Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Свободное общение » Мальчик


Мальчик

Сообщений 31 страница 40 из 48

31

Течёт шампанское рекою ... ( © )

Целой жизни мало, Чтобы ждать тебя. Моя жизнь пропала, Если нет тебя. Ты в краю далёком Не забудь меня. Где бы ни был ты, Я тебя жду.
                                                                                                                                            -- Муз. комп. «Шербурские зонтики» (Фрагмент)

Все горы, реки и леса,
Проснулись ото сна.
Растаял снег и наконец,
Опять пришла весна.
На берегу реки стоит,
Старинный городок.
В том городке живёт старик,
В часах он был знаток.
И каждый день из года в год,
Он в башне городской.
Часам древнейшим жизнь даёт,
Умелою рукой.
С маслёнкой смазывает он,
Механику часов.
Увидев не исправности
Их, дед, чинить готов.

Но вот пришёл последний миг,
Жизни не простой.
Стал умирать седой старик,
В башне городской.
Увидел смерть с косой свою,
К нему она пришла.
И сделку предложив ему.
Сто златых принесла,
А сделка заключалось в том,
Чтоб золото раздать.
Душами, она будет свой,
Смертельный список заполнять.

Как золото раздаст он то ,
Вся жизнь начнётся вновь,
И молодость придёт его,
Все прелести часов.
Дед, правой своей рукой,
Всё должен подарить,
И людям, в руку левую
Монеты положить.
Лишь выносить по пять монет,
Можно каждый день.
Их все раздав в один момент,
Скрыться должен в тень.

И согласился часовщик,
На сделку тёмных сил.
На улицу седой старик,
По пять монет носил.
И отдавал он злато всем,
Как говорила смерть.
И люди умирали те,
От проклятых монет.

Но вот последняя монета,
Лежит в руке его.
От радости подкинув в верх,
Поймал он левою рукой её.

Явилась смерть к нему опять,
С косою поперёк.
Не смог её старик унять,
И жизнь он не сберёг.
Забрала смерть его с собой,
В зловещею тюрьму.
И список завершила свой,
Дедка сослав во тьму.

                                                         Часовщик
                                              Автор: Федяев Михаил

( кадр из фильма «Звезда пленительного счастья» 1975 )

Мальчик

0

32

Маленькие зарисовки из такого большого мира мальчиков

Ну, скажи, что ты мальчик из снов,
Ну, скажи, что тебя я придумала,
Чтобы жить, не пугаясь концов,
Чтоб мечту мою ветром не  сдунуло.

Я от зависти к счастью умру,
Я сама себе ревность спланирую,
Чтоб спокойной вставать по утру,
Чтобы жить, рай и ад имитируя.

Чтобы в кресле своём не скучать,
Полнокровье, что вздох мой покинуло,
Остаётся самой рисовать,
Фантазируя счастье и силу мне.

                                                     Ну, скажи, что ты мальчик из снов
                                                                  Автор: Ксения Краснова

Глава IV ( Фрагмент )

На другой день мальчик - негр хотя и был очень слаб, но настолько оправился после нервного потрясения, что доктор, добродушный пожилой толстяк, радостно улыбаясь своею широкою улыбкою, потрепал ласково мальчика по щеке и дал ему целую чашку бульону, наблюдая, с какой жадностью глотал он жидкость и как потом благодарно взглянул своими большими чёрными выпуклыми глазами, зрачки которых блестели среди белков.

После этого доктор захотел узнать, как мальчик очутился в океане и сколько времени он голодал, но разговор с пациентом оказался решительно невозможным, несмотря даже на выразительные пантомимы доктора.

Хотя маленький негр, по-видимому, был сильнее доктора в английском языке, но так же, как и почтенный доктор, безбожно коверкал несколько десятков английских слов, которые были в его распоряжении.

Они друг друга не понимали.

Тогда доктор послал фельдшера за юным мичманом, которого все в кают - компании звали Петенькой.

— Вы, Петенька, отлично говорите по-английски, поговорите-ка с ним, а у меня что-то не выходит! — смеясь проговорил доктор. — Да скажите ему, что дня через три я его выпущу из лазарета! — прибавил доктор.

Юный мичман, присев около койки, начал свой допрос, стараясь говорить короткие фразы тихо и раздельно, и маленький негр, видимо, понимал, если не всё, о чём спрашивал мичман, то во всяком случае кое - что, и спешил отвечать рядом слов, не заботясь об их связи, но зато подкрепляя их выразительными пантомимами.

После довольно продолжительного и трудного разговора с мальчиком - негром мичман рассказал в кают - компании более или менее верную в общих чертах историю мальчика, основанную на его ответах и мимических движениях.

Мальчик был на американском бриге «Бетси» и принадлежал капитану («большому мерзавцу», — вставил мичман), которому чистил платье, сапоги и подавал кофе с коньяком или коньяк с кофе.

Капитан звал слугу своего «боем» , и мальчик уверен, что это его имя.

Отца и матери он не знает. Капитан год тому назад купил маленького негра в Мозамбике и каждый день бил его. Бриг шёл из Сенегала в Рио с грузом негров.

Две ночи тому назад бриг сильно стукнуло другое судно (эту часть рассказа мичман основал на том, что маленький негр несколько раз проговорил: «кра, кра, кра» и затем слабо стукнул своим кулачком по стенке лазаретной каютки), и бриг пошёл ко дну…

Мальчик очутился в воде, привязался к обломку мачты и провёл на ней почти двое суток…

                                                                                                      из рассказа Константина Михайловича Станюковича - «Максимка»

Мальчик

0

33

Как ему, мальчишке, к абрикосу перебраться ?

