Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Алхимический брак Пал Палыча, Шурика и Зиночки


Алхимический брак Пал Палыча, Шурика и Зиночки

Сообщений 11 страница 20 из 24

11

Черная луна

Кажется, что в инициатическом испытании тьмой Томину достались те же соперники, что и Знаменскому с Кибрит. Загнанный в угол, обросший, истерзанный ревностью и водкой беглый каторжник Багров (мощный Леонид Марков) из Дела № 8 «Побег» (впервые показанного 1-2 сентября 1973 года) удивительно похож на аллегорическое изображение жуткого, покрытого шерстью sol niger с одноименного листа из алхимического манускрипта «Splendor Solis», а полная луна, освещающая место смертельной дуэли Томина и Багрова, источает эманации черной магнезии.

Алхимический брак Пал Палыча, Шурика и Зиночки в 1982

«Томин мельком глянул на луну. Идеально круглая. Говорят, в полнолуние люди совершают гораздо больше безумств», - пишут Лавровы, хорошо знающие, что в подлунном мире силы зла властвуют безраздельно, ядовитое марево наполняет сердца беспричинным страхом, а сладострастное возбуждение доводит до безумия. Луна – это фаллическая Великая мать, Черная Исида, подчиняющая себе мужское начало, наделяющая его регрессивным стремлением в утробу, волей к падению в черный колодец, и вампирически отнимающая энергию, чтобы насытить свою влагу отраженным солнечным светом. Чем дальше Луна от Солнца, тем сильней ее свет: именно в оппозиции к Солнцу Исида получает свою наибольшую, губительную для человека силу: ведь «чем больше наш ум опускается до вещей чувственных, тем больше он удаляется от вещей интеллигибельных». Когда Томин – перед, быть может, последним испытанием в своей жизни – смотрит в меркуриальное зеркало полной луны, он стоит спиной к «нашему Солнцу», а, значит, лишен не только привычных ориентиров правой и левой руки, но и света истины; но, инстинктивно повернувшись спиной к Луне, он видит все вокруг себя в обманчивом селеническом мареве...

Кто эта залитая бледной гипсовой белизной, с такой готовностью отдающая честь пионерка, в неверной демонической тени которой притаилось мохнатое ощетинившееся Черное солнце? Может быть это и есть та «Невеста-вся-белая», до встречи с которой остался всего один шаг – шаг через каббалическую бездну духовной ночи, в конце которой и взойдет Утренняя звезда Адепта? А может, это продолжение того бесконечного сна, в который Томин впал еще в поезде на пути к своей верной погибели? Впрочем, вхождение Томина в сон, без которого практически невозможно пройти опус в черном, началось еще в предыдущей серии: в Деле № 7 «Несчастный случай» перед зрителями предстал «другой» Томин, укрывшийся от внешнего мира в своей комнате, целыми днями бесцельно «смотрящий ковер» и выпихивающий засидевшегося Пал Палыча за дверь со словами: «А теперь давай-давай-давай --- спать пора, я спать хочу...». Навалившаяся на Томина черная сатурническая меланхолия, так не соответствующая его меркуриальному темпераменту, но так характерная, по замечанию Хартлауба в «Arcana artis», для магов и алхимиков, объясняется входящим в него опытом духовной смерти. Проницательная попутчица Томина в купе так и сказала своим друзьям: «Да он и не спит. Он просто меланхолик».

Алхимический брак Пал Палыча, Шурика и Зиночки в 1982

«За ним тут смерть пришла», - махнул рукой Багров в сторону гипсовой пионерки, которая обернулась Шехиной – темной невестой (abscondita sponsa), хитроумной ловушкой, расставленной Великой и ужасной лунной матерью, кастрирующей и удушающей, не готовой поделиться «своим мальчиком» с «чужой женщиной». Это Черная мать Томина (вспомнил ли он в последнюю минуту, что «армянской сукой» называл Луну сам Гермес, по свидетельству Халида, философа и царя Аравии, оставленному в «Liber secretorum») - ветхая материя - подталкивала влажную и холодную стихию Меркурия во влажное и холодное лоно Селены, пытаясь обманом «женить сына» на его лунном двойнике. И тогда, понимая, что плодом такого союза «одинакового с одинаковым» может быть только бесконечно воспроизводимая смерть, Томин вступил во тьму луны, чтобы получить выстрел прямо в сердце...

moskovitza (с)

0

12

Крест Трансмутации

...«Багров обернулся к Томину, который еще стоял, покачиваясь, пытаясь зажать рукой бьющую из раны кровь. – Майор… – леденея, позвал Багров. – Майор!.. – Дурак, – сквозь зубы произнес Томин и стал оседать на пол, уже не слыша голосов подбегавших людей».

Именно так - «Дурак» - называется изначальная, «нулевая» карта колоды Таро, посвященная ее создателем, средневековым мистиком Памфилусом Генгенбахом, Меркурию – Гермесу. Крылья на шапочке Гермеса со временем превратились в бубенцы на колпаке Шута, аркану которого (в традиционной нумерации, которой придерживались Папюс и Элифас Леви) присваивается как нулевой, так и двадцать первый номер, соотносящийся с 21-ой буквой еврейского алефбета «Шин», с которой начинается прозвище Томина (по воспоминаниям Каневского, именно ему принадлежала идея назвать своего героя Шуриком; в сценарных заготовках Лавровых он был выведен как Василий). С Ату «Шут» или «Дурак» начинается исследование аркана Таро в общепризнанных системах. Но Лавровых больше интересовала другая - инициатическая – последовательность, выстраиваемая через соответствие букв, составивших аббревиатуру «ЗнаТоКи», циннарот - путям древа Сефирот.

