Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Лучшие кинематографические специальные агентки


Лучшие кинематографические специальные агентки

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

1.  Лора Соболевская, она же Лариса Кронберг, она же Пиковая Дама, она же Синеглазка.

Лучшие кинематографические специальные агентки

Тридцатилетняя мосфильмовская старлетка-эпизодница сыграла роль приманки в «медовой ловушке», расставленной на посла Франции в СССР Мориса Дежана мастерами советского кино и захлопнувшейся летом 1958 года. Сценарная проработка и кастинг исполнителей были поручены кинодраматургу Юрию Кроткову, автору фильмов о входящей во взрослую жизнь грузинской молодежи, продюсером выступил начальник контрразведки Олег Грибанов, впоследствии получивший известность как Олег Шмелев – один из создателей тетралогии о злоключениях Резидента Тульева, а маститый режиссер-лауреат Александр Файнциммер довольствовался ролью ревнивого возлюбленного в решающем эпизоде операции.

Файнциммер, недавно расставшийся со своей предыдущей пассией - статной кинодивой Эльвой Луценко, отчаянно добивался благосклонности Соболевской, только что «сломавшей семейную жизнь» маститому сценаристу-лауреату Евгению Помещикову, написавшему для нее эпизодическую роль гламурной трактористки Зоси Королевой в колхозном фэнтези «Посеяли девушки лен». Файнциммер соблазнял Соболевскую традиционнными обещаниями главной роли в своем новом фильме, но Кротков – под гарантии начальства - предложил актрисе, зарабатывавшей на жизнь игрой в покер с доверчивыми толстосумами из промкооперации, нечто большее – комнату в коммуналке и московскую прописку.

Из России с любовью - Вступительные титры (1963) HD

...Возвращаясь с очередного пикника, Соболевская попросила очарованного ею Дежана остановить посольский лимузин у маленького грязного пруда, со смехом разделась до комбинации, забралась в воду и вышла оттуда, по словам Кроткова, курировавшего эту актерскую импровизацию, «дважды обнаженной», напомнив взволнованному послу об откровенном эпизоде из довоенного фильма Марка Аллегре «Дамское озеро» в исполнении венгерской актрисы Илоны Мечери, известной под псевдонимом Ила Меери, за которую долгие годы успешно выдавала себя международная авантюристка, «графиня Гестапо» Мария Чернышева-Безобразова. Файнциммер, преследовавший влюбленных на своей новенькой светло-серой «Волге», остановился в чахлой роще в 100 метрах от разворачивающейся сцены и неловко рылся в моторе, бросая разгневанные взгляды в сторону Соболевской. Посол понял, что нужно действовать быстро, и безропотно отправился за чекистской «ласточкой» на конспиративную квартиру ВГУ КГБ при Совете Министров СССР, оборудованную средствами аудио-,фото- и кинонаблюдения..

Лучшие кинематографические специальные агентки

Новый фильм Файнциммера «Ночь без милосердия» с Ларисой Соболевской в главной роли вышел в широкий прокат в октябре 1962 года, в разгар т.н. «Карибского кризиса». В этой пионерской работе Файнциммер, отталкиваясь от недавнего инцидента с летчиком-шпионом Пауэрсом, решился сказать неудобную (и мало кем тогда услышанную) правду о т.н. «ядерной угрозе» как галлюциногенном иллюзионе, продукте тайных экспериментов с психотропными веществами и техниками НЛП. Спустя год, накануне мировой премьеры фильма «Из России с любовью», был отозван заморским начальством из затянувшейся командировки в СССР куратор Соболевской Юрий Кротков (находясь в туристической поездке по Великобритании с группой творческой интеллигенции по линии ССОД, он «попросил политического убежища»), а еще через год со своего поста в ходе зачистки отработанных «хрущевских» кадров был отставлен Грибанов. В боевом строю осталась только Пиковая Дама: игравшая в шахматы так же хорошо, как и в карты, Соболевская стала новой спутницей самого молодого чемпиона мира Михаила Таля, расставшегося с примой ансамбля «Березка» Мирой Кольцовой (в дальнейшем отличившейся участием в устранении «шелепинца» Месяцева). Романтические свидания Чемпиона с его Синеглазкой в поражающей воображение норковой шубе проходили почему то не в с таким трудом полученной Соболевской комнате (по слухам, комитетское начальство расплатилось с «ласточкой»; не дефицитной столичной жилплощадью, а наручными часиками из чекистского конфиската), а в квартире ее напарницы по покерным каткам актрисы Мордюковой, съехавшей по такому случаю к актеру Андроникашвили, недавно разведшемуся с актрисой Гурченко.

Лучшие кинематографические специальные агентки

moskovitza (с)

0

2

2. Старшая лейтенантка Людмила Скуратова, она же аспирантка Кира Балашова.

