название Белый Лотос, цель которого состояла в том, чтобы привить более возвышенные традиции.

Белый цвет в фильме «Белый» Кесьлевского

[автор эссе использует материалы из книги Аннет Инсдорф - прим. перев.]

Белый связан с невинностью и смертью – это верно и в отношении фильма Кесьлевского.
Юная невеста, Доминик, одета в белое, с белой фатой, трепещущей как крылья. Кароль по-своему невинен; он не совершил никакого преступления. Единственное, в чем его вина – неспособность выполнить супружеский долг. Из-за этого он теряет все: жену, дом, работу, кредитные карточки и имущество. Когда судья предоставляет Доминик развод, Кароля рвет в белый унитаз, а в ванной он словно обрамлен белым цветом.

Кароль всегда носит белую рубашку или белое нижнее белье. Предпочтение белым оттенкам становится еще более очевидным в эпизоде диалога с братом, Юреком, когда лицо Кароля покрыто кремом для бритья. Его рабочая одежда парикмахера тоже белая.

В начале фильма Кароль - наивный маленький человек, даже голуби испражняются на него, оставляя белый след на пальто – Кароль пытается вытереть его носовым платком. В фильме мы часто видим голубей. Каролю они симпатичны, он улыбается, глядя на птиц - кроме случая, когда они оставляют на нем отметину. На свадьбе, когда новобрачные приближаются к церковному крыльцу, мы видим воркующих голубей.

Во втором реверсивном кадре пара целуется на фоне голубей; в этот момент птицы взлетают, и экран становится белым. Экран белеет и позже в фильме, когда Кароль и Доминик занимаются любовью, и она, наконец, достигает оргазма.

Белый свет довольно часто преобладает в кино. В этом фильме для достижения нужного эффекта немного передержана выдержка. Свет становится особенно белым, когда Кароль видит, как Доминик уезжает на своем белом автомобиле. Белый свет часто используется и для освещения в сценах лиц, которые иначе были бы темными. Лицо Доминик всегда бело, и свет выхватывает ее алебастровую кожу. Она похожа на белую фарфоровую статую - как та, которую крадет Кароль и увозит с собой в Польшу, словно замену Доминик.

Когда Кароль оказывается в Польше, вся Варшава кажется белым фоном. Иногда снежные улицы или замерзший пруд делают всё еще белее. Окружающее все время белого цвета; у зданий белые стены; белые уличные фонари, белые занавески, белые оконные рамы, белые двери, белая плитка на вокзале. Большинство машин в фильме белого цвета.

Даже самолет и трап использованы как белый фон для Кароля – теперь он заперт в чемодане. Снежные белые холмы – фон в сцене, когда воры забирают чемодан, думая, что это сокровище.
[эти "холмы" - горы мусора на городской свалке. Кароль выдыхает, оглянувшись: "Я дома". У Кесьлевского - прекрасное чувство юмора! - прим. перев.]

Когда Кароль наконец выбирается из чемодана, фон снова белый.

Много белых вещей присутствуют в обстановке комнат: в доме брата в Польше, в комнате Кароля - две белые лампы, белая кружевная скатерть, белые занавески, белый телефон; он пьет кофе от белой кружки; белый бюст на белой полке, рядом с белой коробкой.

Белая бумага – основной элемент в течение всего фильма. Сначала это бумаги судьи. Рулоны дипломов парикмахера, планы-чертежи участков земли, которые Кароль скупает; счета, свидетельство о смерти, страницы из книг, бумага на гребешке, на котором он играет – всё белое; хранит деньги Кароль в белой картонной коробке.


"Три цвета: белый"

0

6

Три цвета: Красный / Trois couleurs: Rouge

Цвета отношений в трактовке Кесьлевского

Заключительная часть знаменитой трилогии. Рассказ о любви, о порой мучительной власти чувств, которые вершат судьбами людей. Авторы размышляют над темой человеческого одиночества, над тем, как любовь, добро и всепрощение помогают пролагать тропки доверия между людьми в холодном и враждебном мире…

Смотреть фильм онлайн

«Три цвета: Красный» — фильм о судьбе и любви. Главная героиня фильма встречает бывшего судью, который занимается прослушиванием телефонных разговоров своих соседей. На первый взгляд — это никому не нужный, мерзкий человек, занимающийся грязным делом. Но с другой стороны, как позже узнаёт героиня этого фильма — этот человек действительно «судья», который вершит судьбы людей по средством внутренней любви и понимании к ним.

Краски фильма выделяют красный цвет, который служит символом любви. Также запоминающийся момент со сравнением высококачественной фотографии для уличной рекламы и со стоп-кадром из новостного выпуска в конце фильма.

