Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Огонь полноты бытия Федерико Феллини


Огонь полноты бытия Федерико Феллини

Сообщений 1 страница 10 из 24

1

Огни варьете / Luci del varietà

Огонь полноты бытия Федерико Феллини

Путь Федерико Феллини в кинематограф, к первым, поначалу несмелым и не вполне самостоятельным режиссерским опытам, был не то чтобы тернистым, но весьма и весьма своеобразным. Если на творчество Росселини, Висконти, Де Сика, Де Сантиса и прочих будущих провозвестников неореализма огромное влияние оказала военная атмосфера, деятельность Сопротивления и антифашистских сил, то ФеФе пошел по иной стезе. С самого детства его особенно занимали две основных идеи: вера в тайные, потусторонние силы, зачастую, но не всегда носящие религиозный окрас, и страстная любовь к бродячей актерской жизни как символу вечных поисков смысла бытия и своего места в нем. Напомню, что излюбленная байка Феллини о детских годах связана с романтическим бегством из дома по следам проезжего цирка и с ухаживанием за больной зеброй. А в 1943 году, непосредственно после краха диктатуры Муссолини и оккупации Италии немецкими войсками, он, вместо того, чтобы влиться в подпольное или партизанское движение, повел под венец недавнюю студентку Джулию Анну — свою главную музу Джульетту Мазину. Чуть раньше, благодаря знакомству с актером Альдо Фабрици, Федерико «засветился» в киноиндустрии, написав ряд комедийных сценариев; это дело он продолжил и после войны, поработав вместе с Росселини над лентами «Рим, открытый город» и «Пайза», ставшими своеобразными манифестами неореализма, и — с 1946го — с Альберто Латтуадой. Плодотворное сотрудничество с последним и вылилось в первую полнометражную картину — «Огни варьете» (1950).

Luci Del Varieta Federico Fellini (1950)

Поскольку Феллини всегда был склонен к мифологизации и приукрашиванию своего прошлого, какие-либо детали о нем всплывают лишь из фильмов. Так, «Огни варьете» создавались на основе материала начала 40-х годов, когда Феллини и эстрадная труппа Фабрици колесили по всей Италии с большим эстрадным турне. Посетив множество городов, Федерико не только повидал всевозможные театральные подмостки, но и впитал в себя сотни харизматичных типажей, открыл новые грани человеческих отношений. «Это был прекрасный период моей жизни, и о нем я мог бы поставить еще десяток фильмов», — вспоминал он позднее, отмечая, что именно тогда во многом сформировались его характер и фантазия. Поэтому, несмотря на провал среди зрителей и критиков, «Огни варьете» ни в коем случае нельзя упускать из виду, пытаясь сколько-нибудь глубоко проанализировать творчество Феллини.

Картина представляют собой некий «семейный портрет в интерьере»: главные женские роли здесь сыграли супруги режиссеров (Карла Дель Поджо и Джульетта Мазина). Все средства, разумеется, также были собраны совместными усилиями. Итак, взорам зрителей предстает типичный неприглядный быт артистической странствующей богемы: выступления на убогих подмостках, печальное закулисье, где балом правит деспотичный режиссер Кекко (Пеппино де Филиппо), пыльные дороги, очередной провинциальный городок — и все возвращается на круги своя. Однажды скучное однообразие подобной жизни разбавляется появлением молодой красотки Лилианы (Дель Поджо), «королевы пляжа», выдержавшей семидесятичасовой танцевальный марафон и преисполненной решимости всеми правдами и неправдами «попасть в шоу-бизнес». Влиться в сплоченный коллектив оказалось непросто, но после оглушительного успеха первого же сольного номера Кекко ничего не остается, кроме как предложить ей контракт. Неужели путь в шоу-бизнес открыт?..

Сюжетные коллизии имеют здесь гораздо меньшую значимость по сравнению с общей атмосферой фильма, явно выделяющейся из общей картины итальянского кинематографа послевоенных лет. Традиционная для эстетики неореализма гражданственность, неизменная социально-политическая оболочка с сильным влиянием социалистических или коммунистических идей постепенно уступает место абстракциям и символике; простые рабочие люди из главных героев превращаются в статистов, совсем не привлекательных и даже глуповатых, чье предназначение сводится к заполнению зрительного зала. Феллини, как и режиссеры-неореалисты, по-настоящему сочувствует своим персонажам, обнаруживая задатки будущего великого гуманиста, но это не мешает ему добродушно подтрунивать над их слабостями. Улыбку вызывают и незадачливый Кекко, и его ревнивая подруга Мелина (Джульетта Мазина), и члены их актерской труппы, и напыщенный богач Пармезано, попытавшийся взять Лилиану «под свое крыло»… Разве уместно предполагать, что смех могут вызвать трагически гибнущие герои «Рима, открытого города» либо переживающий глубокую личную драму Антонио Рикки из «Похитителей велосипедов»? Подобным подходом — переносом проблематики из материалистической области в морально-этическую, обыгрыванием мечты простого человека о простом счастье с абстрактно-юмористических позиций Феллини создал принципиально новое видение мира, которое впоследствии значительно превзойдет по силе эмоционального воздействия начинавший медленно агонизировать неореализм.

0

2

Белый шейх \ Lo sceicco bianco

Огонь полноты бытия Федерико Феллини

Один из первых фильмов тогда еще молодого и только подающего надежды Федерико Феллини. По большому счету, картину можно даже считать полнометражным дебютом режиссера, ведь первый его фильм «Огни варьете» был снят совместно с Альберто Латтуада. Поклонникам великого итальянца наверняка любопытно наблюдать за этим фильмом Феллини. Ведь тут нет еще того фирменного феллиниевского стиля последующих его работ, да и комедией ФеФе не так часто потом будет радовать.

