Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Огонь полноты бытия Федерико Феллини


Огонь полноты бытия Федерико Феллини

Сообщений 11 страница 20 из 24

11

Джульетта и духи / Giulietta degli spiriti

Огонь полноты бытия Федерико Феллини

После бесконечных мук карнавала и человеческих судеб, погрязших и запутавшихся в нём, Федерико Феллини дарит своим зрителям необыкновенный по красоте образец веры в человека. Этим светлым лучиком в тёмном царстве, проводником надежды становится его верная спутница Джульетта Мазино.

Эта картина показалась мне совершенно не связанной ни со «Сладкой жизнью», ни с «8 ½». Создаётся такое ощущение, будто режиссёр решил отдохнуть от взбалмошного неприкаянного общества и вернулся к характерам детским и наивным, характерам уже созданным им в «Дороге» и «Ночах Кабирии». И хотя главная героиня, Джульетта, находится посреди «праздника жизни» она вовсе не вовлечена в него. Об этом нам говорит всё: её одежда, обстановка дома и занятия, которыми она занимается в свободные часы. На сумасбродство своей соседки она смотрит лишь раз, в подзорную трубу, от чего становится ясно, как далёка она сама от всего этого.

Но в спокойствие и радость будней главной героини врывается целая толпа духов. Следует сразу пояснить, что с мистикой здесь нет ничего общего, ведь среди этих духов мы видим живых людей из окружения Джульетты. Каждый дух Джульетты это её страх и сомнение, проявившиеся из-за внезапно рухнувших иллюзий главной героини. Муж для Джульетты был всем, и, теряя его, она теряет саму себя. А ко всем страхам примешивается чувство стыда, боязнь переступить дозволенную черту, за что она немедленно должна быть «сожжена».

Джульетта и Духи (Федерико Феллини)

Сначала Джульетта отдаётся своим духам, следует за ними. И чем больше она слушает эти голоса, тем больше их становится. Тут появляются соблазны в лице «тореадора-романтика» и роковая наставница Сузи в гениальном исполнении Сандры Мило. Примечательно как Феллини подчеркнул перемены в душе Джульетты. Цвет её одежды постепенно меняется из чистого, белого в ярко-красный. Джульетта чуть было не совершает роковой ошибки, но, испугавшись, бежит прочь со всех ног.

Спасением для Джульетты является дух её дедушки, который по сути является золотой серединой между придуманной моралью и нравственным падением. Ведь дедушка этот когда-то не побоялся оставить семьи во имя счастья, но и в то же время спасал маленькую Джулии клетки общественного суда. Джульетта находит силы отринуть материнские приказы, низкие соблазны и страхи одиночества и неизвестности. И в последней сцене фильма она выходит за калитку её искусственного дома и искусственной жизни, она впервые свободна и впервые улыбается искренне, хоть и растерянно.

Если говорить что Феллини в этой картине хотел отвоевать женское право на свободную жизнь, то это будет совершенно неверно. Феллини подарил свой героини не только свободу, но и свободу выбора, право оставаться самой собой, которое зачастую даётся нелегко. Быть чистым и наивным ребёнком посреди бурлящей жизни, обманов и соблазнов, это почти что утопия, в которую, однако же, уверовал великий мастер. Но вера Феллини так тонка и неоднородна, что на протяжении всего фильма мы погружены в фантастичную совершенно нереальную обстановку. И разбираться в этом реальном и не реальном нужно, так же осторожно, как и уметь отбрасывать наши стереотипы и оставлять истинное в настоящей жизни.

0

12

Три шага в бреду / Histoires extraordinaires

Огонь полноты бытия Федерико Феллини

Гордыня о трех головах

Голова 1. Леди Калигула

Падкий на блондинок режиссер Роже Вадим взялся за постановку первой части амбициозного киноальманаха, не забыв позвать на главную роль свою тогдашнюю пассию Джейн Фонду. История высокомерной аристократки, купающейся в роскоши и пресытившейся удовольствиями, могла бы привлечь к себе внимание оригинальной трактовкой рассказа Эдгара По, но Вадим не смог сдержать желание угодить жене: камера подолгу любуется лицом актрисы, крупные планы которой занимают львиную долю хронометража новеллы. По ходу фильма непонятно, какой жанр избрал режиссер: то сказочная музыка и длительные конные прогулки вдоль побережья вызывают ассоциацию с чешской Золушкой, ищущей три заветных орешка, то вид замков, сцены охоты и вражда между представителями высших сословий в основе сюжета навевают мысль о том, что мы смотрим экранизацию «Графини де Монсоро», а то и вовсе видно явное желание режиссера создать нечто маркизодесадовское, но ожидаемые сцены оргий выглядят более чем стерильными. В итоге режиссеру удалось показать не аллегоричность истории, замешанной на готике, о которой просто кричит первоисточник, а костюмированную мелодраму с элементами скудной эротики.

