Огни варьете / Luci del varietà
Путь Федерико Феллини в кинематограф, к первым, поначалу несмелым и не вполне самостоятельным режиссерским опытам, был не то чтобы тернистым, но весьма и весьма своеобразным. Если на творчество Росселини, Висконти, Де Сика, Де Сантиса и прочих будущих провозвестников неореализма огромное влияние оказала военная атмосфера, деятельность Сопротивления и антифашистских сил, то ФеФе пошел по иной стезе. С самого детства его особенно занимали две основных идеи: вера в тайные, потусторонние силы, зачастую, но не всегда носящие религиозный окрас, и страстная любовь к бродячей актерской жизни как символу вечных поисков смысла бытия и своего места в нем. Напомню, что излюбленная байка Феллини о детских годах связана с романтическим бегством из дома по следам проезжего цирка и с ухаживанием за больной зеброй. А в 1943 году, непосредственно после краха диктатуры Муссолини и оккупации Италии немецкими войсками, он, вместо того, чтобы влиться в подпольное или партизанское движение, повел под венец недавнюю студентку Джулию Анну — свою главную музу Джульетту Мазину. Чуть раньше, благодаря знакомству с актером Альдо Фабрици, Федерико «засветился» в киноиндустрии, написав ряд комедийных сценариев; это дело он продолжил и после войны, поработав вместе с Росселини над лентами «Рим, открытый город» и «Пайза», ставшими своеобразными манифестами неореализма, и — с 1946го — с Альберто Латтуадой. Плодотворное сотрудничество с последним и вылилось в первую полнометражную картину — «Огни варьете» (1950).
Luci Del Varieta Federico Fellini (1950)
Поскольку Феллини всегда был склонен к мифологизации и приукрашиванию своего прошлого, какие-либо детали о нем всплывают лишь из фильмов. Так, «Огни варьете» создавались на основе материала начала 40-х годов, когда Феллини и эстрадная труппа Фабрици колесили по всей Италии с большим эстрадным турне. Посетив множество городов, Федерико не только повидал всевозможные театральные подмостки, но и впитал в себя сотни харизматичных типажей, открыл новые грани человеческих отношений. «Это был прекрасный период моей жизни, и о нем я мог бы поставить еще десяток фильмов», — вспоминал он позднее, отмечая, что именно тогда во многом сформировались его характер и фантазия. Поэтому, несмотря на провал среди зрителей и критиков, «Огни варьете» ни в коем случае нельзя упускать из виду, пытаясь сколько-нибудь глубоко проанализировать творчество Феллини.
Картина представляют собой некий «семейный портрет в интерьере»: главные женские роли здесь сыграли супруги режиссеров (Карла Дель Поджо и Джульетта Мазина). Все средства, разумеется, также были собраны совместными усилиями. Итак, взорам зрителей предстает типичный неприглядный быт артистической странствующей богемы: выступления на убогих подмостках, печальное закулисье, где балом правит деспотичный режиссер Кекко (Пеппино де Филиппо), пыльные дороги, очередной провинциальный городок — и все возвращается на круги своя. Однажды скучное однообразие подобной жизни разбавляется появлением молодой красотки Лилианы (Дель Поджо), «королевы пляжа», выдержавшей семидесятичасовой танцевальный марафон и преисполненной решимости всеми правдами и неправдами «попасть в шоу-бизнес». Влиться в сплоченный коллектив оказалось непросто, но после оглушительного успеха первого же сольного номера Кекко ничего не остается, кроме как предложить ей контракт. Неужели путь в шоу-бизнес открыт?..
Сюжетные коллизии имеют здесь гораздо меньшую значимость по сравнению с общей атмосферой фильма, явно выделяющейся из общей картины итальянского кинематографа послевоенных лет. Традиционная для эстетики неореализма гражданственность, неизменная социально-политическая оболочка с сильным влиянием социалистических или коммунистических идей постепенно уступает место абстракциям и символике; простые рабочие люди из главных героев превращаются в статистов, совсем не привлекательных и даже глуповатых, чье предназначение сводится к заполнению зрительного зала. Феллини, как и режиссеры-неореалисты, по-настоящему сочувствует своим персонажам, обнаруживая задатки будущего великого гуманиста, но это не мешает ему добродушно подтрунивать над их слабостями. Улыбку вызывают и незадачливый Кекко, и его ревнивая подруга Мелина (Джульетта Мазина), и члены их актерской труппы, и напыщенный богач Пармезано, попытавшийся взять Лилиану «под свое крыло»… Разве уместно предполагать, что смех могут вызвать трагически гибнущие герои «Рима, открытого города» либо переживающий глубокую личную драму Антонио Рикки из «Похитителей велосипедов»? Подобным подходом — переносом проблематики из материалистической области в морально-этическую, обыгрыванием мечты простого человека о простом счастье с абстрактно-юмористических позиций Феллини создал принципиально новое видение мира, которое впоследствии значительно превзойдет по силе эмоционального воздействия начинавший медленно агонизировать неореализм.