Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Оккультная магия в кинематографе


Оккультная магия в кинематографе

Сообщений 81 страница 90 из 179

81

Комета

«Всё злее атом и всё страшней!!!», – ревели со сцены концертной студии «Останкино» Иосиф Кобзон и Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Но на балконе ялтинского Дома творчества, где в разгар курортного сезона 1982 года заканчивали режиссерскую разработку новой картины Ричард Викторов и Кир Булычев, звучала совсем другая песня. «Недавно я услышал где-то», - затягивал популярный писатель-фантаст Булычев,стуча по клавишам пишущей машинки. «Ша-ду-ба-па», - охотно подхватывал режиссер легендарных космоопер «Москва-Кассиопея», «Отроки во Вселенной» и «Через тернии к звёздам» Викторов, убирая в холодильник полулюкса трехлитровую банку с пивом, нацеженным в автопоилке у санатория «Беларусь». «Что скоро прилетит комета, - продолжал Булычев, и соавторы нестройным хором завершали куплет: - И что тогда мы все умрем, умре-о-о-м!».

Оккультная магия в кинематографе

Как известно, именно с массового ожидания кометы Галлея в 1982-86 годах начался последний из известных человечеству Концов света – так называемый «Конец истории». На комету надеялись так же, как в 1969 году, когда Андрей Амальрик написал свой духоподъемный труд «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?»,а Юнгвальд-Хилькевич и Полынников пророчествовали: “Второй ангел вострубит, и как бы большая гора, пылающая огнем, низвернется в море”, рассчитывали на тектонические разломы апокалиптической силы. «Пятый ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба, и дан был ей ключ от кладезя бездны», - мог бы сказать астроном-любитель Николай (молодцеватый Дмитрий Золотухин, лучший актер 1981 года по опросу читателей журнала «Советский экран»), первым увидевший приближение кометы к ялтинским пляжам в самодельный телескоп,установленный на палубе бутафорского корабля-призрака «Летучий голландец», ставшего курортным жильем разношерстной группы отдыхающих-«дикарей».

Комета, 1983. (голубая роза)

Фильм шел к зрителю трудно (режиссер Викторов умер от последствий инсульта 8 сентября 1983 года, через полгода после завершения съемок, и финальную версию картины с многочисленными поправками Госкино монтировал Юрий Чулюкин, переживший своего коллегу по студии Горького на три с половиной года: в ночь на 7 марта 1987 года он шагнул с 10 этажа в шахту лифта отеля «Ровума» в столице Мозамбика Мапуту) и после скомканной премьеры в апреле 1984 года исчез с экранов. Потенциальные зрители «Кометы» к этому времени уже готовились стать изумленными свидетелями Конца истории, ликующими и встревоженными, надеющимися на перемены и втайне от самих себя грустящими об уходящих временах. «Надо возвращаться в Москву! - причитает курортница Чернова (Наталья Мартинсон, через год после премьеры фильма бежавшая в США), узнав о приближении кометы от своего сына Толика (детская звезда № 1 Федя Стуков), - В Москве не допустят, чтобы с неба падали кометы».

Комета (1983) Полная версия

Но соседи Черновых по сквоту уже не верят в андроповско-черненковский катехон: «Наша дружба сильнее кометы, кометы мы не боимся, – кричит толстомордый Грузилов из Епифани (Александр Кузнецов), - Давайте радоваться, давайте веселиться, давайте танцевать! Все на корабль!»... Конечно, конец истории–манвантары - это еще не конец кальпы, и посвященным в практики ars morendi «дикарям», вышедшим наутро после падения кометы на опустевший пляж, это было хорошо известно. Но неминуемая гибель советской Атлантиды поставила всех населяющих ее субъектов перед эсхатологической альтернативой: перейти через конец цивилизации (Ману) в новую действительность, обрекая себя на неизбывность вечного возвращения, или пройти его насквозь - к точке «свершения всех свершений». Режиссеры Викторов и Чулюкин ответили на этот вызов своими частными эсхатологиями...

moskovitza (с)

0

82

Конец света с последующим симпозиумом

«Господи, до чего же холодно, – жалуется журналист и драматург Майкл Трент, кутаясь в зябкое пальтецо в ожидании конфиденциальной встречи с засекреченным американским ядерным генералом по кличке Глубокая Глотка. По телевизору в номере вашингтонского мотеля идет прямая трансляция церемонии открытия отреставрированной статуи Свободы с участием Рейгана и Миттерана, а, значит, на дворе 4 июля 1986 года, и непросыхающего журналиста может бить разве что похмельный озноб (это, пожалуй, единственная задействованная краска из актерской палитры Вадима Андреева, запомнившегося ярким дебютом в переполненной болью и пустотой экзистенциалистской дилогии Владимира Рогового «Баламут» и «У матросов нет вопросов»).

