Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Тоталитарный Гламур


Тоталитарный Гламур

Сообщений 31 страница 40 из 61

31

Рецензия на книгу о ВДНХ.

Рецензия написана для газеты «Завтра». Публикую здесь полностью. Сканы - из книги.

...Первое, что приходит на ум, когда берёшь в руки фолиант с названием «Ансамбль ВСХВ: архитектура и строительство», это – «имперский шик». Здесь соблюдено всё – от узнаваемых академических шрифтов и барочных виньеток, украшающих издание, до выверенного формата страниц. Любителям лёгонького чтива «с картинками» просьба не беспокоиться – это не глянцево-декоративный вариант для гламурного листания под утренний кофе. Да. Это шикарно, изысканно и пафосно. Однако! Перед нами – не яркая попса, но книга, созданная в духе того самого Большого Стиля, который неразрывно связан с двумя великими правителями – с Людовиком XIV и товарищем Сталиным. Король - Солнце увековечил своё владычество, соорудив роскошный Версаль. Красный император Иосиф Сталин подарил миру ВСХВ-ВДНХ – выставку народных достижений. Писать о Выставке и легко, и трудно одновременно. С одной стороны, это популярный объект - он в той или иной степени известен каждому. Кому-то он представляется уникальным дворцовым ансамблем и памятником грандиозной эпохе; другие видят здесь образчик тоталитарного безвкусия, но факт остаётся фактом: ВДНХ - это один из символов страны и, если хотите - бренд.

Тоталитарный Гламур

С другой стороны, перед автором, рискнувшим взяться за описание знакового места, выстраивается многосложная задача – явить то, чего пока никто не знает. Вызвать восторг книгой о Кремле, Эрмитаже или о ВДНХ где-то даже сложнее, чем создать незаурядное исследование, посвящённое забытым паркам и малоизвестным имениям. Автору Александру Зиновьеву это блестяще удаётся – он проводит тщательную работу по поиску материала. Вы сможете увидеть редкие иллюстрации, которые почти никогда не публиковались (или же вообще не были в свободном доступе и всё это время томились в архивах). Тут и проекты павильонов, и фотографии с пунктов строительства, и крупные планы декорирующих деталей, вроде витражей, каменных гирлянд, коринфских капителей. Кроме того, вы отыщете много новой информации, по самым разным причинам не освещавшейся в книгах и тематических статьях.

Тоталитарный Гламур

К примеру, есть отдельная глава, рассказывающая о периоде войны и консервации выставки. Вот один из фрагментов повествования: «В самые тяжёлые дни осени 1941 года, когда только за ночь с 16 на 17 октября на территорию выставки было сброшено 5 фугасных бомб, часть персонала ВСХВ была деморализована. В частности, некоторые работники требовали забоя скота на мясо, а замдиректора выставки Н.И. Захаров пытался уехать из столицы на своей машине, но был задержан при выезде работниками НКВД. Распоряжением наркома Бенедиктова в 1942 году был организован обход павильонов, производилась проверка на предмет взлома. Категорически запрещалось продавать и отдавать во временное пользование имущество выставки». Говоря о репрессиях 1937-1938 годов, которые коснулись и руководства ВСХВ, автор не опускается до привычной в подобных случаях либеральной истерики – налицо простое и при этом – чётко-скрупулёзное изложение фактов.

Тоталитарный Гламур

Что привлекает более всего? Зиновьев не занимается отсебятиной, не сочиняет пригожих фраз и пышных аллегорий – он чётко и, возможно, даже скуповато излагает историю ВСХВ-ВДНХ. Его задача – донести знание, поэтому поклонникам «исторической занимательности» лучше просто полистать иллюстрации – они того стоят. Постоянные ссылки на источники – ещё один несомненный плюс этой работы. Увы, многие современные писатели и публицисты, не мудрствуя лукаво, игнорируют их, полагая, что читателю важна захватывающая интересность изложения и прочие «маркетинговые» штучки, вроде завлекающей обложки, а вот примечания превращают чтение – в нудное учение. Как сказал один предприимчивый издатель: «Только одному человеку из тысячи интересен раздел ‘Использованная литература’». Однако же народ – не быдло, он не хавает, как полагают некоторые. Ссылка на источник – это уважение автора к читателю.

