Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Да уж

Сообщений 21 страница 30 из 34

21

Лаврова на них {точка} net

Для вас, души моей царицы.

                                         -- А. С. Пушкин. Поэма (Посвящение) «Руслан и Людмила» (Цитата)

– Врать не стану я, царица.
Ой, спешит к тебе беда!
И летит она, орлица…
Но летит не навсегда!
– Не томи меня, мерзавка!
А всю правду расскажи.
Ты ж известная гадалка!
Всё, как есть, ты опиши.
– Окружённые водою,
От неё ж получат грех
Твои дети. Я не скрою,
Вижу Олю, но не всех.
С нею вижу я мужчину.
Молод он, горяч душой.
Вижу горную вершину,
Вижу остров небольшой.
Твоя дочь слаба здоровьем –
Не болезнью. Ты не плач.
И над ней, над изголовьем,
Тот мужчина, будто врач,
Проявляет к ней заботу,
Поит, кормит, ни на шаг
Не отходит, ни на йоту…
Вижу я пиратский флаг.
А под ним Катюшу с Лёшкой…
Ой, царица! Ой, беда!
Дай, подумаю немножко…
И опять кругом вода…
Много лиц, и лиц недобрых,
Сабель звон и шум стрельбы,
Взглядов много очень злобных
И какие-то столбы…

                                        Гадалка (отрывок)
                                        Автор: Шубин Алексей

300 СПАРТАНЦЕВ. ЦАРЬ ЛЕОНИД ОТВЕТИЛ ПЕРСУ----НЕТ ЭТО СПАРТА!!!!

Воспитание детей (из цикла "Древняя история")

Воспитание детей было очень суровое.

Чаще всего их сразу убивали. Это делало их мужественными и стойкими.

Образование они получали самое основательное: их учили не кричать во время порки.

В двадцать лет спартиат сдавал экзамен по этому предмету на аттестат зрелости.

В тридцать лет он делался супругом, в шестьдесят освобождался от этой обязанности.

Девушки спартанские занимались гимнастикой и были столь прославлены своей скромностью и добродетелью, что везде богатые люди старались наперерыв заполучить спартанскую девушку в кормилицы для своих детей.

Скромность и уважение к старшим было первым долгом молодых людей.

Самым неприличным у спартанского молодого человека считались его руки.

Если он был в плаще, он прятал руки под плащ.

Если он был голым, то засовывал их куда ни попало: под скамейку, под куст, под собеседника или, наконец, садился на них сам.

Они с детства приучались говорить лаконически, то есть коротко и сильно.

На длинную витиеватую ругань врага спартанец отвечал только: «От дурака слышу».

Женщина в Спарте пользовалась уважением, и ей разрешалось изредка тоже поговорить лаконически, чем она пользовалась, воспитывая детей и заказывая обед кухарке - илотке.

Так, одна спартанка, отдавая щит сыну, сказала лаконически: «С ним или на нём».

А другая, отдавая кухарке петуха для жарения, сказала лаконически: «Пережаришь — вздую».

Как высокий пример мужественности спартанской женщины приводится следующая история.

Однажды женщина по имени Лэна, знавшая о противозаконном заговоре, чтобы не выдать случайно имени заговорщиков, откусила себе язык и, выплюнув его, сказала лаконически:

— Милостивые государи и милостивые государыни! Я, нижеподписавшаяся спартанская женщина, имею честь сказать вам, что если вы думаете, что мы, спартанские женщины, способны на низкие поступки, как-то:

а) доносы,
б) сплетню,
в) выдачу своих сообщников и
г) клевету,

то вы сильно ошибаетесь и ничего подобного от меня не дождётесь.

И пусть странник передаст Спарте, что я выплюнула здесь свой язык, верная законам о гимнастике своего отечества.

Ошеломлённые враги вставили в Лэну ещё одно «э», и она стала Лээна, что значит «львица».

                                                                                                                                                                                 Воспитание детей
                                                                                                                                                                                Автор: Н. А. Тэффи

( кадр из фильма «300 спартанцев» 2006 )

Да уж

0

22

С деловым и независимым

Здесь ярмарка женихов,
Место не для слабаков,
Показывая природный зов,
На ярмарке женихов.
Место своё ты займи,
Красавица, медленно ходи,
Всех женихов смотри,
Выбор сделала, иди!
Что, нашла, с тем живи,
Не плачь и не кричи,
Сама выбрала, плати,
Плоть и душу получи,
Здесь ярмарка тщеславия,
Свою цену и имя назови,
Выбрала ты, выберут тебя,
Что хотели, то нашли!
Ярмарка смеха и слёз,
Иногда в шутку или всерьёз

                                                           Ярмарка (отрывок)
                                                      Автор: Дмитрий Коротков 2

КОРОЧЕ ГОВОРЯ_ Я ЭКОНОМНЫЙ(1080P_HD).mp4

Сам.

Антон Петрович пил чай с малиновым вареньем, но смотрел при этом на яблочную пастилу, и в глазах его мелькало нечто мыслящее.

Это нечто после третьей чашки чаю нашло свою форму, облеклось в неё и вылилось вопросом:

– Почём пастила?
– Сорок копеек фунт, – отвечала Евгения Михайловна, жена Антона Петровича. – У Васильева брала.

– Умно! – сказал Антон Петрович.
– То есть, что же это умно?

– Умно брать пастилу у Васильева – вот что умно. Ты думаешь, эта пастила сорок копеек стоит? Нет, милая моя, – пятак она стоит, а не сорок копеек. А этими тридцатью пятью копейками ты купчишке Васильеву только его магазин оплачиваешь да приказчиков, да разные там торговые права, да взятки, да всякую мелкую дрянь, до которой порядочному человеку, если только он не философ, и дела никакого быть не должно.

– Не могу понять, к чему ты клонишь. Не ешь пастилы, коли дорога.
– Логика! – горько усмехнулся Антон Петрович. – Не отказываться мы должны от потребления продукта, а продукт приноровить к нашей… гм… гм… кредитоспособности… Впрочем, ты этого всё равно не поймёшь! Скажу тебе короче: если я сам сделаю этот продукт, т. е. пастилу, то фунт таковой обойдётся мне ровно в пять копеек.

– Ну и делай сам!
– И сделаю. Раз тебе некогда заняться делом, то уж, видно, придётся мне самому. Есть у тебя поваренная книга?

– Нету.
– Ну, ещё бы! Где же нам! Нам нужно Мопассана читать, а семья пусть с голоду пухнет. Пошли Феню к тётушке. Дай ей на извозчика, – мне ждать некогда. Пусть привезёт книгу.

Через час Антон Петрович перелистывал поваренную книгу.

– Гм… маринад… маринад… Яблочные сухари. Это ещё что за штука? Заготовка впрок, вот умеют же люди! Яблочный цукат на другой манер… Не всем же охота оплачивать прихоти купца Васильева! Пастила яблочная, ага! Пастила яблочная. Вот сейчас мы её, матушку, посмотрим. Ошпарить два десятка яблок, гм… цедры лимонной… два фунта сахару… белков… Феня, сходи в лавку. Принесёшь два десятка лучших яблок, сахару, яиц и этой, как её, цедры. Живо! Мне не разорваться!

К обеду пришла замужняя дочка. Очень удивилась, увидя отца в переднике.

– Что с вами, папочка? Больны?
– Иди в кабинет, поможешь цедру драть. У нас ведь, если человек делом занимается, так он в глазах общества либо больной, либо сумасшедший.

Под вечер пришёл сослуживец. Антон Петрович выглянул на минутку, весь красный, взъерошенный.

– Недосуг, дорогой мой. У меня яблоки перепарятся.

Гость посидел пять минут и ушёл с таким видом, будто торопился как можно скорее кому-то что-то рассказать.

К вечернему чаю Антон Петрович не вышел. Он сбивал белки.

В девять часов вечера выглянул на минутку, осунувшийся, с блуждающими глазами, и сказал, что выгнал кухарку.

– Эта дура не имеет ни малейшего понятия о белках! Словом, я или она? Выбирай!

Через полчаса выглянул ещё и сказал, что завтра же съедет с квартиры.

Этот болван, хозяин, сдаёт квартиру с плитой вместо русской печки. Порядочному человеку пастилы попарить негде. Свинство!

В одиннадцать часов вылез озабоченный и попросил чего - нибудь плотного.

– Какого - нибудь этакого канифасу (*), что ли. Мне отцеживать надо.

Канифасу никакого не нашли, и Антон Петрович пожертвовал новую фрачную жилетку.

В полночь пошёл прилечь на полчасика. Измаялся. Но вздремнуть не смог. Мысли замучили. Лежал и считал:

– Яблок вышло фунта три, да сахару два, итого – пять. Белки считать нельзя – они воздушные. За яблоки заплачено рубль шестьдесят, за сахар – двадцать шесть, итого – рубль восемьдесят шесть. Извозчик к тётушке, туда и обратно, – шесть гривен. Два рубля сорок шесть. Два рубля сорок шесть разделить на пять – сорок девять копеек и одна пятая. Ну, к чёрту одну пятую. Сорок девять копеек – фунт чудеснейшей яблочной пастилы. Всего на девять копеек дороже лавочной мерзости. И притом сознание полной своей независимости. Чуть захотел яблочной пастилы, – взял да и сделал. Хоть в два часа ночи. И посылать никуда не надо. Взял да и сделал.

На рассвете Евгения Михайловна вдруг проснулась как от толчка.

Перед ней стоял Антон Петрович с каким-то коричневым комочком на блюдечке в одной руке и с ножом – в другой.

Антон Петрович улыбался жалко и растерянно, как нищий, которого упрекнули его рубищем.

– Вот, Женя, вот!

Он дрожащей рукой протягивал ей комочек.