Оккультная магия в кинематографе

Впрочем, даже зрители, случайно оказавшиеся у голубых экранов 3 марта 1987 года – в день премьерного и единственного показа по советскому телевидению картины «Конец света с последующим симпозиумом», оказавшейся последней в фильмографии королевы нацисплуатации Татьяны Лиозновой, сразу поняли, что журналистом, расследующим скрытые механизмы ядерного сдерживания, овладело предчувствие атомной зимы. Как известно, концепция «ядерной зимы» стала последним и несчастливым козырем из засаленной колоды «страшилок» пропагандистов Атомного проекта. В конце марта 1985 года, когда «журналист»-международник Владимир Симонов, прославившийся своим бессмысленно-надменным, «через губу», телевизионным интервью с Маргарет Тэтчер, спешно переводил свежую пьесу американского драматурга Артура Копита, легшую в основу фильма Лиозновой, в Мадриде при загадочных обстоятельствах пропал без вести участник Симпозиума по проблемам моделирования климата, 46-тилетний советский ученый «Владимир» «Александров», автор математической модели атомной зимы, рассчитанной на отечественном суперкомпьютере БЭСМ-6. Ни испанскую полицию, ни советское посольство странное исчезновение «Александрова» не заинтересовало, обеспокоенная жена ученого умерла через несколько месяцев, но эти стандартные меры предосторожности были уже излишни: если «Александров» и собирался поведать миру о своем участии в очередной «чернушной» атомной фальсификации, фурора бы это заявление не вызвало - хозяева нового мирового порядка стали потихоньку сливать переамортизированный Атомный проект.

Конец света с последующим симпозиумом. Финал.

Фильм Лиозновой смотрится как отчаянная попытка успеть рассказать о том, что вот-вот станет, если уже не стало, секретом Полишинеля. Неряшливая картинка («личный» оператор Лиозновой Петр Катаев, сын писателя Евгения Петрова, умер в разгар съемок 15 августа 1986 года, и картину доснимал Михаил Якович), актеры, как будто не знающие, что им играть, и по театральной привычке «включающие» коверных (нелепо кривляющаяся Надежда “Будильник” Румянцева и пошлые клоунские дуэты Табакова – Весника и Ковалева – Певцова), панорамы ночных улиц Вашингтона и Нью-Йорка, призванные придать достоверность происходящему (с риском для жизни снятые из окон арендованных корпунктами Гостелерадио машин «журналистами»-международниками Дунаевым и Лобаченко) – и все это для того, чтобы размазать на четыре часа экранного времени простую истину: ядерные разборки, которыми на протяжении десятилетий пугали публику США и СССР, оказались шумом без драки – два «антагониста» (злой и добрый – на выбор, в зависимости от иррациональных симпатий наблюдателя), управляемых из единого сетевого центра, создавали видимость смертельного противостояния, не имея в арсеналах ничего хотя бы приблизительно похожего на ядерную бомбу и средства ее доставки. На протяжении сорока лет ни одна из сторон ни разу не попыталась всерьез разыграть атомную карту; ядерная угроза использовалась только как фактор неопределенности, обеспечивая творцам нового мирового порядка необходимый геополитический контроль.

Конец света с последующим симпозиумом (1 серия) (1986) Полная версия

Конец света с последующим симпозиумом (2 серия) (1986) Полная версия

Конец света с последующим симпозиумом (3 серия) (1986) Полная версия

Пройдет пара лет, и зрители «Конца света...» увидят, как радикальные кремлевские эсхатологи в одночасье «сольют» свой небесный СССР, не только не потребовав для себя «всего и немедленно» на правах апокалиптических экстремистов, обладающих запасом смертоносного ядерного оружия, но и с благодарностью согласившись с унизительным местом бесправных торговцев-лоточников на районном мелкооптовом углеводородном рынке, полностью контролируемом покупателем.

moskovitza (с)

0

83

Человек, который брал интервью

Оккультная магия в кинематографе

Как известно, к концу 80-х годов прошлого века глобальный финансовый капитал демонтировал исчерпавшую себя конструкцию «трех миров» с лежащим в ее основе ядерным сдерживанием и приступил к распространению новых пропагандистских мемов, призванных загнать ставших ненужными в постиндустриальную эпоху жителей планеты в резервации киберпанка. Провидческий фильм о неконтролируемой эпидемии, вызванной комарами, превращенными злыми гениями генной инженерии в живые шприцы, снятый белорусским режиссером Юрием Марухиным и сценаристом Ионой Андроновым (знаменитым паражурналистом-международником, неутомимым генератором сенсационных «новостей» из мира чистогана и наживы, первым отправившимся на оказавшиеся безрезультатными поиски «Владимира» «Александрова», исчезнувшего перед началом Симпозиума, посвященного Концу света), несомненно, вдохновлявшимися лучшими картинами о бактериологических катастрофах - от пионерских «Опасных троп» Александра и Евгения Алексеевых, снятых в далеком 1954 году, до «Гриппа Кинг-Конг» Петера Хагена, впервые показанного по телевидению ГДР в декабре 1978 года, за три месяца до знаменитого выброса боевых бактерий экспериментальной модификации легочной чумы в Свердловске, в короткие сроки уничтоживших несколько сотен мужчин мобилизационного возраста, вышел в прокат в июне 1987 года и стал одним из самых пронзительных предупреждений о том, что мир, населенный людьми с подавленной волей, отчаянно балансирует на тонкой грани, отделяющей его от тотального зомби-апокалипсиса.