Лучшие кинематографические специальные агентки

Вынужденная импровизировать в незнакомом и враждебном замкнутом маннербунде (на секретной базе испытания газовых смесей для глубоководных погружений на маленьком острове посреди океана) контрразведчица Скуратова (в блистательном исполнении Ады Шерметьевой – единственной женщины в актерском ансамбле и на съемочной площадке фильма «След в океане», поставленного Олегом Николаевским на Свердловской киностудии и вышедшего на экраны 30 мая 1965 года) по праву может считаться первой Джейн Бонд мирового кинематографа – не «девушкой Бонда», а «Бондом в юбке» (и в изящном монокини) с непременным коктейлем мартини и сигаретой в тонких пальцах. Премьера ближайшего конкурента -  фильма Умберто Ленци «Aгент 008: операция по уничтожению» о похождениях действующей на свой страх и риск агентки ЦРУ Макдональд (стройная Ингрид Шеллер) состоялась лишь через три месяца, которые на перегретом рынке еврошпионского эксплуатационого кино шли за год.

След в океане

Героиня грациозной и интеллектуальной Шереметьевой (которую знавшие ее характеризовали как «эмансипе»; карьере в кино она предпочла долгое путешествие за личным счастьем) демонстрирует не только высокий профессионализм, феноменальную интуицию, собранность и готовность стрелять на поражение (подобие улыбки лишь изредка мелькает на сосредоточенном лице «машины для убийства»), но и потрясающую физическую и психическую женскую автономию в экстремальных условиях неопределенности (за более чам пятьдесят лет так и не появился зритель, разгадавший все повороты изобретательно закрученного Кириллом Рапопортом и Юрием Яковлевым сюжета). Скуратовой, в последний момент введенной в контрразведывательную операцию под видом аспирантки медицинского института вместо попавшей в аварию тщательно подготовленной коллеги, приходится на ходу вникать как в конфигурацию шпионской сети (в буквальном смысле слова, под прицельным огнем противника), так и в суть проводимых профессором Сретенским экспериментов.

Лучшие кинематографические специальные агентки

Подручный профессора, смешливый врач Кушля, так описывает эффект, производимый галлюциногенной смесью Сретенского, при помощи которой диверсант-аквалангист может достичь предельной глубины погружения атомной подводной лодки: «Товарищи, если появятся симптомы опьянения, станет весело, или вдруг начнет мерещиться всякая чертовщина, поднимите руку!». Создатели фильма безошибочно уловили одну из главных тем новомодного спай-фая, пришедшего на смену мрачному шпионскому кино предыдущих десятилетий:  за«пятилеткой напряженности» следует «психоделическая революция», т.е. конверсия результатов военных экспериментов. «Лучшие ныряльщики со всех флотов» рисковали жизнью, испытывая гелиевые смеси (камера легендарного оператора Олега Лебедева запечатлела уникальные технические приемы подводного рукопашного боя, неизвестные создателям вышедших в одно время со «Следом в океане» шпионских фильмов «Агент 117 разбушевался» и «Шаровая молния»), чтобы их потомки могли «дуть шары» на Думской и Рубинштейна.

Лучшие кинематографические специальные агентки

moskovitza (с)

0

3

3. Татьяна Остапенко, она же фрейлейн Луиза Дидрих, она же Лизка-танцорка, она же Агент № 18.

Лучшие кинематографические специальные агентки

Пока хорошо законспирированная резидентура иностранной разведки во главе с загадочной «Нимфой» охотилась за чертежами секретного изобретения молодого специалиста бакинского института нефтехимии Сардара Азимова, весь Баку, пропахший «жирным пити из гороха и свежей говядины тайного убоя» и «терпким неприятным запахом анаши, похожим одновременно на запах махорки и ладана», охотился за дефицитным ширпотребом: летними нитяными перчатками, капроновыми чулками, кофточками и прочими «импортными тряпками». Всеми этими богатствами, а также «американскими сигаретами «Кемел» и “Честерфилд”» певицу столичного ресторана «Жемчужина» Татьяну Остапенко, «высокую, нарядно одетую 35-летнюю блондинку с одухотворенным мягкой грустью красивым, будто изваянным из розового мрамора лицом и удивительно синими глазами, опушенными длинными темными ресницами», снабжал влюбленный мажор Селим, сын профессора Мирахмедова, у которого «живой интерес к ресторанам, темным компаниям, импортным тряпкам сочетался с полным безучастием к тому, что делается вокруг».

Мой Баку - Следствие продолжается

Так охарактеризовал одного из персонажей картины опытного режиссера Али Сэттара Атакишиева «Следствие продолжается» ее сценарист Михаил Маклярский – отставной полковник МГБ и директор Высших сценарных курсов – в небольшом репортаже о ходе съемкок фильма для октябрьского номера журнала «Советский экран» за 1966 год. О главной героине фильма и его литературной основы (повести Джамшида Амирова «Береговая операция»)  - Татьяне Остапенко Маклярский не упомянул. Не нашлось у него слов и об исполнительнице роли загадочной певицы – прелестной Людмиле Шляхтур, уже имевшей опыт работы в шпионском кино (в нацисплотейшене «Игра без правил» она сыграла Алевтину Кротову, американскую агентку по кличке «Моцарт», заброшенную в Москву под именем Наташи Леонтьевой). Дело в том, что сын сценариста - Борис «Боба» Маклярский, известный московский плейбой, по словам его жены, «к своим тридцати пяти годам пере<бр>авший весь ансамбль «Березка» и весь балет Большого театра», - приехал проведать отца на съемочной площадке и немедленно поддался чарам красавицы Шляхтур. «Скольких ввела в заблуждение эта маска, под которой таилась опаснейшая хищница, - мог бы воскликнуть Маклярский-старший вслед за Амировым, - в сколькие доверчивые сердца проникла она, действуя этим печальным взглядом своих голубых глаз!». Впрочем, для описания этого короткого служебно-курортного романа подошла бы и реплика тети Маши – болтливой сменщицы пособника шпионов – одноногого сторожа яхтклуба, увлеченного спекулянта и анашиста Худаяра Балакиши оглы: «И чего они в этой анаше находят, ума не приложу. Накурятся, глаза выпучат и смеются, как полоумные, смотреть противно».

