про Аттиса, Митру и других
This is an image of tauroctonous Mithras-Attis from one of five plaques found in Kerch. It is taken from the book on Mithraism by Cumont. The identity of the figure in this image is not definite and is described as Mithras-Attis. 1896. "Textes et monuments figurés relatifs aux Mystères de Mithra, Vol II, p 191". Franz Cumont
Вики
Фригийской шапкой-колпаком Аттис спараллелился у меня с Митрой, которого я знаю, потому что интересовалась им когда-то довольно сильно.
Поиски в картинках и буквах, затеянные с целью проверки возникшего ощущения, принесли результаты несколько странные и непонятные.
(Весьма вероятно, что кто-то уже все это изучил и даже написал, но надо же тренировать вечно ленящийся мозг, и придется ему ехать на свежеизобретенном велосипеде открывать очередной северный полюс )
Во-первых, Риксмузеум никакого Аттиса не знает. Кибелу знает, Митру знает, Артемиду-Природу-Эфесскую пожалуйста, даже портреты двух эфесских епископов, не существующих в природе, хранит как так и надо, а вот с Аттисом не сложилось почему-то.
Единственная картинка, тематически помеченная, как относящаяся к этому персонажу, изображает Ациса (Acis, Акид), сына Пана и речной сицилийской нимфы, счастливо полюбившего нереиду Галатею, и убитого брошенным одноглазым Полифемом куском скалы. "Сочившуюся из-под этой скалы кровь своего возлюбленного Галатея превратила в реку Акид, стекающую с Этны в море; теперь эта река Аци. По одной из версий мифа Галатея и Акид успели спастись от циклопа, бросившись в море и превратившись в двух рыб."
Поведал про Ациса Овидий в "Метаморфозах". Сие произведение основополагающее для греко-римской мифологии, на нем основана куча самых разных произведений, начиная с творений Данте, поэтому считается, что оно известно давным-давно.
Первые переводы на русский сделаны во второй половине 19 века, лучшее латинское издание, по мнению ЭСБЕ, "вышло в 1834—88 гг. в Лейпциге". Но это я отвлеклась.
Аттис оказался гораздо более известным персонажем и его отсутствие в художественных сокровищах голландского музея еще больше удивляет.
"Аттис (Atis или Attys, Atys) — туземное во Фригии, родственное Адонису божество. По сохранившемуся у позднейших авторов сказанию, Аттис произошел от бога неба и матери-земли, пройдя целый ряд чудесных превращений — гермафродита и миндального дерева, от которого его родила наконец дочь ручья. Обыкновенно рассказывается, что мать богов (Цибела, Диндимена, Агдистис) любила его и из ревности обрекла безумию, после чего он оскопил себя или, будучи уже любовником Цибелы, был оскоплен и убит другими. По Арнобию и Сервию, это случилось под сосной, в которую, по Овидию, улетел его дух. По словам первого, из крови А. выросли фиалки. На празднествах, в Мал. Азии смерть А. оплакивалась при обычных оргиях, а затем торжественно праздновалось его воскресение. При этом символом служила сосна, украшенная фиалками, эмблемой вновь оживающей природы."
Вики-а знает или говорит гораздо больше ЭСБЕ:
"Аттис (Attis) / ætɪs /. (Греческий: Ἄττις или Ἄττης) был супругом Кибелы в фригийской и греческой мифологии. Его жрецы были евнухами, Галли (the Galli), как объясняется в оригинальных мифах, относящихся к Аттису и кастрации. Аттис был также Фригийский бог растительности, и в его самоискалечении, смерти и воскресении он представляет плоды земли, которые умирают в зимний период чтобы снова подняться в весенний.
Идентификация 19-го века с именем Atys, встречающимся у Геродота (i.34-45) как историческое имя сына Креза ( "Атис бог солнца, сраженный клыком кабана зимы") ошибочно.
Культ Аттиса начался около 1250 г. до н.э. в Dindymon (ныне Мурат Даги из Gediz, Кютахья, Турция). Он был первоначально местный полубог Фригии, связанный с большим фригийскмм торговым городом Pessinos, который лежал под прикрытием горы Agdistis. Гора олицетворялась как демон, которого иностранцы, связывали с Великой Матерью Кибелой.
