На днях мне порекомендовали посмотреть французский минисериал, но ошиблись в названии. В поисках рекомендованного я вышла на трилогию Кисьелевского и... не смогла оторваться. Запоем посмотрела все три истории. Как-то так получается, что пространство постоянно со мной на связи, постоянно дает какие-то подсказки и рекомендации. Другое дело, что я не всегда это вижу и понимаю. Ну да это уже трудности моего личного восприятия, все дело во мне... В благодарность к тем тонким структурам, что беседуют со мной, я решила поделиться своим открытием... может это еще кому-то пригодиться и доставит такое же эстетическое удовольствие, как и мне. Итак...
В этом эссе проанализирована трилогия польского режиссера Кшиштофа Кесьлевского, которого его cо-автор Кшиштоф Песевич вдохновил на создание трех фильмов, связанных с цветами французского флага и лозунгом французской революции: Свобода, Равенство и Братство. Фильмы «Синий», «Белый» и «Красный» были сняты соответственно во Франции, Польше и Швейцарии.
Первый фильм, «Синий» - о свободе, которую, наверное, обрести невозможно. Если мы любим или скорбим - мы перестаем быть свободными. Мы живы, но не свободны. Жюли замужем за богатым и известным композитором Патрисом, у них есть маленькая дочь, Анна. В начале фильма муж и ребенок Жюли гибнут в автомобильной катастрофе. Ее жизнь, ранее счастливая и размеренная, теперь пуста, и Жюли предстоит научиться жить дальше. Ее первая реакция - исчезнуть, скрыться. Она покидает дом в поместье и просит продать всю мебель; снимает квартиру в Париже и проводит время в кафе – пьет кофе и пытается забыть.
Но ей не скрыться от музыки мужа. Как раз перед смертью он работал над музыкальным произведением для большого симфонического хора, которое должно быть исполнено на фестивале Объединенной Европы. Незаконченная музыка настигает ее, как и воспоминания о дочери. Она отчаянно пытается оставить всё это в прошлом.
Позже Жюли узнает, что у покойного мужа была любовница, Сандрин, и что она беременна от него. Наконец, Жюли вынуждена смириться с тяжелой утратой - она заканчивает музыку для хора и делает так, что будущий ребенок, плод любви ее мужа, будет носить его имя и жить в поместье, которое ранее принадлежало их семье.
«Белый» - о равенстве, которого не существует, - ни на личном, ни на социальном уровне.
Фильм рассказывает историю Кароля Кароля, парикмахера из Польши, живущего во Франции. Он женился на француженке Доминик, но когда оказался неспособным выполнять супружеские обязанности, она с ним развелась. Кароль теряет все: жену, дом, салон причесок и даже кредитные карточки. В метро он знакомится с поляком Миколаем, который контрабандой переправляет Кароля в Польшу – в его же чемодане. По стечению обстоятельств, в Варшавском аэропорту чемодан с Каролем внутри украли. Но когда воры обнаружили, что вместо ожидаемого добра в чемодане – бедняга Кароль, они бросают его на мусорной свалке.
Кароль приезжает к брату, Юреку, тоже парикмахеру. Не довольствуясь ролью служащего у брата, Кароль перепродает участки земли; он разбогател. Чтобы отомстить Доминик, он инсценирует собственную смерть, потому что знает - Доминик приедет на его похороны. Во время похорон Кароль следит за ней, потом приходит к ней в гостиницу и выполняет супружеский долг.
На следующее утро, проснувшись, она не находит Кароля, он исчез, и полиция арестовывает ее за убийство мужа. В конце фильма мы видим Кароля стоящим перед окном её тюрьмы, а Доминик жестами показывает, что все еще его любит. Это заставляет Кароля плакать. Ясно, что они любят друг друга, но попали в ловушку и разлучены из-за плана мести Кароля.
Последний фильм трилогии – «Красный» - рассуждение о возможности создания некоего братства, становясь ближе, разрушая стены, которые мы сами вокруг себя возводим.
«Красный» повествует о молодой швейцарской студентке и модели, Валентине. Однажды она ехала с репетиции домой и сбила собаку. Когда Валентина возвращает собаку ее законному владельцу, судье на пенсии, он остается равнодушным. Впервые встретив его Валентина чувствует жалость к одинокому печальному старику, но в то же время его привычка подслушивать телефонные разговоры соседей вызывает у нее отвращение. Он говорит ей, что ему нужно прикосновение к правде, к тому, что было недоступно ему как судье. Судья вынуждает Валентину обнаружить некоторых из ее собственных демонов и поверяет ей свои воспоминания, часто посещавшие его в течение долгих десятилетий. Со временем их близость растет, становясь чем-то вроде нежных отношений отца и дочери. Своего рода подлинное братство.
