Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»


Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»

Сообщений 1 страница 10 из 13

1

Шаманы будущего не плачут

Мы решили ввести на нашем канале новую рубрику, посвященную криминальным и сумрачным короткометражным фильмам. Наш рассказ мы начнем с ленты «Шаман» (2015). Однако прежде, чем приступить к повествованию об этом мини-фильме, мы скажем несколько слов, зачем собственно нужна «свежая графа».

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из фильма «Шаман» (2015)

У нас на канале обычно три типа материалов: посвященные актерам, посвященные конкретному кино, посвященные некому явлению, отраженному в кинофильмах или сериалах. Однако короткометражные фильмы стоят несколько особняком в кинематографе. Ибо они есть самое непосредственное выражение знаменитой максимы: краткость - сестра таланта.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из фильма «Шаман» (2015)

При просмотре вы сразу же видите, есть талант у создателя фильма или нет. Тут сложно обмануть. К сожалению, отечественный опыт создания криминально-сумрачных короткометражных фильмов нельзя назвать слишком удачным. Обычно это нечто вроде сваленных в одну кучу кино-набросков, а потому подобное явление мы назвали скетч-фильмом. Можно вспомнить в высшей мере печальное явление – «Кое-что задаром» (2020). А в качестве положительного момента упомянуть «Дедлайн» (2004) Павла Руминова.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из фильма «Шаман» (2015)

Итак, мы начинаем наше повествование с мини-ленты 2015 года «Шаман». Она примечательна хотя бы потому, что в ней однозначно «читается» воздействие современной российской культуры. Хотя «Шаман» был снят австрийским режиссером Марок Калантари и на японские средства. Опять же слово «шаман» имеет российское происхождение. Это вариация эвенкийского слова.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из фильма «Шаман» (2015)

В фильме показана новая «ипостась» шаманов, которые изначально были врачевателями лишь по причине возможности «странствий между мирами». На сей раз они показаны как метафизические воители. В данном случае грешно не вспомнить «всем выйти из сумрака» из «Ночного дозора» (2004). Уходя за грань реальности, шаманы могут уничтожить «души вещей».

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из фильма «Шаман» (2015)

В данном случае мы имеем дело с вариацией знаменитой конструкции философа Платона, что любая вещь есть отражение «небесной идеи». В данном случае это построение приправлено отдельным положениями «анимизма» и предполагается, что душа есть у любой вещи, даже формально не относимой к «живому миру».

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из фильма «Шаман» (2015)

Например, у боевого колоса (привет S.N.A.F.F. Виктора Пелевина), который занимает позиции в ходе ожесточенных боев, ведущихся в мире будущего. Привычным оружием это страшное сооружение не уничтожить. А потому призывается шаман. Он должен уйти за грань реальности и уничтожить «душу» воинственной машины, дабы тем самым изменить действительность . Как говаривал Луи-Фердинанд Селин: «Путешествие на край ночи». К слову сказать, заголовок - это цитата из фильма.

НУАР-NOIR (с)

0

2

«Вождь краснокожих» с косичкам дочки Аддамсов

Мы продолжаем рассказ о примечательных криминальных короткометражках. В нашем сюжете - мини-фильм «Ужасная Пенни» (2013). Проект в высшей мере интересный, так как он объединил в себе две культурные метафоры. Во-первых, сюжетную линию рассказа О Генри «Вождь краснокожих». Во-вторых, знаковую английскую фразу «Penny Dradful»

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из фильма «Ужасная Пенни» (2013)

«Вождя краснокожих» экранизировали великое количество раз. Только в отечественном культурном пространстве он представлен новеллой из фильма Гайдая «Деловые люди» (1962), пародийным мультфильмом «Чертёнок с рыжим хвостом» (1982). А также отдельными телевизионными проектами, например, эпизодами анимационного сериала «Маша и Медведь» и шоу «Маски».