Тоталитарный Гламур

Александр Зиновьев – молод, что тоже весьма ценно, ибо сейчас принято ругать молодёжь за поверхностность и неумение трудиться. Поверьте, это мнение далеко не всегда оправдано! «Ансамбль ВСХВ» - вторая крупная работа Александра - предыдущая вещь называлась «Сталинское метро». На презентации, проходившей в уютном магазине-лектории «Читалка», автор сказал, что для него комплекс ВСХВ-ВДНХ – квинтэссенция сталинской эстетики, которая представляется интересной и удивительной. Почитателям Большого Стиля я бы посоветовала читать книгу Зиновьева также и в качестве иллюстрации к знаменитому труду Владимира Паперного «Культура-2». Напомню, что в основе теории Паперного лежит условное разделение всех цивилизаций на Культуру-1 (тяга к эксперименту, движение, временность, космополитизм) и Культуру-2 (монументальность, вечность, традиция, неподвижность). Зиновьев же на конкретном примере Выставки показывает, как динамичная эстетика 1920-х – начала 1930-х годов сменялась архаичными формами предвоенной неоклассики и версальской претенциозностью сталинского барокко 1940-х – 1950-х.

Тоталитарный Гламур

А ещё этот фолиант – прекрасное подтверждение забытой истины, что книга – лучший подарок!

0

32

Как мог бы выглядеть сталинский стиль, ...если бы он был до сих пор?

Иногда возникает вопрос: как мог бы выглядеть сталинский Большой Стиль, если бы общество продолжало его развивать и транслировать? На мой взгляд, вот лучшее воплощение. Сначала подумалось: это нечто ефремовское. Но нет - тут слишком много именно сталинского пафоса.

Тоталитарный Гламур
Автор - Дмитрий Мишенин.

0

33

Хочу в такой СССР!

Нашла великолепные стилизации под сталинский ампир, точнее - под мозаику того периода. Художник Анатолий Ганкевич, как настоящий постмодернист, препарирует образы, любуется и немного стебётся. Конечно же, это не вполне СССР, это сверх-СССР.

Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
http://zina-korzina.livejournal.com/1162728.html

0

34

Приснится же такое...

Есть вещи, которые... странные. Иначе сказать невозможно. Недавно Фейсбук-френд кинул мне вот эту картинку - это кадр из индийского фильма 'Gandhi to Hitler', посвящённого, собственно, переписке Ганди с Гитлером. Мне этот кадр прислали потому, что меня радует почти всё, что связано с Фридрихом Великим, портрет которого, в данном случае, украшает стену (как, собственно, и положено в Третьем Рейхе). Посему мой первоначальный восторг был посвящён именно ему. Но потом я рассмотрела и всё остальное... В кадре - Гитлер с детьми Геббельса. Ниже - остальная радость бытия. Ещё более забористая... Фильм не видела - хватило кадров. Вот интересно (в связи с Фридрихом) - а нет ли в Индии фильмов о европейском Галантном Веке?

Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
http://zina-korzina.livejournal.com/833431.html

0

35

Балет с Лениным и Марксом.

Нашла у mysea феерический постмодернизм. Балет про Ленина и Маркса. Стёб и пафос - равновелики. Кто автор - не в курсе, но сильно.



http://zina-korzina.livejournal.com/1166097.html

0

36

Орлова и Александров на 1-м канале.

Вчера приступила к просмотру очередного исторического сериала «Орлова и Александров» о том, как хреново было жить в Советском Союзе девушкам с дворянскими корнями, но поскольку талант всегда пробьёт себе дорогу к славе, то тут даже кровавая гэбня ничего не может сделать. Вообще, актриса Олеся Судзиловская очень хороша в образе Любови Орловой, правда, с одним вычетом - Орлова была дюймовочкой с аристократичным компактным тельцем, тогда как Олеся выглядит очень худой и страшно высокой (хотя не вполне каланча). Но это всё - детали, которые можно не заметить. В фильме есть такое, после чего хочется возмутиться. Например, выдуманная история про Марлен Дитрих. Мол, Григорий Александров, когда был в Берлине с Эйзенштейном, завёл связь с Марлен. Причём, её там именуют почему-то опереточной артисткой, хотя на момент «Голубого ангела» Дитрих числилась актрисой кино и участницей мюзиклов, вроде «Это носится в воздухе». Но берлинские мюзиклы 1920-х - это особый жанр, но никак не оперетта. Но это - ладно.

