Танцплощадка, или Sous les pavés, la plage!
Фильм «Танцплощадка», поставленный легендарным режиссером Самсоном Самсоновым, певцом коммунитарных практик и коммунальной телесности (от «Оптимистической трагедии» до «Одиноким предоставляется общежитие») в 1985 году на «Мосфильме» по сценарию, написанному в соавторстве с известным юмористом Аркадием Ининым, - своеобразное прощание с иллюзиями, которые еще сохраняли авторы оккупай-муви «Ключ», не разглядевшие, как новая постмодернистская стратегия спектакля заменяет инкорпорацию (рекуперацию) потенциально взрывопасного материала его прекорпорацией - упреждающим форматированием «альтернативных» и «бунтарских» жестов как культурных стилей.
...Старая танцплощадка в южном приморском городке, которая мешает строительству санатория и подлежит сносу – это не просто единственное место социализации аборигенов и отдыхающих в рекреационном захолустье. Это храм сакральной курортной проституции, с которым связали свою жизнь и судьбу три сестры – певица Жанна, медсестра Саша и школьница Настя (секс-бомба Людмила Шевель, секс-символ Александра Яковлева-Аасмяэ и юная Анна Назарьева - личный секс-идол режиссера и оператора Александра Полынникова). Жанна, старшая из трех «сестер бога» (именно так – «надиту» – называют храмовых проституток в шумерском Кодексе Хаммурапи) является верховной жрицей танцплощадки, исполняющей ритуальные диско-заклинания («Танцплощадка,назначь мне свидание!» - взывает она зычным голосом Ларисы Долиной от имени всех женщин, приходящих в этот храм, чтобы отдать священный долг богине Милитте); Саша, ставшая в результате исполнения культовых обрядов матерью-одиночкой, отстранена от храма (деторождение влечет за собой утрату магической способности пробуждать Великую Богиню); младшая сестра Настя только собирается пройти обряд ритуальной дефлорации в стенах храма, чтобы стать настоящей баядерой. И хотя строгими правилами обряда предусмотрено, что инициируемая должна отдаться первому же встреченному в храме незнакомцу, который ее возжелает, Настя идет против вековой традиции и сама выбирает своего дефлоратора – скромного инженера Костю Колобкова (обаятельный Евгений Дворжецкий), откомандированного в курортный город для надзора за превращением танцплощадки в стройплощадку.
Инициатические обряды перехода в священную курортную проституцию всегда были в центре внимания кинематографистов - от битнического травелога «К Черному морю» (1957) великого Андрея Тутышкина, в котором красавица Ирина (Изольда Извицкая) меняла мнимое благополучие столичного студенческого прозябания на яркую жизнь бичовки, курсирующей в разгар сезона между ЮБК и ЧПК («И долго вы собираетесь так жить: без платья, без паспорта, спать на пляже?» - спросит эту бродягу Дхармы лощеный преподаватель Хохлов), до экзистенциального триллера «На чужом празднике» (1981) неприметного Владимира Лаптева, одним из первых показавшего детскую проституцию как альтернативу отчужденному труду (школьница Настя (Надежда “Клава К.” Горшкова), приревновав мать к отчиму, бежит на юга и в компании опытной иеродулы Ларисы (Марина Левтова) осваивает таинства санаторно-курортной любви). Но Самсонов в своей картине, пожалуй, впервые смещает акцент с персонального на институциональный характер курортной проституции. От жриц танцплощадки инженер Колобков, открывший для себя удивительный мир сексуальных мистерий, узнаёт, что все сколько-нибудь значимые события городской жизни связаны с этим храмом Афродиты. Отсюда уходили в военные походы призывники, прошедшие через специальные эротические ритуалы посвящения в воины; здесь начинались оргии плодородия, в которых главная роль отводилась жрицам любви, специальными позами добивавшимся благосклонности божеств; сюда должна была придти каждая женщина города, чтобы отдаться первому же чужестранцу – купцу (заезжему торговцу с городского рынка), путешественнику (отдыхающему по курсовке) или погонщику верблюдов (дальнобойщику), и если статные девушки скоро расходились по домам, то безобразным приходилось подолгу ждать, прежде чем они смогут исполнить священный долг (в роли одной из таких «некрасивых» заложниц танцплощадки блеснула Галина Семёнова). И тогда Колобков, под воздействием любовной магии превратившийся из ботана, неуловимо напоминающего безразличного к леттристским идеям книгочея Листика из «Незнайки в Солнечном городе», в революционного боевика, решает во что бы то ни стало сохранить танцплощадку, создав на ее базе автономную зону новой чувственности, аналог парижского Квартала зеленщиц, каким он виделся ситуационистам в далеком 1959 году.
Революционный оргазм как символ наивысшего блаженства и мистического слияния с Великой Богиней («Je jouis dans les pavés!»– мог бы повторить Колобков вслед за героями Сорбонны) собирает на защиту танцплощадки все новых и новых бойцов. Сменяющие друг друг участники круглосуточного оккупай-танцпола - короли нижнего брейка и королевы диско, разделяющие ценности американской анархистки из Каунаса Эммы Гольдман, любившей говорить: «Революцию без танцев не стоит и устраивать!» - готовы голыми руками остановить и развернуть идущий на снос танцплощадки бульдозер, превратив его из символа спектакля в химейеровский символ сопротивления спектаклю. Удастся ли отважным жрицам танцплощадки то, что не получилось у их коллег «девадаси» - храмовых проституток Индии (последние танцовщицы, обслуживавшие прихожан из высших каст, были вынуждены покинуть тамильские храмы через три года после выхода картины Самсонова в результате протестов правозащитников, под предлогом борьбы за права человека искоренявших культ Великой Богини-Матери)? Станет ли жизнь, с булыжниками в руках отвоеванная у спектакля, вечным праздником на берегу моря? По Самсонову, оккупай, понимаемый как создание независимых культурных зон, из ситуационистской стратегии превратился в укрощенный мейнстримный стиль, который может воспроизводиться спектаклем до бесконечности под новыми лейблами в ответ на предварительно сформированный «рыночный» спрос. Спектакль капсулирует желания (в случае с танцплощадкой - требование немедленной реализации сексуального императива), превращая автономные зоны в гетто революционных идей, в обманки (подмятый под себя спектаклем «защищенный от сноса общественностью» танцпол становится из храма предприятием секс-туризма, а дионисийскская оргия на морском берегу – муниципальным праздником Нептуна), не позволяя им сливаться в свободное унитарное пространство, напрямую объединяющее людей, не обремененных необходимостью труда...
moskovitza (с)