«Новая Москва» - сказка о городе-монстре

Довольно часто самый точный слепок эпохи – это не расхожая книга или кинофильм, а нечто подзабытое или даже запрещённое. Так, самым лучшим выражением предвоенного культа тела является не привычный, хотя и дивный «Вратарь» (1935), а отвергнутый «Строгий юноша» (1935), в котором авторы «оживили» Дискобола раньше, чем распиаренная Лени Рифеншталь в своей «Олимпии» (1937/1938).

Тоталитарный Гламур
Кадр из фильма «Новая Москва» (1938). https://www.culture.ru/

Сегодня я хочу вспомнить о другом шедевре 1930-х годов – о «Новой Москве» (1938), где показана та наивная жестокость, что была присуща талантливой молодёжи сталинской эры. Идея всё разрушить и возвести большущие и светлые чертоги, которым позавидовал бы сам Наполеон – тоже большой любитель подобной архитектуры.

Тоталитарный Гламур
Кадр из фильма «Новая Москва» (1938). Скриншот.

В принципе, «Новая Москва» по-настоящему интересна только одной сценой – где молодая и красивая девушка Зоя показывает макет города, избавляющегося от ветхой (купеческо-поповской) старины и несётся на всех парах к светлому будущему, хотя, сталинская эстетика – это красота Вечности. Об этом есть чудесный труд Владимира Паперного «Культура – 2».

Тоталитарный Гламур
Город-солнце на месте Москвы. http://muar.ru/

В целом же это типичная «комедия положений», где разворачиваются две лав-стори, как и положено в классике – дуэт лирических героев и – смешная парочка. Там - милые недоразумения, романтические признания, а ещё сцена маскарада - почти, как в Галантом Веке. И - сверх-идея. В 1930-х годах во всём мире была эта тема – гигантомания, смешанная с неоклассикой, просто не везде дозволялось развернуться.

Тоталитарный Гламур
Кадры из фильма «Метрополис» (1927). Скриншоты. Особенно меня восторгает стадион - типично-родной.

В той же Италии или, например, во Франции порушить историческую застройку и создать грандиозный Метрополис было немыслимо, тогда как в СССР на волне социального эксперимента всё это оказывалось нормой. Стоп! Метрополис - придуманный город Фрица Ланга, чудовище, пожирающее сердца. Ланг опередил время - в его фильме 1927 года мы видим ...сталинские грёзы 1930-х.

Тоталитарный Гламур
Центральный Дом Аэрофлота. Архитектор - Дмитрий Чечулин. https://tass.ru/obschestvo/12166003

Конечно, сталинский Большой Стиль – великолепен, а теперь вообразите, что он – везде. Не отдельными вкраплениями, а – тотально. Москва с её замысловатыми «коленцами» и переулочками должна была превратиться в город-мечту и столицу мира. От Дворца Советов – главной доминанты – протянутся улицы-лучи. Город-солнце. Утопизм и агрессивное простодушие разбивалось о …грунты, которые в Москве более, чем капризные.

Тоталитарный Гламур
Наркомтяжпром. Проект Константина Мельникова. http://muar.ru/

Помимо Дворца Советов, постоянно возникали пафосные проекты – Наркомтяжпром, Дом Аэрофлота, стадион имени Сталина в Измайлово. Мне очень нравится всё это созерцать, но подобная роскошь подавляет и пугает. Она не оставляла места для особнячков и бывших доходных строений эпохи Ар Нуво. Она перечёркивала и авангардный конструктивизм, ставший к середине 1930-х – вредной игрушкой формалистов-западников.

Тоталитарный Гламур
Дворец Советов считался настолько решённым делом, что его изображали, как некий свершившийся факт.

«Когда тяжёлое известковое облако разошлось, позади глухого пустыря засверкал перед Наткой совсем еще новый, удивительный светлый дворец», - писал Аркадий Гайдар в повести «Военная тайна». Дворцы с колоннадами должны были сожрать город, имеющий норов и этот норов хотелось укротить. Замоскворечье из пьес Островского - в топку...

МОСКВА БУДУЩЕГО 1938 ГОД

Самое интересное в отрывке - с 01.25. Именно планы и грёзы.

Так почему «Новая Москва» не понравилась? Причём, не кому-то там из комиссии, а конкретно Иосифу Сталину. Этот Бонапарт-2 не был глуп и прямолинеен. Он увидел скрытую сатиру – комсомольцы-дуболомы показались ему карикатурными, а в тех кадрах, где младое племя «стирает» с лица земли храмы и деревянные дома, просматривалась печаль.

Zina Korzina (c)