Лавровы, разумеется, не использовали «современную» транслитерацию буквенного ряда «знатоки» как זְנָטוֹקִי, введя в созданную по методике нотарикона последовательность «немотствующие», герметичные «алеф» и «айн», и заменив профанное «тэт» на традиционное «тау». Сумма соответствующих гематрий, подсчитанная при помощи каббалистического ключа, предсказуемо составляет 9. Девятка ЗнаТоКов - это тройной тернер, число посвящения и таинства, состоящее из трех каббалистических первоэлементов (первозданных огня, воды и воздуха, соответствующих tria prima), трех миров (космического, земного и человеческого) и трех процессов Великого делания (обозначаемых индоарийским триколором - черный, белый и красный). В почтовом адресе Философской обители ЗнаТоКов – Петровка, 38 – мы встречаем все то же указание на троекратно-тройную природу Космоса: одну отдельно стоящую тройку и две зеркально обращенные друг к другу разомкнутыми частями.

Алхимический брак Пал Палыча, Шурика и Зиночки в 1982

В использованной Лавровыми герметичной, сохраняющей вибрационное качество букв каббалистической транскрипции акронима «ЗнаТоКи» фамилия Томина не случайно начинается с буквы «тау», ведь Тау – это самый нижний из циннарот, путей к Высшей реализации, и ведет он от последней, десятой сфиры Малкут, символизирующей земной, материальный план, к девятой лунной сфире Йесод. Таким образом, и в общепринятой, и в инициатической системах толкования аркана Таро Томин начинает свое странствие с самого нижнего, нулевого уровня. Именно ему предстоит пройти сновидческим путем мертвых из мира яви (модус Земли) в мир сна (модус Луны) - единственным зримым для непосвященных циннаром. Все остальные сфирот на пути к солнечной модальности Тифарет - центральной точке Креста трансмутации - постигаются ЗнаТоКами не напрямую, а через сложную цепь аналогий или символов, отражающихся в видимой реальности телевизионного цикла лишь фрагментарно. Для Томина завершением инициатического подъема становится путь Айн (соответствующий букве «О» в его части акронима), преобразующий меркуриальную модальность Ход (ртутное начало Томина) в золотую солнечную модальность сфиры Тифарет - великого алхимического посредника. Продолжением пути Айн в диагональной прямой Креста трансмутации является путь Йод (соответствующий букве «И» в использованной в аббревиатуре части фамилии Кибрит). Астрологическим символом пути Йод является Дева: таким образом, изначально сульфурическая Кибрит, прошедшая уже путем Каф (соответствующим букве «К») из женской сферы Венеры (Нецах) в мужскую сферу Юпитера (Хесед), дважды интегрирует контрсексуальную компоненту и обретает в себе «золотого андрогина». Знаменский приходит к завершению малых инициационных мистерий в центре Креста трансмутации по пути Нун (соответствующему центральной букве «Н» в его части акронима), иероглифически означающему рыбу (на протяжении всего цикла Лавровы не устают напоминать о любви Знаменского к рыбной ловле, с которой принято сравнивать алхимию, в том числе через рыцарскую символику Грааля; Томин же выведен как увлеченный приверженец «третьей охоты» (одноименную книжку Солоухина находит Знаменский раскрытой на кресле, когда навещает своего выздоравливающего друга), что должно свидетельствовать о его интересе к измененным состояниям сознания). Символическое значение пути Зайн (соответствущего букве «З») – сияющий меч –отсылает к еще одному «рыцарскому» увлечению Знаменского – фехтованию, а путь Алеф (буква «А»), связывающий модальности Кетер и Хокмы и символизирующий начало всех начал, замыкает инициатическое странствие ЗнаТоКов по древу Сефирот в AZOTH («я есть альфа и омега, начало и конец»), возвращая его к Тау и, тем самым, указывая на включение в себя ЗнаТоКами всех проявленных и потенциальных форм.

Итак, к концу девятой серии цикла пути знаТоКов, прошедших испытание первой инициатической смертью, сходятся в центре Креста трансмутации. Достижение Тифарет - это еще не окончательная реализация, но уже выход за пределы индивидуального эго (ложного «Я») и невежества материального модуса, позволяющий ЗнаТоКам постичь пластичность времени и приступить к собственно opus magnum, перемещая луч освобожденного сознания в любом или нескольких необходимых направлениях. Именно с постижения «нашего золота» и может начаться собственно алхимическая работа.

moskovitza (с)

0

13

В поисках materia prima

Дело № 10 «Ответный удар» (телевизионная премьера - 26-28 августа 1975 года) стало первым цветным эпизодом «ЗнаТоКов». После девяти серий «работы в черном» создатели цикла – памятуя о том, что радужному богатству цветов, таившемуся в черноте нигредо, надлежит быть проявленным, - ошеломили зрителей невероятным буйством красок: в оказавшихся легкомысленно-яркими коридорах Петровки замелькали стильный ядовито-желтый плащ из мятого кожзама и алый батник Кибрит, кислотно-сиреневый пиджак Томина с канареечной сорочкой, безумная рубашка майора УБХСС Медведева (великий Юрий Горобец) с хаотической россыпью веселых пятен всех цветов спектра... Даже Знаменский – по случаю начала новой стадии Великого делания, традиционно обозначаемой термином «хвост павлина» (cauda pavonis), - сменил непременный мышиный китель на шафрановую футболку-поло.

Алхимический брак Пал Палыча, Шурика и Зиночки в 1982

Маститый кинообозреватель Виктор Демин откликнулся на выход первого цветного эпизода «ЗнаТоКов» сочувственной рецензией в респектабельном журнале «Советский экран», в которой, в частности, написал: «От условностей почти шахматных поединков Лавровы дрейфуют к жизни, к реальности, к ее сложности и многоцветности». Помимо констатации очевидного перехода от работы в черном (nigredo) к спектральному (cauda pavonis) этапу делания, проницательный критик отметил его промежуточный характер. На стадии Павлина алхимик должен использовать полученный им внутренний опыт астрального мира, символизируемый калейдоскопическим чередованием цветных узоров, для обретения (через «внутреннее постижение») знания о важнейшем компоненте делания – первоматерии (materia prima), одном из двух, наряду с тайным огнем (ignis sapientum), главных арканов нашего искусства.

