Культурный код: «Двое влюблённых» Ризы йи-Аббаси
Пара влюблённых — излюбленный сюжет в живописи. Если заглянуть в небольшую домашнюю библиотеки домохозяйки среднего возраста, то на обложках большинства её книг будут изображены заключившие друг друга в обьятия влюблённые. Причём мужчина, как правило, обнимает женщину сзади. Очевидно, что изображение такого, наиболее интимного и подсознательно предваряющего сексуальный акт вида объятий, пользуется наибольшей популярностью. Тем удивительнее увидеть его в числе шедевров персидской живописи.
Когда последователи Мухаммеда вторглись в Персию, многие говорили, что не арабы завоевали Персию, а Персия завоевала арабов. Бывшие кочевники были поражены красотой и богатством этой страны, тысячелетиями являвшейся мостом между Западом и Востоком. Но даже введённые в ранг закона мусульманские правила не смогли изменить местную традицию изобразительного искусства — она являлась соединением течений Европы, Китая, индийского государства Моголов, но соединением, превратившимся в нечто новое, влияющее, в свою очередь на другие школы живописи. Так, наибольший вклад персов просматривается в книжных миниатюрах Османской Империи, а также у мастеров русского Палеха.
Золотой век персидской живописи закончился в XVII веке со смертью Ризы йи-Аббаси, знаменитого художника и каллиграфа, придворного живописца шаха Аббаса, в честь которого он и получил вторую часть своего имени. Биография Ризы начиналась традиционно — сын художника, ставший художником. Долгие годы учения привели и природный талант привели его ко двору шаха. Риза, как и многие другие его коллеги, работал в китабхане — придворной библиотеке-мастерской, и основным его занятием было создание иллюстраций для книг. Очевидно, что художник изучал картины европейских и китайских мастеров, внося их элементы в свою живопись, изменяя собственный стиль и ломая привычные аксиомы персидского искусства.
Мусульмане не вешали картины на стены, но с удовольствием пользовались для эстетических целей «муракками» — небольшими альбомами с рисунками и надписями. Состоятельные персы заказывали муракку у любимого художника, позволяя ему самому придумать стиль и содержание альбома, или же сами определяли содержание. Слава Ризы ширилась, и вскоре он стал самым популярным автором муракк.
Но в какой-то момент у Ризы случился кризис среднего возраста и он уволился. Риза всегда отличался бунтарским нравом и частенько его можно было найти не сгорбившимся за столом над очередной книжкой, а в садах, в пылу борьбы с местными атлетами, или в компании торговцев и дервишей. Собственно, туда, «на дно», он и ушёл, отказавшись и от славы, и от жалования.
Спустя несколько лет Риза вернулся — мрачный и обнищавший. Он снова занялся книжными иллюстрациями, альбомами, портретами, но стиль его опять претерпел изменения. Лёгкая, в китайском стиле, знаменитая «порхающая» кисть Ризы сменилась тяжёлыми жирными линиями, и массивными формами свойственными Европе. Принцы и юные красавицы в его работах уступили место старикам. Риза внёс в персидское искусство невиданные раньше темы и мотивы, неосознанно поспособствовав его уничтожению.
Небольшая картина «Двое влюблённых», написанная им в 1630 году, является одной из таких пост-кризисных работ. В центре изображена пара — мужчина и женщина. В персии почти никогда не изображали мужчин и женщин на одной картине, и уж тем более — в объятиях. И совсем уж «тем более», мужчина не запускал свою руку под её халат. Рядом с парочкой в беспорядке рассыпаны фрукты, ранее лежавшие на блюде. Там же стоит полупустой графин с вином. На заднем фоне еле угадываются тонкие деревья, раскачиваемые порывами ветра. Очевидно, что буря бушует не только в небе, но и в «чреслах» самих влюблённых. Девушка сидит на коленях мужчины и, заведя руки за голову, слегка касается его головы. Очевидно, что и переменчивая погода, и некомфортная, нестабильная поза влюблённых, в следующее мгновение переменятся — дерево снова качнётся, рука скользнёт глубже, девушка соскользнёт с коленей мужчины, и парочка переместится в более удобную для любви позу.
Особое очарование картине придают некоторые исследователи, видящие в работе Ризы двух мужчин и, следовательно, гомосексуальные мотивы. Но явно женская грудь под коричневым халатом ясно нам говорит — это явно традиционный секс, и он в Персии всё-таки был!
Увидеть миниатюру, как и множество других работ Ризы, можно в Музее Метрополитен (The Metropolitan Museum of Art) в Нью-Йорке. Кроме того, хотя сам Риза большую часть жизни работал в тогдашней столице Исфахане, целый музей в новой столице государства, Тегеране посвящён личности художника и назван его именем.
источник