Джульетта и духи / Giulietta degli spiriti
После бесконечных мук карнавала и человеческих судеб, погрязших и запутавшихся в нём, Федерико Феллини дарит своим зрителям необыкновенный по красоте образец веры в человека. Этим светлым лучиком в тёмном царстве, проводником надежды становится его верная спутница Джульетта Мазино.
Эта картина показалась мне совершенно не связанной ни со «Сладкой жизнью», ни с «8 ½». Создаётся такое ощущение, будто режиссёр решил отдохнуть от взбалмошного неприкаянного общества и вернулся к характерам детским и наивным, характерам уже созданным им в «Дороге» и «Ночах Кабирии». И хотя главная героиня, Джульетта, находится посреди «праздника жизни» она вовсе не вовлечена в него. Об этом нам говорит всё: её одежда, обстановка дома и занятия, которыми она занимается в свободные часы. На сумасбродство своей соседки она смотрит лишь раз, в подзорную трубу, от чего становится ясно, как далёка она сама от всего этого.
Но в спокойствие и радость будней главной героини врывается целая толпа духов. Следует сразу пояснить, что с мистикой здесь нет ничего общего, ведь среди этих духов мы видим живых людей из окружения Джульетты. Каждый дух Джульетты это её страх и сомнение, проявившиеся из-за внезапно рухнувших иллюзий главной героини. Муж для Джульетты был всем, и, теряя его, она теряет саму себя. А ко всем страхам примешивается чувство стыда, боязнь переступить дозволенную черту, за что она немедленно должна быть «сожжена».
Джульетта и Духи (Федерико Феллини)
Сначала Джульетта отдаётся своим духам, следует за ними. И чем больше она слушает эти голоса, тем больше их становится. Тут появляются соблазны в лице «тореадора-романтика» и роковая наставница Сузи в гениальном исполнении Сандры Мило. Примечательно как Феллини подчеркнул перемены в душе Джульетты. Цвет её одежды постепенно меняется из чистого, белого в ярко-красный. Джульетта чуть было не совершает роковой ошибки, но, испугавшись, бежит прочь со всех ног.
Спасением для Джульетты является дух её дедушки, который по сути является золотой серединой между придуманной моралью и нравственным падением. Ведь дедушка этот когда-то не побоялся оставить семьи во имя счастья, но и в то же время спасал маленькую Джулии клетки общественного суда. Джульетта находит силы отринуть материнские приказы, низкие соблазны и страхи одиночества и неизвестности. И в последней сцене фильма она выходит за калитку её искусственного дома и искусственной жизни, она впервые свободна и впервые улыбается искренне, хоть и растерянно.
Если говорить что Феллини в этой картине хотел отвоевать женское право на свободную жизнь, то это будет совершенно неверно. Феллини подарил свой героини не только свободу, но и свободу выбора, право оставаться самой собой, которое зачастую даётся нелегко. Быть чистым и наивным ребёнком посреди бурлящей жизни, обманов и соблазнов, это почти что утопия, в которую, однако же, уверовал великий мастер. Но вера Феллини так тонка и неоднородна, что на протяжении всего фильма мы погружены в фантастичную совершенно нереальную обстановку. И разбираться в этом реальном и не реальном нужно, так же осторожно, как и уметь отбрасывать наши стереотипы и оставлять истинное в настоящей жизни.