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Афиша фильма «Ужасная Пенни» (2013)

При этом главный персонаж - непослушный мальчишка дал начала плеяде «ужасных детей». Можно вспомнить фильмы «Один дома», «Несносный Деннис», «Трудный ребенок». К их числу также можно отнести Вензди Аддамс, образ которой принес известность Кристине Риччи. И здесь мы переходим ко второй метафоре.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из фильма «Ужасная Пенни» (2013)

Penny Dradful означает и ужасная Пенни (сокращенное от Пенелопы), и нечто весьма неприятное, случившееся «на пустом месте». Тут можно вспомнить знаковый мистический сериал «Ужасы по дешевке» («Страшные сказки»). В случае с рассматриваемой нами короткометражкой режиссер Шейн Эткинсон решил объединить все смысловые пласты.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из фильма «Ужасная Пенни» (2013)

В итоге мы получили до ужаса (в прямом смысле слова) смешную историю, в которой речь идет о похищении школьницы, обладающей характерными косичками, весьма и весьма напоминающими рожки. Что ужа на уровне ассоциаций для похитителей не сулит ничего хорошего. Одному из них так весьма и весьма не повезло с самого начала.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из фильма «Ужасная Пенни» (2013)

Второй и вовсе по жизни типичный лузер, способный лишь «профессионально» задавать испуганный вопрос: «Ты что, больная?» Если на счет фраз из мини-фильма, так его слоганом могла бы стать реплика: «Мне казалось, что мы поехали за гамбургерами». Смысл не в словах, а в интонациях.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из фильма «Ужасная Пенни» (2013)

Надо сказать, что десятилетняя Уна Лоуренс сыграла блестяще. Уже тогда было видно, что ей суждено стать актрисой. Что касается похитителей, то они, совершая преступление, ещё не догадывались, что вся их жизнь разделится на до и после этого злополучного события. Впрочем, в аннотации к картине указано не совсем правильно: девочка не социопатка. Просто у неё химический дисбаланс и очень специфическое чувство юмора.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из фильма «Ужасная Пенни» (2013)

Если мне предложили бы изобразить «невинное зло», то образ монотонно бубнящей себе что-то под нос девчушки с пистолетом в руках оказался бы весьма кстати. На этом мы завершаем наш рассказ. Однако завтра вас ожидает очередная порция «сумрачных короткометражек». А потому не забывайте возвращаться на наш канал!

НУАР-NOIR (с)

0

3

Тусклый мир как символ корпоративного «процветания»

Мы продолжаем знакомить вас с сумрачными короткометражками. Сразу же отметим, что мини-фильм «Призм» (2015) в основе своей идеи напоминает весьма чтимую в России кинокартину «Эквилибриум» (2002). Хотя между этим двумя проектами и имеются существенные различия.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Призм» (2015)

Проблема цветности в нуарном пространстве имеет особое значение, так как многие полагают, что нуар – это сугубо черно-белые фильмы. Это не так, хотя диахромная картинка в современных условиях в кинематографе обладает специальным смыслом. Она дает возможность отказаться от цветности в пользу тональности, дабы тем самым подчеркнуть объемы.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Призм» (2015)

При этом чёрно-белый мир может быть выражением негативной оценки состояния, в котором пребывают главные герои. Например, это невольно продемонстрировано в фильме «Плезантвиль» (1998), в котором как бы через действия персонажей происходит колоризация ретро-картинки.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Афиша короткометражного фильма «Призм» (2015)

В короткометражной ленте «Призм» (2015), всё с точностью до наоборот – мы наблюдаем обесцвечивание мира, что делается якобы во имя сохранения жизни человечества. Если в «Эквилибриуме» показан навязанный отказ от эмоций, то в «Призме» под негласным запретом оказывается цветность.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Призм» (2015)

Принудительное обесцвечивание предметов дает возможность пополнять запасы энергии, которыми питается город-государство. Каждый из граждан, приживающих в нём, регулярно должен уплачивать «цветовой налог», жертвуя оттенками одной из принадлежащих ему вещей.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Призм» (2015)

Подобные фискальные функции выполняют специальные команды деколоризаторов, проверяющие дом за домом, обыскивающие квартиру за квартирой. В итоге мир являет собой очень тусклое зрелище. В нём нет радости цвета, лишь уныние и слегка уловимые очертания некогда знакомых предметов.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Призм» (2015)

Может показаться, что это своего рода критика тоталитаризма. Однако на практике именно современный нео-либерализм предполагает повальное устранение различий. На западе даже набирает популярность мода на «нормкор», то есть полный отказ от выделяющейся чем-то одежды. Это слово переводится как «вопиющая нормальность» и весьма напоминает название корпорации, контролирующей жизнь людей. Разве это не есть новая форма тоталитаризма?

