Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » “Возвращение”, или L'éternel Retour du mythe


“Возвращение”, или L'éternel Retour du mythe

Сообщений 1 страница 10 из 14

1

Фильм «Возвращение», получивший международное признание, был воспринят как возвращение в российское кино мифа о вечном возвращении. Успех картины должен был бы стать поводом для обстоятельного разговора об удивительно богатой и не имеющей мировых аналогов традиции нашего кино – исследовании феномена Возвращения. Однако этот разговор не состоялся. А жаль – если бы члены жюри Венецианского фестиваля, отметившие высокой наградой напыщенную пустоту, посмотрели хотя бы несколько фильмов из тех, о которых пойдет речь, они в немом благоговении склонились бы перед действительными мастерами российского кино – создателями картин о вечном Возвращении.

“Возвращение”, или L'éternel Retour du mythe

Разумеется, говоря о феномене Возвращения, мы не имеем в виду сиквелы успешных коммерческих киноподелок («Бэтмен возвращается», «Мумия возвращается», «Супермен возвращается» – примеры такого киномусора можно множить и множить). Секуляризованному западному миру кинотрадиция подлинного Возвращения попросту чужда. Слова Арнольда Шварценегера «I’ll be back» обращены не к российскому зрителю, а к западной публике, жаждущей непрерывного продолжения банкета, но боящейся катарсиса.

Возвращение (2003) трейлер

В нашем кинематографе о Возвращении, насчитывающем более полусотни несомненных удач, исследуется феномен возвращения демобилизованного воина из рядов Вооруженных Сил. Как известно, изъятый на два-три года из привычных для него хода времени и точки пространства новобранец попадает из мирского измерения в сакральное. Не зря защита отечества – это именно священный долг, а не только почетная обязанность. Исполнение священного долга предполагает иерофанию - вторжение священного в мирскую жизнь, благодаря чему становится возможным общение новобранца с миром богов. Солдат получает уникальную возможность прикоснуться к нижним ступеням небесной иерархии, а, встав на цыпочки – из солдата превратиться в нечто большее - Ефрейтора, Сержанта или Старшину.

Но вот наступает трагический момент возвращения из сакрального армейского измерения в профанное (мирское), туда, где протекает повседневная человеческая жизнь. Это и есть истинное испытание героя нашего кино о Возвращении. Дембельская кинодрама – это всегда рассказ о том, как захлопывается за героем дверь в глухой стене, и он осознает фантоматичность мира, который раньше считал реальным. Именно наш дембельский кинематограф - задолго до братьев Вачовски – показал зрителю онтологическую нереальность обычного времени и пространства – ту самую Пустыню Реальности.

Возвращение. Фильм. Драма. Лучшие Драмы. StarMedia

moskovitza (с)

0

2

Из приоткрывшейся двери в мир вечно живущих возвращается дембель к вечно умирающим. Поэтому лучшие воспоминания – всегда из армейской жизни, поэтому и нет конца рассказам из солдатского ранца. Но как же справляется герой дембельского кино с этим кошмаром?

“Возвращение”, или L'éternel Retour du mythe
 
Конечно, первое желание Дембеля – это желание остаться там, среди вечно живущих – хотя бы на сверхсрочной. Прекратить мучительную череду рождений и смертей и отдаться чистым негам как праведник в садах ал-Джанна, где его встречают девы черноокие, большеглазые, подобные жемчугу хранимому. Именно таковы гурии, в объятия которых стремится ефрейтор Костя Збруев из всенародно любимого дембельского фильма «СЕМЬ НЕВЕСТ ЕФРЕЙТОРА ЗБРУЕВА» (режиссер Виталий Мельников, 1970). Ефрейтор Збруев (прекрасный актер Семен Морозов), фотография которого попала на обложку журнала "Умелый воин", после демобилизации отправляется в длительное путешествие от украинских степей до дальневосточной тайги выбирать невесту.

7 невест ефрейтора Збруева. Лучшие эпизоды. HD

Но увы – пространство сакрального захлопнулось за Костей. Было семь невест - не осталось ни одной!

Семь невест ефрейтора Збруева

moskovitza (с)

Отредактировано Алина (2020-06-15 08:56:13)

0

3

В небесной любви герою отказано, как и Володе из прекрасной картины «МОЛОДАЯ ЖЕНА» (режиссер Леонид Менакер, 1978).

“Возвращение”, или L'éternel Retour du mythe

Вернувшись из армии, Володя привез с собой в деревню новую подружку. Он не понимает, что это - зловещий суккуб, лишь выдающий себя за гурию из священных садов ал-Джанна (Елене Мельниковой потрясающе удалось раскрыть зловещее обаяние порока). Своим поступком Володя опозорил бывшую невесту Маню (проникновенно лиричная Анна Каменкова) перед односельчанами. Назло всем и себе, Маня взяла и вышла замуж за Алексея, молодого вдовца из соседней деревни. Работящий и хозяйственный мужчина мог бы стать для своей жены «каменной стеной», но оказалось, что путь к настоящему семейному счастью долог и тернист.

Фильм недвусмысленно дает понять, что решение Володи - оставить дверь между мирами приоткрытой - вызывает череду неконтролируемых событий и может быть смертельно опасно или попросту смертельно. Предостережением об этой опасности звучит знаменитая фраза из фильма: «Тапки белые пора покупать, а вы всё комбинашки перебираете».