Как ему, мальчишке, к абрикосу перебраться ? - Культурная отсылка. ))

Ох, люблю я абрикосы -
Как в варенье, так и просто!
И сухую курагу
Класть во всю еду могу.

Крупную люблю черешню.
Зреет та порою вешней.
Сладкая до помраченья!
Свежей ем я - не варенье.

Обожаю виноград.
Но не всякий, не подряд -
Только тот, что без костей.
Ну, кишмиш, сказать верней.

И чтоб чёрный, не зелёный.
Выбираю сорт я оный.
Не люблю зато изюм
(Не властитель моих дум!)
.

Ведь его кладут повсюду.
Подают к любому блюду.
Надоел за много лет.
И изыска в нём уж нет.

Привязалась я к хурме.
Пусть язык не вяжет мне!
Дыни и арбузы тоже
В ряд любимцев будут вхожи.

Но про кислу алычу
Я, конечно, промолчу.
А шелковицы так много,
Как и пыли на дорогах...

                                               Только дай! (отрывок)
                                        Автор: Татьяна Пан - Воробьёва

Часть I.  XLVII. Месса по случаю победы при Лансе ( Фрагмент )

Полнейшая свобода царила среди этой бесчисленной народной массы.

Всякие мнения высказывались открыто, и, если можно так выразиться, в народе трезвонили о бунте, а тысячи колоколов со всех церквей трезвонили о мессе.

Порядок в городе поддерживался самими горожанами.

Ничьи угрозы не мешали единодушному проявлению всеобщей ненависти и не замораживали брань на устах.

Всё же около восьми часов утра полк гвардии королевы, под командой Гито и его помощника и племянника Коменжа, с трубачами и барабанщиками впереди, стал развёртываться между Пале - Роялем и собором.

Горожане, всегда падкие до военной музыки и блестящих мундиров, спокойно смотрели на этот манёвр.

Фрике нарядился в этот день по-праздничному, и под предлогом флюса, которым он мгновенно обзавёлся, засунув за щеку бесчисленное количество вишнёвых косточек, получил от своего начальника Базена отпуск на целый день.

Сначала Базен ему отказал: он был не в духе, во-первых, от того, что Арамис уехал, не сказав ему куда, затем потому, что был вынужден прислуживать на мессе по случаю победы, которой он сам никак не мог радоваться.

Базен, как мы знаем, был фрондёр, и если бы при подобном торжестве причётник мог отлучиться, как простой мальчик из хора, то Базен, конечно, обратился бы к архиепископу с той же просьбой, с какой обратился к нему Фрике.

Итак, сначала он отказал наотрез.

Но тогда, на глазах у Базена, опухоль Фрике так выросла в объёме, что стала угрожать чести всего хора, который был бы, несомненно, опозорен таким уродством.

Базен в конце концов, хотя и ворча, уступил.

Едва выйдя из собора, Фрике выплюнул всю свою опухоль и сделал в сторону Базена один из тех жестов, которые обеспечивают за парижскими мальчишками превосходство над мальчишками всего мира.

Он, понятно, освободился и от своих обязанностей в трактире под предлогом, что ему надо прислуживать на мессе в соборе.

Итак, Фрике был свободен, и, как мы уже сказали, он нарядился в самое роскошное своё платье.

Главным украшением его особы была шапка, один из тех не поддающихся описанию колпаков, которые представляют нечто среднее между средневековым беретом и шляпой времён Людовика XIII.

Этот замечательный головной убор смастерила ему мать: по прихоти ли или за нехваткой одинаковой ткани, она мало заботилась о подборе красок; и потому это чудо шляпочного искусства XVII века было с одной стороны жёлтое с зелёным, а с другой — белое с красным.

Но Фрике, вообще любивший разнообразие в тонах, только гордился этим.

Отделавшись от Базена, Фрике бегом направился к Пале - Роялю и прибежал туда как раз в ту минуту, когда из ворот дворца выходил гвардейский полк.

Так как Фрике явился сюда для того, чтобы насладиться зрелищем и послушать музыку, то он сейчас же присоединился к музыкантам и начал маршировать рядом с ними, сначала изображая барабанный бой с помощью двух грифельных досок, затем подражая губами звукам трубы с искусством, которое не раз доставляло ему похвалу любителей подражательной музыки.

Этого развлечения хватило от заставы Сержантов до Соборной площади, и Фрике всё время испытывал истинное наслаждение.

Но когда полк пришёл на место и роты вошли в Старый город и, развернувшись, построились до самого конца улицы Святого Христофора, вблизи улицы Кокатри, где жил советник Брусель, Фрике вспомнил, что он ещё не завтракал, и задумался над тем, куда бы ему направить свои стопы для выполнения этого важного акта в программе дня.

По зрелом размышлении он решил поесть за счёт советника Бруселя.

Поэтому он пустился бегом, запыхавшись прибежал к дому советника и стал стучать в дверь.

Ему отворила его мать, старая служанка Бруселя.

— Что тебе надо, бездельник, — спросила она, — и почему ты не в соборе?

— Я был там, мамаша Наннета, — ответил Фрике, — но я видел, что там происходят вещи, о которых следовало бы предупредить господина Бруселя. И с разрешения господина Базена — вы ведь знаете господина Базена, нашего причётника? — я пришёл сюда, чтобы поговорить с господином Бруселем.

