Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Оккультная магия в кинематографе


Оккультная магия в кинематографе

Сообщений 51 страница 60 из 179

51

Подарок черного колдуна

Этот хтонический триллер, поставленный режиссером Борисом Рыцаревым на студии Горького в 1978 году, должен был стать прологом бесконечной Темной саги о борьбе Стражей Порога - зондеркоманды Черного Мага, властелина Морока, повелителя оборотней и лиходеев, с несметными полчищами Василисков–берсерков, насылаемых на Русский мир Ужасной богиней изначального хаоса – Матерью-сырой-землей, питающейся болью и страданиями своих подданных, не способных противостоять ее утробному Вечному зову. Должен был, но не стал: в дни всесоюзной премьеры исполнитель заглавной роли Лев Колодный (вместе со своей женой Натальей Энке, известной зрителям по роли пристессы Церкви Сатаны в мрачной гностической притче Рыцарева «Веселое волшебство») подал – со словами «Все равно куда, лишь бы отсюда» - документы на репатриацию и через девять месяцев уже гулял по залитой адвентной иллюминацией Вене. Даже урезанный до неполных 60 минут и задвинутый в самую дальнюю прокатную категорию фильм был обречен – и продолжения не последовало. Но и по сохранившемуся материалу видно, каким мог бы стать этот пионерский графический кинороман в жанре темного фэнтези, радикально переосмысляющий привычную визуализацию Русской хтони, известную массовому зрителю по знаменитой примордиальной тетралогии Александра Птушко.

Оккультная магия в кинематографе

В 1923 году, когда Маруся Белая, жена партийного функционера Шверника, зампреда постоянно действующей комисии Политбюро по борьбе с кокаином, помогла юному Александру Птушкину бежать из Донбасса – локального эпицентра революционного холокоста, многие искренне считали, что являются живыми свидетелями Нового Эона - вторжения Древних богов, открывших подневольному люду тысячи способов «кричать, убивать и опьяняться». Но кокаиновый приход быстро заканчивается, а депрессия на отходняке кажется бесконечной. Через пару лет экстатической свободы Русский мир вновь погрузился во вне-временную бездну бессознательного, в липкую пучину обволакивающего страха вне эонов. «Новые сказки будут ужасны, – любил повторять Птушко, – Героем нового мира будет страх». По воспоминаниям дочери режиссера «страшные, потусторонние миры сами приходили к нему, он видел их почти реально и верил в их существование». В 50-е годы в поисках абсолютного сеттинга для своих видений Птушко бродил по уральским Хребтам безумия, разломившим надвое ледяную пустыню от перевала Дятлова на севере до Аркаима на юге, опускался с Цадиком на морское дно, где лежит во сне, подобном смерти, ужасный Ктулху, отдавал себя во власть Лоухи-Поларис, повелительницы голода и холода в стране вьюжного безумия, и встретился лицом к лицу со своим страхом в «Илье Муромце» - экранизации популярного комикса Der Untermensch. Стотысячная массовка уродливых шогготов, бесформенных сгустков биомассы, слипшихся в мясную кочевую машину войны под командованием рябого зороастрийца Калина, московская орда с Востока, движущаяся клубком смертоносной слизи на Киев – форпост европейской цивилизации: такой предстала Русская хтонь сумрачному гению ворошиловградского Лавкрафта.

Оккультная магия в кинематографе

Для Рыцарева хтонический ужас находится – по его собственным словам – «по ту сторону сказки». Однокурсник Бычкова (автора «Города мастеров») по ВГИКу, ученик формалиста Юткевича как будто специально избегает экранных форм, снимая абсолютно бес-форменное кино, визуально реконструирующее эмбриональное, без-образное, хаотическое, до-бытийное состояние русского духа. По-настоящему страшно лишь то, что остается за кадром; болотный туман паранойи и помешательства, рваными клубами спускающийся с экрана в кинозал, вызывает у зрителя мистический ужас, не отпускающий после просмотра фильма. Рыцарев, отказавшийся от традиционного комиксного контура, отделяющего форму от формы, в пользу субъективного «живописного» стиля (камера оператора Христофора Триандафилова блуждает в колдовском мареве неразличимости), предвосхитил революционное для европейского графического романа движение couleur directe, впустившее в середине 80-х на страницы комиксов обволакивающую, мистическую, онейрическую атмосферу.