– Вот, Женя, вот.

Евгения Михайловна вся задрожала.

– Кого ты там убил, несчастный?
– Па-пастила! – пролепетал он. – Ты всё - таки попробуй. Только её никак нельзя разрезать, не поддаётся… Если тебе не противно – лизни её… Сделай милость, лизни! Женя, дорогая! Стоит всего сорок девять копеек и одна пятая. К чёрту одну пятую… Всего сорок девять копеек, и всё свежее… И главное – независимость… Захотел – взял да и сделал.

Он сел на кровать, вытер лоб и повторил с безнадёжным отчаянием:

– Когда угодно. Хоть ночью… Взял, да и сделал!..

                                                                                                                                                                                                Сам
                                                                                                                                                                                   Автор: Н. А. Тэффи
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(*) – Какого - нибудь этакого канифасу - Канифас (от нидерл. kanefas — канва) — устаревшее название льняной, прочной, рельефной полосатой ткани. Название происходит от арабского слова «ganibas», которое означает «ткань из Гениба» — города в Египте, известного производством и экспортом льняных тканей.

Да уж

0

23

Вдвоём ( © )   

Сначала в бездну свалился стул,
потом — упала кровать,
потом — мой стол. Я его столкнул
сам. Не хочу скрывать.
Потом — учебник «Родная речь»,
фото, где вся моя семья.
Потом четыре стены и печь.
Остались пальто и я.
Прощай, дорогая. Сними кольцо,
выпиши вестник мод.
И можешь плюнуть тому в лицо,
кто место моё займёт.

                                           Сначала в бездну свалился стул...
                                                      Автор: Иосиф Бродский

Муха - Цокотуха - песня - сказка, альтернативная версия событий #мухацокотуха @GolosRifm

Вдвоём.

Когда приезжают новые беженцы из советской России и рассказывают о близких и знакомых, нас часто удивляет количество браков, иногда совершенно нелепых.

А я всегда думаю:

– Бедные! Как им страшно жить, что они так боятся одиночества!

Помню Петербург. Осень.

Ночь на исходе. Пустые улицы. Что-то чернеет на тротуаре – из окна видно.

Словно труп. Скорченный, одна рука вытянута, видимо бежал и упал.

И тени какие-то вдоль стен маячат – мотнутся к чёрному, к трупу, и снова расходятся.

А где-то совсем близко стреляют часто - часто. Расстреливают, что ли. Они ведь это всегда на рассвете.

И тянется ночь, и нету ей конца, и всё такая же.

Ждёшь зари. Бродишь от окна к окну – скоро ли день, скоро ли разглядишь того, чёрного, скоро ли узнаешь.

Постучать бы кому - нибудь в дверь и сказать:

– Мне страшно!

Только и всего.

А может быть, и ещё меньше.

Колыхнулась портьера, звякнула на столе фарфоровая статуэтка об ножку лампы.

– Кошка! Ты?

Тёплая, выгибается под рукою, суёт голову в широкий мягкий рукав моего платья.

– Холодно? Зверь, милый, близкий. И тебе холодно! И тебя разбудила звериная предрассветная тревога, и всё ты понимаешь, и страх у тебя перед тем чёрным, что лежит на тротуаре, одинаковый, звериный, и тоска та же. Зверь близкий!

Вдвоём-то нам лучше?

* * *
Его я встречала в Москве.

Он был высокий, сутулый, мохрастый, бородастый – такой обычный, что и незнакомые ему кланялись, и знакомые путались – на всех похож, на всех усталых, честных и неудачных, длинного фасона и бурого цвета.

Что он делал – Бог его знает.

Что-то честное и скучное.

Я, помнится, много раз спрашивала, да никак не могла до толка дослушать.

Начинал он как-то издалека, крутил, плёл всё в придаточных предложениях и с историческими датами так, что никогда до конца довести не мог.

Сам, видно, забывал, к чему дело.

– Вы, кажется, в каком-то журнале пишете?
– Видите ли что, в 1882 году, когда ещё жив был Владимир Соловьёв, которого мне довелось встречать у Николая Петровича, женатого на Софье Андреевне, женщине очень неглупой. Всегда, бывало, говорила мне… и т. д.

И я забывала, что спросила, и он забыл, куда ведёт. И так до следующей встречи.

Жил он одиноко в пустой квартире, держал какую-то прислугу, очень сердитую.

– Она ещё у вас?
– Да, покуда меня не выгнала.

Ходили слухи, что был он когда-то женат, но его, как и всех честных бурых и бородастых, жена бросила.

Бывал он только в каких-то редакциях, да ещё раза три в неделю у общих знакомых – играл в шахматы.

И вдруг пропал.

Собирались узнать, что с ним, да как-то и не собрались.

Недели через четыре пришёл сам.

– Где же это вы изволили пропадать?
– Да так, знаете ли, всё дела…
– Какие такие дела? Нехорошо друзей бросать. Мы беспокоились.
– Беспокоились?

Он слегка покраснел, помялся и сказал, понизив голос:

– Я не мог. У меня… у меня муха.
– Что?

– Ну… муха. Понимаете? Завелась около окна и летает! Теперь зима, холодно, а она вот… Насчёт дров у меня скверно, я спальню запер, а столовую велел топить. Под одеялом ведь довольно тепло.

– Вот чудак! Простудитесь. Вы бы её тоже в спальню переселили.
– Понимаете – не хочет. Назад летит.
– Ну, допустим, муха – дело серьёзное, но почему же вы к нам не приходили?
– Ах, знаете, как-то так… Вот я вчера вечером насыпал ей на стол сахару, она и ела. Сам я пошёл в спальню разыскать книгу, а прислуга – прислуга такая грубая – взяла да и погасила лампу. Муха ест, а она погасила. Вы понимаете…

Он рассеянно сыграл обычную партию в шахматы и, торопливо распрощавшись, ушёл.

Несколько дней все веселились по поводу мухи.

Хозяйка дома, очень остроумная и живая, чудесно передавала в лицах весь разговор.

– Верочка! Расскажите ещё про муху! – просили её.

И она рассказывала.

Но герой рассказа снова пропал. И на этот раз навсегда.

Он умер. Умер от воспаления лёгких.

Из газет мы узнали, что он был приват - доцент и знаток каких-то литератур.

Его жалели.

– Бедный! Такой одинокий.

Но я думала:

– Нет. Последние дни свои он не был одинок.

И хорошо. Вдвоём ему было легче.

                                                                                                                                                                                   Вдвоём
                                                                                                                                                                         Автор: Н. А. Тэффи

Да уж

0

24

В концерте

На море долго тянут время
Тянут помогая облака на небе
На противоположном берегу, у края
Не дотянутся нам до рая
Так близок, но километры так больши
Расстояние от меня до берега Сии
Огромен мир, а я такая маленькая
Огромен сир, с усами аленькими
Он гонит меня спать
Но не хочу отрывать глаза
Тут же не умереть, лгать
Но я как жалкая оса
Оторвала
Взгляд свой от Сии берега
А ты на меня так и смотрел
Между нами не люди, а моря
И как же я люблю тебя
Так далёко от меня ты
Как искусство желан из тьмы
Тянут помогая облака на небе
На море долго тянут время

                                                                  Тянем время
                                                          Автор: Соня Русалеева

Папа у Васи силен в математике. _ Из к_ф Где это видано, где это слыхано (1973г.)

Концерт.

Начинающий поэт Николай Котомко сильно волновался: первый раз в жизни он был приглашён участвовать в благотворительном концерте.

Дело, положим, не обошлось без протекции: концерт устраивало общество охранения аптекарских учеников от никотина, а Котомко жил в комнате у вдовы Марухиной, хорошо знавшей двух помощников провизора.

Словом, были нажаты какие-то пружины, дёрнуты соответствующие нити, и вот юный, только что приехавший из провинции Котомко получил возможность показать столичной публике своё задумчивое лицо.

Пришедший приглашать его мрачный бородач нагнал страху немало.

– Концерт у нас будет, понимаете ли, блестящий. Выдающиеся таланты частных театров и пять тризвёздочек. Понимаете, что это значит? Надеюсь, и вы нам окажете честь, тем более что и цель такая симпатичная!

Котомко обещал оказать честь и вплоть до концерта – ровно три недели – не знал себе покоя.

Целые дни стоял он перед зеркалом, декламируя свои стихотворения. Охрип, похудел и почернел. По ночам спал плохо.

Снилось, что стоит на эстраде, а стихи забыл, и будто публика кричит: «Бейте его, длинноносого!»

Просыпался в холодном поту, зажигал лампочку и снова зубрил.

Бородач заехал ещё раз и сказал, что полиция разрешила Котомке прочесть два стихотворения:

Когда, весь погружаясь в мечтанья,
Юный корпус склоню я к тебе…

И второе:

Скажи, зачем с подобною тоскою,
С болезнью я гляжу порою на тебя…

Бородач обещал прислать карету, благодарил и просил не обмануть.

– А пуб-блики м-много будет? – заикаясь, прошептал Котомко.
– Почти все билеты распроданы.

В день концерта бледный и ослабевший поэт, чтобы как - нибудь не опоздать, с утра завился у парикмахера и съел два десятка сырых яиц, чтобы лучше звучал голос.

Вдова Марухина, особа бывалая, понимавшая кое - что в концертах, часто заглядывала к нему в комнату и давала советы.

– Часы не надели?
– У меня н-нет часов! – стучал зубами Котомко.
– И не надо! Часов никогда артисты к концерту не надевают. Публика начнёт вас качать, часы выскочат и разобьются. Руки напудрили? Непременно надо.

У меня жила одна артистка, так она даже плечи пудрила.

Вам, пожалуй, плечи-то и не надо. Не видно под сюртуком.

