Куклы Брайд
Зерновые куклы, или, как их называют именно на Имболк, Куклы Брайд - один из самых известных атрибутов этого праздника. Имболк в Колесе Года находится на одной оси с Ламмасом, праздником, связанным с жатвой, и зерновые куклы двух этих годовых точек связаны с изобилием и достатком, с обещанием сытости, с плодородием и жизнью.
Сплетённая из колосьев кукла представляет собой Госпожу как подательницу любого блага, как владычицу урожая (в случае Имболка, конечно, будущего, еще не сбывшегося урожая), как ту, что благословляет любое зерно, позволяя ему прорастать, и как хранительницу истока жизненных сил, - так что многие, вне зависимости от своей связи с возделыванием земли, охотно ставят зерновых куколок на свои алтари, украшенные к Дням Бригитты.
Зерновая Кукла Имболка представляет собой Деву, невесту, полную нерастраченной, живой, девической силы. Её присутствие обещает окончание зимних холодов и начало плодородной весны. Она та, что наполняет зерно в колосьях и в закромах живой жизненной силой, и та, кто обещает, что зерно взойдет, пробьётся ростками, а не останется лежать мёртвым и холодным в земле.
Кукол Брайд сплетают из зерна последнего урожая, зерна Лугнасада (а нередко это та же самая кукла, что фигурировала в лугнасадском обряде - только её иначе одевают и украшают - в этот раз в белое).
Обряды с такими куклами встречаются, например, в шотландском Лоулэнде, где Куклой Брайд становился большой сноп прошлогоднего зерна, который девушки, становившиеся подружками Брайд, обряжали в белое платье, и украшали: лентами, цветными нитями и т.п. Особенное значение придавали "Сердцу Брайд" - на левой стороне груди у Куклы закрепляли кусочек зеркальца, или отполированный камешек, или осколок раковины, способный отражать свет: огненное, светлое, жаркое сердце Брайд, без которого она мертва.
С нарядной Брайд девушки обходили все дома в своем посёлке, собирая для неё угощения: хозяйки давали им куски баннока, свежее масло, немного молока или яйца, - Брайд же в благодарность благословляла дома., - ну а после её поднимали на самый высокий холм в окрестностях, где и устраивалась девичья "пирушка Брайд", без которой весна не могла начаться. Такие обряды - новое "одушевление" посевного зерна, наполнение его жизненной силой, и, конечно, эти обряды пробуждают Духа Зерна, дремавшего в последнем снопе всю зиму: после же зимы колосья этого "пробужденного" будут вышелушены, смешаны с посевным зерном и посеяны в щедрую весеннюю землю.
В других обрядах Кукла Брайд стала замещать Госпожу Бригитту, которую каждая хозяйка приглашала прийти и переночевать в её доме, готовя особую "Постель Брайд" - на снопе чистой соломы и колосьях, застеленную белой тканью, украшенную и обрызганную свеженадоенным молоком. Сначала ложе готовилось вполне человеческих размеров, и госпожу Бригг действительно ждали в гости, а позже Ложе Брайд уменьшилось до размеров небольшой корзинки, и в него стали укладывать небольшую зерновую куклу, - образ Богини или Святой, посетившей дом.
Сейчас мы чаще делаем куколок Брайд как раз небольшими, по размеру как раз для наших алтарей, - да и в городах нам не нужны большие снопы зерна. И хотя мы не возделываем земли, не пашем и не сеем, мы делаем таких кукол для обрядов Имболка, чтобы Госпожа благословила наши "зёрна": наши надежды и устремления, наши желания, которые мы хотим воплотить в жизнь, наши несбывшиеся еще дела и поступки.
текст: © Шеллир (Натальи Никольской)