Оккультная магия в кинематографе

Русская хтонь - по Рыцареву – это поле битвы мороков - воронок пустоты, заставляющих человека выбирать между психофизической тюрьмой иллюзорной реальности (для прошивки и запитки которой у Лесного оборотня (последняя роль знаменитого «кинематографического старика» Алексея Чернова) всегда припасен пакет имиджей и плошка мухоморов) и навью живого мертвеца - лярвы Матери-сырой-земли. Именно такой лярвой является Василиса (милая Елена Кондратьева)– зловещее порождение невидимой Шаб-Ниггурат, пробившей энергетическую оболочку бесплодной деревенской бобылки Матрены (Лариса Данилина). Коса Василисы - орудие кровавой жатвы в руках беспощадной хтонической матери, и только черный маг-некромант сможет спасти ее очередную жертву (беспомощный Иван в простодушном исполнении Бориса Щербакова) от рекрутирования в заложные покойники. Спасти – чтобы оставить пленником привычной аманитовой иллюзии...

moskovitza (с)

0

52

Конец света

24 июня 1963 года – Конец света!» – такие плакаты зазывали зрителей на всесоюзную премьеру веселой комедии опытного режиссера Бориса Бунеева. Впрочем, идея сделать фильму кассу, играя на апокалиптических чаяниях советского народа, была обречена на провал: большинство населения успело за десятилетия ежедневного выживания в Аду сформировать высокую бытовую культуру пост-апокалипсиса и слабо реагировало на знаки последних времен, вбрасываемые пропагандой. Даже отчаянная попытка раскрутить под маркой «рукотворного Апокалипсиса» т.н. Карибский кризис, предпринятая за полгода до премьеры «Конца света», не имела большого успеха.
Как известно, имитация ядерного противостояния СССР и США была частью Атомного проекта, осуществлявшегося Великобританией с целью переформатирования мировой финансовой системы и создания нового мирового порядка по итогам Второй мировой войны. Советская часть этого проекта, известная как Атомное православие, ведет отсчет с сентября 1942 года: 18 сентября поверенный в делах посольства Соединенного Королевства Герберт Лэйси Баггаллай передал митр. Николаю (Ярушевичу) план т.н. «организационного возрождения» православной церкви, а через 10 дней было подписано распоряжение ГКО «Об организации работ по урану». Метрополия снабдила криптоколониальную администрацию необходимыми методичками, организовав контролируемую утечку «секретных материалов», а решать кадровый вопрос предоставила туземным компетентным органам. Ядерные шарашки были укомплектованы несколькими чудом уцелевшими горе-учеными; заместить полностью уничтоженный клир были призваны сослуживцы полковника госбезопасности Карпова, возглавившего в 1943 году Совет по делам РПЦ.

Один из новобранцев РПЦ МП карповского призыва - отец Михаил (лучезарный Станислав Любшин) - и стал главным героем картины, поставленной на киностудии им. Горького по сценарию Василия Соловьёва. Блестящий молодой специалист, рассчитывавший на распределение в столичный приход, вынужден нести службу в захолустном селе Опенки в Ярославской области. Где кажется, что кроме бесконечного дождя ничего уже и нет.  Батюшка Михаил тоскует по богемной жизни, по вечерам крутит на магнитофоне песенку Визбора «Москва святая», танцует с попадьей Клавдией (стильная Дая Смирнова) новомодный джаз и пьет армянский коньяк «три звездочки», завидуя более удачливым товарищам по учебе, проживающим в Москве и попавшим в Отдел внешних церковных сношений под командование митр. Николая. «В этой несчастной дыре невозможно же жить!» - стонет в отчаянии отец Михаил, представляя, как подчиненные «западника» Ярушевича (так презрительно называл митр. Николая патриарх Алексий I) сражаются именем Русской Церкви за мир во всем мире в зарубежных командировках.  «Архиереи-то ваши на автомобилях катаются, чиливизоры смотрят, и думают не о Христе Исусе, а о хлеба кусе, да еще с маслом», - широкими мазками и подхалимским голоском характеризует нео-иосифлянский клир божий человек Филин (колоритнейший Виталий Полицеймако), проповедующий приближение Страшного суда. «Послушайте, вы верите в скорое пришествие и Страшный Суд над грешниками, - пытается иронизировать отец Михаил, - Но ведь надо бороться с заблуждениями».
Очевидно, авторами проекта «Атомное православие», сконструированного как ориентальный катехон, гарантирующий при помощи «ядерного сдерживания», что конец света не наступит, а будет заменен бесконечными конгрессами и сессиями Всемирного совета мира на международных горнолыжных курортах, любое доморощенное проявление апокалиптизма рассматривалось как реальная угроза дестабилизации. Предпринятая Хрущевым попытка заменить чекистскую верхушку РПЦ МП (стоившая поста Карпову  ) под предлогом возвращения к ленинским эсхатологическим нормам и коммунистическому мессианизму (одним из отголосков этой попытки и стал фильм «Конец света») была оборвана в 1964 году .

8 Апреля Собор Архангела Гавриила - Празднества!

Оккультная магия в кинематографе

0

53

Тайна горного озера.

