Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Тоталитарный Гламур


Тоталитарный Гламур

Сообщений 21 страница 30 из 61

21

Марика Рёкк - шпионка Сталина?

Подобные «сенсации» возникают постоянно - на всяких фэйк-сайтах. Все эти «Берия оказался рептилоидом» и «библиотеку Ивана Грозного обнаружили на перевале Дятлова». Сюда же - сообщения о том, что такой-то известный персонаж прошлого работал на такую-то разведку. Поэтому, увидев вчера в блогах сообщение, что звезда Третьего Рейха Марика Рёкк работала на советскую разведку, я не удивилась - оно типичное. Однако когда это открытие прозвучало вчера на одном из центральных каналов ТВ, я призадумалась. И не только ТВ, но и центральные газеты... Меня волнует только один вопрос - зачем это сейчас вытащили? Кому интересны шпионские приключения малоизвестной - на сегодняшний день - актрисы? Безусловно, её помнит поколение 70+, ибо застало феномен трофейного кино. К сожалению, большинство населения знает только один фильм - 'Die Frau meiner Träume', который в советском прокате значился, как «Девушка моей мечты». Мало кто помнит, что она играла и русскую девушку - да не просто девушку, а ...невесту Петра Ильича Чайковского в карамельно-клюквенной мелодраме 'Es war eine rauschende Ballnacht' (в российском видеопрокате - «Средь шумного бала...»). Моё же поколение - 45+ знает её куда как меньше, а уж молодёжь - основной потребитель медиа-продукции - вообще не в курсе, что за дамочка (исключение составляют те, кто интересуется Третьим Рейхом). Так вот у меня вопрос - для чего нужна сия сенсация? А ниже - подборка фотографий Марики Рёкк, которая, как выяснилось, очень даже наша.

Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
Тоталитарный Гламур
http://zina-korzina.livejournal.com/1090883.html

Отредактировано Алина (2017-05-15 18:09:13)

0

22

Боги Олимпа ...из сталинского СССР.

Сталинское искусство - это классицизм с элементами барокко, по ошибке именуемый соцреализмом. Иной раз герои картин выглядели не просто сверхчеловеками, но и богами Олимпа. Даже, если это были партизаны, подпольщики, сталевары и доярки. В данном случае, это - известные подпольщики. Но какова композиция...! Да и цветность в духе времён Людовика-Солнце.

Тоталитарный Гламур
Соколов-Скаля Павел Петрович. «Краснодонцы». 1948 год.

0

23

Советские девочки и модный вид спорта.

На этой картине советские девочки-подростки заняты самым модным спортом. Говорят, что модна на него появилась из-за американского фильма «Серенада Солнечной Долины»... Но главное тут не пируэты, а - выражение лиц. И на фоне там знаковая деталь эпохи.

Тоталитарный Гламур
Сергеева Нина Алексеевна (род. 1921-?). «Юные фигуристы». 1950 год. Взято у kykolnik

0

24

Чему учили детей в СССР?

Писала тут статью для «Завтра» об эстетике сталинской эпохи. Безусловно, завораживают нереализованные проекты, а Дворец Советов - в особенности. Но сейчас не об этом. Нашла в недрах Сети потрясающую картинку из детского журнала (январь 1941 года). На ней изображены дети, которые тоже...строят Дворец Советов. Не в смысле - помогают взрослым на стройке, а именно сооружают маленький дворец в детском саду, например. И главное, что статуя, точнее - статуэтка Ленина у них там тоже наличествует. Характерно, что это - всем знакомый журнал «Мурзилка».

Тоталитарный Гламур
http://zina-korzina.livejournal.com/886515.html

0

25

Сталинская цивилизация: свет и вечность.

Решила сформулировать в одной статье всё, что хотелось сказать о сталинской цивилизации. Многое из этого я уже писала в разных статьях, но сейчас постаралась соединить. Потом как-нибудь напишу о двух периодах сталинской культуры - о довоенном (дорическом) и послевоенном (коринфском). Разумеется, эти названия условны, но я в них много вкладываю. А пока - вот это. В целом.