Человек, который брал интервью

Героический журналист-международник Алексей Русанов (мужественный Аристарх Ливанов), которому удалось проникнуть в секретную лабораторию безумного американского профессора Нэли (нелепый Андрей Мягков), расположенную на территории Пакистана (съемки, разумеется, велись не в подземных цехах микробиологического центра в Свердловске-19 и не на полигоне биохимической лаборатории в Аральске-7, а в наскоро задрапированном рулонами целлофана бакинском дворце Ширваншахов), и разоблачить бактериологическую диверсию против дружественного Афганистана, на глазах зрителей становится первым советским человеком, превратившимся в кровососущего урода не по зову сердца, а в результате укуса комара-мутанта (Андронов писал своего героя с себя; впрочем, трагический конец Русанова, по возвращении на Родину покрывшегося жуткими карбункулами, напоминает о судьбе другого международного обозревателя – Александра Каверзнева, выпившего в кабульском аэропорту местного бренди и умершего в муках через неделю после приезда в Москву). В последних кадрах фильма человек-москит Русанов, печально прилепившийся к запотевшему оконному стеклу своей московской квартиры, осознает, что он против своей воли пополнил ряды клиппот - духовных паразитов, демонов нижнего мира, состоящих на службе Абаддона – ангела Апокалипсиса, управляющего полчищами саранчи.

Человек, который брал интервью (1986)

Журналист еще не знает, что вирус-мутант, занесенный им в Москву, попав в благотворную питательную среду кровавой советской клипы, спустя десяток лет приведет к неконтролируемому размножению абаддоновой армии паразитов – самореплицирующейся серой слизи в форме от Юдашкина, постепенно заполняющей все жизненное пространство. Перед грустными фасетчатыми глазами Русанова, кажется, разворачивается фантастическая сцена зомби-апокалипсиса: последние горожане, претендующие на звание живых, отчаянно мечутся в поисках укрытия от вездесущих социофагов, способных одинаково легко расщеплять на простые питательные составляющие как семки, отжатые у бабок-торговок у станций метро, так и истончающуюся социальную ткань, замещаемую в ходе мутагенного метаболизма ее пластмассовыми симулякрами...

moskovitza (с)

0

84

Миклухо-Маклай.

Оккультная магия в кинематографе

Вряд ли найдется человек, готовый поставить под сомнение цивилизующее влияние, которое оказали русские этнографические экспедиции на меланезийские и полинезийские народы. Ведь именно отважный путешественник Миклухо-Маклай подарил вечно жующим бетель аборигенам Папуа первую курицу и научил их разбодяживать жевательную смесь куриным пометом, как это делают миллионы любителей насвая на просторах большой родины знаменитого русского этнографа. Но картина, поставленная в 1947 году на Московской ордена Красной звезды киностудии научно-популярных фильмов патриархом русской кинорежиссуры Александром Разумным (через восемь лет он попрощается со зрителем удивительным зомби-чиллером «Случай c ефрейтором Кочетковым»), рассказывает не только об этом – это история приобщения полинезийцев к главной тайне Русского мира – философии общего дела.

Оккультная магия в кинематографе

…Прошло три месяца после высадки экипажа российского корвета «Витязь» на побережье залива Астролябии, прежде чем папуасы решились спросить Миклухо-Маклая (популярный Сергей Курилов, запомнившийся зрителю в роли морского капитана из шедевра блэксплуатации «Максимка»): «Почему, чтобы съесть кокос, русские матросы срубают пальму под корень?». Тогда-то, чикая бетель, героический исследователь и рассказал аборигенам о смысле русской глубинной свободы. Унылой маржиналистской расчетливости английских колонизаторов русские моряки противопоставили ошеломительную экономию траты, а частичной экономии больших белых людей, которую великий глашатай Русского мира, скромный библиотекарь Румянцевского музея Николай Федоров называл иудиной наукой – (все) общую экономию, экономию общего дела. Ведь подлинная свобода дается только в уничтожении, сущность которого – потреблять без выгоды то, что могло бы сохраниться в последовательности «полезных» дел, как написал в год выхода «Миклухо-Маклая» на экраны другой безумный библиотекарь.

Миклухо-Маклай (1947), отрывок

От русского путешественника папуасы узнали, что небо и звезды населены душами предков, которым на самом деле принадлежат вещи и блага сего мира. «Человек с Луны» (так, по мнению Маклая, путавшегося в местных наречиях, называли его туземцы), рассказал, что единственный способ получить эти богатства – сделать потребление истреблением, принести в дар предкам самих себя, чтобы в виде космической пыли выйти за пределы земной сферы и там соединиться с воскресшими отцами в мире абсолютного изобилия. Режиссер Разумный показывает, что за «прекраснодушными» идеями Миклухо-Маклая о создании Папуасского союза – сообщества народов, архаическое чувство которых не затуманено практическим рассудком и христианской рефлексией – стояло нечто большее, чем игра в самоанский коммунизм на базе местных общин-аинга и русских общин-артелей.