С этого фильма, поставленного королем психоделии Александром Роу на Ереванской киностудии в 1953 году, и началась квестомания. История о том, как армянские школьники, решившие помочь геологической экспедиции в поисках воды, оказались пленниками огромной пещеры, поражает жанровой чистотой: никакого обессмысливающего адвенчурный нарратив экшена, никаких дешевых аркад, полтора часа атмосферного геймплея в таинственных и жутких подземных лабиринтах, в неравной схватке с невидимым Осирисом - мертвым темным богом подземных рек. Ужасное предание о том, как злое чудовище упрятало полноводную реку под землю, Камо, Никита, Грикор и их подружка Асмик узнают от местного старожила деда Асатура, блестяще сыгранного 50-летним Гургеном Габриеляном, знаменитым актёром, режиссёром, переводчиком, драматургом и педагогом, ушедшим из жизни через 2 года после премьеры фильма. (В те времена, когда Роу снимал свою картину, миф о долгожителях Кавказа, вскормленных аджикой и кинзой, еще не сложился. Рекордный прирост числа старожилов объяснялся просто – мужчины средних лет выдавали себя за старших родственников, чтобы избежать мобилизации в ряды Красной Армии). Находка удивительного артефакта – осколка старинной плиты – дает старт квесту, который зритель проходит залпом, не отрываясь от экрана ни на минуту.

Оккультная магия в кинематографе

Пионерская работа Роу и оператора комбинированных съемок Николая Ренкова произвела революцию на стагнирующем рынке киноигр (долгие годы геймерам приходилось довольствоваться недостратегиями-недострелялками наподобие «Танкистов» Роберта Маймана и Зиновия Драпкина, удовольствие от прохождения которых сравнимо разве что с игрой в Battle City на приставке Dendy) и породила успешную франшизу. Уже через два года Юрий Ерзинкян, работавший ассистентом режиссера на «Тайне горного озера», выпускает суперуспешный сиквел популярного квеста – «Пленники Барсова ущелья», а в 1959 году на экраны выходят сразу два фильма, созданные на основе игрового мира «Тайны» - «Друзья-товарищи» Валентина Павловского о схватке пионеров и шпионов в зловещей пещере у села Заветное и мрачное фэнтези Али-Сэттара Атакшиева «Тайна одной крепости». Наиболее известным продуктом пещерной франшизы стала Colossal Cave Adventure – пресная американская локализация аутентично-закавказского квеста Роу, состряпанная в начале 1970-х программистом Уильямом Кроутером, поспешившим записаться в основатели жанра адвенчур. Сейчас уже можно с уверенностью сказать, что ни этому эксперименту с текстовым интерфейсом, ни более поздним версиям пещерных адвенчур, пытавшимся опередить своих предшественников за счет визуальных эффектов (как в Penumbra от Frictional Games), не удалось повторить безусловного и беспримерного успеха «Тайны горного озера».

moskovitza (с)

0

54

В дни Октября.

Последний фильм младшего из “братьев” Васильевых – создателей легендарного мега-культа «Чапаев» - стал одним из первых опытов полнометражного интерактивного кино. История блужданий вождя мирового пролетариата В.И.Ленина (Владимир Честноков) и его ловкого помощника Эйно Рахья (Георгий “Resident” Жжёнов) по лабиринту улиц Петрограда в октябрьские дни 1917 года подана Сергеем Васильевым как нелинейный квест с открытой концовкой. Имя Васильева было связано с экспериментами в области интерактивного кино задолго до 1958 года, когда фильм «В дни Октября» вышел на экраны. В июле 1941 года режиссер Владимир Петров переснял последние кадры васильевского «Чапаева» - в короткометражке «Чапаев с нами» легендарный герой (слегка постаревший Борис Бабочкин), переплывая Урал, ловко уворачивался от белогвардейских пуль и выходил невредимым на берег под одобрительное улюлюканье танкиста и кавалериста. Так миллионы зрителей, игравших в «выплывет – не выплывет» на стороне Чапаева, получили свой финал прохождения.

Оккультная магия в кинематографе

Васильев, несомненно, опирался на этот опыт, когда, полемизируя с роммовским «Лениным в Октябре», показавшим «смольный» анабазис вождя как онейро-трип - психоделическое путешествие, исход которого не зависит от воли героев, создателей и зрителей картины, решил свой фильм как интерактивную бродилку… Вот Керенский (Сергей Курилов) тревожно следит по карте за перемещениями вождя мирового пролетариата с конспиративной квартиры старой большевички Флаксерман на Петроградской стороне на конспиративную квартиру начинающей большевички Фофановой (Нина Мамаева) на Выборгской стороне, отправляя на перехват незарегистрировавшегося в столице Ильича все новые и новые милицейские патрули.