В конце 4 века до н.э., культ Аттиса стал характерной чертой греческого мира. История его происхождения от Agdistis, записанная путешественником Павсанием, имеет некоторые отчетливо негреческие элементы: Павсаний говорил, что демон Agdistis изначально носил как мужские, так и женские атрибуты. Но олимпийские боги, опасаясь Agdistis, отрезали мужской орган и выбросили его. Там выросло из него миндальное дерево, и когда его плод созрел, Нана, которая была дочерью речного бога Sangarius, взял миндаль и положила его в ее лоно. Миндаль исчез, и она забеременела. Нана отказалась от ребенка (Аттис). Младенец был выращен козлом. По мере роста Аттиса, его длинноволосая красота была богоподобна, и Agdistis как Кибела тогда влюбилась в него. Но приемные родители Аттиса отправили его в Pessinos, где он должен был жениться на дочери короля. По некоторым версиям король Pessinos был Мидас. Как только брачная песня началась, Agdistis-Кибела появилась в ее трансцендентной силе, и Аттис сошел с ума и отрезал его гениталии. Будущий приемный отец Аттиса, король, который выдавал свою дочь замуж, последовал его примеру, став прообразом авто-кастраций Корибантов, которые посвятили себя Кибеле. Но Agdistis раскаялся и позаботился о том, чтобы тело Аттиса не подверглось ни гниению, ни вообще распаду.
В храме Кибелы в Pessinus, мать богов до сих пор называют Agdistis, географ Страбон рассказывал.
Когда соседняя Лидия пришла контролировать Фригию, культ Аттиса перешел в лидийский контекст тоже. Аттис, как говорят, ввел в Лидии культ Матери-богини Кибелы, вызвав ревность Зевса, который послал кабана, чтобы уничтожить лидийскую культуру. Тогда некоторые лидийцы, с самим Аттисои, были убиты кабаном. Павсаний добавляет, чтобы подтвердить эту историю, что галлы (Gauls), населявшие Pessinos воздерживались от свинины. Этот элемент мифа, возможно, был изобретен исключительно для объяснения необычных диетических законов лидийских галлов (Lydian Gauls). В Риме евнухи последователи Кибелы были известны как Галли (Galli).
Юлиан Отступник дает отчет о распространении оргиастического культа Кибелы в его Oratio. Он распространился из Анатолии в Грецию и в конечном итоге в Рим в республиканские времена, и культ Аттиса, ее возрожденного евнуха-консорта, сопровождал ее.
Первое литературное упоминание об Аттисе является предметом одного из самых известных стихотворений Катулла, но представляется, что Аттису не поклонялись в Риме до начала империи.
Ancient Roman statue of god Attis found at Ostia, now in the Lateran Museum.
Вики
Самая важная, представляющая Аттиса в натуральную величину, статуя обнаружена в Остии. Статуя лежащего Аттиса после кастрации. В левой руке пастушеский посох, в правой руке яблоко. Его голова увенчана венком сосны с фруктами, бронзовые солнечные лучи, и на его фригийском колпаке изображен полумесяц. Он был обнаружен в 1867 году у кампуса Великой Матери (Magna Mater) вместе с другими статуями. Объекты, кажется, были скрыты там в поздней античности. Гипсовая копия в апсиде храма Аттиса на кампусе Magna Mater, оригинал находится в Музее Ватикана."
Прошу прощения за длинную цитату, да еще из вики, но я не смогла заставить себя от нее избавиться, может, чтобы не пересказывать всё своими словами)).
Имя Аттиса в Британском музее до сих пор пишут всяко-разно (Atis, Attis, Atys), не знаю, влияет ли тут "великий сдвиг гласных" или просто никто точно не знает как это пишется.
Страбона как источник сведений я некоторое время назад поизучала. Дошла в итоге до славного города Лейпцига и одноименного почтенного семейства.
Павсаний, видимо, тот самый, чья книжка про Грецию стала популярной у путешественников внезапно! в 18 веке.
Галлов выдал мне г-переводчик, не знаю, насколько оправданно. Но происхождение разный "галлийских" названий теперь меня несколько смущает.
Иконография Аттиса разнообразна, но в ней наличествуют фригийский колпак, посох и яблоко, хотя и не всегда.
Иконография Митры состоит в основном из одного образа и сюжета - тавроктонии.
Про Митру я писала, повторяться нет желания. Понятно, что ничего непонятно. Все сходятся только в том, что культовые обряды митраизма слишком сильно схожи с христианскими.
Набор разноязычных имен по вики-а : Maitreya, Apollo-Helios-Mithras-Hermes-Stilbon, Miši, Mihr, Mithro, Miiro, Mioro, Miuro
Среди разных этимологических заумностей звучат "завет", "договор", "посредник", "посланник", "друг", "любовь".
В Ригведе Митра неотличим от Варуны. Или неотделим.
Длиннейшую вики-статью про митраизм мне читать пока лень, но там много занимательного. Одну картинку я позаимствовала оттуда, она тоже ничего себе)).
Double-sided 2nd-3rd century Mithraic altarpiece found near Fiano Romano, near Rome, and now in the Louvre
Интересно еще сомнение в гендерной принадлежности персонажа:
"Большую дискуссию вызвало упоминание Геродотом Митры как женского божества, не имеющее чёткого объяснения. Он пишет: «…от ассирийцев и арабов персы научились почитать Уранию (ассирийцы называют Афродиту Милиттой, арабы — Алилат, а персы — Митра)». Страбон исправляет его данные, указывая, что персы называют Митрой Гелиоса, то есть солнце. Милитта — это Мулиссу, жена Ашшура... Э. А. Грантовский вслед за В. В. Струве видит в сообщении указание на андрогинную сущность Митры. Гипотеза о женской сущности Митры может подтверждаться нахождением богини Миоро на кушанских монетах."