Лучшие кинематографические специальные агентки

Недовольный Маклярский посреди съемочного процесса решительно сократил сюжетную линию шпионки Остапенко-Дидрих. История коварного соблазнения певицей инженер-полковника Яценко стремительно оборвалась (и была наспех заменена необязательным музыкальным дивертисментом), а единственной разоблаченной агенткой оказалась неприметная библиотекарша Раиса Черемисина (Нина Головина), она же резидент «Нимфа», она же русская американка Устрялова, которую, по словам полковника ГБ Чингизова, «с детства воспитывали в духе ненависти к советской стране и всем советским людям». На этом «Нимфа» и прокололась – узнав от библиотекарши Диляры, что ученый Азимов направляется в командировку в Западную Германию, она разразилась саморазоблачительной тирадой, за версту выдающей иностранную шпионку: «Знаешь, я не понимаю людей, мечтающих о загранице – у нас ведь и у самих прекрасных мест немало. А там кроме жестокости и несправедливости ничего не встретишь. Человек там чувствует себя одиноким». Ликующие чекисты, схватившие «Нимфу» при попытке бегства в территориальные воды Ирана, даже  не догадывались, что - по милости сценариста Маклярского - план двойной инвагинации супер-шпионок оказался успешно реализован и «матерая преступница и авантюристка» - агентка № 18 обрела искомую свободу действий.

Лучшие кинематографические специальные агентки

moskovitza (с)

0

4

4. Лейтенантка Мара Лейя.

Лучшие кинематографические специальные агентки

Завершив утренний боевой макияж, эффектная красавица с асимметричным каре достает из туалетного столика табельный пистолет Макарова и отработанным жестом загоняет его в стильную оперативную кобуру. Этот волнующий эпизод, открывающий фильм «24-25 не возвращается», вышедший на экраны 28 апреля 1969 года, очевидно, остался от режиссера Ростислава Горяева, парой лет раньше успешно дебютировавшего в популярном жанре «девушки с пушками» картиной «Ноктюрн». Доснимать фильм с рабочим названием «Браслет и Будда» пришлось уже коллеге Горяева по Рижской киностудии Алоизу Бренчу, успевшему зарекомендовать себя в детективном жанре, так что зрителям, пробирающимся сквозь хитросплетения сюжета, остается только надеяться, что лейтенантка МВД Мара Лейя (великолепная Жанна Болотова) все-таки пустит в ход свою пушку -- хотя бы в последнем акте.

Но прежде чем раздадутся выстрелы, следовательке Лейя предстоит распутать свое первое дело, улики в котором (те самые «браслет и будда») указывают на ее жениха – врача Иманта Герберта (породистый Александр Белявский, пятью годами ранее сыгравший в паре с Ларисой Соболевской в «Ночи без милосердия» Файнциммера), из клиники которого был похищен уникальный медицинский препарат «Витофан».

24-25 не возвращается

Загадочная и неприступная, сосредоточенная и задумчивая Мара в одиночку ведет расследование, не забывая на ходу менять эффектные наряды. Болотова снимается, как и положено рафинированной москвичке из дипломатической семьи, «в своем», не полагаясь на фантазию талантливого художника по костюмам Яниса Лаймониса Матисса, ограниченную студийным бюджетом.Черно-белые ансамбли, жакеты с воротником-стойкой и эффектной застежкой на молнии, кардиганы в стиле милитари с погончиками и накладными карманами отсылают к оп-артовским моделям и кэтсьютам, созданным для Эммы Пил Джоном Бэйтсом и Аланом Хьюзом. Мара Лейя – несомненная икона стиля, одна из самых элегантных специальных агенток, и Болотова идеально попадает в образ ледяной красавицы, высокомерно-снисходительной столичной штучки, опробованный ею еще в герасимовском «Журналисте»: ее героиня в ходе следствия ухитряется разговаривать свысока даже с «центровыми из поднебесья», легендами рижской команды «ТТТ» и женской сборной СССР по баскетболу, обладательницами всех возможных титулов и призов Сильвией Кродере и Скайдрите Будовской.