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Призм» (2015)

Опять же имеет смысл обратить внимание на то, что второй элемент сакраментальной для всех либералов формулы, а именно «egalite», это совсем не заклинаемое «равенство». Это «одинаковость». Отсутствие различий в цвете кожи, гендерной принадлежности, культурных особенностях. «Общечеловек», живущий в мире без цвета, но во власти корпораций.

НУАР-NOIR (с)

Отредактировано Алина (2021-09-09 08:45:46)

0

4

«Короткий метр», который пробудит интерес к сакральной геометрии

Мы продолжаем знакомиться вас с короткометражными фильмами, которые относятся к «нуарному пространству». Сегодня мы будем говорить о мини-картине «Взлом мозга» (2015), кою можно уверенно назвать триллером. Точнее говоря, разновидностью нумерологического триллера.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Взлом мозга» (2015)

Обычно в рамках этого жанрового направления говорится об одержимости конкретным числом или цифрами вообще. В качестве примера укажем на «Пи» (1998) Даррена Аронофски, «Игры разума» (2001) Рона Ховарда или «Роковое число 23» (2006) Джоэла Шумахера. Однако Джозеф Вайт предпочел выйти на рамки предложенных канонов.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Афиша короткометражного фильма «Взлом мозга» (2015)

Ведь что есть цифра? Это отвлеченность, совершенно абстрактное понятие, которое, тем не менее, можно передать через конкретные жизненные явления. Взять, к примеру, процесс счета. Однако есть и иные возможности. О чем ещё в свое время говорили пифагорейцы. Оные предполагали, что цифры могут воздействовать на человека через звуки, то есть, по сути, посредством музыки.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Взлом мозга» (2015)

А ещё цифры можно превратить в пространственные объекты, то есть сделать геометрией. Именно по этой причине мы знаем Пифагора не как мистика, а как ученого. Однако даже в пространстве есть свои закономерности, что было известно создателям храмов и культовых объектов. Через некоторое световое воздействие можно управлять сознанием человека.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Взлом мозга» (2015)

Именно из подобной предпосылки исходят два учащихся факультета кинематографии, когда берутся сделать некий экспериментальный проект. Ведь если потоки света, шедшие через окна храмов, вызвали экстатические состояния, то ведь по логике вещей можно создать нечто подобное и на экране. По мнению молодых людей в итоге речь идет о визуальном воздействии на определенные участки мозга.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Взлом мозга» (2015)

Мы должны вас предупредить: в финале короткометражной ленты будет представлена работа этих двух персонажей. Своего рода кино-янтра. А потому если у вас есть некие проблемы со здоровьем или вдруг могут обнаружиться признаки эпилепсии, то лучше воздержаться от просмотра данного отрывка.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Взлом мозга» (2015)

По большому счету «прорывное» богоискательство до добра ещё никогда не доводило. И вовсе не по причине того, чтобы есть вероятность «тронуться рассудком», а потому, что вы будете привлекать внимание субъектов, от коих лучше держаться подальше. Кто они? Да кто же их знает!!!?

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Взлом мозга» (2015)

В фильме «Пи» - это были представители тайных мистических школ. В «Белом шуме» - тёмные визитеры с «той стороны». В любом случае надо быть предельно острожным, когда прикасаетесь к тайне. Хотя в то же самое время пособия по сакральной геометрии продаются вполне свободно в книжных магазинах.

НУАР-NOIR (с)

0

5

Шорт десятилетней давности, предсказавший наше ближайшее будущее

В случае с мини-фильмом «Множественность» (2012) подразумевается несколько иное понятие, нежели было использовано в сюжетах «Убежища» или «Сплита». Хотя взгляд режиссера, направленный в будущее (уже почти наше настоящее) оказался пугающе пророческим.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Множественность» (2012)

Знаете, какой нынче самый важный текст в вашей жизни? Не рассказ, не лонгрид, не роман. СМС. Да-да!!! Без оного вы не сможете ни проверить свой банковский счет, ни подтвердить аккаунт в соцсетях. В некоторых случаях даже не сможете совершить покупку. Представляете, что будет, если возникнут проблемы с «номером»?