А впрочем, если хотите, я вам дам пудры. С удовольствием.

И вот ещё совет: непременно улыбайтесь! Иначе публика очень скверно вас примет!

Уж вот увидите!

Котомко слушал и холодел.

В пять часов, уже совершенно одетый, он сидел, растопыря напудренные руки, и шептал дрожащими губами:

Скажи, зачем с подобною тоскою…

В голове у него было пусто, в ушах звенело, в сердце тошнило.

«Зачем я всё это затеял! – тосковал он. – Жил покойно… „с болезнью я гляжу“… жил покойно… нет, непременно подавай сюда славу… „с болезнью я порой“… Вот тебе и слава! „Юный корпус склоню я“… Опять не оттуда…»

Ждать пришлось очень долго.

Хозяйка высказала даже мнение, что о нём позабыли и совсем не приедут.

Котомко обрадовался и даже стал немножко поправляться, даже почувствовал аппетит, как вдруг, уже в четверть одиннадцатого, раздался громкий звонок и в комнату влетел маленький чернявый господинчик, в пальто и шапке.

– Где мадмазель Котомко? Где? Боже ж мой! – в каком-то отчаянии завопил он.
– Я… я… – лепетал поэт.
– Вы? Виноват… Я думал, что вы дама… ваше имя может сбить с толку… Ну, пусть. Я рад!

Он схватил поэта за руку и всё с тем же отчаянием кричал:

– Ох, поймите, мы все за вас хватаемся! Как хватается человек за последнюю соломинку, когда у него нет больше соломы

Он развёл руками и огляделся кругом.

– Ну, понимаете, совершенно нет! Послали три кареты за артистами, – ни одна не вернулась. Я говорю, нужно было с них задаток взять, тогда бы вернулись, а Маркин ещё спорит. Вы понимаете? Публика – сплошная невежда; воображает, что если концерт, так уж сейчас ей запоют и заиграют, и не понимает, что если пришёл в концерт, так нужно подождать.

Ради Бога, едемте скорее! Там какой-то паршивый скрипач – и зачем такого приглашать, я говорю, – пять минут помахал смычком и домой уехал. Мы просим «бис», а он заявляет, что забыл побриться. Слышали вы подобное? Ну, где же ваши ноты, пора ехать.

– У меня нет нот! – растерялся Котомко. – Я не играю.
– Ну, там найдётся кому сыграть, давайте только ноты!

Тут выскочила хозяйка и помогла делу. Ноты у неё нашлись: «Маленький Рубинштейн» – для игры в четыре руки.

Вышли на подъезд. Чернявый впереди, спотыкаясь и суетясь, за ним Котомко, как баран, покорный и завитой.

– Извините! Кареты у меня нет! Кареты так и не вернулись! Но если хотите, вы можете ехать на отдельном извозчике. Мы, конечно, возместим расходы.

Но Котомко боялся остаться один и сел с чернявым. Тот занимал его разговором.

– Боже, сколько хлопот! Ещё за Буниным ехать. Вы не знаете, он в частных домах не поёт?
– Н-не знаю… не замечал.
– Я недавно из провинции и, простите, в опере ещё ни разу не был. Леонида Андреева на балалайке слышал. Очень недурно. Русская ширь степей… Степенная ширь. Потом обещал приехать Владимир Тихонов… этот, кажется, на рояле. Ещё хотели мы Немировича - Данченка. Я к нему ездил, да он отказался петь. А вы часто в концертах поёте?
– Я? – удивился Котомко… – Я никогда не пел.
– Ну, на этот-то раз уж не отвертитесь! Сегодня вам придётся петь. Иначе вы нас так обидите, что Боже упаси!

Котомко чуть не плакал.

– Да я ведь стихи… В программе поставлено «Скажи, зачем» и «Когда весь погружаясь»… Я декламирую!
– Декла… а вы лучше спойте. Те же самые слова, только спойте. Публика это гораздо больше ценит. Ей - Богу. Зачем говорить, когда можно мелодично спеть?

Наконец приехали. Чернявый кубарем вывалился из саней. Котомко качался на ногах и стукнулся лбом о столбик подъезда.

– Шишка будет… Пусть! – подумал он уныло и даже не потёр ушибленного места.

В артистической стоял дым коромыслом.

Человек десять испуганных молодых людей и столько же обезумевших дам кричали друг на друга и носились как угорелые.

Увидя Котомку, все кинулись к нему.

– Ах… Ну, вот уж один приехал. Раздевайтесь скорее! Публика с ума сходит. Был только один скрипач, а потом пришлось антракт сделать.
– Читайте подольше! Ради Бога, читайте подольше, а то вы нас погубите!..
– Сколько вы стихов прочтёте?
– Два.
– На три четверти часа хватит?
– Н-нет… Минут шесть…
– Он нас погубит! Тогда читайте ещё что - нибудь, другие стихи.
– Нельзя другие, – перекричал всех главный распорядитель. – Разрешено только два. Мы не желаем платить штраф!

Выскочил чернявый.

– Ну, так пусть читает только два, но очень медленно. Мадмазель Котомка… Простите, я всё так… Читайте очень медленно, тяните слова, чтобы на полчаса хватило. Поймите, что мы как за соломинку!

За дверью раздался глухой рёв и топот.

– Ой, пора! Тащите же его на эстраду! И вот Котомко перед публикой.
– Господи, помоги! Обещаю, что никогда…
– Начинайте же! – засвистел за его спиной голос чернявого.

Котомко открыл рот и жалобно заблеял:

Когда весь погружаясь…

Медленней! Медленней! Не губите! – свистел шёпот.

– Громче! – кричали в публике.
– Ю - ный, ко - о - орп - пу - ус…
– Громче! Громче! Браво!

Публика, видимо, веселилась. Задние ряды вскочили с мест, чтобы лучше видеть.

Кто-то хохотал, истерически взвизгивая.

Все как-то колыхались, шептались, отворачивались от сцены.

Какая-то барышня в первом ряду запищала и выбежала вон.

– Скло - о - ню -у я ку те - е… – блеял Котомко.

Он сам был в ужасе. Глаза у него закатились, как у покойника, голова свесилась набок, и одна нога, неловко поставленная, дрожала отчётливо крупной дрожью.

Он проныл оба стихотворения сразу и удалился под дикий рёв и аплодисменты публики.

– Что вы наделали? – накинулся на него чернявый. – И четверти часа не прошло! Нужно было медленнее, а вы упрямы, как коровий бык-с! Идите теперь на «бис».

И Котомку вытолкнули второй раз на сцену. Теперь уж он знал, что делать. Встал сразу в ту же позу и начал:

– Ко - о - огда - а - а ве  -е - есь…

Он почти не слышал своего голоса – такой вой стоял в зале.

Люди качались от смеха, как больные, и стонали.

Многие, убежав с мест, толпились в дверях и старались не смотреть на Котомку, чтобы хоть немножко успокоиться.

Чернявый встретил поэта с несколько сконфуженным лицом.

– Ну, теперь ничего себе. Главное, что публике понравилось.

Но в артистической все десять девиц и юношей предавались шумному отчаянию. Никто больше не приехал.

Главные распорядители пошептались о чём-то и направились к Котомке, который стоял у стены, утирал мокрый лоб и дышал, как опоенная лошадь.

– Поверьте, господин поэт, нам очень стыдно, но мы принуждены просить вас прочесть ещё что - нибудь. Иначе мы погибли! Только, пожалуйста, то же самое, а то нам придётся платить из-за вас штраф.

Совершенно ничего не понимая, вылез Котомко третий раз на эстраду.

Кто-то в публике громко обрадовался:

– Га! Да он опять здесь! Ну, это я вам скажу…
– Странный народ! – подумал Котомко. – Совсем дикий. Если им что нравится – они хохочут. Покажи им
«Сикстинскую мадонну», так они, наверное, лопнут от смеха!

Он кашлянул и начал:

– Ко - гда - а - а…

Вдруг из последних рядов поднялся высокий детина в телеграфской куртке и, воздев руки кверху, завопил зычным голосом:

– Если вы опять про свой корпус, то лучше честью предупредите, потому что это может кончиться для вас же плохо!

Но Котомко сам так выл, что даже не заметил телеграфного пафоса.

Котомке дали полтинник на извозчика. Он ехал и горько усмехался своим мыслям.

«Вот я теперь известность, любимец публики. А разве я счастлив? Разве окрылён? „Что слава? – яркая заплата на бедном рубище певца“. Я думал, что слава чувствуется как-то иначе. Или у меня просто нет никакого честолюбия?»

                                                                                                                                                                                                Концерт
                                                                                                                                                                                        Автор: Н. А. Тэффи

Да уж

0

25

Герои воздухоплавания

Один воздухоплаватель
Решил взлететь повыше.
Наметил курс по памяти
До неба, где бывал.
(Оно по счёту третье,
Налево - вверх от крыши,
Где он свою любимую когда-то целовал).
А дальше, как получится.
Он от кого-то слышал,
Что третье - не последнее,
Что третье - не финал,
Что есть ещё четвёртое,
И дальше (счёт от крыши
Где он свою любимую когда-то обнимал)
И крылья были склеены,
И выкрашены в рыжий.
И напоследок руки
Он всем друзьям пожал.
На старт к седьмому небу
(Если считать от крыши
С которой он любимую куда-то провожал)
Взлёт, и сейчас же - штопор.
Упал - и еле дышит,
Не долетев до неба,
Он на земле застыл.
И он намного ниже
Той злополучной крыши,
С которой не слезал он,
когда с любимой был.

                                                                 Воздухоплаватель
                                                         Автор: Григорий Беркович

Аэродром.

Петербург ходит, задрав голову кверху.