Лучшие кинематографические специальные агентки

Расследование приводит Мару в Патхори – небольшой город на иранской границе (съемки проходили в Баку), где и должно выстрелить «чеховское ружье». В киноповести Анатоля Имерманиса и Гавриила Цирулиса злоумышленники намеревались использовать для вывоза «витофана» традиционный контрабандный переход в Закарпатье, налаженный еще совместными усилиями Эвиденцбюро и Главупра Генштаба и успешно действующий по сию пору. Но дорабатывавший сценарий Михаил Блейман, в то время руководивший под началом Михаила Маклярского сценарными мастерскими на Высших курсах сценаристов и режиссеров, предпочел перенести действие завершающей сцены героического подвига суперагентки Мары с карпатского перевала на кавказский горный серпантин – т.е. из «черты оседлости», зачищенной в ходе т.н. «борьбы с космполитизмом» (Блейман, как и Маклярский, попал под раздачу в этой «компании») от остатков австро-венгерской агентуры, в регион, трансграничная оргпреступность в котором создавалась и традиционно контролировалась английскими спецслужбами.

Лучшие кинематографические специальные агентки

moskovitza (с)

0

5

5. Адвокатка Анна Блоу, она же госпожа Эвелина Барк, она же агентка Ирандуст, она же Ориенталия.

Лучшие кинематографические специальные агентки

На границе Азербайджанской ССР с Ираном,среди курдских контрабандистов - колбаров и гилянских партизан - фидаинов уже долгие годы несет свою тайную службу героиня увлекательного мини-сериала Григория Кохана «Тайник у красных камней»  -разведчица Анна Блоу, «спящая» агентка высочайшего класса, гиперполиглотка, прекрасно знающая географию, историю и культуру Востока, залегендированная как блестящая адвокатка, одновременно ведущая барристерскую и солиситорскую практики по гражданским и уголовным делам.

Гранд-дама советского кино, 45-летняя Ирина Скобцева играет умудренную опытом нелегальной работы «женщину-Лоуренса» - именно так называли «заинтересованные лица в разведбюро Азия-ОС-4» знаменитую двойную агентку Эвелину Барк, фам фаталь из шпионского триллера осетинского мастера остросюжетной прозы Хаджи-Мурата Мугуева «Кукла госпожи Барк». Зрители фильма, вышедшего во всесоюзный телеэфир  19 марта 1973 года, сразу узнали в Анне Блоу утратившую роковое очарование молодости, но не профессиональный азарт хищницы «английскую журналистку», прибывшую в конце 30-х годов из СССР на оперативную работу в Иран («Да, да, сюда я приехала не через Багдад или Мохаммеру, а из вашей страны, - смеясь, рассказывала советскому полковнику Дигорскому 33-летняя белокурая красавица с крохотной изящной родинкой на щеке, - Я была больше десяти дней в Москве и уж оттуда выехала в Тегеран»). Очевидно, в Москве Эвелина-Анна Барк-Блоу была вакцинирована одной из первых партий разрабатывавшейся учеными ВИЭМа Людмилой Кудриной и Александром Гурвичем в рамках проекта «Оборотень» (регенерация тканей и митогенетическое излучение) экспериментальной сыворотки «Супер-Солдат», замедляющей процессы старения, что и позволило ей оставаться в строю до начала 70-х годов – времени действия «Тайника...».

Миражи - Тайник у Красных Камней

Тем удивительнее, на первый взгляд, выглядит бездарный вывод из «большой игры» десятилетиями выстраивавшей свою безупречную легенду агентки Ирандуст. Поручив из московского Центра демонстративно «бросовое» задание  --  подтвердить адрес шпионской явки, засвеченной арестованным при переходе советской границы агентом Лойнабом для придания достоверности истории его побега «в государство рабочих и крестьян в поисках лучшей жизни», отважная Ориенталия попадает под подозрение шефа регионального отделения САВАКа Джафара («Мне кажется, ваша мисс Блоу вовсе не та, за кого она себя выдает», - говорит проницательный полковник тайной полиции своему бизнес-партнеру из ЦРУ Майку, обведенному Блоу вокруг пальца – она ловко подменила брелок от ключа зажигания в родстере простодушного американца на дубликат с вмонтированным в непременную фигурку Будды супермощным передатчиком) и вынуждена поспешно эвакуироваться в СССР.

Лучшие кинематографические специальные агентки

«Ну, как там у нас? Как дома?» - тревожно спрашивает Анна Блоу, кажется, не вполне представляя себе, о чем идет речь, и растерявшийся связной, майор Кравцов, так же неопределенно отвечает: «Все хорошо...». Начало 70-х – это  конец британского патронажа над Ираком. САВАК остается один на один со своими новыми хозяевами из ЦРУ, скармливая им запущенную английской разведкой туфту о «советских ракетных установках, которые не может обнаружить ни один американский спутник», а Анна Блоу отправляется доживать свой век на новую родину с новым заданием - изображать, подобно своим колегам из т.н. «кембриджской пятерки», высокорангового перебежчика из секретной службы ее Величества. Госпожа Барк сама является «куклой», - пытаются внушить зрителю сценаристы Алексей Нагорный и Гелий Рябов. «Неужели я связана на всю жизнь! Не иметь права говорить что хочешь, жить как хочешь! – притворно сетует еще одна героиня Ирины Скобцевой, офицерка связи МИ-6 Барбара Кидс в фильме «Пятьдесят на пятьдесят», вышедшем на большой экран 5 февраля 1973 года - одновременно с премьерой «Тайника...», - Мне иногда кажется, что кто-то другой живет, а я такая маленькая, ничтожная, просто существую!». Режиссер Файнциммер, невольный участник операции по вербовке посла Дежана, не случайно пригласил Ирину Скобцеву в свой шпионский фильм: в 1970 году в США были опубликованы материалы слушаний Комитета Сената по судебным органам, в ходе которых приглашенный для дачи показаний «сценарист» Юрий Кротков рассказал о работе Скобцевой на ВГУ в качестве «ласточки» еще в те времена, когда она была тянкой Юлия Куна, маститого кинооператора и участника «афинских ночей» на оперативной даче в Куркино- Машкино.

