Полный провал КПСС и саботаж интеллигенции в деле создания оперы победившего социализма. Ч.1
Советская опера зарождалась и формировалась в сложной обстановке становления нового, социалистического строя. Путь ее был противоречив и полон исканий.
Перед оперой встала задача создания спектаклей на современные темы. «Сложность заключалась в том, что на оперную сцену должны были выйти небывалые герои—революционеры-большевики, рабочие, крестьяне. Казалось, решение подобной задачи вступало в противоречие с природой оперного искусства. Понадобились годы напряженного труда для того, чтобы, опираясь на общий политический и экономический подъем страны, советская опера добилась первых успехов»
Teatro di San Carlo, Naples, Italy, foto:unknown
В 30-е годы в печати появляется требование И. В. Сталина о создании «советской оперной классики». Ставятся произведения И. И. Дзержинского, Б. В. Асафьева, Р. М. Глиэра. При этом вводится запрет обращаться к творчеству современных зарубежных композиторов.(Дата указана по ТИ)Создание советской оперы всячески саботировалось как творческой интеллигенцией, так и управляющими структурами.
Ну никак не получалось создать оперу про удои молока и строительство новых свинарников в стране победившего социализма. Пост-революционная жизнь и её герои никак не вписывались в либретто, которое можно было бы положить на музыку и исполнить. Но самой большой проблемой было загнать трудовой народ в свободное от работы время 2-3 часа подряд слушать эту какофонию и видеть на сцене театров отражение убогой советской действительности.Для трофейного населения оперные опусы советской интеллигенции были абсолютно чуждыми и отторгались на уровне подсознания. Поставленная перед интеллигенцией задача создать советскую оперу была унизительна и могла дискредитировать их как профессионалов.
Опера-это наиболее всеобъемлющий из всех видов музыкального искусства. Оперная музыка-это высшая гармония. Если биохимически человек, несомненно, есть “то, что он ест”, то психически, эмоционально он в первую очередь то, что слышит. Это убеждение тем не менее подспудно сопровождало масштабную деятельность идеологов по созданию специфической музыкальной атмосферы советского города.
“Формовка советского человека” повседневно осуществлялась на улицах городов и деревень под звуки, лившиеся из репродукторов, доносившиеся из общественных садов и с площадей. Песня, заполнявшая звуковое пространство советской жизни благодаря интенсивной радиофикации, создавала тот воздух будней и праздников, которым дышал и в котором рос советский человек. Опера как синтетический жанр высшего порядка придавала этому воспитательному процессу законченную форму. В зрительном зале с помощью всех видов искусств должно было завершаться идейно-эстетическое формирование нового антропологического феномена под названием “советский человек”.
У партийно-хозяйственной элиты, прибравшей к своим липким ручонкам власть над трофейным населением в захваченной стране, была задача не только опустить его до состояния ниже плинтуса перманентной нищетой, но и искорёжить его сознание уродливой культурKой. Ничего не вышло. Советский народ отторгал написанные советской интеллигенцией оперы, упорно не желал их слушать и ходить в оперные театры.
У трофейного населения захваченной страны был и остался совсем другой культурный код. По всей планете были построены тысячи оперных театров и концертных залов, где были установлены органы.
List of opera houses-Список наиболее значимых оперных театров в мире:
https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_opera_houses
5,000 органов в 78 странах-база данных на все крупнейшие органы в мире.
https://www.die-orgelseite.de/orgelliste_e.php
Трофейное население не приняло новую пролетарскую культуру, все попытки новой власти создать оперу на русском языке не увенчались успехом. Зато итaльянские певцы пользовались особенной популярностью. Можете ли вы представить себе, что до революции народ ходил слушать оперы в тысячи театров на языке, который совсем не понимал?
До революции был другой язык, на нём разговаривали и пели. Ещё один вопрос: при таком огромном количестве оперных театров и органных залов, нужна ли была эстрада?
Терзают смутные сомнения, что до советской власти, до послевоенных времён, не было эстрадного жанра, это такой же новодел, как и все языки мира.
