Шаманы будущего не плачут
Мы решили ввести на нашем канале новую рубрику, посвященную криминальным и сумрачным короткометражным фильмам. Наш рассказ мы начнем с ленты «Шаман» (2015). Однако прежде, чем приступить к повествованию об этом мини-фильме, мы скажем несколько слов, зачем собственно нужна «свежая графа».
У нас на канале обычно три типа материалов: посвященные актерам, посвященные конкретному кино, посвященные некому явлению, отраженному в кинофильмах или сериалах. Однако короткометражные фильмы стоят несколько особняком в кинематографе. Ибо они есть самое непосредственное выражение знаменитой максимы: краткость - сестра таланта.
При просмотре вы сразу же видите, есть талант у создателя фильма или нет. Тут сложно обмануть. К сожалению, отечественный опыт создания криминально-сумрачных короткометражных фильмов нельзя назвать слишком удачным. Обычно это нечто вроде сваленных в одну кучу кино-набросков, а потому подобное явление мы назвали скетч-фильмом. Можно вспомнить в высшей мере печальное явление – «Кое-что задаром» (2020). А в качестве положительного момента упомянуть «Дедлайн» (2004) Павла Руминова.
Итак, мы начинаем наше повествование с мини-ленты 2015 года «Шаман». Она примечательна хотя бы потому, что в ней однозначно «читается» воздействие современной российской культуры. Хотя «Шаман» был снят австрийским режиссером Марок Калантари и на японские средства. Опять же слово «шаман» имеет российское происхождение. Это вариация эвенкийского слова.
В фильме показана новая «ипостась» шаманов, которые изначально были врачевателями лишь по причине возможности «странствий между мирами». На сей раз они показаны как метафизические воители. В данном случае грешно не вспомнить «всем выйти из сумрака» из «Ночного дозора» (2004). Уходя за грань реальности, шаманы могут уничтожить «души вещей».
В данном случае мы имеем дело с вариацией знаменитой конструкции философа Платона, что любая вещь есть отражение «небесной идеи». В данном случае это построение приправлено отдельным положениями «анимизма» и предполагается, что душа есть у любой вещи, даже формально не относимой к «живому миру».
Например, у боевого колоса (привет S.N.A.F.F. Виктора Пелевина), который занимает позиции в ходе ожесточенных боев, ведущихся в мире будущего. Привычным оружием это страшное сооружение не уничтожить. А потому призывается шаман. Он должен уйти за грань реальности и уничтожить «душу» воинственной машины, дабы тем самым изменить действительность . Как говаривал Луи-Фердинанд Селин: «Путешествие на край ночи». К слову сказать, заголовок - это цитата из фильма.
НУАР-NOIR (с)