Голова 2. Я есть совесть твоя

Луи Маль во второй новелле стремится быть наиболее приближенным к мотивам и идеям безумного гения По в своем воплощении повествования о самоуверенном и гордом Вильяме Вильсоне, преследуемом по жизни странным двойником. Нервное бледное лицо метущегося и дерганого героя с лихорадочно горящими глазами с первых же минут вовлекает зрителя в напряженное действо, соединившее и мистическую, и детективную составляющую. Пытающийся лидировать и побеждать во всем с самого детства Вильям сталкивается с точной копией себя, появляющейся невесть откуда в решающий момент каждого отрезка бытия героя. Самолюб истерзан этой борьбой, идущей не на жизнь, а на смерть. Делон, играющий Вильсона, ассоциируется с двойственной натурой персонажа, и сюжет, несомненно, приобрел смысл с его участием. Появление женщины в этой мистической истории лишь приближает роковой перелом в извечной схватке. Секс-символ французского кино того времени Бардо, визитной карточкой которой были шикарная грудь и великолепные светлые волосы, предстала в совсем ином обличье: хладнокровная брюнетка во всем черном, мастерски играющая в карты. Бесчестный поступок в отношении этой пусть и холодной, и расчетливой женщины дает толчок к новому появлению двойника. Малю удалось заложить в новеллу идею об ангеле и бесе, живущем в человеке, а Делону — практически предречь двойственность своей натуры.

Голова 3. Герой на героине

Третья новелла была отдана на заклание мастодонту Феллини. Итальянский мэтр и здесь верен себе: достопримечательности неизменного Рима можно увидеть сквозь стекло стремительно мчащегося спортивного автомобиля, которым управляет одурманенный герой ленты — английский актер, приглашенный в Италию для участия в съемках вестерна. Виды Колизея и римских улиц, перекрытых строительной техникой, возможно, хорошо бы вписались в антураж истории, придуманной лично великим Федерико, но вечный город плохо сочетается с американским писателем-мистиком. Натурофеллинизованный Эдгар Аллан По выглядит гротескно: пышные парики студийных чиновников, итальянские старики в очках в толстой оправе, пышнотелые женщины в летах, покачивающие бедрами — все это сквозь туман и сигаретный дым представляется сюрреалистической импровизацией на тему рассказов По. Герой фильма Томи Дэммит, в крови которого в случае медицинского освидетельствования запросто можно обнаружить гремучую смесь из всевозможных наркотических средств, конечно, получился отъявленным мерзавцем и лицемером, продавшим душу дьяволу, представленному в этой фантасмагории в виде девочки, играющей с шаром. Все это увлекающе и подано изысканно, но Феллини пытается шагнуть на территорию раннего Бунюэля, творившего на пару с Дали. Привязка к оригиналу По, пусть и условная, как и хронометраж новеллы, мешают итальянцу развернуться в полную силу. Феллини нужна драматическая ситуация, нужен конфликт в исполнении и перипетии, создающие форму, а здесь лишь кульминация — роскошная, изысканная, с играющим на грани Теренсом Стэмпом, но все ж только кульминация да виды Рима, поданные сквозь призму затуманенного наркотиками взгляда персонажа.

Три шага в бреду (1968) Histoires extraordinaires / Федерико Феллини, Луи Маль, Роже Вадим

0

13

Сатирикон / Fellini - Satyricon

Огонь полноты бытия Федерико Феллини

Понимаю, что это гениально, но эта гениальность за гранью понимания. Логика применительно к феллиниевскому «Сатирикону» — понятие совершенно чуждое и даже глупое. Какая к чёрту логика, какая последовательность, какой сюжет — это произведение в десятки тысяч раз выше всех этих условно-киношных понятий. Потрясный калейдоскоп, лишённый начала, лишённый конца и обделённый цементирующим ядром.

Великий Художник построил целый мир и оживил его безграничной фантазией, безбашенность которой ограничивается лишь теми рамками, которые придумал для неё её же создатель. Однако эти рамки — шире, чем вся наша долбаная Вселенная. Его — Феллини — Вселенная в рамках данного творения — это не просто некий эфемерно-условный Древний Рим, точнее, Рим, зависший между древностью и средневековьем, это по большому счёту обобщённо-неопределённая реальность или псевдореальность, в рамках которой ни что не имеет смысла и ни что не имеет ценности. Она существует во имя пустоты. Её герои — порождение этой пустоты и её будущие жертвы. Их жизнь-существование определяется флюгерным направлением их первобытных инстинктов. Она — жизнь — также не имеет никакого смысла. Два часа пред нашими глазами проносятся предельно реалистичные, неимоверно атмосферно-правдоподобные и тактильно-ощущаемые картинки, выбрасывающиеся в кадр по прихоти творца порой вне всякой киноструктуры, вне всяких «правил» построения сюжетной линии. Это что-то вроде того, когда художник как бы бездумно набрасывает на своё полотно неконтролируемый поток красок. Да, это чистый импрессионизм в кино. Низменные, часто бессмысленные и алогичные страсти героев — тому подтверждение. Можно сказать, что Феллини поставил на вид морально-нравственно-ущербных персонажей и гиперболизировал их отрицательные качества, придал им характер всемирности и всемерности — можно и так. А можно и не так.