Миклухо-Маклай (1947) фильм

Пройдет несколько десятков лет после экспедиции Маклая, и идеи тотального воскрешения мертвых (обращения гниющих веществ в живые и здоровые тела) и заселения космических миров как вновь обретенного Рая овладеют сотнями миллионов умов по всей планете.

moskovitza (с)

0

85

Мичурин

Оккультная магия в кинематографе

В 1917 году, когда меланезийские папуасы пытались поделиться с незадачливым польским антропологом Брониславом Малиновским историями о воскрешении предков и пришествии Золотого века, услышанными ими от Миклухо-Маклая, идеи Папуасского союза и Общего дела триумфально восторжествовали на 1/6 части суши. Освобожденные народы России перешли от привычных стратегий прореживания к подлинной патрификации: в короткие сроки предстояло разложить как можно больше человеческих существ на элементарные частицы - те самые основные начала, из которых затем, по учению Федорова, должно было производиться тотальное воскрешение к новой жизни…

Мичурин 1948 Шипилово

Уже в 1920 году нарком земледелия Середа выбил ногой двери Мичуринского опытного питомника, где безумный железнодорожный служащий проводил свои опыты в области репрессивного растениеводства, и организовал на его базе Селекционно-генетическую станцию. Эпизод этот стал центральным в байопике, над которым знаменитый режиссер Довженко работал на "Мосфильме" долгих пять лет (картина пришла к массовому зрителю в 1949 году). Самоучка из захолустья, посвятивший большую часть жизни бесплодным попыткам вырастить «тамбовский персик», становится на глазах зрителя одним из жрецов карго-культа. Довженко показывает, что отчаянная неспособность Мичурина (и миллионов его соотечественников) к окультуриванию растений - результат кражи большими белыми людьми сокровенных знаний, завещанных предками аборигенам-анимистам.

В этой ситуации папуасам остается лишь обратиться за помощью к населяющим небеса духам умерших. Не случайно великий пророк Русского карго Федоров любил повторять крестьянскую пословицу: «Не земля нас кормит, а небо». Довженковский Мичурин (кинодебют немолодого театрального актера Григория Белова, принесший ему Государственную премию) отстаивает эту доктрину в спорах с садовым сторожем Терентием, который по-стариковски привязан к маньяку-профессору, но не понимает глубинных основ патрификации. «Земля есмь, и отхожу в землю», - бормочет умирающий Терентий, пока Иван Владимирович суетливо складывает ему руки на груди.

Мичурин (1948)

Терентий не знает, что (пере(вос))питание растений голодом и холодом («golod i kholod» – как трепетно затранскрибировал название мичуринского метода Батай в «Проклятой доле», вышедшей из печати в год премьеры «Мичурина») - лишь первый этап тотальной яровизации, целью которой является принуждение всего живого к переходу в новое, наилучшее состояние – от вегетативных гибридов–ублюдков (знаменитая мичуринская вишня «Надежда Крупская») к элементарным частицам среды, из которых и произойдет счастливое воссоздание к новой жизни. За аффектом насилия, так воодушевившим туземцев, Довженко и его герой прозревают жертвенный дар народа предкам во имя полной и окончательной победы над смертью и триумфа подлинной соборности («Коли погибать, так всем погибать» - гласит еще одна любимая Федоровым русская поговорка). Только слепившимся в коллективное тело колхозникам под силу покрыть зябью яровой клин, уничтожив во имя искупительного торжества голода и гнили последние из прижившихся на бесплодной земле агробиоценозов и, презрев царство комфорта и «сытой гастреи» больших белых людей, воскреснуть к новой жизни в космических мирах. "Вы не верите ни в бога, ни в Дарвина. Во что же вы верите?" - кричит, брызгая слюной в лицо Мичурину, профессор Карташов (Федор Григорьев, параллельно снимавшийся в "Миклухо-Маклае"), а жрец карго гордо отвечает: "Я верю в народ!"

moskovitza (с)

0

86

Русский сувенир.

Оккультная магия в кинематографе

«Мичурин – вот кем они заменили бога!» - восклицает шотландский священник Джон Пиблс (легендарный Эраст Гарин), разглядывая портрет народного академика, выставленный в красном углу избы сибирского колхозника Егоркина (красноярский актер и писатель Георгий Бударов, не понаслышке знавший жизнь таежных охотников). Пиблс и его случайные попутчики - американский миллионер Скотт с личным секретарем Смитом (изрядно помятые всенародной любовью Андрей Попов и Павел Кадочников) и итальянская графиня Мария-Пандора Монтези с личным психоаналитиком Адамсом (роскошная Элина Быстрицкая и импозантный Александр Барушной) – оказались в охотничьей заимке не по своей воле. Самолет, на котором интуристы летели из Владивостока в Москву, потерпел крушение посреди сибирской тайги. Выведенные из таежной глухомани «случайно» оказавшейся в грузовом (или конвойном?) отсеке самолета загадочной юной красавицей Варварой Комаровой («нестареющая» примадонна русского кинематографа Любовь Орлова), изъясняющейся на характерном «речекряке» («ути-ути-ути»), эксцентричные иностранцы, забыв о делах, отправляются в изнурительный многодневный анабазис по макету небесного СССР, который в натуральную величину разворачивают прямо под их ногами неутомимая Варвара и ее помощники.

Русский сувенир (Russian Souvenir) (1960)

В этом удивительном бурлеске, поставленном великим режиссером Александровым по собственному сценарию на «Мосфильме» в 1960 году, пожалуй, впервые показано, что построение коммунистического рая на земле является лишь симулякром, причем призванным не онтологизировать коллективное воображаемое советского народа, а скрыть от назойливого взгляда больших белых людей общее дело последователей карго-культа - аннигиляцию всех форм земной жизни с целью воскрешения среди предков в неведомой и невидимой глазу звездной дали. Перед скептически настроенными интуристами, совершающими подконвойную транспортировку из сибирского острога в московский Кремль (надо ли напоминать, что - по Федорову – русская земля собирается именно кремлями и острогами, ласково именуемыми им острожками) разворачиваются фиктивные пространства готовности к встрече.