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Афиша короткометражного фильма «Множественность» (2012)

А ещё есть вайфайевые банковские карты, которые в случае кражи вы не сможете заблокировать без СМС. А если у вас одновременно украли карту, сотовый и паспорт, то ваша безопасность будет близка к нулю. Ещё лет десять назад это была хотя и большая, но просто неприятность. Сейчас – это форменная катастрофа!!! Ведь операции по вайфаейвым картам можно совершать без идентификации. Пока вы разберетесь, что к чему – можно потерять все сбережения.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Множественность» (2012)

Именно вашей безопасностью обычно спекулируют те, кто хочет ограничить вашу свободу. Об этом собственно и говорится в рассматриваемой нами короткометражке. А что будет, если вы сами станете одновременно всеми мыслимыми идентификаторами: ключами, картами, паспортами, проездными документами и т.п. ? Вас же самого у себя не украдут? И комфортно, и безопасно. Казалось бы…

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Множественность» (2012)

Однако комфорт и безопасность – это уловки. На самом деле всё создается лишь для усиления контроля. Например, в описанном выше (предполагаемом) случае, что проще, чем вновь начать выпуск обычных банковых карт. Или отключать по заявлению от них вайфай. Или сделать обязательным ввод пароля на любую сумму. Не тут-то было (попробуйте, если не лень, произвести это в ближайшем банке). Оные карты выпускались не для комфорта, а для того, чтобы оную можно было отследить в любом месте. Точнее говоря, обладателя карты.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Множественность» (2012)

А что будет, если у вас как «всеобъемлющего документа» (мы уже вновь перенеслись в предлагаемое будущее образца 2023 года) возникнут проблемы с идентификацией? Вдруг у вас выявятся «двойники»? Не злобные доппельгангеры, а загадочные визитеры из числа «вернувшихся». Вы даже не представляете, какие проблемы у вас тогда возникнут. Хотя оные уже отчасти описывались в «Шестом дне» (2000), где играл «железный Арни».

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Множественность» (2012)

К сожалению, мы ничего не можем сказать о создателе этого короткометражного фильма Деннисе Лиу. Хотя надо отметить, что кроме некого визионерства у него есть ещё интересный взгляд на кино. Ибо мини-фильм в итоге оказался рекламным роликом (не по сути, а по форме). Что есть проявление способности играть со смыслами.

НУАР-NOIR (с)

0

6

Нуар: надо ли барышням полагаться на доводы разума?

Мы продолжаем рассматривать мрачные короткометражные фильмы. Сегодня мы опять будем говорить о знаковом дебюте в шорт-пространстве. Сегодня у нас на рассмотрении короткометражка «Над радугой», даровавшая мировую известность Александру Ажа.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Над радугой» (1997)

Ажа полагают чем-то вроде нового «маэстро ужаса». Отчасти небезосновательно, если вспомнить его фильмы «Зеркала» (2008) и «У холмов есть глаза» (2006). Хотя у всего водится своё начало. А для этого режиссера оное было обретено в девятнадцать лет (!!!) с получения «Золотой ветви» Каннского фестиваля. Не важно, что за короткометражку. В данном случае ценен был сам статус награды.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Над радугой» (1997)

Многие почему-то полагали, что в мини-фильме «Над радугой» Александр Ажа подражал Хичкоку. На самом деле в проекте можно обнаружить «следы» многих режиссеров: и Фрица Ланга, и Йозефа Штернберга, и т.п. Проще говоря, юноша создал экспериментальный нуар, в котором ссылался на традицию кино 30-40-ых годов.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Над радугой» (1997)

Действие происходит в отдельном здании, где обитает весьма странный консьерж. А ещё живет, снимая квартиру №168, в высшей мере милейшая девушка Лиза, к которой указанный персонаж питает тёплые чувства. Однако бдительные соседки уверяют барышню, что мужчина – людоед. И вообще очень плохой человек. Та сначала подается общей истерике, а затем приходит к выводу, что зря обидела ни в чем неповинного человека.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Над радугой» (1997)

