Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Оккультная магия в кинематографе


Оккультная магия в кинематографе

Сообщений 71 страница 80 из 179

71

Он был не один

Оккультная магия в кинематографе

Война приближалась к концу, и у скалистых берегов норвежских фьордов, где владычествует многоликий арийский бог Один, шла решающая битва за вход в Полую Землю. Подводный флот гросс-адмирала Карла Деница, надежно укрытый на секретных арктических базах, сужал круги в поисках заветного полярного прохода к великому неизведанному внутреннему миру Земли. Последний батальон Одина был как никогда близок к тому, чтобы стальным мечом Кригсмарине открыть себе путь из бесконечной арктической ночи вселенной-тюрьмы в подземную Арианни, сияющую бриллиантом Истины. Неизвестно, читал ли председатель Московского клуба любителей кактусов Игорь Луковский, автор «Тайны вечной ночи» и других фантастических пьес, дневники адмирала Ричарда Берда, ослепленного черным сиянием Гипербореи. Но героя своего сценария «Он был не Один» - узбекского летчика-штурмана Акбара Ибрагимова – Луковский отправил именно в безумный арктический полет на поиски сверхсекретной "Базы 13", известной под спецкодами "213" и "Объект Туле".

Оккультная магия в кинематографе

Акбар Ибрагимов – земляк Загида Сабитова, режиссера и соавтора сценария картины, поставленной на студии «Узбекфильм» в 1969 году - один из тысяч бойцов авиации, поднятой в воздух советским командованием на защиту ближних подступов к Ултима Туле. Немецкие асы, воцарившиеся в гиперборейском воздушном пространстве еще со времен триумфального перелета эккенеровского «Графа Цеппелина», сбивают самолет Ибрагимова, и катапультировавшийся узбекский летчик приземляется в маленьком норвежском портовом городке – перевалочном пункте на пути следования нацистских конвоев к секретным арктическим подводным базам. Положение, казалось бы, безвыходное – особенно если учесть, что в те времена Норвегия еще не была гостеприимным домом для сотен блогеров – выходцев из республик бывшего СССР с нетипичными для северной Скандинавии антропологическими чертами и этническим колоритом. Безвыходное – но не для героя нацисплотейшн, тем более уроженца прародины ариев, странствующего в направлении к Белому полюсу. Едва ступив на норвежскую землю, летчик Ибрагимов голыми руками убивает случайно встреченного испанского капитана-подводника Фернандо Хименеса, накануне прибывшего с атлантической базы для обмена опытом с немецкими товарищами, сдирает с него красивую форму и переоблачается в нее.

Он был не один (1969)

Это только первый шаг на пути от первичного мимесиса воспроизведения к мимесису присвоения, который предстоит пройти Акбару Ибрагимову, но и он сделан с поражающей воображение страстью. Хрестоматийное «желание быть испанцем» у Ибрагимова настолько сильно, что он фактически «втеляется» в Хименеса, завладевает не только его (уни)формой и документами, но и его пропавшим бесследно телом: несмотря на то, что убийство Хименеса произошло на глазах его спутницы (эстонская секс-бомба Эве Киви), поисками его никто не занимается. Но Ибрагимов – не очередной боди-снетчер, его успешный миметизм имеет другие основания. Как известно, страх двойника начинается при интериоризации Господина отпущенным рабом. Отсутвие отчуждения между Ибрагимовым и его двойником объясняется привычным для жителя советской Средней Азии статусом бессловесного раба (т.н. «чурки») - советского чандалы. По свидетельству очевидца съемок, проходивших в Таллине, именно так относилась съемочная группа и к Шухрату Иргашеву, воплотившему на экране образ Ибрагимова: «В составе съемочной группы был лишь один узбек (артист, исполнявший главную роль), все остальные были русские, к тому же москвичи. Вечерами работники кино и офицеры отдыхали и расслаблялись, - вспоминает Виталий Викторов , - Не пил «горькую» лишь один человек — узбекский актер. В этом ансамбле ему отводилась роль гонца, мальчика на побегушках. По команде режиссера и русских актеров представитель южной республики бегал в магазин, принося оттуда напитки и закусь».

Оккультная магия в кинематографе

С втелением в Фернандеса приключения Ибрагимова только начинаются – он идет в немецкую комендатуру и получает направление на секретную военно-морскую базу, где ему предстоит очаровать нацистское начальство (Олев Эскола и Хейно Мандри перебрались сюда со съемок «Взорванного ада») влиться в дружный коллектив фашистских моряков-подводников, в течение нескольких часов изучить технические аспекты их нелегкой службы, завербовать союзников, установить связь с Большой землей и уничтожить большую часть немецких субмарин. Фернандес станет первым из двойников Ибрагимова; подлинный миметический агон Акбар испытает, обернувшись штурмбанфюрером Хорхом – злобным гестаповцем, чистокровной немецкой бестией. Но какую бы форму Ибрагимов ни надевал, к каким чудесам телепластики ни прибегал бы – напоминанием о его прежней телесной оболочке всегда остаются ботинки знаменитой ленинградской фабрики «Скороход». Скороходовские говнодавы, с которыми никогда не расстается Ибрагимов-Фернандес-Хорх – это не только маркер принадлежности к субкультуре скинхедов (как в фильме «На дальних берегах», здесь обыгрывается инверсия «чурка» - «скинхед»), но и – как следует из фирменного наименования – символ сверхскорости как главного преимущества Ибрагимова в его войне. Именно сверхскорость погружает Акбара в нематериальное измерение и позволяет ему снова и снова стирать индивидуальную идентичность, де-реализовываться, не испытывая даже намека на перцептивный шок.

moskovitza (с)

0

72

Я - 11-17.

