О РАЗНИЦЕ МЕЖДУ ТЕМ, КАКИМ МИР НАМ КАЖЕТСЯ И КАКОЙ ОН ЕСТЬ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Разве вас всё время не мучает вопрос, - существуют ли вещи, когда мы их не видим?
Вот возьмём, к примеру, эту чашку. Откуда мы знаем, что она по прежнему существует, когда мы закрываем глаза? Смотри, когда мы приближаемся к предмету и кажется, что он растёт в размере, мы ведь не думаем, что это на самом деле происходит, не правда ли? Такой способ мышления - проводить различие между видимостью вещи и самой вещью - явно несовместим с любой идеей, что мы находимся в прямом контакте с реальным миром. Удерживать в уме оба этих противоречащих взгляда, значит настаивать, что мы как видим вещи, какие они есть в реальности, так и не видим их - что является типичным видом непродуманного мышления, которое мы стремимся устранить.
- Мы должны осознать, что если мы думаем, что мир не такой, каким он нам кажется, мы в сущности допускаем, что не видим вещи напрямую.
А так как мы именно так и думаем, - так как мы проводим различие между миром и тем, каким он нам кажется, мы вынуждены признать, что не находимся в прямом контакте с самими вещами, что мы не видим мира напрямую - что всё это, -всего лишь изображение мира. Если мы находимся в прямом контакте с самими вещами, как получается, что прямая палка кажется изогнутой, когда наполовину погружена в воду? Палка действительно изгибается?
- Нет, конечно нет. Так только кажется
Это именно то, о чём я говорю. И если мы признаем эти иллюзии - то есть, если будем думать о них именно как об иллюзиях - тогда мы вынуждены будем признать различие между реальным миром и нашим его восприятием, поскольку слово иллюзия подразумевает ситуацию, когда наш субъективный опыт неверно интерпретирует объективную реальность.Вот ещё пример: скажем, кто-то ещё смотрит на эту палку с другого угла. Он будет совершенно по-другому её воспринимать Его восприятие будет радикально отличаться от нашего, хотя мы оба смотрим на один и тот же объект
Но, стал бы ты спорить с тем, что палка каким-то образом трансформируется в соответствии с тем, кто на неё смотрит? Она что, решает принять другой вид в зависимости от того, кто на неё смотрит?
- Нет, конечно нет.
- Тогда мы должны заключить, что её вид в каждом из наших относительных взглядов должен обязательно быть отделён и отличен от палки, как она есть в действительности - что в таком случае остаётся от нас скрытым. Давайте назовём этот мир миром явлений Это то, что появляется в нашем восприятии. И это "изображение", о котором мы говорили раньше это то, как мир выглядит для нас. А с другой стороны, мы имеем мир, как он есть в действительности - объективная реальность. Это тот мир, который есть, смотрим мы или нет - так называемый реальный мир.
- И он каким-то образом от нас скрыт? Мы не можем его видеть.
Разница между тем, каким мир нам кажется, и тем, какой мир есть в действительности, гораздо более значительна, чем просто разница в перспективе. Если мы взглянем на наше прямое переживание, то мир будет состоять из ощущений цвета, звука и прикосновений, а не из атомов, молекул и так далее. Эти ощущения - визуальные, слуховые и тактильные - составляют наше восприятие мира
- Значит, всё это, просто... мысли?
Да Визуальные ощущения. Цвета. И ещё: мы никогда не сможем заглянуть на другую сторону этих ощущений, чтобы увидеть, что там в реальности. Мы никогда не увидим, точно ли отражает видимый нами образ реальный мир - являются ли субатомные частицы, из которых, как мы думаем, состоит мир, тем, что на самом деле существует. И учёные тоже не могут, кстати. Единственный мир, который они могут изучить - вот этот, а именно, мир, который видится нам через наш аппарат восприятия, который состоит из этих ощущений. В лучшем случае учёные могут изучать эти образы в тщетной попытке угадать, что находится на другой их стороне.