Сабазий. Часть 1.
Данная Рука Сабазия “ущербная”, от неё отвалились некоторые важные детали. Ниже будут картинки более “укомплектованных” рук.
Имя бога Сабазия имело множество вариантов написания: Sabadios; Sauazios; Saazios; Sabos; Sebazios; Sabadius; Sebadius; Sabasiua; Se'beziu; Sabadiua; Sebadi; Sebadas; Sabazis; Sabasius; Sebesius; Sabadius, др.-греч. Σαβάζιος, Σαβάδιος, Σαβάσιος, Σαβάνδος, Σεβάζιος, Σεβάδιος, возможно также Савватий, Сабаций.
Сабазий являлся верховным богом фракийцев (болг. Траки) и фригийцев (бриги или фригийцы) - народы населявшие прибрежную часть Черного моря (Балканы и Малая Азия).
Согласно Страбону, Сабазий «он дитя» Матери богов. Он отождествляется с Дионисом, иногда называется первым Дионисом или «Древний Дионис»(Diod. 4,4), иногда считается фракийским Дионисом (Johann. Lyd. De men. 4,51), иногда отцом Диониса (Orphei Hymni, 48 et 49). Сабазий, культ которого позднее распространился по всей Римской империи, считается изначально восточным божеством, так как много надписей и артефактов сохранилось именно в Малой Азии и Фракии. Связан он также с Кибелой и Аттисом (Strab., X, 3, 15; Lucianus, Deor. Con. 9). Сабазия отождествляли Зевсом или Юпитером. Однако, Диодор Сицилийский («Историческая библиотека». IV, 4) называет Зевса отцом Сабазия.
Также его отождествляли с Дионисом-Загреем «старший Дионис» , он сын Зевса-змея и Персефоны.
Персефона Περσεφόνη (лат. Persephone) Персефонея / Ферсефонея / Ферсефона, иногда Феррефатта, а также Кора (др.-греч. Κόρη, девушка, дева). У римлян — Прозерпина (Proserpina). Являлась богиней плодородия и, возможно, первоначально отождествлялась с богиней-матерью Деметрой. Согласно мифу Персефона проводила две трети года на Олимпе, треть — в царстве Аида, либо (согласно Овидию и Сервию) полгода (весну и лето) на Олимпе, другие полгода (осень и зиму) же — в царстве Аида. Общепризнанно, что миф о Персефоне символизирует смену времён года.
Зевс соблазнял своих возлюбленных в различных образах, но образ "змея" мне навевает лебедя, соблазнившего Немесиду (ставшую гусыней) или Леду. Есть версия мифа, что Персефону соблазнил Аид, вот ему образ змея-искусителя к лицу!
Культ Сабазия в Риме, слился с культом Юпитера. В позднейшую эпоху формирования античной мифологии Сабазия считали подателем благ. На некоторых памятниках Сабазий именуется «владыкой вселенной». В наиближайшей связи Сабазий находился во Фригии с тамошним первенствующим женским божеством Mά, великой матерью богов и всего сущего, вместе с ней образуя верховную божественную двоицу; в этом виде Сабазий носит имя «отца» или «бога». Женскую половину двоицы во Фракии представляла не только Матерь богов (Mά, Кибела), но и юное божество луны (Котис, Коттито, Бендида), которое греки называли то Артемидой, то Деметрой или Персефоной. Как во Фригии, так и во Фракии, главные божества, мужское и женское, образовавшие верховную двоицу, в свою очередь двоились: с одной стороны Сабазий и сын его Атис, с другой — Котис и дочь её Бендида, так что первоначальный эпитет становился именем другого божества, отдельного от первого, но весьма близкого ему по происхождению и в мифологических сочетаниях.
Священным животным Сабазия была змея. Во фракийских мистериях Сабазий представлялся в образе "толстощекой змеи" (греч. όφις παρείας); в том же образе Сабазий перешёл и в мистерии македонские.
