Комета
«Всё злее атом и всё страшней!!!», – ревели со сцены концертной студии «Останкино» Иосиф Кобзон и Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Но на балконе ялтинского Дома творчества, где в разгар курортного сезона 1982 года заканчивали режиссерскую разработку новой картины Ричард Викторов и Кир Булычев, звучала совсем другая песня. «Недавно я услышал где-то», - затягивал популярный писатель-фантаст Булычев,стуча по клавишам пишущей машинки. «Ша-ду-ба-па», - охотно подхватывал режиссер легендарных космоопер «Москва-Кассиопея», «Отроки во Вселенной» и «Через тернии к звёздам» Викторов, убирая в холодильник полулюкса трехлитровую банку с пивом, нацеженным в автопоилке у санатория «Беларусь». «Что скоро прилетит комета, - продолжал Булычев, и соавторы нестройным хором завершали куплет: - И что тогда мы все умрем, умре-о-о-м!».
Как известно, именно с массового ожидания кометы Галлея в 1982-86 годах начался последний из известных человечеству Концов света – так называемый «Конец истории». На комету надеялись так же, как в 1969 году, когда Андрей Амальрик написал свой духоподъемный труд «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?»,а Юнгвальд-Хилькевич и Полынников пророчествовали: “Второй ангел вострубит, и как бы большая гора, пылающая огнем, низвернется в море”, рассчитывали на тектонические разломы апокалиптической силы. «Пятый ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба, и дан был ей ключ от кладезя бездны», - мог бы сказать астроном-любитель Николай (молодцеватый Дмитрий Золотухин, лучший актер 1981 года по опросу читателей журнала «Советский экран»), первым увидевший приближение кометы к ялтинским пляжам в самодельный телескоп,установленный на палубе бутафорского корабля-призрака «Летучий голландец», ставшего курортным жильем разношерстной группы отдыхающих-«дикарей».
Комета, 1983. (голубая роза)
Фильм шел к зрителю трудно (режиссер Викторов умер от последствий инсульта 8 сентября 1983 года, через полгода после завершения съемок, и финальную версию картины с многочисленными поправками Госкино монтировал Юрий Чулюкин, переживший своего коллегу по студии Горького на три с половиной года: в ночь на 7 марта 1987 года он шагнул с 10 этажа в шахту лифта отеля «Ровума» в столице Мозамбика Мапуту) и после скомканной премьеры в апреле 1984 года исчез с экранов. Потенциальные зрители «Кометы» к этому времени уже готовились стать изумленными свидетелями Конца истории, ликующими и встревоженными, надеющимися на перемены и втайне от самих себя грустящими об уходящих временах. «Надо возвращаться в Москву! - причитает курортница Чернова (Наталья Мартинсон, через год после премьеры фильма бежавшая в США), узнав о приближении кометы от своего сына Толика (детская звезда № 1 Федя Стуков), - В Москве не допустят, чтобы с неба падали кометы».
Комета (1983) Полная версия
Но соседи Черновых по сквоту уже не верят в андроповско-черненковский катехон: «Наша дружба сильнее кометы, кометы мы не боимся, – кричит толстомордый Грузилов из Епифани (Александр Кузнецов), - Давайте радоваться, давайте веселиться, давайте танцевать! Все на корабль!»... Конечно, конец истории–манвантары - это еще не конец кальпы, и посвященным в практики ars morendi «дикарям», вышедшим наутро после падения кометы на опустевший пляж, это было хорошо известно. Но неминуемая гибель советской Атлантиды поставила всех населяющих ее субъектов перед эсхатологической альтернативой: перейти через конец цивилизации (Ману) в новую действительность, обрекая себя на неизбывность вечного возвращения, или пройти его насквозь - к точке «свершения всех свершений». Режиссеры Викторов и Чулюкин ответили на этот вызов своими частными эсхатологиями...
moskovitza (с)