Приезжий иностранец, наверное, подумал бы:

«Какая гордая нация».

Или:

«Не ищут ли они там, за звёздами, чтоб погибнуть?»

Э, нет! Не ищут! Просто знают, что французы летать приехали, – ну, и надеются, не залетят ли, мол, сюда на улицу, чтоб на даровщинку поглазеть.

Каждый день, начиная с двух часов, огромная толпа бежит, едет, идёт и ползёт по направлению к аэродрому.

Полёты начинаются (если только начинаются) в пять, но многие любят прийти с запасцем; часы в России считаются машинкой ненадёжной и шаловливой и любят подурачить честной народ.

Иногда посмотришь: на Николаевском вокзале стрелка показывает десять часов утра, а на соседней колокольне восемь вечера.

На аэродроме веселятся как умеют: ругают буфет, ругают ветер, ругают солнце, ругают дождь, облака, холод, жару, воздух – ругают всю природу во всех её атмосферических проявлениях и уныло смотрят на дощатые ангары, около которых суетятся тонконогие французы и избранная аэроклубом публика.

Выдвинут из ангара длинную зыбкую машину, похожую не то на сеялку, не то на веялку, потрещат винтом, поссорятся и снова тащат на место.

А публика бежит из буфета и, ругая бутерброды, спрашивает, кто полетел.

Посреди круга – палка с флагом.

Долго мучились, придумывая цвета.

За границей, если полёт отменяется, выкидывают красный. У нас – полиция запретила.

– Это ещё что за марсельеза! Чёрный – тоже нельзя.
– Террориста радовать? А? И жёлтый неудобно:
– Кто его знает, что он там значит!

Решили остановиться на цвете bleu gendarme / Синий (голубой) жандармский (фр) /.

Успокоительный цвет. Состоится полёт, выкидывают bleu gendarme посветлее. Не состоится – потемнее.

Смотрит публика и ничего не понимает. Пойди растолкуй им разницу между голубым и синим.

Но вот завертелся винт, зашипел, загудел. Пыль столбом. Ещё минутка – и полетела сеялка - веялка.

Смотрят, рты разинули. Некоторые переглядываются, улыбаясь, точно увидели, как рыба гуляет на хвосте.

Минут через десять удивление проходит, и начинается критика:

– Очень это ещё всё несовершенно!
– Летают, летают, даже надоело!
– Я, знаете, хочу потребовать деньги обратно. На полянке, где ждут извозчики и стоит бесплатная публика, критики ещё строже.
– Видал, как энтот полетел?
– Есть чего смотреть-то! Я думала, и вправду машина полетит. А он взял четыре палки, натянул холстику, да и всё тут. Эдак-то и каждый полетит.
– И ты полетишь?
– Мне нельзя: я при лошади.
– А кабы не лошадь, так полетел бы?
– Отвяжись ты, окаянный ты человек!
– А что, Григорий, видал, как люди нынче летать стали?
– Лю - у - ди? Где ж оны летают?
– Как где? Да вон, сейчас летел.
– Барин летел, а ты говоришь люди. Чего барину не полететь, – народ обеспеченный.
– Летают? А пусть себе летают. Мне-то что!

Волнуются и спрашивают о мнении больше интеллигенты. Мужики и извозчики чрезвычайно равнодушны.

Посмотрит сонными глазами на парящего Фармана и сплюнет с таким видом, точно у себя в Замякишне и не такие штуки видывал.

В середину круга – к ангарам, аппаратам и тонконогим французам – попасть очень трудно.

Нужна особая протекция.

Один инженер, набравшись храбрости, рискнул и перешёл заколдованную черту.

Не успел он сделать десяти шагов, как к нему подошёл какой-то полный господин, иностранного покроя, очевидно, один из участников воздушного дела, и, вежливо поклонившись, что-то спросил по-немецки.

Инженер этого языка не знал и ответил по-французски, что очень просит разрешить ему посмотреть поближе машины, так как он сам специалист и очень авиатикой интересуется.

Но полный немец не понимал по-французски и снова сказал что-то по-немецки и грустно покачал головой.

Инженер понял, что немец и рад бы был пропустить его, но не может, так как это будет против правил.

Он вздохнул, извинился, развёл руками и вернулся на своё место. Немец тоже исчез.

Когда полёт окончился и публика стала расходиться, инженер снова увидел своего немца.

Тот сидел на автомобиле и ласково указывал свободное место около себя, предлагая подвезти.

«Какой любезный народ эти иностранцы», – подумал инженер и с радостью воспользовался предложением, тем более что при разъезде с аэродрома очень трудно разыскать своего извозчика. Все они, позабыв свой номер и своё имя, пялят глаза на небо.

Разговаривая больше жестами и любезными улыбками, инженер и немец делились впечатлениями дня.

Русские вообще как-то слащаво жентильничают с иностранцами, в особенности если говорят на чужом языке, и непременно скажут «pardon» там, где по-русски привычно и верно звучит: «О, чтоб тебя!»

– Хе - хе! – радушничал немец, устраивая инженера поудобнее.
– Хе - хе! – деликатничал инженер, усаживаясь на самый краешек.

Так ехали они умилённо, весело и приятно, как вдруг на повороте немец высунулся вперед и крикнул шофёру:

– Забирай левее, братец, там будет посвободнее, а то, видишь сам, какая давка, – ни тпру, ни ну!

Так и отчеканил на чистейшем русском языке. Инженер чуть не выскочил:

– Да ведь вы русский, чёрт вас…
– Господи! Да ведь и вы! Чего ж вы дурака ломали! Я думал, что вы из самых главных французов! А вы…
– Так чего же вы меня из круга прогнали? – возмущался инженер.

– Я вас? Господь с вами! Это вы меня, а не я вас. Я подошёл и вежливенько попросил позволения остаться, а вы все только руками разводили. И рад бы, мол, да не имею права. А я ещё подумал: «Какой симпатичный, кабы не так строго, он бы меня пустил». Эх вы!

– И вы тоже хороши! Обрадовались, что с французом на автомобиле едете!
– А вы не рады были, что вас воздушный немец везёт! Эх вы!
– И как же это вы не догадались?
– А вы отчего не догадались? Нашли тоже француза!

И долго и горько они укоряли друг друга. Вот какая печальная история разыгралась у нас на аэродроме.

Невольно возникает вопрос:

– Полезно ли воздухоплавание?

                                                                                                                                                                                           Аэродром
                                                                                                                                                                                    Автор: Н. А. Тэффи

( кадр из фильма «Воздушные приключения» 1965 )

Да уж

0

26

Довольно мы потрудились ( © )

Механическое пианино
В старом пабе на Олтингтон - стрит.
В уголке, где напротив камина
Антикварный подсвечник чадит.

Там, где с терпкой галантностью виски,
Тихих, плавных бесед льётся гул.
И совсем не спеша, по-английски,
Уже час идёт партия в пул.

Джентльмены здесь, в облаке душном
Дорогих и не очень сигар,
Снова спорят за рюмкой и кружкой,
Как сыграет сейчас пятый шар.

Пианино привычно мотает
Перфоленту на старенький шкив.
И над клавишами оживает
Позапрошлого века мотив.

Будто время само раскрутило
Механизм старый, простенький твой.
И заслушалось, и загрустило,
У камина сев рядом с тобой.

Сколько лет ты поёшь - кто ответит?
Сколько было таких вечеров?
К этой музыке прошлых столетий
До сих пор не придумано слов.

“Просто ленты с рядами проколов,
Шестёренки, пружины, валы…
Старый корпус рассыплется скоро.
Вот старьё!” Верно, скажете вы.

Совершенству не надо вершины,
Как признанья не ищет талант.
Долголетия этой машины
Не снискал ни один музыкант.

Технологии мир изменяют,
Только сердцу милей простота.
Третий век пианино играет
В старом пабе, напротив моста.

                                                     Механическое пианино (отрывок)
                                                     Автор: Иван Андреевич Никишин

Неоконченная пьеса для механического пианино (1977) - Фрагмент фильма (рус.)

Лень.

Как-то мелькнуло в газетах известие, что кто-то открыл микроб лени, и что будто даже собираются строить специальный санаторий для лентяев, где их будут лечить прививками, инъекциями, а в трудных случаях – удалением какой-то железы, которая развивается у лентяя внутри, под самым носом.

Если всё это верно, то это ужасно!

Это будет последняя несправедливость, выказанная человеком по отношению к лени.

Человек в ослеплении своём оклеветал это лучшее своё природное качество, отнёс его к разряду своих недостатков и клеймит матерью пороков.

Когда Господь проклял Адама, Он сказал, что тот будет трудиться в поте лица.

Если бы Адам был человеком прилежным, он только усмехнулся бы:

– Трудиться в поте лица? Да что же можно иметь против такого приятного занятия? Это вполне соответствует моей натуре, и без всякого проклятия я предпочёл бы это времяпрепровождение всякому другому!

Но не усмехнулся Адам и не обрадовался, а упал духом, и проклятие Господне было, действительно, наказанием, потому что поразило его в самые глубокие основы его существования – в его лень.

Не будь человек лентяем, на этом бы всё и кончилось. Ковырял бы землю ногтями и получал бы от неё тернии и волчцы.

Но вот уже в пятом поколении родился первый лентяй Фовел (*), который сказал:

– Не хочу рыть землю руками. Мне лень. Нужно что - нибудь придумать, чтобы меньше трудиться и больше получать.

И выковал первую лопату.

Следующему лентяю показалось, что и лопата отнимает слишком много силы.

– Лень!

И припрёг на помощь лошадь.

Когда был придуман паровой двигатель – это был светлый праздник для лентяев всех стран.

– Ну, теперь кончено! – ликовали они. – Довольно мы потрудились. Пусть теперь машина за нас поработает. А мы пока что отдохнём да покурим.

