Портреты Сулеймана I Великолепного
У shakko_kitsune - серия постов про портреты Роксоланы, жены султана Сулеймана I Великолепного (Кануни) (1494 или 1495-1566, правил 1520-1566).
Сулейман I в свое время считался (пожалуй, и был) самым могущественным государем западного мира. Как обстоит дело с его портретами?
1. Мастерская Тициана. Ок. 1530
Упоминаются три портрета Сулеймана Великолепного работы Тициана, но до нас не дошло ни одного, которым можно было бы с уверенностью приписать руке великого венецианца. Можно выделить два иконографических варианта, с которых делалось множество копий. Время шло и на некоторых из них султан "старился".
2. Кристофано дель'Альтиссимо. 43 года Сулейману было в 1537-38 годах, но художнику в то время было лет 13, так что портрет создан позднее
| 3. Неизвестный художник. Втор. пол. 16 в. (?)
|
Тициан ни разу не был в Константинполе, а Сулейман не посещал его мастерскую в Венеции, подобно другим государям. Насколько достоверно он передал облик султана?
Иконографически почти все портреты Сулеймана, созданные при жизни и вскоре после смерти, можно отнести к двум категориям. На одних он относительно молодой, изображен в профиль, с усами, но без бороды, на других - пожилой, показан в 3/4, с бородой.
4. Неизвестный медальер. Италия, после 1520 г.
Сулейман показан молодым человеком с очень характерной внешностью: длинная шея, чуть выпуклые глаза, небольшой, но резко выступающий подбородок и выдающийся во всех смыслах нос. Вот реконструкция парного портрета работы Тициана, где Сулейман изображен с другим знаменитым носачом - Франциском I. Там нос Сулеймана имеет более скромные размеры.
5.
Послужил ли исходником для этой медали и для портрета Тициана портрет, созданный европейским, или османским мастером? Я не знаю. За несколько десятилетий до этого итальянские медальеры создали несколько профильных портретов прадеда Сулеймана, Мехмеда II Завоевателя, при дворе которого работал Дженлиле Беллини.
6. Костанцо да Феррара. Портрет Мехмеда II. 1581
| 7. Османский художник кон. 15 в.. Портрет Мехмеда II.
|
Отец Сулеймана II, Селим I изображался с длинными усами и без бороды. Очевидно, сын продолжил эту традицию, по крайней мере, в первые годы правления.
8. Наккаш Осман. Селим I.
Вероятно, этот портрет восходит к каким-то прижизненным изображениям.
9. Ян Сварт ван Гронинген, Виллем Лиефринк. Сулейман, император турок. 1526
Еще два портрета молодого Сулеймана.
9. Неизвестный художник. Ок. 1520 (?) Иконографически этот портрет близок к следующем, вышедшему из мастерской Тициана, но стилистически он более архаичен.
| 10. Мастерская Тициана. 1538
|
11. Агостино Венециано. Аллегорический портрет Сулеймана I.
Султан здесь изображен в тиаре с четырьмя коронами, это символизирует, что по могуществу он превосходил Папу Римского, тиару которого, как известно, увенчивают только три короны. Венецианцы всегда отличались вольнодумством.)
12. Маттео Пагани. 1540-е
С возрастом Сулейман изображается бородатым и борода визуально удлиняет его лицо
Далее изображения в 3/4. Пожилой Сулейман выглядит совсем уж карикатурно. Но у того же Лорка есть и менее карикатурные изображения султана:
13. Мельхиор Лорк. 1559
| 14. Все та же длинная мускулистая шея, выпуклые глаза и огромный нос. Полагаю, трехчетвертной портрет пожилого Сулеймана должен был существовать. И снова: был ли его автором европейский художник?
|
Сулейман I на османских миниатюрах
15. Сулейман с двумя придворными. После 1560
Изображение султана индивидуализировано. Иконографически оно близко к некоторым европейским портретам, в частности к гравюе Маттео Пагани (12). Послужила ли европейская гравюра образцом для османского миниатюриста?
16. Сулейман I в образе царя Соломона. Ок. 1558. Фрагмент
Здесь Сулейман выглядит тоже несколько карикатурно
17. Венгерский король Янош II Запольяи перед Сулейманом II в 1556 г. 1566
Вспоминаются японские ширмы с изображением европейцев, созданные чуть позднее.
18. Наккаш Осман. Сулейман II в молодости. 1579
Возможно, миниатюрист переносил "канонические" атрибуты пожилого султана на его изображения в молодом возрасте, подобно тому, как на картинах советских художников вы почти не найдете относительно молодого Ленина с усами и без бородки. Но облик индивидуализирован, вероятно, все-таки в распоряжении художника имелся прижизненный портрет в 3/4.
18. Константин Капидаглы. Ок. 1800
А вот это - действительно "псевдопортрет", подобный портретам Ивана Грозного 18-19 вв. И одежда здесь - из более позднего времени.
источник