Вечера на хуторе близ Диканьки
Веселая история про то, как в рождественскую ночь в украинском селе всех попутал бес и как могучему кузнецу Вакуле удалось одолеть нечистую силу и добыть для своей невесты царские черевички. Экранизация повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Вечера на хуторе близ Диканьки (1961) Полная версия
Чем хорош Гоголь, так это женскими персонажами, которые и в фильме невозможно прекрасны — потому что не вписываются в привычные гендерные роли.
Так, вопреки канонам сказочного жанра, предписывающим главной героине скромность и жертвенность (классический пример — «Морозко»), Оксана себя любит, знает, чего хочет, и совсем этого не стесняется. Эдакая стервочка. Стрёмно, конечно, что фильм как бы поддерживает стереотип о том, что все женщины — меркантильные сучки, чье расположение легко купить брэндовыми туфлями. С другой стороны, в фильме показана трансформация Оксаны и ее внезапная любовь к Вакуле. Но мы-то все понимаем… Да и ладно, Оксана, тебе простительно: в условиях, когда не можешь сама заработать себе на обувь, реально надо выбирать чувака, которому не влом будет сгонять за ней для тебя в Питер.
Солоха — ещё один гоголевский шедевр, да и Хитяева в этой роли огонь. Зрелая любвеобильная бой-баба, которой сам черт не брат. Ясное дело, ведьма. И вроде в сказках таких дамочек полно: берём любую классическую мачеху и вуаля. Вот только в фильме Солоха — положительная героиня! Ею же все восхищаются. И ещё один существенный козырь в лице Вакулы у нее имеется. Авторы, вслед за общественным мнением, любят наказывать сильных и «распутных» женщин либо бесплодием, либо тем, что вот мол, зато она плохая мать (см. Элен Курагина, мадам Бовари, Скарлетт и т. д.) Но у Солохи неожиданно есть сын, да такой, что не придерешься — и креативный, и смекалистый, и целеустремленный. Плохой матерью ее назвать трудно. Браво, «Вечера»- никакого слатшейминга.
И, наконец, Екатерина — вишенка на торте женского эмпауэрмента. Авторитарная, но человечная правительница. И самое главное — при том, что подданные ее реально боятся и уважают, Екатерине для этого не нужно отказываться от собственной женственности: мужика из себя не корчит и на «королеву-девственницу» а-ля Елизавета I не похожа, на что намекает наличие любовника в лице Потемкина. Гоголь тут мало что придумал, но сам факт присутствия в тексте великой женщины примечателен.
Значимых мужских персонажей в фильме, однако, больше. Но что ж поделать — таков патриархат. И на том, что есть, Гоголю и сценаристам спасибо.