Оккультная магия в кинематографе

Вот Ленин и Рахья, замотав лица грязными тряпками (до выхода «Мумии» Теренса Фишера оставался еще год), показывают чудеса стелс-экшн, ловко избегая прямого контакта со злобными юнкерами и попутно щелкая сложные челленджи. И даже случайные зрители, такие как парочка зависших в Питере непросыхающих американских «журналистов» - Джон Рид (Анатолий Федоринов) и Луиза Брайант (недавно ушедшая из жизни красавица Галина Водяницкая, звезда первого Каннского кинфестиваля 1946 года, жена Васильева, после его кончины связавшая свою судьбу с Лео Арнштамом - сценаристом «Чапаева с нами») – оказываются вовлечены в удивительную игру с непредсказуемым концом. Не это ли настоящая адвенчура!? Какой была бы Сибирь, если бы Кейт не догнала поезд? Изменилось бы что-нибудь в жизни Внутренней Монголии, если бы Ленин не нашел дорогу в Смольный?

Оккультная магия в кинематографе

Новаторские идеи Васильева не сразу были восприняты игровой индустрией – только в 1970 году «Веселые картинки» опубликовали настольную игру «Ленин идет в Смольный». Это была едва ли не первая игрушка по мотивам фильма («Чужой» от фирмы Kenner и «Рассвет мертвецов» по шедевру Джорджа Ромеро от SPI появились только в конце 1970-х), но не только этим объясняется ее рекордная популярность. Конечно, приятно двигать по игровому полю искусно выполненные фигурки монстров и зомбаков, но каждый, кто хоть раз посмотрел «В дни Октября» или прошел «Ленин идет в Смольный», знает: главное - геймплей, а играть можно хоть цветными пуговками и склеенным из бумаги кубиком.

В дни октября оппортунисты, как они есть

moskovitza (с)

0

55

Десять шагов к востоку.

Кажется невероятным, что в далеком 1960 году молодой режиссер Виктор Зак понимал то, что и сейчас с трудом доходит до разработчиков адвенчур. Маленький шедевр «Десять шагов к востоку», поставленный Заком на Ашхабадской киностудии при деятельном участии маньяка ракурсной съемки и уникального левел-дизайнера Германа Лаврова, и сегодня может служить наглядным пособием для тех, кто продолжает считать квест всего лишь головоломкой, решаемой рациональными средствами. Что может быть более унылым и противным мистериальной сути квеста, чем картина мира, воспринимаемая с утилитарной, телеологической точки зрения? – сказал себе Зак, решительно смахнув со стола литературный сценарий Александра Абрамова и Михаила Писманника и, с молчаливого согласия приставленного к нему сорежиссера Хангельды Агаханова, стал снимать совершенно другую историю, или даже несколько историй, оставив за геймером право выбрать и самостоятельно пройти заинтересовавший его сюжет.

Оккультная магия в кинематографе

Краткий тьюториал в начале картины дает минимум необходимой информации: «Тайник в крепости Кум-Басан-Кала, круглый столб, от круглого столба десять шагов к востоку, малое кольцо», - вот все, что сможет разобрать зритель сквозь додекафонию Микаэла Таривердиева, в которую искусно вплетены тревожная морзянка шпионской рации и зловещий вой надвигающейся песчаной бури. Что же укрывает тайник в руинах крепости, куда с разных сторон стремятся (а счет в игре идет на минуты – скоро развалины уйдут под воду строящегося канала) ассасин Мурад (неистовый Артык Джаллыев, голубоглазая бестия Ашхабадской студии), загадочный человек в белом костюме (Евгений Марков) со своими подручными-головорезами (К. Кульмурадов и Юрий “Пан Таксист” Соковнин), гробокопатель Пальванов с дочерью Майсой (Аман Кульмамедов и М. Карлыева) и андеркавер-чекист Малько, обернувшийся журналистом (Феликс Яворский)? Зритель не знает этого и никогда не узнает – тем сильнее желание, пройдя квест в поисках укрытого в тайнике золотого слитка, вернуться и сыграть его заново за команду Человека в белом костюме, который ищет не золото, а коробку с укрытым в ней… И снова тупик – содержимое коробки остается неизвестным (этот мерцающий макгаффин наверняка с благодарностью вспоминали Тарантино и Эвери, начиняя чемоданчик Марселлуса), но зато в качестве бонуса зрителю предоставится возможность сыграть за бандита Италмаза в мини-шутере от первого лица.

Оккультная магия в кинематографе

«Что было в коробке не знаю, никто ее больше не видел, - бормочет обессиленный финальной схваткой чекист Малько, - Может, состав небывалой стали, новое горючее, карта?». Абсурдный набор предположений подсказывает зрителю наилучший способ прохождения игры: «Десять шагов к Востоку» - это единственная в своем роде торчковая адвенчура, погружающая геймера в бездонный игровой виртуал…

Оккультная магия в кинематографе

Хангельды Агахановичу Агаханову картина принесла заслуженное уважение коллег, а в 1967 году еще и должность первого секретаря Союза кинематографистов Туркменской ССР. Виктор Григорьевич Зак оставил игровое кино и отправился в свой гиперборейский квест по бескрайним просторам Арктики – именно ему в 1970 году посчастливилось первым заснять на кинопленку удивительную розовую чайку.