Галина Вишневская: "Ведь в дореволюционную Россию ехали все-самые лучшие итальянские певцы пели в России больше, чем у себя на родине,потому что им за это платили большие деньги. Да, это дорогое искусство, но оно того стоит. Классика нужна. Можно, конечно, поставить «Летучую мышь» или «Сильву» в новых вариациях, но стоит ли это делать? Классика — old fashion? Старомодно? Да, старомодно! Но эти оперы существуют по 150—200 лет, они хоть и старомодны, но они — наши, именно такими мы и хотим их слушать. И в каждом новом поколении всегда будут люди, желающие слушать эти оперы в их изначальной вариации. Все остальное — балаган!"(из книги: Льва Сирина"Как разграбили СССР. Пир мародёров")
ЗАПИСКА ОТДЕЛА НАУКИ И КУЛЬТУРЫ ЦК КПСС О СОСТОЯНИИ СОВЕТСКОЙ ОПЕРЫ.
Советский плакат «Дай качество!». Неизвестный художник. 1931
На данной странице представлена записка Отдела науки и культуры ЦК КПСС, дающая характеристику развития советской оперы в 1940-е—1950-е годы, а также творчества отдельных советских композиторов.
8 мая 1953 г.
Секретарю ЦК КПСС тов. Поспелову П. Н.
Считаем необходимым, доложить Вам о неблагополучном положении дел с созданием советской оперы.
I. СОСТОЯНИЕ ОПЕРНОГО ТВОРЧЕСТВА
Количественная характеристика. Несмотря на некоторое оживление в работе композиторов над оперой и на расширение круга оперных авторов после постановления ЦК ВКП(б) об опере в 1946 году, все же должной перестройки в деле создания оперы, особенно на темы современности, за последние годы не произошло. Положение остается тяжелым и реальных перспектив коренного улучшения в оперном творчестве пока не имеется.
За последние пять лет количество советских опер в репертуаре театров (в том числе написанных до 1948 года) значительно сократилось. Об этом свидетельствует следующая таблица:
Таким образом, в настоящее время в оперных театрах страны ставится на сценах всего 46 опер советских композиторов, из них 9 на русском языке и 39 — в национальных республиках.
Из восьми русских опер лишь четыре идут в нескольких городах одновременно («Семья Тараса» Д. Кабалевского — в 12-ти городах, «Морозко» М. Красева — в 10-ти, «Тихий Дон» И. Дзержииского — в 6-ти, «Молодая гвардия» Ю. Мейтуса — в 4-х). Четыре оперы идут только в одном-двух городах («В бурю» Т. Хренникова, «В грозный год» Г. Крейтнера, «Суворов» С. Василенко, «Иван Болотников» Л. Степанова). Лишь две-три этих опер получили более или менее прочное признание массового зрителя. Однако, ни одна из опер не стала по настоящему любимой и популярной. Даже такие оперы как «Семья Тараса» и «В бурю» обеспечивают лишь от 50 до 90% сборов и то после большой организационной работы по распространению билетов и главным образом в воскресные и субботние дни.
Значительная часть опер не выдержала испытания временем и сошла со сцены. Большинство опер и балетов снято ввиду несоответствия их идейно-художественных качеств возросшим требованиям и вкусам слушателя.
Работа композиторов по созданию новых опер отличается малой эффективностью, а сплошь и рядом бесплодностью результатов, что видно из следующего:
По-прежнему ограничен и узок круг композиторов и либреттистов, способных создать полноценные оперные произведения.
Группа ведущих композиторов, которые могут создать серьезную оперу, ограничивается лишь несколькими давно известными фамилиями (Шостакович, Хачатурян, Хренников, Кабалевский, Шапорин, Дзержинский, Коваль). Новые имена в оперном жанре за последние годы не появились.
Вано Мурадели. Опера «Октябрь» в постановке Большого театра
Но и большинство из названных композиторов или совсем не работает над оперой, или работает недопустимо вяло. Их работа не организуется и не направляется Министерством культуры СССР и Союзом советских композиторов. Так, например, композитор Кабалевский совместно с драматургом Цениным недавно закончили либретто оперы «Никита Вершинин», однако далее работа затормозилась из-за загруженности композитора другой работой (1). Вместо того, чтобы освободить композитора от побочных дел, бывший Комитет по делам искусств и Музфонд СССР направляют его в длительные командировки.
Другой пример: опера «Угрюм-река» (2)(какое убожество..), снятая в свое время с репертуара Ленинградского театра, давно переработана авторами, но не возобновляется на сцене, так как Комитет по делам искусств направил режиссера этого спектакля Соколова в заграничную командировку.
