Апостол Марк или граница...
Марка (нем. Mark, фр. Marche, от латинского «margo» — «край») — в первоначальном значении, граница частных владений либо государственной территории; производное от этого слова Marchio — пограничная область Каролингской державы.
Современные государства, территории которых входили в состав империи
*
Во главе марки стоял маркграф. Соответственно, пограничные провинции назывались марка (Dänemark — Дания, Steiermark — Штирия).
Уже в VII веке слово марка получило и другое, переносное значение: так назывался округ, расположенный в известных границах и заключавший в себе разного рода владения, состоящие как в общинной, так и в частной собственности.
Марки, созданные при Карле Великом
Марки, созданные при преемниках Карла Великого
От этого слова пошел титул МАРКиз --- помните, как Карабас стал МАРКИЗом?
Маркиз Карабас
Der Begriff der Mark im Sinne von Grenze oder Grenzregion findet sich in vielen indogermanischen Sprachen.
В этом абзате приводятся этимологические примеры на рaзных языках слова МАРК с небольшим изменением одной/двух букв. Например, имя МАРГАРИТА идет от слова МАРГО, что тоже имеет значeние ГРАНИЦА.
МЕРКИ (ель) тоже от этого слова. Все языки, имеющие это слово имели происхождeние от германского MARK.
Das Wort Mark geht ebenso wie das persische marz/marč und armenische mars sowie das lateinische margo und das altirische mruig etymologisch auf die indogermanischen Wurzeln *mereg-, *mrog- „Rand, Grenze“ zurück.
Das gemeingermanische *markō entwickelte sich zu mitteldeutsch marka, oberdeutsch marcha, altsächsisch marka, angelsächsisch mearc sowie altnordisch merki und mörk.
Aus dem lateinischen margo abgeleitet ist in den romanischen Sprachen
das italienische margine,
das spanische margen,
das portugiesische margem und
das französische marge.
Das italienische und portugiesische marca sowie das französische und italienische marche sind dagegen über das lateinische marchia – ebenso wie das polnische marchia und das russische марка – aus dem Germanischen entlehnt.
Das Wort bedeute eigentlich „Grenze“. Heute wird es fast nur noch in Zusammensetzungen, Ableitungen und Namen gebraucht, vgl. Markstein „wichtiger, hervorragender Punkt“, Marchstein „(schweizerisch für) Grenzstein“, Gemarkung „Gesamtgebiet einer Gemeinde, Gemeindeflur“, übermarchen „(schweizerisch für) eine Grenze überschreiten, übertreiben“ und Mark Brandenburg (ursprünglich im Sinne von „Grenzgebiet Brandenburg“, nämlich an der Grenze zu den Slawen) sowie Steiermark.
Сейчас вместо слова МАРК используется слово ГРАНИЦА.
Венеция с ее МАРКом имеет то же значение, не имя апостола, а граница, округ, подчеркнутый символом льва, хотя еще одним ее символом был орел. Поэтому, когда говорят о СРИ германского разлива, надо понимать, что за ними стоят венецианские купцы, их Большой Совет или Совет Десяти, который диктовал свою волю на протяжении 1000 лет, сменив еще одну свою маску.
Веронская марка — марка в составе Священной Римской империи на территории северо-восточной Италии в средние века. Центрами марки были города Верона и Аквилея.
Марка была создана представителем династии Унрошидов Беренгаром I, впоследствии ставшим королём Италии, в 890 году. Марка была упразднена после создания Ломбардской лиги.
Marca Veronensis et Aquileiensis, созданная около 890 года представителем династии Унрошидов Беренгаром I в процессе генеральной реформы королевства, заменила Фриульскую марку, созданную Каролингами.
Марка была отделена от королевства в результате похода германского короля Оттона I против короля Италии Беренгара II в 951 году. В следующем году на Рейхстаге в Аугсбурге Беренгару удалось сохранить за собой Италию, но пришлось уступить Веронскую марку, которая была включена в состав племенного герцогства Бавария, контролируемого братом Оттона Генрихом.
В это же время Истрийская марка была включена в состав Веронской в качестве графства. С 952 по 975 год марки Каринтия и Верона находились в составе Баварии под руководством родственников Людольфингов, объединяя огромные земли на территории Италии, Германии и другиe.
После ряда восстаний, организованных баварскими родственниками императора, Оттон II в 976 году лишил владений герцога Баварии Генриха II и создал герцогство Каринтия под управлением лояльного Луитпольдинга Генриха Молодого.
Вместе с Каринтийской маркой он также получил и Веронскую, и с этого времени она была под контролем герцогов Каринтии. Уже в 975 году Верона получила от Оттона II статус центра марки и права коммуны.
С этого времени Верона и ещё несколько городов постепенно превратились в независимые города-государства, а Маркграфство Верона фактически превратилось в наследственный почётный титул герцогов Баварии и Каринтии. Отныне императоры стали назначать наместников, которые вместо маркграфов представляли их интересы в Вероне.
С 1004 года король Германии Генрих II, одолев в споре за Италию Ардуина Иврейского, отделил часть территорий в долине Адидже вокруг Тренто в епископство.