Десять шагов к Востоку 1960 Туркмен-фильм

moskovitza (с)

0

56

Тайна пещеры Каниюта.

Адвенчура режиссера Хабиба Файзиева, поставленная на киностудии «Туркменфильм» в 1966 году, стала убедительным свидетельством зрелости жанра. В этом увлекательнейшем квесте с такой легкостью и изяществом переплетены легенды седой старины, события недавнего прошлого и приключения сегодняшнего дня, что на него и по сей день равняются разработчики игр (нетрудно заметить влияние работы Файзиева и опытного сценариста Игоря Луковского в Rhiannon’e и подобных адвенчурах). …Объединенная команда геологов и гробокопателей под началом профессора Каримова (вальяжный Закир Мухамеджанов) отправляется на раскопки в развалины крепости царицы Гульмалик. Ученых манят предания о несметных золотых запасах, укрытых в таинственной пещере Каниюта под стенами крепости. К экспедиции прибивается скептически настроенный ученый Джавхарий (многоликий Алим Ходжаев), имеющий свой, хорошо скрытый от других участников раскопок интерес.

Оккультная магия в кинематографе

Игра идет сразу в нескольких временах, но зритель не перестает удивляться поразительной атмосфере подлинности, реальности происходящего. Никакая аниматроника, пусть даже в каком-нибудь Wing Commander, не в состоянии сравниться с по-настоящему устрашающим видом ашхабадской массовки, изображающей монгольскую орду во главе с жестоким и коварным Кунгретом (уже знакомый квестерам по «Десяти шагам к востоку» Артык “Ураган” Джаллыев, звезда игровой вселенной «Туркменфильма»), осадившую крепость царицы Гульмалик (восточная красавица Тамара Кокова). Так же убедительно и полное челленджей блуждание юных участников экспедиции - Гуляма, Иры и Дамира - по запутанным лабиринтам крепости и пещеры, в первую очередь, благодаря фонам, детально прорисованным художником картины Нариманом Рахимбаевым. Великолепный саундтрек Мухтара Ашрафи – интригующий, загадочно-восточный - создает щемящую атмосферу по-настоящему опасного и полного открытий приключения.

Оккультная магия в кинематографе

Но главная удача создателей картины – конечно же, образ Веры Соколовой (запоминающаяся Людмила Безуглая-Шкелко) – расхитительницы гробниц, в одиночку исследовавшей подземелье крепости в 30-е годы прошлого века. Спортивная красавица в светлом топе, светло-коричневых геологических брюках, высоких ботинках и с пистолетом наперевес – современный зритель не может отделаться от впечатления, что где-то он уже ее видел. Никаких случайностей – создатели Лары Крофт, отправившие ее в «золотой» квест в условный «Казахстан» (Tomb Raider II Gold), даже специально указали две даты ее рождения – в 1967 и 1968 годах, привязав их к ашхабадской и московской премьерам «Тайны пещеры Каниюта» соответственно. Неподвластной унылым подражателям с их 24-битными труколорами оказалась только магия подлинности файзиевского квеста – мистика божества, царящего в золотоносном месте, наполнившая картину всеми цветами магического золота - фиолетовым, зеленым, синим, сиреневым, красным, пурпурным. Впрочем, и сам Файзиев, вернувшись к своей любимой теме в картине 1979 года с примечательным названием «Путешествие достойных» - истории четверки пионеров-кладоискателей, идущих по следу золотого запаса последнего эмира Бухары, - не смог повторить свой успех десятилетней давности.

Тайна пещеры Каниюта

moskovitza (с)

0

57

Дерзость.

Оккультная магия в кинематографе

Олдфажные гамеры встретили выход вервольф-квеста одесских королей евротрэша - режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича и оператора Александра Полынникова – с понятной настороженностью: сделать удачную адвенчуру на движке стрелялки до 22 февраля 1972 года – дня всесоюзной премьеры «Дерзости» - не удавалось никому. Даже «Ракеты не должны взлететь» - последняя работа великого Антона Тимонишина, безвременно ушедшего классика жанра nasty-nazi abenteuer, - так и осталась «всего лишь» неплохим платформером (советский военнопленный Михаил Скиба убегает из нацистского лагеря, вскочив на платформу проходившего мимо эшелона). Но невозможное случилось – «Дерзость» не только оказалась одинаково интересна практически непересекающимся целевым аудиториям квеста и шутера, но и в немалой степени повлияла на развитие жанра RPG, и по сей день оставаясь жемчужиной в куче заполонивших экраны на рубеже 60-70-х годов фильмов про «фошыстов и гитрела».