Что за вид змей όφις παρείας у которях “толстые щёки”?
όφις (γεν. όφεως) змея,
παρειά- щека
παρέα - компания, пара
Может быть это “парящие змеи”, а не “толстощёкие”, как на этой фреске из Помпеи?
?
Публичные чествования Сабазия, оратор Демосфена описывает так («Demosthenes, On the Crown» ):
"Это были уличные оргии, дневные и ночные, сопровождавшиеся громким, беспорядочным пением, шумной музыкой на кимвалах и литаврах и своеобразными, слишком вольными плясками. Участники процессии (θίασος thíasos - труппа... соседи ) украшали себе голову укропом и листьями тополя и покрывались кровавыми шкурами молодых оленей. Их головы были украшены гирляндами из фенхеля и белого тополя. Они сжимали в руках жирнощеких змей или размахивал ими над головой, выкрикивая Euoi Saboi! Пританцовывая в такт восклицаниям Hyes Attes! Attes Hyes! Совершив обряд очищения водою, глиною и отрубями, произносили: «Я бежал от зла и обрёл благо»; в дневных процессиях слышались восклицания: "ευοϊ σαβοϊ, ϋης άττης, άττης ϋης". Вождя процессии старухи награждали разными печеньями из муки и мёда с изюмом".
Буйная фантазия была у автора! Вы только представьте процессию, размахивающую ”толстощекими змеями” над головой, в венках из укропа и тополя кричящую по-македонски Hyes Attes! Хорошо, что эту фразу латиницей написали!
Образ и миф о Сабазии весьма запутан, имеется много дополнительных имён и если обобщить то останется следующее:
Сабазий - сын “богини плодородия и смены сезонов” и змееподобного Зевса-Юпитера-Аида. Родство с Дионисом-Атисом вероятно описывает символизм умирающего и воскресающего бога плодородия и растительности.
Сабазий первым запряг в ярмо быков и с их помощью произвел посев. Поэтому его представляют "рогатым". Рога на голове- растущий месяц. Иногда голову Сабазия-Диониса венчала башня-корзина с «дарами природы”. В символике также присутствуют шишка, орёл –сокол и посох со змеёй. Ещё есть Сабазий- всадник, и держащий в руках жезл-ваджру, а рядом на древе “змей-искуситель”. Эта сцена с Сабазием напоминает Митраизм.
Чаще всего Сабазия изображали в виде бородатого мужчины во фригийской одежде и шапке, одной ногой опирающегося на баранью голову и руками, поднятыми для благословения. У последователей синкретического культа Сабазия была своя символика, которая отчасти зашифрована в бронзовых руках. Некоторые бронзовые руки имеют внутри углубления или отверстия, вероятно в них что то вкладывали или их носили на шесте. Считается, что Аристотель называл руку Сабазия "Tool of Tools «Инструмент инструментов»
Укоплектованные Руки Сабазия.
В наличии обязательно насколько прикованных “символов плодородия’, плюс шишка на большом пальце. На указательном пальце Орёл с ваджрой. На тыльной стороне: ящерица, черепаха, весы, кадуций, дерево с виноградом, змея с головой петуха, заползающая поверх безымянного пальца (иногда вместо змеи сидит человек в шляпе). На ладонной поверхности: Сабазий на нём фракийский колпак пилос (в нём также изображают Митру, Гермеса и Диоскуров). Ногами Сабазий опирается на барана или быка, или пещеру, где лежит дева с младенцем или птицей.
Думаю, чтобы разобраться в нагромождении символов на руке Сабазия, нужно покопаться в Хиромантии (от др.-греч. χείρ — рука и μαντεία — гадание, пророчество).
Хиромантия - чаромутие в астрономических подсчетах, которое знали и понимали древние халдеи/ колдуны/ гадатели. Это было разгадывание "хода небесных светил" с переносом и кодировкой этого хода на руку (для подсчёта). От этого счёта и пошло название частей руки по именам планет Солнечной системы.