Тоталитарный Гламур

Там же было перепутано всё - так, Йозеф фон Штернберг именуется американским режиссёром (да, он им станет, но в 1930-е). И вообще - я не припоминаю, чтобы где-то значились похождения Александрова с Марлен Дитрих. Тем паче - в Берлине. Если это было - дайте ссылку на источник (на источник, а не дамский сайт в духе всяких няша_клубничка.ру) Мне могут возразить: но она же теоретически могла переспать с молодым-русским-брутальным-парнем? Теоретически Фридрих Великий мог переспать с Помпадур, а «всесоюзный староста» Михал-Иваныч-Калинин - с Кларой Петаччи. И да - как обычно эпоха изображена размазано и приблизительно. Плюс-минус 10 лет - так, Иосиф Виссарионович в 1925 году (на момент выхода «Броненосца 'Потёмкин'») не выглядел этаким идолом-полубогом с грузом лет на плечах. Это был довольно-таки живой, активный, даже где-то жовиальный мужчина, ещё не осознавший своей имперской миссии. Больше того - в 1925-м он был один из. А не единственный. Тут же его изобразили в устойчиво-затверженном образе старого и коварного тирана.

Из костюмного... Нам показывают самое начало 1920-х. Перед нами первая жена Григория Александрова - Ольга Иванова, пытающаяся поступить в театр Эйзенштейна. На ней - одежда конца 1920-х с характерно заниженной талией, с шляпкой фасона «клош». Я допускаю, что мода начала 1920-х (если о ней вообще можно было говорить в советском 1921 году!) не слишком выигрышно смотрелась даже на Лилиан Гиш. Это была весьма негармоничная одежда, мешковатая и многослойная. На картинках оно выглядело пристойно, тогда как на реальных дамах - не вполне. Вообще же, 1920-е сильно отличались от 1930-х по духу и стилю - причём, не только в СССР. Тут же, как я поняла, всё подаётся единым массивом - кровавый совок (как бывает некий усреднённо-уплощённый Ренессанс или, например, Галантный Век). Без настроений конкретного момента, но зато - с антисоветской дидактикой. Тема гэбни оказалась раскрыта уже во второй серии - первого мужа Орловой забирают прямо из театральной ложи. Тема дворянских корней актрисы педалируется чуть более активно, чем требуют правила хорошего тона...

Разумеется, я постараюсь досмотреть до конца, потому что люблю эту эпоху и в фильме хорошо отражена солнечность (визуальная солнечность!) того времени. Свет хороший. Это важно! Но только постараюсь. Не обещаю, что очередные находки авторов меня не взбесят окончательно.
http://zina-korzina.livejournal.com/865245.html

0

37

Тоже стихи о Сталине.

Нашла тут дивные стихи о Сталине и, хотя, ни слова не понятно, зато сам смысл улавливается точно, железно и солнечно. Нашла у eriklobakh

Тоталитарный Гламур
http://zina-korzina.livejournal.com/1169123.html

0

38

Любителям тоталитарного искусства.

Очень часто искусство Третьего Рейха сравнивают с..., точнее - приравнивают к искусству сталинского СССР. Лично я очень давно не понимаю, в каком месте они похожи, но люди, которые посмотрели в своей жизни пару отрывков из фильмов Лени Рифеншталь и скользнули глазами по некоторым плакатам, сие гневно утверждают. Я смотрела очень много кинокартин Третьего Рейха и я не помню, чтобы хоть раз мне показалось: да, это похоже на наше! ЗАТО. Зато недавно я наконец-то нашла тот шедевр, кадры из которого мелькали в одном ГДР-овском фильме о рабочем движении в Германии 1920-х - начала 1930-х годов.