Оккультная магия в кинематографе

Предложившая себя в экскурсоводы (конвоиры?) Варвара заманивает «путешественников поневоле» в декорации, призванные симулировать пространства репрессивной нормализации (веселые геологи пиршествуют в казематах сибирского острога, обернувшегося центром пенитенциарного туризма) и вызывать в памяти истории об ужасных ирригационных цивилизациях (молодой энергичный министр – бюрократ гидравлической мегамашины, мечтающий затопить сушу и осушить море - лично руководит экстатическим строительством Братской ГЭС). Но режиссер Александров и благодарные зрители, в отличие от доверчивых интуристов, видят, как из-под симулякра небесного СССР синей мнемотехникой татуировок, наколотых пунктиром на коллективном теле, проступает сетка пунктов предстоящей эвакуации к предкам - пунктов мобилизации, сбора и этапирования, эвакопунктов и призывных пунктов, лагпунктов и отдельных лагерных пунктов (ОЛП), приемников-распределителей, сборных отделений и совсем уже загадочных опорных пунктов охраны общественного порядка (ОПООП).

Русский сувенир (1960)

Как выясняется в конце фильма, симулякром является не только земля, но и небо – именно инженеру Варваре Комаровой и ее команде поручено ответственное дело – каждый вечер зажигать искусственные кремлевские звезды на грязном брезентовом небосводе, растянутом над Кремлем. Эта огромная сфера - рукотворная Московица - призвана скрыть от непосвященных глаз приближение космических аппаратов с предками, которые и заберут собранный в пунктах эвакуации человеческий материал в бесконечный Рай воскрешения. «Наша задача состоит в том, чтобы эти звезды горели всегда, - говорит Варвара ошарашенным интуристам, собравшимся у электронной панели кремлевских звезд. И, показывая на стрелки курантов, замершие на отметке 12 часов, с гордостью добавляет: «Вот так идет кремлевское время!».

moskovitza (с)

0

87

Два воскресенья.

Оккультная магия в кинематографе

«Вот, премию получил. Как посоветуете, деньги на книжку положить, или в облигации?», – озабоченно спрашивает старик с авоськой у Люськи, контролера сберкассы нового города Радиозаводска, строящегося посреди сибирской тайги. «Я бы на вашем месте их потратила, - отвечает Люська (очаровательная Людмила Долгорукова), - Подарки бы купила». Так опытный режиссер Владимир Шредель и начинающий сценарист Анатолий Гребнев заканчивают свой фильм, вышедший на экраны в 1963 году и, ставший, пожалуй, первой попыткой рассказать средствами кино о феномене русской экономии дара. Радостная экстатика чистой траты, полный отказ от ограниченной экономии благ – вот что манифестирует поступок Люськи, выигравшей в денежно-вещевой лотерее не что-нибудь, а нейлоновую шубу (бесполезный предмет, традиционно использовавшийся в то время в ритуальных дарах), взявшей выигрыш деньгами и потратившей их на два воскресных перелета из Сибири в Москву и обратно. Люськина история не случайно начинается в строящемся городе посреди Сибири – городе, первоначально называвшемся «308-ой километр», как доверительно сообщает за кадром голос знаменитого ленинградского актера Владимира Рецептера. 308-ой километр – конечно же, название не города, но лагпункта – подконвойной остановки, место которой всегда кажется необязательным, но подчиняется законам номадической машины всеобщей эвакуации - единственного способа территориализации Русского мира.

Лидия Клемент. Вечерние огни (Шорох ночных дождей) / Два воскресенья, 1963. Score

Как известно, начиная с 1956 года, после визита Н.С. Хрущева в Великобританию и его знакомства с английским крупнопанельным социальным жилищным строительством, во исполнение Закона о новых городах (New Towns Act) поверх кочевых стоянок стали строиться чуждые Русскому миру временные симулякры фабричных городов, получивших название «голубые города». В таком новом городе, с неясной целью построенном посреди тайги, иностранных гостей из фильма «Русский сувенир» радушно спаивал психоделический рабочий-новосёл Сафонов (яркая роль начинающего Бориса Новикова). В общежитии такого же города – сибирского острога, в котором по непонятным причинам решено было разместить крупнейший радиозавод, живет и героиня «Двух воскресений» Люська.