Сюжет повествует о молодых супругах, приехавших в Рим на медовый месяц, чтобы увидеть город, встретится с родственниками добродушного и слабохарактерного Ивана и просто провести вместе время. Инфантильная Ванда вполне под стать своему мужу и, кажется, они вполне счастливы. Она безумно увлечена миром своеобразных кинокомиксов, где существует Белый шейх — легендарный манящий юных дурочек персонаж сериалов, на имя которого Ванда втайне шлет письма и мечтает встретиться. Тайно от мужа, естественно. И, конечно же, такой случай ей подвернется, что в планы мужа, его родственников и целой съемочной команды не входит. Вот такая нехитрая завязка этой комедии с ноткой грустинки.

" Белый шейх " 1952 / Lo sceicco bianco / реж. Федерико Феллини / драма, комедия

Существует в кинематографе такая категория фильмов, которые можно условно обозначить как «кино о кино» и такие фильмы довольно любопытны для искушенного зрителя. Ведь очень интересно глазами режиссера посмотреть (или подсмотреть) на мир, в котором создается кино. Подобные фильмы есть в фильмографиях Вернера Хрецога, Тима Бартона, Дэвида Линча, Вуди Аллена, Кшиштофа Кеслевского, Роберта Олтмена и других, обратится к ней уже на более серьезном уровне еще раз и сам Феллини в своем легендарном «8 с половиной».

Рассказ, по которому был снят фильм, написал Микеланджело Антониони. Удивительно, как у считающегося холодным и отстраненным от собственных героев Микеланджело родился такой веселый и теплый рассказ. Такое уникальное сотрудничество двух, без преувеличения, великих в будущем режиссеров во многом символично. То было время, когда неореализм уже вступил в свою «розовую» фазу, а звезды Федерико и Антонио еще по-настоящему не вспыхнули. Интересно и то, что сам Феллини в свое время писал сценарии для другой легенды итальянского кино — Роберто Росселлини, поэтому такую наследственность в итальянском кино можно считать определенной традицией.

В фильме поднимается, хоть и в довольно легкой форме, проблема нелегкого для многих выбора: между будничностью реальности и манящим миром по ту сторону экрана, в который так легко влюбится. Такие фильмы нужны каждому киноману, чтобы чувствовать эту зыбкую грань. Фильм называл своей любимой комедией Вуди Аллен и именно во многом благодаря «Белому шейху» в восьмидесятых появилась одна из лучших и знаменитых лент американца «Пурпурная роза Каира».

За один день героиня Брунеллы Бово проходит трансформацию своих взглядов и убеждений. И это касается не только иллюзорного мира, но и мира вполне реального. Ведь, легкомысленно покинув мужа в поисках счастья по ту сторону экрана в самом начале медового месяца, она испытала на прочность собственный брак. А персонаж Леопольдо Триесте (всего вторая роль актера в большом кино) в таких комичных попытках не ударить в грязь лицом перед родственниками, при всей своей слабохарактерности демонстрирует желание и готовность бороться за свой брак. Довольно важный, момент, если вспомнить об уникальном примере брака самого режиссера, пронесшего всю свою жизнь его узы в сохранности. Занятным в этом плане выглядит то, что в конце фильма в роли-камео появляется жена и муза Феллини Джульетта Мазина в образе проститутки Кабирии, который сделает ее знаменитой только через пять лет. Дело в том, что в то время Феллини не имел возможности снимать ее в полноценных ролях, и вот таким образом вынужден был ухищряться.

Традиционный для фильмов Феллини персонаж — город Рим. Кажется, только он с такой любовью мог воспевать его в своих произведениях. Определенная символика и в том, что в «Белом шейхе» — дебютной картине Феллини — город познают двое провинциалов. Именно таким был в свое время сам Федерико задолго до того, как превратится в одного из главных любимцев и символов Рима, где его почти по-домашнему будут звать ФеФе. И как в финале фильма наши герои нерешительно ступают по пьяцца Сан Пьетро, так и Феллини без громкого топота и внешних эффектов начал путь по покорению не только любимого города, но и всего мирового кинематографа.

0

3

Маменькины сынки / I vitelloni

Огонь полноты бытия Федерико Феллини

Вероятно, немногие знают, что причиной разрыва отношений между Феллини и Росселини послужила ремарка последнего после выхода «Сладкой жизни»: синьор Роберто отозвался о ней как о «творении провинциала», что синьор Федерико посчитал не слишком лестным для себя отзывом. Впрочем, хорошенько поразмыслив, он пришел к выводу, что Росселини не мог сделать ему комплимента лучше: ведь «та область между видимым и сущим, именуемая провинцией, граница между миром чувственного и миром сверхчувственного, — это поистине царство художника». Иначе говоря, только художнику-провинциалу по силам глубинно познать реальность, ухватить суть вещей и объективно ее оценить. Подобным художником Феллини предстал и в своей третьей по счету ленте, «Маменькиных сынках».