1969 Fellini Satyricon DVB HDTV 1080i MGMHDUK satnews

По крайней мере мы видим то, что видим — женоподобного главного героя, страдающего от потери то одного возлюбленного, то другого, устраивающего грандиозный жертвенный плач по поводу временной потери эрекции и запросто обрекающего на верную гибель ни в чём не повинного «полубога»; располневших и потерявших ощущение реальности аристократов, погрязших в самозабвенном разврате и, такое чувство, ради него живущих, и добровольно-торжественно умирающих по мере пресыщения «прелестями существования»; бесконечное количество разукрашенных и размалёванных во всех мыслимых и немыслимых оттенках девиц (точнее, баб или тёлок — так будет справедливее) известно какого поведения, готовых лечь хоть под одного, хоть под другого, хоть друг под друга, хоть под ребёнка, хоть под старика, хоть под человека, хоть под животное. Справедливости ради надо сказать, что, в принципе, существенной разницы между человеком и животным здесь не наблюдается.

На некоторую историчность, на привязанность хоть к какой-то действительности происходящего — действительности последних десятилетий существования тонущего в грязи пороков античного общества, — напоминает небольшая сценка с кроваво-обыденной расправой над каким-то малолетним императором. И ещё: в самом конце главный герой впервые наконец сказал что-то вполне осмысленное, выдав тревожно-безысходную констатацию о неумолимо грядущих переменах в Римском государстве — переменах «нехороших».

Звуковым же фоном всего фильма, помимо соответствующих времени музыкальных мелодий, являются чей-то постоянный истерично-безумный хохот и — самое главное — ветер. Тяжёлые завывания могучего ветра становятся невыносимо-давящими примерно начиная с середины фильма, и затем сопровождают его героев до самого финала. Лично мне этот навязчивый ветер, с одинаково размеренной силой слышимый вне зависимости от того, в каком помещении или вне его находятся персонажи, кажется доказательством пустоты этого позднеримского мира и пустоты душ его жителей. И предвестником его неотвратимо-близкого заката.

0

14

Алина написал(а):

Понимаю, что это гениально, но эта гениальность за гранью понимания. Логика применительно к феллиниевскому «Сатирикону» — понятие совершенно чуждое и даже глупое. Какая к чёрту логика, какая последовательность, какой сюжет — это произведение в десятки тысяч раз выше всех этих условно-киношных понятий. Потрясный калейдоскоп, лишённый начала, лишённый конца и обделённый цементирующим ядром.

По моему личному мнению, роман Петрония Сатирикон вообще сложно экранизировать, и решиться на это может только безумный. А Феллини безумец. Его прочтение романа гениально. И экранизация тоже идеальна. Все человеческие пороки перед глазами. Ничего не изменилось со времён Петрония.

Конечно, фильм — шедевр. Правда, эстетическое удовольствие в чистом виде вряд ли получишь. Но такой задачи и не стояло. Наоборот, Феллини хотел вызвать рвоту. Наверное, человек всегда будет такой, а смотреть на себя стороны всегда сложно. Поэтому и фильм этот считают мерзким. Задача выполнена.

Огонь полноты бытия Федерико Феллини

0

15

Клоуны (ТВ) / I clowns

Огонь полноты бытия Федерико Феллини

Все, кто видел хотя бы пару фильмов Федерико Феллини, могли заметить его странную тягу к цирковому или, если брать уже, клоунскому антуражу. Приключения бродячей труппы в «Огнях варьете»; образ Джельсомины в «Дороге»; фокусник-трубач Полидор, выступавший для Марчелло и его отца в «Сладкой жизни»; финальный парад-алле в «8 1/2 » — все эти и многие другие фрагменты необычайно важны не только для ФеФе-режиссера, но и ФеФе-человека, ибо они глубоко уходят своими корнями в его подсознание, воспоминания о детстве, об утраченных мечтах и иллюзиях. В интервью различных лет Федерико не раз признавался: если бы не пошел по кинематографической стезе, избрал бы цирковое призвание, удрал бы от реальной жизни, как в юности оставил монастырский колледж Фано, дабы ухаживать за больной зеброй в бродячем павильоне. Облик клоуна в глазах мальчика-Феллини имел почти сакральное значение, созданные им клоунские типажи вполне можно вписать в ряд «святых безумцев феллинианы», рыцарей печального образа, сквозь призму грустно-веселых глаз которых во многом взирал на мир сам режиссер.

