Столько лет молчали.
Странным показалось, что эта инфа прошла мимо меня. Оказывается она долгое время была скрыта от всех. Две статьи об одной находке.
.
Один из легендарнейших экспонатов Национального музея древностей Таджикистана - вылепленная из глины (1600 лет назад) 13-метровая статуя лежащего Будды (так называемый "Будда в нирване"). Это самая крупная в мире глиняная статуя божества. После долгих лет забвения она была отреставрирована и заняла место в музее.
.
ДУШАНБЕ, 6 апр - РИА Новости, Лидия Исамова. Один из легендарнейших экспонатов Национального музея древностей Таджикистана - вылепленная из глины 1600 лет назад 13-метровая статуя лежащего Будды (так называемый "Будда в нирване"). Это самая крупная в мире глиняная статуя божества. После долгих лет забвения она была отреставрирована и заняла место в музее.
.
6-титонная глиняная статуя была найдена таджикским историком и археологом Борисом Литвинским во время раскопок буддийского храма на холме Аджина-Тепа (Холм джинов) в долине реки Вахш, вблизи города Курган-Тюбе в 1964-1968 годах.
.
Десять лет назад, в марте 2001 года, талибы приступили к уничтожению уникального культурного памятника - двух гигантских статуй Будды высотой 55 и 37 метров, высеченных на заре нашей эры в скалах Бамианской долины.
.
Указ лидера талибов муллы Омара 26 февраля 2001 года буквально потряс весь мир. Согласно этому казу, статуи, причисленные к культурному достоянию человечества, подлежали уничтожению как символы идолопоклонства. "Бог един, а эти статуи поставлены для поклонения, что ошибочно, - говорится в декрете муллы Омара. - Они должны быть разрушены, чтобы не быть объектом культа ни сейчас, ни в будущем".
.
Пощадить уникальные памятники просили ООН, ЮНЕСКО, Индия и даже Иран - исламское государство. Талибы остались глухи ко всем призывам. Приказ уничтожить статуи был выполнен ближайшим помощником лидера "Талибана" муллой Додулло. Более недели его боевики стреляли по статуям прямой наводкой, под них закладывали динамит, с вершины скалы к ним спускались подрывники и оставляли заряды на плечах Будд. Только после этого изваяния рухнули.
.
На уничтожение памятников талибам понадобилось более 200 килограмм взрывчатки. После взрывов огромное облако из мельчайших частиц разрушенных Будд висело над Бамианом несколько суток.
.
Сразу же после уничтожения исполинских Будд в Бамиане мир узнал о факте, известном до этого только специалистам-историкам, что в 400 километрах от Бамиана, в соседнем государстве - Таджикистане - находится 13-ти метровая статуя "Будды в нирване", бережно восстановленная руками таджикских и российских реставраторов. Поза статуи символизирует переход души умирающего Будды в состояние нирваны и получила название "позы лежащего льва".
.
В V-VI веках нашей эры население Средней Азии, и Афганистана исповедовало несколько религий и культов, а в Южном Таджикистане в течение нескольких столетий исповедовали буддизм. Здесь же пролегал Великий Шелковый путь, соединявший Среднюю Азию с Индией. Вахшская долина была одним из путей паломников из Индии, и именно поэтому археологи находят там сотни развалин буддийских храмов.
.
Храм Ладжина-Тепп сильно пострадал во время арабского завоевания в VII веке, статуя Будды в нирване была сильно изуродована - было разбито лицо и часть груди. Бригада реставраторов из ленинградского Эрмитажа собрала и перевезла Душанбе 43 части и фрагмента глиняного гиганта.
.
Более 20 лет они хранились в ящиках реставрационной мастерской Института истории, археологии и этнографии им. Ахмада Дониша Академии наук Таджикистана. За это время удалось отреставрировать только голову и руку статуи, так как малые размеры лаборатории не позволяли собрать вместе даже часть гигантского Будды.
.
