Незнайка в Cолнечном городе, или Un flic dort en chacun de nous, il faut le tuer!
Над этим анимационным полным метром (почти три часа экранного времени) работал уникальный - даже по меркам творческого объединения «Экран» - творческий коллектив: пять режиссеров под общим руководством опытного Юрия Трофимова, четыре художника-постановщика во главе с легендарным Максом Жеребчевским, автором «Бременских музыкантов», три оператора, семь композиторов, создавших звуковой ряд в диапазоне от блататы Шаинского и Шаферана («Лалала, лалала, неприятные дела») до стильного тревожного бита Льва Присса и джазового авангарда Михаила Зива, пятнадцать аниматоров и девятнадцать актеров озвучания, включая таких звезд первой величины как Рина Зеленая и Георгий Милляр. Но главное место в этом коллективном труде, несомненно, принадлежит сценаристу картины – легендарному Николаю Носову, ушедшему из жизни 26 июля 1976 года, за полгода до премьеры.

Фильм стал своеобразным творческим завещанием Носова, последним видением созданного им удивительного и пугающего мира. История похождений Незнайки в Солнечном городе, впервые увидевшая свет в летних номерах «Юности» 1958 года, одновременно с премьерными показами картины «Улица полна неожиданностей» и первым выпуском Ситуационистского бюллетеня, была решительно переработана великим провидцем, превратившись из техницистской утопии в мрачную киберпанковскую дистопию. Из сюжета исчезли упоминания о любых технических чудесах Солнечного города (всевозможных радиоляриях, циркулинах, электронных машинах и т.п.), за исключением вездесущих средств полицейского контроля и надзора – бесчисленных камер слежения, фотоэлементов и лазерных сигнализаций, и обо всех общественных пространствах, служащих социализации жителей (библиотеках, театрах, шахматных клубах, городках аттракционов), кроме пространств репрессивной нормализации – отделения милиции с КПЗ, больницы, в которой силой удерживают Незнайку, и зоопарка. Этим треугольником - милицейский застенок, психушка и тюрьма для невинных зверей, превращенная спектаклем в дисциплинирующее зрелище, - и ограничено пребывание в Солнечном городе Незнайки и его друзей – постоянно плачущей эмо-панкушки Кнопочки и метросексуала Пачкули Пестренького по кличке «Пачкуале Пестрини», озабоченного только формой своего носа.

Солнечный город предстает перед путешественниками мрачной паноптической машиной с тусклым солнцем, как будто пробивающимся сквозь пластиковый купол и освещающим паутину многоярусных эстакад, забитых автомобилями с аэродинамическими кузовами (декорация, слишком напоминающая «шюфтановские» кадры из «Метрополиса», чтобы признать это сходство случайным). Мертвящий и отчуждающий, этот город подавляет жителей, превращая их в бездушных андроидов. Практически все встречающиеся на пути Незнайки обитатели Солнечного города – марширующие безразличным строем безликие унисекс-манекены с однотипными механическими движениями, в одинаковых чёрных костюмах с белыми жабо и с муравьиными антеннами на головах. Соглядатаи с антеннами отделяются от колонны только для того, чтобы проследить за местной жительницей, получившей от Незнайки букет цветов, схватить самого чужака и свистком вызвать милицию со словами: «Вот он, отправьте его куда надо!».

Милиционер Свистулькин с кривой самодовольной ухмылкой ошалевшего от вседозволенности лучшего мента образцового города, привыкшего сажать в тюрьму «пешеходов, поэтов и прочую хуету», с первых минут пребывания Незнайки и его друзей в режимном Солгороде обрушивает на них всю мощь репрессивной машины. «Иностранец? Пачкуале Пестрини? Подозрительно как-то, туманненько! А к нам в Солнечный город зачем приехали? На такой машиночке нельзя по городу! – втирает этот хорошо знакомый зрителю «хозяин порядочка» отвратным вкрадчивым голосом, не предвещающим ничего доброго (блестящая работа Вячеслава Невинного), – Здесь вам не цирк, здесь глупых вопросов не задают! Здесь нельзя фокусы, прошу вас пройти со мной куда надо, понятненько! За нарушение порядочка протокольчик составлять будем, понятненько!». Милиционеры-психоавтоматы Свистулькин и Караулькин с гротескными протезами чувственной реальности - орудиями надзора, вмонтированными в пластинчатые тела (к плоской голове курносого дегенерата Свистулькина привинчен светофор, из темени Караулькина торчит фотоаппарат) - несомненные прототипы робота-полицейского. Художник Макс Жеребчевский, эволюционировавший от радужной психоделической картинки «Бременских музыкантов», как будто сошедшей с обложек журнала Oz и прозванной критиками «марихуаной для детей», к безысходной бурой мрачности «Незнайки», первым в мировом кино показал мента как робокопа, т.е. абсолютного Чужого, предостерегая доброхотов от возможных попыток братания с запредельным злом (через четыре года после премьеры «Незнайки» Жеребчевский, пройдя через неизбежный отказ, репатриируется в Израиль, взяв для целей абсорбции имя Моше Ариэль).