...Владимир Паперный в своей программной книге «Культура-2» утверждает, что сталинская цивилизация, вопреки плакатным лозунгам, устремлялась вовсе не в сторону Светлого Будущего. Её идеал – застывшая Вечность, которая была, есть и будет, а Революция явилась тем пунктом, который придал этой Вечности особое направление. В небольшом рассказе Юрия Олеши «Стадион в Одессе» 1936 года есть всё, чтобы прочувствовать генеральную мысль Паперного. «Просто воздух, небо, море. Он открывается внезапно – его овал, лестницы, каменные вазы на цоколях, – и первая мысль, которая появляется у вас после того, как вы восприняли это зрелище, это мысль о том, что мечты стали действительностью. Этот стадион так похож на мечту – и вместе с тем так реален.

Тоталитарный Гламур
Тот самый стадион в Одессе, воспетый Юрием Олешей.

Тридцать пять тысяч мест. Его выстроили трудящиеся Одессы на том месте, где были ямы, поросшие бурьяном и куриной слепотой. Этим видом можно любоваться часами. В сознании рождается чувство эпоса. Говоришь себе: это уже есть, существует, длится. Существует государство, страна социализма, наша родина, её стиль, её красота, её повседневность, её великолепные реальности». Описание обычного спортивного объекта превращается в головокружительный восторг перед бесконечностью времени и пространства. Олеша ухватил эту главную мысль – чувство эпоса, а, как известно, в эпосе, в мифе, в сказке нет явственного, календарно-отмеренного времени, но есть Время, как мощная энергия Мироздания.

Тоталитарный Гламур
Журнал 1939 года - Дворец Советов построен...

В произведениях сталинской эпохи иной раз прослеживается странная концепция времени. Читаем у Гайдара: «А жизнь, товарищи... была совсем хорошая!» Это говорится вовсе не о прошлом и даже не о настоящем. И, наверное, не о будущем. Это и есть та самая Вечность, которая наступила, и будет длиться бесконечно долго. На журнальных обложках и даже на конфетных обёртках 1930-х-начала 1950-х годов изображался Дворец Советов, который, как верилось, непременно будет сооружён. Не через год, так через тысячу лет. Какая разница, если мы бытуем в бесконечно-солнечной Вечности, а с её точки зрения миг или столетие – это просто песчинки в Космосе. Согласно концепции Паперного, человек 1930-х воспринимал себя в качестве наследника всех предыдущих эпох.

Тоталитарный Гламур
Журнал 1949 года - Дворец Советов построен...!

Он – некий блистательный венец эволюции, а его жизнь – это не физиологическое продвижение от рождения к смерти, а сопричастность вселенской сущности. Поэтому все произведения искусства создаются в расчёте на кажущуюся безграничность бытия. Нам нет преград ни в море, ни на суше. Печальный сказочник Андерсен когда-то написал о своём герое: «Он складывал целые слова из льдин, но никак не мог составить того, что ему так хотелось,- слово "вечность"». Сталинский же человек складывал это слово не только из льдин – среди полярных широт мистического Русского Севера, но и из горных пород, из чертежей, из кинокадров и красных лозунговых букв. В попытке осмысливать Вечность создавалась особая ритуальность – сталинская цивилизация наполнена знаками и знамениями, смыслами, которые не надо было объяснять и проверять на практике.

Тоталитарный Гламур
Фойе кинотеатра «Слава». Типовой проект кинотеатров. Конец 1940-х - начало 1950-х.

Кроме того, из осознания Вечности рождался дух историзма, подразумевавшего не просто подражательные формы, осовремененные новой идеологией, но восприятие классических форм, как своевременных, ибо у Вечности нет «вчера» и «сегодня», а есть незыблемое и – непререкаемое понимание гармонии. Отсюда – исключительное по своей мощи советское палладианство, усиленное фантасмагорическими грёзами Джованни Пиранези. Отсюда и свободное распоряжение эллинскими, ренессансными, барочными формами. Смешивание и эклектика – на многих нереализованных, но от этого не менее интересных проектах мы видим зиккураты, украшенные дорическими колоннами; древнеегипетские мотивы в сочетании с рокайльной лепниной, критские колонны рядом с барочными рогами изобилия. Всё это – наше, родное, почерпнутое из гигантских кладовых Вечности.

Тоталитарный Гламур
Георгий Гольц. Шлюз на Яузе. 1938 год.