По сути, она увязывается с двумя предыдущими фильмами в своеобразную трилогию, благодаря обилию автобиографических деталей. «Сынки» полностью построены на материале о жизни Феллини в родном городе Римини, еще до отъезда в Рим (сейчас в честь режиссера назван тамошний аэропорт). Мы видим группу великовозрастных гедонистов, маящихся от безделья и пронизывающего все их существование застоя. «Телята» (il vitellone — оригинальное название картины — переводится именно так) буквально привязаны к юбкам своих сестер, теток и мамок, они сидят у них на шее, поэтому проблема выживания, поиска средств к существованию их совершенно не заботит. Устраиваться на работу они не желают — что может им, «сливкам общества», предложить этот унылый городишко, напоминающий, как ни странно, стивенкинговский Дерри? Страстно мечтая уехать отсюда — куда-нибудь, лишь бы подальше, в Индию, Африку или Китай, — они не прикладывают ни малейших усилий, чтобы воплотить свои мечты в жизнь. Однажды нарушивший размеренное течение их жизни карнавал становится предметом разговоров и пересудов на долгое время, породив массу сплетен, кривотолков и любовных интрижек. Так и живут Рикардо, Альберто, Леопольдо да Фаусто, медленно загнивая в своей мелкобуржуазной онегинской хандре и бесцельно шатаясь по опустевшему пляжу…

"Маменькины сынки" 1953 / I vitelloni / реж. Федерико Феллини / драма, комедия

Несмотря на то, что «Маменькины сынки» вышли всего через год после «Белого шейха», за этот краткий период Федерико Феллини перешел на значительно более высокий уровень кинематографического мастерства. Если раньше он отражал лишь свои эмоции, ранние, наиболее яркие, но довольно поверхностные впечатления, то теперь, наконец, решился копнуть глубже и взяться за анализ гораздо более глубокой и противоречивой сферы. В «Сынках» Феллини словно мысленно перенесся назад, к тому моменту, когда в семнадцатилетнем возрасте он в очередной раз встал перед выбором: остаться в Римини и постепенно трансформироваться в какого-нибудь Фаусто либо бросить все и пуститься вдогонку за иллюзорной «синей птицей счастья». Он бросил вызов судьбе, отправившись во Флоренцию и далее в Рим; а если бы ему не хватило мужества, силы воли, быть может, безумства? Феллини раскрывает перед зрителем коллизии ключевого этапа своей юности чрезвычайно бережно, порой — с благоговейным страхом, читающимся и во взглядах некоторых героев. Вместе с самым рассудительным из них, Моральдо, режиссер вновь переживает все муки той проблемы судьбоносного выбора, которая так гнетет многих провинциалов: отчаянного стремления пуститься на поиски лучшей жизни и болезненно-тревожного опасения порвать со своими корнями…

Начав художественно переосмыслять эмпирии юности, Феллини сделал гигантский шаг вперед; многие вопросы, поставленные им в «Маменькиных сынках», остались без ответа, и новые попытки пролить на них свет протянутся ниточками в «Дорогу» и «Ночи Кабирии». Лирический герой как таковой здесь отсутствует: черты Федерико мы находим не только в самом юном из всей компании Моральдо, которому он явно сопереживает, но и в его дружках-бездельниках, коим ФеФе все же симпатизирует, памятуя о своих собственных юношеских чудачествах и озорствах. И, конечно, огромный отпечаток на Феллини наложил сам город, чуть ли не первостепенный персонаж ленты, ставший для него символом борьбы во имя спасения от отчужденности, отсталости и «телячества». Бросая взгляд в прошлое, взирая на Город в ретроспективе, Феллини глубже осознавал, чего ему стоило вырваться из его оков, и, вновь и вновь прогоняя через себя эти воспоминания, обретал силы для дальнейшего продвижения вперед.

0

4

Любовь в городе / L'amore in città

Огонь полноты бытия Федерико Феллини

Гармоничный незамысловатый альманах, в котором каждая новелла является логическим и стилистическим продолжением другой. А это для итальянского кино большая редкость, особенно учитывая звездный уровень нескольких режиссеров поставивших этот фильм. Все выстроено, логично и согласовано.

Впрочем, начало ленты будет несколько формализованным с перекосом в документалистику. Карло Лиццани и Микельанджело Антониони предложат фактически хроникальные беседы с обычными людьми, объединенные специфической тематикой. Увлекающийся и несколько ветреный Лиццани сделал подробное и трогательное исследование о жизни римских проституток. Общаясь с представительницами этой профессии он постарался зафиксировать самые умилительные моменты. Его путаны вовсе лишены сексуальности и пронизаны человечностью.

А вот Антониони сделал ставку на тему суицида. Он беседовал с несостоявшимися самоубийцами, сделав самую мрачную новеллу альманаха. Режиссер постарался выделить причины — перманентную печаль, одиночества и постоянную деструкцию. Готов предположить, что именно вот этот маленький, но сложный фрагмент и послужил отправной точкой для большинства его работ. Ведь вопросы суицида прямо поднимаются в его «Подругах» и «Крике», а пенталогия некоммуникабельности фактически проявляет все указанные в новелле симптомы у героев.

Получается занятно, но совсем не интересно. То ли дело, новелла Федерико Феллини. Безусловно лучшая и вытягивающая этот фильма на уровень «выше среднего». Феллини легко и непринужденно дает ответы на вопрос, кто был талантливее в итальянском кино. В сравнении с именитыми коллегами, его постановка выглядит волшебным зрелищем. Буквально несколькими штрихами он оживляет всю рутину происходящего, интригуя и иронизируя. Местом изучения становится агентство знакомств, ведомое бывшим полицейским. Далее будет милая бравада от главного героя с нелепой и смешной историей про заказчика — оборотня, а также трогательная исповедь скромной девушки. Просто и гениально.