Большой палец “бесхозный”, но его продолжение - Бугор Венеры и иногда над ним стоит символ Зеркала Венеры. Считается, что его дистальная фаланга символизирует волю. В руке Сабазия на этом пальце расположена шишка/ почка - женская завязь
Указательный палец во всех схемах - палец Деуса -Зевса –Юпитера На нём и восседает Орёл с ваджрой. Считается, что он символизирует энергичность, амбиции, честолюбие, лидерские качества и внутреннее «я», или эго. Средний палец известен как палец Сатурна. Он управляет здравым смыслом, не позволяя человеку выйти за рамки дозволенного. Иногда фигурка Сабазия находится на этих двух сложенных вместе пальцах они расположени вертикально в “жесте благославления”. Далее следуют Безымянный и Мизинец, они слегка согнуты к ладони (к лунному холму?) и над ними “завис Змей Абрасакс”.
Безымянный палец известен как палец Аполлона, или Солнца. Он символизирует красоту и творческое начало. Мизинец именуется пальцем Меркурия, он является пальцем общения. Помимо этого, мизинец также связан с активностью в жизни в целом и в сексе в частности.
Запястье с прикованными пенисами висит на линиях именуемыми Браслеты.
Тыльная сторона руки в хиромантии не читается и знаки/символы расположенные на руке Сабазия это некие астеризмы того периода, которым придавали значение и разместили на культовой бронзовой руке.
В древней системе подсчёта подсчитывали только четырёх пальцев от указательного до мизинца. На этих 4 пальцах по 3 фаланги, всего 12 фаланг, две фаланги большого пальца-pollex были “неучтённые”. При этом большой палец играл роль волевого счетчика, им пересчитывались фаланги других пальцев. Всего на двух кистях, считая фаланги большого пальца 28 фаланг, 14+14 = 28 дней; лунный цикл (приблизительно).
Пасхалии считали лунные Фазы по правой руке. В Cобрание синаксарей Постной и Цветной Триоди есть фраза: "Понеже бо еврейская фаска по пятце жретися имяше”. Фаска – Пасха – Фаза (др.-греч. φάσις «выявление; появление», от гл. φαίνω «светиться; являться, показываться») .
Пальцевой счёт по руке остался в корнях слов, вот эти слова:
Инди́кт или индиктио́н от греч. Ινδικτιών
Греческий δείκτης deíktis
1) указательный палец;
2) стрелка (часов, компаса и т. п.);
3) указатель; показатель; мат. индекс; тех., хим. индикатор
Латинский indictio из indico
in-dīco, dīxī, dictum, dictere
объявлять, провозглашать
возвещать, назначать
приказывать, велеть
налагать
Латинский digitus дигитус этимология
Из Proto-Indo-European *deyǵ- (указывать, произносить торжественно = действие), как вариант корень *deyḱ- связано с Latin dīcō (“я говорю”) и and English toe. Fingers- пальцы были "pointers, indicators- индикаторами указателями".
Ещё однокоренные Sanskrit दिशति (diśáti, “указать”), Ancient Greek δείκνυμι δεικνύω (deíknumi) “означать, указать”
Old English toe/ tǣċan (“ткнуть, указать”) (English teach) and tācen (English token). Сравните с однокоренным по семантике English teacher (“forefinger, index finger”).
index indicis m. , f. [indico I ]
указательный палец
доносчик; вестник зари (о петухе)
признак, доказательство ; улика ; выражение, отражение
заглавие, заголовок, название; надпись
Индекс /индицис (index /indicis) - доносчик; вестник зари (о петухе) и указательный палец. В руке Сабазия голова Абрасакса не над указательным пальцем, а над безымянным - палец сердца- кардинальный. На указательном пальце Сабазия сидит орёл. Вероятно эта разница от некого "смещения календарного цикла" или от различной методики подсчёта.