Оккультная магия в кинематографе

В 1970 году актер Виктор Щеглов, запомнившийся зрителю по роли зловещего особиста Ромина в фильме «Игра без правил», решил попробовать свои силы в качестве режиссера. Для своего дебюта в Главной редакции программ для детей Центрального телевидения Щеглов выбрал популярную военно-приключенческую повесть Василия “Пини” Ардаматского «Я - 11-17», впервые напечатанную журналом «Смена» в 1956 году и уже через год вышедшую отдельным изданием в престижной серии “Новинки детской литературы”. По просьбе Щеглова Ардаматский (прозванный "Пиней из Жмеринки" после публикации в мартовском «Крокодиле» 1953 года одноименного фельетона – неловкой, а, главное, несвоевременной попытки писателя примкнуть к создателям корпуса «текстов гонений» - от «Протоколов сионских мудрецов» до «Краткого курса истории ВКП(б)») решительно переработал историю приключений капитана Дементьева, заброшенного в конце войны в Восточную Пруссию под видом бравого нацистского вояки Пауля Рюкерта, чудом вырвавшегося из Курляндского котла.

Оккультная магия в кинематографе

Главным героем мини-сериала стал не Дементьев (хотя нельзя не восхищаться его миметическим даром – ведь для полного перевоплощения в капитана Рюкерта отважному советскому разведчику, единственный козырь которого – берлинский акцент, отпущено лишь несколько часов), а загадочный гестаповец Дитрих, придуманный Ардаматским специально для экранизации и сыгранный самим режиссером. В эффектном черном плаще и надвинутой на лоб фуражке Дитрих молча бродит по пронизанному злыми балтийскими ветрами городу в обществе такой же немногословной и сдержанной овчарки Греты, иногда по привычке заходит на опостылевшую службу – в гебитскомиссариат и гестапо - убедиться в отсутствии новостей, порой забредает в неуютное кафе «Орион» - посмотреть цирковое выступление грустных лилипутов, с неизменной учтивостью приветствующих усталого нациста, и послушать джаз-бэнд пожилых карлиц.

Я-11-17 (1970)-1ч

Кажется, даже неожиданное появление в городе, где время остановилось, Дементьева-Рюкерта (Борис Быстров, запомнившийся зрителю в роли летчика Веревкина из психоделического фильма «Приключения желтого чемоданчика») не может вывести Дитриха из заунывной балтийской меланхолии. Ни Рюкерт, быстро втершийся в доверие к немецкому руководству, получивший доступ к секретам и установивший радиосвязь с чекистским командованием, ни зрители до самого конца картины так и не догадаются, что Дитрих – это советский шпион-слипер Василий Горин, залегший на дно в Кёниге, безуспешно разыскиваемый советским начальством, давно уже не выходящий в радиоэфир со своими позывными.

Оккультная магия в кинематографе

Позывные «11-17» - трижды повторенная 1 и 7, сходные в начертании, - складываются в левостороннюю свастику, вращающуюся в направлении, обратном профанному времени. Для Дитриха-Горина, как и для героев «Взорванного ада», это символ возврата к Временам до катастрофы, вызвавшей отклонение земной оси и уход под воду Гипербореи. Дитрих, по примеру своего магического учителя– последнего Аватары – никогда не расстающийся с любимой овчаркой (как известно, единственная возможность предотвратить триумф Рока - сделать из волка Фенрира друга, превратив его в собаку), готов к вечному ожиданию восстановления Вечности, определенной Гамсуном - свидетелем истории, рассказанной в фильме «Он был не один», - как Время, еще не использованное. Местом действия картины не случайно выбран отрезок балтийского побережья между Клайпедой и Кенигсбергом: Дитрих поставил себя часовым у "ворот вниз" - Ромувы, легендарного места силы и еще одного предполагаемого входа в Полую Землю, за обладание которым вели кровопролитное сражение советские и немецкие войска.

Я-11-17 (1970)-2ч

Но отголоски ужасов кровавой зимы в Восточной Пруссии не доносятся до Дитриха-Горина, полностью нейтрализовавшего профанную событийность. Ардаматский и Щеглов помещают своего героя в легко считывавшийся первыми зрителями фильма мазохистский конструкт дления, отсрочки и отклонения. Горин готов бесконечно длить войну с фашизмом: сладострастная ситуация подвешенности (когда «угроза фашизма нависла» и висит) войны с «общим врагом» отдаляет неизбежное возвращение к внутривидовой борьбе всех против всех. (Через три года после «Я - 11-17» Щеглов снимется в маленькой роли следователя райотделела гестапо в знаменитом нацисплотейшне «Семнадцать мгновений весны», основу сюжета которого составляет именно желание длить войну: все усилия советского разведчика Штирлица направлены на срыв переговоров о заключении мира).

Оккультная магия в кинематографе

За известной «антифашистской» мантрой «Это не должно повториться» скрывается повтор, постоянное возвращение к фашизму как к застывшему образу - фетишу, дающему «обществу» возможность отклонить факт перманентного жертвенного кризиса и предотвратить нежелательные открытия. Фашизм в нацисплотейшн – это резинка чулка героинь Агнии Елекоевой: последний объект, за который цепляется герой и зритель, чтобы не скользнуть взглядом выше – в открывающуюся бездну панического ужаса кастрации, -- чтобы не увидеть себя в монструозном двойнике-нелюди.