Картина «Клоуны» явно отталкивается от детских впечатлений Феллини, оставивших столь глубокий след в его душе. Мальчик выскакивает из постели, подбегает к окну и с затаенным восторгом наблюдает священнодействие возведения в ночи циркового шатра. Затем, уже заняв место в зрительном зале, слегка недоумевает при виде «лесного человека», «главного мирового силача», метателя ножей, карликов, тигров и «самых смешных клоунов», играющих на контрабасе, лупящих друг друга молотками и стреляющих из игрушечных пистолетов. Мальчик явно выделяется из толпы, жестокой и холодной, готовой прийти в экстаз при виде заспиртованных в банке сиамских близнецов, выставленных на всеобщее обозрение. И уже потом приходит осмысление, так похожее на прозрение персонажей другого известного «околоклоунского» произведения, «Оно» Стивена Кинга, замечающих за наигранно потешной маской безжалостный блеск звериных глаз. Мальчик не понимает, чем клоуны отличаются от деревенских дурачков, столь привычных его взгляду провинциального жителя: карлицы-богомолки, пострадавшего в войну калеки и «мудреца», считавшего очки на биллиарде и надевавшего старую форму всякий раз, когда в деревне устраивали показы военных фильмов. Мальчик взрослеет.

Os Palhaços (I Clowns, 1970) - Legendado (PT-BR)

В 70-е годы, когда снимались и выходили в свет «Клоуны», мир чудных весельчаков с накладными ресницами, напомаженными губами и толстым слоем белоснежного грима на лице уже практически отошел в прошлое. Театры закрывались, на их месте возникали танцплощадки или пивные бары, уходили из жизни представители виднейших клоунских династий… Кстати, о династиях. Надо признать, что, по мере развития действия фильма, невольно расписываешься в полнейшем неведении относительно циркового искусства в целом и профессии клоуна в частности. Оказывается, за глупым дурачеством, ужимками, прыжками и прочим фанфаронством стоит целая глубинная идеология, имеющая богатейшую историю и стародавние традиции. Съемочная группа Феллини, сама, кстати, немного смахивающая на кочующую труппу, разъезжает по европейским городам и пытается собрать воедино осколки былого циркового величия. Вот Цирк Орфеи, куда в поисках «домашней пантеры» попала и Анита Экберг; вот знаменитые цирки Парижа — Зимний, Новый, Медрано; вот легендарный «Капитан Крюк» — 93-летний директор, историк цирка (да-да, есть и такие!) Тристан Реми, престарелый укротитель Бульон, достославное клоунское семейство Фрателлини… Мы узнаем, что клоуны — совсем не гомогенная каста: есть клоуны белые, а есть рыжие, причем разница между ними весьма ощутима, а сами образы отнюдь не статичны — кто бы мог подумать, они прошли значительную и порой довольно болезненную эволюцию! Временами в клоунской среде разворачивались целые дискуссии — под какую музыку выходить на арену? Какой смысл вложить в ту или иную сценку? Кто создал такой эффектный костюм — ведущий мировой кутюрье или всего-навсего супруга выступающего? Словом, представления автора этих строк о клоунах — возможно, в силу его неведения — изменились на прямо противоположные.

Но Феллини, так по-детски погружающийся в рассматривание «винтажных» фотографий клоунских сценок прошлых десятилетий и в изучение ксилофона, вряд ли преследовал цель просто поностальгировать и провести очередной эксперимент с цветами, светом и тенью. Если вдуматься, клоунов вполне можно сравнить со средневековыми шутами: в завуалированной форме, в шутливой обертке они нередко преподносят горькую правду, а тем, кто наделен способностью видеть, могут еще шире открыть глаза на общественные язвы. И в том, что клоуны якобы потеряли актуальность, винить следует не их. Даже в третьей четверти века лекарство от ран послевоенного времени не было найдено, год от года люди все больше черствели, а их детей все раньше покидала наивность. «Цирк не имеет смысла и вышел из моды» — вдруг это лишь очередное проявление краха европейской цивилизации, выразившееся в утрате части духовных ценностей? Правда, если бы Вам удалось обратиться с подобным вопросом к самому Феллини, этот большой лысеющий кудесник в шерстяном пальто лишь усмехнулся бы в ответ и, возможно, нахлобучил бы на голову потешный колпак.

«Клоуны не исчезли, никуда они не делись. Быть может, просто все разучились смеяться».

