Ленин в Польше
Фильм Александрова не только стал контркультурным событием, но и породил успешную франшизу, сделав Ленина героем вестернов, сравнимым по популярности разве что с Джанго, одно упоминание имени которого в названии картины привлекало в кинозалы миллионы зрителей. (Франшиза Джанго началась усилиями Серджо Корбуччи практически одновременно с ленин-вестерном - в 1966 году, и насчитывает несколько десятков картин, в том числе "Джанго, стреляй", «Немного долларов для Джанго» и «Ублюдок Джанго» - историю призрака Джанго, мстящего своим обидчикам, напрямую отсылающую к феномену ленинской «жизни после смерти»). Уже через год после премьеры «Ленина в Швейцарии» опытнейший Сергей Юткевич представил на суд зрителей свою версию ленин-вестерна. «Ленин в Польше» произвел эффект разорвавшейся бомбы – восторг зрителей (9.4 миллиона в премьерном году), увидевших, до какого предела можно довести набор привычных выразительных средств вестерна, разделила и кинематографическая знать, щедро осыпавшая картину наградами (среди которых – приз за режиссуру на Каннском кинофестивале в 1966-ом году и Государственная премия СССР в 1967-ом).
Ленин в Польше 1966
Ленин Юткевича и его постоянного соавтора–сценариста Евгения Габриловича – это герой-одиночка, волею обстоятельств заброшенный на окраину цивилизации, не владеющий ничем, кроме собственных безумных представлений о жизненных ценностях. Польша Юткевича – это фронтир, сумеречная зона, невидимая глазу постороннего наблюдателя мёбиусиальная граница между русским Иным, абсолютно внешним мышлению (бессознательным) и европейским Логосом (сознанием). Зритель знает, что никакой Польши в 1914 году (в очередной раз, после очередного раздела) не было – война застала Ленина на территории Австро-Венгрии - в курортном местечке Поронин под Краковом. Но точно так же нет и физической границы между бессознательным и сознанием. Бессознательное не спрятано где-то за пределами сознания или «под сознанием» (не случайно Фрейд избегал употребления термина «подсознание», контрабандой протаскивающего в психическую топику физические локальности), оно вне такого рода топологии. Галлюцинирующий Ленин, подвергнутый к тому же сенсорной депривации, не в состоянии определить своё место во времени и пространстве: «Боже мой, что творят с Польшей царские прихвостни», - вздыхает Ильич (последняя роль Максима Штрауха в его долгой – длиною в актерскую жизнь - кинолениниане), входя в австрийскую каталажку. Так пресловутое ленинское шизописьмо (поданное Юткевичем в модной стилистике «внутреннего монолога») становится инструментом детерриториализации психоделического фронтира.
И все-таки, - настаивает Юткевич, - Ленин находится именно в Польше. Он катает служанку Ульку (статная польская красавица Илона Кусмерская), годящуюся ему в дочери, на раме своего велосипеда (через три года этот полный аромата 60-х лирический эпизод трепетно процитирует Джордж Рой Хилл в популярном вестерне «Буч Кэссиди и Санденс Кид»), лукаво угощает вскормленных самогоном русских рабочих «добрым старым венгерским токаем», надев белую шляпу (непременный дресс-код «хорошего парня» из вестернов), ведет заочную схватку с католическим ксендзом в черной шляпе, с удовольствием смотрит в захолустном грайндхаусе пошлые кинокомедии… Кажется, что эти образы простодушной жовиальности готового, завершенного бытия никак не связаны с уродливой, чудовищной и безобразной эстетикой бессознательного. Как известно, западное Просвещение изобрело Восточную Европу как своего полудвойника - полупротивоположность, как санитарный кордон, предстоящий русскому Иному. Запад в такой топографии – Сознание, задающее социальные и культурные нормы и представления. а Польша - пред-дверие Иного, т.е. Пред-сознание, послушно вытесняющее обратно в подсознание отвергнутые цензурой Супер-Эго жуткие образы бессознательного. Если речевым символом власти Запада выступает Фаллос – универсальное означающее, раскрываемое формулой «фаллос = пенис + логос»), то Польша предстает предсознательным «пенисом», не обремененным Логосом и призванным затыкать черные дыры Иного – пульсирующие порождения бессознательного. Вот почему так трудно дается Ильичу финальный рывок на Запад – знаменитый проход сквозь стену тюрьмы прямо на поле битвы русских и польских солдат, снятый польским оператором Яном Лясковским длинным кадром «справа налево», непростым для зрительского восприятия.
Ленин в Польше (LENINE EN POLOGNE) de Sergueï YOUTKÉVITCH - Festival de Cannes - 1966
moskovitza (с)