Собственно в данном случае речь идёт о том, что иногда не надо довольствоваться доводами разума, лучше полагаться на инстинкты, ибо влюбленный маньяк всё равно остается маньяком. «Влюбленный» - это предикат, а «маньяк» - парадигма. Как тут не вспомнить анекдот про зловредную гадюку, мол, чего вы от меня хотели - я же змея по своей природе…

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Над радугой» (1997)

Удивительно, что никто из критиков и киноведов не обратил внимания на сочетание музыкальной темы и названия фильма. Когда консьерж устроил нечто среднее между игрой в «русскую рулетку» и «любит-не-любит» то, звучит песня из «Волшебника страны Оз». А именно «Над радугой». И здесь мы вновь возвращаемся к теме априорных устремлений.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Над радугой» (1997)

Трусливый лев (как один из персонажей указанной выше сказки), хотя и был «трусливым», но по природе оставался «львом», то есть хищником. И мог ненароком съесть Дороти в исполнении Джуди Гарленд (мы о фильме 1939 года, где звучала радужная песня). В итоге короткометражка 1997 года стала иллюстраций к тезису о том, что «красота НЕ спасет мир», ибо мир таков, какой он есть. Опять же что в сказке хотел «железный дровосек»? Сердце? В реальном мире это лишь игрушки, что пускают по течению ручья.

НУАР-NOIR (с)

0

7

Геометрический дебют Дель Торо в инфернальном шорте

Мы продолжаем рассказ о сумрачных короткометражках, которые на западный манер называются «шорт». А по-русски - короткие фильмы («шорты» – короткие брюки). Сегодня у нас вдвойне интересная тема. Во-первых, мы возвращаемся к тематике сакральной геометрии, которая была затронута в публикации, посвященной мини-картине «Взлом мозга».

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Геометрия» (1987)

Во-вторых, поводом для разговора станет подлинный дебют прославленного ныне режиссера Гильермо Дель Торо. Принято считать, что оный состоялся в 1992 году с появления фильма «Хронос». Однако за пять лет до этого только-только делающий свои первые шаги в направлении кинематографа 23-летний молодой человек создал короткометражную ленту «Геометрия».

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Геометрия» (1987)

По сути это была ироничная зарисовка, по своей стилистике весьма напоминающая творения, которые выходили отдельными эпизодами в хоррор-антологию «Байки из склепа». Эдакий мрачный анекдот, начинающийся с нелепой ситуации и заканчивающийся моралью, то есть поучительным моментом.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Геометрия» (1987)

Изначальная ситуация проста – «не хочу учиться» - и знакома многим школьникам и студентам. В данных обстоятельствах великовозрастный школяр рискует завалить в очередной раз экзамен по геометрии. Не полагаясь на собственные способности, он решил прибегнуть к помощи «сил потусторонних». Как можете догадаться, ничего хорошего из этого не получилось.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Геометрия» (1987)

Несмотря на то, что всё сценическое действие длится менее десяти минут, в нём заложено два важных мистических момента. Во-первых, надо быть осторожнее в своих желаниях. А то они могут сбыться «дословно». Чем это чревато было, например, показано в мистическом триллере «Исполнитель желаний». В данном случае мы имеем дело с «джинном», который осуществляя желания человека, хочет ему навредить. Мол, ты сам такое захотел, надо было четче формулировать мысль.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Геометрия» (1987)

Вторым существенным моментом всё-таки является мистический аспект геометрии, как выражения универсального порядка, изучение коего восходило к т.н. «храмовой астрономии». Опять же в фильме мы видим, что «опопсение» сакральных наук есть придача им инфернального характера. То есть безудержная популяризации чего-либо - десекуляризация «сокровенного знания», то есть, по сути, «популярное зло».

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Геометрия» (1987)

В представленной ситуации хочется сказать: «эх, говорила мне мама – учи…» - в данном случае геометрию. Ибо пятиугольник – это фигура, у которой всё-таки пять сторон. Хотя, конечно же, даже самые общие контуры «сакральной геометрии» куда более сложны и причудливы. К слову сказать, сам Дель Торо своим первым творением остался недоволен, а потому публика узнала о нём только многие годы спустя.