И затрещали машины, загудели паровики по всему миру.

Каждый лентяй взваливал на машину отрасль своего труда, придумывал, прилаживал, хитрил.

– Как бы так устроить, чтоб самому только пальцем шевельнуть, а всё за тебя будет сделано!

Потому что истинный, глубокий и сущий лентяй ленив не только за себя, но и за других.

Если ему будет предоставлена возможность завалиться набок, а другие будут на него работать, он истомится и зачахнет от лени за других.

Кто испытывал когда - нибудь сознательно это могучее чувство, тот понимает, что именно оно движет человечество по пути прогресса.

Смотрит лентяй на улицу, видит: человек бредёт усталый, прошёл, по-видимому, много и ещё, верно, должен далеко идти.

– Как ему не лень! Придумать бы такую машину, чтоб возила людей, и чтоб было скоро и недорого.

И вот трамвай, в сущности, уже заказан и ждёт только человека, одарённого более острой и интенсивной ленью, который не только будет мечтать, но и, в порыве отчаяния, изобретёт и выполнит этот заказ.

Когда изобрели электрические двигатели, лентяи устроили вокруг них целую вакханалию.

Электричество должно их освещать, согревать, передвигать, увеселять, качать воду и разговаривать.

Лень овладела всем земным шаром.

Затянула землю рельсами (лень ходить), телеграфными проволоками (лень писать), наставила антенны для беспроволочного телеграфа (лень проволоку тянуть), и всё ей мало, всё ищет она нового и всё идёт дальше.

Современный мир представляет картину полного расцвета самой кипучей деятельности.

Дымят фабричные трубы, стучат моторы, гудят паровики, свистят ремни.

Что такое? Откуда такая неистовая энергия?

Нам лень – вот откуда.

Если присмотреться внимательно – мы окружены продуктами самой бешеной лени.

Вот ткацкая фабрика.

Она возникла оттого, что бабам было лень ткать. Вот бумагопрядильная – оттого, что лень было прясть.

– Скажете: потребности росли?

У прилежного человека, соответственно с потребностями, растёт только усердие, а разные хитрости, как бы поменьше трудиться да при этом ещё получше результаты получить, – это уж лень, мать всех пороков.

Вот пришли вы к себе домой.

Поднимает вас лифт, изобретённый человеком, которому не стыдно было сознаться, что шагать по лестнице лень.

Отпираете дверь французским ключом, придуманным потому, что лень было за прислугу, поворачиваете электрический выключатель, придуманный феноменальным лентяем, которому тошно было даже за керосином послать.

В былые времена детей за леность секли. Но это, слава Богу, мало помогало.

И, может быть, один из тех, которых за недосугом забыли вовремя высечь, и изобрёл какое - нибудь усовершенствование, облегчающее его былой детский нудный труд.

Но если примутся радикально вылечивать лень, тогда всё пропало. Тогда всё остановится или пойдёт назад.

– А мне не лень, – скажет купец, – из Новгорода в Москву на лошадках съездить. Время терпит.
– А мне не лень платье руками шить, – скажет портной. – К чему тут машинка?
– И на шестой этаж подняться не лень, и полотно ткать не лень: если поусердствовать, да приналечь, так почище фабричного будет.

И приналягут.

Лечиться, наверное, захотят многие, потому что лень доставляет большие страдания.

Стоит, например, у меня в комнате кресло, на котором разорвалась обивка.

Но я тщательно скрываю ото всех это обстоятельство, прикрываю пледом, а людей, особенно зорких, прямо усаживаю на рваное место.

Потому что, если увидят, посоветуют переменить обивку.

Чего бы, казалось, проще?

Но человек, одарённый истинной ленью, знает, что достаточно сказать необдуманное слово, как поднимется такая трескотня, что жизни не рад будешь.

Хорошо. Я переменю обивку, я пойду на это. Но знаете, что тогда будет? Вот что. Я скажу прислуге:

– Позовите ко мне обойщика, который живёт тут на углу.

Прислуга пойдёт, вернётся, скажет, что обойщика не застала, и что нужно сходить утром.

Пойдёт утром, приведёт обойщика. Тот спросит, какой кожей обить кресло, и предложит принести образцы.

– Не надо образцов. Делайте, как вам удобнее, – скажу я и подумаю, как он опять пойдёт и опять придёт.
– Нам всё удобно, мы ведь кожу не с себя сдираем, – ответит он и пойдёт за образцами.

Потом опять придёт, опять уйдёт и будет отпарывать старую обивку, из-под которой пойдёт пыль и вылезет волос.

А гвоздей в обивке много, и он будет их вытаскивать, а какой - нибудь мальчишка будет помогать, а обойщикова жена будет подметать сор; потом станут кроить кожу, прилаживать, потом пойдут, придут, уйдут…

И всё это из-за моего желания иметь целое кресло, и желания-то такого не острого, не важного, не радостного.

Ну, разве не лень?

Нет, не могу.

Чувствую, что легче было бы изобрести какую - нибудь такую машину, благодаря которой кресла сами собой бегали бы обиваться на какую - нибудь специальную фабрику.

Не надо санаториев, не надо губить лень.

Пусть она развивается, крепнет и гонит скорее человечество к той прекрасной цели, к которой оно идёт уже столько веков: ничего не делать и всё иметь.

И последнее, что сделает человек, будет гигантский обелиск, а наверху сложенные руки и надпись:

«Лень – мать всей культуры».

                                                                                                                                                                                                         Лень
                                                                                                                                                                                           Автор: Н. А. Тэффи
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(*) Но вот уже в пятом поколении родился первый лентяй Фовел - Автор делает культурную отсылку к Ветхому Завету: «Цилла также родила Тувалкаина (Фовела), который был ковачем всех орудий из меди и железа» (Бытие 4, 22).

Да уж

0

27

Не замарашка

Женщина – вулкан Как древний Везувий,
Меня затопила,
Сожгла моё сердце
И силы лишила.
Обугленный страстью,
Отравленный ядом,
Сгораю от счастья,
Что ты со мной рядом.
Восставший из пепла,
Как выжил, не знаю.
К губам твоим властным
Я вновь припадаю!
Вулкан не стихает,
Бурлит и клокочет.
Душа улетает.
Люблю тебя, очень!
Ты – древний Везувий.
А я, как Помпеи.
Но если ты рядом,
Я жизнь не жалею!

                                Автор: Надежда Чепурная

Почему женщины убивают (2019 сериал 2 сезона) - Русский трейлер (2021)

Кука.

Клавдия всю жизнь была «подругой».

Есть такой женский тип в комедии нашей жизни.

«Подруга» всегда некрасива, добра, не очень умна.

Ей поверяют тайны, когда трудно молчать, она хорошо исполняет поручения. «

Подруга» часто влюбляется вместе со своей госпожой, за компанию.

Говорю «госпожой», потому что в женской дружбе почти никогда не бывает двух подруг.

Подруга только одна. Другая – госпожа.

В Париже Клавдия попала в подруги к Зое Монтан, умнице, красавице, женщине с прошлым, с настоящим и будущим.

Настоящее у Зои было, очевидно, хуже других времён, то есть прошлого и будущего.

Пробовала сниматься в кинематографе, пробовала танцевать в ресторане, но всё как-то не ладилось, пришлось остановиться на комиссионерстве: продавать жемчуг и шарфы.

Тут-то и прилипла к ней Клавдия, рисовавшая, вышивавшая, самоотверженно бегавшая по поручениям.

Зоя относилась к Клавдии чуть - чуть презрительно, но ласково. Узнала, что в детстве Клавдию звали Кукой. Понравилось.

– Это меня так младший братец прозвал. Сокращённое, говорит, от кукушки. Оттого, что я такая веснушчатая.

У Зои в её маленькой отельной комнате всегда толклось много народу.

И делового – с картонками и записками, и бездельного – с букетами и театральными контрамарками.

Среди бездельных Кука отметила высокого, широкоплечего, с красивыми большими, очень белыми руками. Нос с горбинкой и брови со взлётом.

– На сокола похож.

Думала, что такой должен бы Зое понравиться. Но только раз проговорилась Зоя, рассказывая о какой-то пьесе:

– Такую блестящую роль отдали толстому увальню. Здесь нужен актёр - красавец, обаятельный, властный, чтобы сердце дрожало, когда он взглянет. Кто - нибудь, вроде нашего князя Танурова.

– Князь на сокола похож, – сказала Клавдия.

Зоя нервно задёргала плечами, неестественно засмеялась:

– Кука, моя Кука! Ну до чего ты у меня корявая, так это прямо на человеческом языке выразить нельзя.

И Кука поняла, что Зое князь нравится. И как только поняла, сразу за компанию и влюбилась.

Князь Куку совсем не замечал.

Маленькая, рыженькая, хроменькая, одевалась она всегда в какие-то защитные цвета и благодаря этим цветам и собственной естественной окраске так плотно сливалась с окружающей средой – со стеной, с диваном, что её и при желании нелегко было заметить.

Душа у неё тоже принимала окраску «среды».

Зоя весела, и Кука улыбается. Зоя молчит, и Куки не слышно.

Так где же её выделить из этого фона, звонкого и яркого?

Зоя нервничала, похудела. Стала рассеянной.

О князе никогда не говорила, но, если Кука о нём упоминала, она сразу затихала и настораживалась.

Раз неожиданно сказала:

– Здоровое животное. У него, наверное, как у лошади, селезёнка играет.

И лицо её стало злое и несчастное.

Кука мечтала о князе. Мечтала не для себя, а за Зою. Разве смела она – для себя?

Вот Зоя утром сидит с ним на балконе где-то у моря.