1953, Любовь в городе -L'Amore in Città

Собственно, после Феллини фильм уже можно и не смотреть. Талантливо продуманная атмосфера в танцевальном клубе выглядит совсем простой. Лишь фамилия Дино Ризи заставляет задуматься и выделить изысканные моменты. В сравнении с Феллини, это не более, чем любительская поделка.

Такой же эффект получается и от жизнерадостных проходок красивых дам, которые лихо фиксирует Альберто Латтуада. Настоящий мужчина, он рассказывая о Риме акцентирует внимание на уличных красотках. Скромно и со вкусом.

Обобщая отмечу что, перед нами милая предтеча франшизы «Город, я люблю тебя», посвященная Риму. Лидерство Феллини перед другими мастерами тут неоспоримо, при всей невзыскательности его произведения. Неоспоримы и перманентно проскальзывающие тревожные нотки, показывающие голодную бедность и потертые урбанистические интерьеры. В Италии жить в те годы было видимо весьма непросто.

0

5

Дорога / La strada

Огонь полноты бытия Федерико Феллини

Фильм — монолог мудрого режиссера, заснятый на пленку и облепленный метафорами, где все экранное служит лишь выражением его мыслей. Все — лишь аллегории и сравнения. После просмотра ты ещё долго бродишь и соображаешь что к чему.. Что же шептал старый мастер?

Федерико Феллини - Дорога / La strada (1954)

А шептал он про свободу, для которой стоит жить, которую любишь больше родного дома, больше оседлости, больше хорошей обеспеченной жизни. И что бы жить этой свободой нужно быть ненормальной. Ненормальной, как Джозефина. Два героя просто путешествовали, им было на все плевать. Они были настолько сумасшедшие, нелогичные и делали все из-за внутреннего секундного порыва. Если бы два клоуна сошлись вместе — они бы потеряли весь смысл их жизней: осели бы в каком-либо маленьком городке и завели детишек, а Дзампано стал бы водителем такси, а девчонка стала бы спокойной мудрой матерью, поучающей детей жизни. Этот фильм про романтику, низовую романтику. Не про ценности обычных людей: машины, дома, любимых жен. Эти 2 человека с экрана просто не могут позволить себе быть хоть на грамм логичными и стандартными, ведь тогда они рискуют потерять всю свою свободу.

И сидя в кинотеатре, ты уже не смотришь фильм, не обращаешь внимание на сами кадры и сюжет, а слушаешь. Сначала не понимаешь о чем идет речь и злишься, потом выходишь и, как после долгого разговора, начинаешь переосмысливать сказанное. И все становится по своим местам. Поэтому не удивительно, что работе камеры тут не уделялось особое внимание. Ведь, здесь кадр — только средство повествования. Актеры, как основа всего фильма и монолога, несут основную мысль, поэтому подобраны и играют изумительно.

Отредактировано Алина (2020-04-08 09:28:41)

0

6

Мошенничество / Il bidone

Огонь полноты бытия Федерико Феллини

По окончании съемок «Маменькиных сынков» Федерико Феллини лелеял надежду создать, как сегодня говорят, их сиквел — «Моральдо в городе» и подробнее рассказать о душевных исканиях своего героя. Но продолжение так и не увидело свет, мы не узнали, добрался ли он до Рима, сумел ли окончательно порвать с застоем провинциальной жизни (хотя частично Феллини раскрыл преследуемый Моральдо идеал в «Дороге»). Зато будущее «телят», преспокойно дремлющих в своих кроватях в момент совершения их юным товарищем судьбоносного выбора, во многом оказалось обрисовано в следующей картине мэтра — «Мошенничестве».

«-Ты что, надел желтые ботинки?
-Ну а кто видит их под сутаной?»

Наши мошенники — Пикассо (Ричард Бейсхарт), Роберто (Франко Фабрици) и Аугусто (Бродерик Кроуфорд) — уже не «маменькины сынки», а вполне взрослые люди: первый успел обзавестись женой (ее сыграла Джульетта Мазина), последний недавно отметил сорок восьмой день рождения. Все вместе они совершают ряд махинаций, прикидываясь монахами, конфискующими несколько сотен тысяч лир из якобы найденного клада на церковные нужды, собирающими взносы за квартиру агентами по продаже недвижимости или же эдакими проезжими миллионерами, бросающими в счет уплаты за бензин на заправке ничего не стоящее пальто. Тем не менее, разница между ними очевидна. Роберто — самый холодный и беспринципный: существуя за счет обведенной им вокруг пальца старой богатой вдовы, он позволяет себе жить сегодняшним днем, не заботясь ни о репутации, ни об интересах окружающих, в том числе своих приятелей. Пикассо бы с удовольствием шел у него на поводу, но жена постоянно тянет его назад, напоминая об ответственности, связанной с наличием семьи, и постепенно изобличая ничтожность его существования. У Аугусто есть дочь, с которой он не живет и редко видится, но именно с ней старый пройдоха связывает надежды на самореабилитацию в глазах собственной совести: сводит в кино, купит мороженое, оплатит учебу — и вроде бы может назвать себя отцом. Линии этих трех судеб не доведены до логического завершения, финал их жизненных путей можно лишь предугадывать, хотя, на мой взгляд, его трагичность несомненна.

◄Il bidone(1955)Мошенничество*реж.Федерико Феллини

«С нашей работой нельзя иметь семью, нужно быть свободным. Когда ты молод, самое главное — быть свободным. Это даже важнее, чем воздух, которым ты дышишь».