0

16

Рим / Roma

Огонь полноты бытия Федерико Феллини

«Рим» бесподобен. Действительно бесподобен. Федерико Феллини с вулканическим жизнелюбием и взглядом, исполненным любви, «на все сто» передает грубоватое и пламенное обаяние Вечного города и кипучий его темперамент. Это пьянящее феерическое сумасшествие без внятного сквозного сюжета — совершенно в духе кинематографических фантазий великого итальянского режиссера. Особенно в той части, где юный провинциал Федерико, впервые приехавший в столицу, окунается в головокружительную атмосферу Рима, чтобы исследовать ее с восторгом неофита.

В этой части — ни минуты покоя, ни одного статичного кадра. Здесь непрерывно кричат, гудят, едят, куда-то перемещаются, танцуют и смеются, беззлобно ругаются (взрываясь и споря), выясняют отношения, митингуют, закипают в уличных пробках; здесь льет дождь и светит солнце, маршируют юные фашисты и воют сирены воздушной тревоги, и живет своей фантасмагорической жизнью очень-очень римский любительский театр…

Трагикомические фрагменты из прошлого и настоящего итальянской столицы перемешаны режиссерской волей и сшиты невидимой нитью его фантазий и воспоминаний в пестрое лоскутное одеяло. Какие сны, должно быть, видел он, укрывшись им с головой. Что в этих фрагментах подлинно, а что — творческий вымысел, так ли уж важно различать? Важно, что между Феллини и Римом — все по сердечной взаимности. И это объяснение в любви между ними — слегка безумное и эксцентричное — совершенно чудесно.

Fellini’s Roma (1972)

Взять, к примеру, удивительный эпизод где строители метро натыкаются при проходке на старинный римский дом с прекрасно сохранившимися цветными фресками и … (не буду спойлерить, что дальше, это надо видеть). Скажу только, что пробирает до мурашек — такая любовь звучит в каждом кадре, такая всеобъемлющая печаль и нежность. И такой мощи гуманистический посыл, что игнорировать его не сможет даже самый жесткий прагматик. Во всяком случае, так кажется.

Римские приключения продолжаются и эксцентрика возрастает по экспоненте: на очереди публичные дома (приветом из прошлого) и дефиле … церковной моды в Ватикане. Оба фрагмента стоят друг друга. Но если к демонстрации публичных домов зритель худо-бедно подготовлен (что называется, не впервой), то показ моды рубит ошарашенное восприятие под корень и валит наповал («точка сборки» при этом резво катапультируется куда-то на пограничные здравому смыслу территории). И это здорово! В какой-то момент достигаешь такой «кульминации и квинтэссенции», что физически чувствуешь, как в мозгу возникают новые нейронные связи. «Воображариум доктора Феллини» — во всей красе!

«Рим — это город иллюзий (подтверждает в конце фильма американский писатель Гор Видал). Здесь сосредоточены церковь, правительство, кино, все они кормят нас иллюзиями. Мы все — неважно вы или я — все мы всё ближе к концу света из-за перенаселения. Конец света неизбежен. А какое место может быть более подходящим для ожидания конца света? Рим. Это идеальное место.» Что ж, вполне может быть.

Наступает ночь. Город пустеет. И еще один чудесный эпизод: Анна Маньяни, возвращаясь домой, оборачивается к нам у дверей своего дома. Очень-очень люблю Анну Маньяни, она точно и прочно ассоциируется у меня с Римом. И как же приятно было услышать, что и для Феллини Рим без нее — не Рим (даже если это преувеличение). Такие синхронности всегда очень греют сердце.

И, наконец, (музыкальной кодой) — великолепный ночной проезд байкеров по прекрасному Вечному городу во всей его (грамотно подсвеченный) древней красе. Поехали…. Замок Святого Ангела на берегу Тибра, Пьяцца Навона, фонтан Нептуна, Обелиск фонтана Четырех рек, Базилика Сант-Аньезе-ин-Агоне, фонтан Мавра, дальше Пьяцца-ди-Спанья, Испанская лестница, Церковь Тринита-дей-Монти и светящаяся бирюзой ладья Баркачча, затем два круга по Пьяцца-дель-Пополо вокруг египетского Обелиска Фламинио, справа — церкви-пропилеи Санта-Мария-деи-Мираколи и Санта-Мария-ин-Монтесанто, дальше — на Квиринальский Холм с одноименным дворцом и фонтаном Диоскуров, затем — Капитолийский холм, Базилика Санта-Мария-ин-Арачели и круг почета вокруг конной статуи Марка Аврелия на Площади Капитолия. И наконец, выхваченные из ночного мрака фрагменты Римского Форума и торжественный выкат к Колизею.

Говорят, все дороги (так или иначе) ведут в Рим. Наверное, не зря. Это не рафинированная уравновешенная Европа, это внутренний жар, готовый объять и разнообразно одарить. Рим безусловно стоит того, чтобы встретиться с ним хоть раз и провести там свои незабываемые римские каникулы.

