Фильм «Возвращение», получивший международное признание, был воспринят как возвращение в российское кино мифа о вечном возвращении. Успех картины должен был бы стать поводом для обстоятельного разговора об удивительно богатой и не имеющей мировых аналогов традиции нашего кино – исследовании феномена Возвращения. Однако этот разговор не состоялся. А жаль – если бы члены жюри Венецианского фестиваля, отметившие высокой наградой напыщенную пустоту, посмотрели хотя бы несколько фильмов из тех, о которых пойдет речь, они в немом благоговении склонились бы перед действительными мастерами российского кино – создателями картин о вечном Возвращении.
Разумеется, говоря о феномене Возвращения, мы не имеем в виду сиквелы успешных коммерческих киноподелок («Бэтмен возвращается», «Мумия возвращается», «Супермен возвращается» – примеры такого киномусора можно множить и множить). Секуляризованному западному миру кинотрадиция подлинного Возвращения попросту чужда. Слова Арнольда Шварценегера «I’ll be back» обращены не к российскому зрителю, а к западной публике, жаждущей непрерывного продолжения банкета, но боящейся катарсиса.
Возвращение (2003) трейлер
В нашем кинематографе о Возвращении, насчитывающем более полусотни несомненных удач, исследуется феномен возвращения демобилизованного воина из рядов Вооруженных Сил. Как известно, изъятый на два-три года из привычных для него хода времени и точки пространства новобранец попадает из мирского измерения в сакральное. Не зря защита отечества – это именно священный долг, а не только почетная обязанность. Исполнение священного долга предполагает иерофанию - вторжение священного в мирскую жизнь, благодаря чему становится возможным общение новобранца с миром богов. Солдат получает уникальную возможность прикоснуться к нижним ступеням небесной иерархии, а, встав на цыпочки – из солдата превратиться в нечто большее - Ефрейтора, Сержанта или Старшину.
Но вот наступает трагический момент возвращения из сакрального армейского измерения в профанное (мирское), туда, где протекает повседневная человеческая жизнь. Это и есть истинное испытание героя нашего кино о Возвращении. Дембельская кинодрама – это всегда рассказ о том, как захлопывается за героем дверь в глухой стене, и он осознает фантоматичность мира, который раньше считал реальным. Именно наш дембельский кинематограф - задолго до братьев Вачовски – показал зрителю онтологическую нереальность обычного времени и пространства – ту самую Пустыню Реальности.
Возвращение. Фильм. Драма. Лучшие Драмы. StarMedia
moskovitza (с)