Этот фильм стоит посмотреть всем любителям спокойной драмы, после которой хочется задуматься над пониманием слова «судьба».

0

7

Символизм в трилогии Кесьлевского «Три цвета: Синий, Белый, Красный» - красный

Существуют метафоры и архетипы, связанные с определенными цветами: синий - холодный, надежный, цвет духовности, который мы связываем с небесами и водой; белый - чистый, религиозный цвет - часто связан со Святым Духом, невинностью и чем-то более предметным, например, снегом. Красный наиболее эмоционально-насыщенный цвет, означает любовь и секс, энергию, доблесть, огонь, тревогу и опасность, а в негативном смысле - агрессивность, войну, гнев и даже грех. Мы склонны ассоциировать красный с опасностью, пожарными машинами, кровью, розами и адом.

Цвета отношений в трактовке Кесьлевского

Красный цвет в разных культурах

Красный цвет сопровождал человека с начала времен. Пещерные люди для наскальной живописи использовали красный в виде окиси железа. Неандертальцы окрашивали этим цветом тела умерших, вероятно, чтобы придать им теплый цвет крови и жизни.

Красный – мощный цвет; он выделяется и считается возбуждающим. Символически красный ассоциируется с огнем, любовью, радостью, страстью и энергией. Как геральдический цвет красный воплощает храбрость и усердие. Также цвет связан с революцией, кровью и гневом.

В буквальной символике красный цвет интерпретируется по-разному.

В древнем Египте ненавидели животных, в окраске которых присутствовал красный (рыжий) цвет – например, собак - потому что цвет этот связывали с насилием. В древнем мексиканском искусстве красный цвет использовался редко, только в случаях, когда нужно было вышить или нарисовать кровь, огонь и солнце. Красный цвет означал Восток для индейцев майя, а в древней Мексике - Юг.

В старину в Китае красный тоже означал Юг, а в период Династии Чоу (Chou Dynasty) (1056-256 до н.э.) красный считался священным цветом – цветом, дающим жизнь. Красный был также цветом бога удачи, приносящего людям богатство.

Для нас красный до сих пор ассоциируется с Китаем из-за коммунизма и красного флага. Сочетание красного и зеленого цветов в Европе считаются жестким и агрессивным, но в Китае это символ жизни. Мужчин, которые умирают от чрезмерных усилий, занимаясь сексом, называют в Китае «красноглазыми» ("redsighted").

В традиционном христианском искусстве красный был цветом Христа и крови мученика, а также цветом глубокой любви, которую Иоанн питал к своему учителю, Иисусу. Иоанна часто изображают в красных одеждах. Еще – красный огонь Святого Духа.

С другой стороны, в христианстве красный имеет двойственное значение, поскольку грешницы носили красный в Вавилоне – рассаднике шлюх и позора земли, и иконы язычников часто написаны красным цветом. Именно поэтому красный стал цветом ада.

В Индии красный - цвет дня, он означает удовольствие и плодотворность; тогда как черный – цвет ночи. В кельтской традиции красный означал смерть, цвет Красного Всадника, а еще цвет несчастья.

В общепринятой символике красный - цвет любви и страсти, часто связанный с цветами, главным образом розами, и с сердцами. Существуют пословицы со словом «красный», например «сегодня красный, завтра мертвый» (today red, tomorrow dead).

Иногда красный связывают с гневом - говорят «прийти в ярость» (see red). Красный свет ночных клубов означает интимность и проституцию; а красный свет светофора означает остановку.

Красный цвет в фильме Кесьлевского «Три цвета: Красный»

[автор эссе использует материалы из книги Аннет Инсдорф - прим. перев.]

Повторяющаяся тема красного в различных сценах фильма снова и снова отдается эхом его названия. В начале красный цвет использован, когда мы следим за телефонным звонком Мишеля, друга Валентины – по телефонным проводам. Рычаги, поддерживающие провода, красные, так же как мигающий сигнал в конце сцены, означающий, что телефон занят. Красный мигающий огонек, который Мишель получает в ответ на попытку дозвониться любимой девушке, может означать, что любовь в опасности; предупреждает, чтобы он остановился.

В комнате Огюста много красных вещей: красное кресло, стол [скорее, предметы на столе – прим. перев.]. У него красный автомобиль, который часто оказывается в кадре. Не только машина Огюста красного цвета – еще и спортивный автомобиль торговца наркотиками и несколько других машин на улице.

Сразу после того, как мы видим Огюста в его комнате с красными вещами и его красный автомобиль, камера скользит в комнату Валентины – минуя тент кафе, тоже красный. Через окно мы видим в комнате Валентины много красных предметов – красная скатерть, красная ленточка на антенне телефона, которую она трогает, разговаривая по телефону. На ее кровати - красная куртка, которая, как мы узнаём позже, принадлежит ее любовнику. Позже в фильме мы видим много красных предметов и в ее кухне; занавеска в ванной тоже красная.