Природа materia prima ускользает от любого определения, а подлинное знание о ней охраняется самым тщательным образом и передается исключительно иносказаниями и притчами («Тalis materia debet tradi mystice», – предупреждает «Rosarium Philosophorum»). Сотни отчаявшихся суфлеров, не дождавшихся интуитивного прозрения, отступили от делания, перепробовав в качестве первоматерии упаренную урину, слюну старух, кровь первых регул, молоко девственниц, жидкости внутренней секреции животных и множество других органических и минеральных субстанций. Алхимические манускрипты описывают первоматерию как камень, который в то же время и не камень, как грязь, не похожую ни на какую другую грязь, как то, что находится повсюду и бесценно для тех, кто умеет видеть, но лишено какой бы то ни было ценности для профанов. Вездесущность materia prima – в полном соответствии с главным правилом Изумрудной Скрижали («То, что вверху, подобно тому, что внизу») - соответствует вездесущности философского камня, получаемого из первоматерии. Согласно анонимному тексту из «Gloria Mundi», «богатые и бедные каждый день держат его в руках, прислуга выбрасывает его на улицу, дети играют с ним и, однако, никто не ценит его, считая самой презренной и самой ничтожной вещью на земле».

Алхимический брак Пал Палыча, Шурика и Зиночки в 1982

В отличие от ученого-позитивиста, алхимик воспринимает природу sub specie interioritatis, т.е. смотря на нее изнутри, отождествляя себя с ингридиентами алхимического процесса. Вот почему ЗнаТоКи, «мусора» par excellence, вцепляются мертвой хваткой в пустячное, на первый взгляд, дело о махинациях на городской свалке. Где же еще искать «первичку» (как иногда называют materia prima на партийном арго) алхимику-менту, как не среди мусора. «In sterquiliniis invenitur» (в выгребной яме найдешь) - гласит алхимическая мудрость. «Свалка философии не помеха», - аккуратно намекает главарь махинаторов Воронцов (блестящий бенефис Георгия Менглета) в беседе с уникальным обладателем сверхественного нюха Знаменским, который мог бы повторить слова Фламеля из «Иероглифических фигур»: «Наконец я нашел то, что искал, я узнал это сразу же по сильному запаху». Но мусорская иерофания, являющая сакральное и воплощающая трансцендентность в презренном предмете (vili figura), еще не дает ответа на главный вопрос: как отличить «наш Мусор» от мусора. Герой одной из инсталляций Ильи Кабакова, самого пытливого исследователя советского трэша, говорил: «Я вижу всю окружающую меня жизнь, как состоящую из единого мусора. От того, что он перемещается с места на место, он не исчезает. Чем отличается стройка от помойки? Вот это смешение двух пространств – места, откуда надо вынести мусор, и места, куда его надо принести,– выступает как действительное единство, подлинное неразличение одного от другого. Если все – мусор, значит, ничто не мусор».

В самый разгар «поиска ключей к утильным тайнам» (как Знаменский, вслед за Василием Валентином, назвает процесс погружения ЗнаТоКов в средоточие алхимического «зловония, этого повсюдусущего и заразного кала») в кабинете «мамочки» Целибатной машины, полковника Скопина происходит совершенно безумный, на первый взгляд, диалог, который заслуживает того, чтобы привести его целиком.

«Медведев: Вторсырье спасает уйму ценного добра, даже валюту для государства добывает! Представляете, скачет тебе лягушка или хоть лягушонок. Его хоп - и в корзину. Наловил - и во вторсырье. Там их на лед -и в анабиозе за границу. Оттаял лягушонок и скачет дальше где-нибудь в Англии, а мы получаем фунты стерлингов!
Скопин: Вы меня вдохновили. Выйду на пенсию - буду лягушек ловить.»

Алхимический брак Пал Палыча, Шурика и Зиночки в 1982

Никогда еще на протяжении цикла Лавровы не были так откровенны со зрителем. И дело не только в том, что лягушка (жаба) – традиционный символ первоматерии, впервые появившийся в трудах английского (sic!) ученого Джорджа Рипли, причем первоматерии, открывшейся мастеру на промежуточном этапе caudi pavonis между nigredo и albedo («The Toad with Colours rare through every side was pierc'd», - пишет Рипли в «Видении») и нуждающейся в дальнейшем очищении. Адепты ментовского искусства, дважды упомянув в связи с Лягушкой о « вторсырье», приоткрывают завесу одной из наиболее ревностно охраняемых тайн нашей Науки: то, что принято называть в большинстве трудов, посвященных Первому деланию, первоматерией, на самом деле ей не является. Materia prima философов в природе не встречается со времен создания мира; доступную алхимику в естественном виде субстанцию следовало бы называть вторсырьем - materia secunda. Именно из плена изношенных временем форм Вторсырья («простой» материи) и должна в ходе Геркулесова труда быть освобождена истинная первоматерия – неоформленная универсальная субстанция, порождающая основа всего проявленного мира.

moskovitza (с)

