Создание девяти миров, истории о великих богах, искусных мастерах-карликах и могучих великанах, и, конечно, Рагнарёк, Сумерки богов — гибель всего сущего и одновременно — возрождение нового времени и человечества: Мастер словно вдыхает новую жизнь в истории седой старины, заставляя читателей с замиранием сердца следить за персонажами скандинавских мифов — восхищаться их подвигами, ужасаться их коварству, вместе с ними горевать и радоваться.
Нил Гейман описал несколько мифов, и сделал это так, как он их видит. И мне это понравилось. Лёгкие рассказы, глубоко не копаясь. И даже Рагнарёк, страшный конец для всего сущего, описан просто и интересно. Сборник легенд из которых вы узнаете: • как Один лишился глаза; • как Тор получил свой молот Мьёлльнир и как его однажды украли (да и такое бывало!); • как Асы (они же обитатели Асгарда) получили свою стену и почему Локи не любит об этом говорить; • история той самой Хель и волка Фирнира. И ещё истории, без которых не обошлось участие Локи (без него там вообще было бы скучно, судя по всему).
– Потому что, – со знанием дела заявил Тор, – когда что-то идет не так, я первым делом думаю, что виноват Локи. Это экономит мне кучу времени.
Роман Нила Геймана "Одд и ледяные великаны" предназначен, в первую очередь, юным читателям и подросткам, которых увлекает мастерски прописанный приключенческий сюжет. Впрочем, в романах Геймана есть таинственная магия, которая частенько заставляет родителей "одалживать" его книги у детей! Однажды зима не сменилась весной, и мир погрузился в вечный холод и мрак. Никто не знает, в чем причина. Наш герой, малыш Одд, убежал из дома, едва научившись ходить. Теперь ему предстоит очень необычное путешествие в Асгард, город северных богов, который вот-вот падет под ударами ледяных гигантов, захвативших его. Кто бы мог подумать, но по легенде именно этот симпатичный малыш способен остановить крах привычного мира!
Одд и Ледяные Великаны. Глава 1.
Одд и Ледяные Великаны. Глава 2.
Одд и Ледяные Великаны. Глава 3.
Если вам нравится блуждать по мирам, так похожим на наш, но в которых сохранилась древняя магия и где юный герой, выходя за порог дома, попадает прямиком в Приключение - эта книга для вас. В ней есть захватывающий сюжет, глубина, тонкость, юмор, злое колдовство и добрые чары, говорящие звери и мир, который ждет весны. Странный мальчик Одд проведет вас по самым удивительным местам сказочного Севера, так похожего на скандинавский миф…
Дочь бизона и сын медведя, дочь каньонов и сын фиордов, И зачем нас связали норны, как позволил Великий Дух? Я рвала лебеду и мяту, где кружил над равниной кондор, Ты ковал топоры и шлемы, жёг ладьи на зелёном льду.
Ты родился в краю суровом, где погибнуть в бою – награда, Где напиток бересерка слаще сердцу храбрых, чем дикий мёд. Я вплетала в тугие косы лозы лисьего виограда, У тотемных просила предков, чтобы был урожайным год.
Я просила дождя и солнца, я просила охоты доброй, Ты же битвы искал – не мира, горькой крови, солёных слёз. Отчего же забыть не смею, вырвать, выкорчевать твой образ, Белый парус и пасть дракона, звон кольчуги и медь волос?
Я рвала стрелолист и клевер, дым вдыхала в вигваме ночи, Россыпь бусин на нить низала, снов негодных плела ловец. Я звала Пте-Сан-Вин и Вёльву – смерть мне юную напророчте! – Я желала судьбы вендиго, злого холода их сердец.
Только стоит глаза зажмурить, как я вижу не клин драккаров – Лебедей, что летят на север, в земли троллей и хульдр лесных, Я хотела бы вслед за ними, пить вино из глубоких чарок, Танцевать под напевы скальдов, резать руны и ждать весны.
Я хотела б носить доспехи, шлем серебряный, острокрылый, Чтобы душу твою однажды с поля бранного унести, Мудрой Гудрид была б я краше и воинственней всех валькирий, Гордой Фрейдис была б смелее, мягче снега в твоей горсти.
Только лёд обжигает пальцы, непривычна мне тяжесть стали, К коже цвета горячей глины не желает кольчуга льнуть. Только я средь снегов погасну, только в прериях ты расстаешь, Потому нам пора прощаться, среди равных ищи жену.
Среди дев белоликих, стройных, златокудрых, голубоглазых, Тех, что верят богине Фрейе, а не духам седых степей. Ветер треплет твой плащ как парус, обрывает слова и фазы, Мне – идти по следам бизона, диких вепрей стрелять – тебе.
