Этикет и безопасность
Будучи воспитанной в довольно противоречивой обстановке, где на словах транслировались духовные и аристократические ценности, а на деле царила рабоче-крестьянская атмосфера, в юности и ранней молодости я имела весьма противоречивые представления о том, как следует организовывать отношения с людьми, и, думаю, что это было главным основанием быть "гадким утенком" среди сверстников.
Танцевальный спорт в этом направлении меня сильно подкорректировал, поскольку культура бальных танцев сама по себе основана на придворных танцах.
Обучаясь психотерапевтической этике, я осознала, в чем ценность многих отношенческих "па". Но первым человеком, который открыл мне глаза на мой имидж в мои 22, был мой друг Максим Чебыкин, теперь стилист, имеджмейкер, знающий об имидже всё.
Сегодня мы с ним обсуждали главный смысл этики и этикета - безопасность отношений и общения.
НР: Макс, как исторически формировались правила этикета, зачем они нужны? В чем их смысл?
МЧ. Самое сложное – это неизвестность. Когда известно, чего ожидать, это дает ощущение безопасности: ты знаешь, что будет, и это дает возможность комфортно взаимодействовать друг с другом. Ты знаешь, что тебя никто не начнет трогать или вести себя агрессивно или странно по отношению к тебе.
Первым появился политический этикет для того, чтобы договариваться со сторонами, которые не знакомы друг с другом. Перед тем как встречаются главы государств, идет многомесячная подготовка на всех уровнях. А сами главы встречаются только для подписи. И каждое движение прописано – количество шагов при встрече, поклоны, обращения друг к другу. Смысл в том, чтобы глава государства не попал в дурацкую ситуацию. Готовится почва для достижения взаимных договоренностей, для того, чтобы каждая сторона чувствовала себя комофортно.
По дресс-коду люди понимают, какого поведения ожидать. Объявляя или регламентируя дресс-код, люди, фактически, заботятся о том, чтобы никто не чувствовал себя идиотом.
НР: Почему "встречают по одежке" (по манерам поведения)? Например, а если человек гениальный, но этикета не знает, разве нельзя это проигнорировать?
МЧ: Человек, знающий правила, вызывает больше доверия. Особенно при первой встрече. Вы не знаете этого человека и не понимаете, что от него можно ожидать. Одежда и манеры поведения человека демонстрируют, с каким именно сводом правил и регламентом он знаком, и, отсюда – что от него можно ожидать. Человек может быть гением, но если он нарушает границы других людей, и по нему нельзя определить, как он может себя вести, он не вызовет желания узнавать его гениальность, потому что он не безопасен. Если вы чувствуете себя в небезопасности, станете ли вы игнорировать ее ради чьей-то возможной гениальности?
НР: Какова функция имиджа? Кроме красоты - это ведь сообщение другим какой-то информации? С какой целью? Чем это удобно или выгодно?
МЧ: В имидж входит вообще все, через что человек транслирует самого себя: движение, речь, внешность, манеры поведения, стиль. Он может транслировать себя истинного, и это называется “образ”, а может транслировать то, что он хочет, чтобы люди считывали, и это называется “имидж”.
Если человек неряшливо выглядит, то он транслирует, что с ним можно не запариваться, его можно ни во что не ставить: “я не считаю себя достойным лучшего, я разбираюсь в чем-то, важном для меня, но я себя не уважаю, и вы можете меня не уважать, а просто использовать в той области, в которой я разбираюсь, самое главное – это мои знания и навыки, а сам я как человек не важен”.
Его визави думает: “ну, вот у человека есть навыки и знания, но ему, судя по всему, ничего не нужно, поэтому можно ему не платить или платить мало, он и так все, что мне нужно, мне дает”. Если человек сам себя не уважает, то он не может и претендовать на уважение других. Именно это транслируется таким имиджем.
Имидж – это базовая стоимость, которую мы транслируем. Он говорит: “мои знания и мое общество стоит столько то, потому что я приятен, безопасен для взаимодействий со мной, и для того, чтобы я был таким, я вложил в себя деньги, поэтому мои услуги стоят столько-то”. И, глядя на такого человека, тот, кто ему платит, думает: “Ага, вот этого человека, конечно, можно кинуть, но лучше начинать торговаться с большей суммы, чем с меньшей”.
Мы все продаем: знания, услуги, товары. Мы все должны зарабатывать деньги, чтобы существовать. Это не нравственная категория, в данном случае, а данность: никто ничего даром не дает в магазинах для нашего питания, например.
НР: Как имидж и этикет влияет на простое дружеское общение?
МЧ: Люди друзьями не рождаются, когда-то бывает первая встреча при определенных обстоятельствах и этикете. На протяжении общения дистанция сокращается, но она есть. Этикет – это безопасность на любой дистанции. Сближение тем более требует безопасности. Люди соблюдают правила, для того, чтобы не ранить друг друга, комфортно общаться друг с другом, чтобы сделать приятно друг другу или порадовать друг друга.
