Куклы для Бабы Яги
Когда же ты оживёшь?
Кукла моя - колдунья.
Метёлочку в руки возьмёшь
И выметешь сор из избы.
И вылетишь в чистое поле,
Невысоко, над травою.
Ведь ты же такая малая,
Боишься ещё высоты.
*
Метёлочкой еле касаешься
Цветов, ты пугаешь бабочек.
Взлетают они и пархают,
Касаясь твоих волос.
Таких золотых, как пшеница.
Летишь и ветер в ресницы.
Кукла моя - колдунья,
Смотри, как вокруг хорошо!
Кукла - Колдунья (Отрывок)
Автор: Богдан Харченко
Видео клип не имеет отношение к фильму "Baba Yaga" 1973
Фото подбор - Авторский.
Когда я узнала о существовании иностранного фильма "Баба Яга" ("Baba Yaga", 1973, режиссёр Коррадо Фарина), то улыбнулась и решила его посмотреть из любопытства. А сейчас спешу поделиться впечатлениями. Сразу уточню: это не фильм для детей, а страшная сказка для взрослой аудитории!
Жанр: ужасы
Год: 1973
Страна: Италия, Франция
Что мне понравилось: Визуальная сторона. Было непривычно увидеть такую Бабу Ягу.
Что не понравилось: Фильму не хватает оригинальности, многовато киноштампов.
Подробнее о фильме и впечатлениях: Фотограф Валентина возвращается домой поздно ночью, замечает бездомного щенка и останавливается, чтобы погладить его. В этот момент появляется чёрная машина и чуть не сбивает щенка. Валентина успевает схватить щенка, но теряет равновесие и падает сама.
Из остановившейся машины выходит немолодая таинственная незнакомка в чёрном, которая представляется ... Бабой Ягой. С героиней русских сказок она внешне не имеет ничего общего, это стильная дама в возрасте, которая будет в чёрной одежде во всех эпизодах фильма.
Женщина извиняется за инцидент и настойчиво предлагает подвезти Валентину домой в качестве компенсации, а также приглашает в гости. Она откуда - то знает, где девушка живёт, что удивляет Валентину, и говорит ещё несколько загадочных фраз. Не спрашивая разрешения, Баба Яга отцепляет одно из креплений для чулок, которые были на Валентине (у девушки пояс для чулок с подвязками под юбкой). Это выглядит так, словно Баба Яга лесбиянка, и это намёк. Женщина обещает отдать вещь на следующий день и сдерживает обещание.
Когда она приходит к Валентине и отдаёт ей крепление, то берёт в руки фотоаппарат девушки. Девушка всё-таки отправляется к Бабе Яге в гости (та оставила адрес), её дом оказывается старинным особняком. Хозяйка дома предлагает Валентине пофотографировать украшения и старые вещи. Но во время нахождения в гостях на девушку находит сонное состояние, и она засыпает. Баба Яга будит гостью, провожает и дарит куклу Анетту в садомазохистском наряде, которая, с её слов, при необходимости сможет защитить Валентину.
После этого двое человек, которых фотографирует Валентина, падают и плохо себя чувствует. Девушка сразу начинает подозревать Бабу Ягу и хочет сфотографировать ещё одну клиентку другим фотоаппаратом, чтобы избежать опасности. Но в доме во время фотосессии внезапно выключается электричество. Когда свет снова включают, то клиентка жалуется, что кто-то её уколол булавкой, а Валентина замечает, что булавка, которая была волосах куклы Анетты, лежит на полу, а вторая фотокамера включена.
Когда Валентина проявляет фотографии, то на них оказывается невероятное — ожившая кукла в образе девушки обычного роста втыкает булавку в ногу клиентки. Вскоре Валентина узнает о смерти клиентки! Потом кукла оживает уже при главной героине, забирает камеру и уходит к своей хозяйке Бабе Яге. Теперь у девушки есть только один способ вернуть камеру — снова прийти к ней лично.
У Валентины есть парень Арно (тоже творческий человек, кинорежиссёр), который сначала считает её рассказы разыгравшейся фантазией ("Сказок не существует!"), но потом настораживается и идёт её спасать... Но успеет ли?