Я-11-17 (1970)-3ч

...Только когда советская авиация начнет бомбить рейд, а нацистские мародеры во главе с пройдохой Мельхом (Всеволод Якут, работавший с Щегловым в «Игре без правил») ломанутся в порт, пытаясь вывезти на перегруженном «Вильгельме Густлове» самое ценное – картины латышских художников из местного краеведческого музея (Отто фон Тальвиг мог бы сэкономить своим коллегам много сил и времени дельным советом), Дитрих-Горин доверится Дементьеву-Рюкерту – но лишь для того, чтобы отправить его обратно в советские боевые порядки. Приобняв за талию обольстительного - как может быть обольстительным только воин – Дементьева, Горин, задумчиво глядя на безлюдную Куршскую косу, надиктует ему загадочный текст радиограммы: «Я– 11-17-бис – остаюсь для выполнения задания».

moskovitza (с)

0

73

Человек в штатском

Оккультная магия в кинематографе

«Так вот вы какой, доктор прав, доктор медицины, граф Переньи де Киральгазе, барон фон Остенфельзен, - поднимается из-за стола своего лубянского кабинета человечный комкор (Владимир Кенигсон), отложив в сторону недочитанный номер корпоративной многотиражки «Подноготная правда», - Ну, здравствуйте, дорогой вы наш товарищ Сергей. За выполнение задания, за материалы барона и Дорис Шерер – вам благодарность». Традиционной благодарностью от «своих» советскому суперагенту Дмитрию Быстролетову по кличке «Сергей», вернувшемуся на Родину после удивительных приключений в фашистской Германии, станут лефортовский «конвейер» и "инструментальная обработка", за которыми последуют 16 лет лагерей и тюрем. Но об этом зрители фильма «Человек в штатском», поставленного патриархом «Мосфильма» Василием Журавлёвым в 1973 году по сценарию самого Быстролетова (легендарный разведчик ушел из жизни через полтора года после премьеры), не узнают... В начале 70-х годов на смену сценам избыточного демонстративного насилия, полного театральных эффектов, еще недавно бывшим визитной карточкой нацисплотейшн, пришли зарисовки из бытования фашизма как «порядка», как теоретически возможного способа обустроить «государство» на прагматических основаниях бюргерской пошлости – невидимой и незыблемой основы нацистского мифа. Потаенный интерес к экстатическим лагерным мясорубкам сменился уважительным вниманием к бюрократической рациональности допросов разных степеней. Не случайно именно «Человек в штатском» стал одним из первых цветных нацисплотейшнов: цвет означал отказ от заигрывания с черно-белой семантикой «документальности», выход из макабра в гламур. Девальвация реалистичности черно-белого кино стала одной из примет всеобщей девальвации действительности. И так же не случайно то, что именно экранный ровесник графа Переньи - барон фон Штирлиц (премьеры картин о похождениях двух амбивалентных аристократов-чекистов разделяют лишь два месяца) первым из черно-белых нацисплотейшнов удостоился (спустя 40 лет) перевода в цвет.

Оккультная магия в кинематографе

...Разведчик Сергей (неподражаемый Юозас Будрайтис) под видом отпрыска обедневшего венгерского дворянского рода прибывает в Берлин для установления связи с диссидентски настроенными сотрудниками нацистского генштаба и МИДа. Гламурный граф, устроившийся на необременительную службу в контору Дрезднербанка, ловко втирается в доверие к эсэсовке Дорис Шерер, мечтающей о карьерном росте, допоздна засиживающейся на службе в секретном Пятом отделении, часто берущей работу на дом – в убого обставленную съемную квартиру, а неуютные одинокие вечера коротающей в кабаре «Фемина», где не смолкают звуки негритянского джаза (красавица Людмила Хитяева скупыми мазками создает образ старательной офисной мышки, выбравшейся из провинциальной норы в столичную штаб-квартиру крупной компании). Случайная встреча с молодым аристократом резко меняет жизнь штурмфюрера СС – забросив школьный альбом для рисования, в котором она детской рукой раскрашивала картинки для бизнес-плана устройства лагерей репрессивной нормализации на Украине («Это – карцеры для непослушных, здесь можно только стоять,» - с гордостью поясняет Дорис одну из своих задумок, не понаслышке известных сценаристу Быстролетову: «товарищ Сергей» провел три года в таком «каменном ящике» - одиночке знаменитой Сухановской тюрьмы), дочь лавочника Шерер - с подачи чекистов – с головой окунается в родную мещанскую стихию – биржевую игру... «Давайте сделаем так: Дорис будет приносить секретные данные о предстоящих заказах вермахта, перед каждым таким заказом мы будем скупать акции оборонных заводов на лоях, а когда заказ будет оформлен – продавать по хаям», - терпеливо объясняет коллегам (и зрителям) суть чиновничьего бизнеса на инсайде начальник разведоперации, опытный чекист Степан (Владимир Дружников, как будто сошедший с советского агитплаката).

Человек в штатском

«Человек в штатском» как невидимый бенефициар чиновничьего симулякра частичной экономии, выгороженного «для своих» посреди агона символического обмена экономии (все)общей – главная фигура т.н. «плана Андропова» . Уже в 1967 году, когда новый председатель КГБ только приступил к работе, контуры этого плана наметил сосед автора «Взорванного Ада» Салынского по литфондовской даче в Переделкино, ветеран госбезопасности Тевекелян в романе «Рекламное бюро господина Кочека» - истории успешного семейного бизнеса чекистских андеркавер-агентов Лизы Розенцвейг и Василия Зарубина. Двухметровая глухая стена, за одну ночь возведенная Тевекеляном на границе с дачным участком Салынского, стала одной из примет андроповского «огораживания»; картина Быстролетова и Журавлева символизировала прощание с насти наци, развоплощение нацистского мифа и конец жанра «нацисплотейшн» , отданного на откуп безымянным эпигонам, разменявшим магию и миметическую страсть на мещанскую прагматику салонного «садомазохизма».