Оккультная магия в кинематографе

«Вы жили когда-нибудь в таком доме, где человек никогда не остается один?», - спрашивает Рецептер, и зритель вспоминает пророческие слова Федорова: «Наш дом будет самостоятельною клетью с вышкою для молитвы и воспитания». Из привычного пространства надзора (вышка) и репрессивной нормализации (воспитание) Люська попадает в поезд («Вы видели когда-нибудь поезд, в котором не было бы много народу?» - спрашивает Рецептер) – пропитанную Русским духом – терпким запахом камеры сборного отделения («сборки»)- среду обитания перемещенных лиц, номадов кочевой машины эвакуации, трамбуемых в эшелоны, конвои, вагонзаки, следующие ссыльными трактами к месту жертвенной траты. Из поезда Люська пересаживается в самолет (традиционный символ сверхскорости, разрывающей иллюзию оседлости и предвещающей космическое обновление – героиня Любови Орловой в «Русском сувенире» на недоуменный вопрос интуристов: «Как вы оказались в Москве раньше нас?» отвечает – «Брат меня примчал на самолете завтрашнего дня») и улетает на один воскресный день в Москву. И тогда зритель узнает в Люське, зябнущей в жестяном накопителе на взлетном поле провинциального аэропорта и с трудом отрывающей ноги от липкого пола зала ожидания чуда на страшных путях сообщения, ту самую Русскую мироносицу, о которой писал Федоров - отвергнувшую дар, подносимый промышленностью (нейлоновую шубу), и бегущую из созданного на месте Острога фабричного города в главный из Кремлей, хранящий в ожидании воскрешения мощи главного из Предков. Люськино возвышение в потлаче - отказе от экзотического бессмысленного украшения («Нейлон все-таки плохо греет»,- говорит люськина коллега) – не случайно совершается в Москве.

Два воскресенья (1963)

Именно так – «максва» - до последнего времени называли свои большие племенные и межплеменные потлачи квакиютли, очевидно, позаимствовавшие это название – как и сам институт - у русских путешественников, первыми, как отмечал еще Мосс, вступивших в контакт с индейскими племенами северо-запада Америки. «Я тратить приехал!» – восклицает единомышленник Люськи (Михаил Глузский), приехавший в Москву на свой большой потлач, и в ответ на недоуменное: «Ну потратите, а потом что?», отвечает - «А ничего! Мне ничего и не надо, я сам из Магадана, может, слыхали?». Но потлач с духами мертвых невозможен, как и потлач с богами, которые дали все и однажды могут забрать все обратно, напоминают создатели картины - ведь Долг перед предками неоплатен, и ни один встречный дар не может быть ему эквивалентен. Впрочем, Люська, оказавшаяся на мифическом потлаче духов в потустороннем мире Кремля, расплачивается за свой жертвенный отказ от нейлоновой шубы «всего лишь» мучительной невстречей с юным строителем из Ангарска Володей (ленкомовец Владимир Корецкий) …«Последний раз я так смеялась в 47-ом году», – неожиданно признается посреди фильма усатая заведующая сберкассы Мария Феоктистовна Смирнова (усатая Татьяна Панкова). Так благодарные создатели картины возвращают зрителя в год премьеры «Миклухо-Маклая», картины, открывшей в кинематографе тему экономии дара .

moskovitza (с)

0

88

«Песочный человек» (нем. Der Sandmann) — кинофильм режиссёра Петера Луизи

Игорь Леонидович

Это первый швейцарский фильм, который мы здесь разбираем. Вообще не видел ранее ни одного фильма сделанного в Швейцарии. Ибо у них там все так благополучно последние 120 лет с момента изобретения кинематографа, что возможно, что у них просто не было потребности рефлексировать и уже тем более не было потребности навязывать через кино свою идеологию или образ жизни. Хотя Кинопоиск выдает список 2660 фильмов по запросу "Фильмы Швейцарии" , но почти все они сняты в кооперации с другими странами и Швейцария там на последнем месте в списке участников.
Но вот что-то накипело значит. Раз решили снять фильм про жителя Цюриха, из которого в буквальном смысле сыплется песок. Это комедийно-абсурдистская ситуация совсем в духе Кафки например его новеллы "Превращение".
Тут тоже как у Кафки не дается никакого даже мистического обоснования, мотивировки такой вот метаморфозы, которая происходит с главным героем. Просто сыплется песок, причем все сильнее, ближе к концу он лишается правой руки, которая вся высыпалась песком, потом ног, а в конце - он полностью превратился в горку песка. Забавно. Хотя и не очень весело.
Однако если бы это была бы просто черная комедия абсурда, то мы бы ее здесь не разбирали. В фильме все интереснее. Главный герой - молодой человек лет 35, живет одиноко в своей маленькой квартирке и работает в лавке филателиста. На первом этаже прямо под его квартирой - кафе, куда он каждый день ходит пить кофе и обязательно с горячим молоком и там постоянно конфликтует с тамошней хозяйкой этого заведения. Хотя может она и не хозяйка, но никого другого из персонала там нет.
Их связывает не только взаимная неприязнь. Не только то, что Он живет на верху, а она внизу, но и то что оба неравнодушны к музыке. Он уже в 17 лет сочинил симфонию и даже исполнил ее в качестве дирижера, но по каким то причинам его композиторская карьера прервалась.
Она же пробует себя в качестве человека- оркестра, играет, поет, хочет получить признание и постоянно получает язвительные замечания своего постоянного клиента. Он ее ненавидит, потому что она репетирует по вечерам и мешает ему спать.
Вот такая диспозиция, которая сразу становится понятной, если предположить, что авторы фильма имели в виду вот что: Бенно - молодой человек  это Дух, Сознание, Личность, Эго, а Сандра - Душа, Атма. Он вверху, она внизу. Оба музыканты, во всяком случае любят музыку. Она его поит кофием и кормит кексами. И главное во сне они постоянно видят друг друга вместе. То есть  во время сна происходит интеграция Духа и Души, в бодрствующем состоянии они постоянно конфликтуют. И из за этого из Бенно начинает сыпаться песок. Тут прозрачная метафора - и то что песок - это знак утекающего в небытие времени, и знак того, что вообще его жизненная энергия иссякает и жизнь таким образом окончательно пресекается. Существование Духа, Личности. Ну и к тому же наше тело состоит из неорганических элементов - и когда внутренняя жизненная энергия ослабевает, то тело начинает рассыпаться. А рассыпается оно из за того, что Бенно не занимается тем, к чему был предназначен - то есть музыкой, ну и потому что у него явный конфликт с Душой - Сандрой, которую он считает особой намного ниже себя по развитию ( что в общем с теоретической точки зрения верно), ибо у Души есть опыт прежних жизней, но в этой жизни главный это Дух, Сознание, Личность.
Когда дело зашло уже очень далеко, Сандра начинает помогать ему, они постоянно встречаются во внутреннем пространстве совместных сновидений и он там пытается найти решение свой трагической ситуации и в конце концов находит -  ей - Сандре просто надо было дать спеть ЕЕ Песнь. И только тогда и происходит его возрождение и Интеграция Духа и Души.