— Что же ты хочешь сказать господину Бруселю, обезьяна?

— Я хочу поговорить с ним лично.

— Этого нельзя: он работает.

— Ну, я подожду, — сказал Фрике, которого это устраивало тем лучше, что он знал, как использовать своё время.

С этими словами он быстро поднялся по ступеням крыльца, обогнав Наннету.

— Что ж тебе надо наконец от господина Бруселя? — спросила она.

— Я хочу сказать ему, — отвечал ей Фрике, крича во всю глотку, — что с той стороны идёт целый гвардейский полк. А так как все говорят, что двор настроен против господина Бруселя, то я пришёл предупредить, чтобы он был настороже.

Брусель услышал слова юного плута и, растроганный таким усердием, спустился в нижний этаж; он действительно работал у себя в кабинете, во втором этаже.

— Мой друг, — сказал он, — что нам за дело до гвардейского полка? Ты, верно, с ума сошёл, что поднял такой переполох? Разве ты не знаешь, что эти господа всегда так делают и что по пути короля всегда выстраивают рядами этот полк?

Фрике изобразил на своём лице удивление и начал мять в руках свою шапку.

— Ничего нет удивительного, что вы это знаете, господин Брусель, вам ведь известно всё, — сказал он, — но я, клянусь богом, ничего не знал и думал услужить вам. Не сердитесь на меня за это, господин Брусель.

— Напротив, мой милый, напротив, твоё усердие мне нравится. Наннета, — обратился Брусель к служанке, — достаньте-ка абрикосы, которые прислала нам госпожа де Лонгвиль из Нуази, и дайте полдюжины вашему сыну вместе с краюхой свежего хлеба.

— Ах, благодарю вас, — воскликнул Фрике, — благодарю вас! Я как раз очень люблю абрикосы.

                           из историко - приключенческого романа французского писателя Александра Дюма - «Двадцать лет спустя»

( кадр из фильма «О бедном гусаре замолвите слово» 1980 )

Мальчик

0

34

Это её мальчик.

Не помня себя, она назначила ему свидание и во всё остальное время как бы лишилась сознания: во всём теле её был лихорадочный трепет, лицо горело, в глазах было темно, грудь тяжело дышала; но и в этом состоянии она живо чувствовала присутствие милого человека: не глядя на него, она знала, был ли он в комнате, или нет; не слышавши, она слышала его голос и, как сомнамбула, кажется, чувствовала каждое его движение.

                                                                                                                                                  -- Писемский А. Ф.  Роман «Боярщина» (Цитата)

Маги,
         сомнамбулы

и посвящённые
вступили в сезон своих горестей:

Весна! а на её фоне
         блекнут пустоты,

           
истончаясь до сострадания.
Нега, нежность, любовь...  и так далее,
                с причитаниями

и восклицаниями,
        перемещаются
                с периферии сознания

               
в сезон восхищений на фоне
                новой, сегодняшней,               
весны.

                                                         истончаясь до сострадания
                                                                    Автор: Тома Мин

( кадр из фильма «Сомнамбула» 2012 )

Мальчик

0

35

Её пай - мальчик

  Teacher said, “You don’t obey.
      You fidget and twidget
              And won’t sit down.

                                     Shel Silverstein. OBEDIENT… (*)

Учительница пения
Щебечет мне: “Дружок,
Сорвал урок ты, в потолок -
Плевал, ступай-ка в уголок
И стой - до исправления”.
Звонок звенит, певичка
Вспорхнула ранней птичкой
И класс закрыла на замок.
Стою, жую куличик.
А дело - в Пятницу, два дня
В углу, две ночи маюсь я,
А в Понедельник - Первомай,
Каникулы, друзья!
Июль - кукую - Август -
Я носом к стенке, вот -     
Сентябрь… в учебный новый год
Закрыли школу на ремонт,
А на ремонт - забили
И про меня забыли…
Стою я сорок лет в углу -
Пыль, паутина на ушах,
Я жду, быть может, разрешат
Мне пропустить стаканчик,
Я стал давно пай - мальчик.

                                           Пай - мальчик (Шел Силверстейн)
                                                     Автор: Косиченко Бр
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(*) Shel Silverstein. OBEDIENT…  - Учитель сказал: “Ты не слушаешься. Ты ёрзаешь и вертишься на месте И не хочет садиться. Шел Сильверстайн. послушный…
Шел Силверстайн (англ. Shel Silverstein) — американский поэт, музыкант, карикатурист, сценарист, автор песен и детских книг. Читателям больше известен под псевдонимом «Дядюшка Шелби».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я не вождь и не хотел бы быть вождём.

Повелевать и подчиняться – это, в сущности, одно и то же.

Самый полновластный человек всегда повелевает именем другого – канонизированного захребетника, своего отца, и служит проводником абстрактной воли, ему навязанной.

Я отродясь не отдавал приказаний, разве чтобы посмешить себя и окружающих.

Язва властолюбия меня не разъедает, немудрено – меня не научили послушанию.

Слушаться – но кого?

Мне показывают юную великаншу и говорят, что это моя мать.

Сам я склонен считать её скорее старшей сестрой.

Мне совершенно ясно, что эта девственница, проживающая под надзором, в полном подчинении у всей семьи, призвана служить моей особе.

Я люблю Анн - Мари, но как мне её уважать, когда никто её в грош не ставит?

У нас три комнаты: кабинет деда, спальня бабушки и «детская».