0

14

В погоне за aqua vitae

Гордо распушив в «Ответном ударе» свой павлиний хвост, Лавровы привлекли к сериалу не только благосклонное внимание просвещенной кинокритики (до 1975 года сочувственные отзывы на усилия создателей «ЗнаТоКов» появлялись только в ведомственной печати, наподобие маргинального журнала «За рулем»), но и ревнивый интерес главных конкурентов адептов ментовского искусства – черных магов из ГБ. Именно госбезопасность традиционно курировала исследования, связанные с продлением жизни и обретением бессмертия; и хотя основной упор делался на кровавые черные мессы (для обеспечения человеческим материалом экспериментов Богданова по переливанию партийным старцам молодой крови, проводившихся в ВИЭМе - главном капище чекистского оккультизма, некромантами из ЧК была в короткие сроки выстроена не имевшая аналогов система государственных сиротских приютов - телемитских обителей, служащих целям «перевоспитания» беспризорной стихии, предварительно вызванной к жизни усилиями все тех же рыцарей плаща и кинжала), меченосцы Дзержинского внимательно отслеживали и брали под контроль все сколько-нибудь значимые наработки в этом направлении – от трансплантации фетальных тканей человеческих зародышей до пересадки семенников обезьян, - даже исходившие от откровенных суфлеров и фраудаторов. Сыворотка вечной молодости Богомольца из конской крови и человеческого костного мозга, эликсир бессмертия Дорогова из сваренных в перегонном кубе лягушек, физиологически активный метаболит Сараева из лабораторных крыс, янтарный сукцинат Кондрашовой, клетки-лидеры Болотова – все это могло выглядеть как целенаправленный шизофренизирующий слив чекистской чернухи, но не отменяло того факта, что в ГБ хватались за любой «паранормальный феномен», лишь бы первыми принести кремлевским старцам «молодильное яблочко». Ведомство Андропова, имевшее своих информаторов в храме щёлоковской Науки, не могло не знать, что появление цветов павлиньего хвоста в алхимической реторте ЗнаТоКов есть знак приближающегося перехода к работе в белом (albedo), результатом которой должен стать малый эликсир (aqua vitae), исцеляющий все болезни и немощи и - как пишет Парацельс в «Тайнах алхимии, открытых в природе планет» - дарующий тем, кто ежедневно пользуется этим лекарством, совершенную долгую жизнь.

Алхимический брак Пал Палыча, Шурика и Зиночки в 1982

...Меньше чем через полгода после премьеры «Ответного удара» Брежнев перенёс клиническую смерть, начав свое семилетнее посмертное существование в быстро полюбившемся телезрителям образе «сосиски-сраной». Центр тяжести брежневской давлы стал едва заметно смещаться, номенклатурный пакт (конвенция составивших правящий пул асабий) о ненападении 1954 года уже не казался таким незыблемым, война еще не была объявлена, но уже началась... И вовремя обретенный эликсир бессмертия, способный заменить Брежневу барбитураты, мог бы стать главным козырем одной из сторон в этой незримой войне кланов.

Наивно было бы полагать, что Лавровы, возродившие в экранной форме почтенную традицию герметического послания – «ключа к тайне» - и щедро поделившиеся со зрителями секретом обретения materia prima, продолжат излагать modus operandi ЗнаТоКов в прямой последовательности операций. Работа алхимика изначально предполагает нелинейность, а нескромный интерес чекистов к успехам щёлоковских придворных мастеров герметического искусства привел к тому, что создатели сериала принялись намеренно менять местами отдельные стадии делания, как это делал еще Гебер, писавший в «Сумме совершенств магистерия»: «Я ничуть не стараюсь четко и логично рассказать о развитии нашей науки. Если бы я описывал ее последовательно, дурные люди могли бы воспользоваться этим, употребив знание во зло». Так, в Деле № 14 «Подпасок с огурцом», впервые транслировавшемся 19 октября 1979 года, Лавровы недвусмысленно дали понять своим конкурентам, что ЗнаТоКи приступили к Работе в белом, однако в предшествующих эпизодах ни словом не обмолвились об обретении мастерами Тайного огня (ignis sapientum), без обработки которым первоматерии переход к albedo невозможен.

Алхимический брак Пал Палыча, Шурика и Зиночки в 1982

Предосторожность отнюдь не лишняя, если учесть, что к этому времени пули в войне кланов уже летали в обе стороны. Поместив действие «Подпаска...» в среду подпольных торговцев антиквариатом, Лавровы явно целили в уязвимое место Андропова, увлеченного коллекционера французской эротической бронзы XIX века и европейской средневековой живописи. Незадолго до съемок эпизода Щёлоков, также не чуждый страсти к собирательству, увел буквально из-под носа у Андропова парочку малых голландцев, используя нехитрый, но хорошо отлаженный механизм «пропуска» коллекционеров через сфабрикованные судебные дела «с конфискацией имущества» и последующего сбыта конфиската через сеть спецмагазинов («закрытых выставочных залов») МВД. Обидная шпилька, очевидно, попала в цель и вызвала жесткую «обратку»: в том же 1979 году при неясных обстоятельствах «покончили с собой» с интервалом в три месяца сразу три первых заместителя Щёлокова – Папутин, Никитин и бессменный куратор ментовской Науки, начальник Академии МВД Крылов. Эти загадочные смерти упрочили позиции в милицейском ведомстве самого молодого щёлоковского зама – Чурбанова, зятя Брежнева, видного представителя днепропетровской асабии и убежденного сторонника «партии заборов».

К концу 70-х годов в правящем пуле асабий окончательно оформились две противоборствующие группировки: партия заборов и партия оффшоров. Большинство представителей титульной асабии - днепропетровской партии заборов - устраивал режим «спецстраны», построенной за оградами загородных резиденций, где они вкушали финский сервелат из спецсекций универмагов на антикварной посуде из ментовского конфиската. Миноритариев из партии оффшоров, сделавших толкачом своих интересов Андропова, жизнь за забором уже не прельщала – они хотели конвертировать свою власть в собственность за рубежом, представлявшуюся им единственной гарантией защиты от очередного неизбежного передела советского общака. Весьма вероятно, что именно «Подпасок с огурцом», так разозливший Андропова, навел его на мысль использовать усилившегося Чурбанова, алчного охотника за бриллиантами из частных собраний, как наживку, потянув за которую, можно было бы сместить переменный центр тяжести брежневской давлы в пользу набиравшей силу партии оффшоров.

moskovitza (с)