Лучшие кинематографические специальные агентки

moskovitza (с)

0

6

6. Агентки Светлана Фаттахова и Карин Берг.

Лучшие кинематографические специальные агентки

Блестящий бенефис первой красавицы узбекского кинематографа Светланы Норбаевой, сыгравшей в третьем эпизоде мини-сериала «Здесь проходит граница», поставленном режиссером Эдуардом Хачатуровым по мотивам произведений известного певца анального огораживания Анатолия Чехова (телевизионная премьера 27 мая 1975 года), сразу две главные роли - матерую разведчицу Светлану Фаттахову и начинающую агентку Карин Берг,-  погружает зрителя в мрачную атмосферу двойничества и одержимости призраками прошлого на зыбкой границе между мирами, схлопывающейся в черную дыру узбекского зиндана.

Здесь проходит граница

«Из Москвы сообщили: к нам прибывают четыре группы иностранных туристов, - инструктирует генерал госбезопасности Камалов своего подручного – полковника погранвойск Якова «Ёшку» Корешникова, - Известно, что в третьей группе находятся люди, связанные с разведцентром». «Из сорока прибывающих, в общем-то, порядочных людей кто-то, наверняка, враг. Но кто!?» - сладострастно размышляют чекисты, предвкушающие редкое удовольствие от реверсивной пенетрации государственной границы. И в самом деле, трудно представить, что могло бы заинтересовать иностранную разведку в Узбекской ССР в августе 1973 года – уж точно не секретная формула смертельно ядовитого дефолианта «Бутифос», который кукурузники сельхозавиации распыляли над спинами детей, по три месяца в году батрачивших на хлопковых полях местных баев. Светлана Ибрагимовна Фаттахова тоже уже не вполне помнит, с каким заданием Разведцентр забросил ее в Центральную Азию – «спящая» агентка привычно ходит на работу в Республиканское управление геодезии и картографии, принимает активное участие в работе месткома, обустраивает уютную квартиру и готовится к свадьбе, как вдруг...

Лучшие кинематографические специальные агентки

«Приготовьтесь к возвращению на родину!» - приказывает связной Алибек, ранее известный как басмач Абзал, прибывший в Ташкент под видом художника Артура Рединга, чтобы эвакуировать Фаттахову из СССР, заменив ее агенткой-двойником из группы интуристов. «Ну почему именно сейчас! --- восклицает Фаттахова, -  О боже, ну почему, ну почему я не имею права на счастье?!» «А мне здесь нравится, особенно люди: какие-то они все здесь уверенные, спокойные и добрые!» - беспечно щебечет Карин Берг, прошедшая ускоренный курс подготовки разведчиков и потому не способная трезво оценить, куда она попала, и предвидеть, чем закончится ее первое задание. На границе миров стираются различия между агентом и его двойником, но именно стратегия производства фантомных тел шпионажа обезоруживает советских пограничников, отвлекая их внимание от действительных целей зарубежной агентуры. Полковник Корешников, одинаково хорошо способный контролировать поперечно-полосатую и гладкую разметку контрольно-следовой полосы, проваливается в зазор между замещаемым и замещающим и попадает в кольцо аутоэротизма. Муладхара Корешникова, впустив шпионок, закрывается мула бандхой, и по лицу его пробегает легкая дрожь от физиологического наслаждения процессом задержания - граница на замке.

Лучшие кинематографические специальные агентки

moskovitza (с)

0

7

7. Тамара Ефимова, более известная как «Сука».

Лучшие кинематографические специальные агентки

«Сверчков и Крошин, позаботьтесь о безопасности Тамары Ефимовой: на это обращаю особое внимание!» - инструктирует полковник Зарубин руководителей группы захвата опасного преступника Брунова. И действительно, в финальной сцене фильма «Золотая мина», впервые показанного по Центральному телевидению 24 июня 1978 года, задержанию матерого бандита Брунова в баре курортной гостиницы уделено столько же внимания, сколько обеспечению физической защиты Ефимовой: ее прикрывают своими телами как минимум две оперативницы. Очевидно, столь тщательно оберегаемая Тамара – ценный и трудновозобновляемый ресурс специальных структур, а именно «источник», т.е. завербованная осведомительница или «сука», как, красуясь перед опергруппой, аттестует ее схваченный Брунов.