Человек сталинской эпохи принимал придворные вальсы и мазурки, поэзию дворян-стихотворцев, маньеризм испанских драматургов и высокую трагедию античности, как нечто само собой разумеющееся. Никакого «пролетарского авангарда» - по радио звучит Бах, вечером в театре - Лопе де Вега. Бархат тёмно-вишнёвых занавесов. Ажурная пена кружев и «…честь моя - верховный мой закон; / Я чту мой сан, и не допустит он…» Считалось, что советская прядильщица и, тем более, учащаяся консерватории, должны понимать смыслы и резоны Дианы де Бельфлёр. Послевоенные служащие затянуты в чиновные мундиры а-ля николаевская эпоха; их дети носят гимназическую форму и старательно пишут каллиграфическими почерками сочинение о терзаниях дворянки Татьяны Лариной. Это наша Вечность, а Ларина столь же современна, как и персонажи фильма «Первая перчатка».

Тоталитарный Гламур
Картина Юрия Пименова «Капитель».
Евгений Лансере-младший. Эскиз плафона.

Среди отчётливых признаков сталинской культуры всё тот же Паперный называет интерес как таким категориям, как высота и – вертикаль. Бесконечность. Именно поэтому тема неба так мощно звучит в искусстве 1930-1950-х годов, а лётчики становятся героями дня. «Бросая ввысь свой аппарат послушный / Или творя невиданный полет…» В кинофильме «Светлый путь» этот культ высоты находит своё выражение в полёте … на обычном автомобиле с откидным верхом. Паперный любит приводить в пример так называемое «небо-обманку» - плафон или мозаику на потолке с изображением лазурной выси, заполненной солнечным светом и освоенной дирижаблями, аэропланами, парашютистами. Сталинский миф ненавидит мглу и поклянется свету.

Тоталитарный Гламур
Александр Дейнека - московский пейзаж 1949-1950 гг.

Стихийный культ Солнца. Время – утро. Утром Вечность порождает новый день, а ночью мир замирает: «И только вокзалы, заводы, / Часы и машины не спят». Недаром в искусстве того периода практически невозможно отыскать восторженных описаний ночи. Одно из немногих стихотворений, где о тёмном времени суток говорится с теплотой, это – «Ночная страница» Самуила Маршака. Зато прославление света и солнечных лучей мы находим в каждой строчке, в каждом кадре. Напомню, что такой же пафосный «солярный» культ был во времена Людовика XIV, когда короля сравнивали с Солнцем, освещающим путь человечества. Собственно, Grand Maniere, Большой Стиль был впервые «опробован» именно на подданных французского монарха. Стремление ввысь превращало гигантоманию из «дурной привычки» - в красивый смысл. Отсюда – головокружительные проекты Наркомтяжпрома и Дворца Советов.

Тоталитарный Гламур
Борис Сатель. «Строители». Начало 1950-х годов.

Важной отличительной особенностью сталинской культуры является украшательство, которое, как и в случае с гигантоманией, вовсе не является чем-то вызывающим или бесполезным. Это – элемент Большого Стиля. Не «искусство ради искусства». Тут есть особый резон. Послушайте, на каком языке говорят, точнее - вещают персонажи кинокартин. Ни слова в простоте. Всё должно быть прекрасным, возвышенным, благородным. Исполненным на века – мы же творим и мыслим для Вечности. Ничего сиюминутного или бессмысленного. Если дом, то – непременно хоромы: «Когда тяжёлое известковое облако разошлось, позади глухого пустыря засверкал перед Наткой совсем еще новый, удивительный светлый дворец». Но самый примечательный пример – это, разумеется, Метрополитен, который в 1930-1950-х годах создавался чем-то, вроде подземных святилищ, чертогов, …порталов в параллельную реальность. Старое метро обладает какой-то непостижимой магией – будто бы создатели зашифровали тайные послания и направили их в …Вечность, разумеется.

Тоталитарный Гламур
Идеальный человек сталинского времени - атлет-созидатель.

