Подарок черного колдуна
Этот хтонический триллер, поставленный режиссером Борисом Рыцаревым на студии Горького в 1978 году, должен был стать прологом бесконечной Темной саги о борьбе Стражей Порога - зондеркоманды Черного Мага, властелина Морока, повелителя оборотней и лиходеев, с несметными полчищами Василисков–берсерков, насылаемых на Русский мир Ужасной богиней изначального хаоса – Матерью-сырой-землей, питающейся болью и страданиями своих подданных, не способных противостоять ее утробному Вечному зову. Должен был, но не стал: в дни всесоюзной премьеры исполнитель заглавной роли Лев Колодный (вместе со своей женой Натальей Энке, известной зрителям по роли пристессы Церкви Сатаны в мрачной гностической притче Рыцарева «Веселое волшебство») подал – со словами «Все равно куда, лишь бы отсюда» - документы на репатриацию и через девять месяцев уже гулял по залитой адвентной иллюминацией Вене. Даже урезанный до неполных 60 минут и задвинутый в самую дальнюю прокатную категорию фильм был обречен – и продолжения не последовало. Но и по сохранившемуся материалу видно, каким мог бы стать этот пионерский графический кинороман в жанре темного фэнтези, радикально переосмысляющий привычную визуализацию Русской хтони, известную массовому зрителю по знаменитой примордиальной тетралогии Александра Птушко.
В 1923 году, когда Маруся Белая, жена партийного функционера Шверника, зампреда постоянно действующей комисии Политбюро по борьбе с кокаином, помогла юному Александру Птушкину бежать из Донбасса – локального эпицентра революционного холокоста, многие искренне считали, что являются живыми свидетелями Нового Эона - вторжения Древних богов, открывших подневольному люду тысячи способов «кричать, убивать и опьяняться». Но кокаиновый приход быстро заканчивается, а депрессия на отходняке кажется бесконечной. Через пару лет экстатической свободы Русский мир вновь погрузился во вне-временную бездну бессознательного, в липкую пучину обволакивающего страха вне эонов. «Новые сказки будут ужасны, – любил повторять Птушко, – Героем нового мира будет страх». По воспоминаниям дочери режиссера «страшные, потусторонние миры сами приходили к нему, он видел их почти реально и верил в их существование». В 50-е годы в поисках абсолютного сеттинга для своих видений Птушко бродил по уральским Хребтам безумия, разломившим надвое ледяную пустыню от перевала Дятлова на севере до Аркаима на юге, опускался с Цадиком на морское дно, где лежит во сне, подобном смерти, ужасный Ктулху, отдавал себя во власть Лоухи-Поларис, повелительницы голода и холода в стране вьюжного безумия, и встретился лицом к лицу со своим страхом в «Илье Муромце» - экранизации популярного комикса Der Untermensch. Стотысячная массовка уродливых шогготов, бесформенных сгустков биомассы, слипшихся в мясную кочевую машину войны под командованием рябого зороастрийца Калина, московская орда с Востока, движущаяся клубком смертоносной слизи на Киев – форпост европейской цивилизации: такой предстала Русская хтонь сумрачному гению ворошиловградского Лавкрафта.
Для Рыцарева хтонический ужас находится – по его собственным словам – «по ту сторону сказки». Однокурсник Бычкова (автора «Города мастеров») по ВГИКу, ученик формалиста Юткевича как будто специально избегает экранных форм, снимая абсолютно бес-форменное кино, визуально реконструирующее эмбриональное, без-образное, хаотическое, до-бытийное состояние русского духа. По-настоящему страшно лишь то, что остается за кадром; болотный туман паранойи и помешательства, рваными клубами спускающийся с экрана в кинозал, вызывает у зрителя мистический ужас, не отпускающий после просмотра фильма. Рыцарев, отказавшийся от традиционного комиксного контура, отделяющего форму от формы, в пользу субъективного «живописного» стиля (камера оператора Христофора Триандафилова блуждает в колдовском мареве неразличимости), предвосхитил революционное для европейского графического романа движение couleur directe, впустившее в середине 80-х на страницы комиксов обволакивающую, мистическую, онейрическую атмосферу.
Русская хтонь - по Рыцареву – это поле битвы мороков - воронок пустоты, заставляющих человека выбирать между психофизической тюрьмой иллюзорной реальности (для прошивки и запитки которой у Лесного оборотня (последняя роль знаменитого «кинематографического старика» Алексея Чернова) всегда припасен пакет имиджей и плошка мухоморов) и навью живого мертвеца - лярвы Матери-сырой-земли. Именно такой лярвой является Василиса (милая Елена Кондратьева)– зловещее порождение невидимой Шаб-Ниггурат, пробившей энергетическую оболочку бесплодной деревенской бобылки Матрены (Лариса Данилина). Коса Василисы - орудие кровавой жатвы в руках беспощадной хтонической матери, и только черный маг-некромант сможет спасти ее очередную жертву (беспомощный Иван в простодушном исполнении Бориса Щербакова) от рекрутирования в заложные покойники. Спасти – чтобы оставить пленником привычной аманитовой иллюзии...
moskovitza (с)