«Новая Москва» - сказка о городе-монстре
Довольно часто самый точный слепок эпохи – это не расхожая книга или кинофильм, а нечто подзабытое или даже запрещённое. Так, самым лучшим выражением предвоенного культа тела является не привычный, хотя и дивный «Вратарь» (1935), а отвергнутый «Строгий юноша» (1935), в котором авторы «оживили» Дискобола раньше, чем распиаренная Лени Рифеншталь в своей «Олимпии» (1937/1938).
Кадр из фильма «Новая Москва» (1938). https://www.culture.ru/
Сегодня я хочу вспомнить о другом шедевре 1930-х годов – о «Новой Москве» (1938), где показана та наивная жестокость, что была присуща талантливой молодёжи сталинской эры. Идея всё разрушить и возвести большущие и светлые чертоги, которым позавидовал бы сам Наполеон – тоже большой любитель подобной архитектуры.
Кадр из фильма «Новая Москва» (1938). Скриншот.
В принципе, «Новая Москва» по-настоящему интересна только одной сценой – где молодая и красивая девушка Зоя показывает макет города, избавляющегося от ветхой (купеческо-поповской) старины и несётся на всех парах к светлому будущему, хотя, сталинская эстетика – это красота Вечности. Об этом есть чудесный труд Владимира Паперного «Культура – 2».
Город-солнце на месте Москвы. http://muar.ru/
В целом же это типичная «комедия положений», где разворачиваются две лав-стори, как и положено в классике – дуэт лирических героев и – смешная парочка. Там - милые недоразумения, романтические признания, а ещё сцена маскарада - почти, как в Галантом Веке. И - сверх-идея. В 1930-х годах во всём мире была эта тема – гигантомания, смешанная с неоклассикой, просто не везде дозволялось развернуться.
Кадры из фильма «Метрополис» (1927). Скриншоты. Особенно меня восторгает стадион - типично-родной.
В той же Италии или, например, во Франции порушить историческую застройку и создать грандиозный Метрополис было немыслимо, тогда как в СССР на волне социального эксперимента всё это оказывалось нормой. Стоп! Метрополис - придуманный город Фрица Ланга, чудовище, пожирающее сердца. Ланг опередил время - в его фильме 1927 года мы видим ...сталинские грёзы 1930-х.
Центральный Дом Аэрофлота. Архитектор - Дмитрий Чечулин. https://tass.ru/obschestvo/12166003
Конечно, сталинский Большой Стиль – великолепен, а теперь вообразите, что он – везде. Не отдельными вкраплениями, а – тотально. Москва с её замысловатыми «коленцами» и переулочками должна была превратиться в город-мечту и столицу мира. От Дворца Советов – главной доминанты – протянутся улицы-лучи. Город-солнце. Утопизм и агрессивное простодушие разбивалось о …грунты, которые в Москве более, чем капризные.
Наркомтяжпром. Проект Константина Мельникова. http://muar.ru/
Помимо Дворца Советов, постоянно возникали пафосные проекты – Наркомтяжпром, Дом Аэрофлота, стадион имени Сталина в Измайлово. Мне очень нравится всё это созерцать, но подобная роскошь подавляет и пугает. Она не оставляла места для особнячков и бывших доходных строений эпохи Ар Нуво. Она перечёркивала и авангардный конструктивизм, ставший к середине 1930-х – вредной игрушкой формалистов-западников.
Дворец Советов считался настолько решённым делом, что его изображали, как некий свершившийся факт.
«Когда тяжёлое известковое облако разошлось, позади глухого пустыря засверкал перед Наткой совсем еще новый, удивительный светлый дворец», - писал Аркадий Гайдар в повести «Военная тайна». Дворцы с колоннадами должны были сожрать город, имеющий норов и этот норов хотелось укротить. Замоскворечье из пьес Островского - в топку...
МОСКВА БУДУЩЕГО 1938 ГОД
Самое интересное в отрывке - с 01.25. Именно планы и грёзы.
Так почему «Новая Москва» не понравилась? Причём, не кому-то там из комиссии, а конкретно Иосифу Сталину. Этот Бонапарт-2 не был глуп и прямолинеен. Он увидел скрытую сатиру – комсомольцы-дуболомы показались ему карикатурными, а в тех кадрах, где младое племя «стирает» с лица земли храмы и деревянные дома, просматривалась печаль.
Zina Korzina (c)