Берег серклингов покидая, верь бесстрашному океану, Мидгард весь обойди хоть трижды, но сперва докури табак. Сохрани мой подарок – флейту и перо из крыла орлана. Да хранит тебя птица грома, ворон Одина и судьба. _______ Примечания: Лисий виноград – эндемичный для Северной Америки сорт дикого винограда. Пте-Сан-Вин – богиня индейцев лакота, обучившая людей ремёслам и ритуалам. Так же считается пророчицей. Хульдры – в скандинавском фольклоре лесные духи в облике прекрасных дев с коровьими хвостами. Гудрид – невестка Эрика Рыжего, возглавлявшая первую экспедицию викингов в Америку и успешно наладившая торговлю с индейцами. Фрейдис – дочь Эрика, возглавлявшая вторую экспедицию, которая потерпела неудачу. Серклинги – название, которое скандинавы дали коренным американцам.
Во мраке ночи белеют скалы, луна хохочет, грозит оскалом, Любого, злая, сведёт в могилу, Анку́ седлает свою кобылу, До блеска чистит косу стальную с улыбкой лисьей в полях танцует, К твоей постели дорогу чертит, да уж тебе ли бояться смерти? Уж если вышел из дома в полночь, уж если слышал, что шепчут волны, Тебе отныне не будет крова, так не беги, не противься зову, Врастёт дурная баллада в душу – свирель резная, рожок пастуший, Хмель горькой страсти до дна испей ты, беги в ненастье на клёкот флейты, Цветите, трели, весенним садом, глотни-ка эля, глотни-ка яда, Глотни водицы – морской, солёной, теперь не скрыться тебе, влюблённый, Мой смех рекою вольётся в уши – не знать покоя тебе на суше, Не спать ночами, ведь я повсюду твоей печалью и светом буду, Я бьюсь волною, тончайшим шёлком, борись со мною – да что в том толку? Борись, покуда сладка отрава, да кровь в сосудах не стала лавой, Покуда веришь, что сможешь выжить, да только берег не станет ближе, Не смолкнут звуки тоски и горя, сражайся с мукой, беги от моря, На все засовы запрись, но право – дрожит сурово тумана саван, Запели птицы над водной гладью, пора смириться – с бедой не сладить, Пора смириться, что будет хуже – шагни, мой рыцарь, на бархат кружев Седых косматых барашков пены – спеши к закату на зов сирены, Спеши, лунатик, на эхо звука, дрожит струна тетивою лука, А как устанешь от стонов лютни, от боли в ране, заблудший путник, От вкуса соли в любом напитке – шагни на волю – прервётся пытка, Дорожкой лунной иди без страха – обрежу струны как нити пряха, Заставлю песню в груди умолкнуть – чтоб не воскресла, не грызла волком, Голодной лирой в тумане мглистом, коль ищешь мира – так подчинись мне! Беги от дома – путь рябью вышит, зови на помощь – да кто ж услышит? Слепые стены, да окон бельма – зови Нольвенн и святого Эльма, Соль слёз впитай огрубевшей кожей, молись, да знай – разлюбить не сможешь, Свивает полоз тугие кольца, когда мой голос течёт и льётся, Когда колышет мой плач ковыль, и уж лучше с крыши, да в грудь навылет, Уж лучше сгинуть в угаре вешнем, чем слышать в спину мою насмешку. Коль страх неистов – умерь же ярость, спеши на пристань поставить парус, Коль биться с морем тебе не внове, так полно спорить с моей любовью, Шагни, бретонец, с порога смело, готов к погоне бродяга в белом, Вспорхнули совы, плащ взвился пылью, пускай густого тумана крылья Тебя обнимут весной хмельною. Я жду, любимый. Иди за мною. _______ Примечания: Корриганы – персонажи бретонского фольклора, которых описывают либо как проказливых гномов сродни лепреконам, либо как прекрасных фей, охраняющих водоёмы (не исключено, что эти разновидности – просто мужчины и женщины одного народа). Согласно легендам, женщины-корриганы любят петь и играть на музыкальных инструментах. Если человек услышит пение корригана, он немедленно влюбится и будет вынужден либо жениться на ней, либо умереть от тоски. Анку – так же персонаж бретонского фольклора, вестник смерти в облике скелета в белых одеждах. Нольвенн – почитаемая в Бретани святая.
MariLafitt. Стихи и песни.
Solas - The wind that shakes the barley - Celtic Music
Если вам надоели шаблонные истории с однотипными персонажами, вы хотите чего-то приключенческого, фантастического и даже местами сюрреалистического, предлагаем познакомиться с романом Нила Геймана «История с кладбищем».