Оккультная магия в кинематографе

...Через год после выхода картины Зонтаг напишет в привычном жанре политического доноса, что эсэсовский мундир – предмет особо мощной сексуальной фантазии, воплощение беспредельного насилия и высшей степени красоты. Но черная униформа с колючей латунной бижутерией и скрипучими кожаными ремнями, которую ни разу на протяжении всего фильма не снимает Дорис – это уже не фетиш, а всего лишь костюм биржевого маклера. Дорис – такой же «человек в штатском», как и ее новые друзья - чиновные гешефтмахеры всех мастей (от гебитс-комиссара до гебист-комиссара), которым (уни)форма больше не нужна. Не случайно безуспешной осталась попытка лидера «Мертвых Кеннеди» Джелло Биафры, баллотировавшегося в 1979 году на пост мэра Сан-Франциско, обязать бизнесменов ходить на работу в клоунских костюмах, а последовавший спустя три года приказ новоиспеченного председателя КГБ Федорчука переодеть всех до одного чекистов из «гражданки» в васильковые мундиры стоил ему должности – экстравагантный руководитель спецслужб продержался на своем посту лишь шесть месяцев. Окончательно установившаяся монополия «людей в штатском» на запретные средства и способы идентификации, их тотальный контроль над Волей к форме (Formwillen) – силой, которая только и способна породить гештальт, вновь открыли «общество» предельно чистым формам жертвенного кризиса, в которых объектом желания – и основой «общественного» устройства - становится само насилие.

moskovitza (с)

0

74

Армагеддон

«Дядя Траян, а вы Сатана, да?» – с робкой надеждой спрашивает маленькая Веруца (замечательная Наташа Репина) статного красавца, вернувшегося после трех лет армейской службы в родное молдавское село... Как известно, люциферианство долгие годы было основным религиозным культом Советской Молдавии. Имя Денницы - Сына зари,чье падение на землю образовало воронку Ада, гордо несли детские сады и комбинаты общественного питания, библиотеки и театры юного зрителя, и, конечно же, знаменитые молдавские вина типа мадера и сигареты премиум-класса в твердой пачке.

Оккультная магия в кинематографе

О том, что Ад уже здесь, жители Молдавии узнали позже многих других народов СССР; даже голодомор – одна из непременных визиток новой власти - был устроен только в 1946-48 годах (о вовремя случившейся засухе, облегчившей последующее тотальное изъятие скудного урожая, напоминает в фильме, вышедшем во всесоюзный прокат в феврале 1963 года, разыгрываемый детьми вудуистский обряд вызывания дождя «Калоян»). Может быть, именно поэтому земляки дембеля Траяна испытывают такую острую потребность отыскивать и примечать знаки приближения конца света, так надеются принять участие в Последней битве на стороне легионов Люцифера. Кажется, напряженное ожидание выхода из бездны Духа Тьмы, несущего невыносимый Свет Истины как сигнал к началу Армагеддона, застыло на лицах всех односельчан Траяна от мала до велика. Ведь если явленный бессарабским крестьянам «свет с Востока» это кровавая тьма, то конец «света» станет не началом тьмы, а освобождением от нее. «Сатана милосерднее бога, бог стремится уничтожить всех людей, а слуги Сатаны отстаивают все, что живет на земле», - проповедует школьный учитель Василий Радович (Владимир Рудин). Отзвуки этой проповеди разнеслись далеко за гребни Карпат, скрывающих ходы внутрь полой земли, в обитель люциферитов: не случайно через три года после премьеры «Армагеддона» таблоид английских коммунистов The Daily Worker стал выходить под новым люциферианским названием The Morning Star.

Армагеддон (1962)

...В 1998 году, когда Майкл “Трансформер” Бэй снимал свой «Армагеддон», практически никого из съемочной группы первого фильма о Великой битве не осталось в живых. Ушли из жизни режиссер Моисей “Михаил” Израилев, сценаристы – известный писатель Георгий “Джордже” Менюк и его верная спутница и единственная переводчица Лидия Мищенко, исполнители главных ролей и заклятые собутыльники Эдуард Бредун и Изольда Извицкая. Свидетельницей очередного позора американской киноиндустрии стала лишь легендарная молдавская актриса Домникия Дариенко, исполнившая в «Армагеддоне» роль зловещей ведьмы-матери Домники. Судьбой ей было отмерено 90 лет: Домникия Тимофеевна родилась в январе 1919 года, когда угасающий Розанов пытался окоченевшими пальцами собрать листы 11-го выпуска «Апокалипсиса нашего времени», а умерла в ноябре 2010 года, когда Леонид Еленин зарегистрировал комету, получившую название Нибиру и предвестившую наступление очередного конца света 21 декабря 2012 года.

moskovitza (с)

0

75

Конец света

Оккультная магия в кинематографе

«24 июня 1963 года – Конец света!» – такие плакаты зазывали зрителей на всесоюзную премьеру веселой комедии опытного режиссера Бориса Бунеева. Впрочем, идея сделать фильму кассу, играя на апокалиптических чаяниях советского народа, была обречена на провал: большинство населения успело за десятилетия ежедневного выживания в Аду сформировать высокую бытовую культуру пост-апокалипсиса и слабо реагировало на знаки последних времен, вбрасываемые пропагандой. Даже отчаянная попытка раскрутить под маркой «рукотворного Апокалипсиса» т.н. Карибский кризис, предпринятая за полгода до премьеры «Конца света», не имела большого успеха. Как известно, имитация ядерного противостояния СССР и США была частью Атомного проекта, осуществлявшегося Великобританией с целью переформатирования мировой финансовой системы и создания нового мирового порядка по итогам Второй мировой войны. Советская часть этого проекта, известная как Атомное православие, ведет отсчет с сентября 1942 года: 18 сентября поверенный в делах посольства Соединенного Королевства Герберт Лэйси Баггаллай передал митр. Николаю (Ярушевичу) план т.н. «организационного возрождения» православной церкви, а через 10 дней было подписано распоряжение ГКО «Об организации работ по урану». Метрополия снабдила криптоколониальную администрацию необходимыми методичками, организовав контролируемую утечку «секретных материалов», а решать кадровый вопрос предоставила туземным компетентным органам. Ядерные шарашки были укомплектованы несколькими чудом уцелевшими горе-учеными; заместить полностью уничтоженный клир были призваны сослуживцы полковника госбезопасности Карпова, возглавившего в 1943 году Совет по делам РПЦ.

Конец света, 1962. День выдался жаркий, а конец света явно запаздывал.