В большинстве сцен на Валентине надето что-то красное – чаще всего свитер. Даже имя - Валентина – ассоциируется с красным: День Святого Валентина, сердце, любовь. Таким образом Валентина и Огюст представлены нам как люди, которые любят красный – это их общая черта. В фильме они не встречаются, чтобы влюбиться, - но в конце мы предполагаем, что выжив после аварии парома они будут вместе – долго и счастливо.

По соседству с домами Валентины и Огюста – кафе «У Жозефа», с большим красным навесом. По сути это – связующее звено между их домами, соединяющее людей, которые позже влюбятся. Едва ли случайно совпадение, что Жозеф – имя судьи, помогающего этим двоим встретиться, когда он просит Валентину ехать на пароме.

В балетном классе - красные стены, на Валентине - красная юбка для занятий. Здесь красный цвет может выражать страсть. В ветеринарной клинике тоже есть красная стена – я бы сказала, в этом случае цвет символизирует тепло, место, где помогают животным. Есть красные стены и на пароме, как и красные знаки - опасность. Билеты на паром тоже красного цвета, как предзнаменование надвигающейся опасности.

В боулинге красный цвет выделяется особенно. Здесь, как и во многих сценах, Валентина одета в красный свитер; а еще – красный шар для игры в боулинг, стены и стулья в зале.

В кафе, где Огюст видит Карен и ее нового любовника, на столе красная скатерть.
На фото-сессии красный цвет доминирует. На Валентине – красный свитер; на губах – ярко-красная помада; фон – красного цвета. В конце фильма мы видим Валентину в абсолютно таком же кадре - после того, как она спаслась после аварии парома.

Фотосессия становится предзнаменованием того, что ее ожидает.
[В последнем кадре] Одежда спасателей красного цвета – она создает фон для профиля Валентины. Несчастный случай делает ее близкой с человеком, которого она будет любить всю жизнь. Таким образом красный цвет означает любовь. Мечта – в какой-то степени еще одна интерпретация, предчувствие чего-то вне экрана, которое долго длится и после окончания фильма.

В темной комнате (лаборатории) фотографа горит красный свет - когда Валентина приходит выбрать фотографию для рекламы. Фотограф неравнодушен к Валентине – это передано в сцене с помощью красного света, разлитого в тёмной комнате.

Для Кесьлевского очень важен в фильме красный свет светофоров. До того момента, как Валентина сбила собаку, красный светофор заполняет половину экрана. Опасность в повседневности, например, в любви, может быть передана при помощи этой аналогии. Пример тому - эпизод, когда мы впервые видим Карен, подругу Огюста. Она переходит улицу навстречу Огюсту – в этом же кадре виден красный светофор. В фильме есть два момента, когда и Джозеф и Огюст останавливаются на светофоре и видят рекламный плакат Валентины - рекламу жевательной резинки. Это подтверждает догадку, что молодой судья, Огюст, и старый, Керн, ведут параллельные жизни.

В фильме два показа мод, и красный – основной цвет в обоих. В театре - красный занавес, красный балкон, красные кресла и красноватое освещение. На первом показе Валентина одета в темное пальто, но девушка, которая находится на подиуме одновременно с ней – в красном. То же можно сказать и о втором показе – на Валентине черное платье, а девушка рядом с ней – в красном.

У книги по юриспруденции, которую на улице уронил Огюст, красная обложка, как и обложка музыкального альбома Ван Ден Буденмайера (Van Den Budenmeyer).

Все небольшие предметы, обстановка в комнате – отличительная черта «Красного». Кесьлевский однажды сказал, что красный цвет присутствует в фильме не для декорации; он важен. Для меня, после очередного просмотра фильма и приглядывания к каждому кадру, этот цвет означает любовь, страсть, опасность и предостережение для героев о необходимости изменить направление их жизни.


Three Reasons: Three Colors: Red

0

8

Случай вывел меня на фильмы Кшиштофа Кесьлёвского. Хотя случайно ли это... наверное в нашей жизни все случается тогда, когда есть внутренняя готовность увидеть, понять, осознать и принять...

Я всю жизнь рассказывал истории о людях, которые не могут найти свое место в мире, не вполне понимают, как следует жить, плохо различают добро и зло, но отчаянно ищут. Ищут ответа на ключевые вопросы. Зачем это все? Зачем вечером мы ложимся спать? Зачем просыпаемся? Как распорядиться отпущенным нам временем, чтобы жить спокойно?