И спасибо Федерико Феллини за его сумасшедшую историю любви (из которой годом позже родится совершенно умопомрачительный «Амаркорд»). Смотреть всем, кому дорого творчество Феллини. Это — его Рим.

0

17

Амаркорд / Amarcord

Огонь полноты бытия Федерико Феллини

1930-е годы. Маленький итальянский городок на берегу Адриатического моря. 15-летний школьник Титта Бионди не очень-то стремится постигать азы наук, предпочитая безобразничать на уроках и бездельничать после них. Вместе с такими же оболтусами он с куда большим рвением подшучивает над учителями и лузерами-одноклассниками, придумывая всё новые приколы. А когда уже пубертатный гормон особо сильно начинает бить в голову, то вся ватага наведывается в укромное и проверенное место, где придается коллективному рукоблудству.

Не меньшие наслаждения юным балбесам доставляют вечерние прогулки по центру города, куда компашка подростков отправляется, чтобы поглазеть на прохожих, но, главным образом, на дамочек легкого поведения. Особой популярностью у местной шпаны пользуется красавица Градиска, 30-летняя синьора преприятной наружности и свободных нравов. Время от времени размеренную сонную жизнь провинции преображает какой-нибудь праздник, например проводы зимы, с непременным сжиганием на костре чучела колдунью. В не меньшее возбуждение приводят автогонки или массовый выход населения в открытое море с целью полюбоваться на новейший суперлайнер, плывущий из далекой Америки.

И уже подлинной сенсацией становится чудо-снегопад, продолжавшийся целых 4 дня и наваливший сугробы в полтора метра вышиной. Кроме того, местное население принимает самое активное участие в ежегодном фашистском параде, а нарастающая агрессивность солдат дуче носит по преимуществу комический характер и порой обретает совсем уже гротескные формы. Максимум, на что способны чернорубашечники, так это расстрелять граммофонную трубу, из которой доносится «Интернационал», или напоить касторовым маслом отца Титты, однажды позволившего себе неосторожную реплику: «Если Муссолини будет и дальше так, то я просто не знаю»…

Ленивая Италия маленьких периферийных городков с населением, готовым подчиниться любой диктатуре, показана Феллини в форме карнавала шаржированных образов, осевших в памяти автора, и, наверняка, дополненных и приукрашенных его незаурядной фантазией. Феллини будто бы приглашает зрителя на вернисаж поэтических воспоминаний о собственном отрочестве. Эта ностальгия наследует чаплинскую интонацию — с преобладанием смешного над трагичным. В карикатурном взгляде на фашистскую провинцию и инфантильных соотечественников у Феллини доминируют не сатирические, а лирические ноты.

Сам режиссер так прокомментировал этот замысел: «…фашизм и незрелость остаются в нашей жизни постоянными историческими периодами: незрелость — в жизни личности, фашизм — в жизни нации. Суть как раз и состоит в этой вечной инфантильности — в перекладывании ответственности на чужие плечи, и в ощущении, что кто-то думает за тебя (мать, отец, мэр, дуче, мадонна, епископ — то есть всегда кто-то другой). А тем временем ты обладаешь ограниченной и бесплодной свободой, которая позволяет лишь культивировать абсурдные грезы американского кино или восточные мечтания о женщинах».

Amarcord (1973) Амаркорд * реж. Федерико Феллини

Все это очень напоминает наш «парниковый» образ жизни в советские времена, на излете которых шедевр Феллини как раз и был приобретен для проката в СССР. И как водится, выпустили его с купюрами, вырезав чрезмерно «откровенные сцены», смутившие наших бдительных чиновников от кино, «глубоко плевавших» на то, что фильм про пубертатный возраст в урезанном виде будет выглядеть, мягко выражаясь, оскопленным. Меж тем эпизоды пробуждающейся сексуальности едва ли не лучшие в картине.

Чего стоит один только поход Титты в табачную лавку, где дородная бабища, допустившая до себя озабоченного подростка, учит малолетку науке любви, загрузив ему в рот гигантское вымя и томно принуждая в оргазмическом припадке: «Соси! Соси!». А он, незрелый, дует в груди, как будто в этом весь прикол? Понятное дело, что от таких перверсивных упражнений ничего хорошего ждать не приходится. Надорвавшийся Титта, дважды приподнявший 150-килограмовую лавочницу над полом, потом будет вынужден несколько дней провести в постели, возвращая утраченные силы мамиными отварами.

А чего стоит Градиска с ее крылатой фразой: «Я готова»… А дядюшка-шиз с взволнованным воплем проснувшегося самца: «Хочу женщину!»… А городская дурочка Лисичка, которая «потеряла киску» и теперь ищет ее у каждого мужика в штанах… Понятно, что нашим цензорам было, отчего напрячься. Но даже урезанный вариант не смог заглушить гениальность этой ретро-трагикомедии, где маэстро содействовали — сценарист Тонино Гуэрра, который также родился в Римини и жил всего в девяти километрах от дома Феллини, композитор Нино Рота, оператор Джузеппе Ротунно, в общем, такие же гении, только что более узкой направленности.