НУАР-NOIR (с)

0

8

«Лёля с Елоховской» только на бельгийский манер

Мы как-то привыкли к тому, что в последние годы на «Оскар» номинируют всякую политкорректную ерунду, нередко имеющую весьма далёкое отношение к искусству. Но даже в этом печальном правиле есть свои исключения. И вдвойне удивительно, что подобным исключением стал бельгийский короткометражный фильм.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Сестра» (2018)

Почему удивительно? Потому что Бельгию нельзя назвать «великой кино-державой», а если говорить о сумрачных проектах, то кроме фильма «Убийцы» (2017) и сериала «Отель Бо Сежур» (2016) ничего и не проходит в голову. Однако короткометражная лента «Сестра» (2018) – это подлинный шедевр. Миниатюра, которая смогла убедительно передать зрителю целую трагическую историю.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Афиша короткометражного фильма «Сестра» (2018)

Не знаю, видела ли режиссер Дельфин Жерар легендарный советский фильм «Место встречи изменить нельзя», однако основной мотив «Сестры» походит на эпизод из четвертой серии, когда Шарапов, ожидающий связи с бандитами, оказывается в кинотеатре, откуда звонит в угро. Однако за ним следит «Промокашка», а потому общаться приходится намёками, имитируя разговор с некой Лёлей.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Сестра» (2018)

По ночной округе города едет автомобиль. В нем двое: мужчина и женщина. Героиня просит позвонить своей сестре, которая осталась с ребенком, дабы предупредить, что задерживается. Начинается, казалось бы, ни к чему не обязывающий разговор. Однако на другой стороне «провода» - вовсе не сестра, а полицейская из дежурной части.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Сестра» (2018)

Поначалу ей кажется, что просто ошиблись номером. Однако девушка из машины настойчиво просит не прерывать связь. И тут становится понятно, что та в беде. Детали предыстории не очень известны. Но понятно, что молодую женщину похитили. Судя по всему, какой-то психопат. А потому у жертвы есть только один-единственный шанс. А именно «замаскированный» звонок.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Сестра» (2018)

Через наводящие вопросы, превращающиеся в хитрую психологическую игру, полицейская пытается понять, где находится машина и как можно помочь несчастной. На это у неё есть несколько минут. Именно столько времени можно оставаться на связи, не вызывая подозрений похитителя. А потому женщины невольно превращаются в своеобразных «сестёр».

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Сестра» (2018)

Увы-увы… Наша жизнь демонстрирует, что психопатов не становится меньше и общение с ними - это сродни вальсированию на минном поле. Каждое неосторожное слово, неаккуратный жест могут привести к трагедии. А потому короткометражный фильм обладает не только художественной ценностью, но может использоваться как своего рода пособие по личной безопасности. Если будете искать в сети, то оригинальное название - Une soeur.

НУАР-NOIR (с)

0

9

Мини-джалло с глубоким смыслом

Короткометражку «Желтый» нельзя назвать в полной мере фильмом (даже с приставкой «мини»). Это в большей степени клип, который использует мотивы некогда весьма популярного итальянского пугающего субжанра «джалло», что означает «желтый». Однако не стоит полагать данный проект просто набором кадров и стилизованных сцен.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Желтый» (2012)

В короткометражке «Желтый» есть глубокий смысл, хотя бы потому, что она показывает взаимосвязь нуара (как мрачного мета-жанра) и джалло (как его «локального ответвления»). В данном случае высказанная отдельными киноведами версия о том, что джалло есть порождение хорроров, то есть фильмов ужасов в корне неверна.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Желтый» (2012)

Отправной точкой этого мрачного жанрового направления можно считать поздний нуар «Кричащая Мими» (1958). Эта лента произвела известный фурор в Италии, а исполнительница главной роли, американо-шведская актриса Анита Экберг перебирается на Апеннины, где надолго становится звездой категории А+ и заодно мечтой заметной части мужского населения Италии.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Желтый» (2012)

Именно в это время режиссер Марио Бава предполагает сделать «нечто такое же», только в итальянском стиле. В итоге на свет появляется первый джалло-фильм «Девушка, которая слишком много знала» (1963), который несёт на себе явственный отпечаток нуара. В нём даже главная героиня читает роман Микки Спиллейна, что есть четкое указание на жанровую принадлежность.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Желтый» (2012)