Творцом и потребителем такой культуры должен был стать некий безукоризненный хомо-сапиенс. Почему-то принято считать, что сверхчеловека воспитывали в чванливом Третьем Рейхе, а у нас растили «простого и скромного труженика». На мой взгляд, это ошибочный тезис – сверхчеловека выращивали именно в идеологических «лабораториях» сталинского СССР. Хвалёный нацистский Юберменш был всего лишь высокомерным садистом, который желал, если вдуматься, не так уж многого – жратвы, земельных угодий, бесплатной рабсилы, примитивных развлечений и сексуальных утех. Именно поэтому современные адепты «глянца» и гламура усматривают в эстетике нацизма нечто, родственное их образу мышления. Они сумели интуитивно ухватить там своё, кровное, родственное. В гитлеровской Германии тщательно культивировали филистера с высоким уровнем притязаний, а то, что ему подсунули расистскую жвачку и миф о «крови и почве», так это просто вариации на тему надстройки. Сверхчеловек – это тот, кто в состоянии совершать невозможное и, тем самым, определять вектор исторического развития.

Тоталитарный Гламур
Александр Дейнека. «Севастополь». 1934 год.

«Нам ли стоять на месте! / В своих дерзаниях всегда мы правы. / Труд наш - есть дело чести, / Есть дело доблести и подвиг славы». Даже детям прививалась чёткая мысль – подвиг это не право, но обязанность, а если ты не совершаешь подвиг, то ты не имеешь право принадлежать к нашей когорте советских людей. Сверхлюдей. Для обычного сапиенса подвиг – это нечто запредельное, а для советского – норма жизни. Как, впрочем, и каждодневное созидание, которое тоже не может считаться показателем усреднённого человека – «нормальное большинство» занято обыденным ремеслом - просто работой - а в сталинском СССР труд приравнивался к сотворению. И – к борьбе. Работники изображались похожими на античных героев – эллинские профили токарей и фрезеровщиков украшали барельефы домов культуры, а любовную линию свинарки и пастуха (ткачихи и инженера, etc) рассказывали языком классической галантной пасторали.

Тоталитарный Гламур
Кадр из фильма «Светлый путь». 1940 год.

Интересно, что именно в сталинскую эпоху была невероятно популярна сказка Шарля Перро «Золушка». Это не только знаменитый фильм Надежды Кошеверовой с Яниной Жеймо и Фаиной Раневской, но и сценарий Евгения Шварца, который был впоследствии поставлен ещё и на радио. Балет Сергея Прокофьева с шикарными декорациями Петра Вильямса 1944-1945 гг. Это – пьеса Тамары Габбе «Хрустальный башмачок», написанная в 1943 году и постановки, постоянно осуществляемые начиная с 1944-го. Это - эскизы марионеток и костюмов для Ленинградского театра кукол, осуществлённые художником и архитектором Георгием Гольцем, но, увы, не реализованные. Кроме того, изначальное название фильма «Светлый путь» тоже – «Золушка». Причина данного интереса - проста, ибо мы видим, как трудолюбивая девушка получает в награду не просто любовь принца, но и сопутствующие атрибуты монаршей благосклонности – чертоги, фонтаны и сады.

Тоталитарный Гламур
Пётр Вильямс. Костюмы для балета «Золушка». 1944 год.

Всё тоже получал советский человек, переодеваясь из рабочей спецовки в бостоновый костюм и отправляясь во дворец культуры, который мало чем отличался от королевских хором Галантного Века – всё та же прихотливая лепнина, колонны и плафоны. Таким образом, превращение хомо-советикуса из чумазого токаря в белокурого красавца со значком ГТО на лацкане, происходило каждый вечер. Больше того – в сказке Перро подчёркивается, что Золушка изначально не замарашка, а дочь «богатого и знатного человека». Она аристократка, посему грязь её не уродует, как, впрочем, и советского человека – партийца и …патриция. Что интересно, сама сказка была написана Шарлем Перро в 1697 году, как раз в эпоху наивысшей точки французского Большого Стиля и, по мнению некоторых историков, была посвящена морганатической супруге Людовика XIV – госпоже де Ментенон, как известно, прошедшей сложный трудовой (sic!) путь от нищеты и безвестности до королевского ложа…

Тоталитарный Гламур
Тема Больших Стилей - Сталина и Людовика.

...Безусловно, все эти признаки сталинской культуры – лишь малая попытка осмыслить её. Она ещё ждёт своего исследователя, певца и проповедника. Нам же остаётся только мечтать о новом взлёте культуры и о появлении особого стиля.

ПОЛНОСТЬЮ - ТУТ

0

26

Вечер советского обывателя.

