9. Старшина и Никто
Старшина – это солдат, не ушедший на дембель, но оставшийся на сверхсрочную службу. Возвращению к «гражданской» жизни, пусть и в качестве частицы коммунального тела, Старшина предпочел статус живого мертвеца, заложного покойника, неприкаянно скитающегося между двумя мирами. Обезличенный, как все покойники, Старшина в «Дедове» не имеет имени собственного, он Никто.
Так Nobodaddy превратился в режиссерских черновиках Джармуша в Nobody. Старшина и Никто – изгои: Старшина – уже не рядовой солдат срочной службы, но и не офицер; Никто – полукровка, не блад и не блэкфут, выросший среди бледнолицых и отвергнутый краснокожими. Внекастовый, внеплеменной, внезаконный статус живых мертвецов делает их чрезвычайно уязвимыми, ведь насельника мира мертвых, изгнанного из мира живых, при встрече можно и нужно убить (Ноубоди не случайно спросит Дедмэна: «Ты убил белого человека, который убил тебя?»), но этот же статус превращает их в безусловных хозяев положения.
Старшина и Никто – классические трикстеры, свободные от личностной идентичности и не локализованные ни в одном из миров, между которыми они свободно перемещаются, детерриториализируя своей сверхскоростью локальное время и социальное пространство. Водэ и, - следом за ним, Джармуш, с видимым удовольствием педалируют комический эффект, возникающий от характерного для трикстеров сочетания самодовольства и глупости (нельзя не заметить и абсолютное пластическое сходство рисунков ролей Юрия Белова и Гари Фармера). ««Насколько мне известно, а, стало быть, я не могу ошибаться», - напыщенно говорит Старшина, которому идеально подошла бы кличка «Тот, кто говорит громко, не говоря ничего».
А надменно улыбающийся Никто, едва ли понимающий истинный смысл «Пословиц Ада», которыми он пересыпает свои «умные» речи, мог бы быть автором плаката «Поражай цель с первого выстрела» (гротескного благоразумия в этом афоризме не меньше, чем в блейковском «Думай утром. Действуй днем»), открывающего повествование в «Дедове» и, как будто, имеющего своим адресатом Дедмэна: спустя четверть века подслеповатый счетовод именно так будет прокладывать себе путь за край смерти. В ответ Джармуш посылает в прошлое эпиграф из Анри Мишо, обращенный к Дедову: «Предпочтительно не путешествовать с мертвецом». Ведь выбрав себе в попутчики и наставники живого мертвеца - Старшину, Дедов упустил свой шанс соскочить с дембельского поезда и, кажется, навсегда остался в путешествии между мирами.
moskovitza (с)