/Кшиштоф Кесьлёвский/

Цвета отношений в трактовке Кесьлевского

Кшиштоф Кесьлёвский — один из величайших режиссеров европейского кинематографа. Как правило, люди этой профессии считают себя художниками, но Кесьлёвский всегда считал себя лишь ремесленником и подчеркивал, что удовлетворен своими работами только на 35%. Благодаря своей работе, как в документальном, так и в художественном кино, Кшиштоф Кесьлёвский создал такие фильмы как «Двойная жизнь Вероники», «Декалог» и трилогию «Три цвета». Сегодня Кшиштофу Кесьлёвскому, могло бы исполниться 75 лет.

«Кшиштоф Кесьлёвский всегда был и останется противоречивым режиссером. То, что одних восхищает в фильмах Кесьлёвского, других раздражает и отталкивает; то, что одним кажется свежим, инновационным, мудрым, трогательным и проникновенным, другие принимают за «фальшивую монету», «метафизической тарабарщиной» и «профессиональной мистификацией»,

— так писал о режиссере Станислав Завислинский в книге «Кесьлёвский. Без конца».

Цвета отношений в трактовке Кесьлевского

О Кшиштофе Кесьлёвском не нужно говорить или писать, что-то конкретно, достаточно упомянуть его имя и в голове появится вереница ассоциаций: документальная форма и «горячие головы», выход за пределы того, что в кино просто и понятно, огромное любопытство к человеческой природе, философии, метафизике, эстетике образов и многом другом. И всё это делает Кшиштофа Кесьлёвского одним из самых смелых и самых оригинальных художников в истории польского кино.

«Для режиссёра величайший грех - снимать фильм просто потому, что тебе хочется снимать. Следует браться за фильм, чтобы что-то сказать, рассказать какую-то историю, поведать о чьей-то судьбе, - а не ради работы как таковой».

/Кшиштоф Кесьлёвский/

Так дадим же слово мастеру-кинематографу, исследователю человеческих душ...

0

9

Случай / Przypadek

Цвета отношений в трактовке Кесьлевского

Молодой человек Витек пытается найти себя — то заключает сделку с госбезопасностью, то вливается в студенческое движение, то погружается в религию. Символом его метаний становится поезд, на который он все время опаздывает.

На эту политическую канву накладывается его любовные искания. Он безрезультатно ищет свою любовь и сам не замечает, как предает любимых женщин.

Смотреть фильм онлайн

Эта лента — именно о случае. О моменте, о считанных секундах, о нелепом движении, которое в корне меняет жизнь человека. Кино состоит из трёх рассказов «а что, если…». Судьбоносным местом для главного героя — Витека — становится вокзал, где и берут своё начало все три истории. Он догоняет поезд — и в дальнейшем становится инструментом в руках политической партии. Незаметно для себя, он предаёт дорогих ему людей (среди которых — его первая любовь). Не догнав его — дерётся с полицейскими, вступает в студенческое незаконное движение, занимаясь печатанием запрещённой литературы, принимает религию, в итоге, снова оказавшись предателем. Вновь не догнав, но избежав драки, — встречает любимую некогда девушку, с которой заводит семью, оканчивает университет и устраивается на работу.

Каждая вариация жизни Витека — абсолютно разная, однако неизменным всегда остаётся только одно — он сам. Будь он одним из партийцев или студентом-бунтарём, Витек во всех трёх случаях — жертва обстоятельств без собственного мнения. Его вера в определённые идеалы всегда диктуется мгновением, а не решением.

0

10

- Я люблю тебя.
- И что?
- Не знаю.
- Хочешь поцеловать меня?
- Нет.
- Хочешь переспать со мной?
- Нет.
- Хочешь пойти со мной гулять в парк?
- Нет.
- Так чего ты хочешь?
- Ничего.

"Короткий фильм о любви" - о любви. О нашей первой настоящей и несчастной любви. О любви, которая формирует наше поведение на всю дальнейшую жизнь. О любви, которую мы никогда не забудем. О той любви, в которой для нас важнее наше чувство, чем тот человек, которого мы любим.

Цвета отношений в трактовке Кесьлевского

Фильм действительно короткий - 86 минут, но в эти минуты вы будто бы проживаете одну маленькую жизнь. 19-летний Томак влюблен в 30-летнюю художницу Магду. Почти год он  подглядывает за ней в окно ее квартиры через подзорную трубу. Он незаметно преследует женщину: звонит ей по телефону, присылает почтовые извещения, приносит молоко, вызывает службу газа в тот момент, когда она занимается сексом с другим мужчиной. Однажды не выдержав он открывает ей свои чувства. А что же она? А она удивлена, т.к. она, женщина повидавшая все на свете и уже забывшая, что можно любить и быть любимой просто  за то, что ты есть. Любовь Томака - робкая, стеснительная, искренняя и наивная.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Цвета отношений в трактовке Кесьлевского