0

15

Albedo

...«Мы полистаем альбом», - через плечо бросает жене звездочет Альберт, увлекая свою гостью Альбину в семейный альков (речь идет об изданном на берегах Альбиона альбоме «Искусство Фаберже» Кеннета Сноумэна, убедительно описавшего феномен госзаказа как генератора кича). «Ну чисто два голубка - Альберт и Альбина», - фыркает в ответ привыкшая к эпатажным выходкам мужа Муза Анатольевна. Этот великолепный этюд в белом, разыгранный Никитой Подгорным, Людмилой Хитяевой и Лидией Толмачевой, - лишь малый эпизод в одной из самых ритмичных и тонко-чувственных серий «ЗнаТоКов» (даже Марк Минков сменил здесь дежурно-постный саундтрек на загадочные вибрации в духе Генри Манчини), погружающей зрителя в пришедший на смену кромешному мраку nigredo белый мир albedo, еще неяcный, с размытыми формами, освещенный призрачным серебряным светом утратившей свои злые чары луны. Металл альбедо – серебро (в «Подпаске» это серебряные безделушки «под Фаберже», изготовленные амбициозным мастером Кимом Фалеевым (Николай Караченцев)), белое, мягкое и податливое, сияющее как Луна. Это и есть та «белая звезда», отделенная от мастеров оперативной алхимии десятью годами езды, как говорится в стихотворении Карла Сэндберга, которое с удовольствием декламирует своим ученикам ведущий астрономического кружка Альберт. Следует заметить, что в оргинале Сэндберга и в опубликованном переводе Михаила Зенкевича время в пути до белой звезды составляет 40 лет. В том, что Лавровы отпускают ЗнаТоКам на очередную стадию Великого делания ровно десять лет, можно усмотреть как желание следовать алхимическим канонам (Мария-Луиза фон Франц упоминает, комментируя пассаж из «Aurora consurgens», описывающий работу в белом («Состояние белизны достигается после того, как вы распределите семь металлов в соответствии с семью звездами и подвергнете их девятикратному очищению, чтобы они походили видом своим на жемчуг»), что процесс ректификации, промывки и фиксации лунной тинктуры длится десять лет), так и намерение усыпить бдительность соперников в ситуации, когда счет идет на месяцы.

Алхимический брак Пал Палыча, Шурика и Зиночки в 1982

В действительности, именно на этапе альбедо у алхимика появляется опасное желание бесконечно длить реализацию малого магистерия, повторяя одну и ту же операцию, доводя ее результат до несбыточного совершенства (в «Подпаске...» символом такой фиксации, болезненной привязанности к плодам собственного творчества является художник Фалеев). Воодушевленный выходом из черноты алхимик воспринимает обаяние нежного серебристого сияния, лунной белизны как идеальное состояние для наблюдения за миром со стороны, в покое и философской отрешенности. Именно так и поступает Знаменский, в самом начале дела берущий самоотвод под надуманным предлогом и полностью исчезающий из сюжета и из кадра. Основную тяжесть расследования берет на себя Томин (не случайно говорят, что в альбедо правит бал Меркурий - «покровитель торговцев и воров», как называл его директор ресторана «Ангара» Кудряшов в «Естественной убыли»), поражающий зрителей не только привычным перевоплощением (под видом приехавшего в столицу с мандариновым караваном простодушного горца в кожаном пиджаке и с туго набитой барсеткой он внедряется в самое логово антик-дилеров), но и виртуозным психологизмом, так уместным в странной двусмысленной эйфории альбедо, не выдержав испытания которой, невозможно продолжать путь к высшей цели Великого делания.

moskovitza (с)

0

16

Ignis sapientum

Лавровым был, конечно же, хорошо памятен эпиграф Иоганна Валентина Андреэ к «Химической свадьбе»: «Arcana publicata vilescunt: et gratiam prophanata amittunt». Что же могло заставить загадочных адептов щёлоковской науки в Деле № 16 «Из жизни фруктов» (впервые показанном по телевидению 14 сентября 1981 года) все-таки поделиться знанием о природе Тайного огня, применяемого для обработки первоматерии? Это, очевидно, уже была не павлинья гордость, как в «Ответном ударе», но публичная демонстрация уверенности в быстром завершении Великого делания, так необходимая Щёлокову, незадолго до премьеры «Фруктов...» пропустившему сокрушительный удар от своего соперника в рамках расследования т.н. «убийства на Ждановской». Удача тогда, кажется, сама пришла Андропову в руки: случайной жертвой ментов, 26 декабря 1980 года привычно забивших в кровавое месиво задремавшего в метро пассажира с праздничным продовольственным заказом в портфеле, оказался не очередной бесправный подданный брежневской давлы, а замначальника секретариата КГБ. После двух рождественских недель, проведенных враждующими ведомствами в традиционной обстановке взаимного давления и угроз, Щёлокову пришлось признать свое поражение и даже – руками Чурбанова - понизить в звании нескольких тузов в ГУВД Мосгорисполкома.

Алхимический брак Пал Палыча, Шурика и Зиночки в 1982

В деле «Из жизни фруктов», несомненно, несущем отголоски этой истории, Знаменский и Томин предстают невинными жертвами запугивания и очернения со стороны всесильных работников Плодовощторга и их могущественных невидимых покровителей, но, несмотря на свой бесправный статус (их фактически отстраняют от ведения дела в рамках служебной проверки), все-таки достигают своей цели и раскрывают секрет Тайного огня, или Первого агента, необходимого для солюции первоматерии.

Герметическая наука хранит аркан Тайного огня за семью печатями, чаще всего описывая его как «воду, которая не мочит рук» или «огонь, обжигающий без пламени». Это непременное указание на двойную природу Первого агента прямо увязано с еще одним парадоксальным тезисом, афористически изложенным Гугинусом из Бармы: noli alienum introducere. Ничто чуждое да не вторгается в наше Делание, - не устают напоминать мастера герметического искусства, - нельзя допускать и воспринимать ничего идущего извне, nihil extraneum. «Чтобы удовлетворить любопытство ваше, скажу, что существует единственная и главная субстанция, которая и является материей магистерия; материя эта составляет одно, и это одно составляет ее; и нельзя к ней ничего прибавить, как и что-либо от нее отнять», — говорит знаменитый древний философ Мориенус в беседе с царем Халидом, известной по списку «De transfiguratione metallorum». Итак, для Великого делания можно использовать лишь ту субстанцию, в которой содержится первоматерия, никакие посторонние, внешние, иноприродные материалы и воздействия не могут участвовать в алхимическом процессе. Принцип «Одна печь, один сосуд, одна материя» распространяется как на макрокосм, так и на микрокосм. В Деле № 2 «Ваше подлинное имя» ЗнаТоКи вычисляют иностранного агента, пытающегося проникнуть в большой Атанор СССР, граница которого герметично закрыта от воздействия соблазнов, искушений и условностей материального мира Запада, по чужеродному составу зубной пломбы: притаившийся в дупле шпионского зуба модный композит не может выступать эквивалентом нашей ртутной амальгамы. «В мире компонентов нет эквивалентов», как говорили старые алхимики, а они-то знали, что говорили.