Оккультная магия в кинематографе

Именно Гитрел, трепетно сыгранный киевским актером Станиславом Станкевичем (на его счету еще три роли вождя немецких социалистов – в двух эпизодах эпопеи «Блокада» и «Корпусе генерала Шубникова»), становится главным макгаффином фильма. Лиричный и немногословный, он то и дело отправляется в железнодорожные путешествия по гостеприимной винницкой земле – в основном, с целью посещения подземного комплекса восточной ставки "Вервольф". Со строительства этого бункера убегает советский военнопленный, московский ученый Андрей Клименко (Николай “Мировой парень” Олялин), чтобы начать свою дикую охоту на фюрера. Драйвовый темп, в котором Клименко проходит челленджи, пропуская ложные ключи (такие как иероглифическая монада на стене бункера или странный пароль «слезки-хвостик», оставленный умирающим товарищем по побегу), не оставляет игрокам времени на рефлексию. Как в калейдоскопе сменяют друг друга органично вплетенные в ткань квеста эпизоды «коридорного» шутера (создатели «Вольфенштейна» из id Software в далеком 1992 году, несомненно, вдохновлялись коридорами «Вервольфа», придуманными художником картины Юрием Горобцом).

Оккультная магия в кинематографе

Восторженные любители шутеров готовы были простить стрелялкам из «Дерзости» даже некоторый налет «аркадности»: после смертельного ранения в голову прелестная танцовщица Лидия (Татьяна Чернова), она же нацистская разведчица Клара Фост (имя, слишком созвучное Ларе Крофт, чтобы усомниться в том, что Тоби Гард вдохновлялся исключительно телефонным справочником) теряет лишь несколько «хитпойнтов» и продолжает действовать с забинтованной головой. Фанаты RPG тоже приняли картину безоговорочно: Андрей Клименко не только снабжен "рейтингом эмоционального состояния" (знаменитые бездонные глаза Олялина увеличиваются вдвое всякий раз, когда он видит Гитрела), но и отыгрывает свой характер по классической схеме RPG. Дерзость главного героя, вынесенная в название игры, апгрейдится с ровной в начале картины на чоткую ближе к финалу. Чоткий дерзкий Клименко одним выстрелом убивает муху на стене винницкой корчмы, чтобы снискать расположение одноглазого нацистского асса капитана Панцера (стильный Алим Федоринский) и под его личиной проникнуть в Восточную ставку (бракоделы из Raven Software утянули эту сюжетную линию для нового эпизода «Вольфенштейна» - американский агент Би-Джей Блажкович пробирается в нацистское логово, переодевшись в снятый с убитого фашистского капитана мундир). Именно в этот момент вступает в свои права подлинный квест – квест как уникальное средство трансляции герметичных месседжей. Для увлеченного геймера это редкая возможность войти в игровой мир Уробороса, в котором голубоглазый и белокурый ариец Клименко сражается с самим собой – такой же белокурой бестией Панцером...

Фильм "Дерзость", 1972 год.

moskovitza (с)

0

58

Пан Самоходик и Тамплиеры

Оккультная магия в кинематографе

Конец 60-х – начало 70-х годов по праву считается «золотым веком» квеста. Даже самый требовательный геймер с трудом останавливал свой выбор на одной из множества предлагавшихся рынком разноплановых, но одинаково качественных адвенчур. Мини-сериал (пять получасовых эпизодов) «Пан Самоходик и Тамплиеры» режиссера Хуберта Драпеллы появился на польских телевизионных экранах в тот же день, когда первые московские зрители увидели «Дерзость» Юнгвальд-Хилькевича. Те игроки, которым геймплей «Дерзости» показался чересчур ураганным, с удовольствием взялись за прохождение бескровной, неспешной и несложной (весь фильм играется на изи), но от того не делающейся менее увлекательной головоломки.

Оккультная магия в кинематографе

…Профессиональные кладоискатели – американец польского происхождения капитан Петерсен и его дочь Карен (зритель уже встречал такую команду – в «Десяти шагах к востоку» тайну Кум-Басан-Кала пытались разгадать гробокопатель Пальванов с дочерью Майсой, - и еще встретит, когда Лара Крофт отправится в археологическую экспедицию со своим отцом) – приезжают в Польшу на поиски клада тамплиеров. Как известно, незадолго до разгрома ордена его сокровища были вывезены из Парижа, доставлены в порт Ла-Рошель и погружены на 18 галер, отбывших в неизвестном направлении. Польский зритель никогда не сомневался в том, что караван судов отправился на восток – к вольным берегам польского ганзейского Приморья. Такого же мнения придерживается и главный герой картины – историк-искусствовед Томаш по прозвищу «Самоходик» (легендарный Станислав “Капитан Клосс” Микульский), который, сколотив свою команду из юных харцеров с никами «Соколиный глаз», «Докторишка» и «Длинный язык», устремляется наперерез заморским кладоискателям. Конкуренцию профессионалам пытаются составить незадачливые любители - Луциуш с женой (Лех Ордон и Данута Шафларска), знания которых о предмете поиска ограничиваются заметкой из журнала “Кобета и жиче”. А противостоит кладоискателям невидимая, но эффективная группировка «Бафомет», состав и действительные цели которой остаются неясными до конца игры.