Молодая жена (советский фильм мелодрама 1979 год)

moskovitza (с)

Отредактировано Алина (2020-06-15 08:58:29)

0

4

“Возвращение”, или L'éternel Retour du mythe

Травма Возвращения иногда выражается и в том, что провоцирует героя на побег из привычного обжитого пространства. Такова история Андрея Должикова из фильма «ЧЕСТНЫЙ, УМНЫЙ, НЕЖЕНАТЫЙ...» (1981, режиссер Алексей Коренев). Отслужив в армии, Андрей уезжает на строительство БАМа. Заработав себе авторитет и славу первопроходца, он взял отпуск и приехал домой - к друзьям и любимой.

Честный, умный, неженатый. (1981). Отрывок.

Но он не может найти себе дела, вскоре начинает понимать, что здесь он совсем чужой и, не дождавшись окончания отпуска, уезжает снова на БАМ. В фильме опять звучит тема бегства в сады ал-Джанна. Она представлена песней в исполнении Андрея Миронова:
О любви всё твержу тебе заново.
Но когда зря твердить надоест,
Так и знай - я уеду в Иваново,
А Иваново - город невест.

Честный, умный, неженатый... (драма, реж. Алексей Коренев, 1981 г.)

Герой бежит от своих корней, не понимая, что избавиться от ярма бытийственности таким образом невозможно.

moskovitza (с)

0

5

Возвращение в профанную среду, воспринимаемую дембелем как хаос, часто вызывает у Возвратившегося желание броситься наводить порядок в густых потемках Кали-Юги. Такое случилось в фильме «НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ» (режиссер Владимир Роговой, 1976).

“Возвращение”, или L'éternel Retour du mythe

Бравый десантник (первая работа в кино легендарного Сергея Жданько) возвращается из армии и пытается навести порядок в своем родном городке - вырвать из-под влияния местного 17-летнего хулигана по кличке Гоголь группу мальчишек…

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ. Реж. Владимир Роговой. 1976. Социальная драма.

moskovitza (с)

0

6

О том же – прекрасный фильм Юрия Слупского «ПОСЛЕДНИЙ ГЕЙМ» (1981).

“Возвращение”, или L'éternel Retour du mythe

Отслужив в армии, Игорь Балагур возвращается в родной город. Узнав о самоубийстве своего друга Стаса Оленича, многообещающего ученого и талантливого теннисиста, герой начинает собственное расследование.

Последний гейм (1981) фильм

moskovitza (с)

0

7

Отслужив положенный срок в десантных войсках, Константин из фильма «ПРОСТИ НАС, ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ» (1984, режиссер Михаил Якжен) возвращается домой, где, как он уверен, его ждут друзья и любимая девушка Лена (Вера Глаголева).

“Возвращение”, или L'éternel Retour du mythe

Но, попав в первый же день своего приезда на пикник, он знакомится с преуспевающим тридцатипятилетним Аликом (Родион Нахапетов) - женихом Лены. Герой пытается отстоять свою любовь и объясниться с любимой.

Прости нас, первая любовь (1984) фильм смотреть онлайн

moskovitza (с)

0

8

Возвратившийся зачастую не понимает, что полученное им сокровенное знание неведомо профанам, и потому оказывается в драматической конфликтной ситуации с окружением, как в фильме «ДЕРЕВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ» (1981, режиссер Виталий Каневский).

“Возвращение”, или L'éternel Retour du mythe

Отслужив в армии, повидав мир, Григорий Горелов (яркая роль Сергея Проханова) возвращается в родной колхоз. Он мечтает о счастливой жизни для себя и односельчан. И берется за дело по-хозяйски — так, что и с председателем не боится спорить, убеждая его в том, что нет ничего важнее засеянной вовремя земли. Hо оказалось, что его помощь и его инициативы никому не нужны.

ДЕРЕВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ (советский фильм мелодрама 1981 год)

moskovitza (с)

0

9

И все же герой дембельской драмы находит средство борьбы с синдромом Возвращения. Это неистовая тяга к труду, которая вначале воспринимается как комедийный профанный креационизм, этакая пародия на творение. Но в лучших образцах дембельского кино становится понятен действительный смысл работы – это глубоко укорененная в нашей святоотеческой традиции притрудная просьба о спасении.

“Возвращение”, или L'éternel Retour du mythe

Самым ярким из таких фильмов по праву считается «С ВЕСЕЛЬЕМ И ОТВАГОЙ» (1973, режиссер Алексей Сахаров) После службы в армии Николай Семенов, прозванный односельчанами Кураем-Перекатиполе, возвращается в рыболовецкий колхоз и поступает работать вторым механиком на рыболовецкий сейнер.

С весельем и отвагой (1973)

Правдолюбец и трудяга сначала восстанавливает против себя коллектив, ведь будучи человеком честным и принципиальным, он не хочет закрывать глаза на неполадки на сейнере. Но очень скоро Курай завоевывает авторитет и становится лидером.

moskovitza (с)

0

10

То, что рукоделие – это путь трезвения сердца, хорошо понимает Ленька Парасочка, герой популярной ленты «ОБОЧИНА» (1978, режиссер Вячеслав Никифоров).

“Возвращение”, или L'éternel Retour du mythe

Отслужив в армии, он вернулся в родной город, устроился в автопарк и продолжил тем самым отцовскую традицию. Его наставником стал Петр Демьянович Волович, который умел добывать деньги "левыми поездками" и разного рода "операциями". Видел Ленька, что живет Волович широко, не по средствам, но поначалу как-то не задумывался об источниках богатства. Видимо потому, что был влюблен в дочь Воловича Люсю...

Обочина (1978)

moskovitza (с)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » “Возвращение”, или L'éternel Retour du mythe