Тоталитарный Гламур

Это художественная, то бишь игровая вещь 1932 года 'Kuhle Wampe oder Wem gehört die Welt'. Kuhle Wampe - это палаточный городок в сельской местности недалеко от Берлина, в котором на момент съемок жило около 300 человек. В нём проживали те, кто уже не мог самостоятельно оплачивать аренду жилья. Ну а вопрос, вынесенный в название звучит вполне определённо: кому принадлежит мир? Основная тема - безработица, жизнь рабочих и их политическое движение. Одним из авторов сценария был сам Бертольд Брехт. Да. В кадре мы увидим типичные для советского кино 1930-х спортивные соревнования с участием брутальных мужчин (и даже мотогонщиков) и белокурых пловчих; пение хором и маршировки, а также масштабный показ производственных мощностей под патетичную музыку.

Вот ЭТО действительно похоже на советское искусство тех лет, а не уныло-тяжеловесная туфта нацистов.


Kuhle Wampe oder Wem gehört die Wel


Kuhle Wampe oder Wem gehört die Welt (1932) Заводы.


Kuhle Wampe oder Wem gehört die Welt (1932). Песня.
http://zina-korzina.livejournal.com/875841.html

0

39

Застывший эталон.

В послевоенном сталинском искусстве (впрочем, как и в жизни, в идеологии) продолжалась трансляция довоенных трендов и концепций. Как будто время остановилось в 1941 году. Точнее - было постоянное желание вернуться в ощущения 1930-х годов. К примеру, нигде в мире, кроме как в СССР, после войны не культивировалась атлетическая телесность и спортивная закалка (в формате именно 1930-х годов!). Нашла интересный фильм 1951 года на футбольно-плавательную тематику с любовью и пафосом. Посмотрите, какие типажи. Будто бы взятые из предвоенных видов. Застывший эталон (прямо по Владимиру Паперному с его Культурой-2). В Оттепель - совсем скоро - появятся совершенно другие эталоны.


http://zina-korzina.livejournal.com/

Спортивная честь (1951)

0

40

А вот это действительно похоже.

Есть такая фишка - если опубликовать что-то, касающееся искусства 1930-х годов, тут же набежит резвая офисная челядь с комментарием о Третьем Рейхе и о похожести его эстетической традиции на советскую. Из недавнего - показала на foto_history фотографии из французских и американских журналов конца 1920-х - 1930-х годов со спортивным уклоном. Тут же пришло нечто и молвило: «Триумф воли». Я говорю: «Может, хотя бы, Олимпия?» Но зомбированный господинчик начал что-то о ницшеанских культах арийского типа. Как обычно, короче. Эстетика мистичного и эротичного Рейха страшно популярная у черни из породы «образованщина». Правда, настоящий Рейх им не нравится. От слова «совсем». Другой сорт айфоново-олл_инклюзивных холопьев любит приравнивать нацистов в большевикам и наблюдать острое сходство Любови Орловой и Марики Рёкк (причём, последнюю видели один раз в фильме про Штирлица, да и вообще для них открытием является тот факт, что она была аполитичная венгерка, а не «сладострастная и жестокая валькирия оргий Лебенсборна». Я чего ругаюсь-то? Я наконец-то нашла одну советскую картину, чья палитра и стилистика реально похожи на пресловутую эстетику Рейха.

Тоталитарный Гламур

Эта вещь, написанная, скорее всего, в конце 1940-х - в начале 1950-х годов имеет следующую атрибуцию: Неизвестный художник «Эстонские работницы». Юридически она является именно советской картиной. По стилю и манере она точно вписывается в нацистские рамки. Те, кто смотрел много их мазни, вспомнят, я надеюсь. Всё та же мёртвая атмосфера, никакие люди с пустыми глазами и застывшими движениями. И вообще - ближайший аналог эстетики Рейха - это викторианское пост-мортем-фото, о котором я тоже уже писала.

Нашла, как обычно у kykolnik

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Тоталитарный Гламур