Возможность полного восстановления появилась у реставраторов только тогда, когда был построен Национальный музей древностей, где для "Будды в нирване" выделили самый большой зал. В начале 2001 года США выделили на реставрацию глиняного божества 30 тысяч долларов, чуть позднее правительство Японии выдало музею грант в 260 тысяч долларов.
.
Для окончательного восстановления Будды на помощь таджикским коллегам пришли реставраторы из Эрмитажа, под руководством Веры Фоминых, до этого выезжавшей в Таджикистан для съема в раскопе Пенджикентского городища на севере республики уникальной глиняной статуи Шивы Парвати (V век н.э.), которая также экспонируется в Музее древностей.
.
Восстановление гигантской статуи длилось два года (2000-2001). Самая крупная в мире глиняная статуя Будды предстала перед посетителями Музея древностей 9 сентября 2000 года, в день 10-летия независимости Таджикистана. Теперь осмотр "Будды в нирване" входит в программу визитов всех глав государств и правительств, глав авторитетных международных организаций, ученых и деятелей культуры, посещающих Таджикистан. Загадочная улыбка Будды манит к себе посетителей разных религий и разных возрастов. https://ria.ru/tourism/20110406/361359184.html
* * *
Буддийский монастырь Аджина-Теппа
.
Аджина-Теппа - один из самых известных буддийских монастырей на территории Средней Азии. Он был построен в VII веке в долине реки Вахш, которая, сливаясь с рекой Пяндж, дает начало великой реке Аму-Дарья (древний Оке). Памятник расположен в 12,5 км восточнее современного города Курган-Тюбе.
Известный археолог А.Беленицкий положил начало археологическому изучению Вахшской долины. В 1947 году он обследовал группу очень интересных памятников, обратив особое внимание на географию Хутталя. В средние века Вахшская долина входила в его состав.
С 1953 года Отдел археологии и нумизматики Института истории, археологии и этнографии Академии наук Таджикистана под руководством Б.А.Литвинского начинает широкие систематические исследования Вахшской долины.
Во время археологической разведки археологи обратили внимание на небольшой холм необычной планировки. Первые пробные раскопки (два шурфа) были проведены в 1960 г. С 1961 г. Аджина-Теппа становится главным объектом работ Южно-Таджикского археологического отряда (начальник Б.А.Литвинский). Необходимо отметить, что монастырь находился в достаточно обжитом районе, недалеко от оросительного канала Кафыр. Ниже по течению канала, примерно в одном километре, находились небольшой город (городище Чоргул-Теппа, площадь 230x230 м) и примыкавшая к нему сельская округа.
Археологические работы на Аджина-Теппа были завершены в 1966 г. В результате работ было расчищено примерно две трети помещений, что дало возможность представить не только планировку комплекса построек, но и определить их назначение и время существования, и наконец, его историю. В разных частях здания были обнаружены остатки живописи и скульптуры. Кропотливый труд археологов и реставраторов позволил возродить из развалин единый ансамбль жилых и культурных помещений буддийского монастыря Аджина-Теппа.
Раскопки проводились большим коллективом сотрудников Отдела археологии и нумизматики Института истории, археологии и этнографии Академии наук Таджикистана под руководством Б.А.Литвинского, его заместителя Т.Зеймаль, археологами Т.Атахановым, А.Бабаевым, А.Юсуповым, В.Соловьевым и др.
Большое количество найденных скульптур и живописи было сохранено реставраторами Государственного Эрмитажа ( руководители П.И.Костров, М.П.Винокурова). В реставрационную группу входили Н.Ростовцев, В.Соколовский, Г.Тер-Оганьян и Р.Цыпина.
Некоторые сюжеты и образы настенных росписей Пенджикента дают основание говорить о том, что сюда проникли разновидности индийского брахманизма в сочетании с местными культами разного толка.
В трудах средневековых арабских, китайских и персидских историков довольно часто встречаются упоминания о храмах огня, храмах идолов и династических храмах предков.