Советские картины 1950-х - это часто целые истории, фрагменты чьей-нибудь жизни. В школьные годы мы часто писали так называемые сочинения по картине, причём брались именно вещи 1950-х годов - тут оказывалось можно рассказать о происходящем. Возможно, даже сочинить предысторию и послесловие (если изображение имело дидактический смысл). Сегодня покажу очередную жанровую сцену, повествующую бытности советских обывателей послевоенного времени... Интересна и обстановка комнаты, и техника, и одежда - сразу видно, что квартира не коммунальная и товарищи живут весьма зажиточно.

Как вы полагаете, эта сценка - типична для СССР или придумана, дабы приукрасить лицо эпохи?

Тоталитарный Гламур
Итак, Солодовников Алексей Павлович (род. 1928). Юный шахматист. 1951 год.
http://zina-korzina.livejournal.com/901597.html

0

27

Модное и полезное.

Прекрасное - из советского прошлого. Дети заняты самым интересным и - модным делом сталинской эпохи... Но главное - полезным.

Тоталитарный Гламур
Зенькова Раиса Дмитриевна (род.1919-?). «Юные радиолюбители» 1950-е годы. Взято у kykolnik

0

28

Эстетика двадцатых: красота в единообразии.

В эстетике двадцатых - начала тридцатых годов прослеживается интересная деталь. Я бы сказала, что это даже некий пунктик, точка помешательства художников, архитекторов и дизайнеров, не говоря уже о модельерах, которые всегда идут следом за устроителями пространства, дабы максимально точно вписать в это пространство эталонную человеческую фигурку. Итак, что же красной нитью проходит через все искусства эпохи джаза и конструктивизма? Ритм и повторяемость. Принципиальная повторяемость деталей, типажей, смыслов. Одно похоже на другое, но не просто похоже, а точно копирует предыдущее, как шестерёнка или, скажем, подшипник обязаны быть точными копиями своего собрата. Похожесть, точное сходство постулируются и признаются красивыми. Фицджеральд, описывая гостей Джея Гэтсби, не преминул сообщить, что «...девицы не всегда были одни и те же, но все они до такой степени походили одна на другую, что вам неизменно казалось, будто вы их уже видели раньше. Не помню, как их звали, - обычно или Жаклин, или Консуэла, или Глория, или Джун, или Джуди, а фамилии звучали как названия цветов или месяцев года». Девушки-детали огромной машины, девушки-шестерёнки, девушки-велосипедные спицы...

Тоталитарный Гламур

1920-е годы - время, когда машины, автоматы, производственные процессы оказались не просто нужными и важными, но и эстетически привлекательными. Куда привлекательнее живой природы или, скажем, отживших, старообразных архитектурных форм, отягощённых массой излишеств. Человек тоже признаётся разновидностью машины: у него есть мозг - генератор идей, сердце - пламенный мотор, руки-ноги-тулово - детали сложного, но вполне познаваемого механизма. В мире машин ценится одинаковость, близнецовость, взаимозаменяемость. Сломалась одна машина - её тут же заменили другой, иной раз более совершенной, а внешне - такой же. В «Трёх толстяках» мы встречаем саморазвивающуюся куклу, совершенно в духе утопий и антиутопий эпохи: «Я сделал такую куклу. Я был большим учёным. Кукла должна была расти, как живая девочка. Суок исполнится пять лет, и кукле тоже. Суок станет взрослой, хорошенькой и печальной девочкой, и кукла станет такой же». В культовом «Метрополисе» мы сталкиваемся с аналогичной ситуацией - учёный создаёт женщину-киборга, точную копию Марии, но при этом лишённую души. Человек - это автомат, поэтому самое красивое - это повторяемость и чёткость ритма. «Но вот наконец пришел черед 'Крошек Далси-Белла'. Сердце у меня бешено заколотилось. Да, это она, вернее, они, одна с соломенными волосами, другая – с черными, одинакового роста, обе в коротких пышных юбочках...», - читаем у Агаты Кристи.