Весь геймплей «Пана Самоходика» держится на двух мини-играх – зритель должен чуть раньше незадачливых героев решать простые квестовые задачи, да время от времени вжиматься в кресло от ужаса в зловещих подземных лабиринтах. Все задания проходятся с первого раза, хотя и проложены «двойным дном» - так, государственный регистрационный номер IF 3301 роскошной амфибии VW Schwimmwagen, на которой перемещается команда Самоходика, содержит указание на 1303 год, когда могущество тамплиеров достигло своего апогея («ручной» папа Бонифаций VIII отлучил короля Филиппа IV от церкви, и управление казной Франции было возвращено рыцарям Храма) а, значит, следовало ожидать стремительного падения, но одновременно является предложением пройти квест как инициатическую матрицу - от первого до тридцать третьего градуса. Игра воспринимается как одна сцена со свободным перемещением персонажей по роскошным локациям – живописным руинам замка крестоносцев в Радзине Хелминском и самой большой в Европе крепости в Мальборке – столице Тевтонского ордена. Оживляет сюжет и соперничество двух красавиц – холодной блондинки Карен (Эва Шикульска) и страстной брюнетки Ивоны (Гражина Маржец) за внимание пана Томаша, как бы не замечающего действительного смысла главной игровой подсказки – Ibi Thesaurus Tuus, Ubi Cor Tuum.

Оккультная магия в кинематографе

Расслабленному прохождению игры немало способствует и то, что российский зритель – в отличие от польских кладоискателей – знает: караван судов с сокровищами тамплиеров лишь на время остановился у берегов польской Ганзы, а затем проследовал дальше – в Прибалтику (именно в Латвии в 1947 году искал клад храмовников известный советский ученый Игнатий Стрелецкий, опиравшийся на данные из архива “Аненербе”), чтобы наконец встать под разгрузку на берегах озера Ильмень, где в 1308 году гостей, пострадавших от "всея неправды князя галлов и папы" встречал московский князь Юрий с архиепископом Новгородским. Тамплиеры знали, что здесь – в заповедной глуши близ Переславля-Залесского (именно так: "лесная гора, столица земли лесной" – описывает эти края Вольфрам фон Эшенбах в романе "Персиваль") их сокровища и могущественные артефакты не будут использованы ни во вред, ни на благо человечества, а просто канут в бездну по схеме «занос - распил – откат».

moskovitza (с)

0

59

Искатели затонувшего города.

Оккультная магия в кинематографе

В урожайном на хорошие квесты 1972 году начинающий режиссер Деви Абашидзе снял по сценарию Мераба Саралидзе картину, которая впервые в полной мере раскрыла возможности адвенчуры как неподцензурного медиаресурса. «Искатели затонувшего города» - это не просто увлекательная игра, это еще и медийное пространство для трансляции страстного атлантического манифеста – очередной отчаянной попытки Грузии обратить на себя внимание как на несправедливо забытую часть Средиземноморского мира.

…Мальчишки из пионерского лагеря, прилепившегося к скалистым берегам Черного моря – неразлучные Каха, Дато и Паата (Каха Таварткиладзе, Дато Купарадзе и Паата Каландадзе) - и их подружка Гулико (Лали Андроникашвили), рассматривая коллекцию древностей, собранную местным старожилом – тайным атлантологом, оказываются на пороге удивительного открытия. Старик-садовник Эрмил (ветеран Чиатурского театра Михаил Вашадзе) рассказывает пионерам о затонувшем древнем городе. Зритель охотно подхватывает игру: садовник – это напоминание о райских садах - садах Гесперид, расположенных, согласно Диодору Сицилийскому, в легендарной Атлантиде. Каждый кавказец знает, что живет в библейском раю – колыбели человеческой цивилизации. Но не каждый из живущих на просторах прародины человечества подходит так близко к пониманию кавказского фюсиса, вмещающего всю полноту мира, как герои квеста Абашидзе. Юные пионеры, обзаведясь водолазным снаряжением, решают организовать экспедицию в неразведанные глубины Водного мира…

Искатели затонувшего города

«Аквалангисты – это не игра», - скажет скептически настроенный геймер и окажется неправ. Динамичный геймплей в эффектных локациях подводной пещеры, задачи на время в обрушивающемся прямо на головы искателей гроте, загадочные указатели, вспыхивающие в глубине скал и исчезающие в огне, и постоянное невидимое присутствие Очкастого (Отар Мегвинетухуцеси), препятствующего поискам истины – фильм играется как экшн-адвенчура с QTE-сценами. Но главный месседж авторов скрыт в мистериальной основе квеста: история кавказской Атлантиды – это зашифрованный текст, подобрать ключи к которому можно только на духовном уровне.