«Дети» – это мы с матерью: оба несовершеннолетние, оба иждивенцы.

Но все привилегии принадлежат мне. В мою комнату поставили девичью кровать.

Девушка спит одна, пробуждение её целомудренно: я ещё не открыл глаза, а она уже мчится в ванную комнату принять душ; возвращается она совершенно одетая – как ей было меня родить?

Она поверяет мне свои горести, я сострадательно выслушиваю; со временем я на ней женюсь и возьму под свою опеку.

Моё слово нерушимо: я не дам её в обиду, пущу в ход ради неё всё своё юное влияние.

Но неужто я стану её слушаться?

По доброте душевной я снисхожу к её мольбам. Впрочем, она никогда ничего от меня не требует.

Словами, обронёнными как бы невзначай, набрасывает она картину моих будущих деяний, осыпая меня похвалами за то, что я соблаговолю их совершить:

«Ненаглядный мой будет умницей, пай - мальчиком, он даст своей маме пустить себе капли в нос», – и я попадаюсь на удочку этих разнеживающих пророчеств.

                                        -- из автобиографической повести французского писателя и философа Жана - Поля Сартра - «Слова»

( кадр из фильма «Курьер» 1986 )

Короткие зарисовки

0

36

В ожидании времён

Среди бесчисленных светил
Я вольно выбрал мир наш строгий
И в этом мире полюбил
Одни весёлые дороги.

Когда тревога и тоска
Мне тайно в душу проберётся,
Я вглядываюсь в облака,
Пока душа не улыбнётся.

И если мне порою сон
О милой родине приснится,
Я так безмерно удивлён,
Что сердце начинает биться.

Ведь это было так давно
И где-то там, за небесами.
Куда мне плыть — не всё ль равно,
И под какими парусами?

                                                           Среди бесчисленных светил
                                                               Автор: Николай Гумилёв

Глава 1. «Ноль талантов!» ( Фрагмент )

Солнце пробивалось сквозь красные шторы.

На доске ровным почерком педагога были выведены астрономические графики и формулы.

Несколько учителей стояли так же у доски, с укором глядя на провинившегося Пушкина.

Даже портреты со стен, кажется, смотрели с укором.

Пилецкий любил и умел устраивать публичные наказания и в данную минуту наслаждался своим положением:

– Какой стыд! Его величество строжайше запретил дуэли! Но для Александра Пушкина слово императора ничего не значит! Allez, expliquez - nous votre sauvagerie! / Объясните на свою дикость (фр.) /
– Прошу, определите меня в карцер. Смогу, наконец, дочитать там Данте, – встал из-за стола обвиняемый.

Раздался смех лицеистов, что только ещё больше разозлило надзирателя. Он резко повернулся к учителям и воскликнул:

– Et voila! Je рейх mem pas le punir! / Вот! Я даже наказать его не могу! (фр.). / Запретили розги – вот и получайте! Ужасный характер, последний почти по всем предметам! Ноль талантов!!! Раз вы все не способны, я возьмусь за него!

В доказательство своих слов Пилецкий схватил со стола указку и крепко сжал в руках. Ученики с опаской уставились на неё.

Им на помощь, как всегда, пришёл Куницын – любимый учитель большинства лицеистов, добрейший человек, преподаватель политических наук.

Он заговорил мягко и вкрадчиво:

– Мартын Степанович, mon cher /мой дорогой  (фр.) /, я не хочу умалять проступка Александра. Mais il est extremement done! / Но он невероятно одарён! (фр.). / Вы сегодня на экзамене услышите его поэзию. Она удивительная.

Пилецкий криво усмехнулся, взял со стола маленькую чёрную книжку, и с видом победителя стал читать:

– За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно —
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно.

В классе грянул смех. Куницын тоже не смог сдержать улыбки.

А вот самому Кюхле было не до смеха, крайне возмущённый, он пытался перекрыть общий гогот: «Почему кюхельбекерно? При чём тут я?!»

– Как вы посмели читать мои личные записи?! – в ярости закричал Пушкин.
– Mon cher, Александр бережёт лучшее для нашего почётного гостя. Верно? – снова вступился Куницын.

– Выступать перед Державиным, великим поэтом? Не многовато ли чести?.. – оскалился Пилецкий.
– Что вы знаете о чести, Пилецкий? – не унимался Пушкин.

– Monsieur / Господин (фр.) /, я предлагаю вам вновь обратиться ко мне как подобает…
– А как подобает?.. Месье Надзиратель?..

– Что за наглость?!
– Вам ли говорить о наглости? Тому, кто посмел совать нос в мои личные тетради? Рассказываете нам о свободе, и тут же следите за каждым шагом…

– Если вы сейчас же не замолчите, я отстраню вас от экзамена!
– Конечно! Лучше заставить молчать того, кто говорит правду. Ничего, наступит и моё время…

– Пушкин! – прикрикнул Пилецкий. – Не берите на себя слишком много! Я вижу вас насквозь: хам, лентяй, задира, бездарность! Ваша стихия – драки и дуэли! Ваше время? Помилуйте! Да с такими талантами, каку вас, можно оказаться только за решёткой! Мой вам совет: уймите свой нрав и слушайтесь тех, кто мудрее!
– Не вас ли? Благодарю! Откажусь! Вряд ли вы сможете научить чему-то дельному!

А вот это было уже явным перебором.

За дерзость в общении со старшими Пилецкий отстранил Пушкина от участия в экзамене по словесности.