Алхимический брак Пал Палыча, Шурика и Зиночки в 1982

Но если к первоматерии в процессе делания ничто не должно быть добавлено, то как же можно приложить к ней тайный огонь? ...«Ищите, Пал Палыч, ищите, - иронически подбадривает Знаменского предприимчивая заведующая овощебазой Чугунникова (уверенная работа Евгении Ураловой), - да только не найдете ничего», а на недоуменный вопрос пытливого следователя: «Почему же?» отвечает с пугающей откровенностью: «Да ведь давно сгнило». Да, Пал Палыч Знаменский в своих поисках Тайного огня оказался прямо в сердцевине русского Гнилого мира, на источающей ядовитые миазмы Овощебазе, где всё рано или поздно превращается в зловонную осклизлую сизую жижу. «Мы-то с вами понимаем, что в пределах нормы убыли можно свободно сгноить тонну бананов», - откровенничает Чугунникова, поясняя особенности технологического процесса, приводящего к образованию знаменитого на весь мир русского гнилого бридо, а в ушах у Знаменского как-будто звучат слова из «Иероглифических фигур» Фламеля: «По причине полного гниения, естественного, как все присущее естеству, эта земля зловонна, зловоние же есть смесь затхлого дыхания наполненных гнилью и останками могил с еще сохранившейся в них природной влагой». Не случайно на вопрос, состоит ли тайный огонь из тех же компонентов, что и materia prima, философы отвечают: «И да, и нет». Ну конечно же, вот он, тот самый тайный ключ к нашему искусству, спрятанный Василием Валентином в VIII гравюре к «Duodecim Clavibus» на самом видном месте - поверх мишени, в которую посылают стрелы два лучника, стоящие над разверстой могилой с гниющим трупом. А ведь директор свалки Воронцов в «Ответном ударе» предупреждал почти открытым текстом: «Свалка – это уничтожение того, что гниет, разлагается и отравляет среду. По счастью, человечество изобрело огонь. Почти всепожирающий. Неспособное гореть отправляется в многострадальную землю». Если помоечное вторсырье – это materia secunda, сырье для нашей первоматерии, то его подспудное гниение в недрах свалки и есть тот самый тайный огонь, обжигающий без пламени, полностью соприродный первоматерии и потому вступающий с ней в реакцию в полном соответствии с правилом «nihil extraneum».

moskovitza (с)

0

17

Мусорской партеногенез

Так ЗнаТоКи и зрители оказались на пороге одной из самых великих мистерий человечества – тайны самозарождения жизни. Откровения Лавровых стали вдохновенным гимном имманентной и субстанциальной витальности, созвучным исканиям бл. Августина и Фомы Аквинского, ван Гельмонта и Василия Валентина, Александра Опарина и Ольги Лепешинской.

Алхимический брак Пал Палыча, Шурика и Зиночки в 1982

«Есть в растительном мире множество видов трав, растущих в местах, где их никто не сажал, да и семена туда не попадали и не могли попасть, - учит Василий Валентин, - Причина же только одна – гниение, ибо где гнило, там земля оплодотворяется силою звезд, купно со стихиями созидающих некую новую сперму, никогда прежде не существовавшую, однако, способную, через гниение, к самопреумножению. Как и семя растительное и семя животное не может умножаться без гниения, так и всесовершенное саморазложение металлов - без какого-либо добавления или смешения с чем-либо внешним - есть предпосылка их совершенного развития под воздействием стихий». ...Так из собственного навозного шара рождается жук-скарабей, олицетворяющий единородного египетского бога Хепри; так в «Георгиках» Вергилия рождаются пчелы из порченой крови молодых быков, принесенных в жертву весной; так из грязного нижнего белья, смешанного с пшеничной шелухой, и помещенного по рецепту ван Гельмонта в открытый кувшин, появляется мышь; так из неорганизованного, бесформенного «живого вещества» (сенного настоя или растертых в ступке пресноводных гидр) в лаборатории Лепешинской самозарождаются и развиваются клетки.

Знаменский пришел в ментовскую Науку раньше своих более молодых коллег – в 1962 году (в Деле № 11 «Любой ценой», вышедшем в эфир 4 июня 1977 года, Томин и Кибрит торжественно поздравляют его с пятнадцатилетием службы), когда 90-летняя «старая большевичка» Лепешинская переключилась в своих исследованиях с проблематики самозарождения на поиски секрета долголетия, а КПСС приняла курс на химизацию (в магическую формулу коммунизма был добавлен недостающий третий элемент: «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны, плюс химизация народного хозяйства»). Неудивительно, что именно Пал Палыч, научные взгляды которого сформировались в эпоху повышенного внимания к спонтанному партеногенезу, самозарождению низших существ «из истления», стал куратором еще одного знаменитого эксперимента ЗнаТоКов - создания искусственного человека - гомункулуса.

moskovitza (с)

0

18

Anthroparion

«Извини, Машенька, я с тебя юбочку сниму, -суетится Знаменский, пристраиваясь за письменным столом в обшарпаном кабинете отделения милиции, - Не стесняйся, здесь все свои. Ба, сколько дырочек рядами! Что ты говоришь, Машенька?». На столичного следователя в немом ужасе смотрит пришедший в ОВД на допрос Илья Валетный (популярный Михаил Державин), начальник ОТК красильной фабрики маленького городка, в котором разворачивается действие Дела № 15 «Ушел и не вернулся» (впервые показанного 20 апреля 1980 года).