Тоталитарный Гламур

Эстетика - это всегда продолжение этики, поэтому если актуальны люди-машины, то и дома, платья и стулья просто обязаны им соответствовать. Двенадцать стульев - даром, что гамбсовские, эпохи второго рококо, но нас завораживает постоянство и повторяемость. Они - похожи, они - близнецы-братья. Ле Корбюзье называл дом не иначе, как машиной для жилья. Он даже предложил снести весь центр Парижа и понастроить крестообразных небоскрёбов - современное пристанище для человека-автомата. Девочки из парижских варьете, голливудские статистки и ребята из большевистского театра «Синяя блуза» демонстрировали на сцене слаженный ритм, изображая движение локомотива или громадного станка с деталями, собранными из человеческих тел. Одна повторяет другую, чтобы не сбиться с ритма и не нарушить работу всего механизма: «Три молодые особы расположились на нижней ступеньке конструкции, все три высокие, стройные, с небольшими головками, причесанными, как у парикмахерских манекенов; когда они говорили, головки покачивались...». Это снова Фицджеральд, но уже «Ночь нежна». Итак, каждая из трёх эталонных красавиц неотделима от своей соседки. А у Юрия Олеши в «Зависти» директор треста Бабичев любуется идеальной котлетой, шикарной колбасой, которая ровно такая же, как предыдущая. Это - фабрика-кухня, царство сытного и здорового единообразия. Долой примуса!

Тоталитарный Гламур

А, собственно, к кому - зависть? К Бабичеву? Нет. К спортсмену Володе? Тоже не вполне. Оказывается, что именно к машине, к эталону и золотому сечению эпохи: «Я превратился в машину. Если еще не превратился, то хочу превратиться. Замечательно равнодушные, гордые машины. Xочу стать гордым от работы, гордым потому что работаю. Чтоб быть равнодушным, понимаешь ли ко всему, что не работа! Зависть взяла к машине - вот оно что! Чем я хуже её? Мы же её выдумали, создали а она оказалась куда свирепее нас. Даёшь ей ход - пошла! Проработает так, что ни цифирки лишней. Хочу и я быть таким». Фанатичный машиноцентризм (sic!) двадцатых чувствуется во всём - автомобиль становится полноправным героем произведения, будь то «Три товарища», «Золотой телёнок» или всё тот же «Великий Гэтсби». Жажда покорения расстояний, страсть к скорости и прочая «...охота к перемене мест», которая теперь не выглядит признаком беспокойства и нервности. Человек-машина - это не только принципиальная похожесть на других, это ещё и отсутствие лишних деталей. Отсюда - презрение к полноте, к пышным грудям, к зазывным бёдрам и осиной талии - это лишнее, оно не даёт машине никаких плюсов, а сексапильная тяжесть чресел не вписывается в наполненное ветром и скоростью пространство.

Тоталитарный Гламур

«Долой Трёх Толстяков!» - им на смену просто обязаны прийти девочки, похожие на механических кукол и мальчики, у которых, - о, возможно, - железное сердце! Возникает особое направление в моделировании одежды - я чуть не сказала - в моде. Но нет, это была анти-мода, контр-мода; это было то, что должно было заменить моду. Ибо мода - это тоже излишество, совершенно не нужное человеку-машине. Прозодежда. Одежда для той или иной деятельности. Она удобна, проста в кройке и пошиве, сугубо и даже грубо рациональна - большие карманы не для форса, а для предметов. Кожаные налокотники не потому, что в моде кожаные вставки, а чтобы не протирались рукава на локтях. Хотя, эта одежда всё же была не лишена изящества, впрочем, как и сугубо функциональные кубы конструктивистских сооружений. А ещё прозодежда выполняла важнейшую эстетическую задачу - она делала всех единообразно-похожими. Ни одно маленькое чёрное платье от Коко Шанель не могло так красиво и чётко нивелировать человека-машину, как прозодежда от Степановой или Поповой. Или даже от Экстер. Все - женщины, все - художницы... А потом, с началом тридцатых, странных-тридцатых... эта концепция ушла в небытие. Предвоенное десятилетие - антропоцентрично. Опять вспомнились античные торсы и ренессансные палаццо. А девушку-машину срочно переделали в Венеру Милосскую. Правда, хулиган Сальвадор Дали всё-таки умудрился приделать к ней выдвижные ящички...

Тоталитарный Гламур

В посте были использованы иллюстрации, частично взятые из блогов cocomera, lobgott, marinni.
http://zina-korzina.livejournal.com/700327.html

0

29

Сталинизм такой сталинизм.