На ней розовый халатик, тот самый, который Кука сейчас разрисовывает для американки.

Плечи у Зои смуглые, душистые, сквозят через золотое кружево.

Князь улыбается и говорит… Кука совсем не может себе представить, что он говорит. Может быть, просто «счастье! счастье! счастье!».

Настали тревожные дни.

Зоя двое суток пролежала в постели, ничего не ела и молчала.

На третий день пришёл князь, и Зоя хохотала, как пьяная, и всё приставала к Куке:

– Князенька, посмотрите, какая моя Кука чудесная! Сидит, веснушками шевелит.

А когда князь ушёл, она долго сидела с закрытыми глазами и на вопросы не отвечала. Потом, не открывая глаз, сказала:

– Уйдите же! Вы видите, что я устала.

Но вот настал вечер, когда Зоя сама пришла к Куке, бледная, словно испуганная.

– Друг мой, – сказала она. – Сегодня Господь сотворил для меня небо и землю. Сегодня Константин сказал мне, что любит меня. И он меня поцеловал.

Кука, похолодев от восторга, встала перед ней на колени и заплакала.

– Господи! Господи! Счастье какое!
– Я так и сказала ему – небо и землю, – повторила Зоя в экстазе. – Небо и землю.

А Кука ни о чём не расспрашивала. Молилась и плакала.

Утром Кука забежала в церковь поставить свечечку за рабов Божьих, Константина и Зою.

Хотела поставить перед Распятием, но подумала, что лучше не у страдания гореть ей, а у торжества и радости, и поставила к Воскресению.

Потрогала листки – с красными надписями за здравие, с чёрными – за упокой.

– За упокой для души умершей. А почему нет за покой для живой и томящейся? И почему есть о здравии и нет о счастье?

Помолилась, всплакнула от радости.

– Какое счастье, что есть на Божьем свете такая красота, как эти люди и их любовь. Вот и я, маленькая, корявенькая, всё - таки что-то для них сделала.

Пошли дни новые, похожие на прежние.

Раб Божий Константин возил рабу Зою завтракать на своём, говорил он, «гнусном фордике».

Иногда брали с собою и Куку.

Зоя никогда не возвращалась к откровенному разговору с Кукой и не вспоминала о том дне, когда Господь сотворил для неё небо и землю.

Как будто ей даже было неприятно, что она так тогда размякла. Потом Кука поняла, что у князя есть жена.

– Какая трагедия! И как прекрасна Зоя в своей самозабвенной жертве. Такая красавица! Такая гордая!

Шли дни. И потом настал день.

Зоя с вечера попросила Куку отвезти заказ в Сен - Югу.

Князь предложил, что довезет её на своём «гнусном фордике».

Кука и обрадовалась, и испугалась. Как так – вдвоём… О чём же она с ним говорить будет?

Ночью придумывала всякие предлоги, чтобы отказаться, но как-то ничего не вышло.

Утром с отчаянием в сердце и с картонкой в руках ждала у подъезда, чтобы он не поднялся и не увидел её ужасной комнатушки.

Князь сам управлял автомобилем и поэтому, слава Богу, говорил немного. Кука исподтишка любовалась его бровями, его сильными руками.

«Князь - сокол!»

Он мельком взглянул на неё. Усмехнулся. Взглянул ещё.

– Сколько вам лет?
– Двадцать девять, – испуганно ответила Кука.
– Я думал – четырнадцать.

Подъехали к дому заказчицы.

Князь нажал несколько раз резину своего гудка, и элегантный лакей в полосатой куртке и зелёном переднике выбежал к воротам.

Князь отдал ему картонку и повернул автомобиль.

«Как всё сегодня нарядно, – думала Кука, пряча в рукава свои руки в нитяных перчатках. – И как я не подхожу ко всему этому».

– Ну-с, а теперь, – сказал князь, – я предложу вам следующее: мы никому ничего не скажем и поедем завтракать.

Кука совсем перепугалась. Что значит «никому не скажем»?

Впрочем, это, может быть, какая - нибудь смешная поговорка или цитата,

– Нет, мерси, я не голодна, мне пора домой.
– Кука! Маленькая эгоистка! Она не голодна! Зато я голоден. Надо же мне какую - нибудь награду за то, что развожу ваши картонки. Неужели нельзя опоздать на полчаса? Мы никому ничего не скажем и живо позавтракаем.

Опять это «никому ничего»…

Князь повернул, не доезжая до моста, и остановился около маленького ресторанчика, нарядно украшенного фонарями и гирляндами зелени.

Кука старалась настроить себя на радостный лад.

Так всё необычайно. Она сидит, как настоящая дама, с этим удивительным человеком.

Он наливает ей какого-то крепкого вина.

Какая красивая рюмка. Но нет радости. Растерянность и страх.

Скорее бы кончилось.

Как много вилок… Которую же надо взять? Неужели он не понимает, что ничего мне этого не нужно?..

Она подняла глаза и встретила его взгляд, пристальный и весёлый.

– Я гляжу на вас, маленькая моя, не меньше пяти минут. О чём вы думаете?

Кука молчала. Чувствует, что краснеет до слёз. Он вдруг взял её руку.

– Маленькая моя! Необычайная! Смотрите, как её ручка дрожит. Словно крошечная птичка. И пульс бьётся. Господи! Бьётся сердце маленькой птички. Кукиной руки!

Он прижал её руку к своей большой горячей щеке, потом стал целовать её быстрыми твёрдыми поцелуями.

– Кука, маленькая, как я люблю вас.

И, точно в пояснение, прибавил:

– Серьёзно, сейчас я вас одну в целом мире люблю.

Кука не шевелилась.

Он обхватил рукой её плечи и, быстро нагнувшись, поцеловал её в губы.

Кука закрыла глаза.

«Господи! Что же это? Это ли счастье – этот ужас? Зоя, красавица, гордая, и я, бедненькая, рваненькая. Зоино счастье красивое, где же оно? Куку, которая „веснушками шевелит“, целуют теми же губами…»

И вдруг поняла, что значит «никому ничего не скажем»…

– Ну, маленькая моя! – говорит ласково - насмешливый голос. – Ну можно ли так бледнеть?

Лакей убирал со стола закуску, и князь, слегка отодвинувшись от Куки, сказал, наливая уксус в салатник:

– Сегодня удивительный день. Я бы мог выразиться, что сегодня Бог сотворил для меня небо и землю. Ай, что с вами?

Он схватил её за руку выше локтя. Ему показалось, что она падает.

Но она вырвалась и встала, бледная, страшная, с открытым ртом, задыхающаяся.

И вдруг подняла стиснутые кулаки, прижала их к щекам, закричала, качаясь:

– Подлый! Вы подлый! Обнимали меня здесь, как портнишку, как швейку… пусть… это пусть… это забавлялись… чего со мной считаться… А её святые слова вы не смеете повторять! Не смеете!.. Убью!.. Убью!..

Голос у неё хрипел и срывался, и чувствовалось, что, будь у неё силы, она кричала бы звенящим отчаянным криком.

Князь, криво улыбаясь, налил в стакан воды. Взял её за плечо. Она отскочила, словно обожглась:

– Не смей прикасаться ко мне, гадина! Не смей! Убью - у - у!

И была в её дрожавшем бескровном лице такая безмерная боль и такое гордое отчаяние, что он перестал улыбаться и опустил руки.

Не сводя с него глаз, словно как зверя держа его взглядом на месте, она обошла стол и вышла, стукнувшись о притолку плечом.

– О - о - о! – со стоном вздохнул он. Попробовал насмешливо улыбнуться:
– Quelle corvee! / Какая тягомотина! (фр.) /

Но вдруг заметил на столе Кукины перчатки. Простые, бедненькие, рваненькие Кукины перчатки.

Слишком маленькие и ужасно бедные на твёрдой холодной скатерти, рядом с хрустальным бокалом, рядом с резным серебром прибора.

И, не понимая, в чём дело и что с ним происходит, князь почувствовал, что тут уж никак не устроишь так, чтобы всё вышло забавно и весело.

– Но ведь, право же, я не хотел её обидеть. Неужели я был некорректен?

                                                                                                                                                                                                     Кука
                                                                                                                                                                                       Автор: Н. А. Тэффи

Да уж

0

28

В мае месяце ( © )

От душистого утра - мигрень,
мир в цветах и весна непреклонна,
под окном распустилась сирень -
дотянулась рукой до балкона

и лиловая пена опять
аромат источает по свету,
но никто не спешит обрывать
и дарить из сирени букеты

что ни ветка - цветков купола,
где листок - осмелевшее сердце...
а сирень всё цвела и цвела,
чтобы взгляд ледяной смог согреться

                                                                                Любовь весны
                                                                        Таня Иванова - Яковлева

Их дети.

Яркий весенний день.

Зеркальный асфальт Берлина звонко отвечает ударами каблуков.

Эта узенькая улочка, куда выходит окно моей комнаты, похожа на коридор другого отеля, – так она чиста и нарядна и украшена цветами.

Как раз против меня городская школа.

Скоро начнутся уроки.

То в одном, то в другом окне, обрамлённом вьющимися бархатно - оранжевыми цветами, показывается фигура учительницы, – рослой белокурой девушки, совсем ещё молодой.

Руки у неё, как лапы у породистого щенка, слишком велики по её росту.

Волосы туго свёрнуты на затылке, юбка прикрыта полосатым передником.

Учительница вытирает пыль с подоконников и поёт тонким носовым сопрано популярную сантиментальную песенку:

Das war im
Schoneberg Im Monat Mai.  / Это было в Шонеберге В мае месяце (нем.) /

Поёт наивно - убедительно, сама вся розовая, вся свежая и чистая.

А внизу уже собираются дети.