Оккультная магия в кинематографе

0

89

Нейлон 100%.

Оккультная магия в кинематографе

Когда знаменитому режиссеру Владимиру Басову попалась в руки январская книжка журнала «Советская этнография» за 1973 г. со статьей легендарной Марии Сидоровны Бутиновой «Культ карго в Меланезии (к проблеме милленаристских движений)», он сразу понял, о чем будет новая картина. Как и других представителей творческой интеллигенции, Басова не могло не тревожить состояние общества, в начале 70-х годов прошлого века начавшего погружаться в застой. Причем не тот тысячелетний застой, благодаря которому, как писал визионер Федоров, свойства первобытных диких обществ сделались русским характером. Нет, Басов и его коллеги отчетливо видели, что из символического обмена дарами, лежащего в основе общей экономии, исчезает его главная составляющая - обмен жизни на смерть. Сублимация милленаристской воинственности в церемониальные обмены и стала основной темой сатирической комедии Басова.

Нейлон 100% (1973). Отрывок.

Взяв за основу вышедшую десятилетием раньше повесть-обозрение «Нейлоновая шубка» известного представителя дескриптивной антропологии Самуила «Шапиро» Шатрова, “доктора различных наук”, как он сам представлялся на страницах журнала с неслучайным названием «Крокодил» (зрительский успех пришел к Шатрову-сценаристу после выхода на экраны загадочного алко-трип-муви «Опекун»), режиссер показал, как работает большой кула-ринг, в который запущены не витально-жизненные дары, а бесполезные предметы экономии роскоши. Нейлоновая шуба – яркий образчик избирательного спроса туземного населения, демонстрирующий экзотические понятия о полезности и престиже – уже появлялась в качестве дара в картине «Два воскресенья». Но именно Басову удалось показать, как традиционный русский ясак – меха – превратился в середине прошлого века в главный предмет ритуализированных формул обмена дарами. Только «безнадежный мыслитель» Малиновский (так уничижительно отзывался о своем учителе Эванс-Причард) не смог увидеть в тробрианской куле русскую экономию дара, перенятую туземцами от моряков корвета «Витязь». В картине Басова торжественные формы потлача, завезенные Маклаем в Микронезию, а русскими трапперами – на северо-запад Америки (где вместо шуб в качестве даров использовались шерстяные накидки чилкат), возвращаются на свою историческую родину.

Оккультная магия в кинематографе

Удивительная нейлоновая шуба, изготовленная, по словам товароведа Вени Гурьянова (Леонид Куравлев, привычно отрабатывающий отрицательное обаяние), “из нефти, дыма и древесных опилок”, которую безумный профессор Мотовилин (Евгений Весник) привез из зарубежной командировки в подарок своей жене Нине (Нина Крачковская), начинает циркулировать по загадочному маршруту – от стоматолога Бадеева (Евгений Евстигнеев) к адвокату Кирееву (сам режиссер в своей яркой актерской ипостаси), чете артистов Лошатниковых (Михаил Пуговкин и Муза Крепкогорская), горцу Константину (Владимир Этуш), коммерсанту Эдику (Эдуард Бредун) и другим, «никогда не задерживаясь на сколько-нибудь длительный промежуток времени в руках какого-либо владельца» (именно так описывал кулу Малиновский). Ведь, как писал один из первых исследователей кулы Элдон Бест, если кто-то из участвующих в циркуляции предмета захочет оставить его у себя, тогда он станет больным, или чудовищные ужасы колдовства «макуту» обрушатся на его голову. В противоположном циркуляции шубы направлении двигаются, меняя владельцев, гербовые медные пластины и бумажные листы, которые Мосс называл «чем-то вроде денег» или «предденьгами». В отличие от «собственно денег», называемых полинезийцами «мана» (англ. money), с их призраком эквивалентности, слово «деньги», которым принято обозначать предденьги, является производным от монгольского «тэнге» и подтверждает преемственность общей экономии Русского мира с агональными обменами монгольской Руси… Этот унылый “переход из рук в руки бессмысленных и совершенно бесполезных предметов” никогда не закончится, ведь дорога кулы не может быть разрушена. Потому и вызов, брошенный непреложному правилу «Однажды в куле – навсегда в куле» известным коневодом Афанасием Коржовым (представительный Михаил Бонифациевич Погоржельский), который в экстазе потлача гасит шубой пожар в конюшне, выглядит пародией на жертвоприношение, демонстрирующее реальную независимость дарящего духа от даримой вещи, которое Батай называл суверенностью.