Нашла у kykolnik интересную картину. Автор - Дудин Александр Леонидович. Название - простое и ясное - «Демонстрация». Написана в 1987 году, то есть на волне разоблачения сталинизма. Картина удивительна хотя бы потому, что каждый тут увидит своё. Я вот даже не сразу поняла, в чём подвох - светлые фигуры, марш в Будущее, в Вечность... А вот кто-то, возможно, увидит скорее тёмные фигуры расстрельных команд.

Тоталитарный Гламур

0

30

Скорость и динамика в русской культуре.

...Страсть к движению, к динамике – следствие особого ощущения пространства. В своё время Гоголь задал риторический вопрос, не требовавший, как водится, ответа: «И какой же русский не любит быстрой езды?» Итак, статья о том, что динамичность – это свойство русской натуры, особенность менталитета.

ОТРЫВОК: Всё стало возможным после Революции. 1920-е годы – время культа машин, механизмов. Любоваться их работой, подчиняться их слаженному ритму, ударять автопробегом. Они – эти железные существа с пламенными моторами - видятся идеальными воплощениями человеческого гения, куда как более великими, чем живописные полотна или, например, поэзия. Машина – эталон и потому на неё следует равняться…человеку. И – завидовать ей. «Я хочу быть машиной… Зависть взяла к машине – вот оно что! Чем я хуже её? Мы же её выдумали, создали, а она оказалась куда свирепее нас», - унылостенает персонаж Юрия Олеши.А что на экране?В фильме Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» - бесконечная смена образов, неодолимая быстрота, желание нестись, бежать, перепрыгивать. В кадре – трамваи, автомобили, заводские станки. Их ритм сопрягается с мельканием рук барышень-телефонисток и с беспрестанным бегом совслужащих по конторским коридорам. Человек может быть машиной – человек должен стать машиной. В этом нет ничего уничижительного, ибо машина – это бог нашей пламенеющей современности!

Человек - звучит гордо!
Пётр Вильямс. Автопробег.

«Неужель он не знает, что живых коней победила стальная конница?» – наивно спрашивал поэт уходящей крестьянской Руси. «Железный конь идёт на смену крестьянской лошадке!», - весело и бойко отвечал ему великий комбинатор. Эпоха неслась на всех парах, сметая на своём пути отжившие смыслы, рифмы и прочую старорежимную ересь, вроде кружевных салфеточек, фаянсовых котиков и «стилей разных Луёв». Обретая скорость, обретаешь истину – прорыв в Грядущее. Автопробег – это не просто модное мероприятие, но веление времени. «Полотнища ослепительного света полоскались на дороге. Прах летел из-под колес. Протяжно завывали клаксоны. Ветер метался во все стороны. В минуту все исчезло, и только долго колебался и прыгал в темноте рубиновый фонарик последней машины. Настоящая жизнь пролетела мимо, радостно трубя и сверкая лаковыми крыльями. - Вам не завидно, Балаганов? Мне завидно». Зависть не только к людям-участникам, но и к самим машинам – именно они и воплощают ту самую «настоящую жизнь».

На символичной картине Петра Вильямса «Автопробег» изображена некая идеальная реальность (sic!) – роскошные авто несутся мимо белоснежных агрогородов - они должны вот-вот прийти на смену избам, овинам, амбарам… На стене одного из суперсовременных сооружений – громадный плакат «Автомобилю – дорога!» Посмотрите вдаль – никакого тёмного леса со старыми сказками - сплошные ЛЭПы да строящиеся шедевры конструктивизма. И только в углу изображён крестьянский мальчик, пытающийся сладить с норовистым жеребёнком – с тем самым, есенинским, который всё ещё не понимает, почему его заменили бездушной и холодной стальной лошадью. Что ж остаётся бедному Остапу? Он – тоже обломок, обмылок старой эпохи – он до сих пор мыслит категориями «батистовые портянки будем носить, крем Марго кушать». Только по-жульнически примазаться к автопробегу вместе с таким же древним рыдваном – с Антилопой-Гну, коя была «…такой старый автомобиль, что появление его на рынке можно было объяснить только ликвидацией автомобильного музея». Мотопробеги и велопробеги, солнечная пыль, звон в ушах, победные марши. Жизнь – это скорость.

ОСТАЛЬНОЕ - ТУТ.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Тоталитарный Гламур