Золотая мина (1977) - Встреча в кафе (Спасибо за любовь)

Кураторам Тамары, разумеется, не составило труда вывести свой объект на Брунова, используя его потаенные страхи. Опытный кинодраматург Артур Макаров переписал робкий сценарий отставного сотрудника ГУВД Ленинграда Павла Грахова так, чтобы фраза, содержащая ключ к личной драме Брунова, рано потерявшего отца и «воспитанного» манерным пластическим хирургом Яном Подниексом, досталась актрисе Жанне Прохоренко: «Ян Карлович - страшный человек. Это он сделал Борю таким». Олег Даль предельно убедителен в роли клозетного гея – фотографа, оклеившего стены своей квартиры картинками из модных журналов, мучительно переживающего свою «инаковость», скрывающего ее от себя и от окружающих. Фраеру на отдыхе положена роскошная маруха, а латентному гомосексуалисту – «борода», публичная «подруга». Именно благодаря «бороде» Тамаре, статус которой начальство повышает прямо на глазах зрителя -из разряда «дамочек, к ресторану привычных» она переходит в обслуживающий персонал только что открывшегося мегаломанского интуристовского гостиничного комплекса «Ялта»- пустившемуся в бега Брунову удается попасть в разгар курортного сезона на территорию этого вожделенного режимного объекта, штат которого тщательно укомплектован т.н. «компетентными органами» (не случайно мелькнувший в кадре в сцене задержания Брунова бармен, очевидно, в чине не ниже майорского, вновь появляется в эпизоде снимавшегося здесь же годом позже фильма «Новые приключения капитана Врунгеля»).

Лучшие кинематографические специальные агентки

Манекенщице Ленинградского дома моделей одежды Елене Фомченко, которую на съемочную площадку привела Неля Баркова, бессменный ассистент по актерам режиссера Евгения Татарского, попадание в образ далось легко. Модельный бизнес традиционно считается средой, где опера вербуют информаторок и осведомительниц или обеспечивают прикрытием (официальным трудоустройством) ранее завербованных «с улицы». Манекенщица – фантомное тело, идеальный топос существования специального агента; демонстраторка моделей одежды демонстрирует записи на теле, подлежащие декодированию присваивающим взглядом и, тем самым, избегает подлинного разоблачения. К сожалению, для Фомченко, как и ее для ее коллег  с обложек журналов мод, промелькнувших на экранах в фильмах этой 10-ки – рижанки Аснате Смелтере («24-25 не возвращается») и эстонки Файме Юрно («Здесь проходит граница»), этот опыт перенесения на экран жизненных реалий оказался единичным.

Лучшие кинематографические специальные агентки

moskovitza (с)

0

8

8. Лидия Флоря, она же Мария Валуце, она же Лидия Северинова, она же «Актриса», она же Агент № 12.

Лучшие кинематографические специальные агентки

Роковая красавица Мария Валуце, нелегально проникшая на территорию Молдавии под личиной фольклористки Лидии Флоря, без труда влюбляет в себя талантливого кишиневского пианиста Штефана, а её коллеги из базирующегося в Вене разведцентра среди бела дня похищают приехавшего на международный симпозиум отца музыканта - профессора Андрея Ротаря и пытаются склонить его к научному сотрудничеству при помощи добытого шпионкой компромата. В 1976 году, когда студия «Молдова-фильм» поручила дебютанту Иону Скутельнику постановку фильма «Агент секретной службы», трудно было представить себе менее своевременный сюжет: в недавно открывшемся в пригороде австрийской столицы Международном Институте прикладного системного анализа – детище усилий президента Джонсона и предсовмина Косыгина -западные ученые предавались совместным научным исследованиям с коллегами из Восточного блока под приглядом председателя Лондонского зоологического общества лорда Солли Цукермана и зятя «царевича Алексея» Джермена Гвишиани, в Москве заработал созданный все тем же Гвишиани филиал МИПСА – Всесоюзный научно-исследовательский институт системного анализа, а только что учрежденный в Вене совзагранбанк «Донаубанк» планомерно перекачивал «золото партии» на зарубежные счета бенефициаров из Политбюро.

Агент секретной службы

Но сценарист Михаил Маклярский, взяв за основу триллер молдавского писателя Иосифа Фрейлихмана «Сюрприз-12», впервые опубликованный в 1957 году, многократно переиздававшийся в составе суперпопулярного омнибуса «Щупальца спрута», библиотечные экземпляры которого были зачитаны до состояния Кумранских свитков, и получивший культовый статус в Венгрии (перевод выдержал несколько изданий, а в 1977 году был адаптирован маститым Тибором Хорватом для комикса Атиллы Фазекаша в газете «Непсаба»), в своем последнем шпионском фильме (он не дожил девяти месяцев до всесоюзной премьеры в марте 1979 года), снова сделал то, что всегда ему удавалось лучше всего – придумал целую сеть хорошо законспирированных австро-венгерских шпионов. Австро-Венгрия в свое время «слиняла в три дня», но самая большая разведывательная агентура континентальной Европы, конечно же, никуда не делась. Часть т.н. «австрийских военнопленных» трудоустроилась в разведуправлении ГШ РККА и попала под английскую зачистку «немецко-троцкистских шпионов» в 1937 году, а остатки агентуры, законсервированной в странах Восточного блока под цели британского проекта «Израиль», были слиты в рамках т.н. «разоблачения сионистского заговора». Маклярский, «подтянутый, седоватый джентльмен с иронической всезнающей усмешкой на губах» (каким он запомнился слушателям Высших сценарных курсов), выдававший себя за сына одесского портного, арестовывался в ходе каждого из этих процессов, и каждый раз, как и положено английскому куратору, выходил сухим из воды.