Один из новобранцев РПЦ МП карповского призыва - отец Михаил (лучезарный Станислав Любшин) - и стал главным героем картины, поставленной на киностудии им. Горького по сценарию Василия Соловьёва. Молодой специалист, рассчитывавший на распределение, как минимум, в столичный приход, вынужден нести службу в захолустном селе Опенки в Ярославской области. Батюшка Михаил тоскует по богемной жизни, по вечерам крутит на магнитофоне песенку Визбора «Москва святая», танцует с попадьей Клавдией (стильная Дая Смирнова) новомодный джаз и пьет армянский коньяк «три звездочки», завидуя более удачливым товарищам по учебе, попавшим в Отдел внешних церковных сношений под командование митр. Николая. «В этой несчастной дыре невозможно же жить!» - стонет в отчаянии отец Михаил, представляя, как подчиненные «западника» Ярушевича (так презрительно называл митр. Николая патриарх Алексий I) сражаются именем Русской Церкви за мир во всем мире в зарубежных командировках. «Архиереи-то ваши на автомобилях катаются, чиливизоры смотрят, и думают не о Христе Исусе, а о хлеба кусе, да еще с маслом», - широкими мазками характеризует нео-иосифлянский клир божий человек Филин (колоритнейший Виталий Полицеймако), проповедующий приближение Страшного суда. «Послушайте, вы верите в скорое пришествие, - пытается иронизировать отец Михаил, - Но ведь надо бороться с заблуждениями».

Конец света (1962)

Очевидно, авторами проекта «Атомное православие», сконструированного как ориентальный катехон, гарантирующий при помощи «ядерного сдерживания», что конец света не наступит, а будет заменен бесконечными конгрессами и сессиями Всемирного совета мира на международных горнолыжных курортах, любое доморощенное проявление апокалиптизма рассматривалось как реальная угроза дестабилизации. Предпринятая Хрущевым попытка заменить чекистскую верхушку РПЦ МП (стоившая поста Карпову и жизни Ярушевичу) под предлогом возвращения к ленинским эсхатологическим нормам и коммунистическому мессианизму (одним из отголосков этой попытки и стал фильм «Конец света») была оборвана в 1964 году (одновременно кураторы проекта показательно расправились и с другой марионеткой «Карибского кризиса» из западного катехона, известного как «Гарант демократии»).

moskovitza (с)

0

76

Берег надежды

К 1967 году, когда поэт, актер и режиссер-довженковец Николай Винграновский взялся за постановку картины «Берег надії» по сценарию первого заместителя Госкино УССР Александра Косяка, творившего под благозвучным псевдонимом Левада, истории об ужасном и загадочном атомном оружии, хранимом сверхдержавами в надежных укрытиях в качестве единственной гарантии вечного мира во всем мире, стали уже пропагандистским мэйнстримом. Любимым ядерным диснейлендом певцов «сдерживания» были, конечно же, Хиросима и Нагасаки, где, как любил говаривать на мирных форумах митр. Николай, «американская военщина совершила одно из своих самых чудовищных преступлений».

Оккультная магия в кинематографе

«Берег надежды» заполнил короткую экранную паузу между двумя характерными образчиками хиросимских слезовыжималок – «Маленьким беглецом» Бочарова и фильмом Митты «Москва, любовь моя», пригласив зрителя в менее раскрученный тихоокеанскийядерный театр, на неназванный остров, где американский ученый Томас Шервуд (очередной безумный профессор в фильмографии породистого Бориса Бибикова), в свое время участвовавший в создании «Малыша», проводит испытания нового смертоносного оружия. В результате взрыва бомбы Шервуда от радиации гибнут несколько местных жителей-рыбаков, что позволяет делегации советских ученых во главе с академиком Макаровым (мхатовец Юрий Леонидов), прибывшей на остров в рамках научной программы Международного геофизического года, начать троллинг профессора.

Действие фильма не случайно происходит в 1957 году: пока академик Макаров кидает предъявы профессору Шервуду, радиоактивный след от теплового взрыва хранилища с ядерными отходами, случившегося на кыштымском комбинате "Маяк" 29 сентября, расползается по территории Челябинской, Свердловской и Тюменской областей, приводя к облучению десятков и сотен тысяч соотечественников советского ученого. Разумеется, творцов ядерного иллюзиона этот эпизод вряд ли мог заинтересовать, в первую очередь - по причине низкой зрелищности, и не в последнюю – из-за невольного эсхатологического привкуса. Стоицизм подневольных строителей Озерска, гонимых вохрой в апокалиптическое «Озеро огненное», вызывает в памяти знаменитое: «Русаки бедные, пускай глупы, рады: Мучителя дождались, полками во огнь дерзают за Христа Сына Божия света».

За три года до взрыва на «Маяке» Георгий “Мясорубка” Жуков уже бросал полки во ядерный огнь на зараженной территории Оренбургской области, но и операция «Снежок» не удостоилась внимания пропагандистов Ядерного мифа. Вместо плотоядно лязгающего стальными челюстями Жукова вниманию зрителей предлагается обезумевший майор Гризли (традиционно жуткий Афанасий Кочетков), убежденный в том, что это он сбросил ядерную бомбу на Хиросиму, и терзаемый страшными видениями. Винграновский и Косяк не случайно педалируют тему безумия Шервуда и Гризли. Как известно, ученые и военные, задействованные в Манхеттенском проекте, участвовали в клинических испытаниях ЛСД и мескалина с целью усиления достоверности оптико-химических иллюзионов, демонстрируемых на ядерных полигонах под видом атомных взрывов.

