Tria principia
Арабское слово «кибрит» пришло в отуреченную Болгарию вместе с изобретенными в начале XIX века серными спичками и переводится оно как «сера». Уж кому-кому, а эксперту Кибрит, хозяйке криминалистической лаборатории, проводящей все свое время среди горнов, реторт, тиглей, колб с тинктурами и эликсирами, перегонных кубов, дистилляторов, алуделей, агатовых ступок и нефритовых пестиков, это наверняка было хорошо известно. Именно так - «Кибрит аль-Ахмар» («Философский камень», или - дословно - «красная сера») – называется алхимический трактат знаменитого суфия Музаффара Али-Шаха. В троице ЗнаТоКов Кибрит выступает одним из трех философских первоначал, универсальных принципов материи – сульфуром (квинтэссенцией маслянистых субстанций), который совокупно с ртутью (mercurius, квинтэссенция летучих сред) и солью (sal, квинтэссенция твердых веществ) составляет Tria Prima. Когда один из ЗнаТоКов зажигает спичку, чтобы прикурить очередную сигарету, вспыхивает сульфур, дым дает влажный меркурий, а пепел, который остается, называется солью.
Солнечная, горячая и мужская природа серы не должна смущать зрителя, ведь ему уже известно, что сценаристы Лавровы принадлежат к числу «ревнивых» герметических философов, стремящихся преградить недостойным доступ к магистерию. В повестях, легших в основу сценариев, и телепьесах, написанных Лавровыми по их мотивам и выходивших массовыми тиражами в издательстве «Искусство», неоднократно отмечаются сульфурические черты Зиночки; особо выделяются на смуглом лице ее проницательные глаза - желтые, золотые, янтарные, рыжие, марсианские. Кроме того, каждому поклоннику королевской науки памятны слова Иоанна Исаака Голланда из трактата «Hand der Philosophen»: «Седьмой знак философов есть огонь, и это – сера, то есть Земля, или начало всех металлов. Она – жена (sic!), плод приносящая». Текст этот наверняка был хорошо известен и Лавровым по русскому переводу 1787 года, вошедшему в изданое Санкт-Петербургской Императорской Академией Наук «Собрание разных достоверных химических книг».
Идя по подсказанному Лавровыми пути корнесловного разбора имен главных героев, нетрудно понять, что фамилия Томин указывает на значимую для герметизма фигуру Фомы (Томаса) Аквинского – философа-доминиканца и убежденного алхимика, учившего в труде «О сущностной материи металлов»: «Первоматерией всех металлов является Меркурий». Андреас Либавий приписывает Аквинату такие слова: «Говорю тебе: работай с помощью ртути и подобным ей, но только не прибавляй ничего иного, и знай, что золото и серебро не чужды ртути».
Подвижный, многоликий (способный создавать амальгаму), темпераментный сыщик Томин – яркий представитель меркуриальной конституции (полинезийцы не случайно называют планету Меркурий "На-Холо-Холо", что означает "Тот, кто бегает туда-сюда"). Если Кибрит большую часть времени проводит среди пробирок за лабораторным столом, а Знаменский завален талмудического вида фолиантами в своем кабинете, то Томин лишь изредка врывается в эти философские обители, чтобы сказать непременное: «Всё, бегу, убегаю, нет времени!». Лавровы как будто списали Томина с таинственного адепта Ласкариса, распространявшего истинность герметической науки в разных уголках Европы на рубеже XVII-XVIII веков. Томин, как и Ласкарис, не выглядит молодым при первых своих появлениях и не кажется старым при последних. Его так же отличают экспансивность и веселый нрав, стремление поразить аудиторию и южное краснобайство, неясное смешанное происхождение с примесью восточной крови (о квартеронстве Томина Лавровы упоминают в повести «Естественная убыль»: «мать наполовину армянка, отец наполовину украинец»; о вторых половинах деликатно предоставляется догадаться читателю) и, конечно же, уникальная двойственная природа, обеспечивающая ключевую для андеркавер-агента возможность "ускользать" от наблюдения (Томин – единственный в истории жанра сыщик, работающий под прикрытием, который при этом с удовольствием фланирует по улицам в милицейской форме, не считая нужным скрываться – в «Подпаске с огурцом» эта самонадеянность сослужит ему дурную службу, но не заставит избавиться от странной привычки).
Но позвольте, а как же водная, текучая, женская природа ртути? – на секунду задумается зритель, все еще склонный в соответствии с оккультными стереотипами привязывать активный принцип к мужскому началу, а пассивный - к женскому, - прежде чем вспомнить слова великого адепта Фулканелли: «Что есть наша ртуть, ртуть философов? Она есть не что иное, как белая сера». Именно так – через вектор реализации – и определяются женский и мужской принципы в магистерии. Легендарная Мария Пророчица упоминает в связи со ртутью о белой и красной «смоле», которые надо соединить - не случайно проникший в эпизоде «Ответный удар» под личиной бомжа на свалку Томин получает от «коллег» кличку «Смолёный». Чтобы стать живой, одухотворенной субстанцией, начинающим мастерам нашего искусства еще предстоит без остатка раствориться друг в друге под воздействием третьего первоначала - соли, каковой в tria principia ЗнаТоКов выступает следователь Знаменский (Георгий “Гера” Мартынюк).
Поповская фамилия Пал Палыча отсылает зрителя к символике, связанной с иконой Знамение Пресвятой Богородицы, пришедшей на помощь новгородцам в их битве с осадившими город войсками князя Андрея Боголюбского. Когда одна из стрел, выпущенных суздальцами, поразила лик Богородицы, из глаз ее полились слёзы, и враги, объятые неизъяснимым ужасом, отступили от города. Соленые слёзы Богородицы, слезы умиления, сострадания и чистоты, Небесная вода или Майская роса – это и есть Соль, третий, фиксирующий принцип, введенный в алхимию Абу Бакром Мухаммедом ибн Закарийа Ар-Рази, более известным как Разес, и впоследствии развитый Василием Валентином и Парацельсом.
Главным в соли является ее консервирующий, фиксирующий принцип, принцип формы, выраженной в инертном минеральном теле. Кажется, следователь Знаменский, никогда не снимающий милицейскую форму, ригидный, стабильно положительный на протяжении всего цикла, наилучшим образом демонстрирует субстанцию носителя, в котором закрепляются свойства серы и ртути. Его мужская экспансия сдерживается и направляется внутренним «субтильным телом души», выражающимся в рыцарственном служении «прекрасной даме» (побудительницей этого полного страсти и самоотречения служения является, конечно же, «наша Наука» и символизирующая ее на земном плане эксперт Кибрит). О том, что «Знаменский ради будущей жены принял рыцарственные обеты», Лавровы прямо упоминают в повести «Ушел и не вернулся».
moskovitza (с)