Более отчетливо, чем в «Сынках», здесь вырисовывается конфликт поколений. Если Роберто представляет собой некий идеальный архетип мошенника, то Пикассино для этой профессии немного юн, Аугусто же слишком стар. Пожилые матерые бандиты нередко прохаживаются по адресу «молодых дилетантов», искажающих сами принципы Великой профессии и никуда не годящихся. С другой стороны, во время новогодней вечеринки у общего друга Ринальдо последний удивляется, как Аугусто, в его-то возрасте, еще продолжает «играть в подобные игрушки». То есть опыт опытом, но важно и вовремя остепениться, достичь определенного рубежа и начать вести приличную жизнь, пусть и не работая, но хотя бы в семейном кругу. Мало того, что Аугусто сам холостяк, он пытается толкнуть на кривую дорожку и Пикассо, хотя сам очевидно жалеет о разрыве отношений с женой и дочерью. Временами они оба вроде бы оказываются на пороге раскаяния, но каждый раз что-то их от этого удерживает. Элементы притчи здесь едва заметны; пытаясь выразить свои мысли при помощи чисто реалистических персонажей, Феллини не предлагает рецепта исцеления, и убедительность его эмоционального посыла вызывает сомнения.

В рамках феллинианы картину «Мошенничество» можно в определенной степени назвать шагом назад. Режиссер возвращается к анализу проблем, ушедших, казалось бы, в прошлое вместе с «Маменькиными сынками», не высказывает никаких принципиально новых по сравнению с предыдущими лентами идей. Его целью было по возможности наименее схематично и абстрактно изобразить моральное падение целого социального слоя через восприятие одного из его представителей, не слишком останавливаясь и на сюжетной «механике», дабы не уподобляться создателям банальных гангстерских триллеров. Феллини предостерегает от поиска в «Мошенничестве» всяческих драм экзистенциальности и от возведения в культ одиночества героев. Принимая сторону людей, так или иначе выброшенных на обочину жизни и раскаявшихся в совершенных ошибках, пусть и перед смертью, он практически не оставляет им надежды. Так что и в идеологическом, и в эстетическом, и в гуманистическом плане «Мошенничество» сыграло роль своеобразного мостика, протянувшегося между двумя настоящими шедеврами — «Дорогой» и «Ночами Кабирии».

0

7

Ночи Кабирии / Le notti di Cabiria

Огонь полноты бытия Федерико Феллини

В начале 1950-х годов Федерико Феллини поставил несколько замечательных фильмoв в жанре нео-реализма, «Маменькины сынки,«Дорога/La Strada» и «Мошенничество», в которых уже проявилось свойственное только ему поэтически-гротескное видение. Но именно «Ночи Кабирии» (1957) видится идеальной картиной, созданной Феллини, на середине дороги от нео- к сюр-. Её режиссура виртуозна, благодаря мягким и даже вкрадчивым движениям камеры, вдруг взрывающимися необычными нарезками и внезапными изменениями композиции. Смешивая реализм и мечтательность, «Кабирия» становится предвестницей визуальных решений и находок пoследующей работы режиссёра, ослепительной La Dolce Vita. «Ночи Кабирии» — последний фильм Феллини c литературной основой, третий, в котором он снял свою жену, Джульетту Мазину, его кино-признание в любви к ней. Отрешённость от реализма и самозабвенная погружённость в «волну своей памяти», вызвавшие к жизни переполняющие экран фантасмагорические видения его арт-фильмов 1960-х, и грандиозные пышные феерии более поздних лет ещё не потеснили подлинную человечность, душевность и сострадание его ранних лент.

" Ночи Кабирии " 1957 / Le notti di Cabiria / реж. Федерико Феллини / драма

В центре трогательного, временами забавного, но в основе своей печального фильма, Джульетта Мазинa, без преувеличения, сияет в роли римской проститутки Марии «Кабирии» Чекарелли, закалённой тяготами уличной жизни, но не потерявшей надежду на настоящую любовь и страстно мечтающей начать новую жизнь. Талант Мазины, направляемый режиссёрским чутьём и железной рукой Феллини, позволил ей избежать окарикатуривания образа Кабирии, так же как и ненужной сентиментальности. Позднее, Феллини признался, что «ломал» Джульетту. Oнa видела себя чисто трагической актрисой и невольно сопротивлялась его попыткам извлечь наружу эксцентрическую клоунессу, запрятанную под благовоспитанностью религиозной девушки из состоятельной буржуазной семьи. Оба оказались правы в своём видении Кабирии, которая во многом стала трагикомической экранной сестрой «бродяги» Чарли Чаплина. Сходство безошибочно просматривается в её манере двигаться, в жестикуляции, в нарочитой неловкости, в забавном манипулирование зонтиком. Но Мазина привнесла в Кабирию какую-то трогательную взъерошенность и настороженность, не скрывавшие eё пронзительную детскую незащищённость, доверчивость и чистоту. Лицо Кабирии-Мазины с огромными сияющими глазами, живое и подвижное, стремительно меняет выражения. Как зеркало, оно отражает каждую эмоцию, переживаемую ею, мгновеные переходы от горького цинизма к задумчивой тоске, от отчаяния к надежде, от слез — к улыбке.