Алхимический брак Пал Палыча, Шурика и Зиночки в 1982

Машенька («росту в ней сорок сантиметров, телосложения хилого, особые приметы – идиотская улыбка», - как описывает собеседницу Знаменского Томин) тоже пока молчит – ведь это один из двух гомункулусов (homunculus), созданных прямо здесь, в провинциальном захолустье, в полном соответствии с рецептами ван Гельмонта - из слежавшихся на фабричном складе остатков непрокрашенной ткани – но остающихся безмолвными и безучастными до тех пор, пока им не будет сообщено пламя жизни. Знаменский, привлеченный на фабрику сообщением о том, что подлежащая окраске materia здесь загадочным образом меняет свои свойства (мерный лоскут превращается в обрезной и в обтирочные концы), оставляет попытки разобраться в modus operandi местных суфлеров (хотя составленное Кибрит описание процессов трансформации материи читается с не меньшим интересом, чем иной спагирический трактат: «Мойка. Обезжиривание. Сушка на крутящихся нагретых барабанах. Окраска. Вторая сушка с перекалом. Протяжка. Возврат на перекрас. И от операции к операции то сухое, то мокрое, то сухое, то мокрое») и с головой отдается игрищам со своими питомцами – Машей и Мишей, отмахиваясь от попыток коллег вернуть его к работе («Паша, оставь этих уродцев в покое!» - чуть ли не плачет Шурик).

Гомункулусы Знаменского заметно более рослые, чем два младенца мужеского и женского пола, увиденные Христианом Розенкрейцем на шестой день его удивительного квеста (в каждом из них было лишь по 4 дюйма росту, т.е. всего 12 сантиметров, поскольку баденский дюйм равен 3 сантиметрам), но столь же безжизненные. Однако это не мешает Пал Палычу носиться с ними по кабинету, вести оживленную беседу, раздевать и одевать, и даже - при помощи ёрнического чревовещания – давать от их имени показания, выставляя гомункулусов свидетелями обвинения, предъявленного Валетному («Что ты говоришь, Машенька? Это, Машенька, очень серьезное обвинение. Вот видите, Илья Петрович, и свидетели налицо»). Эта одновременно пугающая и нелепая буффонада, однако, имеет своего адресата, и им вновь является вечный соперник начальства ЗнаТоКов – Андропов.

Алхимический брак Пал Палыча, Шурика и Зиночки в 1982

…Практически у всех партийных руководителей на протяжении всей советской истории была как минимум одна общая черта – всё это люди с зияющими пробелами в биографии, вылезшие на свои посты буквально из ниоткуда, из навоза и грязи землянок в каких-то богом забытых углах, где не то что приходских книг, даже огрызка карандаша никогда не было, чтобы записать имя новорожденного на клочке обоев, пропитанных кровью передавленных клопов. Одним из таких мутнолицых порождений пустоты с наглухо залегендированной биографией был и «Юрий» «Владимирович» «Андропов», о чем постоянно напоминал его говорящий партийный псевдоним. Антропарион (anthroparion) – это название первого гомункулуса в истории алхимии, маленького свинцового человечка из видений Зосимы Панополита. Но если антропарион приходил к Зосиме как преданный дух (spiritus familiaris), помогающий адепту в работе, то нелепые кривляния гомункулусов Знаменского больше похожи на суету карликов в шкатулке из «Новой Мелюзины» Гете. Лавровы посылают своему сопернику недвусмысленный вызов к открытой дуэли: Антропарион в их изображении - это самозванец, бездушный и бесправный гомункулус, созданный из спермы неизвестного происхождения, гнившей сначала в запечатанной тыкве, а затем в желудке кобылы, обложенном бродящим навозом; без одухотворяющей искры жизни, надежно укрытой ЗнаТоКами в первоматерии, он – ничто. В конце концов терпение адресата этого герметического послания лопнуло, и в 1982 году многолетняя схватка двух силовиков под коврами брежневского караван-сарая завершилась прямым противостоянием.

moskovitza (с)

0

19

ЗнаТоКи против Службы Времени

К началу 1982 года уже никто не называл ближайшее окружение Щёлокова иначе как «бриллиантовой мафией». План Андропова по замазыванию конкурента причастностью к громким ограблениям и убийствам (вдова «красного графа» Алексея Толстого и циркачка Ирина Бугримова лишились своих драгоценностей, а актриса Зоя Федорова – еще и жизни) сработал, приближалось время решительных действий. 19 января 1982 года «покончил с собой» свояк Брежнева Цвигун, приставленный в свое время к Андропову заместителем - смотрящим от «днепропетровских». Через шесть дней «скоропостижно скончался» Суслов, накануне безуспешно пытавшийся поднять по тревоге Таманскую и Кантемировскую дивизии, а 23 марта в Ташкенте на «встречавшееся» с работниками самолётостроительного завода тело Брежнева случайно обрушились мостки, полные людей. Теперь ничто не мешало Андропову занять второй по значимости пост в руководстве – секретаря ЦК по идеологии – и в тот же день своим первым же решением в новой должности отменить запланированный телевизионный показ нового, 17-го дела из телевизионного цикла «Следствие ведут ЗнаТоКи».

Почему же Щёлоков так рассчитывал показать серию «Он где-то здесь» именно в конце мая рокового 1982 года, и почему так спешил со своим избранием Андропов, чтобы в последний момент снять злополучный эпизод с эфира?

Алхимический брак Пал Палыча, Шурика и Зиночки в 1982

Мастер-алхимик должен увязывать свою работу с ритмами Великого мастера — Природы, в первую очередь, с планетными. Любой этап и процесс магистерия может быть успешно пройден только при благоприятном влиянии небесных тел, занимающих определённые места на небосводе. Первый эфир дела № 17 «Он где-то здесь», посвященного триумфальному разоблачению ЗнаТоКами махинаторов со Временем, был приурочен к самому благоприятному для начала Великого делания моменту, когда Солнце, пройдя астрологические знаки Овна и Тельца, насыщает землю и воздух космическим излучением, несущим обновление. К концу мая 1982 года, собрав Майскую росу в сроки и способами, указанными на четвертой иллюстрации «Mutus Liber», ЗнаТоКи стали обладателями всего необходимого для завершения Большого магистерия, обретения его главного результата – Философского камня и окончательной победы над Временем.

