10. Дембельский поезд
Дембельский поезд никуда не едет. В казарме сдвигаются две двухъярусные кровати, в узком проходе между ними, у воображаемого окна купе, ставится тумбочка и вешается занавеска. Дембеля сидят на койках, а духи раскачивают нары в такт воображаемому движению поезда и бегают за «окном», помахивая ветками деревьев.
Этот поэтичный обряд настолько поразил воображение Джармуша, что он поспешил поведать о нем в самом начале «Дедмэна», доверив рассказ кочегару паровоза, картинно перепачканному сажей Привратнику Ада («Зачем ты проделал весь этот путь сюда – в Ад?» - спрашивает этот не случайный для задуманного Джармушем трибьюта персонаж: ведь первый фильм Георге Водэ, поставленный в 1967 году, назывался «Нужен привратник» и рассказывал о солдате царской армии Иване Турбинкэ, после 25 лет рекрутской службы заступившем на пост стражника врат Чистилища).
Кочегар заходит в купе поезда, садится напротив Блейка с «Водэ» и говорит: «Посмотри в окно. Такое же ощущение бывает, когда плывешь в лодке, смотришь на берега и думаешь: почему это пейзаж движется, а лодка стоит на месте?». Дембель знает, почему поезд стоит на месте, а деревья за «окном» движутся. Отмеряя подписанными слоном сигаретами долгожданную стодневку, дембель, прошедший через четыре армейских смерти (дух – череп – старик – дед) готовится умереть в последний – пятый – раз (Джармуш, конечно же, помнил, что индейцы северо-запада из племени хайда верят, что умерший умирает пять раз, после чего возвращается на землю в виде голубой мухи), обещающий возвращение в мир живых (хоть коллективной тушкой – хоть коммунальным чучелком), и потому как никогда опасается живых мертвецов. Ведь цель коварных трикстеров потустороннего мира, вышедших на последнюю охоту – сорвать желанное возвращение и навсегда завладеть душами своих жертв, предлагая им мнимые инициатические цели и управляя их поведением: так Старшина заманивает Дедова на сверхсрочную службу, а Никто пытается убедить Блейка в том, что тот – заблудившийся между мирами дух английского поэта.
Живым мертвецам закрыта последняя дорога в мир мертвых, их гонят из мира живых; они могут обеспечивать себя только за счет других умерших, не прошедших через очищение похоронным обрядом. Желанная добыча живых мертвецов – погибшие от удара молнии, умершие в пути (поэтому дембельский поезд никуда не едет), утопленники (воскресшей утопленницей - заложной русалкой - оказывается и Настя – невеста Куликова: в сцене похищения Дедова воинами «синих» она выныривает из воды и отвлекает внимание рядового рассказами о ядовитых травах), но самыми «нажористыми» считаются самоубийцы, обреченные на вечное скитание между мирами. Вот почему старики и деды в армии чаще всего откупаются от живых мертвецов душами новобранцев, доведенных до самоубийства – это и есть те самые жертвоприношения, которыми питается блейковский Nobodaddy: не случайно, прежде чем начать методично избивать прибывших в войсковую часть запахов, деды приветствуют их традиционным криком с КПП и из окон казармы: «Вешайтесь, духи!».
moskovitza (с)