0

18

Репетиция оркестра / Prova d'orchestra

Огонь полноты бытия Федерико Феллини

Изящно и непринужденно, как истинный итальянец, Феллини коснулся темы, от которой у немцев вот уже сколько десятилетий застывают в неловком напряжении спины.

Эта тягостная для немцев и не только тема — человеческая неспособность к ненасильственной самоорганизации, вернее, склонность человеческих существ организовываться вокруг тиранов, неосознаваемая нужда в некой деспотической фигуре, способной сплотить и упорядочить массы.

В качестве метафоры народа у Феллини — оркестранты, дирижер — их лидер. Да, мы все своего рода артисты, в нас заложена потребность творить (музыку, красоту), но нам не хватает умения делать это сообща и главное — мирно. Каждый музыкант любит свой инструмент, лелеет в себе самом свою тягу к прекрасному, стремится к свободе и паренью духа… Но так или иначе, стремясь создавать прекрасное и идеальное (к примеру, общество), мы оказываемся беспощадны друг к другу. Как бы красива и гуманна ни была идея изначально, её исполнение нами, простыми смертными, часто оказывается трагически-разрушительным…

Prova d'orchestra (1978) Репетиция оркестра * реж. Федерико Феллини

О «химии», возникающей в отношениях тиранов и их жертв, писатели и киношники уже писали и снимали. Оруэлл, Голдинг и Хаксли, Карло Пазолини и Лилиана Кавани — каждый по-своему анализировал и переосмысливал эротизм и притягательность власти и подчинения и бегство от свободы. Феллини делает это с непревзойденной тонкостью. Не случайно для этого нужен ему именно оркестр и именно дирижер-обитатель высших сфер, «стоящий над», рассуждающий возвышенными категориями: каждый уважающий себя фюрер, независимо от масштаба и цвета его политики — от Муссолини до Лимонова — в душе прежде всего настоящий эстет и «аристократ духа»…

Тема садо-мазохизма между ведущим и ведомыми к середине ХХ веке получила новый толчок развития. Развитие технологий и технократии как способа управления группами людей — вот что сделало эту тему по-новому пугающей. Именно технократический мотив воплощает в «Репетиции Оркестра» та машина, что глухими повторяющимися ударами постепенно разрушает стену храма, в котором собрались музыканты. Эта же машина, невидимая глазу ни зрителя, ни музыкантов, в итоге убивает и блаженную арфистку. Филигранность Феллини: машина безлика, в кадре её нет, но эффект «налицо».

И всё же скорее всего Феллини хотел показать не сам ужас от переживания (неизбежного?) нашествия убивающей технократии, он хотел показать нашу феноменальную приспосабливаемость к любой ситуации, умение выживать. В то же время он показал наше неумение это выживание обеспечивать гуманностью к себе самим и к собратьям по оркестру. Возвышенные стремления и утонченность в мгновение ока могут смениться тем, что принято называть низменными порывами и необузданной агрессией; стремление к красоте, упорядоченности и гармонии сменяются страстью к разрушению и хаосу. И именно эти страсти и устремленья делают такой логичной фигуру фюрера — того, кто обещает упорядочить и утихомирить эту бурную стихию… И оркестранты, как дети, как бы ни хотелось им свободы, словно ждут твердой руки фюрера, и утешения, покоя, умиротворения, которые он им несёт. И да, не исключено, что снова когда-нибудь восстанет бунтующее дитя, стремящееся к низвержению сковывающих и довлеющих над ним правил, и возжелает оно на обломках старого мира построить справедливый и гармоничный — новый мир… Но не сбыться тем мечтам и высоким стремленьям без достойного ведущего, а ведущим дитя признаёт только того, кто ему в укажет на его ничтожность и несостоятельность. Именно так, кажется, и возникает доверие… .

И оттого, что оркестранты наконец-то, кажется, освобождены от тяжелого бремени свободы, а значит — и от ответственности за происходящее, и в силу того, что теперь они знают, что сильный фюрер поставит «всё на свои места», так слаженно и звучит оркестр и так умиротворённа мелодия в самом конце.

0

19

Казанова Феллини / Il Casanova di Federico Fellini

Огонь полноты бытия Федерико Феллини

«…Я пленен сладострастьем полета
на осколке взорвавшейся жизни!»

Сергей Калугин (Песня «Танец Казановы»).

«Казанова» Феллини — очень сильный фильм. Я думаю, что любому, кто посмотрит это кино, оно запомнится надолго. И неважно, понравится творение Феллини или нет. Но то, что впечатление после него останется — это точно.