Постепенно джалло набирает популярность, достигая своего апогея к концу 70-ых годов, когда в большей степени ассоциируется с именем маэстро ужасов Дарио Ардженто. Однако куда более важным является то, что в 1971 году упоминавшийся выше Марио Бава снимает фильм «Кровавый залив», чем дает начало слэшерам. То есть данная «генеалогическая линия» выглядит следующим образом: нуар – джалло – слэшеры.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Желтый» (2012)

Вы можете спросить: почему же «желтый»? В данном случае первоначально подразумевался цвет обложек дешевых детективных повестей, которые издавали в Италии. Во Франции аналогичной была «чёрная серия», что во многом способствовало именаречению нуара.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Желтый» (2012)

Уже в рамках нео-нуара, а именно комиксов Фрэнка Миллера «Город грехов» появляется такой персонаж как «желтый …юдок», джалло-ипостась сына сенатора Рорка, который повинен в серии преступлений против девочек. Эта мысль была подхвачена Дарио Ардженто, который в 2008 году предпринял безуспешную попытку реанимировать жанр.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Желтый» (2012)

В своем фильме «Джалло»(2008) он делает невменяемого злодея желтушным, то есть с больной печенью, что предопределяет его цвет кожи. Тут учитывается такая особенность джалло, как уничтожение красоты, чем негативный персонаж пытается компенсировать собственное уродство. Так сказать, «затяжной Квазимодо», но наоборот.

НУАР-NOIR (с)

0

10

Короткий метр, с которого начался Юрий Быков

Режиссера Юрия Быкова обычно оценивают либо по его социально-криминальной драме «Дурак», либо вовсе по явно нуарному «Заводу». Чуть реже, но всё-таки часто вспоминают балансирующего на грани социального трэша «Майора». И именно благодаря последнему Быков считается едва ли не главным не-любителем «органов» (в смысле правопорядка). До этого данный статус был у Алексея Балабанова.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Начальник» (2009)

Однако у каждого явления есть свое начало. Короткометражка «Начальник» – это не только страт карьеры тогда ещё никому не известного режиссера, но и объяснение его позиции в отношении властей. Ибо просто не любить – это недостаточно, надо четко объяснить, почему вы их не любите.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Начальник» (2009)

Хотя начнем мы, наверное, издалека. Раньше походы в лес по осени были чем-то радостным: грибы, ягоды и вообще поэтика природы. Ныне это стало занятием небезопасным, так как всё чаще и чаще грибники находят «прикопанных». Мало того, что зрелище само себе неприятное, так ещё можно стать невольным свидетелем. А тут не миновать беды. Как говорится, вот и сходил за грибочками…

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Начальник» (2009)

Мини-фильм «Начальник» сделан образцово, почти так, как учат в пособиях и рекомендуют в учебниках. Вы видите радостную семью, которая отдыхает осенью на даче. И внезапно к ним врываются грабители. Данная история не нова. Кинематограф знает массу примеров, когда мирное семейство в собственном коттедже было захвачено очень нехорошим людьми. Можно вспомнить образцовый нуар «Западня» (1948).

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Начальник» (2009)

Не совсем понятно, то ли это просто налетчики, то ли ищущие дозу во время «ломки», но ситуация меняется очень быстро. Как гласит около-народная мудрость: у кого пистолет, тот и прав. А хозяин дачи оказался вообще «человеком не просто так», а капитаном «структуры из трех букв».

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Начальник» (2009)

Можно было бы порадоваться счастливому избавлению от грабителей, если бы их просто сдали в милицию. Однако «начальник», коего сыграл сам Быков, решил, что он давал «плохим парням» шанс, но они им не воспользовались. И в нём пробудились прямо-таки хищные инстинкты. Налетчики вообще пожалели, что родились на свет и проходили мимо злополучной для них дачи.

Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»
Кадр из короткометражного фильма «Начальник» (2009)

И ладно бы воздание было свершено, дабы сделать «общество лучше». Но увы-увы… В данном случае это была демонстрация собственной исключительности. Не потому, что грабить плохо, а потому, что плохо грабить именно аж целого меня. Собственно в данном случае весьма убедительно показано, как в, казалось бы, светлом персонаже, вдруг, с пол-оборота обнаруживается тёмное начало.

НУАР-NOIR (с)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Нуар-короткометражки «Путешествие на край ночи»