Аналогичные эксперименты проводились и в рамках проекта «Атомное православие»: не случайно Курчатовский институт с момента своего открытия размещался в здании ВИЭМа, еще до начала войны специализировавшегося на разработке психотронных технологий. Куратором работ по исследованию воздействия ДЛК-25 на скопления людей и отдельные целевые группы был главный психиатр Вооруженных Сил СССР Николай Николаевич Тимофеев, занимавший свою должность с начала Атомного проекта и до полного запрета на исследования ЛСД в СССР (1942-1968 годы); впрочем, масштабные эксперименты с кислотой были свернуты несколько раньше, вскоре после того, как внимание широкой общественности привлекла история бэд-трипа группы Дятлова в районах, затронутых радиоактивным следом взрыва на «Маяке», а запрет наземных ядерных испытаний свел на нет потребность в поточном производстве коллективных оптических переживаний.

moskovitza (с)

0

77

Внимание, цунами!

Оккультная магия в кинематографе

В 1969 году идеологи нового мирового порядка пришли к выводу, что пропагандистский эффект от разворачивания Ядерного проекта достигнут в полном объеме. Никому уже не приходило в голову поставить под сомнение не только сам факт существования супероружия, но и его уникальные сдерживающие свойства. 17 ноября в Хельсинки начались бесконечнные – как борьба за мир - переговоры об ограничении стратегических наступательных вооружений. Как известно, ядерное сдерживание в паре с разрядкой международной напряженности подсадило миллионы анально-ретентивных обывателей на фрейдистский крючок физиологического удовольствия от напряжения/опорожнения. Немногим верным солдатам Апокалипсиса, продолжавшим ждать наступления последних времен, начало казаться, что конец света – а, значит, и последующее Тысячелетнее царство - откладывается навсегда. В праве считаться знамением времен антихристовых было отказано уже и советской власти (и таким странным ее проявлениям как Всесоюзная перепись населения и Семилетний план развития народного хозяйства, еще недавно подвигавшим тамбовских «юношей» на кровавую сечу топорами): коммунистический режим предлагалось рассматривать как попущенный лично богом для наказания и вразумления русского народа.

Внимание, цунами! (1969) песни, не вошедшие в фильм

...Безумный профессор Шервуд из фильма «Берег надежды» кричал, обращаясь к членам Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности: «Подумайте о живых, подумайте о людях! Люди носятся на волнах океана отчаяния! Укажите им путь к берегу! К берегу надежды…». И такой путь нашелся: несгибаемые апокалиптики обратились в поисках знаков близящегося конца света к извечным силам хаоса. В привычных сообщениях о землетрясениях, ураганах, извержениях вулканов, наводнениях, цунами появилось отчетливое ощущение надвигающейся катастрофы планетарного масштаба, сопоставимой с гибелью Атлантиды - желанной Бури равноденствий, открывающей путь новому эону - эону Гора. Первыми перенесли на киноэкран это тревожное предчувствие приближающегося конца земного цикла, известного по календарю майя как «Пятое Солнце» или «Солнце Движения», недавние выпускники ВГИКа режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич и оператор Александр Полынников. Дебютанты Одесской студии, получившие постановку по случаю ухода сценариста и режиссера Игоря Старкова в долгий запой, оправдали доверие руководства: 28 сентября 1970 года фильм «Внимание, цунами!» вышел на экраны и вызвал волну восторженных ремейков и подражаний, не улегшуюся и по сей день – от «Гибели Японии» Широ Моритани (1973) до совсем уже невразумительного «Цунами 3D».

Внимание, цунами! (1969)

Возможно, новомодные поделки и превзошли пионерскую работу будущих легенд евротрэша по уровню спецэффектов (кадры разрушения приморского города 40-метровой приливной волной оператор комбинированных съемок Борис Мачерет снимал в студийной душевой кабине), но ни у кого из многочисленных эпигонов не было главного козыря, мастерски разыгранного Хилом и Полом: съемки их картины были включены в программу тактико-боевых учений Тихоокеанского флота. Кажущаяся бесконечной сцена эвакуации, в которой сотни беженцев, навьюченных домашним скарбом, карабкаются вверх по сопкам под депрессивную симфоническую музыку Олега Каравайчука, прижимаясь к обочинам разбитых проселков, чтобы пропустить колонны военных моряков, скрывающих за бессмысленно-бодрыми передислокациями отчаяние и растерянность, и сегодня остается непревзойденной по убедительности апокалиптической атмосферы.

moskovitza (с)

0

78

Выбор цели

Работа над киноэпопеей об истории проекта «Атомное православие» началась в 1974 году с банального воровства: режиссер Игорь (Индустрий) Таланкин украл сценарий, уже принятый «Мосфильмом» у начинающего писателя Соломона Шульмана, и выдал его за свой, прикрывшись авторитетом «соавтора» - маститого ленинградского литератора Даниила Гранина (Германа). Вероятно, Таланкин вдохновлялся одним из советских ядерных апокрифов, согласно которому дерзкие подручные Берии с такой же легкостью подрезали секретные чертежи атомной бомбы у зазевавшихся американцев.

Оккультная магия в кинематографе

Разумеется, украсть в короткие сроки связную техническую документацию в таком объеме, который позволил бы воспроизвести технологические цепочки и с нуля выстроить сложный межотраслевой комплекс, было не под силу даже жиганам - ворам новой формации, составившим ядро бериевских спецслужб. Как известно, всю документацию, необходимую для производства эффекта обладания ядерным оружием, передали советской «разведке» англичане (к июлю 1941 года британский комитет по военному применению уранового взрыва (MAUD) уже располагал детальным планом производства атомной бомбы) через подставных «завербованных агентов», курирующих проект «Атомное православие» (сходный пакет получили и руководители «Манхеттенского проекта»). От криптоколониального начальства требовалось то же, что и всегда: не задавая лишних вопросов, обеспечить рабским трудом и пушечным мясом техническую реализацию смертельной затеи. Учитывая традиционно печальное состояние русского ума и русской технической мысли, метрополия предоставила все документы и расчеты в наивысшей степени детализации, «забыв» поставить исполнителей в известность, что продукт на выходе будет представлять из себя т.н. «грязную» бомбу, достаточную лишь для производства убедительных атомных аттракционов. Но даже таким образом поставленная прикладная задача заставила советских «ученых» серьезно понервничать.