Лучшие кинематографические специальные агентки

Среди странных, причудливых порождений фантазии Маклярского, напоминающих самого известного из его големов Николая Хохлова, изображавшего австрийского поляка, уроженца Трансильвании, - таких как заезжий коммерсант Юджин Каминский, невесть что забывший в Кишиневе, неприметная киоскерша Галина Няга, она же связная Мюллер, испуганная переводчица фрау Штудлер, -  по праву выделяется самодостаточная и решительная агентка Флоря. Если у Фрейлихмана Лидия Северинова, дочь белогвардейца, отправляющаяся на свое первое задание в СССР – молодая, «не более двадцати пяти лет, живая, остроумная, стройная блондинка с пышными вьющимися волосами, большими голубыми с живой искоркой глазами, полуприкрытыми длинными ресницами и пухлыми, красивого рисунка губами», то в фильме это матерая 35-летняя разведчица с большим опытом работы в поле и уникальными боевыми навыками, сумрачная, выгоревшая на работе профессионалка. Скутельник доверил роль блистательной Ирине Мирошниченко, уже имевшей опыт работы в шпионском кино – в вышедшем в 1971 году криптоколониальном боевике сына режиссера Файнциммера «Миссия в Кабуле» она сыграла агентку Марину Сурицкую, в которой зрители узнали британскую разведчицу Евгению Шелепину, секретаршу Льва Троцкого и жену Артура Рэнсома, приставленую к первому из трех одновременно отправившихся в Афганистан советских посольств, конкурировавшихза право контролировать канал переправки царского золота английским кураторам большевиков. «Она не просто заблуждающийся человек - она враг!» -  с содроганием говорит о Флоря полковник Василаке, и безжалостная разведчица с холодным блеском карих глаз, повернувшись к зрителю, подтверждает: «Я - агент номер 12. Это моя профессия. И больше ничего. Ненавижу. Ненавижу».

Лучшие кинематографические специальные агентки

moskovitza (с)

0

9

9. Ирина Равская, она же «Купюра», она же «Щука».

Лучшие кинематографические специальные агентки

Телеспектакль «Самоубийство», поставленный в 1981 году ветераном Ленинградского телевидения Иваном Рассомахиным по повести редактора отдела морали и права журнала «Огонек» Виктора Пронина «С утра до вечера вопросы», погружает зрителя в странный призрачный мир социалистического предпринимательства, извлекающего прибыль из искусственного дефицита и криминализации повседневной экономической деятельности – мир «опытных комиссионных спекулянтов западногерманскими и японскими магнитофонами и транзисторами», валютных проституток и фарцовщиков, счастливых обладателей чеков Внешпосылторга, завсегдатаев ресторана гостиницы «Интурист», отплясывающих под запретные мелодии и ритмы зарубежного ВИА «Чингиз Хан», всесильных товароведов и товароведьм.

Rocking Son Of Dschinghis Khan

Такой ведьмой предстает в воображении простодушных («честных») ленинградских следователей Демина и Кувакина, бедных завсегдатаев пирожковых и пышечных, загадочная организаторка валютной торговли, известная в милицейских сводках под кличкой «Купюра». «Дамочка, по слухам, довольно приятной наружности, очень осторожная, ни с кем в контакт не вступает, выходит обычно сразу на иностранца, без каких бы то ни было посредников, - инструктирует своих подчиненных начальник следственного отдела РУВД Рожнов, – Мы знаем некоторых ее клиентов, знаем кое-какие ее приемы, но сама она пока остается неуловимой. Умеет заметать следы». Вот почему, когда в ходе расследования самоубийства иногородней студентки Селивановой, использовавшей итальянскую лиру в качестве книжной закладки, следователи выходят на усталую, замордованную, с трудом молодящуюся 40-летнюю хозяйку притона Ирину Аркадьевну Равскую (прима театра им. Комиссаржевской Наталья Орлова), они не сразу понимают, с кем (и чем) имеют дело.

Лучшие кинематографические специальные агентки

А насторожить их могла бы уже планировка «бордельеро» Равской, оборудованного, как и конспиративная квартира ВГУ, на которой встречались Соболевская с Дежаном, потайной комнатой для фотофиксации досуга посетителей – «потасканных заморских кавалеров», как называет их Демин. Равская – креатура УКГБ по Ленинграду и области, специальная агентка, операторка элитных девушек по вызову Ларисы, Зины и Гали (пригласившего на их роли Ларису Леонову, Эру Зиганшину и Лейлу Киракосян режиссера Рассомахина можно по праву считать пионером новомодного «слепого кастинга»), пылесосящая розничный валютный рынок под крышей и в интересах бригадиров с Литейного. «Все станет известно людям, над которыми ваше начальство не властно!» - недвусмысленно предупреждает Равская озадаченных милиционеров. «Понимаю... Конечно, теперь уж не мы с вами будем заниматься, Ирина Аркадьевна, или как вас еще величают?..» - смущенно осекается Демин, для которого оперативный псевдоним специальной агентки Равской так и останется тайной.

Лучшие кинематографические специальные агентки

moskovitza (с)

0

10

10. Лена Козлова, она же Наташа Белая, она же Света Кораблева.