А по душе, кстати, «Казанова» прославленного итальянского режиссера может прийтись далеко не каждому. Фильм тяжелый, мрачный, давящий. Если кому-то не нравится такое кино или просто не то настроение, смотреть не советую. Так же, как и не советую растягивать просмотр на несколько дней. Чтобы полностью окунуться в атмосферу восемнадцатого столетия, «Казанову», не смотря на его внушительный хронометраж, непременно стоит смотреть сразу весь.

А атмосферу в своем фильме Феллини создал потрясающую. Бесконечные шумные балы, маскарады, праздники, музыка и танцы, вино рекой…разноцветные платья дам, которыми пестрят шикарные залы дворцов, дамские, доходящие до нелепости, огромные пречески…и за всей этой цветной мишурой — пустота. В мир совершенной бездуховности окунается зритель при просмотре этого фильма. И из-за этого становится даже как-то страшно…неужели действительно было такое? Такой хаос?! Атмосфера подогревается еще и яркой массовкой. Любое лицо, появившееся в кадре, непременно окажется кривым, с косыми глазами, сломанным носом или с чем-нибудь еще в этом стиле. Уродство начинается уже с внешности и уходит в бесконечность человеческих душ, становясь полным их властителем.

Образ самого Казановы очень глубокий. Это не просто дамский угодник, это, может быть, единственный в фильме человек в бесноватом, безнравственном обществе. Да, именно так. Остальных героев фильма я людьми назвать не могу(за исключением, может быть, только Генретты). Конечно, и сам Казанова, совершенно испорченный и загубленный окружением человек, но он, в отличии от остальных, еще пытается прожить жизнь не зря, привнести что-то полезное и новое в науку, искусство. Просто родился он не в то время. Единственное, что нужно было окружающим и чем мог прославится Казанова — это своими заслугами на любовном поприще. До остальных талантов и способностей этого человека никому не было никакого дела. Из-за этого, его даже жаль.

"Казанова Федерико Феллини" 1976

Философские символы и образы присутствуют в этом фильме. Очень понравилась идея с заводной птицей, которая присутствовала в каждой любовной сцене, так же, как и фоном обязательно шла ненастоящая, механическая музыка. И опять же, намек на полную бездуховность происходящего.

И в конце фильма сильный момент с дворцовой куклой. Хочется задуматься — а кто же на самом деле лучше и достойнее каких-либо чувств: эта неживая кукла или все придворные барышни, в общем-то, такие же мертвые. Те же куклы, в лучшем случае, с пустотой внутри, а в основном — с чернотой и грязью.

Фильм — настоящая драма. Драма одного человека и целого общества. Заставляет задуматься и даже соотнести происходящее в фильме с современностью. И, местами ужаснуться нежелательному сходству…но это уже, к сожалению, не о фильме.

0

20

Город женщин / La città delle donne

Огонь полноты бытия Федерико Феллини

«Город Женщин» Ф. Феллини — это концентрат абсурда и фантасмагории...

Секс символ 80х Марчелло Мастроянни провел своего персонажа Снапораса через сплетение образов, красок, символов, звуков, стонов, голосов, созданных неутомимой фантазией маэстро итальянского кино.

Успешный на первый взгляд буржуа знакомится в поезде с привлекательной вульгарной женщиной и идет за ней в туалет в небезосновательной надежде на секс — тайная фантазия любого европейца. Но за актом дерзкого проявления плотских желаний неизбежно следует наказание, и герой попадает в ад своего подсознания, где смешались все его сексуальные фантазии со страхами и комплексами. И здесь можно разглядеть влияние теорий Фрейда на Феллини.

Город женщин / La città delle donne (1980) 1080p

И вот сцена за сценой наш герой превращается из самоуверенного самца в жалкого неудачника, униженного и раздавленного существами женского пола — гипертрофированными чудовищами, визжащими и стонущими на протяжении всего фильма. В поисках «идеальной» женщины Снапорас проходит через психоделический поток кошмарного сна, утопая в калейдоскопе женских тел, лиц и голосов. Он хочет сбежать из проклятого города, но только все глубже погружается в бездну хаоса и абсурда. Здесь нет добра и зла, черного и белого, здесь все окутано безумием и ненавистью женщин к мужчинам, мужчин к женщинам.

И вот уже становится невыносимо наблюдать за происходящим на экране, все сливается в одну мерцающую, переливающуюся красками картину подсознания Снапораса, и мы летим вместе с ним в ночное небо в привязанной к надувной женщине корзине. Финальная сцена: герой открывает глаза, находя себя все в том же поезде, в окружении пассажирок — женщин из сна. Поезд несет их в неизвестность темного тоннеля. Есть ли надежда на свет?

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Огонь полноты бытия Федерико Феллини