"Выбор цели" 1975г. Диалог "служителя культа" - Курчатова с молодыми физиками.

«ОНИ думают, что я знаю все до конца! А, может быть, я не могу все рассчитать!» - в отчаянии кричит в пустоту Игорь “Грязный Гарри” Курчатов, отец советской грязной бомбы, смешно сыгранный Сергеем Бондарчуком. Бондарчук, видный функционер советского кино, кажется, перенес на экран свой телесный чиновничий опыт - его Курчатов, получивший свою должность по протекции Молотова и искренне интересующийся только частушками и самогоном (представление героя начинается со сцены послевоенного деревенского застолья), пытается выглядеть вальяжным и значительным в надежде скрыть за имиджем «корифея», что он всего лишь пользуется «оперативной информацией», без которой не способен произвести простейшие расчеты или принять решение о размере зазора между графитовыми стержнями. Но максимально раскрыться вельможной психопластике Бондарчука Таланкин дает в апокалиптических сценах. «Православной» составляющей атомного проекта метрополия уделяла куда меньше внимания, предоставив автохтонам свободу импровизации.

Выбор цели (1975) 1 серия

Выбор цели (1975) 2 серия

После того, как Всеправославное сосвещание 1948 года в Москве отказалось признать Советский Союз Третьим «катехоническим» Римом, атомное православие решено было украсить эсхатологическими виньетками. Традиционное равнодушие карповской РПЦ к проблематике последних времен идеологи проекта компенсировали криптостарообрядческими мотивами: не случайно ядерный центр стал строиться в Сарове, где воссиял святой отец Серафим Саровский, заработавший у никониан репутацию эсхатологического пророка. Приехав в Кремль для участия в очередном раунде борьбы за мир, Курчатов-Бондарчук сановной походкой идет в Грановитую палату и долго, со значением смотрит на фрагмент палехской росписи с диссидентским изображением Господа Саваофа с младенцем Христом на коленях (запрет на изображение невидимого бога-отца был введен апостасийным собором 1666 года), а выйдя на Соборную площадь, впадает в кликушеский ядерный галлюциноз, хорошо известный Шервуду и Гризли из «Берега надежды»: перед помутившимся взором академика в огне ядерного взрыва медленно оплавляются и стекают атомной лавой кресты и купола кремлевских соборов (оператор Борис Травкин, несомненно, вдохновлялся историями об оптических иллюзионах, задействованных в испытаниях ядерного оружия: апокалиптические видения воссозданы им при помощи окрашенного в оранжевый цвет одеколона в тонком слое водного раствора анилиновой краски).

moskovitza (с)

0

79

Кафе "Изотоп"

Оккультная магия в кинематографе

Популярный режиссер Майк Ньюэлл во что бы то ни стало хотел дать своей картине о битве чекистских кланов, так всполошившей обывателей Сумгaитa-на-Тeмзe, название «Кафе "Изотоп"», отсылающее к радиоактивному чаепитию героя России Лугового и его визави Литвиненко в суши-баре ITSU на Пиккадилли. Когда лоеры из Уорнер броз выяснили, что такой фильм уже был снят в 1976 году на студии «Мосфильм» известным режиссером Георгием Калатозовым, сыном известного режиссёра Михаила Калатозова, Ньюэлл отступил от проекта (стоит заметить, что молодой сан-францискский поэт Алан Бернхаймер не побоялся в 1980 году «позаимствовать» броский заголовок для своего дебютного сборника), и за постановку взялся оказавшийся более сговорчивым Рупперт Уайятт. У Уайятта тоже было припасено отличное название - «Победил Александр Луговой», увязывающее в причудливый микс имена двух фигурантов полониевой аферы, но и оно оказалось занято: именно так называлась повесть спортивного журналиста, члена правления знаменитого ЖСК «Московский писатель» Александра Кулешова, сына Александра Блока, первым из русских поэтов воспевшего пришествие апокалиптического Христа. Впрочем, экранизация повести Кулешова, осуществленная Сергеем Шутовым на студии «Казахфильм» в 1979 году, называлась «Решающая схватка», а Александр Луговой в казахской локализации стал Альжаном Тулегеновым, но боссы Уорнер решили не рисковать, и запустили картину Уайятта в производство под унылым рабочим названием «Лондонград». Возможно, руководство голливудского медиагиганта пересмотрело бы свою осторожную позицию, если бы узнало, что фильм Калатозова перед выходом во всесоюзный прокат демонстрировался в июле 1977 года на всесоюзном кинофестивале в Риге (и получил там премию за лучшую операторскую работу) под другим названием - «Право на выбор».

Кафе Изотоп

Название это прямо отсылает к литературному первоисточнику картины – повести «Право выбора» из популярного атомного эпоса Михаила Колесникова, впервые напечатанной в журнале «Знамя» в 1970 году и переработанной в киносценарий отцом режиссера и Василием Соловьевым – сценаристом «Конца света». Начав с подражания известному роману Кармайкла Смита «Атомск», плодовитый Колесников создал не имеющую аналогов сагу об Атомграде – потаенном мире советской прикладной эсхатологии, удивительной катакомбной ядерной субкультуре токсичных мстителей, противопоставивших мэйнстримному пассивному ожиданию Страшного Суда в мире русской апостасии под светской властью антихриста истовое Бытие-к-Смерти в залитых искусственным солнцем подземных цехах. Молодой сварщик Володя Прохоров (в фильме Калатозова его сыграл театральный актер Александр Сафронов), герой цикла «Сотворение атома» («Рудник Солнечный», «Атомград (Записки профессора Коростылева)», «Ищу свою высоту», «Право выбора»), – настоящий ньюк-эмо, тяжело переживающий гибель любимой девушки Тани и с готовностью идущий во огнь ядерных гарей: он один из немногих, кому нравится вести сварочные работы в самом сердце атомных реакторов и ускорителей элементарных частиц. В своей апокалиптической одержимости Володя схож с другим героем Колесникова из цикла «Алтунин отвечает за все», включающего романы «Изотопы для Алтунина» и «Алтунин принимает решение» – безумным мастером, мечтающим раздобыть изотопы для своего цеха (через год после выхода фильма «Кафе «Изотоп» телевизионный сериал о приключениях Алтунина поставит Олег Ленциус). Именно желание обладать изотопами, когда-то объединившее атомных маньяков в катакомбную субукультуру, в общность праведных, предуготовленную к спасению, и стало началом ее конца в эпоху всеобщего дефицита, коснувшегося и Атомного проекта (как известно, все запасы расщепляющегося материала был изведены на оказавшийся непригодным ни для «военных», ни для «мирных» целей оружейный плутоний): на архивной фотографии, сделанной у знаменитого столичного шоу-рума «Изотопы» на Ленинском проспекте, хорошо видно, как «живая» очередь ньюк-панков «ломает» «списочную» очередь ньюк-эмо, месяцами отмечавшихся «по записи» в ожидании выброса изотопов и проводивших ритуальные «переклички» на заре.