Раньше определённого часа они войти в школу не смеют. Опоздать тоже боятся и поэтому ждут у подъезда.

Плотные, румяные мальчишки рассказывают друг другу что-то деловое, серьёзное.

Вероятно, о том, как кто-то кого-то бил, потому что выражение лица у них вызывающее, и сжатый кулак то угрожающе трясётся в воздухе, то подъезжает под самый нос собеседника.

Девочки чинно стоят или прогуливаются под ручку мимо подъезда.

Две или три тут же вяжут крючком толстые уродливые кружева – своё будущее приданое.

«Das war im Schoneberg» / Это было в Шонеберге (нем.) / , – звенит из бархатно - оранжевых цветов голосок учительницы.

Девочки покачивают в такт гладко расчёсанными головками.

Придёт их время, – и они тоже запоют о том, как сладко целоваться в весёлом Шонеберге в зелёный месяц май.

Вдоль улицы, прижимаясь к стенам, медленно ковыляет маленькая тёмная фигурка.

На спине ранец, такой же, как и у всех школьников, но он кажется огромным, он торчит далеко от затылка, потому что мальчик, несущий его, – горбун.

Медленно ковыляет маленький калека, подпирая костылём высокое острое правое плечо.

Подходя к школе, он движется всё медленнее.

Ему трудно, или просто устал, но, кроме того, он как будто боится чего-то.

Он так жмётся к стене и, на минуту укрывшись за водосточной трубой, вытягивает шею и смотрит на группу детей у подъезда.

Потом вдруг, точно выбрав момент, быстро, насколько позволяет костыль, перебегает через улицу и, притаившись за большим фургоном с мебелью, долго тяжело дышит.

Потом, снова вытягивая шею, смотрит на детей и снова прячется.

Может быть, он играет и хочет, чтобы дети искали его?

Но он стоит тихо, – так тихо, что потрясающие кулаками деловитые румяные мальчики и озабоченные будущим приданым девочки, по-видимому, и не подозревают о его присутствии.

Но вот смолкает песня о Шонеберге и поцелуях.

Звенит острый, тонкий колокольчик, и дети, подталкивая друг друга, быстро выходят в подъезд.

Маленький калека, вытянув шею, наблюдает за ними.

Когда закрылась дверь за последним румяным мальчиком, горбун выждал минутку и вдруг решительно заковылял прямо к школе.

Он с трудом протиснулся в тяжёлую дверь, весь кривой, маленький и испуганный.

В продолжение двух часов с небольшим перерывом из окошек, цветущих бархатистыми цветами, доносился громкий повелительный голос учительницы.

Голос этот, резкий, злой, невыносимый.

Голос этот не пел никогда о сладких поцелуях мая, он ничего не мог о их знать, – это мне, верно, послышалось.

И снова зазвенел острый колокольчик, и толпа детей распахнула двери подъезда.

Маленького калеки не было с ними.

Он вышел, когда они были уже в конце улицы, и снова спрятался за фургон с мебелью.

Но ему не повезло. Одна из чистеньких девочек, обернувшись, заметила его манёвр.

Она засмеялась, захлопала в ладоши и закричала что-то.

Ну, конечно, моя первая догадка была верной. Конечно, это игра, весёлая детская игра.

Дети бегут, смеются.

Но какой странный маленький горбун.

Он весь притих, он втянул голову в плечи и так странно дрожит. Неужели он плачет?

Дети подбегают к фургону.

Впереди всех та девочка, которая первая заметила его.

Она визжит, кричит какое-то слово, которое я не могу разобрать, и громко смеётся.

Она, должно быть, самая весёлая, эта белобрысая девочка.

И потом она первая заметила, как прячется их маленький товарищ, и должно быть, чувствует себя царицей этой забавной игры.

Они все бегут и все визжат, и все повторяют то же слово.

И вдруг горбун громко заплакал и побежал, – побежал большими прыжками, упираясь всеми силами на свой костыль.

Он на ходу поворачивал к детям своё жалкое лицо с распяленными бледными губами и всё плакал громко, привычным и им, и ему плачем.

– Урод! Урод! – смеялись дети.

Теперь я отчётливо расслышала это слово:

– Урод!

А маленькая девочка, царица игры, быстро скрутила какой-то комочек, – может быть, из тряпок, может быть, из камешков, – и бросила его вслед горбуну.

Девочка была ловкая, – комочек щёлкнул горбуна прямо по короткой ноге.

– Урод! Урод!

Из цветущего окошка высунулась голова учительницы.

Усмехнулось розовое лицо. Но она погрозила пальцем и сказала резко и определённо:

– Ruhig!  / Спокойно! (нем.) / На улице нужно вести себя прилично. Дети притихли, зашептались и, с трудом гася вспыхнувшее веселье, стали чинно расходиться.

Горбун скрылся за углом.

В цветущем бархатно - оранжевом окошке долго улыбалось полное розовое лицо, спокойное, довольное, и тонкий носовой голосок сантиментально и искренно звенел о радости весенних поцелуев.

                                                                                                                                                                                              Их дети
                                                                                                                                                                                 Автор:  Н. А. Тэффи

Да уж

0

29

Жена ... Хочешь фокус покажу ?

Эх, яблочко, да на тарелочке,
Надоела жена, пойду к девочке,
Надоела жена, пойду к девочке,
Эх, яблочко, подреж под белую,
Милой девочке закусочка спелая,
Эх, яблочко, куда ты котисся?
Мила девочка ушла, не воротится,
Эх, яблочко, катись под левую,
Разменяю свою жизнь полуверную,
Эх, яблочко, бегу за санками,
Буду с горочки кататься с куртизанками,
Буду с горочки кататься с куртизанками!
Эх, яблочко, а ты мне верная,
Оставайся таковой дура стервная.

                                                                              Эх, яблочко
                                                                           Автор: Новьянов

Сладкая отрава.

На масленой неделе пошли смотреть фокусника.

В маленьком балаганчике, обвешанном бурыми тряпками, веяло чудесами.

Тихо повизгивала скрипка, и постукивал бубен.

Пахло краской и паклей, а так как в балаганчике ни того, ни другого не было, то и это обонятельное явление можно было отнести к разряду чудесных.

Квочкин с женой уселись рядом.

Петькин нос торчал между левым коленом отца и правым коленом матери и мерно сопел от напряжённого внимания.

Да и было от чего напрягаться.

На сцене происходили вещи, способные поразить самое разнузданное воображение.

Ели стекло, глотали огонь со стеариновой свечки, жевали горящую паклю, вытаскивали друг у друга из носу серебряные рубли, а главный фокусник, покудахтав минуты полторы, снёс яйцо из носового платка.

Квочкин, как лицо высшее, на обязанность которого судьба возложила опекать и просвещать две вверенные ему души – жёнину и Петькину, объяснял им конструкцию всех этих чудес ясно и толково, предостерегая от суеверных заблуждений.

– Смотри-ка, руль с носу вытянул! – ахала душа жены. – И что же это такое! Сама видела, – нос у того мужчины порожний был. Из порожнего носа рубль выколупал! И это что же такое!
– Электричество! Очень просто – это он электричеством делает, – холодно и спокойно объяснял Квочкин.
– Господи, до чего себя довели! Смотри, смотри, пакля горит, а он её гложет!
– Магнетизм. При помощи магнетизма. Очень просто. Обычное явление.
– Господи! А может, это он с голоду. С голоду и не то слопаешь.
– Магнетизм. Всё это магнетизм чистейшей воды.

Фокусник, отодвинув своих помощников, зажёг свечку и обратился к публике с речью на волшебном языке, отличавшемся от русского только тем, что все падежи в нём были неправильны.

– Прошу почтеннейшая публика быть внимательная и одолжить мне носовым платком.

Публика недоверчиво молчала.

– Очень прошу, – продолжал фокусник, – одному носовому платку, которому возвращу в целости.

И вдруг с Квочкиным случилось что-то странное: сердце у него быстро и тревожно застучало, в горле что-то дрогнуло, – он вытащил из кармана свой большой толстый платок с меткой Н. К. – Николай Квочкин, встал, поднялся на две ступеньки эстрады и подал платок фокуснику.

– Очень вами благодарю.

Квочкин вернулся на место.

Фокусник и всё, что делалось на эстраде, вдруг приобрело для него особый, острый интерес.

Сердце продолжало биться, но уже не тревожно, а радостно; он чувствовал, что покраснел и ноздри у него раздуваются.

Ему казалось, что все смотрят на него, и он не смел поднять глаз от смущения и удовольствия.

– Итак, вот этот платку, – говорил фокусник, – я теперь развёртываю и показываю почтеннейший публиком. Теперь я складываю его вот так и подношу к свечке. Попрошу музыку играть.

Взвизгнула скрипка, испуганно торопясь, заскакал за ней бубен.

Квочкин смотрел на свой платок под аккомпанемент музыки и сладко волновался.

– Спалит он платок-то, – шептала жена. – Небось, никто своего платка не дал, а нашему ничего не жаль.
– Молчи! – цыкнул Квочкин и почувствовал, как вдруг жена стала ему чужой, далёкой и ненужной, и сопящий Петька давил на ногу, как куль. Стоило их тоже с собой брать!
– Чиво я молчать буду, когда он моё добро жжёт. Своим горбом наживали-то. Не бог весть сколько платков-то напасено. Ишь, жжёт, – палёным пахнет.
– Теперь попрошу музыку замолчать! – крикнул фокусник. – Раз! Два! Три! И вот вам платок, цел и невредим, – обратился он к Квочкину. – Покорно вам мерси за содействие.

Квочкин взял свой платок, гордо окинул публику орлиным взглядом и медленно спустился с эстрады.