Создатели «ЗнаТоКов» постоянно подчеркивали, что их детище – не сериал и не многосерийный телефильм, а Цикл. Цикличность, движение по кругу, заставляющее всё сущее снова и снова стареть, погибать и возрождаться – это и символ работы алхимика, и его проклятие. Разумеется, принцип реитерации (многократного повторения основных операций), без которого невозможна экзальтация материи, является основным в алхимии (и в корпусе «ЗнаТоКов», где несколько сюжетных ходов – убыль, подделка, шантаж - повторяется многократно с незначительными вариациями). Но попавший в замкнутый круг бесконечной и бессмысленной переплавки и дистилляции мастер оказывается заложником Уробороса, кусающего себя за хвост, или скрутившейся в кольцо пары таких змеев – крылатого и бескрылого. Голова и хвост Уробороса – это известные всем мастерам самогоноварения «голова» и «хвост», т.е. ядовитые фракции, полученные на начальной и конечной стадии перегонки (иначе называемые предгон и кубовый остаток) и к употреблению непригодные. Следует помнить, что собственно Трансмутация – это не бесконечное усиление определенных свойств, пребывающих в первовеществе в более или менее латентном состоянии, не постепенное улучшение его природы, но мгновенное и полное его преобразование, т.е. редукция до субатомного уровня и немедленное воссоздание заново, но уже в совершенном виде. Только разорвав уроборический круг при помощи суперкатализатора – философского камня, алхимик может вырваться из плена вечного возвращения и вернуться к докосмологическому состоянию.

Алхимический брак Пал Палыча, Шурика и Зиночки в 1982

...В первых кадрах дела № 17 «Он где-то здесь» Томин и Знаменский бродят по пыльным коридорам городской службы Времени среди сваленных в кучу гигантских циферблатов уличных часов – орлоев. «Horloge! dieu sinistre, effrayant, impassiblе», - восклицал поэт, физически ощущавший, как секунды - кровожадные подручные бесстрастного бога времени - высасывают из него жизнь своими ненасытными хоботками. Служба времени с ее ужасными часовыми механизмами – символами порабощения человека мыслью об «отмеренном» ему сроке – призвана скрывать главную из тайн мироздания: время никуда не течет и никого не убивает, оно неподвижно. Убийцей всего живого является materia secunda, вездесущее вторсырье, находящееся в состоянии распада. Только разорвав оболочку вторсырья, проникнув в недра materia secunda, можно высвободить в фазовом переходе высшего рода подлинную материю – materia prima, вызвав тем самым мгновенное, полное и окончательное преобразование феноменального мира. Действия алхимика, ускоряющие временные циклы, не просто помогают работе природы по превращению вульгарных металлов в благородные («Ускорить время и призвано искусство ваше, сэр!» - нахваливает дворянин Маммон суфлера Сатла в знаменитой комедии Бена Джонсона). Высший смысл Великого делания - упразднение времени и возвращение человеку утраченного им когда-то бессмертия.

moskovitza (с)

0

20

«Он где-то здесь»

Мы не знаем и не узнаем, что же было в той первоначальной, снятой с эфира версии дела «Он где-то здесь». По свидетельству Лавровых, опубликованному в 1993 году, «после андроповского «приговора» ("Так резко еще рано") пришлось вторую половину изобретать и снимать наново, и зрителям преподнесли сей гибрид: "Спереди фокстерьер, сзади фокке-вульф"». Даже немногие оставшиеся в живых свидетели первого – уже отцензурированного! - телевизионного показа путаются в своих воспоминаниях, как будто пытаясь выбраться из наведенного транса.

Алхимический брак Пал Палыча, Шурика и Зиночки в 1982

«Кто-то может мне сказать, зачем порезали фильм "Он где-то здесь". В оригинале он был гораздо интереснее, а сейчас какое-то убожество. Я уже не говорю о блестящей игре В.В. Кенигсона, многие эпизоды с которым просто выкинули», - вопрошает в пустоту посетитель популярного кино-сайта. «Возможно, что-то путаю, столько лет прошло. Вспоминаю вариант фильма, который шел 25 лет назад, сравниваю с тем, что посмотрел сегодня на DVD - сильно отличается концовка, - свидетельствует другой ветеран, - Сцену в ресторане тоже напрочь не помню. Или все же я забыл?». (Действительно, наспех снятое в подмосковном ресторане «Архангельский» выступление легендарного ВИА «Поющие сердца» с солисткой Антониной Жмаковой – «Литой Форд русского рока» - выглядит инородным включением, призванным заткнуть образовавшуюся дыру в метраже.)

Куда-то исчезли и мелькающие в мемуарах старожилов эпизоды в «шикарной» артели махинаторов, возглавляемой зиц-председателем - вокзальным воришкой по прозвищу «Николаша-нидвораша». Неясной для комментаторов остается и суть махинаций (народная сетевая энциклопедия вообще уверяет, что они «скупали в универмагах гравюры фабричного изготовления (sic!), переклеивали на них этикетки, выдавая гравюры за штучные изделия народных промыслов, и снова продавали, но уже дороже»), и – главное – странный, если не сказать больше, способ раскрытия преступления ЗнаТоКами: «Ну, никаких зацепок у них не было - взяли, блин, наобум старичка... А у него, видите ли, сердце слабое, волноваться нельзя - вот и рассказал всё. Очень интересный главарь :(».

Как бы то ни было, Андропов добился своего: в мае серия в эфир не вышла, благоприятный момент для начала большого магистерия был упущен, и время стало работать против ЗнаТоКов и их покровителя: ведь ровно через шесть месяцев - 29-го ноября 1982 года – начиналась ингрессия Сатурна в Скорпион.

moskovitza (с)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Алхимический брак Пал Палыча, Шурика и Зиночки