Чем интересен фильм «Валькины паруса»?
Экранизировать повести Владислава Крапивина – трудное занятие. И довольно неблагодарное. Потому что невозможно передать крапивинское «лёгкое дыхание» и прозрачность воздуха, из которого фантастически возникают мальчики-и-каравеллы. Я бы предложила рассматривать фильмы, снятые по сюжетам Крапивина, как отдельные произведения, ибо киноистория всегда будет уступать литературному первоисточнику. Итак, «Валькины паруса» (1974) – вещь прекрасная, хотя книга, понятное дело, гораздо лучше.
Глав-герой – Валька Бегунов (говорящая фамилия – беглец) – хороший парень, которому не нравится быть в «толпе».
Но. Фильм высвечивает одну серьёзную проблему, поднимаемую Крапивиным – даже в коллективистском обществе можно быть «закрытым» человеком и не собирать металлолом. И не петь хором. Самая важная фраза: «А я не умею петь хором». Глав-герой – Валька Бегунов (говорящая фамилия – беглец) – хороший парень, которому не нравится быть в «толпе». Более того, когда я первый раз смотрела этот фильм – а было мне лет семь-восемь, Бегунов показался мне отщепенцем и довольно злым пацаном.
Однако это почти единственное изображение положительного индивидуалиста в советском детском кино.
Как можно сидеть и рисовать, если твои товарищи заняты металлоломом?! Все – даже заумный «астроном» в очочках – все, кроме Вальки. С годами отношение к персонажу изменилось в иную сторону. Однако это почти единственное изображение положительного индивидуалиста в советском детском кино. Задолго до «Чучела» показали, что коллектив может быть не прав. Больше того, нам дали понять, что не все пионерские лидеры – одинаково «полезны».
Поборник ярого коллективизма – пионервожатый Равенков - типичный функционер, для которого важны отчёты и – показуха.
Поборник ярого коллективизма – пионервожатый Равенков (говорящая фамилия от пресловутого «равенства» или «равнения») – типичный функционер, для которого важны отчёты и – показуха. Он беспрестанно всех строит, болтает о коллективизме и невозможности «отрыва от общности». К слову, именно такие потом первыми предали советскую систему и устремились делать бизнес. Другой вожатый, из пионерлагеря – Сандро – тотальная противоположность Равенкову.
Фильм хорош своей неоднозначностью – один и тот же человек может нагрубить малоприятной девочке и – защитить слабых...
Сандро насквозь видит людей и понимает, что Валька – особый (в лучшем смысле этого слова). «Будет ли плохой человек подниматься до зари, чтобы взглянуть, как барабанщики встречают солнце?» Фильм хорош своей неоднозначностью – один и тот же человек может нагрубить малоприятной девочке и – защитить слабых, спасти барабан и – не прийти на важный сбор, считать своё увлечение – единственно достойным и – поддержать друга. Нам явили сложного в общении мальчика, у которого чистый и пронзительный взгляд.
Единственное, такой человек вряд ли будет счастлив, особенно во взрослом состоянии – это путь одиночки...
Единственное, такой человек вряд ли будет счастлив, особенно во взрослом состоянии – это путь одиночки. В своё время я читала публикацию о том, что герои Крапивина – это клан обречённых. В детстве ещё можно быть такими особыми и непримиримыми, а вот в зрелые лета надо учиться гибкости. Не прогибаться, а – понимать «соседа» и вообще – другого. А крапивинские мальчики идут напролом. Но всё это в неясном будущем, а пока схватку выигрывает Бегунов. Что характерно, ребята принимают сторону Вальки – крапивинский ребёнок-аристократ не может не победить.
Зина Корзина (с)