В фильме часто показываются сновидения героини (после знакомства с Бабой Ягой на ночной улице Валентину начинают мучить кошмары). В некоторых сценах сновидения и реальность показаны в такой манере, что нужно приложить усилия, чтобы разобраться, где что. А конец вообще не поддаётся логическому объяснению.
Как я писала выше, главное достоинство этого фильма - визуальная сторона. Если бы меня попросили подобрать прилагательные, описывающие этот фильм, то первым бы шло слово "стильный":
Все главные герои (преимущественно героини) стильно выглядят, и на них приятно смотреть.
Я обратила внимание на продуманность отдельных моментов с целью сделать эти сцены максимально яркими и эффектными.
Стильные вступительные титры со страницами чёрно - белого комикса, по мотивам которого снят фильм, и красным текстом.
В некоторых кадрах используется такой приём: лица людей превращаются в рисунки, но не в кадры из комикса, а в что-то типа рисунков чёрным карандашом или углём с полутонами.
Дом Валентины, который одновременно является её студией (она фотографирует в том числе и на дому) интересен в плане интерьеров и вещей. Старинный особняк Бабы Яги тоже запоминается своими интерьерами.
По сюжету фильма Валентина снимает клиентов, поэтому можно увидеть людей в разных образах (например, индианка, Нефертити, шериф).
У Валентины необычный телефон (стационарный, это же 70-е годы) в прозрачном корпусе, в котором видны все детали и провода.
Строго говоря, фильм не является ужастиком в классическом понимании, в нём нет акцента на демонстрацию ужасов, крови и щекотание нервов зрителя. Саундтрек приятный, но не запоминающийся.
Темы лесбиянок и садомазохизма тоже не являются главенствующими, в контексте данного фильма это вещи, которые свойственны плохим героиням, а к хорошим приходят в виде искушения и снов.
Небольшой минус этого фильма в том, что его оригинальность близка к нулю. В нём используются проверенные временем киноштампы: злодейки носят чёрное и живут в старинных особняках, в напряжённый момент непременно должна начаться гроза, куклы оживают.
Также, на мой вкус, актриса в роли оживающей куклы Анетты симпатична, но не слишком выразительно играет.
Фильм на любителя. Он либо понравится в первые полчаса, а если не понравился — то значит, фильм не «ваш», и его можно смело выключать. Мне показалось, отношение к фильму будет зависеть от того, насколько взгляды режиссёра на эстетику сходны со взглядами зрителя.
Примечания:
Я написала в заголовке, что Баба Яга из фильма почти не имеет ничего общего с русскими сказками. Я не стала писать "вообще не имеет", потому что героиня фильма всё - таки немолода, а не ровесница Валентины, и потому что она является колдуньей, как и сказочная Баба Яга.
В фильме иногда присутствуют разговоры на политические темы и небольшая демонстрация (несколько хиппи с плакатами, но в устном переводе присутствует текст только одного плаката).
В "Бабе Яге" есть один не совсем понятный с точки зрения логики момент: почему Валентина пошла домой к Бабе Яге забирать заколдованную камеру, приводившую к болезни и смерти людей? Сама она ей больше пользоваться больше не собиралась, а про её страх, вдруг Баба Яга сама станет фотографировать ей людей, убивая их этим, ничего не сказано. Расколдовать камеру Валентина тоже не просит. Тогда в чём смысл, не проще ли было вообще "забить" на эту камеру и не подвергать свою жизнь опасности, ведь у неё есть ещё один фотоаппарат.
В фильме есть небольшая "дыра"в сюжете. Из-за колдовства Бабы Яги пострадали две клиентки Валентины: девушке по имени Тони стало плохо после первого же кадра, и ей вызвали такси, а Ромину поранила заколдованной булавкой ожившая кукла. Когда Валентина и Арно сидят дома и обсуждают происходящее, то Арно звонит только Ромине и узнаёт, что она скончалась. Но почему-то ему не приходит в голову спросить у Валентины телефон Тони, чтобы позвонить и поинтересоваться её здоровьем, хотя он в курсе этой истории (Арно был дома у Валентины в день фотосессии и поднял с пола Тони, которой стало плохо). То есть непонятно, выжила Тони или нет.
Оценка: 8 из 10.
"Баба Яга" (1973): старый зарубежный фильм с героиней Бабой Ягой, которая почти не имеет ничего общего с русскими сказками
Источник: Дзен - «Канал Редкое кино»