Казалось бы, велика беда! Кому нужны эти экзамены и контрольные? Одни только переживания!

Но нет. Все совсем не так. Не в лицее!

Это был переводной экзамен в окончательный класс, к тому же открытый, публичный. На него были приглашены известные педагоги из Петербурга!

Пушкин специально к этому дню написал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», чтоб прочитать его на зачёте по российской словесности.

Именно там должен был присутствовать великий Державин.

Можно сказать, кумир Пушкина и всех молодых людей, считающих себя поэтами.

Сам Пушкин мечтал об этой встрече с того момента, как начал писать.

Прочитать свои стихи перед Державиным – что может быть грандиознее?

Что может быть важнее для начинающего поэта? Ни-че-го.

И вот его отстранили.

Лучше розги! Карцер. Отчисление из лицея, в конце концов. Только не отстранение!

Но может ли рядовой ученик, а для некоторых ещё и первый разгильдяй лицея, что-то сделать кроме как смириться со своей незавидной участью?

Рядовой – нет, а вот он смиряться не намерен! Не выйдет у них ничего. Не в этот раз. Не таков Александр Пушкин!

Он знал, что учителя его поддержат, как минимум тот же Куницын.

Главное – выступить, а там будь что будет!

Поэтому, когда начался экзамен, Пушкин пробрался в зал и замер в ожидании своего часа.

В центре зала, за длинным столом, вместе с другими экзаменаторами сидел Державин, в мундире и плисовых сапогах.

Он был очень стар и экзамен этот его давно утомил.

Он сидел, подперев голову рукой. Лицо его было бессмысленно, глаза мутные.

Всё в точности, как на портрете, где он был представлен в колпаке и халате.

Так он сидел и дремал до тех пор, пока не начался экзамен по русской словесности.

Тут он оживился, глаза заблестели. Он весь преобразился.

Лицеисты читали его стихи, разбирали их и в один голос хвалили.

Он слушал с удовольствием, внимательно и с необыкновенной для таких почтенных лет живостью.

Наконец пришло время Пушкина. Всё было заранее оговорено, поэтому он знал, когда вступить.

И вот, на глазах удивлённого Пилецкого, Пушкин встал и громко начала читать заготовленное стихотворение.

Сердце бешено билось, голос звенел в тишине аудитории:

Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывёт в сребристых облаках…

Не помня себя от волнения, Пушкин закончил стихотворение. Аудитория замерла. Ни звука. Ни шороха.

Наконец Державин встал. В глазах его, недавно так сладко дремавших, блестели слёзы.

Он мягко улыбнулся Пушкину и несколько раз хлопнул в ладоши. Это подхватили другие учителя.

Пушкин, совсем юный, взволнованный, нервный, не веря своему счастью, стоял в середине класса и принимал первые овации.

От самого Державина.

                                                         — Ольга Тиханова. Новеллизация кинопроекта «Пророк. История Александра Пушкина»

Мальчик

0

37

На чёрных волнах океана (©)

Тёмный мрачный коридор
Гаснет тусклый свет
Призрак входит словно вор
В школьный кабинет...

Капли крови на лице
За окном луна
И в запутанном конце
Всем она нужна...

Эта школа навсегда
Без вести сгорит
А под ней бежит вода,
Мёртвый шум бежит...

                                     Гаснет тусклый свет
                                       Автор: Май Макларен

– К Беранже! – воскликнул вслед ему Данзас и поспешил догонять.

Ночь обещала бурное продолжение!

Но у выхода из салона компания резко остановилась.

Слегка покачиваясь под воздействием шампанского, друзья таращились вперёд. Пушкин моргал, пытаясь сфокусировать взгляд.

На улице у самого выхода стоял арестантский экипаж, а возле него человек в чёрном.

Явно ждал их.

Тот самый человек, которого Данзас частенько замечал около распоясавшегося Пушкина и пытался убедить себя, что это галлюцинация.

Нет, не галлюцинация. Стоит довольно уверенно, реальный человек из плоти и крови, с резким голосом:

– Господин Пушкин, вы арестованы.

Аааа! Так всё - таки галлюцинация! Тьфу - ты! Друзья начали громко хохотать – какой ещё арест?! Пушкина?! За что?!

– Вас Кюхля подослал? – рыдая от смеха выдавил из себя Данзас и отвесил театральный поклон. – Передайте ему – преклоняемся!

Но в следующую секунду два жандарма, уверенно чеканя шаг, подошли к Пушкину, взяли его под руки и направились в экипаж.

Смех утих, друзья расступились. Стало приходить осознание того, что это всё же не розыгрыш.

По спине Данзаса пробежал холодок. Пущин в ужасе не сводил глаз с Александра.

Жандармы твёрдо и уверенно вели Пушкина к двери. Он в недоумении озирался по сторонам:

– Я цилиндр забыл!

Его слова повисли в воздухе.

Только руки жандармов ещё крепче впились в локти и резко подтолкнули в экипаж.

Раз – и Пушкин уже внутри.

Два – и дверь с решётками на окнах перед ним закрылась.

Три – он уже едет по тёмным, мрачным улицам совсем недавно такого радушного, заполненного куражом Петербурга.

Словно в другой город попал. Промозглый. Сырой. Серый.

Сколько они ехали? Он слышал только стук в висках и совсем не ощущал хода минут.

Экипаж остановился. Руки жандармов снова подхватили его и проводили к двери какого-то здания.

Оно выступило из темноты как мрачный корабль из чёрных волн океана, со скрипом отворяя свою ржавую дверь.