Среди памятников, открытых в Средней Азии, культовые сооружения по их религиозной принадлежности делятся исследователями на три группы:
.
1. Буддийские храмы и монастыри.
2. Христианская церковь.
3. Храмы огня, маздеисткие святилища, династические храмы предков, храмы идолов и т.д.
.
В доисламской архитектуре Средней Азии памятники третьей группы количественно преобладают. На втором месте буддийские храмы и монастыри. Одним из самых известных среди них, благодаря скурпулезно проведенному исследованию, является монастырь Аджина-Теппа (своё название "Чёртов холм" он получил от названия холма, в котором был найден).
А теперь познакомимся с самим памятником.
Аджина-Теппа. В результате раскопок было установлено, что здание делилось на две части, при этом каждая из половин имела разные функции: монастырь (вихарва) и храм-святилище (сингахарама).
Монастырская половина вихарва занимала юго-восточную часть здания. Его основа: четырехайванно-дворовая планировка, площадь двора 19x19 м. В середине каждой стороны этого квадрата находится сводчатый айван (помещение с тремя стенами, обращенное открытой стороной во двор). В задней стене айванов были проходы, соединяющие их с квадратной (или подквадратной) камерой-капеллой. Эти парные помещения являются осью симметрии каждой из сторон квадрата и расположены симметрично по отношению друг к другу.
Сюда же выходили проемы, расположенные у углов двора, по два на каждой стороне, которые соединяли двор непосредственно с коридорами. Наружное обрамление двора за коридорами и айванами состояло из цепочки квадратных купольных келий монастырского общежития, расположенных по сторонам храма святилища и вестибюля за входом. Храмовая половина (сангхарама) занимает северо-западную часть здания. Ее квадратный двор намного просторнее монастырского (30x30 м). В центре двора находилась крестообразная ступа, вероятно, двухярусная (верхняя часть разрушена), где должен был находиться куполообразный выступ с камерой внутри для хранения священных реликвий. С четырех сторон к ней вели лестницы.
Как и в монастырской половине, двор окружали четыре сводчатых айвана. Юго-восточный айван соединял храмовую половину с монастырем через проходной вестибюль. За остальными тремя айванами расположены небольшие квадратные купольные камеры-капеллы с суфами, площадками для статуй в каждой, кроме той, где был вход. Из семи камер-капелл только в помещениях № XXX и XXXIII стояли миниатюрные ступы.
В угловом северо-восточном коридоре (XXIII) на высоком постаменте была обнаружена скульптура лежащей фигуры "Будда в нирване" (наивысший религиозный экстаз, к которому стремится буддист) в традиционной позе спящего льва. Фигура выполнена из глины (длина 12,85 м).
Храмовую часть монастыря украшало множество раскрашенных глиняных скульптур - изображений персонажей многоликого буддийского пантеона. При раскопках были также обнаружены голова Будды (1/3 натуральной величины), головы бодисатв, головы различных божеств и монах. В монастыре находилось большое количество скульптур, представляющих воина Мара, представителей знати, аскетов, демонические существа и чудовища. Среди них много подлинных шедевров буддийского искусства Средней Азии, отмеченных традициями культуры Гандхары (I в. до н.э. - III в. н.э.) и Гуптов (V-VIII вв.).
Что касается найденной живописи, до нас дошли только ее фрагменты, по которым не всегда можно восстановить сюжет. Установлено, что стены коридоров были покрыты росписью. Наиболее интересные - сцены проповеди Будды (коридор XXII, святилище XXXII, роспись двора со ступой), подношения даров (на стене прохода в святилище XXXI). Роспись сводов состояла из тысячи мелких изображений сидящих Будд. Есть фрагменты с изображением светской жизни. Сюжетные сцены дополняли орнаментальные мотивы (цветы, лотос, животные, птицы и т.д.).