Индоевропейское deyḱ и латинское dīcō “я говорю” определённо имеют связь с действующей правой рукой Дейкой и устаревшим именем Зевса= Дый-Дий, он верховный бог на Олимпе - диктатор.
Иллюстрации, подтверждающие “жреческо-колдовскую” хиромантию и рунический календарь:
Современные жрецы уже неумёхи, в древних считалках по пальцам, для календарных расчётов. Они в готовые таблицы с математически-астрономическими подсчётами подглядывают или у них есть “часики магические”.
Ещё одно важное слово, возникшее со времён вычислении Пасха́лии - это компьютер, компьютеризация Computus (Latin for "computation")
Computus is a calculation that determines the calendar date of Easter. El Computus es el cálculo de la fecha de Pascua. Компутус - это расчет даты Пасхи.
Compute, слово зарегистрировано с 1630 года, ранее с компутаризацией дел не имели.
Latin computus из computō из con- + putō = со путие (термин весьма запутанный и в расчётах даты Пасхи и в этимологии )
Смотрим однокоренные в латинском:
puto putāvī, putātum, putāre [одного корня с putus I ]
чистить, очищать
подрезывать, подстригать, подчищать
puto, avī, ātum, āre [putus I ]
размышлять, обдумывать, взвешивать
сводить счёты, производить расчёты, подсчитывать, рассчитываться
оценивать
считать, рассматривать, ставить
предполагать, полагать, думать
Пута-путана-перепутано всё в расчётах и при этом требование по пути некой чистоты – подлинности- ясности (purus).
putus a, um [одного корня с purus] чистый, беспримесный, подлинный
purus, a, um
чистый; чистый, беспримесный , но
пустой, незастроенный, открытый; безволосый ; неисписанный ; незаросший, голый
ясный, светлый
отдавший последний долг, т. е. снявший с себя траур
нетронутый, девственный
простой, без украшений
безупречный, душевно чистый, незапятнанный, невинный
естественный, бесхитростный, незатейливый
безоговорочный, безусловный
безошибочный, безукоризненный очищающий
А ещё слово путь путус- putus, родственно с неким “дитём-пупсом” - pusus
pusus, ī m. родственный [puer] маленький мальчик
puer, perī (у Pl gen. pl. um, voc. sg. puere) m. , редко f.
ребёнок, дитя; дети
мальчик (преим. от 7 до 16 л)
девочка (pueri appellatione etiam puella significatur Dig; Proserpina p. Naev)
юноша сын
молодой слуга, раб, холостяк
Судя по однокоренным словам в этимологии, некими запутанными путями пытаются найти то ли пору, то ли период, то ли дитя, то ли порося. Ранее существовал славянско-италийский весенний солярный символ молодой поросёнок по имени Овсень-Авсень.
Все проблемы “поиска пути” возникли от разницы лунного и солнечного циклов. Подсчитали жрецы 12 лунных месяцев, а светила в назначеную точку не прибыли.
Новолетие у евреев должно быть в месяце, Адар потому и появился второй Адар - ждут даров от Адоная еще один эмболический лунный месяц.
У греков-римлян та же "путаница" породила мифы о том, что Дионис где то на востоке в Персии-Индии плутает с Вакханками или Март-Марс-Марценодониус-Македониус ушел походом на персов. Иисус, согласно Библии, в период Великого поста тоже где то скитался в пустоши...
Блудные умирающие и воскресающие боги...
На еврейскую фазу-паску-песах и 14 день месяца Нисан, в первое полнолуние после весеннего равноденствия Солнце всегда находится в созвездии "Рыб", а Луна всегда встает в это полнолуние в "Деве", недалеко от Спики (альфы Девы). Спасибо за разъяснение archi_fact
Теперь понятна иконография ангела-Девы с младенцем стоящей на полумесяце.
Ещё иллюстрации "путано- рунических" расчётов даты Пасхалии:
Продолжение следует...
источник