Его вели по коридору. Низкий потолок. Узкий проход.

Стены давили с обеих сторон, казалось, ещё немного и они просто раздавят его.

Сквозь глухой и ровный стук шагов несколько раз прорывался звон цепей.

Или это показалось? В самом деле, почему же сразу цепи? Ну, здание. Ну, коридор. Мало ли чем он может оказаться…

Стены вдруг расступились и по одной стороне пошли окошки с решётками, а за ними – люди. Узники. Другого быть не может.

Такой отрешённый взгляд и серый цвет лица ни с чем не спутаешь.

Они бывают только у тех, кто не один день провел в подземелье и потерял надежду на свет.

Потом снова стены и звуки цепей вдалеке. Но теперь он уже точно знал, что ему не показалось.

Наконец они остановились перед дверью с табличкой «БЕНКЕНДОРФ».

Пушкин, видимо предчувствуя что-то, сразу запомнил эту фамилию.

Дверь за ним закрылась.

Он оказался посреди тесного и душного кабинета, в центре которого за столом сидел его хозяин.

Стол был завален бумагами, сам Бенкендорф что-то писал, потом поднял взгляд на вошедшего и тут же снова погрузился в документы.

Тишина. Такая, что слышен скрип пера, и скрип этот почему-то заставлял вспомнить звук цепей из коридора.

Пушкин переминался с ноги на ногу.

Время тянется. Перо скрипит. Нервы сдают. Наконец он не выдержал:

– Да… я думал, что пользуюсь популярностью только среди женщин.

В настораживающей тишине кабинета его голос прозвучал неожиданно. Но Бенкендорф по-прежнему не реагировал.

– Ну, мы же сняли этого карлика со столба… мы дали ему десять рублей, – продолжал Пушкин.

В ответ всё тот же скрип пера.

– Шутки в сторону! Я верну Трубецкой её кошек. Могу идти?

Снова скрип пера. Что ж, видимо, и правда время шуток закончилось.

– Ну, хорошо. Ладно, я всё понимаю. Это из-за «обломков самовластья» и портрета Лувеля… Но весело же было…

Перо замерло. Бенкендорф поднял глаза на Пушкина:

– Весело? Тогда, я полагаю, вы и в Сибири не заскучаете.

Пушкин онемел.

Вот к чему были все эти звуки цепей и скрип пера.

В ужасе он пытался выдавить хоть какой-то ответ, хоть слово в своё оправдание, да хотя бы просто осознать происходящее, но бесполезно.

Его. Хотят. Сослать. В Сибирь.

Нет, никак не укладывается в голове.

Просто набор слов какой-то, не имеющий к нему никакого отношения.

Он же не преступник. Ведь не может такого быть, чтоб его – в Сибирь. Сослать. Хотят.

Бесконечно тягучие секунды, а в голове по-прежнему протест, какой-то гул, гам, шум, гром. Или это уже не в голове?

                                                       — Ольга Тиханова. Новеллизация кинопроекта «Пророк. История Александра Пушкина»

Мальчик

0

38

В присутствие служебных Муз

В присутствие служебных Муз - Игра понятиями. «Присутствие» — «выполнение служебных обязанностей в казённом учреждении» (устаревшее).

Порой тошнит от реализма —
Чернуха смачно ест мозги.
Вновь гаснет пламя оптимизма.
Душа кричит: не жди, беги!

Куда сбежать? На дальний остров,
На Марс, быть может на Луну!
Вдыхая чуть пьянящий воздух,
Спешу в чудесную страну.

Я снова дома, в Зазеркалье,
Здесь Муза шепчет рифмы мне.
Вся речь её звучит сакрально,
Мы вместе на одной волне.

Рядком теснятся детки - строчки,
Мир душный, где-то за бортом.
Я неохотно ставлю точки,
Мечта остаться тут жильцом.

О Муза, верная подруга,
Прошу, не закрывай дверей.
Стихи — есть сладостная мука,
Разбавят сырость нудных дней.

Приятен сон и дым иллюзий,
Они мне правда по душе.
Звон поэтических контузий,
Прогонит черноту клише.

                                              Порой тошнит от реализма
                                                     Автор: Юрий Заремский

Губернатор Воронцов относился к Пушкину с нескрываемым высокомерием, говорил «не больше четырёх слов в неделю», как сам же писал своим друзьям.

И при каждом удобном случае давал понять, что не является поклонником творчества поэта, да и поэтом-то серьёзным его не считает:

«Нельзя быть истинным поэтом, не работая постоянно для расширения своих познаний, а их у вас недостаточно».

Расширение познаний своего подопечного он, судя по всему, считал своей личной задачей.

Дошло до совсем уж обидного.

Воронцов поручил Пушкину ехать в экспедицию по проблеме саранчи. Саранчи!

Разузнать и зафиксировать причины гибели урожая (хотя и без того было понятно, что сгубила его та самая саранча) и как происходило нашествие вредных насекомых.

Вот что это, если не злейшая ирония над поэтом и унижение честолюбивого дворянина?

Другой причины в этой командировке Пушкин не увидел.

Деваться, однако, было некуда. Поэт выполнил задание и даже отчитался перед графом, предоставив такой вот рапорт:

Саранча

23 мая – Летела, летела,
24 мая – И села;
25 мая – Сидела, сидела,
26 мая – Всё съела,
27 мая – И вновь улетела.

Как и ожидалось, Воронцов был взбешён.