– Господи, – ахала жена, – платок-то ведь целёхонек. Ни тебе дырки, ни тебе заплатки. А сама слышала: палёным пахло!
– Молчи, деревня, – зашипел Квочкин.

Он отодвинулся насколько мог дальше от опостылевшей семьи и весь ушёл в искусство.

Когда фокусник вынул из шляпы живого кролика, он не ахал вместе с другими, а, слегка подбоченясь, окидывал публику торжествующим взглядом.

– Электричество – очень просто. Необразованность, конечно, не понимает свою серость.

Он уже принадлежал эстраде. Когда фокусник, жонглируя, нечаянно разбил яйцо, и публика захохотала, он расстроился и почувствовал неудачу острее и больнее самого исполнителя.

– Пошла домой, – сказал он жене после представления, – я к куму зайду.

Кум был, что называется, «не оправивши после вчерашнего».

Сидел на кровати и смотрел на собственные ноги в серых валенках с таким тупым удивлением, будто видел их в первый раз в жизни.

– Не могу я так больше! – тоном трагического любовника сказал Квочкин. – Среда душит.
– А ты не пей, – прогнусавил кум.
– Да я не пью.
– Ну, так пей. Помолчали. Квочкин встал.
– Ну, прощай, брат. Думаю я об одной вещи. Я, брат, в актёры хочу. А?

Кум смотрел на валенки.

– Главное, что? Главное, ежели ты на сцене, это чтобы не волноваться. А я не волнуюсь. Ей - богу. Бог тебе ни капли. Публика прямо ахнула, а я хоть бы что. А?

Кум смотрел на валенки.

– Так вот, как ты мне посоветуешь? Идти? А?

Кум вдруг поднял голову посмотрел тускло, сплюнул:

– А по мне, хоть к чёрту.

Квочкин не обиделся. Он только вздохнул, повернулся и вышел.

– Не образован через свою серость. Нельзя с ним говорить.

Шёл по улице и думал, и вспоминал, и даже слегка поправлял прошлое и делал его ещё радостнее.

– Ваш платок…
– Вот-с. Извольте-с. Что ему сделается.
– Мерсите вам…
– И с нашей стороны тоже.
– Вот-с… в целости…
– Очень понимаем… электричество…
– Браво, браво, браво.
– Ваша фамилия-с?
– Их фамилия Квочкин!..
– Уррра!

                                                                                                                                                                                      Сладкая отрава
                                                                                                                                                                                   Автор: Н. А. Тэффи

( кадр из фильма «Престиж» 2006 )

Да уж

0

30

Может как чего - нибудь и что (©)

Что-то как-то не очень весело
В этом сумраке января.
Все берёзы тоску развесили
Цветом тусклого янтаря.

Что-то как-то не очень верится
В то, что будет, и в то, что прошло.
Одинокое смотрит деревце
На меня сквозь времён стекло.

Времена мои потускневшие…
Ну а деревцу – всё равно!
И послал бы весь мир я к лешему,
Да не можется: не дано!..

                                                  Что-то как-то... (отрывок)
                                                        Автор: Борычёв Алексей

Лётчик.

Вчера в кинематографе показывали какой-то аэроплан, и я вспомнила…

Гриша Петров был славный мальчишка. Здоровенный, коренастый и вечно смеялся.

– Рот до ушей – хоть лягушке пришей, – дразнили его младшие сёстры.

Не кончив университета, женился, потом попал на войну.

Боялся он войны ужасно. Всего боялся – ружей, пушек, лошадей, солдат.

– Ну чего ты, Гриша! – успокаивали сёстры. – Уж будто так все в тебя непременно стрелять будут.
– Да я не того боюсь!
– А чего же?
– Да я сам стрелять боюсь!

Стали обучать Гришу военному ремеслу.

После первого урока верховой езды вернулся он домой такой перепуганный, что даже обедать не мог.

– Всё равно, – говорит, – какой тут обед! Всё равно придётся застрелиться.
– Что же случилось?

– Господи, страсти какие! Взвалили меня на лошадь – ни седла, ни стремян – ничего! Хвоста у неё не поймать – держись за одну гриву. Пока ещё на месте стояла – ничего, сидел. А офицер вдруг как щёлкнет бичом, да как все заскачут! Рожи бледные, глаза выпучены; зубы лязгают – последний час пришёл! А моя кобыла хуже всех. Прыгает козлом, головой машет – кидает меня то на шею, то на зад. Я ей «тпру! тпру!» – не тут-то было. Ну, думаю, всё равно пропадать: выбрал минутку, когда она поближе к стенке скакала, ноги подобрал да кубарем с неё на землю. Офицер подскочил, бичом щёлкает:

– На лошадь!

Я поднялся.

– Не могу, – говорю.

А он орёт:

– Не сметь в строю разговаривать!

А мне уж даже всё равно – пусть орёт. Так и ему говорю:

– Чего уж тут – я ведь всё равно умираю!

Он немножко удивился, посмотрел на меня внимательно.

– А и правда, – говорит, – вы что-то того… Идите в лазарет.

Загрустил Гриша.

– Теперь сами видите, какой я вояка. Я им так и скажу, что лучше вы меня на войну не берите. У вас вон все герои – сам в газетах читал. А я не гожусь – я очень боюсь. Ну куда вам такого – срам один.

Однако ничего. Дал себя разговорить, успокоить. Одолел военную науку и пошёл воевать.

На побывку приехал домой очень довольный – опять «рот до ушей – хоть лягушке пришей».

– Слушайте! А ведь я-то, оказывается, храбрый! Ей - Богу, честное слово. Спросите у кого хотите. И пушки палят, и лошади скачут, а мне чего-то не страшно. Сам не понимаю – глупый я, что ли? Другие пугаются, а мне хоть бы что!

Приехал второй раз и объявил, что подал прошение – хочет в лётчики.

– Раз я, оказывается, храбрый – так чего ж мне не идти в лётчики? Храброму-то это даже интересно.

И пошёл.

Летал, наблюдал, бомбы бросал, два раза сам валился, второй раз – вместе с простреленным аппаратом, и так сильно контужен, что почти оглох.

Отправили прямо в санаторию.

* * *
В Москве, уже при большевиках, в хвосте на селёдочные хвосты, кто-то окликнул меня.

Узнала не сразу. Ну да мы тогда все друг друга не сразу узнавали.

– Гриша Петров?

Почернел как-то, и скулы торчат. Но это не главное.

Главное – изменило его выражение глаз: какое-то виноватое и точно просящее, беспокойное.

– Как вы, – говорю, – загорели!
– Нет, я не загорел. Здесь другое. Я к вам приду и расскажу, а то со мной на улице говорить нельзя – очень уж кричать надо.

Вечером и пришёл.

Рассказал, что в Москве проездом – завтра уезжает. Будет летать.

– Ведь вы же не можете – вы в отставке, вы инвалид.
– Большевики не верят. Буду летать. Ничего. Дело не в этом.

И узнала я, в чём дело.

– Отряд наш – шестнадцать офицеров. Сидели в глуши, думали – о нас и забыли. Лес у нас там, хорошо, грибы собирали. Вдруг приказ – немедленно одному явиться с аппаратом в Москву, пошлют его куда-то над Уфой летать. Мы бросили жребий. Вытащил товарищ и говорит: «Я повешусь, у меня мать в Уфе, я над Уфой летать не стану». Ну, я и вызвался заменить, думал, словчусь, полечу к чехословакам – я ведь, сами знаете, храбрый. Приезжаю сюда, а здесь говорят: не над Уфой летать, а над Казанью. А у меня в Казани старуха мать, и жена, и мальчишки мои – как же я стану в них бомбы бросать? Решил сказать начистоту. Заявил начальству, а оно – так любезно:

– Так, значит, в Казани ваша семья?
– В Казани, – говорю, – все.
– А как их адресочек?

Я и адрес сказал. Они записали.

– Ну-с, теперь, говорят, завтра же отправляйтесь на Казань. А в случае, если затеете перелететь к чехословакам или вообще недобросовестно отнесётесь к возложенному на вас поручению (это, то есть, бомбы бросать не буду), то семья ваша будет при взятии города расстреляна. Поняли?

Ну ещё бы, как не понять!

Призадумался Гриша – чёрный такой стал, скуластый, и вдруг спросил:

– Как вы думаете – должен я сейчас застрелиться или посмотреть – может, как - нибудь… А? Что? Что?

Он очень плохо слышал.

* * *
Несколько месяцев тому назад совершенно неожиданно встречаю в Болгарии старушку Петрову.

– Да, да, слава Богу, выбрались. Мы давно уже здесь. Маруся, Гришенькина жена, в школе устроилась учительницей. Мальчики здоровы, всё хорошо. А сколько перестрадали! Как они на Казань-то шли! Есть было нечего, воды и той не было. Сами на Волгу с кувшинами бегали. Мальчики тоже чайники брали – пять вёрст почти. Бежим, бывало, а над нами аэроплан ихний гудит. Господи, думаю, хоть бы детей-то пощадили. Лётчик свалился у нас за лесом, недалеко. Все бегали смотреть. Обгорел так, что лица не различить. А мне и не жалко. Собаке собачья смерть!

– А скажите, вы о Грише ничего не знаете?
– Нет, ничего. Так ничего и не знаем. С самого начала отрезаны были. Ну да ведь его большевики на службу призвать не могли, он, слава Богу, инвалид, контуженый, никуда не годный – где - нибудь отсиделся. Всё ждали весточки. Обещали нам тут…
– Значит, ничего не знаете?

Она вдруг всполохнулась.

– А что? Может быть, вы что - нибудь?.. А? Может, слышали?
– Нет, нет… Я так… ничего не знаю.

                                                                                                                                                                                                 Лётчик
                                                                                                                                                                                     Автор: Н. А. Тэффи

Да уж

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]