Эти выразительные изменения, вызываемые нелёгкими обстоятельствами бытия Кабирии, озвучены музыкой постоянного соратника Феллини, композитора Нино Рота, без мелодий которого фильмы Феллини были бы совсем иными. В них звуки морского прибоя взрываются всплесками невинного смеха ребёнка. В них целомудренность заветной мечты Кабирии об истинной любви созвучна манящему покачиванию бёдер Градиски в такт постукиванию каблучков о тротуар. В них cладострастно-пленительные движения Аниты, плещущейся в фонтане Треви, отдаются в тихиx, но внятныx шёпотax дУхов Джульетты, а в первобытно-чувственном танце Сарагины на пляже слышны отголоски пронзительно-нежной мелодии трубы Джельсомины. Композиции Рота лиричны, исполнены романтики, поэзии и сожалений о несбывшихся желаниях, о разрушенныx мечтax. Их отзвуки надолго остаются со зрителем и после того, как темнота постепенно окутывает опустевший экран. Чудо, которое совершили Федерико Феллини, Джульетта Мазина и Нино Рота заключается в том, что судьба экранной Кабирии становится бесконечно близка зрителю. Мне. И вот ведь, волшебная сила искусства — после того, как я видела «Ночи Кабирии» много раз и знаю, что тот, кто хочет любви, беззащитен вдвойне, каждый раз в одной и той же сцене, несмотря ни на что, я надеюсь: «Может быть, в этот раз ей повезёт.»

Через много лет после выпуска фильма, Федерико признался, что из всех многочисленных персонажей, которым он дал жизнь в своих фильмах, Кабирия — единственная, о ком он часто думает, о чьей судьбе беспокоится, за кого переживает. Как сложилась её жизнь? Смогла ли она найти, пусть не любовь, но покой и немного счастья? Великий фантазёр и неисправимый лгун, как он сам себя называл, не дал Кабирии прекрасного принца, который вывел бы её за руку из мрака, грязи и одиночества её жизни. Но в незабываемом финале он подарил Кабирии надежду. «Dum Spiro — Spero». «Пока живу — надеюсь». Пока Кабирия улыбается сквозь слёзы и кивает нам в заключительных кадрах трагически -оптимистического шедевра Федерико Феллини, пока жива самая красноречивая и нежная улыбка итальянского искусства, ответ на загадочную отстраняющую полу-усмешку Джоконды, есть надежда и для всех нас.

0

8

Сладкая жизнь / La dolce vita

Огонь полноты бытия Федерико Феллини

Одно из наиболее значительных достижений искусства кино, абсолютный эстетический шедевр и философская притча, охватывающая ход мировой истории — все это «Сладкая жизнь» Федерико Феллини. Этот фильм можно сравнить с литературными шедеврами начала века — «Улиссом» Джеймса Джойса и «Петербургом» Андрея Белого. Феллини не просто фиксирует движение тектонических плит, разделяющих эпохи. Он находит образное воплощение для этих процессов, творя мифологему нового времени. Грандиозными в своей масштабности художественными жестами, он направляет материю в конструктивное, созидательное русло.

Этим Феллини всегда отличался от своего не менее именитого соотечественника Антониони — он всегда пытался заполнить пустоту, наделить окружающий мир жизнью, насыщающей величием духа даже эфирную абстракцию. Вот и в «Сладкой жизни», как и в упомянутых литературных шедеврах, основное действие разворачивается вне людских слов и поступков.

Эта трехчасовая фреска складывается, будто сама собой, перетекая из сцены в сцену на уровне визуальных и смысловых ассоциаций. Поначалу, вырисовывающаяся картина мира может оставить тягостное впечатление. Феллини четко ощущал векторы основных тенденций массового сознания, поэтому уже в первой сцене утверждается примат новой религии над старой.

Старая воплощается классическим богом, фактически подвисшей в воздухе статуей. Новая же безлика даже в большей степени, и это именно по ее воле статуя оказалась там, где она есть. Это бесконтрольное стремление к эмоции, формируемого потребностями и слабостями любого здорового человека. Информация, упакованная в тысячи симулякров, создающих отдельное пространство, затопляющее коллективный рассудок. Безжалостно и даже в чем-то бесстрастно, Феллини демонстрирует, как новый мир поглощает старый, десакрализируя его ценности, доводя их до фантасмагории абсурда. Внутренний мир людей становится прокрустовым ложем, пространством конфронтации старого и нового, духа и потребностей, религии и информации. Характерна манера демонстрация технических приспособлений — механизмы, будь то камера, или самолет, снимаются так, чтобы ощущалось их могущественная власть над человеком, преимущество в масштабах и значении. Наследуя городским индустриальным симфониям начала века («Берлин» Руттмана, «Человек с Киноаппратом» Вертова), Феллини совмещает их традиции с присущей ему одному трансцендентной апперцепцией, видением форм, воплощающих эти глубинные пласты. Десятки образов, в которые складываются город и его жители работают на ощущение зрителем грандиозной схватки ирреального с гиперреальным.

А персонажи фильма, тем временем, один за другим терпят крах надежд, оборачивающихся горьким разочарованием, ощущением бессилия и близости смерти, как кульминации контрастов эмоционального фона. От надвигающейся пустоты не спастись даже в сухом отстранения от жизни — эту возможность для человека режиссер зачеркивает особенно жестоко.

В Марчелло, главном герое, эти контрасты поступательно достигают апогея. Он мечтает быть писателем, но работает в желтой прессе, хоть и не выказывает пиетета к своему ремеслу. К слову, журналисты в «Сладкой жизни» предстают настоящими апологетами пустоты, служителями информационного пространства, подобным мухам, разносящим смертельный вирус Ничто. В них нет ничего человеческого, они лишь фаланги пальцев на механической руке, жмущие на кнопки камеры.