Попав в общество спектакля, в котором есть место только ментам (бенефициарам системы) и ментовским осведомителям (сломленным рабам), Незнайка, прошедший суровую школу целибатной анархо-коммуны Цветочного города, противопоставляет бинарной ловушке спектакля активное сопротивление. Встретив местного молодого интеллектуала Листика, уткнувшегося в фолиант с дурацким названием «Про гусенка Яшку», Незнайка вырывает книгу из его рук, призывая ботана под знамена анархо-ситуационизма: «Бросай читать, собираемся на улицах!», - как бы повторяет он вслед за героями Сюдзи Тэраямы и революционерами Сорбонны (Lisez moins, vivez plus!), но понимания у зашуганного Листика не находит. И тогда начинается зубодробительный поединок «Незнайка vs Спектакль», в котором единственным способом передвижения, не ограничивающим свободу и наделяющим дрейфующего городского партизана его главным оружием – сверхскоростью, становится паркур, еще не рекуперированный спектаклем в коммерческий фри-ран, еще способный превращать непроходимые границы в легко преодолимые препятствия (в том же 1977 году стремительным лезвием паркура вскрыли портовую Одессу Славка и Борька - юные герои удивительной ленты Константина Худякова «Жить по-своему», парафраза годаровской Vivre sa vie). Носов, несомненно хорошо знакомый с идеями ситуационистов («Ситуация (жизненный случай, событие, коллизия, перипетия, сам сюжет, как главная ситуация) - такое же средство изображения героя, его характера, как описание, портрет, диалог, и в такой же мере может являться плодом вымысла», - писал он в заметках «О правде художественного вымысла»), выстраивает одну за другой ситуации выбора, оборачивающиеся для Незнайки поражением и все же ведущие к цели его гностического бунта. Незнайка дважды за один день попадает в ОВД и дважды совершает дерзкий побег, спровоцировав сбои в системе полицейского контроля, доводящие ментов до телематического безумия (а потом - после долгого заточения - сбегает еще и из дурдома); превращает ослов в людей, парадоксальным образом снижая их статус в примитивной иерархии спектакля (в лагерной культуре Солгорода ослы претерпевают становление не свободными людьми, но сбившимися в стаю (банду) тюремными животными – «откинувшимися» зэ-ка); к ужасу директора зоопарка, одетого в костюм дрессировщика, подчеркивающий функции зверинца как учреждения репрессивной нормализации, создает явочным порядком автономную жилую зону (сквот) в павильоне ослов, назвав ее «Наш дом»; и – наконец – вступает в открытое противоборство с ментом Свистулькиным (названное авторами картины, не скрывающими своих симпатий, «Удивительными подвигами»), ловко, как опытный мастер айкидо, пропуская удары разъяренного робокопа, с изяществом ниндзя спускаясь с крыши небоскреба по металлическому тросу, загоняя и изнуряя противника, пока тот не взрывается снопом электрических искр...

Победа? Но почему тогда звучит это страшное признание Незнайки в конце фильма: «Я хочу, чтобы в Солнечном городе порядок был!»? Не потому ли, что полицейский – как и Чужой – спит внутри каждого из нас? Защищая право на террор против террористической системы, идеологи лобового столкновения со спектаклем попадают в вечную ловушку: победивший дракона сам становится драконом. Только убив полицейского в себе, отказавшись от собственного экспонирования, немедленно оборачивающегося полицейским контролем, ситуационист сможет успешно действовать «на чужом поле», подрывая систему резонансным производством новых смыслов.
moskovitza (с)