Тряс бумагами перед лицом Пушкина, краснея и срываясь на крик:

– Это шутка?! Саранча прилетела, села, всё съела и снова улетела!
– Записал почти дословно… – отбивался Пушкин.

Губернатор глубоко вздохнул и зажмурил глаза.

Потом продолжил довольно резко, но уже без крика и нервов.

– Напомните-ка, Пушкин, есть ли у вас состояние?
– Увы, не дал Господь!
– Зато долгов аж за воротник насыпал. Верно? Говорят, ваше благородие извозчики уж и возить отказываются?

Попал в точку, по самому больному.

В комнате вдруг стало ещё жарче, чем было, Пушкин раскрыл веер, по счастью оказавшийся в кармане, и стал им обмахиваться.

– Три года по южным губерниям ездите, – продолжал свою отповедь губернатор, – везде с вами носятся как с писаной торбой за стишки ваши! Велика птица! Но мне здесь поэты не нужны! Уясните себе это!

В подтверждение своих слов он подошёл к Пушкину и вырвал у него из рук веер.

– Не будете работать, вмиг лишу жалования. Чтобы к вечеру был готов отчёт!

Если день не задался с самого утра, то уж во всём.

Сначала эта изнуряющая жара, палящее солнце, ни намёка на облака или прохладный ветер.

Пылища, духотища!

Полдня потратил на рапорт, получил очередной выговор и теперь вместо того, чтоб спокойно направиться домой, придётся заново переписывать эту муть.

Он вышел из здания, хмуро оглянулся по сторонам и свистнул, подзывая извозчика.

Один как раз ехал неподалёку. Но вместо того, чтоб остановиться, пролетел мимо:

– Заплатишь когда, ваше благородие? – послышалось над самым ухом.

Извозчик промчался мимо, едва не сбив с ног поэта - должника.

Он едва удержался, а вот бумаги все попадали. Не задался день, точно не задался.

Раздосадованный коллежский секретарь Пушкин, чертыхаясь, собирал бумаги с земли.

                                                                 — Ольга Тиханова. Новеллизация кинопроекта «Пророк. История Александра Пушкина»

Мальчик

0

39

В категории "Ценные специалисты"

Он зашёл в салон, кряхтя и шатаясь, неуклюже ковыляя левой ногой. Я сразу по походке узнал своего дядю Колю и помог ему дойти до сидения и сесть. Дядя Коля был несказанно рад мне и тому, что он успел сесть в автобус, так как почти замёрз на улице в такую стужу. То, что он сильно замёрз, я сразу почувствовал, он был таким холодным, что так и не потеплел за всё время поездки. (©)

У нас в депо локомотивном
                электрик Виктор Белобрагин есть,
Работу с ним считаем коллективно
                за высоко оказанную честь.
Гордимся мы,что рядом с нами
                находится такой специалист
Хотя при этом знаем сами,
                что он самовлюблённый эгоист.
В работе знает толк,то ценим,
             как бригадир всегда навстречу я иду,
А если будут говорить о лени,
                то не всегда спит Виктор на ходу.
Вы посмотрите в трудовую книжку
                и не поверите своим глазам,
Прошёл большую школу жизни, даже слишком
                и волею судьбы заброшен к нам.
Его работать в кремль приглашали,
                он отказался, не пошёл,
Его халатом белым там прельщали,
                железную дорогу предпочёл.
Да, он лентяй,каких немало
                и любит вкусно, хорошо поесть,
Таких работать не заставишь малых,
                пока в кармане деньги есть.
Но если все откинуть недостатки
                и только все достоинства сложить,
Нужно держать подобных кадров мёртвой хваткой,
                как головою ими дорожить!

                                                                                         Ценный специалист. 1977 г
                                                                                       Автор: Константин Корешков

Весёлая вечеринка. ( Фрагмент )

– И как ему всю рожу разделали, – с плохо скрытой материнской гордостью говорит Агафья. – Это уж никто, как солдат. Я сразу солдатову руку узнала. Губища – во! Прямо до полу свисла. Под глазом сивоподтёк!
– Поди, по Таньке-то реветь будет, – не без злорадства вставляет торговка, Агафья иронически фыркает:
– Очень нужно! Важное кушанье Танька-то ваша! Персона! Только и умеет, что господские тарелки лизать. Мой парень захочет жениться, так лучше найдёт. Эдакий парень – ягода наливная!

V

За дверью, со стороны хозяйских комнат, послышался треск и какое-то глухое рычанье.

– Это у вас что же? – любопытствует торговка.
– Это барин чудит, – спокойно объясняет Агафья. – Верно, вчера у лесничего в карты проигрался. Он всегда так, как проиграется. Потому перед барыней ему стыдно, вот он и оказывает себя.

Рычание приблизилось, сделалось похожим на хриплый лай.

Наконец дверь распахнулась, и на пороге показалась озверелая, всклоченная фигура хозяина дома.

– Послать ко мне Ваньку - дармоеда, – залаял он, – я ему покажу, как лошадь без овса оставлять!

Тррах – дверь захлопнулась, и вскочившая Агафья лопочет в пустое пространство:

– Ванюшка хворый лежит!.. Точно так-с! Он за водой ушедши!.. Точно так-с! Сейчас его кликну.

Ванюшка испуганно натягивает сапоги, не попадая в них ногами.

– Господи! – ахает торговка. – Личико-то! Личико-то. Харю-то евонную посмотри!

Ванюшка ринулся во двор.