Следующий император Конрад II, после своей коронации в 1027 году, отделил эти земли от Италии и предоставил епископству суверенитет, возведя их в ранг имперских принцев церкви. Трент оставался под властью епископов, несмотря на постоянное противодействие со стороны графов Тироля, вплоть до его секуляризации в 1803 году.
В 1061 году вдовствующая императрица Агнесса де Пуатье пожаловала в ленное владение швабскому графу Бертольду из дома Церингеров — Каринтию и Верону. Хотя он и не смог в полной мере овладеть, ни герцогством ни маркграфством, однако он передал своим потомкам из Баденской династии право на эти титулы, и впоследствии они правили своими швабскими владениями, используя титул маркграфа.
Тем временем в 1070 году, Истрия была восстановлена в качестве марки и отделена от Вероны, а в дальнейшем, в ходе спора об инвеституре, территории восточнее Фриули, вокруг епископского города Аквилеи, были отделены от марки для создания Аквилейского Патриархата.
В 1151 году король Конрад III наконец отобрал у герцога Каринтии Генриха V оставшуюся часть Веронской марки и передал их маркграфу Баденскому Герману III.
Однако в 1164 году, наиболее могущественные города марки сформировали Веронскую Лигу, т. н. Лигу городов, с целью защиты своей независимости против разгрома и уничтожения гибеллинов итальянской политики племянника и приёмника Конрада III — императора Фридриха Барбароссы. ( lady-dalet: смешные эти историки, то у них Конрад племянник Барбароссы, а тут наоборот.)
Главенство в лиге заняла Венеция, также туда входили: Верона, Падуя, Виченца и Тревизо. В 1167 году города Веронской лиги присоединились к Ломбардской Лиге; это де-факто означало окончание существования Веронской марки, подтвержденное победой войск Ломбардской лиги в битве при Леньяно.
В 1405 году жители Вероны стали подданными Венеции, которая к 1420 году завоевала большую часть территории бывшей марки и преобразовали её в Терраферму.
Die Grafschaft Mark (regional auch „Die Mark“ genannt) war ein Territorium des Heiligen Römischen Reiches deutscher Nation im Niederrheinisch-Westfälischen Reichskreis. Sie gehörte seit dem 17. Jahrhundert zu Brandenburg-Preußen.
Графство, которoе тоже носило название МАРК принадлежало с 17-го века Бранденбургской Пруссии.
Интересности:
Важнейшим событием в царствование Фридриха было приобретение им прусской короны, значительно поднявшее значение Бранденбурга. Уже отменой завещания своего отца Фридрих показал, что стремление к абсолютизму и полной политической независимости — основная мысль его политики.
Вокруг Бранденбурга вырастали новые троны: Вильгельм Оранский (тюльпаномания) сделался английским королём, курфюрст Саксонии Фридрих Август стал королём Польши, Эрнст-Август Ганноверский стал 9-м курфюрстом, а его сын Георг, судя по всему, должен был стать преемником королевы Анны на английском троне, Бавария стремилась получить Нидерландскую корону. Фридрих чувствовал, что Бранденбург должен сравняться с остальными германскими государями.
Так как, однако, он желал сделаться независимым королём, а не королём-вассалом, он и стал добиваться не бранденбургской короны, а прусской.
В герцогстве Прусском, суверенном владении Гогенцоллернов, находившемся за пределами Священной Римской империи, он смог бы закрепить за собой статус короля и без согласия императора.
Религиозные мотивы также побуждали курфюрста искать короны. Представители и защитники протестантства — скандинавские короли — потеряли теперь своё значение в Германии; курфюрст саксонский ради польской короны обратился в католицизм; единственным стражем протестантской церкви оставался Бранденбург;
став королём, Фридрих мог с большим успехом отстаивать интересы своих единоверцев. Не все советники Фридриха одобряли его планы; некоторые указывали на польскую и английскую короны, которых курфюрст мог бы добиться для себя. Уже с 1693 года Фридрих вошел в переговоры с императором по вопросу о своем короновании прусской короной.
Наряду с Габсбургским домом вырастает могущественная протестантская династия; король прусский становится покровителем всех тех, кто подвергался гонениям в католической Австрии.
Фридрих II влагает в уста своего деда следующие слова: «Я приобрел для вас титул, сделайтесь достойными его; я положил основание вашему росту и величию — вам предстоит довершить дело». В международной европейской семье одним королём — королём протестантом и немцев — стало больше.
Однако перемена в титуле не означала того, что отныне центр тяжести переместился из Бранденбурга в Пруссию: столицей и королевской резиденцией продолжал оставаться Берлин, а не Кёнигсберг. Правда, на новом королевском гербе появился не красный бранденбургский, а чёрный прусский орёл.
Этот орёл — единственное звено, связывавшее королевство с Тевтонским рыцарским орденом, который властвовал в Пруссии до своего роспуска в 1525 году.
Эти заметки по поводу Германии, от которой остались лишь название - маска тех, кто ее уничтожил в 13м веке.
Stelvio Cipriani - Anonimo Veneziano
источник