Сладкая жизнь 1960

В начале фильма Марчелло еще не такой — но поступательно Феллини проводит его по пути полного духовного краха. В этом персонаже воплощаются черты героя нового времени, женственного мужчины, по сути, абсолютного инфанта, постепенно утрачивающего скромные зачатки идентичности. По сути своей, Марчелло пустышка с самого начала. Можно подумать, что он обладает гибкостью, наблюдая за тем, как легко на нем затягиваются еще вчерашние раны. Но на деле он, как любой ребенок, лишь поверхностен и не оказывается в состоянии отрефлексировать и тем более принять коллизии своего жизненного опыта. Это становится понятно в сценах, когда героя выводят из условной зоны комфорта, сфабрикованной краткосрочными в своем пост-эффекте примитивными удовольствиями. И тогда наружу прорывается страшное отчаяние, занявшее пустоту, в пространстве которой должен был развиваться характер. Становится ясно, почему героя поглощает его работа. Он добровольно соглашается на порабощение информацией, оставляющей во внутреннем мире человека место лишь для проявления поверхностных эмоций. Это спасает его от чудовищной боли. Пока он ей сопротивляется, в нем теплятся остатки жизни, чего-то настоящего — и это вовсе не писательское дарование, это банальная доброта, талант к эмпатии, отпечаток которой носит безобидное и полное наивного обаяние лицо Марчелло. И это лицо становится человеческой маской, воплощающей тотальную деконструкцию представлений о мире.

Но его роль — это роль жертвы, без которой не обходится ни один культ, ни одна традиция, художественная ли, или историческая. Вся личностная панорама Марчелло умещается в ощущении постоянного давления. И, в конце концов, он оказывается полностью сломлен. Последний удар становится фатальным, и в сцене последней вакханалии мы уже не узнаем героя. Он не только слился со стадом, он оказался в самой его гуще. В страшном морском улове, трупе какого-то морского чудовища, воплощаются и образ симулякра, и внутренний портрет каждого из участников оргии, прошедших инициацию, идентифицировавшихся с Ничем.

И будь это фильм Антониони, это был бы финальный аккорд и сумма гаммы впечатлений. Но зритель уже вот полвека смотрит «Сладкую жизнь» завороженно, с ощущением катарсического наслаждения, венчаемого рефреном легендарной «улыбки Кабирии». Да, Феллини демонстрирует падение своих героев. Но одновременно мы чувствуем, как их личные проблемы бесследно растворяются в ощущении процессов материи. В столкновении ирреального и гиперреального, в конце концов, именно крушение героев утверждает уверенность в триумфе красоты. Герои фильма слабы и дезориентированы, они пытаются раскрыть в себе что-то большее, но тут же губят первые всходы, если это не происходит само по себе. Марчелло не успевает прислушаться к тишине, как его тут же из нее вырывают. Просветляющий момент в фонтане практически сразу же оказывается замаран грязью и для Марчелло и для Сильвии. Ближе к концу, нам сообщают, что поэтесса с вечера Штайнера, один из немногих действительно эффектных персонажей «Сладкой жизни», приглашается в свет только как объект насмешек. И Феллини с болью признает, что эти люди безнадежны. Но помещая их в резервацию на темной стороне луны, он указывает место и силе, их сломившей. Вокруг же открывается мировое пространство, содержащее несокрушимое наследие прекрасного и величественного, превосходящего все производные индивидуального, включая боль и отчаяние.

«Вечный город» в видении Феллини — это не банальный эпитет, это единственно возможный способ описать истинное творение человечества, его наследие в бесконечность, жертвой которой станут тысячи и тысячи. Но лишь единицы, преумножающие это наследие важны на самом деле, поскольку красота рождает жизнь и наоборот, и цикл этот, существующий на парах вдохновения, навсегда закрепляет его в своем процессе и в своих произведениях для того, кто готов открыться новому началу беззаветно, безоглядно, с улыбкой на лице.

0

9

Боккаччо 70 / Boccaccio 70

Огонь полноты бытия Федерико Феллини

Фильм состоит из трех, на первый взгляд абсолютно разных серий, объединенных одной темой: взаимоотношение между мужчиной и женщиной. В этом отзыве я хочу описать свое видение этого фильма, проверенного временем.

Боккаччо-70 / 1962 / Boccaccio '70 / Федерико Феллини, Марио Моничелли, Лукино Висконти, Витторио де Сика

Первая часть.

Ренцо и Лучиана. Так называемая Любовь без гроша в кармане… Эта серия, по не понятным для меня причинам, изначально была снята только для итальянского зрителя. Главная тема — это любовь между мужчиной и женщиной, в состоянии полной бедности. Их любовь подвергается испытаниям каждый день. Ссоры, проблемы с родителями, проблемы на работе, суета — все это встает поперек взаимоотношению мужчины и женщины, ставят под угрозу их роман.

Но все-таки, не взирая на все проблемы, они остаются вместе, платя за эту близость тяжким трудом и тем, что им приходится идти на жертвы. Один из последних кадров очень хорошо поясняет мои слова… Женатый мужчина лежит на двухместной кровати и протягивает ноги на сторону, где должна лежать жена, но ее там нет… Она работает

Вторая часть.

Моя Самая любимая в этом фильме. Искушение Доктора Антонио. Блестяще снятая великим Феллини, сюрреалистическая серия. Здесь мы видим историю мужчины, который всеми силами борится против пошлости и разврата в современной Италии. Все бы конечно ничего было, но его методы… Они как раз таки очень странные, вызывающие улыбку и сострадание. Перед окнами его дома устанавливают, по его мнению, откровенный плакат с женщиной, рекламирующей молоко, что оказало очень большое недовольство со стороны Доктора Антонио.