Лучшие кинематографические специальные агентки

Маленькая книжечка «Секспионаж: эксплуатация секса советской разведкой», выпущенная нью-йоркским издательством «Харкорт Брейс Йованович» в 1976 году, вернула интерес к советским «ласточкам» и вызвала волну беллетризаций и экранизаций. Корреспондент Агенства печати «Новости» в США Геннадий Герасимов спешил поделиться со своей аудиторией впечатлениями о только что прочитанном «почти патологическом сочинении Дэвида Льюиса»: «Советская сторона, сообщается напуганному читателю, создала на базе «извечной сексуальной привлекательности теплого и податливого человеческого тела» развитую разведывательную индустрию. Причем наряду с «телами» красных соблазнительниц следует опасаться и технических новинок: зеркал или даже обоев, с другой стороны оказывающихся прозрачными, радиопередатчиков в накладных искусственных грудных сосках, видеомагнитофонов, работающих во тьме кромешной, препаратов, меняющих поведение в сторону куража…»

Море не кончается нигде - Кольцо из Амстердама

Одним из первым откликнулся на публикацию Льюиса отставной шпион Олег Грибанов, он же беллетрист Олег Шмелев. В повести «Знакомый почерк», написанной совместно с Владимиром Востоковым и опубликованной журналом«Огонёк» в 1977 году, Грибанов, «насмотревшийся всякого» через дырку в стене конспиративной квартиры ВГУ, с содроганием описывает уникальные эротические переживания штурмана советского торгового флота Юрия Фастова, попавшего в «медовую ловушку» двадцатилетней сексшпионки Наташи «Белой»: «Он вернулся домой на следующее утро. Он узнал за эти сутки много такого, чего при всем своем довольно многообразном опыте не успел узнать за предыдущие тридцать семь лет жизни. А на следующее утро все представилось не таким уж и гадким».

Лучшие кинематографические специальные агентки

«Да, шальные деньги понюхал, смазливая девочка поцеловала, и все – готов!» – суммирует нехитрый метод вербовки Фастова куратор контрабандного канала, майор госбезопасности Краснов в экранизации повести, осуществленной опытным режиссером Владимиром Чеботаревым и вышедшей в прокат под названием «Кольцо из Амстердама» в марте 1982 года. «Подставные девочки» Белая и Черная выведены в фильме как студентки института культуры Лена и Зоя(Валентина Воилкова и Ольга Мясникова), выполняющие за контрразведчиков всю черновую работу, пока те, имитируя бурную деятельность, бесцельно фланируют по традиционно кишащему шпионами Новодевичьему кладбищу – на его сумрачных аллеях назначали встречи герои «Операции “Феникс”» Прудникова, соблазнительная юная разведчица Эрна Эгер из «Второго раунда» Тараданкина и Фесенко, и, конечно же, сногсшибательная агентка ЦРУ Брижитт «Бэйби» Монфор, одну из книг о московских похождениях которой Лу Карриган так и назвал: «Новодевичье, 6 ноября».

Лучшие кинематографические специальные агентки

Через год после премьеры «Кольца из Амстердама» режиссер Евгений Татарский пригласил Валентину Воилкову в свой новый фильм – «Колье Шарлотты». Отважные эксперименты с нелинейным повествованием в тексте Востокова и Шмелева, переданные Чеботаревым на экране через серию монохромных флешбеков, очевидно, навели Татарского на мысль превратить сюжетную линию героини Воилковой – Светланы Кораблевой в своеобразный приквел «Кольца» - историю вербовки будущей «подсадной» девочки чекистскими бригадирами. Артур Макаров перелопатил сценарий Анатолия Ромова – ученический компендиум популярных шпионских тропов, решительно убрав из него пару опытных «подсадных» агенток «высшего класса» - яркую блондинку Агнесс и брюнетку Эвику, перешедших на оперативную работу в бар валютной гостиницы из Дома моделей. «Фифочка» Кораблева, «целомудренная до омерзения», по ее собственным словам, простушка, радующаяся добытому по случаю братом-фарцовщиком платьицу-марлевке из магазина «Ганг», на глазах у зрителей подвергается жесткой гебешной разводке. Невозможно без содрогания смотреть, как злобный полковник Серегин раздевает Светлану хищным взглядом маньяка: «Вот на вас джинсы, с рук они стоят 180 рублей, примерно в такую же цену сапожки. Наверно, есть кожаное пальто, дубленка – есть ведь?  Возникает вопрос: откуда все это?» «Спрос за шмот» - популярный гебешный прием; за разговорами о нетрудовых доходах и культе потребления, ведущем к духовному обнищанию и моральной деградации, скрывается извращенный товарный фетишизм оперов («Странная была студентка Селиванова - две дубленки, сапожки такие, что сам бы носил», - проговаривается участковый в «Самоубийстве»), распространяемый ими на потенциальных рекрутов. Такими же обещаниями заманивает в фильме «Секретное оружие», вышедшем на экраны 3 марта 1985 года - через три месяца после премьеры «Колье Шарлотты», полковник Худенко в школу сексшпионажа бедную сиротку Елену Козлову (Линда Хэмилтон, только что закончившая съемки в «Терминаторе»).

moskovitza (с)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Лучшие кинематографические специальные агентки