Священную церемонию буддистов, которая проходила в монастыре Аджина-Теппа, красочно описал Б.А. Литвинский. Торжественная процессия паломников-буддистов собиралась во дворе храмовой половины, "... где высился мощный массив ступы. С четырех сторон двухмаршевые лестницы с перилами круто поднимались вверх к подножью полусферы. А если поднять глаза выше, то можно увидеть семь зонтиков навершия ступы. Монахи и верующие миряне совершали вокруг ступы ритуальный обход, а также различные пожертвования. Ступа, самая священная часть монастыря, поэтому она и украшалась иначе... После обряда прадакшина, процессия совершала обход помещений ограды...
Помещения были освещены слабо. Узкие снопы света, проникающие из проемов, рассеивались, верхняя часть Г-образных коридоров, как и их стены, утопали в полумраке. Группы молящихся несли светильники, много светильников, и их колеблющееся пламя создавало причудливую подсветку, выхватывая из глубины детали росписей, которые сверху донизу покрывали стены коридоров. Это были крупные медальоны с изображением Будды, их окружали другие, меньшего размера, изображения. А на стене, противоположной двору, перед нами проходила история духовной жизни Будды, но не в виде последовательных картин, а словно вереница отдельных кадров - это скульптурные изображения сидящих Будд в нишах". (ЛитвинскийБ.А., ЗеймальТ.И., 1971.-С. 134).
Какое место монастырь Аджина-Теппа занимает в истории буддизма Центральной Азии?
Общий принцип планировки строения определяется квадратным двором (удвоенном за счет двух частей единого здания). Двор окружают кельи монастырского общежития и камеры-капеллы. Данная плановая схема буддийского монастыря "вихарва" была воплощена в пещерах и наземных сооружениях Центральной Азии с III-I вв. до н.э. и уже в центре двора часто помещали ступу. Этому принципу организации внутреннего пространства часто следовали при постройке ранне-средневековых монастырей в северном Афганистане в Багх-Гаи и Санг-Хао в Кундузе. Несмотря на общие черты сходства Аджина-Теппа с этими сакральными комплексами, он превосходит их строгой соразмерностью и взаимосвязанностью всех частей, рациональной ясностью решения очень четкой планировочной идеи и мастерской разработкой некоторых принципиально новых приемов и форм" (Хмельницкий С, 2000. - С. 220).
Монастырь, построенный в VII в., действовал до VIII в. Окончательное его разрушение и запустение связывают с последствиями арабского нашествия. При раскопках монастыря были найдены арабские дирхемы (741/2 гг., 751/2 гг., 779/780 гг. определение Е.А. Давидович). Фактически монастырь функционировал около 100 лет. Разделенная на 44 части, скульптура "Будда в нирване" после раскопок и консервации в полевых условиях была перевезена в Душанбе, в лабораторию реставрации и консервации Института истории, археологии и этнографии АН Республики Таджикистан (зав. лаборатории Л. Новикова). Реставрация скульптуры прошла долгий и трудный путь. В середине 90-х гг. к реставрации подключился Государственный Эрмитаж (руководитель группы В. Фоминых).
В 2000 г. после завершения строительства Национального музея древностей Таджикистана (директор С.Г.Бобомуллоев) представилась возможность смонтировать скульптуру "Будда в нирване". Под руководством В. Фоминых реставраторы и сотрудники Музея приступили к монтировке скульптуры. В проекте сборки и завершения реставрации Институт истории, археологии и этнографии АН РТ (директор Р. Масов) сотрудничал с Французской Археологической Миссией в Таджкистане (директор Р. Безенваль), CNRS (Музей Гиме) и неправительственной организацией ACTED (руководитель Ф.Руссель).
Реставрация Будды была завершена к открытию Национального музея древностей Таджикистана в сентябре 2001 г. в рамках празднования десятой годовщины независимости Республики Таджикистан.
После уничтожения буддийских памятников в Афганистане, скульптура "Будда в нирване" из монастыря Аджина-Теппа остается одной из самых ярких реликвий мировой культуры.
источник