В последствии мы видим сюрреалистическую картину… Женщина оживает и вводит в искушения Доктора. Меня очень удивило, как же все-таки долго Антонио боролся против этого. Но все-таки поддался искушению, но было уже поздно.

Великолепно сделанная, хорошо продуманная часть не оставит равнодушным никого.

Третья Часть.

Работа. Здесь уже история богатых и знаменитых. Их размышления, их мечты, их страхи, их слезы. Очень интересная и парадоксальная серия, где сразу видны пороки, недостатки богатых людей. Они как бы летают в небесах, занимаясь только своими проблемами, не слыша друг друга. Каждый из них хочет что-то поменять в своей жизни, что-то изменить, убежать от обыденности: мужчина меняя сексуальных партнеров, женщина пытаясь изменить свое социальное положение.

Но в итоге все приходит к одному. Они не могут друг без друга. Мучая и издеваясь друг над дружкой, в объятиях они забывают обо всем и в связи с своей «сонной» жизнью не решаются изменить что-либо

[b]Четвертая Часть[/b]

Лотерея. Фильм с участием обаятельной и привлекательной Софи Лорен. Бедный квартал Неаполя собирается вместе с одной целью — лотерея. Конечно очень хороший шанс подзаработать на халяву. Каждый участвует, каждый делает прогноз, каждый мечтает о победе, а побеждает человек, который даже и не ожидал этого — бедный священник. Его победа изменяет его финансовое положение и статус внутри общества.

Софи Лорен — играет нищаю, не очень умную девушку, в которую по-моему влюблен был весь город. Она мечтает разбогатеть, Когда все заняты лотерейной лихорадкой, она встречает свою любовь…

Название фильма: Боккаччо — известный итальянский писатель, эпохи Возрождения, написавший сто новелл на тему любви мужчины и женщины… именно в этом стиле был снят этот фильм..

0

10

8 с половиной / 8½

Огонь полноты бытия Федерико Феллини

Автомобиль приходит в движение, проезжает пару метров и вновь останавливается. За рулем одинокий человек в шляпе. Вокруг множество таких же застрявших в пробке автомобилей, случайно слившихся воедино в этом неподвижном обществе. Нужно лишь оглянуться, чтобы увидеть прозаичность жизни окружающих. Всюду посредственность, равнодушие, пошлость. Действительность, словно дым, заполняет салон автомобиля, и человек в шляпе начинает задыхаться. Он пытается выбраться, достучаться до кого-нибудь. Но никому нет дела, лишь тень осуждения в глазах наблюдающего мужчины. Наконец, человек в шляпе вылезает через люк в салоне автомобиля, поднимается над миром и начинает дышать полной грудью. Озарение подхватывает его и уносит в небо на недосягаемую высоту. Но реальность, привязанная веревкой к ноге, не дает витать в облаках бесконечно и очень быстро заставляет вернуться на землю.

Именно так начинается известнейший фильм Федерико Феллини «Восемь с половиной». В этой сцене прослеживается один из главных лейтмотивов всего фильма — желание художника вырваться из-под гнета окружающего мира, почувствовать истинную свободу и отправиться в полет своей фантазии. Успешному режиссеру Гвидо Ансельми удается это сделать лишь во сне. В реальной жизни его затягивает рутина съемочного процесса: бесконечные разговоры с продюсером, актерами, монтажниками декораций. Но он находится в творческом тупике, и в его фильме нет места этим людям.

8 с половиной / 8½ (1963)

Его произведение о нем самом, но с иной судьбой. Фильм, включающий эпизоды из прошлого Гвидо с пробами актеров на роли близких ему людей, но при этом с фантастическими составляющими — явная попытка убежать от реальности, по-другому срежиссировать собственную судьбу. Желание Гвидо снять свою жизнь как кино, где все будет подчиняться его воле, прослеживается в псевдореальных вставках, основанных на его мыслях. В то же время, Гвидо ищет музу, олицетворением которой является актриса по имени Клаудия. Она незримо является ему на протяжении фильма. Но лишь ее реальное появление на съемочной площадке позволяет Гвидо принять жизнь такой, какая она есть, и вновь обрести вдохновение.

Федерико Феллини — признанный классик мирового кинематографа. Трагикомедия «Восемь с половиной» стала одним из главных достижений его режиссерского мастерства. В этом фильме Феллини искусно показал мир художника, позаимствовав многое у себя самого. Внутренние противоречия и полет мысли творческого человека подчеркнуты структурой фильма, сотканного из эпизодов. Феллини ловко отправляет нас в детство главного героя и возвращает обратно, разбавив повествование фантазиями Гвидо. А легкое безумие и экспрессия подаются характерами Карлы и Глории. За великолепную съемку стоит благодарить Джанни Ди Венанцо, чья операторская работа стала истинным откровением. По-настоящему поразил талант и Марчелло Мастроянни, сыгравшего главного героя. Кроме того, хотелось бы отметить игру Анук Эме (Луиза) и Сандры Мило (Карла).

«Восемь с половиной» — подлинно авторское кино, целиком наполненное философией и личными переживаниями. Шедевр Феллини относится к той когорте фильмов, в которых с каждым новым просмотром можно открывать для себя что-нибудь новое.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Огонь полноты бытия Федерико Феллини