Нейлон 100%

Не случайно по результатам опроса читателей журнала «Советский экран» «Нейлон 100%» был признан самым плохим фильмом 1974 года, а победителем того же опроса стал фильм «Калина красная» - эротический триллер из жизни анимистов с присваивающим менталитетом. Коллективный зритель предпочел рассказу о суверенном возвышении в потлаче знакомую до мнемотехнической синевы историю голой жизни в зоне суверенного исключения. Ведь именно там – в пункте эвакуации, согласно главному уложению русского общего права – Воровскому закону, должен постоянно находиться абориген, рассчитывающий на действительное возвышение в ранге (авторитете). И именно на Воровском законе, а не на выхолощенной традиции церемониального обмена, зиждется общая экономия Русского мира, немыслимая без создания «общака», устраняющего неразрешимую для героев картины Басова проблему временного или постоянного владения вещами, включенными в ритуальный оборот.

moskovitza (с)

0

90

Гонки без финиша.

Оккультная магия в кинематографе

Удивительный режиссер Алексей Яковлевич Очкин не понаслышке знал о том, что такое потлач как жертвенный дар деспоту. Удивительное самоотвержение доблестного лейтенанта Очкина, которое, по словам Федорова, находится в основе экономии жертвы, не раз подводило его к краю смерти, но каждый раз недостижимая деспотическая инстанция отвергала жертвенное усилие. В том, что духи мертвых обладают абсолютными правами на дары без отдаривания, Очкин в очередной раз смог убедиться, оставшись единственным уцелевшим из 49 «матросовцев» - героев, закрывших собственными телами огневые точки противника. Не удивительно, что в своих картинах (а за долгую счастливую жизнь он снял их всего три), Очкин снова и снова возвращался к феномену экономии дара как основы русского карго-культа.

"Гонки без финиша"

Не стал исключением и фильм «Гонки без финиша», снятый на «Мосфильме» в 1977 году по сценарию Игоря Болгарина и Виктора Смирнова и посвященный ритуалам завладения «хау» - духами вещей, украденных у предков большими белыми людьми. По словам Федорова, у русских нет привязанности к ремеслу, нет ремесленной или цеховой гордости, и это указывает на возможность полного освобождения от идолопоклонства и мануфактурной промышленности, навязанной русскому народу английской цивилизацией. Мануфактурная промышленность есть обращение живого в мертвое, она увеличивает только гниль, - писал Федоров, - и потому никогда не сможет быть встроена в аппараты чистой траты (общей экономии или экономии потлача). Хорошо знает эту Федоровскую заповедь и главный герой «Гонок без финиша» Мещерников (унылый Пётр Вельяминов) - генеральный директор одного крупного советского автозавода, с конвейера которого сходят новенькие легковые автомобили «тридцатки».

Оккультная магия в кинематографе

Когда Мещерникова, находящегося в зарубежной командировке и осматривающего продукцию западного завода-конкурента, спрашивают: «Насколько отстала ваша промышленность по сравнению с этой моделью?», он, не задумываясь, отвечает: «На полтора месяца». Ответ насколько безумный, настолько же и точный. Мещерников не может не понимать, что «Москвичи-2140», которые выпускает его завод (впрочем, в кадрах конвейерной сборки появляются также «Жигули»), смогут сравниться хотя бы с «Пежо» (на котором довольному директору разрешают покататься по заводскому испытательному треку), только в одном случае: если дух автомобиля - его «хау», имманентно присущая ему магическая сила - вернется к аборигенам, предки которых являются его подлинными собственниками. Министерское начальство Мещерникова надеется пробудить дремлющий в «Москвиче» дух автомобиля путем ритуального истребления труда и материалов в квази-мануфактурном процессе с использованием западного «ноу-хау», но гендиректор отлично видит, что изначально имманентно мотивированный русский труд (труд как проклятие) никогда не даст результата, аналогичного западному.

Гонки без финиша 1977 год.avi

Превзойти «лучшие западные образцы» можно лишь вырвав у ненавистных захватчиков украденный дух автомобиля - завладев действительным «хау», а не коварно подсовываемым взамен его «ноу-хау» (что в переводе с языка больших белых людей означает «нет хау»). И тогда Мещерников, не согласовав своего решения с вышестоящими инстанциями, заявляет заводскую команду для участия в международном авторалли… Не унизительное ремесло ограниченной экономии, но иррациональный мирный подвиг – вот секрет магии, превращающей «Москвич» в автомобиль на один единственный день – день гонок – и обеспечивающей ему победу. У таких гонок не может быть финиша, мир этих гонок - как горизонт, из-за которого вот-вот («через полтора месяца») появятся корабли предков.

moskovitza (с)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Оккультная магия в кинематографе