Рецензия на книгу о ВДНХ.
Рецензия написана для газеты «Завтра». Публикую здесь полностью. Сканы - из книги.
...Первое, что приходит на ум, когда берёшь в руки фолиант с названием «Ансамбль ВСХВ: архитектура и строительство», это – «имперский шик». Здесь соблюдено всё – от узнаваемых академических шрифтов и барочных виньеток, украшающих издание, до выверенного формата страниц. Любителям лёгонького чтива «с картинками» просьба не беспокоиться – это не глянцево-декоративный вариант для гламурного листания под утренний кофе. Да. Это шикарно, изысканно и пафосно. Однако! Перед нами – не яркая попса, но книга, созданная в духе того самого Большого Стиля, который неразрывно связан с двумя великими правителями – с Людовиком XIV и товарищем Сталиным. Король - Солнце увековечил своё владычество, соорудив роскошный Версаль. Красный император Иосиф Сталин подарил миру ВСХВ-ВДНХ – выставку народных достижений. Писать о Выставке и легко, и трудно одновременно. С одной стороны, это популярный объект - он в той или иной степени известен каждому. Кому-то он представляется уникальным дворцовым ансамблем и памятником грандиозной эпохе; другие видят здесь образчик тоталитарного безвкусия, но факт остаётся фактом: ВДНХ - это один из символов страны и, если хотите - бренд.
С другой стороны, перед автором, рискнувшим взяться за описание знакового места, выстраивается многосложная задача – явить то, чего пока никто не знает. Вызвать восторг книгой о Кремле, Эрмитаже или о ВДНХ где-то даже сложнее, чем создать незаурядное исследование, посвящённое забытым паркам и малоизвестным имениям. Автору Александру Зиновьеву это блестяще удаётся – он проводит тщательную работу по поиску материала. Вы сможете увидеть редкие иллюстрации, которые почти никогда не публиковались (или же вообще не были в свободном доступе и всё это время томились в архивах). Тут и проекты павильонов, и фотографии с пунктов строительства, и крупные планы декорирующих деталей, вроде витражей, каменных гирлянд, коринфских капителей. Кроме того, вы отыщете много новой информации, по самым разным причинам не освещавшейся в книгах и тематических статьях.
К примеру, есть отдельная глава, рассказывающая о периоде войны и консервации выставки. Вот один из фрагментов повествования: «В самые тяжёлые дни осени 1941 года, когда только за ночь с 16 на 17 октября на территорию выставки было сброшено 5 фугасных бомб, часть персонала ВСХВ была деморализована. В частности, некоторые работники требовали забоя скота на мясо, а замдиректора выставки Н.И. Захаров пытался уехать из столицы на своей машине, но был задержан при выезде работниками НКВД. Распоряжением наркома Бенедиктова в 1942 году был организован обход павильонов, производилась проверка на предмет взлома. Категорически запрещалось продавать и отдавать во временное пользование имущество выставки». Говоря о репрессиях 1937-1938 годов, которые коснулись и руководства ВСХВ, автор не опускается до привычной в подобных случаях либеральной истерики – налицо простое и при этом – чётко-скрупулёзное изложение фактов.
Что привлекает более всего? Зиновьев не занимается отсебятиной, не сочиняет пригожих фраз и пышных аллегорий – он чётко и, возможно, даже скуповато излагает историю ВСХВ-ВДНХ. Его задача – донести знание, поэтому поклонникам «исторической занимательности» лучше просто полистать иллюстрации – они того стоят. Постоянные ссылки на источники – ещё один несомненный плюс этой работы. Увы, многие современные писатели и публицисты, не мудрствуя лукаво, игнорируют их, полагая, что читателю важна захватывающая интересность изложения и прочие «маркетинговые» штучки, вроде завлекающей обложки, а вот примечания превращают чтение – в нудное учение. Как сказал один предприимчивый издатель: «Только одному человеку из тысячи интересен раздел ‘Использованная литература’». Однако же народ – не быдло, он не хавает, как полагают некоторые. Ссылка на источник – это уважение автора к читателю.
Александр Зиновьев – молод, что тоже весьма ценно, ибо сейчас принято ругать молодёжь за поверхностность и неумение трудиться. Поверьте, это мнение далеко не всегда оправдано! «Ансамбль ВСХВ» - вторая крупная работа Александра - предыдущая вещь называлась «Сталинское метро». На презентации, проходившей в уютном магазине-лектории «Читалка», автор сказал, что для него комплекс ВСХВ-ВДНХ – квинтэссенция сталинской эстетики, которая представляется интересной и удивительной. Почитателям Большого Стиля я бы посоветовала читать книгу Зиновьева также и в качестве иллюстрации к знаменитому труду Владимира Паперного «Культура-2». Напомню, что в основе теории Паперного лежит условное разделение всех цивилизаций на Культуру-1 (тяга к эксперименту, движение, временность, космополитизм) и Культуру-2 (монументальность, вечность, традиция, неподвижность). Зиновьев же на конкретном примере Выставки показывает, как динамичная эстетика 1920-х – начала 1930-х годов сменялась архаичными формами предвоенной неоклассики и версальской претенциозностью сталинского барокко 1940-х – 1950-х.
А ещё этот фолиант – прекрасное подтверждение забытой истины, что книга – лучший подарок!