И Заинька во всём этом ужасе
И не случайно герои путаются в улицах Ленина ( © )
Только заинька
Был паинька:
Не мяукал
И не хрюкал —
Под капустою лежал,
По-заячьи лопотал
И зверюшек неразумных
Уговаривал:
«Кому велено чирикать —
Не мурлыкайте!
Кому велено мурлыкать —
Не чирикайте!
Путаница (отрывок)
Автор: Корней Чуковский
"Не отрекаются любя" - Юлия Юняева (песня из к/ф "Ирония судьбы или с лёгким паром")
(*) Песня "Не отрекаются любя" не звучит в фильме "Ирония судьбы или с лёгким паром" (ОЛЛИ)
Ирония судьбы - фильм о смерти ? (Фрагмент)
Трансформация и Смерть
В бане происходит традиционная для комедии положений подмена героя, Женю отправляют в Ленинград.
Немало эзотериков считают Санкт - Петербург (Ленинград) «городом смерти».
После блокады в Великую Отечественную войну даже Ленинград и есть город смерти.
Город, названный в честь человека, чьё тело до сих пор лежит в Мавзолее в Москве, то есть, не умерло (терафим), также с полным правом можно назвать городом смерти.
И не случайно герои путаются в улицах Ленина.
Учитывая осведомлённость Петра Первого в масонских тайнах, а также символистику смерти, которой полон город, примем это как рабочую версию.
В таком случае, героиня Барбары Брыльской – сама Смерть. Нонсенс?
Вполне возможно, что версия надуманна.
Но обратите внимание на великолепные песни, которые, тем не менее, грустные.
Даже слишком для новогодней картины.
Например, «Я спросил у ясеня…»
Ясень – дерево непростое, некоторые авторы считают, что именно ясень соединяет царство живых и мёртвых.
«Была тебе любимая – стала мне жена». Тоже интересная строчка.
Больше похожа на плач героя из царства Аида, чем на размышления живого персонажа.
Не менее занимательны партии героини Брыльской - Надежды.
Например, о зеркале. В новогоднюю ночь многие пытаются гадать на зеркале.
Но, если героиня Брыльской – сама Смерть, суть песни совсем другом:
Смерть смотрит в зеркало (в наш мир, в мир живых), отпуская жертву «на все четыре стороны».
Следовательно, время герою умирать ещё не пришло, и Смерть ничего не может с этим поделать, хотя имеются и вОроны, и, повторюсь, море - корабли.
Обратите внимание, что имя героини – Надежда.
Если это Смерть, следовательно, герой, сбежав от тягот жизни (или от тяжких мыслей), рвётся покончить жизнь самоубийством.
Иначе откуда бы взялись вороны, корабли и прочая символика в песне о зеркале?
«Мне кажется, что вы больны не мной…» не менее заунывна.
Смерть – Надежда
Песня «На Тихорецкую» буквально напичкана потусторонними символами: поезд (переезд), Тихорецкая (покой, река Лета), матрос (Харон?), «платочки белые – глаза ПЕЧАЛЬНЫЕ».
Белое – печальное, также символы смерти - трансформации.
Далее сюжет развивается по схеме «но как вы спелись!» а древнегреческий подтекст недвусмысленно указывает и герой с именем Ипполит.
Если домыслить, что Ипполит – символ коня чёрного, смерть от тоски, картина сама по себе похожа на ритуальную.
Особенно после того, как в финале мама Лукашина видит его и новую возлюбленную, замечает, как они похожи.
Милая, смешная и наивная, отлично разыгранная история исчезает.
На самом деле, фильм о тяжкой безысходности интеллигента, ввергнутого в глубочайшую депрессию Системой.
Он сначала ищет утешения в любви, в работе, затем в друзьях, в бане, в тихих семейных или телесных радостях.
Он бы и хотел уйти от тоски, но – не может. До такой степени, что выбирает Смерть, стремится к ней.
И – не получает желаемого. Точнее, получает, но не совсем.
Перед нами трагедия умного и хорошего человека, который не вписывается в Систему со своим творчеством и не может «как все».
Это не жизнь. Доведя комедию положений до абсурда, Рязанов довёл до абсурда и тренд Системы на унификацию всего и вся.
Случайность подтекста
Несомненно, Эльдар Рязанов не задумывал фильм именно так. Мешанина символов и мотивов говорит в пользу этой версии.
Но, видимо, тяжкие переживания режиссёра не могли не отобразиться в картине.
Возможно, позже режиссер осознал, почувствовал, ЧТО именно снял, поэтому не пришёл в восторг от идеи снять сиквел.
Ирония судьбы - фильм о смерти? (отрывок)
Автор: Лилия Брудницкая
( кадр из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» 1975 )