Так что в андрогинной сущности Аттис-Митра тоже параллелятся.
И мне думается, что этих двух персонажей вполне можно объединить в один.
И да, вот где нашелся гермафродит-то, а не какой-то невнятный от Гермеса и Афродиты))
И возвращаясь к Ацису, параллель все-таки есть. Только Атиса извела Кибела-гора, ревновавшая самого Атиса, а Ациса ликвидировал Полифем-с-горы, ревновавший Галатею. Голландцы вполне себе в курсе, оказывается))
Дальше картинки, а продолжение потом, потому что это еще не всё.
В вики еще много интересных изображений.
Roman altar for the cerimony of the taurobolion for the cult of Cybele and Attis, dedicated by Archelaus of Athens. Dating from 360/370 d.C.. Exhibited in the National Archaeological Museum in Athens, Room 33. Picture by Giovanni Dall'Orto, November 11 2009.
вики
Аттис и Кибела. Мрамор. Середина III в. до н. э. Венеция. Археологический музей.
ссылка
Stone figure of a hunter-god, possibly Attis or Apollo Cunomaglos? 2ndC. Excavated/Findspot: Bevis Marks (England, Greater London, London, City of London, Bevis Marks)
Аттис был молодой любовник богини Кибелы, "Великой Матери", которая была идентифицирована с землей, природой и богиней плодородия окружающих культур. Ее культ возник в Фригии в Малой Азии, но, как и другие восточные культы Митры, Исиды и Вакха, широко распространился по Римской империи. В ее ежегодный весенний праздник праздновали смерть и воскресение ее возлюбленного Аттиса.
Немного однозначные остатки культа были найдены в Великобритании. Сохранившаяся часть этой сломанной статуи из известняка показывает молодого человека с вьющимися волосами до плеч, держащего лук в левой руке и носящего фригийский колпак, короткий подпоясанный хитон и плащ, закрепленный на правом плече брошкой. Этот образ уже давно считается Аттисом, но атрибуты не являются исключительными для него. Более поздняя интерпретация, которая связывает статую с новыми фактическими данными из Лондона и других британских сайтов, идентифицирует фигуру как охотника-бога, который, кажется, был сплавом Аполлона, восточного спасителя (Eastern saviour-god) и британского бога мужской молодости.
Bm
Bronze figure of Attis. 1768 - 1805
Найдено вместе с листом бумаги, на котором написано: "Эта фигура Atys из бронзы была найдена с другими древностями близ Tournay около 1722 года - и опубликована Laur: pignorius 1723 - Attidis Initia"
Bm
Bronze handle-plate from a jug with Attis leading a horse, and a head wearing a Phrygian cap above. 1768 - 1805
Annotated by Charles Townley in graphite at bottom: "Handle of a vase in bronze".
Bm
Bronze figure of Attis, in Asiatic costume and dancing. 1stC-2ndC. Excavated/Findspot: Italy
Bm
Bronze figure of Atys. (Больше ничего не сказано)
Bm
Terracotta figure of Attis seated on rock. 200BC-100BC (possibly). Found/Acquired: Amphipolis (Greece, Macedonia, Amphipolis)
Bm
Mould-made pottery lamp with a circular body and a short rounded semi-circular nozzle, set off below by a jog. 175-225 (circa). Made in Italy. Excavated/Findspot: Bedlington Lane (said to be from) (Greater London, Merton, Mitcham, Bedlington Lane)
Украшен Аттисом, восседающим на культовый колеснице, запряженной четырьмя баранами. Он носит тунику, брюки, плащ и фригийский колпак
Bm
Bronze vessel-fitting in form of head of Atys (Тоже больше ничего не известно)
Bm
Pergamon Museum - Collection of Classical Antiquities. Pergamon: Terracotta figurine from Myrina showing Attis ( 1st century BC ).
вики
Atis hallado en Villa Fortunatus, Fraga, Huesca. Réplica del original en marmol de Luni (Carrara) que se encuentra en el Museo de Huesca. S. IV d.C.
вики
Amore-Attys, Donatello, ca. 1440, Museo del Bargello, Florenz
вики
Attis. Terracotta thymiaterion (incense burner), 2nd or 1st century BCE, made in Tarsus. Louvre Museum.
вики
И парочка Митр
Bas-reliëf met Mithras op een stier, Gabriel Ladame, after Giovanni Andrea Podestà, 1636 - 1647
Rm
Bas-reliëf met Mithras die een stier doodsteekt, Gabriel Ladame, after Giovanni Andrea Podestà, 1636 - 1647
Rm
источник