Такая же незаинтересованность оперным творчеством имеет место в Союзе советских композиторов. Композитор Хренников использовал предоставленный ему дня создания оперы полугодовой творческий отпуск непродуктивно. Вместо работы над оперой он совершил две гастрольных поездки с авторскими концертами, а затем длительное время болел. За время отпуска им совместно с драматургом Файко написана лишь половина либретто оперы «Мать» (по произведению М.Горького) (3). В данное время работа затормозилась еще более из-за загруженности композитора по руководству Союзом композиторов.
Композитор Мурадели под разными предлогами уже не первый год фактически уклоняется от работы над оперой «Октябрь» и действенных мер по отношению к нему не принимается (4).
Из-за отсутствия индивидуального подхода к каждому из ведущих композиторов, невнимания к условиям их труда и быта, многие из них оказались выбитыми из творческого состояния, не проявляют подлинной заинтересованности, инициативы, творческого горения. Предоставленные самим себе, некоторые из композиторов потеряли идейную остроту в творчестве, снизили мастерство и находятся в состоянии творческой депрессии.Можно с уверенностью сказать, что это был откровенный саботаж творческой интеллигенции.
КОМПОЗИТОР И. ДЖЕРЖИНСКИЙ
Министерство культуры СССР и Союз композиторов много лет равнодушно взирают на заметное угасание таланта композитора, находящегося в неблагоприятных семейно-бытовых условиях (отрицательные влияния жены, увлечение спиртными напитками). Создав в свое время оперу «Тихий Дон», ставшую исторической вехой в развитии советского оперного искусства, Дзержинский с тех пор не написал ничего выдающегося и достойного внимания. Неправильные методы работы Министерства культуры с композитором Дзержинским видны хотя бы из того факта, что Министерство, не дожидаясь пока Дзержинский закончит и доработает оперу на современную тему («Далеко от Москвы»), заключает с ним договор на доработку его старой оперы на классическую тему («Гроза») (5).
КОМПОЗИТОР Д. ШОСТАКОВИЧ
Советский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906—1975)
Этот крупнейший и бесспорно талантливейший композитор также в течение многих лет не обращается к оперному жанру. Созданная им музыка к ряду кинофильмов и даже написанная им ранее формалистическая опера «Леди Макбет» (6), несмотря на свои серьезные пороки и формалистический характер, свидетельствуют о больших возможностях композитора, его безусловной способности создать именно оперную музыку.
Однако Шостакович в известной степени подвержен идеологическим шатаниям; он находится под заметным влиянием групповщины, имеющей место среди композиторов. Серьезные сигналы о противоречивых влияниях и тенденциях в жизни и деятельности этого композитора свидетельствуют о том, что он до конца и искренне в идейно-художественном отношении все еще не перестроился.
Шостакович не торопится выступить в оперном жанре, не ищет достойной темы и хорошего либреттиста. Он предпочитает сочинять музыку для кино, хоры, квартеты и другие произведения, не требующие особого труда, усилий и ответственности.
Министерство культуры и Союз советских композиторов не привлекают Шостаковича к работе над оперой и тем самым мало помогают ему в том, чтобы он твердо и окончательно укрепился на реалистических позициях.
KОМПОЗИТОР ХАЧАТУРЯН
Один из наиболее талантливых советских композиторов, требующих индивидуального подхода, внимания и умелого идейно-творческого руководства со стороны Министерства и ССК. Он, безусловно, способен создать яркую оперу, однако вовсе не работает в этом жанре
Вследствие особенностей своего характера (болезненное самолюбие, несамокритичность), композитор до сих пор не преодолел внутренней обиды за критику его творчества и деятельности в 1948 году, он вынашивает эту обиду на руководителей Союза композиторов и Министерства и считает себя незаслуженно забытым и третируемым (7).
Все это мешает ему по-настоящему включиться в творчество. Несомненно, что при более внимательном отношении к нему, Хачатурян смог бы преодолеть внутренний кризис и стать полезным для развития советской оперы.
Можно назвать фамилии и других талантливых композиторов, которые способны создать хорошую оперу, однако Министерство культуры предпочитает не иметь с ними дела на том основании, что в прошлом их постигла серьезная неудача при первых попытках создать оперу (например, украинский композитор Жуковский).
О ТВОРЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
Советский композитор Кирилл Владимирович Молчанов (1922—1982)
Tалантливая композиторская молодежь недостаточно вовлекается в работу по созданию произведений в оперном жанре. В консерваториях слабо практикуют активные формы обучения творческому мастерству в жанре оперы. Студенты, кончающие музыкальные ВУЗы, редко защищают дипломы в виде оперы или отдельных оперных актов, что в прошлом было широко представлено в практике старых консерваторий. Введенный в учебные штаны консерваторий курс «Оперной драматургии» читается лишь в двух-трех консерваториях. Студентам-композиторам не оказывается помощи в создании текстов либретто, что нередко служит основной причиной отказа их от сочинения оперы как дипломной работы.
Так в 1949 году студент Московской консерватории Б. Чайковский (по классу профессора Мясковского) защитил в качестве диплома увертюру и один акт оперы «Звезда». Выйдя из стен консерватории, Б. Чайковский забросил начатую оперу и занимается больше редакторской работой по радиовещанию (8).
В 1950 году студент Молчанов (класс А. Александрова) защитил дипломную работу — оперу «Каменный цветок» (9). Опера была поставлена в театре им. Станиславского. В прошлом году она сошла со сцены, т.к. оказалась нежизненной. В 1949—1951 гг. студенты Московской консерватории Бурханов, Абраев, Мухатов, Тулебаев (по классам профессоров Василенко и Мясковского) также написали отрывки или законченные оперы (одна из них «Биржан и Сара» Тулебаева удостоена Сталинской премии) (10). Однако все эти оперы имеют лишь местное значение для отдельных республик.
Других случаев работы студентов-выпускников консерватории над операми не имеется.
Таким образом, работа молодых композиторов-дипломников за последние 4—5 лет оказалась малоэффективной с точки зрения разрешения больших задач оперного жанра и выдвижения в этой области перспективных творческих фигур.
Особых перспектив для русской оперы не предвидится и в текущем году. В Московской консерватории намерены защитить диплом представлением законченных опер три молодых композитора, среди которых нет ни одного русского: Ройтерштейн (класс Чулаки), Цинцадзе (класс Богатырева), Эшпай (класс Голубева). Все три оперы вряд ли могут рассчитывать на распространение вследствие узко национальной тематики. Из молодых авторов, зарекомендовавших себя последние годы, не привлечены к созданию опер Арутюнян, Светланов, Муравлев и другие. Между тем, при правильном подходе к этим авторам, они уже теперь могли бы приобретать необходимый опыт в сочинении оперных произведений.
ВОПРОСЫ ЛИБРЕТТО(Текст оперы)
Одним из основных тормозов, мешающих созданию опер на современную тему, является отсутствие полноценного в идейно-художественном и музыкально-драматургическом отношении либретто.
В нарушение прогрессивных традиций классики, большинство советских композиторов устранилось от самостоятельных поисков тематики для своих опер. Установилась порочная практика ожидания композиторами готовых либретто от писателей, Министерства культуры и т.д.
В этом сказывается невысокий уровень мировоззрения многих композиторов, их нежелание и неумение искать в жизни темы, изучать жизнь, следить за передовой советской литературой. Ставка только на готовые апробированные, «утвержденные» либретто лишает творчество композиторов подлинного вдохновения, вынашивания реальных тем.
С другой стороны, крупные писатели целиком самоустранились от задачи создания полноценных либретто. Писатели Леонов, Твардовский и некоторые другие отказываются сотрудничать с оперными композиторами на основе своих литературных произведений, заявляя: «Пишите! Получится — не будем возражать, не получится — не разрешим использовать наши сюжеты».
В Союзе советских писателей существуют вредные для дела настроения и взгляды, которые сводятся к тому, что крупный писатель не должен заниматься сочинением либретто, так как это несамостоятельный вид литературы, отвлекающий писателей от основных творческих задач. В результате этого сочинение либретто фактически отдано на откуп ремесленникам или второстепенным писателям типа Эрдмана, Типота, Вольпина, Железнова, Солодаря, Зорина и др.
Все взаимоотношения Союзов композиторов и писателей в этом вопросе сводятся к бесконечным и бесплодным дискуссиям на тему о ведущем значении и роли писателя или композитора в сочинении оперы.
Большим тормозом в создании полноценных либретто и следовательно самих опер является слабая, «любительская» осведомленность в вопросах оперной драматургии лиц, создающих оперные либретто.
источник