Голод, вдохновение и саморегуляция
Существует расхожее заблуждение о том, что только тот художник гениален, кто болен и голоден.
На уровне автоматизма - да. На уровне осознанности - нет.
Природа творческой и научной гениальности действительно лежит в неудовлетворенности тем, что есть.
То есть, когда человек не получает удовлетворения своим простым витальным потребностям, его животная энергия может направляться в три разных устремления:
1. Завоевать удовлетворение потребностей.
2. Убить себя.
3. Сотворить нечто, что опосредованно их удовлетворит или поможет человеку выйти на другой уровень жизни, где удовлетворение этих потребностей станет более доступным.
Первый и второй путь - это деградация, третий - это путь творчества, открытий, изобретений.
То, что часто можно увидеть, что если творец достиг удовлетворенности витальных потребностей, то он перестает творить, поскольку его творческая (жизненная) энергия разряжается в простом и понятном направлении - просто жить. И это то, почему многие творцы избегают сознательно быть счастливыми. Они боятся потерять свой творческий дар.
Однако, я считаю, это - примитивный способ генерации творческой энергии и далеко не единственный.
Во-первых, если человек способен регулировать удовлетворение своих биологических потребностей, не "переедая", то есть, в меру аскетично, то все равно он будет иметь в распоряжении часть ресурса творческой энергии. Да, она не будет штырить по мозгам и сносить голову, отрубая возможность присутствовать в этой физической реальности, но если вы не способны творить без такой штырки, то вы любитель, а не профессионал. На краю и пределе творить - это не гениальность и не мастерство. Это чистая физиология, и ни какой особой заслуги творца здесь нет. Здесь как раз и проявляются наработанные профессиональные навыки. Если их нет - то творец на этом месте заканчивается.
Во-вторых, если вы преодолели порог личной удовлетворенности, и на этом ваше творчество закончилось, похоже, действительно, большой пропускной способности для творческой энергии у вас нет.
Однако, это может быть временным этапом. Отдыхом, отпуском и перестройкой. Если вы растете душой, то ваш творческий запас просто начинает вырабатываться на другой уровень задач: не на улучшение собственной жизни, а на трансцедентальное творчество, рассчитанное уже не только на вас самих.
Художник творит произведение, когда хочет донести, быть услышанным, полюбленным и, наконец, сытым. Однако, если вы продолжаете углубляться в экзистенциальность, становится важным другое - донести не столько собственную значимость или значимость своих мыслей и чувств, сколько нечто более глубокое и всеобъемлющее, то, что касается не вас одного, а человечества как вида.
Будучи сытым, вы не будете творить так часто, как тогда, когда творческая энергия управляла вами, а не вы ей. Но у вас будет возможность проникать глубже в то, что вы хотите донести и как.
Нина Рубштейн