Параллельная история рассказывает о недавно получившем диплом студенте юридического факультета Огюсте и его подруге, гармонично продолжая линию отношений между Валентиной и судьей. Мы сознаем, что жизненный опыт молодого человека отражает неудачи старика.
Настроение «Красного» метафизично; у судьи бывают вещие сны, но даже и без них он знает, что именно должно случиться.
Валентину тоже посещают предчувствия. На протяжении фильма присутствует тема предзнаменований. Фотография Валентины для рекламного биг-борда тоже предвещает нечто, что произойдет в ее жизни позже.
Два главных героя, Валентина и Огюст, в течение фильма ни разу по-настоящему не встретились. Мы ни разу не слышим, как они разговаривают друг с другом. И всё же в конце, когда видим их стоящими рядом после спасения с затонувшего парома, мы понимаем, что они будут жить вместе долго и счастливо. Они были соседями и в течение фильма несколько раз почти встретились
Все фильмы трилогии – истории характеров, истории разных конфликтов и их решения (или нерешения) посредством случая или выбора. Течение историй очень естественно, хотя в их основе - происходящее почти случайно или по воле судьбы. Незначительные на первый взгляд случаи навсегда меняют жизни людей. Некоторые пробуют управлять собственными жизнями, но зачастую это им не удается. На планы людей влияет нечто, находящееся вне контроля. Весь фильм снят таким образом, будто зритель подсматривает за происходящим. Камера движется от одного персонажа к другому, показывая связь между ними.
Цель и метод
В книге «Кесьлевский о Кесьлевском» он говорит, что важнейшая деталь фильма «Красный» в том, что этот цвет присутствует, но фильтры не использованы. Кесьлевский приводит в пример красную одежду, красный поводок собаки и красный фон. Красный цвет в фильме не декоративен, но несет определенную смысловую нагрузку. Для примера он говорит о том, как Валентина спит с красной курткой возлюбленного – в этом случае красный цвет символизирует воспоминания, тоску по ком-то.
Весной 1998 года, вдохновившись вышеприведенным высказыванием, я написала эссе о символике в «Красном». Я смотрела фильм снова и снова, кадр за кадром, находя каждый красный предмет, и пробовала объяснить их возможное значение. Я поняла, что мне придется изучить символику красного цвета в различных культурах, а также связанные с цветами метафоры и архетипы. Это была большая работа, но оно того стоило. Я нашла то, что искала - фильм исполнен символов.
Несколько раз посмотрев «Красный», я вдруг заметила не только то, что в драматургии был использован красный цвет, но и то, что Кесьлевский во многих эпизодах фильма показывает телефоны и окна, явно неслучайно. Почти каждая сцена в фильме начинается с изображения телефона или окна, а в нескольких эпизодах присутствуют оба. Они могут быть использованы как способы подглядывания за жизнью других людей.
Необычайно важно в «Красном» обретаемое нами ощущение того, что, несмотря на попытки персонажей управлять собственными жизнями, сделать этого им не удается. Это одна из основных тем «Красного»: руководит ли нашими жизнями судьба, фатум – или же случайность, выбор. Размышляя об этом я написала, как они влияют на героев фильма.
Когда моя работа о «Красном» была закончена, я была счастлива обретением того, что искала – но вместе с тем возникли новые вопросы. А как насчет синего цвета в «Синем» и белого в «Белом»? Играли ли они такую же драматическую роль? И что можно сказать о стекле и телефонах в этих фильмах? Имеют ли очевидное значение в «Синем» и «Белом» судьба, фатум, выбор и шанс? Стало любопытно, и я решила рассмотреть эти вопросы в дипломной работе по изучению кино (Film Studies).
Прошло два года, и я нашла ответы. Важность цветов, связанных с названиями фильмов, не подвергается сомнению. Символичны не только цвета - многие другие элементы: например, стекло, вода и технологии – служат похожим целям. Вода оказалось настолько важным элементом «Синего», что мне пришлось проверить, происходит ли то же самое в «Белом» и «Красном». Также я обнаружила, что концепция судьбы как основного фактора жизни, сыграла важную роль в «Синем» и «Белом», хотя и не столь очевидно, как в «Красном».
Чем больше я смотрела эти фильмы, тем больше релевантных тем обнаруживала, и написала короткие главы о значении вуайеризма, предзнаменований и библейских параллелей. Я нахожу новые пласты каждый раз, когда смотрю трилогию, и наверное не смогла бы исследовать их и за несколько лет. Я не написала о важных аспектах фильмов, например, о лозунгах французской революции применительно к историям, как не написала и об использовании музыки и звука в фильмах. Возможно, когда-нибудь я добавлю это к моему исследованию.