Похоже, Деви Абашидзе удалось донести это опасное послание до широкой аудитории. Иначе почему вскоре после прошедшей в 1973 году премьеры «Искателей затонувшего города» на рынок было выброшено огромное количество игр, пытающихся заболтать откровение о кавказских истоках атлантической цивилизации, о величии Кавказской расы, так трепетно восхвалявшейся Гегелем, выстроить конъюнктурные мифологемы, представляющие жителей Атлантиды, т.е. народы Кавказа, дикими монстрами могдаан и заарги, как в популярных «Вождях Атлантиды» (1977), или поменять кавказскую локацию Атлантиды на более привычную европоцентричному геймеру, как в Indiana Jones and the Fate of Atlantis, Tomb Raider: Anniversary и прочем консольном хламе.

Оккультная магия в кинематографе

Фильм Абашидзе долгие годы оставался в тени этих поделок. Кто знает, может быть именно сейчас, когда Красная Атлантида, нависавшая ледяной глыбой над кавказским Эдемом, ушла на дно, старая история о кавказоцентричности европейской цивилизации наполнится новым содержанием.

moskovitza (с)

Отредактировано Алина (2020-02-20 09:06:31)

0

60

Засекреченный город.

Оккультная магия в кинематографе

В это трудно поверить, но еще живы олдфаги, для которых «Засекреченный город» не тру, потому что они проходили его в реале. Малобюджетная адвенчура, сделанная знаменитым режиссером Михаилом Юзовским в 1974 году на общедоступном, фактически бесплатном движке – в реальных локациях пионерского лагеря «Ласпи» под Севастополем во время традиционной ролевой игры «Зарница» - не была первой в своем роде: в игровом сезоне 1970-71 годов популярностью у геймеров пользовались лагерные экшены «Мишка принимает бой» Олега Николаевского и «Вперед, гвардейцы!» Валерия Ахадова. Но Юзовский, взявший за основу пьесу «Первая смена» Андрея Кучаева, автора легендарного «Сафари в Торчкове», недавно скончавшегося в добровольном эмигрантском изгнании в Германии, превратил пионерскую адвенчуру в брутальный хак’н’слэшер с мрачной апокалиптической атмосферой. Уже само название пионерской RPG «Зарница» отсылает к люциферианским мотивам (интересно, что композитор Владимир Дашкевич – автор оригинального саундтрека к «Засекреченному городу», задающего ключевую тональность квесту, назвал одно из своих последних симфонических сочинений "Семь зарниц Апокалипсиса") - не случайно пионерский салют, повторяющий тайное приветствие баварских иллюминатов, символизирует встречу Пламенеющей звезды Денницы-Люцифера.

Оккультная магия в кинематографе

…Бестиальный трубач Андрей Белов (оменоподобный Сережа Якунин), единолично владеющий лагерным горном, упивается безграничной властью над лагерем. Безвольные слуги маленького Люцифера – Петька "Квас" и Сашка "Шахматист" (Саша Назаров и Эвальдас Микалюнас) – по его команде начинают травить скромного новичка – сына сапожника Борю (Андрюша Куприянов). Пока горн находится в руках Сатаны, никто не сможет воспротивиться его власти. Но Боря принимает отчаянное решение выкрасть этот золотой фаллос из пионерского пантеона, чтобы высвободить призывный трубный глас Апокалипсиса, возвещающий начало Последней Битвы. Неожиданным союзником Бори становится другой лагерный аутло - младший брат горниста Белова Митька (любимый актер Михаила Юзовского Мичислав Михайлович Юзовский). Боря и Митька, ломая предусмотренный лагерным начальством план «Зарницы», открывают битву с Сатаной и его земными ставленниками, избравшими своим символом Пентаграмму – изображение Утренней звезды - Люцифера. Мистериальный квест с короткими паззлами и скоростной gore-шутер сливаются под звуки ангельского хора имени Локтева во внушительный и пугающий пионерский Армагеддон, ставя геймера перед последними вопросами. Где проходит граница лагеря? В каких лагерях не дают компот? Какое время отмеряют звуки горна? Какую угрозу таят в себе слова директора: «Если не найдете горн, всю смену будем бить в рельс»? Юзовский ясно дает понять, что отсидеться в окопе, а потом втихаря “пройти” игру на ютубе не получится. В вышедшем спустя пару лет коллективном трибьюте «Засекреченному городу» - альманахе «Три веселых смены» - маленького Микошу, по нелепой случайности затянутого в водоворот пионерской военно-спортивной игры "Секретный пакет", спросят уже напрямую: "А ты за Луну или за Солнце?"

Засекреченный город (1974)

moskovitza (с)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Оккультная магия в кинематографе