НР: Некоторые говорят, что чем ближе с другими, тем проще общаться, и многие ждут, что в близком общении не нужно будет так напрягаться...
МЧ: К сожалению, понятие "быть собой" и "распущенность" часто путают. И из-за этого часто возникают конфликты. На мой взгляд, чем ближе отношения, тем в них еще более важно учитывать и себя, и другого.
НР: Полностью согласна. А что скажешь о том же самом в женско-мужских отношениях?
МЧ: Женско-мужские отношения, кроме того, что есть в дружеских, построены на сексуальности. Это играет огромную роль. И здесь у каждой женщины есть свой этикет/ритуал ухаживания, который мужчина должен угадать. Это поиск ключа, это игра. “Если ты воплотишь мою фантазию, я твоя”.
НР: Как для тебя отличается “угодить” и “сделать приятно”?
МЧ: Угождают ради выгоды. Человек мне не нравится, но я вынужден сделать ему приятно, чтобы получить свою выгоду. Когда выбираешь искренне подарок, то это симбиоз и твоего собственного желания, и желания того, кого ты любишь. А угодить – это воплотить только желание человека, которому адресован подарок. Здесь нет ничего своего, от своей души.
НР: В чем разница "быть достойным" и "прилично выглядеть"?
МЧ: Быть достойным – это внутреннее переживание, а выглядеть прилично – внешняя картинка. Человек чувтствует себя достойным своей жизни - это достоинство.
Прилично выглядеть означает "уместно в данном контексте". Человек может выглядеть прилично на какой-нибудь old fashion вечеринке в смокинге, но неуместно на дискотеке 15-летних подростков. И это может быть небезопасно для него - прийти в таком стиле на подростковую тусовку. Так же как для женщины зайти в мечеть в парео и купальнике.
Достоинство проявляется в энергетике, действиях, которые исходят из самоощущения человека здесь-и-сейчас. Это как со счастьем: либо вы счастливы, либо нет. Человек может разрешить или не разрешить себе так чувствовать себя.
НР: Гендерные стереотипы (как должны себя вести мужчины или женщины по отношению друг к другу) в этикете - это устарелая вещь или все еще актуальная? Почему?
МЧ: Мир изменился, изменились отношения и взаимодействия между людьми, не только межполовые. Основной мировой тренд – молодость, независимость, красота. Это символы современного бога - успешности. Именно поэтому отношения между людьми построены на этих символах – когда каждый платит за себя сам, например. Это - признак независимости. И многие действия людей по отношению друг к другу основаны на том, чтобы выглядеть независимыми, красивыми, успешными и молодыми. Даже если это не соответствует действительности, и, может быть, даже в этом нет искренней потребности.
Но женско-мужские отношения – это исполнение фантазии, которая есть в голове у барышни. И для одной заплатить за нее – это оскорбление, а для другой – это проявление щедрости, великодушия и любви (хотя это не имеет отношения к любви). Для кого-то это устарело, а для кого-то эти проявления остаются актуальными. И насколько мужчина хочет угадывать и выполнять эту женскую фантазию, от этого зависит, какие будут отношения.
Сейчас все считают деньги. Кто-то считает сто тысяч, кто-то - сто рублей. И это не проявление скупости, это данность.
Уступить место в транспорте некоторым женщинам – это оскорбить, и ухажер может просто не угадать, если он опирается на другие ценности.
Раньше мода диктовала условия, сейчас мода – служанка, она только предлагает. Так же с гендерным этикетом: времена изменились, и этикет не диктует, а только предлагает использовать разные варианты, и каждая пара выбирает свое.
НР: А в отношениях старших и младших?
МЧ: Это одна из сфер этикета, которая практически не изменилась. Конечно, там есть некоторые подвижки, мы не называем маменьку на "вы". Но уважение и почтение к старшим – это способ выразить благодарность людям, которые отдали силы, время, внимание на твое развитие, которые в тебя вложили.
НР: Но не все родители вкладывают в своих детей.
МЧ: Если родитель не вкладывал, какое он имеет право потребовать? Только потому, что в свидетельстве о рождении стоят имена родителей, это не обуславливает их права получать уважение. Сейчас это имеет чисто духовные основания, это показатель духовности.
НР: А что насчет этикета по признаку социального статуса?
МЧ: Есть субординация среди военных и служащих, и это некий свод правил, который, поступая туда, вы обязуетесь выполнять. Нравится или нет – вы подписываете эти обязанности. Но иногда это путают с угождением. Это правила рабочего места, и только. И за пределами рабочего места у людей могут быть другие отношения.
Нина Рубштейн