moskovitza (с)

0

80

Спасательные работы в очаге ядерного поражения

Оккультная магия в кинематографе

Певец ядерных гарей Михаил Колесников не случайно назвал своего любимого героя Алтуниным. Генерал-полковник Александр Терентьевич Алтунин долгих 15 лет (с 1972 по 1986 год) был начальником гражданской обороны СССР, и именно он, с бегающими от смущения глазами, отчаянно путаясь в склонениях и спряжениях, открывает фильм «Борьба с пожарами и другими стихийными бедствиями» (1974) - первый из семи маленьких шедевров, поставленных подполковником запаса Н. Н. Щербаненко на киностудии «Союзвузфильм». Судьба учебных фильмов незавидна: они, как правило, представляют собой пресные визуализации «готового» знания, свободные от увлекательности и образности игрового кино. Тем удивительнее работа скромного визионера Щербаненко (в титрах он заявлен как «автор сценарного плана»), наследника Медведкина и Ромма и предшественника Реджио, и его коллег – консультанта Н. П. Оловянишникова, режиссера монтажа Ю. Удачина и звукооператора О. Жмудь, высвободивших из формализованного видеотекста концентрированную кинометафору Апокалипсиса, каким он представляется советскому коллективному бессознательному. Последовавшие за «Борьбой с пожарами...» «Очаги массового поражения» и «Повышение устойчивости работы промышленных объектов» (оба – 1975), «Защита населения от оружия массового поражения» (1976), «Спасательные работы в очаге ядерного поражения» (1977), «Обучение населения гражданской обороне» (1979) и «Основы гражданской обороны» (1980) выстраиваются в картину стоического неприятия и отрицания страхов, навязываемых конструкторами рукотворного конца света.

Спасательные работы в очаге ядерного поражения (1977)

«По городу нанесен ядерный удар. Получено распоряжение на выдвижение к очагу ядерного поражения,» - густым доверительным голосом сообщает диктор, скручивая неподготовленного зрителя в фирменный дабл байнд (кто будет выдвигаться к очагу, если, согласно байкам пропагандистов «сдерживания», пресловутый обмен ядерными ударами должен закончиться гарантированным взаимным уничтожением?) и погружая его в калейдоскоп обрывочных апокалиптических видений. Щербаненко работает в популярной стилистике Arte Povera: изобразительный ряд складывается из случайных обрывков хроники (экспрессивно смонтированные кадры войсковых операций и экологических бедствий соседствуют с документальной съемкой учений гражданской обороны, в ходе которых группы киргизов надевают и снимают противогазы под звучащий за кадром ироничный лаунж), снятых на ручную камеру самодельных плакатов и стендов ЗОМП из войсковых частей и школьных кабинетов НВП, простенькой перекладной анимации и отдельных слайдов, вырезанных из тематических диафильмов - целлулоидных комиксов, предназначенных для домашней презентации на FullHD-проекторе. Как известно, главной задачей Гражданской обороны являлось закрепление пропагандистского мифа о ядерном оружии на психомоторном уровне: упражения на выживание в очаге ядерного поражения были призваны усилить символический эффект от созерцания картонной дурилки в дерматиновом чехле, которую из года в год катали 7 ноября по Красной площади под видом смертоносной ядерной бомбы. Щербаненко – в заочной полемике с американскими сурвайвалистами, пик деятельности которых тоже пришелся на середину 70-х (справочник Говарда Раффа «Голод и выживание в Америке» был издан в 1974 году, а информационный бюллетень Курта Саксона «Оставшийся в живых» начал выходить годом позже) – показывает превосходство русского архаического типа мышления, ориентированного на ежедневное выживание в условиях постоянной катастрофы, не имеющей начала и причины, и полагающегося на избирательное вмешательство Богородицы для смягчения участи православных грешников, над не подверженной исключениям нaучной тeхникой спaсения, нaстоянной на кaльвинистской и прeсвитeриaнской дисциплинe. Пренебрежение автохтонов к мнимым угрозам ядерного апокалипсиса в полной мере разделял и начальник гражданской обороны СССР Алтунин: авария на Чернобыльской АЭС вскрыла демонстративную неготовность войск ГО к оперативным действиям по ликвидации масштабных техногенных и природных катастроф, и отважный генерал-полковник понес суровое наказание - он был снят с должности и назначен военным инспектором-советником в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР... Кажется, немногие русские сурвайвалисты, разделяющие западное катастрофическое мышление и высмеянные в свое время Щербаненко и Алтуниным, остались в наши дни только в правительственных кругах: именно эти наследники проекта «Атомное православие» продолжают упорно рыть свой ядерный схрон под горой Косьва на Северном Урале.

moskovitza (с)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Оккультная магия в кинематографе