"— Повторяй за мной: есть живые и мертвые, дневной народ и ночной, упыри и туманные твари, горные охотники и псы Господни. И те, кто ходит сам по себе."
Это удивительная история мальчика, чью семью одной тёмной ночью убил неизвестный мужчина. Самому мальчику (младенцу, недавно научившемуся ползать) чудом удалось спастись и найти убежище на старом кладбище неподалеку. Там его взяли под опеку местные призраки и туманная личность по имени Сайлес. Мальчик получает имя Никто (Никт) и фамилию Оуэнс, принадлежащую семейной паре, которые умерли старыми и бездетными и первыми предложили «усыновить» живого малыша, преследуемого убийцей. Мальчик остается жить на старом кладбище: растет, играет, обретает друзей и получает какое-никакое образование.
По сути этот роман — оригинальное переложение истории Маугли. Но вместо говорящих животных румяную кроху воспитывают мертвецы. И да, всё это именно так своеобразно, как звучит, хотя не так мрачно. Мрак в произведении, к слову, очень даже тёплый и пушистый — в лучших традициях Тима Бертона.
Вообще, это произведение позиционируется как детское. Но оно такое многомерное, динамичное и необычное, что будет интересно читателю любого возраста. Пожалуй, взрослым даже больше, ведь взрослый человек увидит больше отсылок и подтекста.
"…всегда были люди, которым жизнь кажется настолько невыносимой, что они видят лишь одно решение: ускорить свой переход на новый уровень существования. — То есть они себя убивают? – спросил Никт. Любознательный и большеглазый, для своих восьми лет он был весьма неглуп. — Именно так. — И это им помогает? Они делаются счастливее после смерти? — Иногда. Чаще – нет. Они как те люди, которые думают, что будут счастливы, если переедут в другое место, а потом оказывается: куда бы ты ни поехал, ты берёшь себя с собой. Если ты понимаешь, о чём я."
Очень интересно автор описывает персонажей: мрачного, но доброго Сайлеса, одновременно холодную и заботливую мисс Лупеску, хлопотливую и любящую пару Оуэнсов… Нил Гейман взял довольно избитый мотив особого мира посмертия и мистики (сколько за последние десятилетия выпускалось книг о вампирах, призраках и оборотнях? Сотни, тысячи, миллионы!), но сумел привнести в него что-то абсолютно особенное. Исключительно оригинально выглядит его описание мира упырей — безумных тварей, поедающих человеческую плоть. Они живут в странной параллельной реальности, вход в которую осуществляется через «упырью дверь» — могилу, выделяющуюся на кладбище сильной запущенностью. Автор предлагает читателю сюрреалистический пейзаж пустыни с багровым небом, с гигантской отвесной стеной, состоящей из этих заброшенных могильных камней, ведущую к Гульгейму – городу, отстроенному неизвестным народом, захваченному и населяемому упырями.
К подаче «традиционных» мистических существ — вампиров и оборотней — автор тоже подходит очень оригинально. И нет, у него они не светятся на солнце… Вампира, присутствующего в повествовании, автор прямо им не называет, наделяя лишь косвенными атрибутами: он живет в ночи, мрачен и загадочен, он может общаться с людьми (и даже кое-что внушать им) и его нельзя сбить насмерть машиной. При этом автор в принципе не поднимает вопрос жажды крови, который обычно является определяющим в описании вампиров. А оборотни в мире Нила Геймана не являются рабами своей трансформации и даже не причисляются к нечисти. Они именуют себя «псы Господни», полагая, что способность трансформироваться в огромных волков им подарил Создатель, и за это они обязуются преследовать и гнать преступников до ворот Ада.
В целом, «История с кладбищем» — это увлекательная и необычная история, где, с одной стороны, мальчик, погружённый в нестандартную среду, растёт, находит друзей, узнаёт загадочные подробности из своего прошлого и пытается идти вперёд — к будущему. С другой стороны, в обёртку из детской книги Нил Гейман завернул множество интересных мыслей о том, что есть жизнь и смерть и что значит жить по-настоящему.
"Но там, снаружи, целый мир: море, острова, кораблекрушения и поросята. То есть всё, чего я не знаю."
Роман «История с кладбищем» — пример качественной фантастической прозы, где хорошо и необычно продуманный мир сочетается с яркими и запоминающимися персонажам, лёгким стилем повествования и прекрасными вечными ценностями. В общем, категорически рекомендуется к прочтению, если хочется приятно провести вечер-другой, отдохнуть и умом, и сердцем.