– Ишь, каким козырем, – ворчала вслед ему Агафья. – На мать и не взглянул. Другой бы земляной поклон сделал. Простите, мол, маменька, что вы меня свиньей на свет родили.

Дверь с треском отворилась, и Ванюшка неестественно скоро вбежал в кухню.

Он растерянно оглядывался запухшими глазами и растирал рукой затылок.

– Хым! Хым, – хмыкал он, – на старые-то дрожжи! Очень мне нужно твоё место. Я местов сколько угодно найду. Не дорожусь.
– Мати Пресвятая Богородица! – заголосила Агафья. – Прогнал его барин, пьяницу, лежебоку - дармоедину! Куда ж я с ним теперь… За что же он тебя выгнал-то?
– Да, грит, зачем по балам шляюсь и зачем морду изувечил. На козлы, грит, страм посадить, – гнусит Ванюшка, тупо смотря в землю.

Торговка радостно волнуется и суетится, как репортёр на пожаре.

– Так зачем же ты дал эдак себя наколотить? – допытывается она. – Нешто можно столько человек на одного? Али уж очень выпивши был на вечеринке-то?

                                                                                                                                                          Весёлая вечеринка (отрывок)
                                                                                                                                                                Автор: Н. А. Тэффи

Мальчик

0

40

В отвлечённости метафизических откровений

философия обнимает разум пристрастно,
невыразимо прекрасно!
но, может быть, это напрасно?
но, может, она безучастна?
быть может, она отстраненна?
маняща, но неопределённа?
иль хуже - совсем бесполезна
и приторно - пресна?
ответ на поверхности, но увидеть непросто:
там в отражении глаз - звёзды,
там в волнении всплеском вода
сбивает настройки ума..
.

                                                                          философия обнимает разум
                                                                                 Автор: Вероника Буг

Глава XXVII Начало дружбы ( Фрагмент)

В метафизических рассуждениях, которые бывали одним из главных предметов наших разговоров, я любил ту минуту, когда мысли быстрее и быстрее следуют одна за другой и, становясь всё более и более отвлечёнными, доходят, наконец, до такой степени туманности, что не видишь возможности выразить их и, полагая сказать то, что думаешь, говоришь совсем другое.

Я любил эту минуту, когда, возносясь всё выше и выше в области мысли, вдруг постигаешь всю необъятность её и сознаёшь невозможность идти далее.

Как-то раз, во время масленицы, Нехлюдов был так занят разными удовольствиями, что хотя несколько раз на день заезжал к нам, но ни разу не поговорил со мной, и меня это так оскорбило, что снова он мне показался гордым и неприятным человеком.

Я ждал только случая, чтобы показать ему, что нисколько не дорожу его обществом и не имею к нему никакой особенной привязанности.

В первый раз, как он после масленицы снова хотел разговориться со мной, я сказал, что мне нужно готовить уроки, и ушёл на верх; но через четверть часа кто-то отворил дверь в классную, и Нехлюдов подошёл ко мне.

— Я вам мешаю? — сказал он.
— Нет, — отвечал я, несмотря на то, что хотел сказать, что у меня действительно есть дело.
— Так отчего же вы ушли от Володи? Ведь мы давно с вами не рассуждали. А уж я так привык, что мне как будто чего-то недостаёт.

Досада моя прошла в одну минуту, и Дмитрий снова стал в моих глазах тем же добрым и милым человеком.

— Вы, верно, знаете, отчего я ушёл? — сказал я.
— Может быть, — отвечал он, усаживаясь подле меня, — но ежели я и догадываюсь, то не могу сказать отчего, а вы так можете, — сказал он.

— Я и скажу: я ушёл потому, что был сердит на вас... не сердит, а мне досадно было. Просто: я всегда боюсь, что вы презираете меня за то, что я ещё очень молод.
— Знаете, отчего мы так сошлись с вами, — сказал он, добродушным и умным взглядом отвечая на моё признание, — отчего я вас люблю больше, чем людей, с которыми больше знаком и с которыми у меня больше общего? Я сейчас решил это. У вас есть удивительное, редкое качество — откровенность.

— Да, я всегда говорю именно те вещи, в которых мне стыдно признаться, — подтвердил я, — но только тем, в ком я уверен.
— Да, но чтобы быть уверенным в человеке, надо быть с ним совершенно дружным, а мы с вами не дружны еще, Nicolas; помните, мы говорили о дружбе: чтобы быть истинными друзьями, нужно быть уверенным друг в друге.

— Быть уверенным в том, что ту вещь, которую я скажу вам, уже вы никому не скажете, — сказал я, — А ведь самые важные, интересные мысли именно те, которые мы ни за что не скажем друг другу.

— И какие гадкие мысли! такие подлые мысли, что ежели бы мы знали, что должны признаваться в них, они никогда не смели бы заходить к нам в голову. Знаете, какая пришла мне мысль, Nicolas, — прибавил он, вставая со стула и с улыбкой потирая руки.

— Сделаемте это, и вы увидите, как это будет полезно для нас обоих: дадим себе слово признаваться во всём друг другу. Мы будем знать друг друга, и нам не будет совестно; а для того чтобы не бояться посторонних, дадим себе слово никогда ни с кем и ничего не говорить друг о друге. Сделаем это.

— Давайте, — сказал я.

И мы действительно сделали это. Что вышло из этого, я расскажу после.

                                                                                  -- из псевдоавтобиографической повести Льва Николаевича Толстого - «Отрочество»

Мальчик

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Свободное общение » Мальчик